Программа курса «Оперативное комментирование». М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2004. 12 с - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа курса Организация работы 1 147.02kb.
Теория перевода по подготовке выпускников импэ имени А. С. Грибоедова... 1 71.31kb.
Программ а курса социология журналистики для студентов факультета... 1 194.51kb.
Для студентов факультета журналистики, обучающихся по направлению... 1 98.68kb.
Программа курса эффективность рекламы 1 90.08kb.
Программа соответствует требованиям Государственного образовательного... 7 456.37kb.
Практикум по криминалистике. М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2001. 1 230.34kb.
1. Понятие и сущность внешнеэкономической 1 315.91kb.
Программа курса реклама в средствах массовой информации 1 67.76kb.
1. Средства массовой информации в информационном обществе: опыт передовых... 1 206.99kb.
Программа курса стилистика русского языка и культура речи 1 137.63kb.
Василий Павлович Бережной Контакт цивилизаций Бережной Василий Павлович... 1 126.05kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа курса «Оперативное комментирование». М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2004. - страница №1/1



сборник методических материалов по курсу

оперативное комментирование
Для студентов факультета журналистики,
обучающихся по направлению подготовки бакалавров


Москва

Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова


2004

Утверждено
кафедрой теории и практики
периодической печати

С о с т а в и т е л ь — канд. филол. наук, доц. М.И. Шостак



Программа курса «Оперативное комментирование». — М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2004. — 12 с.

Подготовлена на факультете журналистики.

© Шостак М.И., 2004

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Лекции, семинарские и практические занятия в газетных группах посвящены углубленному изучению одного из распространенных и востребованных современностью направлений журналистской работы — оперативному комментированию.

Курс — авторский, в нем представлены задачи и возможности жанров оперативного комментирования, рассмотрены особенности их создания, усилия журналистов в этой области: как «технология» (наиболее распространенные приемы), так и творчество.

Предлагаются практические занятия с целью помочь студентам освоить комплекс знаний и умений, необходимых для работы комментаторов. План курса по преимуществу рекомендательный: подробно рассматриваются газетно-журнальные тексты, задача которых — отклик и предварительная оценка недавно происшедших событий: корреспонденции, оперативные портреты, отчеты с комментарием, реплики, проблемные репортажи, развернутые комментарии, авторские колонки. При рекомендациях учитывается как отечественный опыт, так и наработки других школ журналистики. Предполагается интенсивная практическая работа слушателей: каждой теме сопутствуют упражнения, контрольные работы и задания по составлению «досье».

Задачи курса — дать представление о разнообразии приемов и форм на таком направлении журналистской деятельности, как оперативное комменти­рование, пополнить «профессиональный инструментарий» будущих журналистов, пробудить в них творческий интерес к работе комментатора.
ПРОГРАММА
Введение

Особенности литературной работы журналиста-комментатора.

Формы оперативного комментирования, их характеристики: предмет, назначение, метод, композиционно-стилевые особенности. Зависимость выбора формы выступления от целевой установки автора.

Жанровые предпочтения комментирующей прессы в разные исторические периоды. Журналистская практика и запросы аудитории как стимулы развития и коррекции жанровых форм. Вариативность литературной работы комментатора в зависимости от типа, периодичности, общей линии издания (установки редакции на четкое разграничение факта и комментария, на объективированность стиля, на «эксклюзивы», авторскую интерпретацию, на проникновение комментирующей жанровости в большинство материалов и т.п.). Взаимовлияние жанровых моделей оперативного комментирования, распространенных в практике прессы разных стран.

Формы и способы оперативного комментирования — сплетенного с фактом и обособленного от него. Соотношение комментариев «пристрастных» и «беспристрастных» в разных жанрах оперативного комментирования.
Раздел I. ФАКТ И КОММЕНТАРИЙ

ПОПУТНОЕ КОММЕНТИРОВАНИЕ

Тема 1. Корреспонденция

Продление жизни «горячего факта». Факт как ситуация, вызывающая размышления.

Сплетение суждения по факту с изображением события или происшествия. Двойная задача корреспонденции: «сообщить, оценив».

Корреспонденция — «кусочек жизни» и «самый скучный жанр в газете»: из истории жанра. Специфика работы зарубежных корреспондентов.

Особенности литературной формы корреспонденции. Структура текста, приемы, которые использует корреспондент.

Монотемность корреспонденции.


Тема 2. Отчет с комментариями

Разновидности отчетов в современной прессе: жанровые и тематические. Особенности исходного материала жанра «отчет».

Сообщение с разъяснениями. Незавершенность суждений в отчете с комментариями. «Экспертиза на ходу». Поиск уточненного ракурса, угла зрения на происходящее событие.

Прием «слоеный пирог»: реплики и реакции как мнения и свидетельства в наглядном сопоставлении. Многоголосие отчетов с собраний и митингов. Спортивный отчет. Отчеты с массовых празднеств. Особенности светских отчетов. Традиции и современная форма судебного отчета.

Фрагменты «картинки» (деталь, документальное свидетельство) в функции попутного комментария. Акцентировка конфликтных ситуаций. Комментирующие подробности; усиление скрытого комментария — открытым.
Тема 3. Оперативный портрет

Коррекция взгляда. Возможности уточнения и прояснения факта-поступ­ка. Источники информации и методы сбора материала.

«Портрет успеха» как повод для комментария.

Возобновленный интерес к поступку современника. Смена угла зрения на происшествие (поступок). Сопоставительный фон оперативного портрета.

Особенности использования приема «попутный комментарий» в оперативном портрете. Реплики и отзывы. Функциональность и опасности комментирующего цитирования.

Варианты композиции. Вплетение фрагментов: «оперативный портрет» в других жанрах современной газеты. Рубрики оперативного портрета.



Учебные задания к семинарскому занятию по темам 1, 2 и 3

Вопросы для обсуждения

  1. Формы оперативного комментирования.

  2. Корреспонденция. Особенности жанра.

  3. Приемы жанра «отчет с комментариями».

  4. Комментирование поступка в оперативном портрете.

Упражнения в аудитории

  1. Сопоставьте разные варианты оперативного комментирования, представленные в газете (качественная пресса).

  2. Замените в предложенном тексте открытый комментарий на скрытый (образный, ироничный).

  3. Найдите в текущей прессе пример сообщения собкора из-за рубежа, в котором изложение новости сплетено с попутным комментарием. Отметьте фрагменты попутного комментария.

  4. Рассмотрите и оцените качество работы журналиста — автора отчета с комментариями (на примере газеты «Коммерсантъ»).


Раздел II. ВЕРСИЯ: ОБЪЕКТИВНЫЙ ВАРИАНТ

ЛОГИКА КОММЕНТАРИЯ

Формы и способы оперативного комментирования, обособленного от факта. Представление авторской версии в качестве новости.


Тема 4. Краткая интерпретация: отклики и анонсы

Предложенный ракурс рассмотрения факта как новое сведение и как толчок к размышлениям. Комментарий-фрагмент и комментарий-«довесок» в новостях политики. Специфика оперативных комментариев на темы международной жизни. Экспертный комментарий деловой прессы, рубрика эксперта. Комментирующий фрагмент в светской и криминальной панораме событий. Разъясняющий комментарий научно-популярных новостей.

Поводы для выступлений в стиле «отклик». Жесткий комментарий по факту. Приоритет суждения по факту над его изображением. Прямая «подсказка» журналиста аудитории, выдвинутое предположение: каким образом можно интерпретировать факт.

Комментарий, предваряющий событие. Оперативность и сенсация. Отличие «новости на завтра» от анонсирующего комментария.


Тема 5. Развернутый комментарий

Комментарий как жанр. Задачи и особенности. История жанра. Аналоги жанра в зарубежной прессе. Место комментариев на полосах качественной и массовой прессы. Особые качества творческой личности комментатора.

Представление авторской версии события как творческая задача. Эффект «необязательности» для читателя точки зрения автора.

Причины выступления и цели журналиста, пишущего комментарий по факту: предложить свой вариант интерпретации, изменить сложившееся мнение, сопоставить высказанные суждения по факту и т.д.

Развернутый комментарий эксперта как журналистское произведение.

Рубрики для комментария в газете. Продолжающиеся комментарии.



Тема 6. Доказательность и структура комментария

Сбалансированная и доказательная форма жанра «комментарий»; демонстративная отстраненность автора от эмоциональных впечатлений. Логические ходы комментирования. Предыстория, происшествие, прогноз.

Сопоставительные характеристики повода для выступления в жанре «комментарий». Необходимость предварения текста комментария. Лид — комментарийный повод и способы его представления. Заход — предварительный прогноз. Заход-«выстрел». Заход — открытый вопрос. Авторские формы представления комментарийного повода. Цитирование при демонстрации комментарийного повода.

Возможные варианты структуры материала. Основные композиционные блоки. Структура комментария, развивающего версию автора. Вариант: «сопоставление позиций». Структура: «доказательство от противного». Использование в комментарии фрагментов других жанров оперативного комментирования. Роль авторского «я» в комментарии.



Учебные задания к семинарскому занятию по темам 4, 5 и 6

Вопросы для обсуждения

  1. Жесткий комментарий-фрагмент «от редакции» и рубрика эксперта: сопоставительные характеристики.

  2. Задачи жанра «комментарий».

  3. Что такое комментарийный повод?

  4. Популярные лиды для комментария.

Упражнения в аудитории

  1. Сопоставьте опубликованные в газетах разные варианты жесткого комментария к одному и тому же происшествию.

  2. Разверните в тексте комментария, предложенном преподавателем, обо­снование авторской версии происшествия (можно использовать прием сопоставления и ретроспекции).

  3. Смените лид — комментарийный повод (например, расширьте его, добиваясь уточнения авторской версии).

  4. Придумайте другой вариант захода — «авторского» лида и концовки материала, создав эффект «переклички».


Раздел III. ВЕРСИЯ: СУБЪЕКТИВНЫЙ ВАРИАНТ

ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ И ОБРАЗНОСТЬ В РАБОТЕ КОММЕНТАТОРА
Тема 7. Проблемный репортаж и проблемный оперативный портрет

Взгляд и версия. Материал репортерского наблюдения и его осмысление; изучение ситуации методом «маски», перемены профессии.



Версия проблемной ситуации. Оценочный эффект, достигаемый представлением ситуации как личного опыта. Выстраивание материала в зависимости от ситуаций, сконструированных автором в процессе освоения материала («полоса препятствий», преодолеваемая журналистом). Осмысление чинимых препятствий в процессе экстенсивного поиска.

Версия поступка. Сбор информации как сюжет. Конфликтное общение: фрагменты интервьюирования по методу «сужающихся кругов», конфиденциальные сведения и анонимный источник. Наглядность суждений (эпизоды и поступки, наглядно подтверждающие авторское истолкование событий). Образная деталь как средство аргументации.

Комментирующий эпизод: «деталь-символ» и «деталь-окошко», открывающая перспективу суждения о факте. Усиление попутного комментария «говорящих картинок» комментирующими репликами.


Тема 8. Мини-рецензия

Особенности оперативного отклика журналиста на произведения искусства: кинофильмы, спектакли, телепрограммы, фестивали, выставки. Литературные формы: аннотации, реплики, мини-рецензии.

Отклик на художественное произведение как на актуальное событие общественной жизни. Фиксирование и комментирование факта первого контакта произведения искусства и публики, показательного для современного состояния нравов и уровня запросов аудитории.

Опора авторского суждения на впечатление; журналист-зритель: доминирование эмоциональной аргументации. Подчеркнутая субъективность мнения. Ироничный и образный попутный комментарий в мини-рецензии.

Рекомендательный и рекламный план выступлений в жанре «мини-рецензия». Театральные анонсы (комментарии, предваряющие событие). Проблемы оперативности, рекламы и сенсации в этой сфере творческой деятельности журналиста.
Тема 9. Реплика журналиста

Реплика как жанр: второй вариант фрагментарного мини-комментария; характеристики этого варианта как «мягкого» (в отличие от «жесткого» комментария) и авторского (в сопоставлении с комментарием «от редакции»).

Критический характер реплики. Поводы для выступлений в стиле «реплика». Эффект мнения пристрастного, спонтанного, прорвавшегося («Не могу молчать!»).

Реплика вслед событию или поступку. Опора суждения на впечатление (журналист-свидетель и журналист как «лицо страдательное»). Реплика в ответ на высказывание политического лидера.

Приемы «прояснения цитат». Суждение по имиджу. Фрагментарный прогноз. Особенности цитирования. Стиль, ритм. Образный комментарий. «Документальный образ» и метафора. Композиция реплик.

Формы подачи реплики на полосе (самостоятельный материал, заголовок, шапка, оттяжка, врез). Постоянные рубрики. Формы: реплика-афоризм, реплика читателя и др. Подборки «цитат дня» и сопровождающие их реплики. Ироничные варианты откликов и анонсов.


Учебные задания к семинарскому занятию по темам 7, 8 и 9

Вопросы для обсуждения

  1. Проблема авторства в «литературе дня».

  2. «Репортер меняет профессию» (подготовка проблемного репортажа).

  3. Литературная форма проблемного репортажа.

  4. Как избежать предвзятости при истолковании поступка или «успеха», создавая проблемный оперативный портрет.

  5. Оперативная мини-рецензия. Особенности формы.

  6. Стиль «реплики».

Упражнения в аудитории

  1. Найдите в разных изданиях и сопоставьте два варианта редакционных реплик по поводу одного и того же факта.

  2. Предложите более четкую композицию мини-рецензии, используя текст, опубликованный в текущей периодике.

  3. Используя факты, приведенные в опубликованной реплике, предложите свой вариант «контрреплики».

  4. Рассмотрите в структуре расследования, поданного в виде проблемного репортажа, стадии складывания версии.


Раздел IV. АВТОРСКАЯ КОЛОНКА КОММЕНТАТОРА
Тема 10. Колонка оперативного отклика

Колонка как авторский жанр оперативного комментирования.

Поводы выступлений в стиле «колонка». Традиции колонок в русской и зарубежной прессе. Особенности колонок международных комментаторов в советский период. Современные задачи жанра.

«Жесткий» и «мягкий» варианты авторских колонок, их место и роль в газете и журнале, в качественных и массовых изданиях.

Проблемы публицистичности колонок комментатора; отличие колонки комментатора от колонки обозревателя и от эссеистской авторской колонки.

Тема 11. Позиция автора как «складывающееся мнение»

Сопоставительные характеристики комментария и колонки комментатора. Эмоциональный отклик или отчетливое суждение? — споры о возможностях представления позиции журналиста в авторской колонке комментатора.

Масштаб рассуждений. Проблема объективного и субъективного.

Колонка комментатора как истолкование, версия события. Гипотетичность выводов. Проблема увлекательности рассуждений («обманные ходы», «тупики» и другие приемы). Введение сомнения в единственно правильной оценке. Побуждение читателя к «соразмышлению».

Полемичность колонок, вызов на спор предполагаемых оппонентов.
Тема 12. Индивидуальный стиль комментирования

Комментатор и его аудитория. Эффект общения и способы его достижения. «Разговорный стиль», прямые обращения.

Ведущие современные публицисты — авторы «собственных» колонок.

Понятие творческой манеры журналиста — автора колонки. Важнейшие характеристики индивидуального стиля. Способы демонстрации авторского «я» на примере творчества современных журналистов.

Узнаваемость автора традиционных колонок. «Как прирастает маска» — к проблеме имиджа публициста. Трудности и возможности смены имиджа.

Влияние запросов аудитории на стиль и характер аргументации в колонке комментатора.


Учебные задания к семинарскому занятию по темам 10, 11 и 12

Вопросы для обсуждения

  1. Варианты «жесткой» и «мягкой» авторской колонки.

  2. Проблема имиджа и «маски» комментатора.

  3. Объективное и субъективное в авторской колонке.

  4. Характеристики индивидуального стиля.

  5. Возможности публицистического прогноза при разных вариантах оперативного комментирования.

Упражнения в аудитории

  1. Определите структуру опубликованного конкретного оперативного комментария на политическую тему.

  2. Замените в тексте авторской колонки открытый комментарий на скрытый, образный, ироничный.

  3. Добавьте в текст колонки комментатора фрагменты обращения к аудитории.

  4. Перепишите колонку комментатора, сменив стиль на разговорный (приспособьте ее к восприятию молодежной аудитории).

  5. Выделите в колонке фрагменты полемики.

  6. Сопоставьте приемы «колонки комментатора» и «редакционного комментария», посвященных одному и тому же событию.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К КУРСУ
Курс, посвященный вопросам технологии и проблемам журналистского мастерства комментаторов, построен таким образом, что студенты не только обсуждают на семинарах главные темы лекций, выполняют упражнения в аудитории, но и представляют домашние задания, а именно:

готовят по каждой теме «досье» — подборку вырезок из текущей прессы (примеры, достойные подражания, и примеры неверного или недостаточно эффективного использования жанровых форм оперативного комментирования);

пишут контрольные работы — по одной (на выбор) к каждой теме. Желательна публикация контрольных работ либо зафиксированное на рукописи согласие редакции опубликовать материал.

После того как пройдены первые два раздела курса, студенты сдают предварительный зачет с проведением компьютерного тестирования. Его цель — аттестация, свидетельствующая об освоении лекционного материала. К аттестации студент также готовит контрольные работы и «досье» по пройденным темам, дорабатывает материал практических занятий.



Основной зачет состоит из собеседования, проверки всех контрольных работ и «досье» (по всем темам курса).

Студенты, по уважительным причинам пропустившие лекции, семинарские и практические занятия, дополнительно сдают реферат, выбрав одну из предложенных тем (список прилагается).


вопросы для подготовки к зачету

  1. Общая характеристика группы жанров оперативного комментирования.

  2. Формы оперативного комментирования.

  3. Корреспонденция как жанр.

  4. Приемы корреспонденции.

  5. Попутный комментарий в корреспонденции.

  6. Отчет с комментариями.

  7. Форма «слоеный пирог» в практике оперативного комментирования.

  8. Комментарий «от редакции».

  9. Оперативный портрет.

  10. «Репортер меняет профессию» (репортаж с комментариями).

  11. Литературная форма проблемного репортажа.

  12. Особенности «попутного» и скрытого комментариев по сравнению с прямым его вариантом.

  13. Методы работы журналиста при подготовке «ролевого» проблемного репортажа. Ограничения профессиональной этики.

  14. Возможности представления «образа проблемы» в комментирующем отчете.

  15. Задачи жанра «комментарий».

  16. Как излагается в заходе комментарийный повод? (Варианты лидов.)

  17. Оперативная мини-рецензия. Особенности формы.

  18. Реплика как жанр.

  19. Задачи колонки комментатора.

  20. Имидж комментатора.



Задания по составлению «досье» —
вырезок из текущей прессы


  1. Найдите в текущей прессе пример сообщения собкора из-за рубежа, в котором изложение новости сплетено с попутным комментарием. Отметьте фрагменты попутного комментария.

  2. Сопоставьте в своем «досье» два варианта редакционных реплик к одному и тому же факту (из разных газет).

  3. Приведите образцы сопроводительных комментирующих реплик в отчете или репортаже.

  4. Найдите пример репортажа, в котором есть комментирующие детали. Выделите эти фрагменты.

  5. Приведите образец обособленной ироничной реплики (например, в ответ на высказывание политического лидера).

  6. Найдите в текущей прессе пример оперативной колонки-комментария.

  7. Приобщите к своему «досье» вариант литературного оформления журналистского расследования в жанре «проблемный репортаж».



Контрольные работы

  1. Напишите оперативный отклик на событие культурной жизни (выставку, презентацию).

  2. Подготовьте колонку-отклик, используя в качестве комментарийного повода факт-теленовость.

  3. Подготовьте реплику, используя в качестве комментарийного повода факт, взятый из текущей периодики.

  4. На ту же тему (см. предыдущее задание) напишите комментарий.


Темы рефератов

  1. Теория оперативного комментирования и современная практика.

  2. Оперативное комментирование как «углубленное репортерство».

  3. Оперативное комментирование в сопоставлении с газетной аналитикой.

  4. Авторское «я» в колонке комментатора.

  5. Методы работы журналиста-комментатора.

  6. «Журналистский детектив» как форма оперативного комментирования.

  7. «Реплики» и «ремарки» современной прессы.

  8. Особенности комментирования в газете и в еженедельнике.

  9. Приемы жанра «комментарий» (разбор публикаций газеты «Время новостей» или иного общественно-политического издания).

  10. Мини-рецензия в общественно-политическом качественном издании.

  11. Приемы «маски» и «скрытой камеры» в работе современного журналиста (технологический и этический аспекты проблемы).

  12. Корреспонденция и комментарий — сопоставительные характеристики жанров на примере публикаций массовой прессы.

  13. Приемы и этика авторской колонки-комментария.

  14. Структура комментария (на примере публикаций центральных газет).

  15. Индивидуальный стиль комментирования (разбор творчества автора постоянной колонки одной из центральных газет).


ЛИТЕРАТУРА
Библер В. Мышление как творчество. — М., 1975.

Ивин А. Искусство правильно мыслить. — М., 1990.

Масарский Н. Убеждающее слово. — М., 1979.

Мезенцев М. Суждение о будущем в публицистическом тексте. — Ростов, 1983.

Павлова К. Психология споров. — Владивосток, 1988.

Свитич Л.Г. Профессия — журналист. — М., 2003.

Тертычный А. Аналитическая журналистика. — М., 1998.

Тертычный А. Жанры газеты. — М., 2002.

Уллмен Дж. Журналистские расследования: современные методы и техника. — М., 1998.

Ученова В. Творческие горизонты журналистики. — М., 1976.

Фоминых Д. Публицистический факт. — Красноярск, 1987.

Шостак М. Оперативное комментирование // Журналист. — 1997. — № 12.

Шостак М. Диалог и полемика // Там же. — 1998. — № 2.

Шостак М. Журналистское расследование // Там же. — № 10.

Шостак М. Аналитическая публицистика // Сб. методических материалов по курсу «Теория и методика журналистского творчества»: Ч. 3. — М.: ИМПЭ, 1999.

Шостак М. Аналитическая публицистика: методы и жанры. Учеб. пособие. — М.: ИМПЭ, 1999.

Шостак М. Комментарий // Жанры газеты. — М.: МГИ, 1999.

Шостак М. Корреспонденция. Оперативный портрет // Жанры газеты: Ч. 2 — М.: МГИ, 2000.

Шостак М. Аналитическая журналистика // Сб. методических материалов по курсу «Теория и методика журналистского творчества»: Ч. 4 — М.: ИМПЭ, 2003.

Шум Ю. Журналистское расследование. — М., 2000.

СОДЕРЖАНИЕ
Цели и задачи курса 3

Программа

(темы лекций, учебные задания к семинарским занятиям) 3

Методические указания к курсу

Вопросы для подготовки к зачету 10

Задания по составлению «досье» 11

Контрольные работы 11

Темы рефератов 11



Литература 12




У Бога добавки не просят. Сергей Довлатов
ещё >>