Программа «Ликвидация накопленного экологического ущерба» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа «Ликвидация накопленного экологического ущерба на 2014... 1 315.05kb.
Пояснительная записка к проекту распоряжения Правительства Астраханской... 1 181.71kb.
Судить и наказывать не за нарушение статей закона, а за нанесенный... 1 68.01kb.
Ликвидация нло полуян Павел. В книге «Ликвидация нло» 7 1681.27kb.
Программа экологического воспитания 1 106.8kb.
Программа экологического развития учащихся 1 4 классов в рамках фгос... 5 430.9kb.
Теория экологического воспитания. Сущность экологического воспитания 1 74.8kb.
«Становление и развитие специализированных органов розыска преступников... 1 233.39kb.
Программа занятий «Радуга», направленная на социализацию младших... 1 315.93kb.
Ликвидация бренда Миракс. Или что? 1 32.85kb.
Учебно-тематический план по программе «Экологический аудит» (повышение... 1 68.89kb.
Бюджетное послание 1 212.74kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа «Ликвидация накопленного экологического ущерба» - страница №1/4



Федеральная целевая программа
«Ликвидация накопленного экологического ущерба» на 2014 – 2025 годы


ПАСПОРТ

Федеральной целевой программы
«Ликвидация накопленного экологического ущерба» на 2014 – 2025 годы


Наименование Программы

федеральная целевая программа «Ликвидация накопленного экологического ущерба» на 2014 – 2025 годы

Основание для разработки Программы

пункт 3 протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации Д.А.Медведева от 9 января 2013 г. № ДМ-П9-2пр.

Государственные заказчики Программы

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Государственная корпорация «Росатом»

Государственный заказчик-координатор Программы

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Основной разработчик Программы

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Цель Программы

восстановление нарушенных природных систем, ранее подвергшихся негативному антропогенному и техногенному воздействию в результате прошлой хозяйственной деятельности

Задачи Программы:


- экологическая реабилитация территорий, подверженных негативному воздействию объектов накопленного экологического ущерба в результате прошлой хозяйственной деятельности добывающей и горно-обогатительной промышленности;

- экологическая реабилитация территорий, подверженных негативному воздействию объектов накопленного экологического ущерба с нефтесодержащими загрязнениями и предотвращение появления таких объектов в будущем;

- экологическая реабилитация территорий, подверженных негативному воздействию объектов накопленного экологического ущерба обрабатывающей (прежде всего, химической) промышленности и предотвращение появления аналогичных объектов в будущем;

- рекультивация и экологическая реабилитация территорий крупнейших полигонов твердых бытовых отходов;

- ликвидация накопленного экологического ущерба в связи с прошлой хозяйственной деятельностью в Арктической зоне Российской Федерации и на прибрежных территориях;

- санация территорий доконвенциального уничтожения химического оружия.



Важнейшие целевые показатели и индикаторы Программы

доля населения, проживающего на территориях, освобожденных от влияния накопленного экологического ущерба, экологические условия проживания которого улучшены – 86,75 процентов за период с 2014 по 2025 годы;

доля рекультивированных и экологически реабилитированных земель, вовлеченных в хозяйственный оборот, в общей площади земель, подверженных негативному воздействию накопленного экологического ущерба – 6,98 процентов в период с 2014 по 2025 годы;

доля ликвидированных «горячих» экологических точек, оказывающих существенное негативное воздействие на население и окружающую среду и по которым выявлен риск распространения загрязнений в окружающую среду или возникновения чрезвычайных ситуаций, в общем количестве таких «горячих» экологических точек – 100 процентов за период с 2014 по 2025 годы;

количество разработанных, усовершенствованных и апробированных в рамках реализации Программы технологий по ликвидации накопленного экологического ущерба – 95 единиц;

количество разработанных, усовершенствованных и апробированных в рамках реализации Программы биотехнологий по ликвидации накопленного экологического ущерба, экологической реабилитации загрязненных территорий - 48 единиц

площадь реабилитированных территорий, связанных с доконвенционной деятельностью с химическим оружием – 780 тыс. кв. метров



Сроки и этапы реализации Программы

2014–2025 годы

первый этап: 2014 – 2016 годы

второй этап: 2017 – 2020 годы

третий этап: 2021 – 2025 годы



Объем и источники финансирования Программы

Объем финансирования Программы в 2014– 2025 годах за счет всех источников составит 218,7 млрд. рублей, в том числе:

за счет средств федерального бюджета – 129,1 млрд. рублей,

за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации – 22,4 млрд. рублей

за счет средств из внебюджетных источников – 67,1 млрд. рублей



Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности

улучшение экологических условий проживания для 15,2 млн. россиян, в том числе для миллиона жителей Российской Федерации, проживающих в зоне экологического бедствия;

прирост внутреннего валового продукта за счет снижения экономического ущерба от последствий техногенных аварий, снижения уровня заболеваемости и смертности трудоспособного населения в связи с улучшением состояния окружающей среды, развития сектора экологических услуг;

создание дополнительных рабочих мест и привлечение частных инвестиций в сферу обезвреживания и переработки накопленных загрязнений;

вовлечение экологически реабилитированных территорий, восстановленных мест обитания объектов животного и растительного мира в хозяйственный оборот и повышения их инвестиционной привлекательности;

исключение будущих бюджетных обязательств на безопасное содержание экологически реабилитированных территорий и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных наличием объектов накопленного экологического ущерба;

предотвращение экономического ущерба от возникновения и развития чрезвычайных ситуаций экотоксикологического характера.




I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

Интенсивное социально-экономическое развитие страны в предшествующий период, процессы интенсивной индустриализации и экстенсивной добычи природных ресурсов, плотность промышленного производства, высокая степень износа основных фондов, технологическая отсталость, накопление загрязняющих веществ преимущественно в почвах (землях) с учетом биогеохимических процессов и депонирующих свойств указанного природного объекта, а также значительное количество бесхозяйных или экономически непривлекательных активов, характеризующихся высокой степенью загрязнения, в результате широкомасштабной приватизации в 90-х годах накопленного столетия стали основными причинами возникновения накопленного экологического ущерба.

В результате хозяйственной деятельности к настоящему времени в Российской Федерации накоплено 31,6 млрд.т. отходов, 2 - 2,3 из которых являются токсичными. Указанные объекты занимают значительные площади земель, опасные химические вещества попадают в грунтовые воды, что приводит к загрязнению поверхностных и подземных водных объектов, в том числе источников водоснабжения, и к нарушению геохимического баланса территорий. В результате пыления отвалов происходит загрязнение атмосферного воздуха.

Спецификой локализации накопленного экологического ущерба в Российской Федерации является территориальное распределение промышленного комплекса страны с учетом географических и природоресурсных аспектов, связанных с размещением горнодобывающей, тяжелой и перерабатывающей промышленности, военно-промышленного комплекса.

Минприроды России совместно с субъектами Российской Федерации проводит инвентаризацию объектов накопленного экологического ущерба в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2012 г. № ДМ-П9-5838, данным во исполнение поручения Президента Российской Федерации В.В.Путина от 21 сентября 2012 г. № Пр-2516. К настоящему времени выделены наиболее крупные объекты накопленного экологического ущерба и определены основные направления, требующие первоочередных мер реагирования.

Результаты прошлой хозяйственной деятельности добывающей и горно-обогатительной промышленности

Подавляющее число таких территорий загрязнено в результате прошлой хозяйственной деятельности, земельные участки, на которых расположены отвалы и хвостохранилища, как правило, являющиеся бесхозными, принадлежали или принадлежат предприятиям-банкротам, находятся в государственной или муниципальной собственности. По данным предварительной оценки Минприроды России наиболее проблемными субъектами Российской Федерации Забайкальский край, Кемеровская область, Свердловская область, Республика Саха (Якутия).



Нефтесодержащие загрязнения

Еще одним широко распространенным проявлением накопленного экологического ущерба являются большие площади загрязнения нефтью и нефтепродуктами, возникшие в результате добычи, транспортировки углеводородного сырья, функционирования нефтехимических предприятий и размещения складов горюче-смазочных материалов.

Ароматическая фракция углеводородов содержит полициклические углеводороды, в том числе бензопирен, обладающий выраженными канцерогенными и мутагенными свойствами. Являясь чрезвычайно устойчивыми к разложению в окружающей среде, полициклические углеводороды через пищевые цепочки экосистем распространяются на значительные расстояния, накапливаясь в рыбе, животных и воде. Попадая в организм человека, данные соединения накапливаются в жировых тканях, вызывая генетические мутации и уродства у новорожденных.

Объекты накопленного экологического ущерба обрабатывающей (прежде всего, химической) промышленности

В настоящее время производственные мощности и/или находящиеся в публичной собственности загрязненные земельные участки, на которых располагались промышленные площадки бывших химических производств, представляют собой загрязненные токсичными веществами территории с полуразрушенными корпусами и шламонакопителями с токсичными отходами. Особую озабоченность вызывают последствия деятельности производств химической продукции, где в грунте, строительных конструкциях, технологическом оборудовании, шламонакопителях накопились токсичные вещества. Условия их размещения не соответствуют принятым нормам промышленной и экологической безопасности. Это оказывает негативное воздействие на десятки и в некоторых случаях сотни квадратных километров прилегающей территории.

В частности, отдельными исследованиями установлено, что в результате широкомасштабного загрязнения хромом и другими металлами, обусловленного деятельностью крупных горно-обогатительных и металлургических комбинатов, уровень заболеваемости раком легких в окрестностях городов Ревды и Первоуральска (Свердловская область) на 40 – 50 % выше, чем в целом по области. В г. Дзержинске (Нижегородская область), одним из главных источников загрязнения в котором является шламонакопитель завода «Капролактам» по производству хлора и каустика, продолжительность жизни населения на 10 лет ниже, чем в среднем по области. В целом, на территориях, подверженных негативному влиянию объектов накопленного экологического ущерба, уровни индикаторной патологии (болезни эндокринной системы, крови, нервной системы, кожи и подкожной клетчатки и т.д.) у детей в 2 - 2,4 раза, у взрослого населения на 40 – 78 % выше, чем в населенных пунктах с менее загрязненной окружающей средой1.

Полигоны твердых бытовых отходов

С необходимостью экологической реабилитации загрязненных территорий связана и проблема рекультивации крупных полигонов твердых бытовых отходов (далее - ТБО), по многим из которых превышены установленные мощности по размещению отходов и не соблюдаются правила обустройства таких объектов. Полигоны ТБО подвержены возгоранию и представляют собой источники загрязнения атмосферного воздуха, почв, подземных вод и водных объектов крупных городов.



Экологический ущерб от прошлой хозяйственной и иной деятельности в Арктической зоне Российской Федерации

Особый подход необходим к решению проблем восстановления экологической системы Арктики с учетом экстремальных природных условий и высокой уязвимости арктической природной среды. В результате свертывания хозяйственной и иной деятельности в Арктике остались объекты, на которых расположены свалки пустых бочек, склады горюче-смазочных материалов. Здесь происходит постоянный разлив нефтепродуктов в результате развивающейся коррозии бочкотары с одновременным попаданием нефтепродуктов в открытое море. Уровень загрязнения почв отдельных арктических островов достигает 100-200 ПДК, а среднее суммарное содержание полициклических ароматических углеводородов (масел, технических жидкостей и т.п.) в 2-8 раз превышает значение допустимых концентраций.

Опасность увеличивается в связи с процессами глобального потепления и разрушением вечной мерзлоты, которая ранее частично препятствовала дальнейшему распространению загрязняющих веществ в водной среде.

Экологический ущерб, связанный с захламлением прибрежных территорий

В результате сокращения флотов в прибрежной зоне образовалось большое количество брошенных затопленных морских транспортных средств, являющихся объектами повышенной экологической опасности, постоянными загрязнителями окружающей среды Арктики и иных прибрежных территорий. Например, в настоящее время в Кольском заливе насчитывается порядка 200 брошенных судов. Из них 5 представляют серьезную навигационную опасность. Кроме того, по результатам мониторинга загрязнения морской среды в районах свалок судов выявлено содержание загрязняющих веществ (тяжелых металлов, полихлорбифенилов и нефтяных углеводородов) в илах и водах Кольского залива в десятки-сотни раз превышающее содержание данных веществ на участках Кольского залива. Аналогичные проблемы характерны и для дальневосточных прибрежных территорий (Камчатского края, Магаданской области).



Экологический ущерб, вызванный доконвенциальной деятельностью по уничтожению химического оружия

Исследования долгосрочного влияния деятельности по разработке и производству химического оружия на экологическую составляющую регионов, хранения различных видов отходов от уничтожения химического оружия на специализированных полигонах, а также осуществление санации загрязненных территорий вокруг объектов по хранению химического оружия, ликвидация экотоксикантов и полупродуктов разложения отравляющих веществ в почве, донных осадках рек, озер в полной мере не осуществлялось. Несмотря на то, что полигоны по уничтожению химического оружия локализованы достаточно точечно на территории Российской Федерации и их количество незначительно, данные объекты имеют высокую степень опасности для окружающей среды. Для снижения рисков причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде и техносфере необходимо выполнить комплекс мероприятий по оценке таких территорий и проведению санации.

Итогом влияния факторов, определяющих накопленные экологические проблемы, являются снижение качества жизни и среды обитания, повышение заболеваемости и смертности населения, снижение темпов экономического роста. По предварительным оценкам, проблема накопленного экологического ущерба является одним из факторов ухудшения качества экологических условий проживания более чем для 17 миллионов россиян, в том числе для миллиона россиян, проживающих в зоне экологического кризиса.

Несмотря на то, что системный анализ негативного воздействия накопленного экологического ущерба на здоровье населения в Российской Федерации не проводился, результаты отдельных исследований подтверждают необходимость принятия срочных мер по ликвидации накопленного экологического ущерба.



II. Цель и основные задачи Программы, срок и этапы ее реализации, целевые индикаторы и показатели

Целью Программы является восстановление нарушенных природных систем, ранее подвергшихся негативному антропогенному и техногенному воздействию в результате прошлой хозяйственной деятельности.

Для достижения цели Программы предусматривается решение следующих задач:

- экологическая реабилитация территорий, подверженных негативному воздействию объектов накопленного экологического ущерба в результате прошлой хозяйственной деятельности добывающей и горно-обогатительной промышленности;

- экологическая реабилитация территорий, подверженных негативному воздействию объектов накопленного экологического ущерба с нефтесодержащими загрязнениями и предотвращение появления таких объектов в будущем;

- экологическая реабилитация территорий, подверженных негативному воздействию объектов накопленного экологического ущерба обрабатывающей (прежде всего, химической) промышленности и предотвращение появления аналогичных объектов в будущем;

- рекультивация и экологическая реабилитация территорий крупнейших полигонов твердых бытовых отходов;

- ликвидация накопленного экологического ущерба в связи с прошлой хозяйственной деятельностью в Арктической зоне Российской Федерации и на прибрежных территориях;

- санация территорий доконвенциального уничтожения химического оружия.

Реализацию Программы планируется осуществить в 2014 – 2025 годах в три этапа.

На первом этапе (2014 – 2016 годы) будет обеспечено проведение дообследования и оценки экологических рисков, связанных с объектами накопленного экологического ущерба, разработка и апробация технологий очистки загрязнений и реабилитации территорий, реализация первоочередных проектов по ликвидации накопленного экологического ущерба, отбор и разработка проектной документации для проведения мероприятий по ликвидации накопленного экологического ущерба на последующих этапах реализации Программы, разработка и внедрение информационного ресурса для ведения государственного реестра земель, в пределах которых причинен вред окружающей среде, связанный с прошлой хозяйственной деятельностью.

На втором этапе (2017 – 2020 годы) на основе опыта реализации первоочередных проектов будут продолжены работы по отработке, совершенствованию и апробации технологий ликвидации накопленного экологического ущерба, сформирована база данных технологий, рекомендуемых к использованию для ликвидации различных типов загрязнений и экологической реабилитации территорий, реализованы проекты по ликвидации накопленного экологического ущерба по всем направлениям реализации Программы, отобраны практические мероприятия и разработана проектная документация для реализации проектов на третьем этапе Программы. В рамках данного этапа также будут созданы условия для проведения широкомасштабных работ по ликвидации накопленного экологического ущерба, в том числе, на основе внедрения технологий обезвреживания и переработки накопленных загрязнений.

На третьем этапе (2021 – 2025 годы) будет проведена ликвидация накопленного экологического ущерба на всех объектах, отобранных в рамках второго этапа, и обеспечено внедрение и тиражирование разработанных технологий по всем направлениям Программы.

Целевые индикаторы Программы представлены в приложении № 1.

Методика сбора исходной информации и расчета целевых индикаторов и показателей реализации Программы приведена в приложении № 2.

Досрочное прекращение реализации Программы может быть осуществлено по решению Правительства Российской Федерации в случае изменения приоритетов при решении общегосударственных задач, а также при неэффективном управлении Программой.



III. Мероприятия Программы

Мероприятия Программы сформированы государственным заказчиком - координатором Программы на основе предложений, представленных в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, субъектами Российской Федерации и хозяйствующими субъектами.

Выбор мероприятий для включения в Программу осуществлялся государственным заказчиком - координатором Программы исходя из поставленной цели и необходимости решения задач по ее достижению с учетом прогнозного объема финансирования Программы и сроков ее реализации.

Мероприятия Программы сгруппированы по следующим направлениям:

- экологическая реабилитация территорий, подверженных негативному воздействию объектов накопленного экологического ущерба в результате прошлой хозяйственной деятельности добывающей и горно-обогатительной промышленности;

- экологическая реабилитация территорий, подверженных негативному воздействию объектов накопленного экологического ущерба с нефтесодержащими загрязнениями и предотвращение появления таких объектов в будущем;

- экологическая реабилитация территорий, подверженных негативному воздействию объектов накопленного экологического ущерба обрабатывающей (прежде всего, химической) промышленности и предотвращение появления аналогичных объектов в будущем;

- рекультивация и экологическая реабилитация территорий крупнейших полигонов твердых бытовых отходов;

- ликвидация накопленного экологического ущерба в связи с прошлой хозяйственной деятельностью в Арктической зоне Российской Федерации;

- санация территорий доконвенциального уничтожения химического оружия;

- общепрограммные мероприятия (проведение экологической оценки и мониторинга реализации проектов по ликвидации накопленного экологического ущерба, разработка и внедрение информационного ресурса для ведения государственного реестра земель, в пределах которых причинен вред окружающей среде, связанный с прошлой хозяйственной деятельностью).

В рамках направления по экологической реабилитации территорий, подверженных негативному воздействию объектов накопленного экологического ущерба в результате прошлой хозяйственной деятельности добывающей и горно-обогатительной промышленности, предусматривается реализация мероприятий, направленных на разработку, совершенствование и апробацию технологий ликвидации накопленных загрязнений и переработки отходов, консервацию и рекультивацию хвостохранилищ, предотвращение угрозы затопления шахтными водами населенных пунктов, ликвидацию безхозяйных скважин. В рамках данного направления предполагается ликвидация 36 «горячих» экологических точек, что позволит улучшить экологические условия проживания для 2,6 млн. россиян.

В рамках направления по экологической реабилитации территорий, подверженных негативному воздействию объектов накопленного экологического ущерба с нефтесодержащими загрязнениями и предотвращению появления таких объектов в будущем предусмотрены мероприятия по разработке технологий и строительству установок для обезвреживания и утилизации нефтесодержащих отходов, разработке, совершенствованию и апробации технологий биоремедиации загрязненных земель, реализации практических мероприятий по ликвидации накопленного экологического ущерба в рамках 30 «горячих» экологических точек, оказывающих негативное воздействие на условия проживания более 4 млн. россиян.

Направление по экологической реабилитации территорий, подверженных негативному воздействию объектов накопленного экологического ущерба обрабатывающей (прежде всего, химической) промышленности и предотвращение появления аналогичных объектов в будущем предполагает реализацию инвестиционных проектов по разработке и внедрению технологий переработки шламов, созданию необходимых мощностей для экологически безопасного размещения загрязнений, не подлежащих переработке, формированию индустрии переработки и использования побочной продукции угольной энергетики. В рамках направления будет обеспечена ликвидация 35 «горячих» экологических точек, оказывающих негативное воздействие на условия проживания 4,4 млн. россиян.

Высокое социальное значение имеет реализация проектов, предусмотренных по направлению рекультивации и экологической реабилитация территорий крупнейших полигонов твердых бытовых отходов, расположенных вблизи (в ряде случаев – в черте) крупнейших городов страны (Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Ростова-на-Дону, Челябинска и других). Реализация направления предусматривает как совершенствование и внедрение инновационных технологий по рекультивации полигонов твердых бытовых отходов, так и проведение практических мероприятий по снижению негативного воздействия данных объектов на экологические условия проживания населения и окружающую природную среду.

Выполнение мероприятий направления по ликвидации накопленного экологического ущерба в связи с прошлой хозяйственной деятельностью в Арктической зоне Российской Федерации позволит продолжить начатые в 2011 – 2013 годах работы по очистке загрязненных арктических территорий и реализовать проекты по ликвидации накопленного ущерба на территории Архангельской области, Ненецкого, Ямало-ненецкого и Чукотского автономных округов. В рамках очистки прибрежных территорий от захламления будут реализованы проекты, связанные с очисткой от затонувших судов и реабилитацией Авачинской бухты, Кольского залива, бухты Нагаева.

В рамках шестого направления предусмотрены мероприятия по разработке проектной документации и санации шести мест бывших объектов по хранению химического оружия в Республике Удмуртия, Чувашской Республике, Нижегородской, Пензенской и Саратовской областях.

Перечень мероприятий Программы приведен в приложении № 3.

Программой предусмотрено предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов соответственно по следующим направлениям деятельности:

строительство (реконструкция) дренажных и водоотливных систем для защиты населенных пунктов от затопления (подтопления) шахтными водами закрытых горных выработок, станций нейтрализации загрязнений водных объектов;

строительство (реконструкция) защитных сооружений, предотвращающих загрязнение окружающей среды;

строительство производственных мощностей по обезвреживанию и переработке накопленных загрязнений, экологически безопасному захоронению промышленных отходов.

Программой предусмотрено предоставление субсидий субъектам Российской Федерации на проведение работ по ликвидации накопленного экологического ущерба и экологической реабилитации территорий.

Распределение субсидий между субъектами Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации.

Дальнейшее пообъектное распределение субсидий осуществляется актом государственного заказчика Программы по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством регионального развития Российской Федерации и государственным заказчиком - координатором Программы - Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

В рамках Программы предусмотрено предоставление субсидий хозяйствующим субъектам на возмещение части затрат, произведенных в рамках реализации предварительно отобранных проектов по ликвидации накопленного экологического ущерба. Распределение субсидий хозяйствующим субъектам утверждается Правительством Российской Федерации.



следующая страница >>



Все давно уже сказано, но так как никто не слушает, приходится постоянно возвращаться назад и повторять все сначала. Андре Жид
ещё >>