Программа москва 2009 Составители программы кандидат филологических наук, профессор С. И. Гиндин - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Ласкина Наталья Олеговна кандидат филологических наук, доцент; 1 113.49kb.
Программа научно-исследовательской работы 1 320.58kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Этнолингвистика» 1 134.03kb.
Бобылев Борис Геннадивич 1 90.54kb.
Программа «юридическая психология» 1 42.72kb.
Заманская Валентина Викторовна доктор филологических наук, профессор... 1 388.43kb.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по научной специальности 9 1307.28kb.
Программа воспитания и обучения в детском саду 22 3582.63kb.
Актуальные вопросы психологии, социологии и социальных технологий... 10 1757.97kb.
Отчеты III отделения 1827-1869 Составители кандидат исторических... 76 11288.34kb.
Рабочая программа дисциплины культурология направление подготовки... 1 326.73kb.
Справка по результатам изучения вопроса о влиянии позиции Европейского... 1 252.24kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа москва 2009 Составители программы кандидат филологических наук, профессор - страница №1/1

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ЛИНГВИСТИКИ

Междисциплинарный комплексный экзамен по специальности


Теоретическая и прикладная лингвистика
(без специализации и со специализацией “Языки и теория коммуникации”)

ПРОГРАММА

Москва 2009

Составители программы –


кандидат филологических наук, профессор С.И.Гиндин

доктор филологических наук, профессор Г.Е.Крейдлин

доктор филологических наук, профессор М.А.Кронгауз

доктор филологических наук, профессор В.И.Подлесская

кандидат филологических наук, доцент Н.Р.Сумбатова

доктор филологических наук, профессор Я.Г.Тестелец

кандидат филологических наук, доцент Л.Л.Федорова
УТВЕРЖДЕНО:

Протокол № 4 заседания

Совета Института лингвистики РГГУ

от ­­­­­­­­­­­­22 декабря 2009 г.



пояснительная записка
Программа междисциплинарного комплексного экзамена ориентируется на современное состояние лингвистической науки и учитывает достижения отечественной и зарубежной лингвистики последних десятилетий. Задача экзамена проверить фундаментальные знания о современной лингвистике, которые студенты приобретают в рамках учебной специальности № 021800 "Теоретическая и прикладная лингвистика".

Студенты должны продемонстрировать знание основных лингвистических теорий и современных методов исследования, знакомство с основными научными школами.



В области фонетики студенты должны быть знакомы с артикуляционной и акустической базой речепроизводства, с основными понятиями фонетики и фонологии, с отечественными и зарубежными фонологическими школами, с таксономической и генеративной фонологией, должны владеть навыками фонетической и фонологической транскрипций, знать описания фонологических систем изучаемых языков.

В области морфологии студент должен знать критерии выделения словоформ, должен владеть методами их морфологического анализа, характеризовать аффиксы в составе словоформы, он должен быть знаком с такими понятиями, как словоизменение и словообразование, устанавливать список частей речи, выделять грамматические словоизменительные категории на определенном множестве словоформ, характеризовать словообразовательные модели, описывать морфологические особенности изучаемых языков.

В области синтаксиса студент должен продемонстрировать знакомство с главными результатами, полученными в последние десятилетия в изучении предложения и словосочетания, уметь самостоятельно проводить синтаксический анализ. Студент должен быть знаком с основными способами представления структуры предложения (структурой зависимостей и структурой составляющих); ориентироваться в основных подходах к решению таких синтаксических проблем, как: синтаксические свойства лексических единиц, структура клауз и предложений, залоги и деривации, актуальное членение предложения, проблема подлежащего, свойства синтаксических нулей. Студент должен иметь элементарные сведения о генеративной грамматике и других теоретических направлениях, продемонстрировать навык чтения научной литературы в области синтаксиса.

В области типологии студент должен иметь представление о целях и задачах общей и фрагментарной типологии, знать традиционные классификации языков, быть знакомым с инвентарем наиболее релевантных типологических параметров, относящих к разным уровням языковой структуры, знать реализации этих параметров в разных языках, уметь описывать типологические портреты изучаемых языков

В области семантики студенты должны продемонстрировать фундаментальные знания о природе и формах языкового значения, овладение теоретическим и понятийным аппаратом семантики, умение ориентироваться в различных проблемах, связанных со значением и его функционированием в человеческом общении. Студенты также должны продемонстрировать определенные навыки: технику семантического анализа, толкования различных языковых единиц (от морфемы до целого текста), умение порождения текста заданного жанра и др.

В области лингвистики текста и дискурса студенты должны иметь представление о месте дискурса в системе языковых уровней, знать основные подходы к описанию иерархической структуры дискурса, уметь выявлять основные типы связности текста и способы ее выражения.

В области лексикографии студенты должны продемонстрировать знание основных классов словарей, типов лексикографической информации; иметь представление об интегральных описаниях языковой системы и распределении грамматических и словарных сведений при интегральном описании.

В области социолингвистики студенты должны уметь применять принципы и методы социолингвистики к анализу языковых ситуаций в странах и регионах, процессов языковых изменений и складывания контактных языков, функционального использования языковых подсистем и функций высказываний в речевых актах; знать социолингвистические характеристики типичных языковых ситуаций, основных пиджинов, подсистем русского языка; иметь представление о направлениях языковой политики в России после 1917 г.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ИСТОРИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
Объект лингвистики. Определение языка и коммуникации. Язык и текст. Язык и речь. Естественные и искусственные языки. Живые и мертвые языки. Словарь и грамматика.

Знаковая природа языка. Язык и другие знаковые системы. Понятие знака, означающего и означаемого, синтактики.

Методы лингвистики. Моделирование как основной метод изучения языка. Модели языка.

Другие методы: наблюдение, корпусные исследования, интроспекция, языковой эксперимент и др. Отрицательный языковой материал.

Уровни языка. Основные языковые единицы (знаки и не-знаки). Грамматика и синтаксис.

Различные представления о природе и функциях языка в истории лингвистики.

Лингвистика и ее приложения. Системы автоматической обработки текста.

Основные парадигмы лингвистических исследований. Синхрония и диахрония. Сравнительно-исторический метод.

Основания межъязыковых сравнений: типологическая, генеалогическая и ареальная лингвистика.

Основные лингвистические традиции. История развития лингвистических представлений в мире

Лингвистический структурализм. Основные школы и направления структурализма.
ФОНЕТИКА
Предмет фонетики; место фонетического компонента в моделях языка. Понятие “фонетическая транскрипция”; транскрипция МФА.

Устройство речевого аппарата человека.

Компоненты речеобразования, их характеристика.

Артикуляционная фонетика: классификация согласных.

Артикуляционная фонетика: классификация гласных.

Просодические характеристики звуковых цепочек.

Важнейшие понятия таксономической фонологии. Правила объединения фонов в фонемы.

Общая характеристика генеративной фонологии.

Фонетические процессы в языке; их разновидности.

МОРФОЛОГИЯ


Предмет морфологии; место морфологического компонента в моделях языка. Понятие языкового знака, формальный способ его представления в модели “Смысл <=> Текст”.

Типы элементарных языковых знаков в составе словоформы.

Корни и аффиксы в составе словоформы.

Понятие “словоформа”; критерии выделения словоформ.

Структурные и семантические свойства композитов.

Понятия “словоизменительная грамматическая категория”, “граммема”.

Понятия “лексема”, “вокабула”; их соотношение.

Лингвистическая теория маркированности и ее применение к морфологии.

Типы языковых значений.

Части речи; основные подходы к выделению частей речи.

Понятие “основа”. Структурные типы основ.
СИНТАКСИС
Способы представления синтаксической структуры предложения: система зависимостей и система составляющих. Понятие вершины и зависимого. Фразовые категории.

Основные положения генеративизма. Понятие трансформации. Х'-теория. Ограничения на трансформации.

Семантические и синтаксические валентности. Актанты и сирконстанты. Семантические роли.

Согласование и управление. Морфологическая зависимость.

Предложение и предикативность. Понятие клаузы. Типы отношений между клаузами в полипредикативной конструкции.

Понятие подлежащего. Основные морфологические и контролирующие признаки подлежащего в русском языке.

Диатеза и залог. Актантная деривация.

Коммуникативная организация высказывания. Тема и рема, данное и новое, контрастивность.


СЕМАНТИКА
Термин семантика и его различные значения. Семантика как наука. История появления термина. Диахроническая и синхронная семантика.

Язык и мышление. Универсальное и специфическое в семантике различных языков (на примере категорий времени и цвета). Проблема переводимости.

Антропоцентричность языка и её проявления.

Языковая картина мира. Гипотеза Сепира – Уорфа (или гипотеза лингвистической относительности). Этнолингвистика. Неогумбольдтианство. Кросскультурная семантика и прагматика.

Значение. Треугольник Огдена и Ричардса. Сигнификат. Денотат и десигнат. Интенсионал и экстенсионал. Значение в языке и речи: смысл и референт. Тип референции, или денотативный статус.

Метаязык. Естественный язык как метаязык. Формальные метаязыки. Lingua mentalis и семантические примитивы А. Вежбицкой. Метаязыки в лингвистических моделях (модель Смысл ↔ Текст, порождающие модели).

Лексическая семантика. Способы описания семантики слова. Компонентный анализ. Семантические атомы. Семантические поля. Понятие тезауруса.

Семантические типы слов. Семантическая валентность, актант и сирконстант. Слова-предикаты, или слова-отношения. Референциальные значения. Прагматические значение: понятие дейксиса и анафоры, понятие шифтера

Иерархия и системность лексических значений. Полисемия и омонимия. Семантическая структура многозначного слова. Метафора. Метонимия. Синекдоха. Функциональные переносы.

Парадигматические и синтагматические отношения в лексике. Синонимы и антонимы. Конверсивы. Гиперонимия. Лексические функции и параметры.

Структура значения. Понятия инварианта и прототипа.

Основные идеи и понятия когнитивной семантики. Интерпретация языковой формы посредством когнитивных структур, через сознание и мышление. Основные понятия: структуры представления знаний, категоризация, долговременная и оперативная память, внимание и активация.

Теория речевых актов. Локуция, иллокуция и перлокуция. Высказывание и его иллокутивная сила. Перформативы. Классификация речевых актов. Косвенные речевые акты.

ТИПОЛОГИЯ


Традиционные типологические классификации языков. Их оценка с точки зрения современной типологии.

Типология грамматических категорий имени.

Типология грамматических категорий глагола: синтаксические категории.

Типология грамматических категорий глагола: семантические категории.

Типология простого предложения. Основные типы конструкций: номинативная, эргативная, активная.

Типология порядка слов. Право- и левоветвящиеся языки.

Типология синтаксических (=грамматических) отношений. Понятие подлежащего, основные критерии его выделения.

Основные классы актантных дериваций. Типология каузативных конструкций.

Основные типы полипредикативных конструкций. Типология pелятивных конструкций.

Иерархия одушевленности.


ЛЕКСИКОГРАФИЯ
Синонимия. Квазисинонимия. Сочетаемость слов.

Словари языка, словари культуры, энциклопедические словари.

Коммуникативная и стилистическая информация о слове в словаре.

Фонетическая, фонологическая и морфологическая информация о слове в словарях различных типов.

Понятие словаря. Энциклопедия и словарь. Характеристика лингвистических словарей. Типология существующих словарей.

Типы лексико-семантической, синтаксической и прагматической информации в словаре для интегральной модели языка.


ЛИНГВИСТИКА ТЕКСТА И ДИСКУРС

Механизмы межфразовой связи. Основные разновидности средств их языковой реализации.

Предложение как единица языка и как элемент текста. Типовые случаи их соотношения. Парцелляция и присоединение.

Сверхфразовые единства, принципы их формирования и выделения, основные свойства.

Цельность текста и ее проявления в свойствах дерева составляющих текста. Соотношение цельности и связности текста.

Явленная структура текста; способы ее задания. Абзац и его соотношение с единицами внутренней структуры текста.

Актуальная и потенциальная (структурная) текстовость. Три способа текстообразования.

Понятие текста (в сопоставлении с другими базовыми понятиями лингвистики). Различия в употреблении термина текст в лингвистике и в других областях науки и практики.

Основные значения термина дискурс в современной лингвистике.
СОЦИОЛИНГВИСТИКА
Языковые контакты как фактор языковой эволюции. Понятия субстрата и суперстрата. Языковые союзы. Пиджины и креольские языки.

Одноязычие и многоязычие. Билингвизм и диглоссия. Примеры различия языковых ситуаций по этим параметрам.

Понятие языковой политики. Основные направления и принципы языковой политики, осуществлявшейся в нашей стране после 1917 г.

Традиционно выделяемые социальные подсистемы русского языка. Отличие подсистемы от функционального стиля. Взаимовлияние языковых подсистем в изменяющихся социальных условиях.

Функционирование языка в архаическом обществе. Понятия табу и эвфемизма, их роль в современном языковом употреблении.

Языковые изменения. Факторы языкового развития и механизмы изменения языка.

Содержание коммуникативной компетенции члена речевого коллектива. Социолингвистические переменные в речевом общении на примере правил выбора форм обращения (ТЫ/ВЫ)

Основные модели коммуникативного акта. Функции высказывания, выделяемые на основании различных моделей коммуникативного акта.

ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ИСТОРИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ



Реформатский А.А. Введение в языковедение. Изд. 5-е исп. М.: Аспект Пресс, 2007.

Маслов Ю.С. Ведение в языкознание. Изд. 6-е, стер. М.: Академия, фил. фак. СПбГУ, 2007.

Шайкевич А.Я. Введение в лингвистику. М.: Академия. 2005.

Лайонс Джон. Язык и лингвистика. Вводный курс. М:УРСС, 2004

Алпатов В.М. История лингвистических учений. М.: "Языки русской культуры", 1998.

Баранов А.Н. Введение в прикладную лингвистику. М.: Едиториал УРРС, 2001.

Бурлак С.А., Старостин С.А. Сравнительно-историческое языкознание. М.: Академия. 2005

Кодзасов С.В., Кривнова О.Ф. Общая фонетика. М.: РГГУ, 2001.

Кронгауз М.А. Семантика. М.: РГГУ. 2001.

Плунгян В.А. Общая морфология: Введение в проблематику. Изд. 2-е. М.: Едиториал УРСС, 2003.

Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В.И. Ярцевой. М.: Научное изд-во «Большая российская энциклопедия», 2002.

Энциклопедия «Кругосвет»: www.krugosvet.ru

ФОНЕТИКА


Касевич В.Б. Труды по языкознанию. СПб.: Академия, фил. фак. СПбГУ, 2006.

Кодзасов С.В., Кривнова О.Ф. Общая фонетика. М., 2001.

Кодзасов С.В., Кривнова О.Ф. Современная американская фонология. Изд. 2-е, стер. М.: Едиториал УРСС, 2004.

Мельчук И.А. Модификация как морфологическое средство // Мельчук И.А. Курс общей морфологии. T. III. Глава II, с. 40 138. Москва; Вена: Языки русской культуры; Венский славистический альманах, 2000.

Реформатский А.А. Фонетика // Реформатский А.А. Введение в языковедение. Глава III. Изд. 5-е исп. М.: Аспект Пресс, 2007.

Трубецкой Н.С. Основы фонологии. Изд. 2-е. М.: Аспект Пресс, 2000.

Ladefoged P. A course in phonetics. 5th ed. Boston: Thomson/Wadsworth, 2006.

Ladefoged P. Vowels and consonants: An introduction to the sounds of languages. 2nd ed. Oxford: Blackwells, 2001.

Ladefoged P., Maddieson I. The sounds of the world's languages. Oxford: Blackwells, 1996.

МОРФОЛОГИЯ



Зализняк А.А. “Русское именное словоизменение” с приложением избранных работ по современному русскому языку и общему языкознанию. М.: Языки славянской культуры, 2002.

Маслов Ю.С. Ведение в языкознание. Изд. 6-е, стер. М.: Академия, фил. фак. СПбГУ, 2007.

Мельчук И.А. Курс общей морфологии. Т. I. Москва - Вена: "Языки русской культуры", Wiener Slavistischer Almanach, Sonderband 38/1, Издательская группа "Прогресс", 1997.

Мельчук И.А. Курс общей морфологии. Т. II. Москва - Вена: "Языки русской культуры", Wiener Slavistischer Almanach, Sonderband 38/2, 1998.

Мельчук И.А. Курс общей морфологии. Т. III. Москва - Вена: "Языки русской культуры", Wiener Slavistischer Almanach, Sonderband 38/3, 2000.

Мельчук И.А. Курс общей морфологии. Т.IV. Москва - Вена: "Языки славянской культуры", Wiener Slavistischer Almanach, Sonderband 38/4, 2001.

Плунгян В.А. Общая морфология: Введение в проблематику. Изд. 2-е. М.: Едиториал УРСС, 2003.

Реформатский А.А. Введение в языковедение. Изд. 5-е исп. М.: Аспект Пресс, 2007.

СИНТАКСИС



Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. // Апресян Ю.Д. Избранные труды. М., 1995.

Гладкий А.В. Синтаксические структуры естественного языка. М. Изд-во ЛКИ. 2007

Кибрик А.Е. Очерки по общим и прикладным вопросам языкознания. М., 1992.

Кинэн Э. К универсальному определению подлежащего. // Новое в зарубежной лингвистике". Вып. II, M., 1981.

Ковтунова И.И. Современный русский язык. Порядок слов и актуальное членение предложения. М., 1976.

Матезиус В. О так называемом актуальном членении предложения. // Пражский лингвистический кружок. М., 1967.

Падучева Е.В. О семантике синтаксиса. М., 1974.

Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. М., 1928 ( и др. издания).

Тестелец Я.Г. Введение в общий синтаксис. М., 2001.

Филлмор Ч. Дело о падеже //Новое в зарубежной лингвистике. В.10, М., 1981.

Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса. М., 1972.

Чейф У. Значение и структура языка. М., 1975.

Radford A. English Syntax. Cambridge University Press. 2004

Carnie A. Syntax. A Generative Introduction. Blackwell. Oxf. 2006.

ТИПОЛОГИЯ



Зализняк А.А., Падучева Е.В. К типологии относительного предложения. / Семиотика и информатика, вып. 35. М., 1997, с. 59-107.

Кибрик А.Е. Очерки по общим и прикладным вопросам языкознания. М.: Изд-во МГУ, 1992.

Кибрик А.Е. Константы и переменные языка. СПб: Алетейя, 2003.

Кинэн Э.Л. К универсальному определению подлежащего / Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XI. М.: Прогресс, 1982, с. 236-276.

Мельчук И.А. Курс общей морфологии. Т. 1, 2, 3. Москва – Вена : Языки русской культуры – Wiener Slawistischer Almanach. 1997 – 2000.

Плунгян В.А. Общая морфология: Введение в проблематику. Изд. 2-е. М.: Эдиториал УРСС, 2003.

Трубецкой Н.С. Основы фонологии. Изд. 2-е. М.: Аспект Пресс, 2000.

Comrie B. Language universals and linguistic typology: Syntax and Morphology. 2nd ed. Oxford: Blackwell, 1989.

Croft W. Typology and universals. 2nd ed. Cambridge: Cambridge University Press, 2002.

СЕМАНТИКА



Апресян Ю.Д. Избранные труды, том I. Лексическая семантика: 2-е изд., исп. и доп. М.: Школа "Языки русской культуры", 1995.

Апресян Ю.Д. Избранные труды, том II. Интегральное описание языка и системная лексикография. М.: Школа "Языки русской культуры", 1995.

Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари. 1996.

Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков. М.: Школа "Языки русской культуры". 1999.

Кронгауз М.А. Семантика. М.: РГГУ. 2001.

Кронгауз М.А. Семантика: Задачи, задания, тексты. М.: Академия. 2006..

Кобозева И.М. Лингвистическая семантика. М.: Едиториал УРСС. 2004.

Лайонз Дж. Лингвистическая семантика: Введение. М.: Языки славянской культуры. 2003.

Лакофф Дж. Женщины, огонь и опасные вещи: Что категории языка говорят нам о мышлении. М.: Языки славянской культуры. 2004.

Мельчук И. А. Опыт теории лингвистических моделей «СМЫСЛ ↔ ТЕКСТ». М.: Школа "Языки русской культуры", 1999.

Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. Пер. с англ. Изд.2. М.: УРСС. 2008.

ЛЕКСИКОГРАФИЯ



Апресян Ю.Д. (ред.) Новый объяснительный словарь синонимов русского языка. Москва - Вена: "Языки русской культуры", Wiener Slavistischer Almanach, Sonderband 60, 2004.

Апресян Ю.Д. (ред.) Языковая картина мира и системная лексикография (отв. ред. Ю. Д. Апресян). М.: "Языки славянских культур", 2006, Предисловие и гл. 1, с.26 -- 74.

Апресян Ю.Д. Избранные труды, том I. Лексическая семантика: 2-е изд., исп. и доп. М.: Школа "Языки русской культуры", 1995.

Апресян Ю.Д. Избранные труды, том II. Интегральное описание языка и системная лексикография. М.: Школа "Языки русской культуры", 1995.

Булыгина Т.В., Шмелев А.Д. Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики). М.: Школа "Языки русской культуры", 1997.

Крейдлин Г.Е., Шмелев А.Д. Математика помогает лингвистике. М.: Просвещение, 1994.

Мельчук И.А. Опыт теории лингвистических моделей "Смысл Текст". М.: "Языки русской культуры", 1999.

Мельчук И.А., Жолковский А.К. Толково-комбинаторный словарь русского языка (ТКС) // Wiener Slawistischer Almanach. Sonderband 14. Wien, 1984.

Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974.

Bolinger D. The atomization of meaning // Language. 1965. Vol. 41. №4.

Hornby A. Some problems in lexicography // English language Teaching. 1970. 19.

ЛИНГВИСТИКА ТЕКСТА И ДИСКУРС



Валгина Н.С. Теория текста: Учебное пособие. М: Логос, 2003. [Главы 4, 7-11, 14]

Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. 6-е изд. М.: ЛКИ, 2008 ("Лингвистическое наследие XX века")

Гиндин С.И. О понятии текста // Гиндин С.И., Леонтьева Н.Н. Проблемы анализа и синтеза целого текста в системах машинного перевода, диалоговых и информационных системах. М.: ВЦП, 1978. С. 75-83.

Гиндин С.И. Советская лингвистика текста: некоторые проблемы и результаты (1948-1975) // Известия Академии наук СССР. Серия лит. и яз. 1977. Т. 36. N 4. С. 348-361.

Дейк Т. А. ван. Структура новостей в прессе // Дейк Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация. Пер. с англ. / Сост. В.В.Петрова; Под ред. В.И.Герасимова. М.: Прогресс, 1989. С. 228-267.

Жинкин Н. И. Четыре коммуникативные системы и четыре языка // Жинкин Н.И. Язык — речь — творчество. М.: Лабиринт, 1998. С. 8-35.

Леонтьев А.А. Понятие текста в современной лингвистике и психологии // Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. М.; Воронеж: РАО, 2004. С. 244-255.

Макаров М.Л. Ab ovo – что такое «дискурс» // Макаров М.Л. Основы теории дискурса. М.: Прогресс, 2003. С.83–90.

Смирнов А.А. Психология запоминания / [3-е изд.] // Смирнов А.А. Избранные психологические труды. Т.2. М.: Педагогика, 1987. Гл. 5-6. С. 151-157, 173-186.

Филиппов К. А. Лингвистика текста: Курс лекций - 2-е изд., исп. и доп. Изд. С.-Петерб. ун-та, 2007. Главы 6, 8, 10.

СОЦИОЛИНГВИСТИКА



Алпатов В.М. 150 Языков и политика. М., 1997.; 2000 (издание 2-е, дополненное).

Беликов В.А., Крысин Л.П. Социолингвистика. М., РГГУ, 2001.

Белл Р. Социолингвистика. М., 1980.

Вахтин Н.Б., Головко Е.В.. Социолингвистика и социология языка. СПб., 2004.

Ганеев Б. Язык. Уфа, 2001. С.228-238 (Социолингвистика).

Мечковская Н.Б. Социальная лнгвистика. М., 1996.

Wardhaugh Ronald. An Introduction to Sociolinguistics. 4th ed. Blackwell, 2002.

Вайнрайх У. Языковые контакты. Киев, 1983.

Иванов Вяч. Вс.. Лингвистика третьего тысячелетия. Вопросы к будущему. М., 2004. С. 89-100 (11. Языковая ситуация мира и прогноз на ближайшее будущее).

Лабов У. Исследование языка в его социальном контексте // Новое в лингвистике. Вып.7. М., 1975. С. 96-181.

Лабов У. О механизме языковых изменений. Там же. С.320-335.

Фёдорова Л.Л. Об определении функций речевых актов //Компьютерная лингвистика и информационные технологии. Труды Международной конференции Диалог’2003. М., 2003. С. 151-156.

Фёдорова Л.Л. Семиотика. М., 2004. С. 126-141 (Лекция 4. Функционирование знаковых систем. Семиотическая структура коммуникации).

Якобсон Р. Лингвистика и поэтика // Структурализм: "за" и "против". М., 1975. С. 193-230. Также в: Семиотика. Хрестоматия (под ред. Л.Л. Федоровой). М., 2005. С. 120-133.




Ненависть, которую мы питаем к нашим врагам, вредит их счастью меньше, чем нашему собственному. Жан Пти-Сенн
ещё >>