Программа «мой край мой дом» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Смерть поэта"; "Мой дом 1 215.42kb.
Сценарий Исполнение гимнов чр и РФ 1 149.9kb.
Мой любимый поселок 5 класс 1 70.7kb.
Мой верный друг! Мой враг коварный! Мой царь! Мой раб! Родной язык! 1 15.51kb.
Конкурс сочинений «Люблю тебя, мой край родной!» Сочинение Мой родной... 1 42.38kb.
«Мой верный друг! Мой враг коварный! Мой царь! Мой Бог! Родной язык! 1 38.63kb.
Доктор айболит 1 45.87kb.
Мой верный друг! Мой враг коварный! Мой царь! Мой раб! Родной язык! 1 31.53kb.
 Язык мой враг мой: прежде ума рыщет.  Язык мой, а речи не свои... 1 21.36kb.
План олимпийского образования «Детям о Сочи-2014» в мкоунош д. 1 54.95kb.
Христианские рассказы для детей Мой венец в небе! 4 777.94kb.
Страна / Регионы и заявки Первенство России по каратэ среди юношей... 1 36.83kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа «мой край мой дом» - страница №1/1



Российская Федерация

Ханты-Мансийский автономный округ- Югра

Октябрьский район

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Нижне – Нарыкарская средняя общеобразовательная школа»

МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА



«МОЙ КРАЙ – МОЙ ДОМ»
для учащихся 1-4 классов

четырехлетней начальной школы




Автор – составитель: учитель начальных классов

Барман Галина Васильевна

Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………………3

Учебно-тематический план 1-й год обучения………………………………………6

Содержание программы 1-й год обучения………………………………………….6

Учебно-тематический план 2-й год обучения………………………………………7

Содержание программы 2-й год обучения………………………………………….7

Учебно-тематический план 3-й год обучения………………………………………6

Содержание программы 3-й год обучения………………………………………….6

Учебно-тематический план 4-й год обучения………………………………………7

Содержание программы 4-й год обучения………………………………………….8

Материально-техническое обеспечение…………………………………………….9

Литература…………………………………………………………………………….9

Пояснительная записка
Модульная программа «Мой край – мой дом» составлена с учетом ФГОС на основе программы учебного курса «Окружающий мир» («Мир вокруг нас») для учащихся 1-4 классов четырехлетней начальной школы; автор А.А. Плешаков.

Образование, полученное в начальной школе, является базой, фундамента всего последующего обучения. Актуальным в образовании представляется гармоничное сочетание обучения, развития и воспитания с максимальным учетом национальных и региональных традиций, формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Именно этот аспект и послужил ориентиром для разработки модульной программы.

Сохранение культурных ценностей является важным условием процветания общества. Оторванность от национальной культуры, от исторических корней приводит к появлению у подрастающего поколения негативных тенденций: безнравственности, цинизма, социальной апатии, преклонения перед иностранными, иногда не лучшими, традициями и стилем жизни, заимствования внешних ориентиров.

Культура народов Севера является богатейшим материалом не только для введения ребенка в мир искусства, знакомства с традициями народов Севера, духовно – нравственного воспитания, способности видеть красоту и гармонию, но и способствовать развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально – положительное отношение к объектам эстетического содержания.

Модульная программа «Мой край – мой дом» в настоящий момент актуальна, потому что имеет ярко выраженную региональную, интегративную направленность и отражает социальный заказ общества.

Цель программы: познакомить детей с природным, социальным и рукотворным миром родного края.

Задачи:

- Формировать представление о том, что ХМАО является частью большой, богатой многонациональной страны - Россия;

- Раскрыть уникальность родного края;

- Познакомить с народными традициями, по которым веками живут коренные жители Севера;

- Формировать любовь к родному краю и интерес к его прошлому и настоящему.

Особенностью данной программы является то, что знания полученные детьми во время непосредственной образовательной деятельности с детьми реализуются в продуктивных видах деятельности (аппликация, лепка, рисование, конструирование) и в практической деятельности.

Программа рассчитана на 4 года обучения и реализуется в работе с детьми младшего школьного возраста, во время непосредственной образовательной деятельности.

Программа представляет собой модифицированный вариант планирования образовательной деятельности, в ней используются интегрированные и личностно-ориентированные подходы в обучении детей. В процессе обучения применяются творческий и репродуктивный методы обучения в группах. Используются индивидуальные, групповые и дифференцированные формы деятельности. Все темы взаимосвязаны и взаимообусловлены, так как подчинены единой целевой установке данной программы.



Формы реализации программы:

  • Беседы с детьми;

  • Работа с картой России и ХМАО;

  • Экскурсии

  • Практические работы

  • Чтение научной и художественной литературы;

  • Дидактические и подвижные игры;

  • Продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация);

  • Проектная и исследовательская деятельность

  • Конкурсы-викторины, выставки детских творческих работ.

Результаты изучения модульной программы

Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:

  • проявление чувства гордости за свою малую Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием Югры;

  • осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;

  • эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры Югры;

  • способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных  ситуациях доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;

  • мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям малой Родины.


Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:

  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);

  • объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

  • соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные

  • выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);

  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;

  • анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;

  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения)

  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;

  Коммуникативные

  • включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;

  • формулировать ответы на вопросы;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;

  • составлять рассказ на заданную тему;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  Предметные результаты

  • осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры ХМАО;

  • приводить примеры растений и животных ХМАО;

  • выполнять правила рационального питания, закаливания;

  • понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;

  • раскрывать роль экономики в нашей жизни и в жизни округа;

  • осознавать значение природных богатств ХМАО в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения  к природным богатствам;

  • понимать и уважать традиции малочисленных народов Севера;

  • использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1-й год обучения


Темы разделов основной программы

Кол-во час по основной программе

Темы модульной программы

Кол-во часов по модульной программе

Теор/ч

Практ/ч

Всего

Введение

9

Мой край


1

1

2

Что и кто?

18

Жизнь обитателей тайги


1

1

2

Как, откуда и куда?

12

Куда текут реки

1

1

2

Где и когда?

9

Традиционная одежда народов ханты и манси

1

1

2

Почему и зачем?

17

Овощи и фрукты. Витамины.

1

1

2

Итого:

5

5

10

СОДЕРЖАНИЕ

Мой край. Наш «адрес»: страна Россия, название нашего села, что мы называем родным краем.

Жизнь обитателей тайги. Насекомые, рыбы птицы и звери своей местности. Знакомство с отдельными представителями растений своей местности.

Куда текут реки. Обь и Иртыш – могучие реки Западно-Сибирской равнины. Жизнедеятельность обских рыб: щуки, окуня, язя, сороги, нельмы, стерляди, муксуна. 

Традиционная одежда народов ханты и манси. Особенности национальной одежды обско-угорских народов в разные времена года.  

Овощи и фрукты. Витамины. Разнообразие овощей и фруктов. Почему нужно есть много овощей и фруктов? Витамины.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2-ой год обучения


Темы разделов основной программы

Кол-во час по основной программе

Темы модульной программы

Кол-во часов по модульной программе

Теор/ч

Практ/ч

Всего

Где мы живем?

2

Где мы живем

1

1

2

Природа

21

Природа Югры


2

2

4

Жизнь города и села

12

Наш дом

1

1

2

Путешествия

17

Югорская земля

1

1

1

Итого:

5

5

10

СОДЕРЖАНИЕ

Где мы живем. Знакомство с этнографическими особенностями края. Символика и геральдика ХМАО . Сказки и легенды народов ханты и манси.

Природа Югры. Красная книга Югры. Священные растения и животные обских угров. Мифы и легенды о растениях и животных нашего округа.

Наш дом. Ознакомление с жилищем, бытом и образом жизни народов ханты и манси.

Югорская земля. Столица ХМАО - г. Ханты – Мансийск: культурные и этнические особенности.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

3-й год обучения

Темы разделов основной программы

Кол-во час по основной программе

Темы модульной программы

Кол-во часов по модульной программе

Теор/ч

Практ/ч

Всего

Как устроен мир

7

Мой край – мой дом

1

1

2

Эта удивительная природа

19

Человек – часть живой природы.

1

1

2

Мы и наше здоровье

8

Здоровый образ жизни.

1

1

2

Чему учит экономика

12

Природные богатства.

1

1

2

Путешествие по городам и странам

13

Культурное наследие Югры

1

1

2

Итого:

5

5

10

СОДЕРЖАНИЕ

Мой край – мой дом. Семья, народ, государство – части общества. Сохранение нравственных ценностей семьи, возрождение и сохранение народных семейных традиций. Традиционно-обрядовые праздники.

Человек – часть живой природы. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Берегите природу.

Здоровый образ жизни. Природные условия Югры. Образ жизни народов ханты и манси в разные времена года. Особенности труда рыболова, охотника. Знакомство с традиционными видами спорта.

Природные богатства. Нефть и газ – природные богатства Югры. Разнообразие полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Культурное наследие Югры. Знакомство с архитектурными памятниками Югорского края. Знаменитые люди и таланты Югры.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

4-й год обучения

Темы разделов основной программы

Кол-во час по основной программе

Темы модульной программы

Кол-во часов по модульной программе

Теор/ч

Практ/ч

Всего

Земля и человечество

10

Прошлое и настоящее глазами эколога.

1

1

2

Природа России

10

Многообразная фауна Югры

1

1

2

Родной край – часть большой страны

14

Растениеводство в нашем крае

1

1

2

Страницы истории Отечества

20

Страницы истории Югры

1

1

2

Современная Россия

9

Малая Родина

1

1

2

СОДЕРЖАНИЕ

Прошлое и настоящее глазами эколога. Понятие «Природа» и «Экология». Взаимосвязь природы, экологии и человека. Роль заповедников Югры в охране природы.

Многообразная фауна Югры. Разнообразный мир животных Югры. Их сходство, различие, образ жизни. Фольклор «Сказки бабушки Аннэ».

Растениеводство в нашем крае. Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли: полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство.

Страницы истории Югры. Первые сведения о прошлом нашего края, села. Появление географических названий населенных пунктов, рек и т.д. Возникновение традиционных занятий коренных народов Югры.

Малая Родина. Современные традиции коренных народов Югры. Знаменитые люди Югры: поэты, писатели, художники.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ




№ п/п

Наименование

Количество

1

ПК

1

2

Принтер

1

3

Экран

1

4

Проектор

1

5

Аудиоколонки

1


ЛИТЕРАТУРА


  1. Концепция и программы для начальных классов в 2-х частях - М.: Просвещение, 2009.

  2. Примерные программы по учебным предметам - М.: Просвещение, 2010.

  3. Интегрированная программа по краеведению «Мы – дети природы» / Под. ред. Т. К. Орловой. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2003.

  4. Гаврилова О.Н. Край родной. Азбука краеведения - Екатеринбург “СВ – 96”, 2001.

  5. Сейненский А.Е. Краеведение в школьном историческом образовании. - М: Книголюб, 2006.

  6. Краеведение в школе. В помощь учителю, работающему по региональному плану. Под редакцией Т.Б. Табардановой, Ульяновск: ИКП ПРО, 2005.

  7. Сказки бабушки Аннэ / Ил. детей пос. Талинка. – Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. изд-во, 2001. – 120 с.: ил.

  8. Интернет-ресурс: knowledge.allbest.ru

  9. Интернет – ресурс: raipon.info







Джентльмены предпочитают облигации. Эндрю Меллон, финансист
ещё >>