Программа курса повышения квалификации по истории и культуре ислама - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа курса повышения квалификации по истории и культуре ислама 1 165.24kb.
Программа курса повышения квалификации по истории и культуре ислама 1 151.33kb.
Программа курса повышения квалификации по истории и культуре ислама 1 42.68kb.
Программа курса повышения квалификации по истории и культуре ислама 1 219.54kb.
Программа курса повышения квалификации по истории и культуре ислама 1 203.62kb.
Программа курса повышения квалификации по истории и культуре ислама 1 154.97kb.
Программа курса повышения квалификации по истории и культуре ислама 1 158.67kb.
Программа модуля повышения квалификации по истории и культуре ислама 2 478.89kb.
Программа курса повышения квалификации по истории и культуре ислама 1 189.58kb.
Сборник текстов (ридер) к модулю повышения квалификации по истории... 7 1415.18kb.
Программа повышения квалификации педагогических работников 1 115.21kb.
Саудовская Аравия- эр-Рияд Офис по призыву в Рабве 1 264.17kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа курса повышения квалификации по истории и культуре ислама - страница №1/1




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГАОУ ВПО «КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

И.Г. Саетов
Идеологические и политические течения в современном исламском мире


Программа курса повышения квалификации по истории и культуре ислама

Допущено Учебно-методическим советом по реализации образовательных программ профессиональной подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама в качестве образовательной программы повышения квалификации по истории и культуре ислама




Казань, 2012 г.

УДК 297.17

ББК Э 86.3

C 14



Рецензент:

Алмазова Л.И.. к.ф.н., сотрудник отдела истории общественной мысли и ислмоведения ИИ им. Ш.Марджани АНТ.
Саетов И.Г. Идеологические и политические течения в современном исламском мире /Программа модуля курса повышения квалификации по истории и культуре ислама (30 июня – 1 июля 2012 г.) – Казань, 2012 – 26 с.

Аннотация: В учебной программе отражены основные положения и анализ особенностей идеологических и политических течении в современном исламском мире новейшего времени. Хронологически курс охватывает 19-20 вв. Программа содержит введение, основную часть, представляющую собой темы и конспекты лекций, списки основной и рекомендованной источников и литературы. Курс предназначен для повышения квалификации преподавателей, аспирантов и студентов, а также для всех, интересующихся вопросами ислама и современными мусульманскими движениями. Программа подготовлена для модуля курса повышения квалификации по истории и культуре ислама, лектор - один из ведущих исламоведов России и Запада, профессор Мичиганского университета Александр Кныш.

© Саетов И.Г., 2012

© Казанский федеральный (поволжский) университет, 2012


Содержание программы:


  1. Цели освоения курса.

  2. Место курса.

  3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины ИПТСИМ.

  4. Структура и конспекты лекций курса «Идеологические и политические течения в современном исламском мире».

  5. Образовательные технологии.

  6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, аттестации по итогам освоения курса.

  7. Учебно-методическое и информационное обеспечение курса «Идеологические и политические течения в современном исламском мире».

  8. Материально-техническое обеспечение курса.


1. Цели освоения курса

Целью освоения дисциплины «Идеологические и политические течения в современном исламском мире» (ИПТСИМ) является знакомство слушателей с историей и современным положением различных мусульманских течений. В связи с политизацией религии в эпоху модернизма, различными проявлениями экстремизма, сложностью для неспециалиста вычленить идеологические основы того или иного движения, а также включенностью Татарстана и России в эти глобальные процессы представляется важным изучение современных течений для преподавателей вузов, специализирующихся на исламоведческих дисциплинах. Лектор – один из ведущих исламоведов России и Запада, профессор Мичиганского университета Александр Кныш.


2. Место курса

ИПТСИМ тесно связана с такими дисциплинами как «История ислама», «Введение в регионоведение (мусульманские страны)», «Введение в исламоведение», «Исламский фактор в международных отношениях», «Международные кризисы в 20-21 веке», «Региональная безопасность (исламский фактор)» и другие. Для вникания в суть предмета ИПТСИМ слушатели должны обладать знаниями по истории мусульманских стран и международных отношений, по истории и основам ислама, разбираться в основных подходах к политическим процессам, протекающим в международных отношениях, знать основы социологии.



3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения курса ИПТСИМ

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:



  • выявлять признаки определенных мусульманских течений в современных политических и религиозных дискурсах;

  • выявлять степень и характер влияния ислама на становление и функционирование общественно-политических институтов и внешней политики стран региона специализации;

  • применять научные подходы, концепции и методы, выработанные в рамках теории международных отношений, сравнительной политологии, экономической теории к исследованию конкретных страновых и региональных проблем мусульманского мира;

  • самостоятельно интерпретировать и давать обоснованную оценку различным научным интерпретациям региональных событий в мусульманских странах, явлений и концепций в национальном, межрегиональном и глобальном контекстах.



4. Структура и конспекты лекций курса «Идеологические и политические течения в современном исламском мире».

Общая трудоемкость дисциплины составляет 18 часов.


Лекция I. Обновление и реформа в исламе: появление исламского модернизма и реформизма. Часть 1.

Господство Запада в политике и военной сфере и развитие исламской мысли. Три подхода к вопросу «кто виноват» в отсталости мусульман: а) реформисты (ислах и таждид), б) консервативные традиционалисты (постепенные изменения в рамках традиции), в) «западники»/секуляристы (вестернизация).

Основы реформ в Коране и Сунне. Различные подходы реформистов к задаче. Многие за «очищение» Ислама от «чужеродных» элементов. Взаимозависимость специфики социума и подходов к реформам.

Пример консервативного реформиста: Мухаммад Ибн Абдаль-Ваххаб (ум.1792): очищение локального ислама от плохих нововведений (бид‘а), которые являются признаком ширка. Альянс с Саудами. Ваххабитская интерпретация учения о единобожии (таухид) нового религиозно-политического движения. «Побуждение к хорошему и запрещение плохого» как обоснование военных действий против «нарушителей таухида». Абдаль-Ваххаб против шиитов, суфиев, калама, определенных школ фикха. «Салафы» (первые три поколения при и после Пророка) как представители «чистой» веры.

Первые шаги ваххабитов в 1802-1805 гг. Уничтожение шиитских святынь, оккупация большой части Аравийского п-ва, захват Мекки и Медины, разрушение кладбищ. Объявление тех, кто не присоединяется к ним, еретиками и неверующими. Схожие черты ваххабитов и хариджитов.

Экспедиция Мухаммада Али Пашы из Египта (1812-1813) и освобождение Мекки и Медины. Поражение ваххабитов в 1819 году и уничтожение их столицы аль-Дирийя. Ваххабиты в 19 и 20 вв. Королевство Саудовская Аравия (осн. в 1924-1925 гг.) как бастион ваххабитов. Нефтедоллары и глобальная пропаганда ваххабизма. Афганистан в 1979-1989 гг, салафиты по всему миру. Умеренность современного ваххбитского движения, попытки стать ведущей силой в суннитском мире.


Лекция II – Обновление и реформа в исламе: появление исламского модернизма и реформизма. Часть 2.

В другой ситуации в Египте появляется другая повестка дня для реформ: Аль-Афгани (ум.1897) и Абдо (ум.1905) как предвестники исламского модернизма. Поиск западных идей и институтов для адаптации и перенятия мусульманским миром для его усиления.

Аль-Афгани: Институциональные реформы «сверху», философия для элит, пророческий ислам для масс, ислам как идеология и инструмент для объединения мусульман против Запада. Что бы ни укрепило мусульманские сообщества против Запада, то должно быть адаптировано мусульманами.

Абдо: Постепенная реформа мусульманского образования и ментальности для их соответствия требованиям времени. Соотвествие научного прогресса и раннего “чистого” ислама. Отвергает “слепое подражание” (таклид) и консервативных ученых (улама) для творческой интерпретации и возрождения “духа” божественного Откровения (иджтихад). Это реинтерпретация будет возглавлена просвещенными мусульманскими мыслителями, которые приведут “умму” к окончательной победе над европейским колониализмом. Критика доктрин, догм, суфизма как препятствий для модернизации. Законодательные и реформитсткие инициативы Абдо (дресс-код, мясо, мясо убитых немусульманами животных в пище, банковский процент, полигамия). Разделение шариата на постоянную и изменчивую части. Критика калама.

Ученик Абдо Рашид Рида (ум.1935): журнал “Маяк” как рупор реформистских идей, современный перевод Корана Рашидом и Абдо. Объединение мусульман против западной колониального нашествия и культурного доминирования. Критика суфизма и улама. После распада Османского халифата Рида становится сторонником ваххабитского движения и Саудовской Аравии как потенциального центра пан-исламистского движения.

Основные пункты модернизационных реформ, предусмотренных Абдо и Рашидом:

Благочестивые салафы (особенно Пророк и его сподвижники) как примеры для мусульман.

Основные источники ислама – Коран и Сунна – должны быть главными источниками и вдохновением для исламских реформ.

В том случае, если они будут интерпретированы творчески, они позволят мусульманами избавиться от изнурительных «наслоений» и «инноваций» последующих веков.

Правильно понятый и практикуемый ислам содержит все, что нужно для реставрации уммы в ее прошлом величии.


Лекция III – Ислам как политическая сила и средство оппозиции/сопротивления. Часть 1.

Три основные стадии реформистских движений и «омоложения» ислама: становление, «достижение совершеннолетия»/популяризация, деление на многие ветки, часто враждующие друг с другом. Исламизм, политический ислам, фундаментализм, исламский реформизм и другие термины. Общее: привилегированное положение ислама как модели. Ислам как таковой, а не исламский фундаментализм – проблема по С.Хантингтону, автору теории «столкновения цивилизаций» Оппоненты: ислам – религия мира и толерантности, отвечающая требованиям современной эпохи и чаяниям современных людей.

Академический анализ: протестные движения от имени и ради ислама не могут быть сведены только к религиозным верованиям. Ислам как отвлекающий маневр от настоящих причин несчастий, выраженных в исламской риторике.

Широкий спектр современных трендов и дискурсов, которые претендуют на «исламскость»: от «исламского либерализма» до «джихадизма».

Хасан аль-Банна (ум.1849) и Братья-мусульмане (БМ) в Египте. Вестернизация и секуляризация Египта под британским владычеством как угрозы религиозной идентичности египтян. Моральное поражение элиты Египта из-за внешнего и внутреннего империализма. Основные цели БМ: реисламизация египетского общества и построение исламского государства, основанного на Коране и Сунне и представляющего собой содружество схоже мыслящих индивидов, объединенных верностью основополагающим положениям ислама. Для достижения этой цели необходимо вновь объединить религию, политику и культуру: «Ислам это догма и поклонение, родина и национальность, религия и государство, духовность и действие, Коран и меч». Ответственность правителя (простого служителя своего сообщества) перед Богом и людьми. Братство, взаимное уважение и сотрудничество – методы работы. В итоге, все мусульманские сообщества, построенные по такому принципу, объединятся во всемирный халифат.

Реформа души, сердца и социума по Аль-Банне. Структура и внутренняя организация БМ: малые «духовные семьи/ячейки» по городским кварталам. Отношения БМ и властей до и после антимонархической революции в 1952. Появление военного крыла движения («Секретный Аппарат»). Радикализация движения как реакция на гонения со стороны Насера (ум.1970).

Радикальная программа Сайида Кутба, сформированная под давлением государства. Неверие, идолопоклонничество и язычество доисламской Аравии теперь преобладают в мусульманских сообществах. Бог как единственный законодатель, демократия, капитализм, либерализм, коммунизм и т.д. – фальшивые идолы. Влияние критики секуляризма и других западных «-измов» на политическую практику и идеологию современных исламских движений.
Лекция IV – Ислам как политическая сила и средство оппозиции/сопротивления. Часть 2.

Некоторая исламизация Египта в 70-е гг.: боязнь коммунизма, разочарование национализмом, поражение в войне 1967 года с Израилем. «Верующий президент» Садат. «Джинн из бутылки» Шукри Мустафа и его «анафема и эмиграция» (аль-такфир валь хиджра). Аль-Фарадж и его «Организация Джихада». Джихад, объявленный Аль-Фараджем «принципом, которым пренебрегли», как основной мотив сплочения исламистов, настроенных против внутренней и внешней политики Садата. Убийство Садата в 1981 и подавление Братьев. БМ как главная политическая и социальная сила Египта во время «арабской весны» 2011 г. Мухаммад Мурси – первый президент-исламист в Египте.

Маудуди (ум.1979) позиционирует себя как главный защитник индийских мусульман. До 1947 г – построение исламского государства. «Исламское общество» («Джамаат аль-Ислами»). Нет разделения между духовной и светской жизнью, нельзя лишить религию политики. Политика должна быть основана на Коране и Сунне. Исламская тео-демократия. Подготовка исламистского авангарда, который постепенно изменит общество. Развитие «Джамаат-аль-Исламия» при диктаторе Зияу-ль-Хакке (ум.1988), сегодняшнее положение дел.

Схожие черты и различия Братьев-мусульман и Исламского общества: БМ более бедные, ИО – элиты и образованный средний класс, но оба основываются на ядре посвятивших себя движению активистов.

Аятолла Хомейни (ум.1989): ученый и религиозный лидер. Шах Реза (1921-1941), его сын Мохаммед (1941-1979). Вестернизация интеллектуалов и исключение улама. Поддержка улама со стороны традиционных слоев населения. «Белая революция» шаха в 1960 году и недовольство народа. Хомейни как выразитель чаяний угнетенных и защитник ислама. Проект клерикального правления («правления религиозных правоведов», «вилаяти-факих») в Иране и призыв свергнуть «нечестивую» монархию. Установление нового исламского революционного режима в Иране, несмотря на мнение некоторых шиитских ученых, которые рассматривают «вилаяти-факих» как еретическое нововведение. Способность Хомейни к адаптации и гибкости в общественных делах, напр. применительно к роли женщин в иранском обществе. Неограниченный контроль клериков Ирана над всеми аспектами жизни в стране.
Лекция V – Реинтерпретация ислама: основные тенденции в современной исламской мысли. Часть 1.

«Раскрутка» в медиа тем «воинствующего ислама» и «исламского терроризма» скрывает разнообразие форм исламской социально-политической активности и мысли сегодня. Показываемые как единые и внутренне-последовательные, исламские доктрины и практики показывают жестко анти-западными, анти-демократичными и нетолерантными к другим мировоззрениям. Фокус СМИ на сенсациях и «новостных» изменениях, за кадром остаются многие важные интеллектуальные и социальные процессы.

«Инструментализация» ислама западными политиками. Толерантность, либеральность, прозападность некоторых течений как антитеза и противовес «исламской воинственности». Использование этого «дружелюбного» ислама в политике может привести к дискредитации его приверженников в глазах других мусульман.

Наша академическая цель – выяснить что происходит в интеллектуальной жизни мусульман, каковы основные тенденции развития исламской мысли.

Либеральные тренды как продолжение идей Афгани, Абдо, Риды. Также можно назвать Исмаила Гаспринского (1851-1914), Мухаммад Икбал (1877-1938), Ашраф Али Тахави (1863-1943). Современные «либералы» лучше знакомы с западной философией и языками. Отличие от фундаменталистов и секуляристов. Объединяет: желание творчески использовать основополагающие исламские тексты для показа притягательного реформированного ислама, который хорошо резонирует с духом и реальностью эпохи модерн и постмодерн. До какой степени эти взгляды «либеральны», возможно ли вообще говорить о «либерализме» в контексте ислама?

Темы, о которых дискутируют мусульманские «либералы» сегодня: характер и необходимость исламского государства, ислам и модерн, ислам и западная цивилизация: что и в какой степени мусульмане могут или не могут позаимствовать на Западе, совместимость демократии и шариата, масштабы соблюдения шариата в современных мусульманских сообществах, права женщин и немусульманских меньшинств, мусульманские меньшинства на Западе, пути и способы реформирования мусульманских обществ, справедливое распределение богатства и роль исламской экономики/финансов в улучшении положения нуждающихся, роль религиозных правоведов (улама) в реформировании уммы, участие мусульман в партийной политике и выборах.

Источники ислама и «либерализм». «Либеральные» мусульмане: мусульманские тексты – либеральны (есть все для построения справедливого, современного, морального и преуспевающего общества), дело в интерпретации. Обоснование совещательной демократии, побуждение к позитивным наукам. «Молчаливый» Коран: заполнение правовых пробелов разумом. Понимание Корана – развивающийся и динамичный процесс. Бог не мог желать плохого для своих слуг. Сделать жизнь легче и комфортабельнее. Пророк сам побуждал заниматься Кораном в креативном ключе.

Потеря улама монополии на интерпретацию. Теперь и женщины, ученые, светские профессионалы, студенты университетов светского, западного типа. Все имеют равное право на понимание Священного Писания. Даже без знания арабского.

«Демократизация» экзегетики и фрагментация религиозных авторитетов. У суннитов нет единого общепризнанного центра тафсира. У шиитов – иерархия и «источник подражания», «марджа-и таклид».

Оппозиция «либеральные» мусульмане – исламские/исламистские группы, противостоящие Западу и его ценностям.

Геополитические корни мусульманского либерализма: конец колониального периода (1930-1960-е гг.) и рост национализма. Новые элиты, модернизация и вестернизация. Но – разочарование национализмом и другими западными идеологиями. Поиск альтернатив, рост идеологий, базирующихся на исламе. Слом статус кво, установленного секулярными и зачастую военными элитами.
Лекция VI – Реинтерпретация ислама: основные тенденции в современной исламской мысли. Часть 2.

Либеральный анти-секуляризм: Рашид Ганнуши (род.1941) и исламский «модернизм». Заимствование на Западе технологий, достижений науки, либеральных политических институтов.

Либральные тренды у шиитов: Суруш (род.1945) и Базарган (ум.1995). Общее: оппозиция тотального клерикального ислама в Иране. Разница между откровением и его пониманием людьми. Шиизм, по их мнению – либеральная и демократическая версия ислама в отличие от авторитарных тенденций у суннитов (от Омейядов и Аббасидов). Отрицание концепции «правления религиозных правоведов» Хомейни как противоречащего либеральному духу ислама и шиизма.

Сууниты: Мухаммад Аль-Газали (ум.1996) в Египте. Нужна реинтерпретация исламских верований для возрождения процветающего общества. Ислам – религия, защищающая права угнетенных. Критика официального духовенства (улама), которое привело к положению ислама как «религии для неудачников». Рецепт: мы должны отвергнуть устаревший догматизм, реформировать религиозное образование и побуждать к творческому и гибкому пониманию и применению шариата.

Абдассалам Яссин в Марокко: исламизация современности и духовное обновление уммы. Едкая критика западных секулярных идеологий, начиная с дарвинизма и секулярного национализма. Обвинение Запада в утере «морального компаса», индивидуалистических заблуждений и безудержном материализме. Критика исламских/исламистских радикалов: обвинение в малейших грехах, бесполезная воинственность, догматическое понимание желания Господа. Модель исламского государство и способы его претворить в жизнь. Обновление уммы через «внутренний джихад», который приводит тех, кто его практикует, к «Божественной личности» и готовит их к управлению уммой для окончательной победы ислама над силами бесплодного секуляризма и материализма, бездушного буквализма, нигилизма и аморальности.

Дочь Яссина Надя (род.1958) стала популярным религиозным лидером. Реинтерпретация Корана (иджтихад) и усиление мусульманок против патриархальных обычаев (результат неправильного прочтения основных текстов женоненавистниками) и обновление мусульманских обществ.

Таким образом:


  • Сознательно или нет, мыслители обсуждали исламскую альтернативу западной модернизации («исламизация модерна»). Они ищут пути реформировать их общества на основе своего дискурса, не на основе рабского подражания западным моделям, которые насаждают им сверху прозападные секуляристы.

  • В контексте шиитского ислама, Суруш и Базарган отвергают авторитарное правление иранских клериков как протвоположность либеральноу духу шиизма и подчеркивают опасность смешивания политического правления и религиозных догм.

  • В конце концов все эти мыслители разделяют глубокое неудовлетворение политическим и социальным статус кво их обществ и ищут пути их реформировать на исламских основах.


Лекция VII – Идеология и практика глобализированного джихадизма. Часть 1.

Интенсивное и часто неаккуратное освещение воинственности во имя ислама в западных и российских медиа. Диспуты о «воинствующем исламе» и различных проявлениях «джихадизма» часто показывают глубоко укоренившиеся предрассудки комментаторов об исламе и мусульманах. Защитники же ислама, напротив, стараются показать ислам исключительно религией мира и толерантности, не имеющей отношения к насилию.

Многочисленные экономические, демографические и социальные проблемы в мусульманских обществах в пост-колониальную эпоху как основная причина роста и экспансии оппозиционных движений под исламскими/исламистскими флагами. Интерпретированный ислам как идеологическое и институциональное средство протеста и сопротивления в обществах, чей правящий истеблишмент не терпит никакой организованной политической оппозиции их правлению.

Зависимость мусульманских стран от Запада во всех сферах – экономике, культуре, политике. Неоколониализм, понимаемый многими мусульманами как основная причина их бедственного положения. Общее образование дает недовольным интеллектуальное снаряжение. Больше давления со стороны секулярных националистических элит – больше ислам становится единственной точкой опоры разочарованных и обнищавших масс. Попытки властей обуздать исламистов. Недооценка масштаба движения, потенциал появления «джинна из бутылки».

Поддержка авторитарных режимов Западом из-за нефти ради стабильных поставок сырья. Поражение арабских стран в войне против Израиля в 1967 году, оккупация Советами Афганистана в 1979 и иранская революция в этом же году – поворотные моменты эволюции исламистского движения в мире.

Афганистан как мусульманская земля, оккупированная силами «атеизма». Абдаллах Аззам и «глобальный джихад» против «анти-мусульманских» правительств. Саййид Кутб: нет, сначала нужно свергнуть тиранов дома. Конечная цель движений за глобальный джихад, по Аззаму, освободить мусульманские земли (Палестина, Бухара, Ливан, Чад, Эритрея, Сомали, Филиппины, Андалусия и т.д.) от доминирования неверных и установить правление аутентичного, чистого ислама Пророка и сподвижников. Авангард уммы – муджахидины (пешие солдаты джихада). Мифы и эпос джихада для рекрутирования новых солдат ради мученичества «на пути Бога». Бросать оружие, когда ислам под атакой, – смертельный грех, говорит Аззам. Он объявляет, что борьба с врагом – шестой столп ислама.


Лекция VIII – Идеология и практика глобализированного джихадизма. Часть 2.

Огненная риторика Аззама зажигает идеалистически настроенных мусульман по всему миру. С Усамой б.Ладеном (ум.2011) они создают «Бюро Услуг», где тренируют добровольцев для войны с СССР в Афганистане. База данных этих добровольцев – Аль-Каида.

Айман Завахири (род.1951): от локального египетского исламиста до транснационального джихадиста и правой руки Бин Ладена. Провал попытки свергнуть Хосни Мубарака и потеря популярности дома – переезд в Афганистан.

Создание «Всемирного фронта джихада против Иудеев и Крестоносцев» в 1998 году и начало тотальной войны Аль-Каиды против США и Запада в целом. Террористические атаки и доводы Аль-Каиды. Роль доктрины «дружбы и вражды» («аль-валя валь-бара») в расчерчивании четких границ между джихадистами («настоящими мусульманами», жертвующими собой революционным авангардом уммы) и их врагами, будь то Запад или их мусульманские «лакеи».

Есть несовместимость локальных вдохновений и жалоб конкретных мусульманских общин с глобальными планами джихадистского руководства добиться вселенского доминирования Ислама для создания всемирного халифата. Местные беспорядки и сепаратистские движения готовы поддерживать джихадистов в своей среде до тех пор пока у них есть общая цель, но это нестабильный альянс. В целом же всемирный халифат – это пустой звук для сепаратистов с полностью локальной повесткой дня.

Долгосрочная стратегия Аль-Каиды – побудить США вступить в глобальный конфликт с исламским миром с намерением объединить мусульман в борьбе на смерть с агрессором. Конечная цель – взять под свой контроль новообъединившуюся умму и установить транснациональный халифат, управляемый в соответствии с желаниями Бога (хакимийя). Подробности нового мира обсуждается очень редко.

Если США и союзники нападают и уничтожают главарей Аль-Каиды, джихадистское движение становится раздоробленным на слабо связанные между собой боевые единици и «спящие ячейки». Намерение джихадистов – нанести как можно больший урон на армию неверных в отместку за потери своих лидеров и рядовых членов. Несчастия и страдания мусульман во всем мире используется Аль-Каидов для оправдания своего джихада и рекрутирования новых членов.

Структура ячеек глобального джихада: боевые группы (джамаааты), ведомые полевыми командирами (амирами), которые позиционируют себя как одновременно и как военные, и как религиозные лидеры и которые могут, если есть необходимость, интерпретировать Коран для своих последователей. Эти тафсиры могут вызвать вопросы с внешней стороны, но они оправдывают правильность своего правления фактом, что они участвуют в джихаде, а мусульмане вовне – нет. По Аззаму, есть святое единство пера и меча, которое составляет основу глобального джихада. Как бы то ни было, в условиях военного конфликта, эти две функции эффективно сливаются в персоне амира.

Исламистский проет Аль-Каиды и ее филиалов в Йемене, Сомали, Северной Африке и некоторых территориях пост-советского пространства сталкивается с неясным будущим. Их долгосрочное существование в современном мире под вопросом, но оно будет продолжать подпитываться страданиями и разочарованиями, которые порождены неравномерным распределением богатства и ресурсов в современном мире.

5. Образовательные технологии

Лекционный тип занятия в программе курса занимает 100% от общего числа аудиторных занятий. На лекциях применяются инновационные технологии – показы слайдов по темам, поиск и показ карт, фотографий, иллюстраций. Слушателям до лекции рассылаются ридеры – материалы для предварительного чтения. На лекциях слушатели могут задавать вопросы по ходу занятий.


6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, аттестации по итогам освоения курса
Основным типом аттестации является тест. Примеры вопросов для теста:

1) Какой известный мусульманский проект глобальной перестройки экономики вы можете назвать:

а) «Таухидная экономика»

б) «Золотой дирхем»

в) «Всемирная исламская экономическая модель»

г) «Золотой динар»


2) Какой тарикат был наиболее распространен у татар в 19-20 вв.:

а) Шазилия

б) Кадирия

в) Накшибандия

г) Ясавия
3) К какому типу течений относятся «Братья-мусульмане»:

а) Правовая школа (мазхаб)

б) Социально-политическое течение

в) Школа по вероубеждению

г) Суфийский тарикат
4) Какое из нижеперечисленных течений/организаций имеет индийские корни:

а) Мурабитун

б) Талибан

в) Аль-Каида

г) Нация ислама
5) Каким способом халиф Усман получил право управлять мусульманским государством:

а) Всеобщие выборы

б) Был назначен

в) По наследству



г) Выбран узким кругом авторитетных мусульман
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение курса «Идеологические и политические течения в современном исламском мире».

Основная литература:

  1. Alexander (Sasha) Knysh. Islam in Historical Perspective. Pearson, 2011. 552 pp.

  2. Алексеев И.Л. Собирание расколотой уммы: фундаментализм как реинтерпретация исламской истории // Ab Imperio, 2004 #3, с. 513-538.

  3. Васильев А.М. Пуритане ислама? Ваххабизм и первое государство Саудидов в Аравии. Москва, 1967.

  4. Гордон-Полонская Л.Р. Мусульманские течения в общественной мысли Индии и Пакистана (Критика «мусульманского национализма»). – М., Изд-во вост. лит-ры, 1963.

  5. Долгов Б.В. Исламистский вызов и алжирское общество. М., Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, 2004.

  6. Дорошенко Е.А. Шиитское духовенство в современном Иране. – М., Наука, 1985.

  7. Игнатенко А.А. Расколотая умма в ожидании Судного дня (новый взгляд со старых позиций) // Отечественные записки, №5(14), М., 2003.

  8. Игнатенко А. А. Халифы без халифата: исламские неправительственные религиозно-политические организации на Ближнем Востоке: история, идеология, деятельность. Москва, “Наука”, 1998.

  9. Кепель Жиль. Джихад. Экспансия и закат исламизма: Пер. с франц. – М., 2004.

  10. Косач Г.Г. Политический ислам в палестинском контексте: движение ХАМАС // Исламизм и экстремизм на Ближнем Востоке. М., Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, Российская Академия геополитики, 2001.

  11. Левин З.И. Общественная мысль на Востоке. М., 1999.

  12. Льюис Б. Что не так? Путь Запада и Ближнего Востока: прогресс и традиционализм. М.: Олимп-Бизнес, 2003.

  13. Мухаметов Р.М. Политическое самоопределение исламского мира в условиях глобализации (Политические доктрины и действия). М., 2009.

  14. Наумкин В.В. Ислам и мусульмане: культура и политика (статьи, очерки

  15. и доклады разных лет). М., 2009

  16. Ражбадинов М.З. Радикальный исламизм в Египте. М., Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, Институт востоковедения РАН, 2003.

  17. Ражбадинов М.З. Умеренный исламизм в Египте. На примере деятельности организации «Братья-мусульмане». М.: «Русский язык», 2006.

  18. Степанянц М.Т. Мусульманские концепции в философии и политике. М., 1981.

  19. Фадеева И.Л. Официальные доктрины в идеологии и политике Османской империи. М., 1985.



Дополнительная литература:

  1. Аль-Альуани Джабир Таха. Некоторые размышления относительно фикха для меньшинств // Мусульмане в публичном пространстве Америки: надежды, опасения и устремления: Пер. с англ. / Под ред. Бухари Захида, Нянга Сулеймана, Ахмада Мумтаза, Эспозито Джона. – М., 2005. – С. 53–94.

  2. Асад Мухаммад. Ислам и западная цивилизация / Под ред. Пруссакова В.А. – М., 2006.

  3. Аль-Аттас Мухаммад Накыб. Введение в метафизику ислама – изложение основополагающих элементов мусульманского мировоззрения: Пер. с англ. – М. – Куала-Лумпур, 2001.

  4. Аль-Банна Хасан. Послания. – М., 2000.

  5. Беккин Р.И. Исламские экономическая модель и современность. М., 2010.

  6. Бути Рамадан Мухаммад Саид. Путь размечен. Отказ от мазхабов – опаснейшее из нововведений, угрожающих исламскому шариату: Пер. с араб. – М., 2004.

  7. Валлерстайн Иммануил. Конец знакомого мира: социология XXI в.: Пер. с англ. – М., 2003.

  8. Аль-Газали Абу Хамид Мухаммад. Наставления правителям: Пер. с араб. – М., 2004.

  9. Гареева Г.И. Исламский фундаментализм и опыт государственного строительства в Пакистане // Ислам и политика / Под ред. Белокреницкого В.Я., Егорина А.З. – М., 2001. – С. 231–238.

  10. Грязневич П.А. К вопросу о праве на верховную власть в мусульманской общине и раннем исламе // Ислам. Религия, общество, государство / Под ред. Грязневича П.А., Прозорова С.М. – М., 1984. – С. 161– 74.

  11. Джемаль Г.Д. Освобождение ислама. – М., 2004.

  12. Дружиловский С.Б. Исламская модель развития как альтернатива вестернизации восточного общества (вопросы теории и практики) // Мусульманские страны у границ СНГ // Под ред. Белокреницкого В.Я., Егорина А.З. – М., 2002. – С. 96–115.

  13. Ежова А.В. Доктрина Али Шариати и кризис концепции «велаяте-факих» в современном Иране (Шариати и Хомейни) // Исламская интеллектуальная инициатива в XX в. / Под ред. Джемаля Г.Д. – М., 2005. – С. 151–183.

  14. Ежова А.В. Философия Али Шариати в контексте исламской политической мысли XX века: Кутб и Шариати // Исламская интеллектуальная инициатива в XX веке / Под ред. Джемаля Г.Д. – М., 2005. – С. 41–68.

  15. Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. – М., 2003.

  16. Ибн Хишам. Жизнеописание пророка Мухаммада: Пер. с араб. – М., 2005.

  17. Игнатенко А.А. Ислам и политика. – М., 2004.

  18. Игнатенко А.А. Самоопределение исламского мира // Ислам и политика (взаимодействие ислама и политики в странах Ближнего и Среднего Востока, на Кавказе и в Средней Азии) / Под ред. Белокреницкого В.Я., Егорина А.З. – М., 2001. – С. 7–20.

  19. Игнатенко А.А. Халифы без халифата. Исламские неправительственные религиозно-политические организации на Ближнем Востоке: история, идеология, деятельность. – М., 1988.

  20. Игнатенко А.А. Эпистемология исламского радикализма // Религия и глобализация на просторах Евразии / Под ред. Малашенко А.В., Филатова С.Б. – М., 2004. – С. 176–221.

  21. Аль-Кардави Юсуф. Исламское сознание: между неверием и экстремизмом (умеренность ислама и две крайности – неверие и экстремизм): Пер. с араб. – Казань, 2003.

  22. Киссинджер Генри. Нужна ли Америке внешняя политика: Пер. с англ. – М., 2002.

  23. Косач Г.Г.. Политика Саудовской Аравии на постсоветском «мусульманском» юге: цели и итоги курса // Вестник Евразии. – 2005. – № 2. – С. 43–51.

  24. Косач Г.Г. Становление современных форм политической жизни на Востоке // История Востока. Т. IV. Восток в новое время (конец ХVIII – начало ХХ вв.). Кн. 2. – М., 2005.

  25. Кудрявцев А.В. Концепция исламского решения Юсефа аль-Кардави // Ислам: проблемы идеологии, права, политики и экономики / Под ред. Ионовой А.М. – М., 1985. – С. 248–Кудряшова И.А. Ислам и глобализирующийся мир // Материалы международной конференции «Ислам – религия мира». – М., 2005. – С. 20–25.

  26. Кутб Мухаммад. Светские люди и ислам: Пер. с араб. – Махачкала, 2005.

  27. Кутб Саййид. В сени Корана: Пер. с араб. – М., 2003.

  28. Лари Муджтаба Рукни Мусави. Западный мир глазами мусульманина: Пер. с фарси. – Баку, 1994.

  29. Льюис Бернард. Что не так? Путь Запада и Ближнего Востока: прогресс и традиционализм: Пер. с англ. – М., 2003.

  30. МакКлауд Беверли Амина. Концептуальный дискурс: жизнь мусульманина в плюралистическом обществе // Мусульмане в публичном пространстве Америки: надежды, опасения и устремления: Пер. с англ. / Под ред. Бухари Захида, Нянга Сулеймана, Ахмада Мумтаза, Эспозито Джона. – М., 2005. – С. 135–148.

  31. Малашенко А.В. Исламская альтернатива и исламистский проект. – М., 2006.

  32. Маудуди Абу Аля. Ислам сегодня: Пер. с англ. – М., 1992.

  33. Маудуди Абу Аля. Образ жизни в исламе: Пер. с англ. – М., 1990.

  34. Маудуди Абу Аля. Принципы ислама: Пер. с англ. – М., 1993.

  35. Муктадар Хан. Жизнь в пограничной ситуации: Ислам вне межцивилизационных столкновений и диалога цивилизаций // Мусульмане в публичном пространстве Америки: надежды, опасения и устремления: Пер. с англ. / Под ред. Бухари Захида, Нянга Сулеймана, Ахмада Мумтаа, Эспозито Джона. – М., 2005. – С. 149–186.

  36. Ан-Набахани Такаюддин. Исламская личность: Пер. с араб. – Б.м, б.г. 128. Ан-Набахани Такаюддин. Принципы Хизб ут-тахрир: Пер. с араб. – Б.м, б.г.

  37. Ан-Набахани Такаюддин. Система ислама: Пер. с араб. – Б.м, б.г.

  38. Ан-Набахани Такаюддин. Халифат: Пер. с араб. – Б.м, б.г.

  39. Неклесса А.И. Постсовременная цивилизация // Прикладные аспекты цивилизации. Материалы постоянно действующего семинара клуба ученых «Глобальный мир». Спецвыпуск. (Материалы научно-практического семинара «Прикладные аспекты глобализации», 20–21 сентября 2001 г.). – М., 2001. – С. 24–28.

  40. Прозоров С.М. Шиитская (имамитская) доктрина верховной власти // Ислам. Религия, общество, государство. государство / Под ред. Грязневича П.А., Прозорова С.М. – М., 1984. – С. 204–212.

  41. Фукуяма Фрэнсис. Конец истории? // Вопросы философии. – 1990. – № 3. – С. 134–148.

  42. Фукуяма Фрэнсис. Началась ли история опять? Размещено на сайте «Русский журнал» www.russ.ru. Доступно по адресу: http://old.russ.ru/politics/20021112-*****u.html.

  43. Халиди Омар. Теоретические и практические аспекты жизни мусульман в США // Мусульмане в публичном пространстве Америки: надежды, опасения и устремления: Пер. с англ. / Под ред. Бухари Захида, Нянга Сулеймана, Ахмада Мумтаа, Эспозито Джона. – М., 2005. – С. 94–134.

  44. Хайретдинов М.З. Цели и способы джихада. – Нижний Новгород. – 2005.

  45. Хантингтон Сэмуэль. Столкновение цивилизаций: Пер. с англ. – М., 2003.

  46. Хатами Мохаммад. Ислам, диалог и гражданское общество: Пер. с фарси. – М., 2001.

  47. Хомейни Рухолла Мусави. Путь к свободе. Речи и завещание: пер. с фарси. – М., 1999.

  48. Чапан Эргюн. Ислам о терроре и акциях террористов-смертников: Пер. с тур. – М., 2005.

  49. Шмаков А.А. Теоретическое наследие Калима Сиддики. Размещено на сайте Исламского комитета России www.islamcom.ru. Доступно по адресу: http://www.islamcom.ru/material.php?id=182.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы



  • Библиография исследований по исламистским движениям (англ) http://www.mei.edu/Portals/0/Content%20Edition%20GCKL/IslamismBibliography.pdf

  • Организация исламского сотрудничества http://www.oic-oci.org/

  • Сайт Совета муфтиев России - http://www.muslim.ru/

  • Информационно-аналитический портал - http://www.islamrf.ru/

  • СМИ об исламе - http://www.islam-portal.ru/



8. Материально-техническое обеспечение курса.

Проектор, экран, видеокамера, ноутбук, микрофон, динамики, диктофон.




Биограф — это лжец, приводящий в порядок ложь своего героя. Видоизмененный Александр Све
ещё >>