Программа модуля повышения квалификации по истории и культуре ислама - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа курса повышения квалификации по истории и культуре ислама 1 244.06kb.
Программа курса повышения квалификации по истории и культуре ислама 1 151.33kb.
Программа курса повышения квалификации по истории и культуре ислама 1 158.67kb.
Программа курса повышения квалификации по истории и культуре ислама 1 219.54kb.
Программа курса повышения квалификации по истории и культуре ислама 1 42.68kb.
Программа курса повышения квалификации по истории и культуре ислама 1 154.97kb.
Программа курса повышения квалификации по истории и культуре ислама 1 165.24kb.
Программа курса повышения квалификации по истории и культуре ислама 1 203.62kb.
Программа курса повышения квалификации по истории и культуре ислама 1 189.58kb.
Сборник текстов (ридер) к модулю повышения квалификации по истории... 7 1415.18kb.
Программа повышения квалификации педагогических работников 1 115.21kb.
Агентство росгидромета по специализированному гидрометобеспечению 1 76.03kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа модуля повышения квалификации по истории и культуре ислама - страница №1/2

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГАОУ ВПО «КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Толкования Корана: классическая традиция
Программа модуля повышения квалификации по истории и культуре ислама

Составитель: Сафиуллина-Аль Анси Р.Р.

Допущено Учебно-методическим советом по реализации образовательных программ профессиональной подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама в качестве образовательной программы повышения квалификации по истории и культуре ислама

Казань

2012

УДК 297. 18

ББК 86.3

Т52


Рецензент:

Т52 Толкования Корана: классическая традиция / Программа модуля повышения квалификации по истории и культуре ислама / Сост. Р. Р. Сафиуллина-Аль Анси. – Казань, 2012. – 34 с.


Аннотация: Программа включает в себя отдельный систематизированный блок знаний по тафсиру. Программа содержит введение, где изложены актуальность и педагогическая целесообразность модуля, цели и задачи дисциплины, место дисциплины в учебном процессе, требования к уровню освоения студентами, примерный расчет часов Основную часть, представляющуют собой тематический план лекций и список рекомендованных источников и литературы. Также сюда включены иллюстративные средства, тестовые материалы и материалы семинарских занятий. Данный курс предназначен для повышения квалификации специалистов, спирантов и студентов, а также для всех, кто стремится к получению объективных знаний об одном из его основных источников. Программа составлена к лекциям, прочитанным в КФУ профессором Фроловым Д. В. в рамках курсов повышения квалификации "Исламоведческие исследования в России и за рубежом" 27 июня - 11 июля 2012 года.

© Сафиуллина-Аль Анси Р.Р. 2012

© Казанский (Поволжский) федеральный университет, 2012

СОДЕРЖАНИЕ


  1. Пояснительная записка 4

  2. Содержание курса 6

  3. Справочно-словарные средства 11

  4. Учебно-наглядные (иллюстративные) средства 12

  5. Тестовые материалы 30

  6. Ключи к текстам 34

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА МОДУЛЯ

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

ПО ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ ИСЛАМА

«Толкования Корана: классическая традиция»

Пояснительная записка

Актуальность и педагогическая целесообразность курса «Толкования Корана: классическая традиция» определяется в научном плане - местом и значением Корана в системе арабо-мусульманской культуры и в структуре мировой цивилизации, в учебно-методическом плане - важностью знания и понимания Корана для подготовки арабистов и исламоведов, в общественно-политическом плане – масштабом и значением происходящих в стране процессов возрождения всех традиционных конфессий, включая ислам, и потребностями самых широких слоев общества, как мусульман, так и немусульман, в объективном знании о писании ислама. Этим обусловлены цель и задачи модуля.

Коран с точки зрения его содержания – это, прежде всего, закон ислама, это священная история ислама, – это основания концепции писания ислама в ряду других писаний, это этика ислама, это принципы взаимоотношений с внешним миром, это устройство мироздания и сведения о потустороннем мире, это эсхатологическое учение.

Основные задачи учебной дисциплины:
· изучение истории ниспослания, составления свода и канонизации текста Корана;
· приобретение системы знаний об особенностях текста Корана;
· привитие знаний об истории и научных методах коранических наук;
· развитие исследовательских навыков в процессе постижения феноменологии текста Корана;
· подготовка к самостоятельной работе с источниками и анализу текста Корана.

В результате изучения курса обучающиеся должны:
знать:
– историю ниспослания и составления Корана – Священного Писания мусульман;
– композиционные и стилистические особенности Корана с позиций исламской науки толкования;
– важнейшие исследовательские принципы мусульманской экзегетики (тафсира).

уметь:
– разъяснять особенности содержания Корана;
– использовать религиоведческие знания в процессе учебной, научной и профессиональной деятельности.

быть ознакомленными:

– с историей формирования тафсира как области науки о Коране;

– с различиями в подходах к принципам толкования текста Корана.

Место дисциплины в учебном процессе.

Дисциплина относится к циклу образовательных гуманитарных дисциплин программы модуля повышения квалификации по истории и культуре ислама

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: арабский язык, культурология, история ислама, арабская литература.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшей работе.

Структура учебно-методического комплекта по дисциплине модуля: «Толкования Корана: классическая традиция» составляет базовый теоретический курс, дающий основательную систему знаний по этой дисциплине.

Учебно-методический комплект подготовлен в соответствии с «Требованиями к разработке и аттестации образовательной программы модуля повышения квалификации по истории и культуре ислама и учебно-методических средств реализации модуля повышения квалификации по истории и культуре ислама». Учебно-методический комплект содержит темы лекционного материала и семинарских занятий, список рекомендуемой к изучению основной и дополнительной литературы. Узловые вопросы и основные понятия, а также вопросы и задания по каждой теме определяют круг знаний и практических умений, которыми должен овладеть целевой слушатель в процессе изучения курса.

Важной составной частью комплекта являются вопросы контроля усвоения знаний обучаемых, текстовые задания и задачи, а также примерный перечень тем творческих заданий.

Кроме того, предполагается проведение самостоятельной работы слушателями, которая происходит под контролем преподавателя и имеет своей целью не только проработку основных вопросов, рассматриваемых в ходе лекционного курса и семинарских (практических) занятий, но анализ не охваченных основным курсом отдельных вопросов.



Тесты носят контрольно-проверяющий характер, но также нацелены на активизацию познавательной деятельности в процессе изучения отдельных тем и при закреплении знаний.
Примерный расчет учебных часов


№ п.п.

Название разделов и тем

Аудиторные часы







Лекции

Семинары

Всего

1

Общие сведения о Коране

2 часа




2 часа

2

История ниспослания Корана

2 часа




2 часа

3

Разбор одной из сур 30 джуз’а




2 часа

2 часа

4

История составления и записи Корана. Публикации и переводы

2 часа




2 часа

5

Общее представление о корановедении

2 часа




2 часа

6

Разбор одной из сур 30 джуз’а




2 часа

2 часа

7

Понятие тафсира. Тафсир и та’вил. Периодизация истории тафсира

2 часа




2 часа

8

История тафсира: Ранний этап и классические комментарии

2 часа




2 часа

9

Разбор одной из сур 30 джуз’а




2 часа

2 часа







12 часов

6 часов

18 часов


Содержание программы


  1. Общие сведения о Коране и комментариях к Корану.

Ulum al-quran wa-t-tafsir «науки о Коране и комментарии к нему». Ilm at-tanzil wa-t-tawil «наука о ниспослании и толковании».

Основные разделы, входящие в структуру корановедения:

- Разделы, посвященные истории писания ислама: история ниспослания (nuzul) Корана; История письменного свода Корана (mushaf).

- Разделы, посвященные чтениям Корана (qiraat) и правилам его рецитации (tajwid);

- Разделы, посвященные пониманию смысла Корана.

- Разделы, посвященные языку Корана: лексике и грамматике.

- Разделы, посвященные стилю и композиции Корана.

- Разделы, посвященные чудесности, неподражаемости Корана и его достоинствам.

Три ключевых понятия, определяющих задачи изучения Корана мусульманскими учеными:

- qiraa «чтение»,



- sharia «закон»,

- tafsir «комментарий, толкование».


  1. Ниспослание Корана.

Два этапа истории Корана: устное откровение и письменный текст.

Ниспослание Корана как раздел корановедения:

- Хронология и периодизация коранического текста: деление на мекканские и мединские суры, другие варианты периодизации текста, в порядке ниспослания.

- Характеристика содержания откровения по трем периодам.

- Ниспослание Корана в семи харфах.

- Обстоятельства ниспослания





  1. История составления Корана.

Ранние своды (Ибн Мас‘уд, Убайй, ‘Али и др.). Канонический свод Зайда ибн Сабита, или так называемый «Османов кодекс». Комиссия ал-Хаджжаджа (рубеж 7-8 вв.) и унификация текста Писания до слова и харфа. Сложение системы вокализации Корана и канонизация «семи чтений» в 10 в. как завершающий этап унификации коранического текста. Текстологическая основа современного печатного Корана.

Mushaf «список, свод, кодекс» – полный записанный текст Корана как материальный объект.

Вехи письменной истории Корана:

Начало разрозненных записей – вторая половина мекканского периода пророческой миссии Мухаммада (ок. 614-615 – 622).

- Запись и составление отдельных сур писцами Мухаммада под его диктовку и под его контролем – мединский период (622-632).

- Составление ранних неканонических сводов Корана – правление первых праведных халифов (632 – ок. 650).

- Составление канонического свода Корана – Османова кодекса (мусхаф ‘Усман) – правление третьего праведного халифа ‘Усмана ибн ‘Аффана (644-656).

- Окончательная выверка текста Корана «до слова и харфа» и начало его огласования – правление Омеййадского халифа ‘Абд ал-Малика (685-705).

- Канонизация семи школ чтения Корана Ибн Муджахидом – первая треть 10 в.

- Превращение чтения куфийского чтеца ‘Асима (версия «Хафса от ‘Асима) в основу печатного текста Корана с сохранением чтения мединца Нафи‘а в версии его ученика Варша как магрибинского регионального варианта печатного Корана – 19-20 вв.

Список грамотных людей в Мекке в период пророческой миссии Мухаммада.

Этапы унификации и канонизации текста писания:

1. Реформа арабской письменности (эпоха правления омейядского халифа ‘Абд ал-Малика (685-705) и его сына ал-Валида (705-715):

а) разработка и введенин системы диакритических знаков для различения одинаковых по написанию графем (naqt al-i`jam) и для обозначения кратких гласных (naqt al-i`rab),

б) подсчет слов и харфов,

в) деление текста Корана на части (джуз’ы).

2. Канонизация семи чтений

Периодизация истории коранического текста:

- Первый период (614-615 - 656) – период отдельных записей и ранних сводов.

- Второй период (656-705) – окончательная унификация консонантного текста Корана «до харфа»; реформа письменности и появление системы огласовок.

- Третий период (705-933) – канонизация «семи чтений»; ранний этап развития мусульманской письменной экзегетики.

- Четвертый период (X-XV вв.) – расцвет мусульманской экзегетики; появление учения о неподражаемости Корана и внимание к литературным и риторическим достоинствам Корана. Оформление состава традиционного корановедения.


  1. Печатные издания Корана. Переводы Корана на русский язык.

История издания Корана в Европе, на Мусульманском Востоке и в России.

Текстологическая основа современного печатного Корана.

Переводы Корана.


  1. Понятие тафсира. Тафсир ита`виль. Периодизация истории тафсира

Употребление терминов тафсир и та`виль в арабской научной литературе.

Герменевтика

Значение тафсира

История тафсира

Экзегетика
6. История тафсира. Ранний этап. Характеристика основных классических тафсиров.

- Ранний этап

- Традиционное арабское корановедение как «наука о тексте и комментарии к нему».

- Вехи развития системы корановедческих дисциплин по обобщающим трудам Абу ‘Убайда (9 в.), Ибн ан-Надима (10 в.), Заркаши (14 в.), Суйути(15 в.) и других.

- Основные разделы корановедческой науки: текстологический, лингвистический, законоведческий, стилистический.

- Учение о неподражаемости Корана как связующее звено между грамматикой и риторикой.

- Поздний этап классического корановедения (13-15 вв.)

Основные типы тафсиров:

- по объему: большие, подробные многотомные и малые (мухтасары)

- по методу: традиционалистские (tafsir bi-l-mathur) и рационалистические (tafsir bi-r-ray);

- по основной специализации: филологические, законоведческие, богословские, исторические, риторические и т.д.

Основные методы тафсира:

- толкование Корана по Корану (параллельные места);

- толкование Корана по Сунне.

Дополнительные методы тафсира:

- лингвистическое толкование текста;

- передача, систематизация, отбор и оценка толкований двух первых поколений ученых;

- толкование через обстоятельства ниспослания.

- История мусульманской экзегетики.

- Понятия тафсир и та’вил.

«Комментарий по преданию» и «комментарий по разумению» как два аспекта толкования Корана в мусульманской традиции.

- Основные направления и школы толкования Корана в ранний период, от Ибн ‘Аббаса до Табари (7-10 в.).

- Классические поздние комментарии (Замахшари, Байдави, Ибн Касир, Суйути) и «специализированные» толкования: лингвистические, исторические, законоведческие.

- Коранический комментарий (тафсир) как жанр арабской литературы.


План семинара:

  1. История ниспослания Корана.

  2. История составления Корана.

  3. Основные разделы корановедческой науки.

  4. Комментирование Корана.

  5. Издания Корана.

  6. Переводы Корана.


Список рекомендуемой литературы.

  1. Джалал ад-Дин ас-Суйути. Совершенство в коранических науках. Выпуск первый. Учение о толковании Корана. Вступительная статья, перевод и примечания Д.В. Фролова. Москва: Муравей, 2000.

  2. Джалал ад-Дин ас-Суйути. Совершенство в коранических науках. Выпуск второй. Учение о ниспослании Корана. Вступительная статья Д.В. Фролова. Перевод и примечания З.Б. Басати и Д.В. Фролова. Москва: Муравей, 2001.

  3. Джалал ад-Дин ас-Суйути. Совершенство в коранических науках. Выпуск третий. Учение о своде Корана. Вступительная статья и общая редакция Д.В. Фролова. Перевод и примечания Г.Р. Аганиной, З.Б. Басати, Е.В. Гимон, Д.В. Фролова. Москва: Муравей, 2003.

  4. Джалал ад-Дин ас-Суйути. Совершенство в коранических науках. Выпуск четвертый. Учение о понимании смыслов Корана. Вступительная статья и общая редакция Д.В. Фролова. Перевод и комментарий З.Б. Басати, Д. Воробьева, А.Р. Гайнутдиновой, Т.С. Налич, Д.В. Фролова. Москва: Восток-Запад, 2005.

  5. Джалал ад-Дин ас-Суйути. Совершенство в коранических науках. Выпуск пятый. Учение о неподражаемости и достоинствах Корана. Вступительная статья и общая редакция Д.В. Фролова. Перевод и комментарий Д.Н. Барановой, З.Б. Басати, Т.С. Налич, Д.Ф. Фролова, А.П. Ыманбековой. Москва: Восток-Запад, 2006.

  6. Фролов Д.В. Арабская филология: грамматика, стихосложение, корановедение. Москва: Языки славянской культуры, 2006, 438 с.

  7. Резван Е.А. Коран и его толкования. Тексты, переводы, комментарии. СПб., 2000.

  8. Резван Е.А. Коран и его мир. СПб., 2001.

  9. Фролов Д.В. Мусульманская эстетика и Коран. – «Восток», 1992, № 6.

  10. Фролов Д.В. Рецензия на: Абу Убайд ал-Касим ибн Саллам. Фадаил ал-Куран (Достоинства Корана). – «Восток», 1993, № 6.

  11. Фролов Д.В. Эстетические мотивы в Коране, «Эстетика бытия и эстетика текста в культурах средневекового Востока». Москва, 1995.

  12. Фролов Д.В. О стиле Корана, «Теория стиля литератур Востока». Москва, 1995.

  13. Фролов Д.В. К вопросу о распространении грамотности в Мекке и Медине в период проповеди Мухаммада, "Гуманитарная наука в России: Соросовские лауреаты. Филология". М., 1996.

  14. Фролов Д.В. О значении традиционного корановедения, - "Коран в России", М., 1997, 29-39.

  15. Фролов Д.В. Семантика мотива камня в Коране, - "Семантика образа в литературах Востока", М., 1998, 102-120.

  16. Фролов Д.В. Композиция Корана: проблема "семи длинных сур", - "У времени в плену. Памяти Сергея Сергеевича Цельникера", М., 2000, 272-284.

  17. Хрестоматия по исламу. М., 1994.



Электронные материалы:


  1. http://www.almeshkat.net/ (Библиотека по исламу и арабской литературе и языку)

  2. http://elibrary.mediu.edu.my/ (Библиотека по разным отраслям знания, в том числе по Корану и корановедению)

  3. http://www.al-eman.com/Islamlib/ (Библиотека трудов по различных отраслям арабо-мусульманского наследия, в том числе по Корану и корановедению)

  4. http://alwaraq.com/ (Библиотека арабского наследия)

  5. http://feqh.al-islam.com (Библиотека трудов по исламскому законоведению и корановедению)

  6. http://www.altafsir.com (Библиотека трудов по тафсиру и кораническим наукам – на арабском и английском языках)

  7. http://tanzil.info/ (сайт о Коране)

  8. http://www.muslim.ru/ (сайт Совета муфтиев России)

  9. http://www.islamrf.ru/ (информационно-аналитический портал)

  10. http://www.islam.ru/ (есть информация библиографического характера)

Словарь терминов
джуз’ جزء часть, доля; 1/30 часть Корана

и`джаз ал-Кур’ан اعجاز القران неподражаемость Корана

идрак ادراك понимание, постижение

изхар اظهار выявление



иклаб اقلاب замена букв в таджвиде

кари’ قارىء чтец Корана

мусхаф مصحف свиток; обозначение Корана

насих ناسخ (филос.) отменяющее (положение Корана или сунны)

насх نسخ отмена (или модификация) положения Корана или сунны

сама` سماع слушание



сура سورة глава Корана

таджвид تجويد правила чтения Корана

тартил ترتيل чтение Корана по всем правилам, подразумевающее собой чёткое произнесение каждой буквы

тафсир تفسير комментарий, толкование Корана

тахкики تحقيقى один из основных типов чтения Корана, отличающийся медленным темпом, наиболее долгими длительностями

тилава تلاوة чтение Корана

хадра - очень быстрое чтение Корана, с ассимиляцией и допускаемыми пропусками, как бы «чтение про себя»

хафтийак, хафт-е йак هفت يك одна седьмая часть Корана, состоящая из наиболее употребляемых сур и аятов

хизб حزب партия; 1/60 часть Корана; молитва, составленная из специальных формул, аналогичная вирду

хифз حفظ запоминание; одна из важнейших категорий в искусстве чтения Корана

хузн حزن «скорбь», «печаль»; манера чтения Корана

Учебно-наглядные (иллюстративные) средства

(содержание слайдов к модулю «Толкования Корана: классическая традиция»)
Тема 1

Слайд 1


Фролов Дмитрий Владимирович

Доктор филологических наук, профессор,

Заведующий кафедрой арабской филологии Института стран Азии и Африки МГУ, член – корреспондент РАН

Слайд 2


Корановедение

и тафсир
Слайд 3

Структура курса


  • Лекция 1. Общие сведения о Коране.

  • Лекция 2. История ниспослания Корана.

  • Лекция 3. Разбор одной из сур 30 джуз’а (по согласованию со слушателями).

  • Лекция 4. История составления и записи Корана. Публикации и переводы.

  • Лекция 5. Общее представление о корановедении.

  • Лекция 6. Разбор одной из сур 30 джуз’а (по согласованию со слушателями).

  • Лекция 7. Понятие тафсира. Тафсир и та’вил. Периодизация истории тафсира.

  • Лекция 8. История тафсира: Ранний этап и классические комментарии.

  • Лекция 9. Разбор одной из сур 30 джуз’а (по согласованию со слушателями).

Слайд 4


Джалалад-Дин ас-Суйути. Совершенство в коранических науках

  • Выпуск 1. Учение о толковании Корана

  • Выпуск 2. Учение о ниспослании Корана.

  • Выпуск 3. Учение о своде Корана.

  • Выпуск 4. Учение о понимании смыслов Корана.

  • Выпуск 5. Учение о неподражаемости и достоинствах Корана

  • Выпуск 6. Учение о стилистике Корана

Слайд 5


  • مَّا فَرَّطْنَا فِي الْكِتَابِ مِن شَيْءٍ

  • Не упустили Мы в Книге ничего.

  • وَنَزَّلْنَا عَلَيْكَ الْكِتَابَ تِبْيَانًا لِّكُلِّ شَيْءٍ

  • И ниспослали Мы тебе Книгу для разъяснения всего

Слайд 6


История Корана: ниспослание
Слайд 7

Термины:

1) al-lawh al-mahfuz – В Коране один раз (85-(21)-22): «Это Коран славный на хранимой скрижали».

2) umm al-kitab – В Коране 3 раза:

- 3:7 – иное значение;

- 13:39: «Стирает Аллах то, что пожелает, и утверждает; у Него мать книги»;

- 43:4: «Он (=Коран) в матери книги у Нас, вознесен, мудр».
Слайд 8

Два этапа истории Корана:

- устное откровение

- письменный текст.


Слайд 9

Ниспослание Корана как раздел корановедения:

- Хронология и периодизация коранического текста: деление на мекканские и мединские суры, другие варианты периодизации текста, в порядке ниспослания…

- Характеристика содержания откровения по трем периодам.

- Ниспослание Корана в семи харфах.

- Обстоятельства ниспослания
Слайд 10

История коранического свода


Слайд 11

Mushaf «список, свод, кодекс» – полный записанный текст Корана как материальный объект.

Ибн Манзур в словаре «Лисан ал-‘араб» соотносит термин с однокоренным словом òaÙÞfa (мн. ч. – òuÙuf, òaÙÊ'if) «листы для записи, исписанные листы» и определяет его значение как «свод исписанных листов под одной обложкой (bayn ad-daffatayn)».


Слайд 12

Вехи письменной истории Корана:

- Начало разрозненных записей – вторая половина мекканского периода пророческой миссии Мухаммада (ок. 614-615 – 622).

- Запись и составление отдельных сур писцами Мухаммада под его диктовку и под его контролем – мединский период (622-632).

- Составление ранних неканонических сводов Корана – правление первых праведных халифов (632 – ок. 650).

- Составление канонического свода Корана – Османова кодекса (мусхаф ‘Усман) – правление третьего праведного халифа ‘Усмана ибн ‘Аффана (644-656).

- Окончательная выверка текста Корана «до слова и харфа» и начало его огласования – правление Омеййадского халифа ‘Абд ал-Малика (685-705).



  • Канонизация семи школ чтения Корана Ибн Муджахидом – первая треть 10 в.

  • Превращение чтения куфийского чтеца ‘Асима (версия «Хафса от ‘Асима) в основу печатного текста Корана с сохранением чтения мединца Нафи‘а в версии его ученика Варша как магрибинского регионального варианта печатного Корана – 19-20 вв.

Слйд 13


Список грамотных людей в Мекке в период пророческой миссии Мухаммада

(Абу-л-Хасан ал-Балазури

(ум. 892) ««Покорение стран» »)

‘Умар,


‘Али,

Талха,


Абу ‘Убайда,

Ибн Аби Сарх,

Убайй,

Зайд ибн Сабит,



Ханзала

‘Усман
Слайд 14



Два узловых этапа унификации и канонизации текста писания:

1. Реформа арабской письменности (эпоха правления омейядского халифа ‘Абд ал-Малика (685-705) и его сына ал-Валида (705-715):

а) По инициативе ал-Хаджжаджа ибн Йусуфа (ум. 714)разработаны и введены системы диакритических знаков для различения одинаковых по написанию графем и для обозначения кратких гласных

б) комиссией из пяти авторитетных в Басре чтецов и знатоков Корана осуществлен подсчет слов и харфов,

в) к этому времени восходит деление текста Корана на части (джуз’ы).

2. Канонизация семи чтений


Слайд 15

Состав комиссии ал-Хаджжаджа по выверке текста Корана (после 694 г.):

Ал-Хасан ибн Аби-л-Хасан ал-Басри (642-728), крупнейший богослов раннего ислама, учитель как традиционалистов (ахл ас-сунна), так и рационалистов (му‘тазилитов). Склонялся к положению о свободе воли.

Наср ибн ‘Асим (ум. 708), ученик Абу-л-Асвада ад-Дуали, один из тех, кто первым огласовал Коран. Сначала был хариджитом, потом склонился к правоверию.

Абу-л-‘Алийа, Руфай‘ ибн Михран ар-Рийахи (ум. 709 или позже), чтец и мухаддис из Басры, родился еще при жизни Пророка, ислам принял в правление Абу Бакра. Был учеником Зайда ибн Сабита и Ибн ‘Аббаса. Знал Коран по изводу Убаййа. Учитель Абу ‘Амра ибн ал-‘Ала’, одного из семи канонических чтецов.

Малик ибн Динар (ум. 748), мухаддис из Басры, аскет, зарабатывал на жизнь переписыванием рукописей.

‘Асим ибн ал-‘Аджжадж (или Маймун) ал-Джахдари (ум. пер. пол. 8 в.), чтец из Басры.


Слайд 16

История письменного текста Корана


Слайд 17

Периодизация истории коранического текста:

  • Первый период (614-615 - 656) – период отдельных записей и ранних сводов.

  • Второй период (656-705) – окончательная унификация консонантного текста Корана «до харфа»; реформа письменности и появление системы огласовок.

  • Третий период (705-933) – канонизация «семи чтений»; ранний этап развития мусульманской письменной экзегетики.

  • Четвертый период (X-XV вв.) – расцвет мусульманской экзегетики; появление учения о неподражаемости Корана и внимание к литературным и риторическим достоинствам Корана. Оформление состава традиционного корановедения.

Слайд 18


  • Писцы Мухаммада и составители Корана:

  • 1) ‘Умар ибн ал-Хаттаб (584-644)

  • 2) ‘Али ибн Аби Талиб (600-661)

  • 3) ‘Усман ибн ‘Аффан (577-656)

  • 4) Абу ‘Убайда ибн ал-Джаррах, ‘Амир ибн ‘Абдаллах ал-Фихри (584-639)

  • 5) Талха ибн ‘Убайдаллах ал-Джуд (596-656)

  • 6) Йазид ибн Аби Суфйан (ум. 639)

  • 7) Абу Хузайфа ибн ‘Утба ибн Раби‘а (ум. 633)

  • 8) Хатиб ибн ‘Амр

  • 9) Абу Салама ибн `Абд ал-Асад ал-Махзуми

  • 10) Абан ибн Са‘ид ибн ал-‘Ас (ал-‘Аси) ибн Умаййа (ум. 634)

  • 11) Халид ибн Са‘ид (ум. 635)

  • 12) ‘Абдаллах ибн Са‘д ибн Аби Сарх ал-‘Амири (ум. 657)

  • 13) Хувайтиб ибн ‘Абд ал-‘Узза ал-‘Амири (ум. 674)

  • 14) Абу Суфйан ибн Харб ибн Умаййа (567-652)

  • 15) Му‘авийа ибн Аби Суфйан (ум. 680)

  • 16) Джухайм ибн ас-Салт ибн Махрама ибн ал-Мутталиб ибн ‘Абд Манаф

  • 17) Ал-‘Ала’ ибн ал-Хадрами, «союзник курайшитов» (ум. 642)

Слайд 19


Своды Корана:

Зайд ибн Сабит (Медина) – ум. 674

Убайй ибн Ка‘б (Дамаск) – ум. 642 (+2 суры, вроде Фатихи)

‘Абдаллах ибн Мас‘уд (Куфа) – ум. 652 (- 2 или 3 суры – 1, 113, 114)

Абу Муса ‘Абдаллах ал-Аш‘ари (Басра) – ум. 662? (+2 суры – Иткан)

Микдад ибн ‘Амр (Химс) (578-653)


Слайд 20

Состав комиссии Зайда, составившей Османов кодекс в 25 г.х./646 г.:

  • Зайд ибн Сабит (611-665), председатель, 35 лет.

  • ‘Абдаллах ибн аз-Зубайр (622-692), 24 года.

  • Са‘ид ибн ал-‘Ас (624-679), 22 года.

  • ‘Абд ар-Рахман ибн ал-Харис ибн Хишам (622-663), 24 года.

Слайд 21


Канонизация семи чтений
Слайд 22

Семь школ чтения канонизированы Абу Бакром ибн Муджахидом (859-936) в 933 г., санкционировано Ибн Муклой и Ибн ‘Исой:

Абу Руайм Нафи‘ ибн ‘Абд ар-Рахман ал-Лайси (ум. 785 или 786), чернокожий, родом из Исфахана – Медина (извод Варша – Магриб)

‘Абдаллах ибн Касир ал-Фариси ал-‘Аттар (665-738) – Мекка (где был главным кади), по профессии парфюмер.

Абу ‘Амр ибн ал-‘Ала’ (ум. 771 или 776), филолог, знаток поэзии – Басра

‘Абдаллах ибн ‘Амир ад-Димашки (ум. 736), был кади Дамаска в правление ал-Валида ибн ‘Абд ал-Малика – Дамаск

‘Асим ибн Аби-н-Нуджуд Бахдала (ум. 745) – Куфа (извод Хафса – основной печатный текст)

Хамза ибн Хабиб ибн ‘Имара ибн Исма‘ил ат-Тайми аз-Заййат (700-773), по профессии торговец маслом – Куфа

Киса’и (ум. 805), ученик Хамзы, перс, воспитатель Харуна ар-Рашида и его сына ал-Амина – Куфа.
Слайд 23

Суйути вслед за Ибн ал-Джазари разделил предлагаемые чтения на три класса:

1) чтения, которые основаны на ijm‘ a-aba и tawtur – семь + три;

2) чтения аномальные (shdhdha), которые имеют ijm, но не tawtur; сюда включаются чтения по мусхафам Ибн Мас‘уда и Убаййа; Ибн Шаннабуз запретил использование их в 935 г.;

3) чтения аномальные (shdhdha), которые являются чистыми инновациями, когда авторитетный ученый использует право на ikhtiyr; например, некоторые чтения, предлагавшиеся Халафом, Абу ‘Убайдом, Ибн Са‘даном; запрещены с 934 г.
Слайд 24

Современный печатный Коран

В качестве основы для печатного Корана по каирскому изданию короля Фуада (1913, 1928) выбрано чтение ‘Асима в изводе его ученика Хафса.
Слайд 25

Переводы айата 3:7:

Саблуков: «Он ниспослал тебе это писание: в нем есть знамения, определенные по смыслу, они – матерь писания; а другие – иносказательные. Те, у которых в сердце уклонение от истины, гоняются за тем, что иносказательно, желая испытать и желая истолковать то. Но истолкование тому знает только Бог. Основательные в знании говорят: «мы веруем в это; все от Господа нашего; только рассудительные вразумляются»;

Крачковский: «Он – тот, кто ниспослал тебе писание; в нем есть стихи, расположенные в порядке, которые – мать книги; и другие – сходные по смыслу. Те же, в сердцах которых уклонение, - они следуют за тем, что в нем сходно, домогаясь смятения и домогаясь толкования этого. Не знает его истолкования никто, кроме Аллаха. И твердые в знаниях говорят: «Мы уверовали в него; все – от нашего Господа». Вспоминают только обладатели разума!»;

Османов: «Он – тот, кто ниспослал Коран. В нем есть ясно изложенные аяты, в которых суть Писания, другие же аяты требуют толкования. А [люди], в сердцах которых укоренилось уклонение [от истины], следуют за аятами, которые требуют толкования, стремясь совратить [людей истины] и толковать Коран [по своему усмотрению]. Но не знает его толкования никто, кроме Аллаха. Сведущие в знаниях говорят: «Мы уверовали в него. Весь [Коран] – от нашего Господа». Но только разумные мужи следуют назиданиям»;

Порохова: «Он – Тот, Кто Книгу ниспослал тебе, - одни айаты в ней несут открытый смысл, собой являя как бы Матерь Книги; другие – скрыты в толковании своем. Но те, (чье сердце по земле) в грехах (блуждает), желая смуты, следуют тому, что отвечает их угоде, - выискивая скрытое значенье, которое известно лишь Аллаху и открывается лишь тем, которые глубоким знанием владеют. «Мы веруем в (Святую) Книгу, - говорят они, - где все (айаты) явлены от Бога! И весть ее способен охватить лишь тот, чей разум светел»;

Шидфар: «Он тот, кто ниспослал тебе Писание, в нем есть знамения ясные, неопровержимые, и в них суть Писания, и другие, темные. И те, чьи сердца уклонились от истины, следуют тому, что неясно, желая смуты и стремясь к их толкованию, но толкование известно лишь Аллаху и тем, кто тверд в знании. Они говорят: «Мы верим этому, все от Господа нашего», но понимают увещание лишь обладающие разумением».

Гафуров: «Он ниспослал тебе Коран, в котором есть знамения ясные по смыслу. Они – основа Корана. Другие знамения иносказательны. Те, в чьи сердца закралась ересь, тщатся истолковать иносказательные знамения и хотят посеять смуту, объяснив все места в Коране. Но никто не знает истинного смысла, кроме Аллаха. Сведущие в вере говорят: «Веруем в это. Все это от нашего Господа». Но понимают это только мыслящие».

Кулиев: «Он – Тот, Кто ниспослал тебе Писание, в котором есть ясно изложенные аяты, составляющие мать Писания, а также другие айаты, являющиеся иносказательными. Те, чьи сердца уклоняются в сторону, следуют за иносказательными аятами, желая посеять смуту и добиться толкования, хотя толкования этого не знает никто, кроме Аллаха. А обладающие основательными знаниями говорят: «Мы уверовали в него (в Коран). Все это – от нашего Господа». Но поминают назидание только обладающие разумом».


Слайд 26

Переводы Фатихи:

1. - Саблуков. «Отверзающая дверь к досточтимому писанию»:

Во имя Бога, милостивого, милосердного.

Слава Богу, Господу миров,

милостивому, милосердному,

держащему в своем распоряжении день суда!

Тебе мы поклоняемся и у Тебя просим помощи:

веди нас путем прямым,

путем тех, которых Ты облагодетельствовал,

не тех, которые под гневом, ни тех, которые блуждают.

2. - Богуславский. «Открывающая книгу или Матерь книги»:

Во имя Бога милостивого и милосердного.

Хвала Богу, господу миров,

милостивому, милосердному,

Владыке дня страшного суда.

Тебе поклоняемся и к тебе обращаемся за помощью,

направь нас на прямой путь,

на путь тех, к которым Ты благоволишь, которые не подпадали под гнев Твой и не заблуждаются.

3. - Крачковский. «Открывающая книгу»:

Во имя Аллаха милостивого, милосердного!

Хвала – Аллаху, Господу миров

милостивому, милосердному,

царю в день суда!

Тебе Мы поклоняемся и просим помочь!

Веди нас по дороге прямой,

по дороге тех, которых Ты облагодетельствовал, - не тех, которые находятся под гневом, и не заблудших.

4. - Эберман:

Хвала Аллаху, который миров Господин,

Милостивый, милосердный он один,

Дня страшного суда Властелин,

Тебе мы поклоняемся, помощь дается нам Тобою одним.

Веди нас по пути тех, кто тобою водим,

По пути тех, на кого простерлась милость твоя,

На кого ты не гневаешься, кто не знает заблуждения кручин.
Слайд 27

5. - Шидфар. «Открывающая»:

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного.

Хвала Аллаху, Господу миров.

Милостивому, Милосердному.

Царю Дня Воскресения.

Тебе мы поклоняемся, Тебя молим о спасении.

Веди нас прямым путем,

Путем тех, кому ниспослал Ты милость Свою, кто не познал гнева Твоего и не впал в заблуждение.

6. - Османов. «Открывающая (Коран)»:

Во имя Аллаха, милостивого, милосердного.

Хвала Аллаху – Господу (обитателей) миров,

милостивому, милосердному,

Властителю дня Суда!

Тебе мы поклоняемся и к Тебе взываем о помощи:

веди нас путем прямым,

путем тех, которых Ты облагодетельствовал, не тех, что (подпали под Твой) гнев, и не заблудших.

7. - Порохова. «Открывающая»:

Во имя Аллаха, Всемилостивого, Милосердного!

Хвала Аллаху, Господу миров!

Всемилостив и милосерден (Он Один),

Дня Судного Один Он властелин.

Мы предаемся лишь Тебе и лишь Тебе о помощи взываем:

Направь прямой стезею нас,

Стезею тех, кто милостью Твоею одарен, а не стезею тех, на ком Твой гнев, и не стезей заблудших.

8. - Гафуров. «Открывающая»:

Во имя Аллаха, Всемилостивого, Всемилосердного.

Хвала Аллаху, Владыке всех миров.

Всемилостивому, Всемилосердному.

Властителю Судного дня!

Тебе мы поклоняемся, и у Тебя мы просим помощи.

Веди нас путем истинным.

Путем тех, кого Ты облагодетельствовал.

Не тех, кто прогневил, и не тех, кто блуждает.
Слайд 28

9. - Кулиев. «Открывающая Коран»:

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!

Хвала Аллаху, Господу миров,

Милостивому, Милосердному,

Властелину Дня воздаяния!

Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи.

Веди нас прямым путем,

путем тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал гнев, и не заблудших.

10. – Ушаков. «Открывающая (Коран)»:

Во имя Бога Милосердного Благого.

Хвала Ему – Властителю миров,

Всемилостивому, Всеблагому,

Дня Судного вершителю.

Тебе мы поклоняемся (в моленьях)

И к помощи Твоей взываем мы.

Веди Ты нас путем прямым (и правым), -

дорогой тех, кто милостью Твоею одарен,

не тех, кто гневу Твоему подвержен,

и не путем блуждающих (во тьме).
Слайд 29

Структура трактата Абу ‘Убайда

«Достоинства Корана»:

1 – Раздел о достоинствах Корана (главы 1-8);

2 – Раздел о чтецах Корана (главы 9-31);

3 – Раздел о достоинствах отдельных и айатов (главы 32-48);

4 – Раздел о записи Корана и о его языке (главы 49-61), единичные главы, касающиеся отмененных айатов (№ 51), деления сур на мекканские и мединские (№ 56), толкования Корана (№ 58).

5 – Раздел о правилах обращения с мусхафом (главы 62-67).


Слайд 30

Шихаб ад-Дин ‘Абд ар-Рахмана ал-Макдиси Абу Шама (1203-1268)



Ал-Муршид ал-ваджиз ила ‘улум тата‘алаку би-л-Кур’ан ал-‘азиз

О ниспослании Корана и чтении (tilwa) его, а также хранителях (uff) текста (с. 9-47).

О составлении сподвижниками свода Корана и о том, что сделали Абу Бакр, ‘Умар и ‘Усман (с. 48-76).

О смысле хадиса «Коран был ниспослан в семи харфах» (с. 77-145).

О ныне известных «чтениях» и как они сложились (с. 146-167).

О прочих чтениях, в том числе и аномальных (с. 168-192).

О других коранических науках, полезных при постижении Корана (с. 193-213).
Слайд 31

Ибн ал-Джаузи (1116-1201)



«Ветви и ответвления источников коранических наук»

(Фунун ал-афнан фи ‘уйун улум ал-Кур’ан):

О достоинствах Корана (с. 140-148).

О несотворенности Корана (с. 149-195).

О ниспослании Корана в семи харфах (с. 196-219).

Об особенностях коранического правописания (с. 220-232).

О числе сур, айатов, слов, харфов и точек в Коране (с. 233-252).

О частях (ajz) Корана (с. 253-277).

О числе айатов в каждой суре (с. 278-334).

О делении сур на мекканские и мединские (с. 335-340).

О диалектизмах (lught) в Коране (с. 341-352).

О паузе и зачине (с. 353-371).

Об отменяющих и отмененных айатах и о бесспорных и неочевидных местах в Коране (с. 353-480).

О характеристиках общины мусульман, совпадающих с характеристиками пророков (с. 481-486).
Слайд 32

«Краса чтецов и совершенство в обучении чтению»

(Джамал ал-курра’ ва-камал ал-икра’)

‘Алам ад-Дина ас-Сахави (1163-1245):

1) «Рассыпанный жемчуг об айатах и сурах» (Наср ад-дурар фи зикр ал-айат ва-с-сувар – т. 1, с. 129-191): в этой книге затрагиваются следующие темы: ниспосланное первым – имена Корана и имена сур и групп сур («семь длинных сур» – «расчлененное (mufaal)») – этимология терминов «сура» и «айат».

2) «Краткое изложение изъяснения о чудесном» (ал-Ифсах ал-муджиз фи идах ал-му‘джиз – т. 1, с. 193-205): в этой книге автор кратко излагает свое понимание учения о неподражаемости, чудесности Корана.

«Средоточия восхваления и превознесения о достоинствах великого

Корана» (Маназил ал-иджлал ва-т-та‘зим фи фада’ил ал-Кур’ан ал-‘азим – т. 1, с. 207-418): в этой книге излагается учение о достоинствах Корана, а также отдельных сур и айатов – смысл хадиса о семи харфах – рассказ о составлении коранического свода – деление коранического текста на части вплоть до тридцати и шестидесяти частей – поучения о пользе изучения и выучивания Корана наизусть.

4)«Сильнейшее орудие для знания счета» (Аква ал-‘удад фи ма‘рифат ал-‘адад – т. 1, с. 419-497): в этой книге излагается вопрос о различном счете айатов в сурах.

«Твердый оплот об отмененном и отменяющем» (ат-Тауд ар-расих



фи-л-мансух ва-н-насих – т. 1, с. 499-542; т. 2, с. 5-179): в этой книге излагается учение об отмененных и отменяющих айатах, включая перечень таких айатов по сурам.

«Ступени оснований и редкостные подразделения» (Маратиб ал-усул



ва-гара’иб ал-фусул - т. 2, с. 181-542): в этой книге подробно излагается учение о рецитации Корана (tajwd).
Слайд 33

Классическое корановедение: (14-15 в. – Египет)


Слайд 34

Трактат «Доказательство в коранических науках» (ал-Бурхан фи ‘улум ал-Кур’ан) каирского законоведа Бадр ад-Дина Мухаммада ибн ‘Абдаллаха аз-Заркаши (1344-1392)

Одно существенное отличие книги Заркаши от предыдущих трактатов - перед основной частью трактата есть две вводные главы: одна о науке тафсира; другая – о кораническом знании.

Слайд 35


«Тафсир – это наука, которая направлена на познание писания Аллаха, ниспосланного пророку Его Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, на разъяснение его смыслов и выведение его установлений и мудрых указаний. В этом тафсир опирается на науки о лексике, синтаксисе и морфологии арабского языка, на риторику, теоретическое законоведение и на чтения Корана. Он также нуждается в знании об обстоятельствах ниспослания и отменяющего и отмененного в Коране».
Слайд 36

Структура книги Заркаши

1) раздел коранических наук (главы 1-40), где композиционная рыхлость заметна более всего;

2) раздел тафсира (одна, но большая глава – № 41);

3) риторический раздел (главы 42-46, из которых последняя, огромная глава с множеством подразделов и параграфов, занимает почти половину трактата);

4) грамматический (синтаксический) раздел (одна, очень большая глава - № 47)


Слайд 37

Трактат «Местоположение наук по отношению к местоположению звезд» (Маваки ал-улум мин маваки ан-нуджум) Джалал ад-Дина ал-Булкини (1361-1421)



  • 1) история и обстоятельства ниспослания Корана (12 глав);

  • 2) передача, передатчики и хранители текста (6 глав);

  • 3) рецитация текста (6 глав);

  • 4) лексика Корана (7 глав), включая лексикологические вопросы (глоссы, заимствования, полисемия) и вопросы стиля (образное употребление слов, метафоры и сравнения), имеющие отношение к одной из трех составляющих арабской риторики – науке изъяснения;

  • 5) значения, имеющие отношения к заповедям (14 глав);

  • 6) значения, имеющие отношение к словам (5 глав), где рассматриваются принципы синтаксического построения высказывания, имеющие отношение к другой составляющей риторики – науке о значениях.

Слайд 38


Книга о науке толкования Абу ‘Абдаллаха Мухи ад-Дина ал-Кафийаджи (1386-1474)

  • а) разграничение понятий тафсир и та’вил, в которых для арабской традиции сконцентрировалось различие между собственно экзегетикой и герменевтикой, между толкованием текста и аллегорическим или символическим истолкованием его внутреннего, «тайного» смысла;

  • б) установление правил толкования священного писания

Слайд 39


Структура корановедения по Суйути (в квадратных скобках указаны основные источники):

  • 1. История ниспослания Корана (гл. 1-16) – [Булкини]

  • 2. Запись и структура текста Корана (гл. 17-19) – [Кафийаджи + Заркаши]

  • 3. Передача (традиция чтений) Корана (гл. 20-27) – [Булкини]

  • 4. Рецитация Корана (гл. 28-35) – [Булкини]

  • 5. Лексико-грамматический аспект корановедения (гл. 36-44) – [Булкини + Заркаши]

  • 6. Законоведческий аспект корановедения (гл. 45-50) – [Булкини]

  • 7. Риторический аспект корановедения (гл. 51-64) – [Булкини + Заркаши]

  • 8. Разное (гл. 65-76) – [Булкини + Заркаши + Суйути-1]

  • 9. Учение о толковании Корана (гл. 77-80) – [Кафийаджи + Заркаши + Суйути-1]

Слайд 40


Ибн ан-Надим. Фихрист.


Все ожидают выигрыша в лотерее, даже те, кто не покупает лотерейных билетов. Антоний Слонимский
ещё >>