Программа курса «История Искусства» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа курса для специальности №020900 Искусствоведение москва... 1 220.32kb.
История отечественного и зарубежного искусства программа курса 4 666.93kb.
Программа курса история искусства западной европы от античности до... 1 79.18kb.
Программа дисциплины опд. Ф. 02 История мировой литературы и искусства... 3 552.97kb.
Программа курса Теория искусства 1 138.38kb.
Вопросы к экзамену По дисциплине «История мировой литературы и искусства» 1 24.45kb.
Программа дисциплины История искусства и литературы для направления... 1 340.55kb.
Программа дисциплины История искусства и литературы для направления... 1 309.94kb.
Образовательная программа в области циркового искусства «искусство... 1 363.1kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины 5 Учебно-методический... 5 693.45kb.
Программа курса история искусства 3 447.78kb.
Программа для молодежи «Шаг в будущее» 3 393.56kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа курса «История Искусства» - страница №1/6

Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное

учреждение дополнительного образования детей

«Санкт-Петербургская детская художественная школа

имени Б.М.Кустодиева»


Программа по учебному предмету
История изобразительного искусства

Составитель: преподаватель Ушакова В.А.

Санкт-Петербург

2013г.



Пояснительная записка

Программа курса «История Искусства» предназначена для детской художественной школы в IV-IХ классах.

История искусств - предмет, рассматривающий общие закономерности развития изобразительного искусства, составляющие её виды в их взаимосвязях, истоки искусства и его активную роль в жизни людей.

Научная концепция, рассматривающая искусство как механизм социального наследования, утверждающая особую, ничем не заменимую роль искусства в передаче от поколения к поколению духовных ценностей, определила принципы построения программы «История искусства», содержание и методическую систему преподавания её в детской художественной школе. Цель предмета – силою воздействия изобразительного искусства формировать духовный мир школьника, его нравственность, эстетическую восприимчивость.

Задачи преподавания истории искусств состоят в том, чтобы, создавая условия для живого общения учащихся с произведениями мирового искусства на уроке

- обогащать их духовный мир, воспитывать чувства и, вооружая их опытом поколений, помочь учащимся « открыть в себе человека» (Достоевский);

-развивать у них понимание искусства, способность и стремление воспринимать искусство в течение всей жизни. С этой целью – дать сумму знаний по предмету, помогающих раскрыть перед учащимися наиболее важные закономерности сложного процесса развития изобразительного искусства, распознать особенности его образного языка. Всё это позволит воспитывать у школьников любовь к искусству, способность наслаждаться красотой, испытывать чувство счастья от общения с прекрасным.

- пробуждать активное стремление утверждать красоту человеческих отношений в повседневной жизни, трудовой деятельности и нетерпимость к безобразному во всех проявлениях жизни;

- развивать у школьников воображение, творческие способности.

Основополагающие принципы построения программы: интеграция, принципы историзма и опоры на творческий метод.

Курс истории искусств интерактивен по своей сути. В курсе комплексно и синхронно изучается отечественное и зарубежное искусство.

Принцип историзма позволяет раскрыть перед учащимися закономерности развития искусства, обеспечивает понимание школьниками глубокой зависимости художественных явлений от явлений общественной жизни.

Принцип опоры на творческий метод позволяет развернуть перед учащимися широкое поступательное развитие изобразительного искусства, выявить духовные , нравственные и эстетические доминанты времени , центрирующие культуру идеи и объединяющие творчество деятелей искусств данной исторической эпохи.

С позиции историзма раскрываются идейные и эстетические причины появления и смены творческих методов , таких, как классицизм, романтизм, реализм, символизм, сюрреализм и другие методы, черты преемственности и новаторства в них.

В творческом методе, который сознательно, а чаще интуитивно использует художник, создавая своё творение, проявляются его мировоззрение и тот принцип отбора художественных средств, который позволяет ему выразить и донести до современника свою идейную и эстетическую позицию. Так опора на творческий метод позволяет ввести ученика в мир самого искусства, углубить его понимание языка изобразительного искусства.

В программу включены лишь шедевры, созданные творцами различных времён и народов, но являющиеся достоянием всего человечества. В тоже время представляется принципиальным достижения отечественного искусства не растворять в общем потоке, а

выделить в отдельные темы, что позволяет решать важные воспитательные и образовательные задачи. Кроме того, следует иметь в виду , что программа предназначена для российской школы и, естественно, в ней доминирует отечественное искусство.

Цель и задача преподавания истории искусств в художественной школе – формирование личности юного художника силой воздействия искусства - потребовали определить ещё один важнейший принцип построения программы: знания, необходимые для общения с искусством, для понимания языка, причин изменения художественных форм ,раскрываются в курсе в процессе непосредственного общения учащихся с искусством и с опорой на законы искусства. Этот принцип реализуется в структуре программы, в содержании и тем и в логике построения разделов.

Данная программа изучения истории искусств опирается на общепризнанные достижения искусствоведческой науки и открывает возможность для истолкования произведений искусства на основе их целостного восприятия.

Программа состоит из 13 разделов: первый – вводный, каждый последующий раздел – определенная эпоха в истории человечества и этап в развитии искусства, составленная соответственно возрасту учащихся и их восприятию. Раздел начинается вводным уроком, на котором восстанавливаются важнейшие события времени, известные ученикам из курса истории. На этой канве жизни происходит встреча учащихся с произведениями искусства, творцы которых жили в одну эпоху.

Идейно-нравственные и эстетические проблемы выдвигаются на первый план. в них – проблемы, волновавшие людей того или иного периода, и «вечные вопросы» жизни, которые волнуют всегда.

В программе учитываются возрастные особенности восприятия искусства школьниками. Так, изучение искусства Древнего мира приходится на V11 класс. Наивный реализм, условность языка, который характерен для учащихся более старшей возрастной группы, ведёт к слиянию искусства и действительности в их сознании. Наделенные эмоциональной активностью, силой переживания, целостностью впечатления, предметностью воображения ученики в этом возрасте довольно объективны по отношению к смыслу событий, идее художественного произведения, но у них отсутствует внимание к форме произведения, интерес к авторской точке зрению на изображаемое. Свое отношение, как к жизни, так и к искусству учащимся этого возраста легче передать в образе, так и в силлогизме. В последующих классах наступает пора нравственного самоуглубления. Отношение к произведению искусства становится личностным и субъективным. Самое интересное для школьников этого возраста – человеческое поведение, мотивы поступков, и искусство XVII –XIX века дает немало поводов для их осмысления. В IX классе заметен сдвиг интересов школьника в мир общий. «Я и мир» - центральная проблема возраста. Это пора познания связей, осознания причин и следствий, расширения горизонта видения жизни. Усиливается внимание к художественной форме произведения искусства, идет поиск внутренних связей, что и требуется для понимания искусства XX века, изучаемого в IX классе.

Знакомство выпускников с искусством последних трех десятилетий целесообразно организовать в форме их самостоятельной работы, а для подведения итогов этой работы проводить свободные дискуссии. Если во время дискуссий выпускник школы будет доказательно обосновывать и отстаивать своё понимание произведения, свое отношение к заключенным в нём нравственным и эстетическим проблемам и художественным ценностям,

выражая свою позицию, то станет очевиден и уровень его нравственно-эстетического развития – итог обучения.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел1.

Вводный раздел в искусствознание, виды и жанры искусства. Техника живописи и живописных материалов.



Раздел 2.

Русское искусство 18 века. Архитектура Петербурга, архитектура Каменного острова. Русская живопись и скульптура 18 века.



Раздел 3.

Романтизм в изобразительном искусстве России Х1Х в.


Раздел 4.

Реализм в русском искусстве Х1Х в.


Раздел 5.

Русское искусство рубежа Х1Х – ХХ в.в. и искусство первой половины ХХ в.


Раздел 6.

Русское искусство 2-ой половины ХХ в. – начала ХХ1в.


Раздел 7.

Зарубежное искусство. Первобытное искусство. Искусство Древнего мира.


Раздел 8.

Искусство античного мира.


Раздел 9.

Средневековое христианское искусство на Западе и на Востоке.


Раздел 10.

Искусство эпохи Возрождения.


Раздел 11.

Искусство Западной Европы XVII века.


Раздел 12.

Западноевропейское искусство 18 века первой половины XI века.


Раздел 13.

Зарубежное искусство 2-ой половины XIX-XX веков.




Прогнозируемые результаты освоения программы:

В результате изучения курса «Истории искусств» учащиеся должны



знать

- основные эпохи в художественном развитии человечества;

- эстетические идеалы различных эпох и народов;

- основные стили и направления в мировом изобразительном искусстве;

- роль и место классического наследия в искусстве современности;

- основные особенности развития русского изобразительного искусства;

- выдающиеся памятники и произведения искусства различных эпох;

- основные художественные музеи России и мира;



уметь

- отличать произведения искусства различных стилей;

- самостоятельно оценивать произведения искусства, характерные для различных эпох и народов;

- объяснять непреходящую роль классики для духовного развития современного человека;

- показать на конкретных примерах место и роль искусства России в мировом искусстве;

- сформулировать своё оценочное суждение о художественных движениях в современном искусстве;

- пользоваться справочной и специальной литературой по искусству, анализировать и интерпретировать её.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК


  1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Оценка качества реализации учебного предмета "История изобразительного искусства" включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию.

Особым видом аттестации учащихся является итоговая аттестация.

В качестве средств текущего контроля успеваемости может использоваться тестирование, олимпиады, контрольные письменные работы.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Форму и время проведения промежуточной аттестации по истории изобразительного искусства образовательное учреждение устанавливает самостоятельно. Это могут быть контрольные уроки, зачеты, экзамены, проводимые в виде устных опросов, написания рефератов, тестирования.

Также мероприятия по проведению текущей и промежуточной аттестации могут проходить в других формах: в форме письменной работы на уроке, беседы, подготовке материалов для сообщения на какую-либо тему или письменной работы, интеллектуальных игр, что будет способствовать формированию навыков логического изложения материала.

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

Средства, виды, методы текущего и промежуточного контроля:

контрольные работы,

устные опросы,

письменные работы,

тестирование,

олимпиада.

Учебный план предусматривает проведение для обучающихся консультаций с целью их подготовки к контрольным урокам, зачетам, экзаменам.

Итоговая аттестация

По завершении изучения предмета "История изобразительного искусства" проводится итоговая аттестация в конце 8 класса, выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.

При 9 -летнем сроке обучения итоговая аттестация проводится в конце 9 класса.

Итоговая аттестация проводится в форме экзамена (реферата).

По итогам выпускного экзамена (реферата) выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Требования к выпускным экзаменам определяются образовательным учреждением самостоятельно.



При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями.

2. Критерии оценки

Оценка 5 «отлично»

  1. Легко ориентируется в изученном материале.

  2. Умеет сопоставлять различные взгляды на явление.

  3. Высказывает и обосновывает свою точку зрения.

  4. Показывает умение логически и последовательно мыслить, делать выводы и обобщения, грамотно и литературно излагать ответ на поставленный вопрос.

  5. Выполнены качественно и аккуратно все практические работы.

  6. Записи в тетради ведутся аккуратно и последовательно.

Оценка 4 «хорошо»

  1. Легко ориентируется в изученном материале.

  2. Проявляет самостоятельность суждений.

  3. Грамотно излагает ответ на поставленный вопрос, но в ответе допускает неточности, недостаточно полно освещает вопрос.

  4. Выполнены практические работы не совсем удачно.

  5. При ведении тетради имеются незначительные ошибки.

Оценка 3 «удовлетворительно»

  1. Основной вопрос раскрывает, но допускает незначительные ошибки, не проявляет способности логически мыслить.

  2. Ответ носит в основном репродуктивный характер.

  3. Практические работы выполнены не эстетично, небрежно, с ошибками.

  4. Записи в тетради ведутся небрежно, несистематично.


Учебно-тематический план




Наименование раздела, темы




Общий объем времени в часах




Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия




4 год обучения I полугодие







Раздел 1. Введение в историю искусств
















1.1.

Введение в основы искусствознания.

Беседа

2

1

1




1.2.

Язык изобразительного искусства

Беседа

2

1

1




1.3.

Роль художника в искусстве

Беседа

2

1

1




1.4.

Архитектура как вид искусства

Беседа

2

1

1




1.5

Скульптура как вид искусства

Беседа

4

2

2




1.6.

Живопись как вид искусства

Беседа

4

2

2




1.7.

Графика как вид искусства

Беседа

2

1

1




1.8.

Декоративно-прикладное искусство как вид искусства

Беседа

2

1

1




1.9.

Жанры в искусстве

Беседа

2

1

1




1.10.

Портрет

Беседа

2

1

1




1.11.

Пейзаж

Беседа

2

1

1




1.12.

Натюрморт

Беседа

2

1

1




1.13.

Итоговое занятие

Комбинированный урок

1

1

1




1.14

Контрольная работа

Аудиторное занятие

2

1

1













32

16

16




4 год обучения II полугодие




1.15

Исторический жанр

Беседа

6

3

3




1.16

Батальный жанр

Беседа

4

2

2




1.17

Мифологический жанр

Беседа

4

2

2




1.18.

Бытовой жанр

Беседа

4

2

2




1.19.

Техника и технология живописных материалов

Беседа

10

5

5




1.20

Итоговое занятие

Комбинированный урок

4

2

2




1.21

Контрольная работа

Аудиторное занятие

2

1

1













34

17

17




5 год обучения I полугодие







Раздел 2. Русское искусство 18 века
















2.1.

Русское искусство Петровской эпохи. Архитектура

Беседа

2

1

1




2.2.

Архитектура и история Каменного острова

Беседа

16

8

8




2.3

Итоговое занятие по теме

Комбинированный урок

2

1

1




2.4

Живопись. Портрет Петровской эпохи

Беседа

4

2

2




2.5

Графика Петровской эпохи

Беседа

2

1

1




2.6

Архитектура

Петровской эпохи



Беседа

2

1

1




2.7

Русское искусство середины XVIII века .Характеристика.

Беседа

2

1

1




2.8

Контрольная работа

Аудиторное занятие

2

1

1













32

16

16




5 год обучения II полугодие




2.9

Русская живопись середины XVIII века

Беседа

2

1

1




2.10

Русская архитектура середины XVIII века.

Беседа

4

2

2




2.11

Академия художеств в России

Беседа

8

4

4




2.12.

Живопись 2-ой половины XVIII века

Беседа

6

3

3




2.13

Скульптура 2-ой половины XVIII века

Беседа

4

2

2




2.14

Архитектура «Русский классицизм»

Беседа

6

3

3




2.15

Итоговое занятие про теме

Комбинированный урок

2

1

1




2.16

Контрольная работа

Аудиторное занятие

2

1

1













34

17

17




6 год обучения I полугодие







Раздел 3. Романтизм в изобразительном искусстве России
















3.1

Творчество К.Брюллова

Беседа

16

8

8




3.2.

Итоговое занятие

Комбинированный урок

2

1

1




3.3.

Творчество А.Иванова

Беседа

6

3

3




3.4

Творчество О.Кипренского

Беседа

4

2

2




3.5

Творчество В.Тропинина

Беседа

2

1

1




3.6.

Контрольная работа

Аудиторное занятие

2

1

1













32

16

16




6 год обучения II полугодие




.

Раздел 4 Реализм в русском искусстве XIX века
















4.1.

Творчество П.Федотова

Беседа

2

1

1




4.2.

Вторая половина XIXвека. Общая характеристика. Критический реализм.

Беседа

2

1

1





4.3.

Творчество И.Крамского, В.Перова. Передвижники. Мастера бытового жанра.

Беседа

8

4

41




4.4.

Пейзажная живопись. Эволюция жанра. Мастера пейзажа.

Беседа

6

3

3




4.5.

Историческая картина. Творчество Н.Ге, В.Сурикова, И.Репина. Творчество М.Антокольского.

Беседа

12

6

6




4.6.

Итоговое занятие

Комбинированный урок

2

1

1




4.7.

Контрольная работа

Аудиторное занятие

2

1

1













34

17

17




7 год обучения I полугодие







Раздел 5. Русское искусство рубежа XIX-XX вв. и искусство первой половины XX в.
















5.1.

Россия конца XIX-начала XX века. Традиции и новаторство.

Беседа

6

3

3




5.2.

Мастера русского авангарда

Беседа

6

3

3




5.3.

Русское изобразительное искусство 20-30 гг.

Беседа

4

2

2




5.4.

Искусство периода Великой Отечественной войны.

Беседа

2

1

1







Раздел 6. Русское искусство 2-ой половины XX века началеXXI века.
















6.1

Архитектура и скульптура 2-ой половины XX века.

Беседа

2

1

1




6.2

«Суровый стиль» в изобразительном искусстве 60-70 гг.XX века.

Беседа

4

2

2




6.3.

Ведущие мастера 80-х -90-х гг. XX века.

Беседа

4

2

2




6.4.

Пути развития русского искусства начала XX века.

Беседа

2

1

1




6.5.

Контрольная работа

Аудиторное занятие

2

1

1













32

16

16




7 год обучения II полугодие




.

Раздел 7. Зарубежное искусство. Первобытное искусство. Искусство Древнего мира.
















7.1.

Наскальная живопись. Керамика. Пиктограммы.

Беседа

2

1

1




7.2..

Истоки архитектуры. Мегалитические сооружения.

Беседа

2

1

1




7.3.

Искусство Древнего Египта. Канон в изобразительном искусстве. Рельефы и росписи .Архитектура.

Беседа

6

3

3




7.4..

Искусство Месопотамии. Искусство Шумера, Вавилонского царства, Ассирии.

Беседа

2

1

1







Раздел 8. Искусство античного мира.
















8.1.

Искусство Древней Греции.

Беседа

2

1

1




8.2.

Архитектура Древней Греции. Крито-микенская культура.


Беседа

4

2

2




8.3.

Скульптура Древней Греции.

Беседа

4

2

2




8.4..

Живопись Древней Греции .Вазопись.

Беседа

2

1

1




8.5.

Искусство Древнего Рима. Наследие этрусков

Беседа

2

1

1




8.6.

Архитектура Древнего Рима.

Беседа

2

1

1




8.7.

Скульптура Древнего Рима.

Беседа

2

1

1




8.8.

Живопись и прикладное искусство Древнего Рима.

Беседа

2

1

1




8.9.

Контрольная работа

Аудиторное занятие

2

1

1













34

17

17




8 год обучения I полугодие







Раздел 9. Средневековое христианское искусство на Западе и на Востоке
















9.1..

Раннехристианское искусство. Катакомбное искусство

Беседа

2

1

1




9.2.

Романский стиль. Архитектура, скульптура, живопись.

Беседа

2

1

1




9.3.

Готический стиль. Готический собор

Беседа

2

1

1




9.4.

Искусство Византии

Беседа

4

2

2




9.5.

Искусство Древней Руси. Архитектура

Беседа

4

2

2




9.6.

Иконопись в Древней Руси.

Беседа

4

2

2




9.7.

Итоговое занятие по теме.

Комбинированный урок

2

1

1







Раздел 10. Искусство эпохи Возрождения.
















10.1

Искусство Возрождения. Понятие. Периодизация. Проторенессанс.

Беседа

2

1

1




10.2

Раннее Возрождение. Флорентийская школа.

Беседа

6

3

3




10.3.

Архитектура эпохи Возрождения

Беседа

4

2

2




10.4.

Контрольная работа

Аудиторное занятие

2

1

1













32

16

16




8 год обучения II полугодие




10.5

Искусство Высокого Возрождения. Торжество Боттичелли

Беседа

2

1

1




10.6

Творчество Микеланджело

Беседа

6

3

3




10,7

Творчество Леонардо да Винчи

Беседа

6

3

3




10.8.

Творчество Рафаэля

Беседа

2

1

1




10.9.

Венецианская школа

Беседа

4

2

2




10.10.

Северное Возрождение. Нидерланды

Беседа

4

2

2




10.11.

Немецкое Возрождение

Беседа

4

2

1




10.12..

Итоговое занятие

Композиционный урок

2

1

1




10.13

Контрольная работа

Аудиторное занятие

2

1

1













34

17

17




9 год обучения I полугодие







Раздел 11. Искусство Западной Европы XVII века
















11.1

Развитие тенденций Возрождения в реализме национальных школ Европы

Лекция

2

1

1




11.2

Итальянское искусство. Караваджо.

Беседа

2

1

1




11.3

Испания . Творчество Веласкеса

Беседа

2

1

1




11.4

Голландское искусство и Рембрандт

Беседа

4

2

2




11.5..

Маньеризм. Эль Греко

Беседа

2

1

1




11.6.

Барокко- особенности стиля. Творчество Бернини

Беседа

2

1

1




!!.7.

Фламандское искусство и Рубенс

Беседа

4

2

2




11.8

Классицизм. Французское искусство XVII века

Беседа

2

1

1







Раздел 12. Западноевропейское искусство 18в. первой половины XIXв..
















12.1.

Эпоха просвещения. Стилевое многообразие в искусстве. Просветительский реализм. Шарден,Гудон,Давид

Лекция

4

2

2




12.2

Романтизм в искусстве Франции, Жерико, Делакруа.

Лекция

4

2

2




12.3.

Французские мастера реализма. Барбизонская школа Курбе.

Лекция

2

1

1




12.4.

Контрольная работа

Аудиторное занятие

2

1

1













32

16

16

9 год обучения II полугодие







Раздел 13.Зарубежное искусство 2-ой половины XIX века-XX века.
















13.1.

Импрессионизм. Мастера импрессионизма

Лекция

4

2

2




13.2.

Постимпрессионизм. Мастера постимпрессионизма

лекция

4

2

2




13.3.

Многообразие художественных течений в зарубежном изобразительном искусстве нач. XX века.

Лекция

4

2

2




13.4.

Зарубежное искусство 2-ой половины XX века. Ведущие мастера.

Лекция

4

2

2




13.5.

Многообразие движений в мировом изобразительном искусстве.

Лекция

4

2

2




13.6.

Искусство Америки

Лекция

2

1

1




13.7

Искусство Африки

Лекция

2

1

1




13.8 .

Искусство Индии, Китая, Японии.

Лекция

2

1

1




13.9.

Подготовка к контрольной работе

Аудиторное занятие

4

2

2




13.10.

Защита рефератов

Аудиторное занятие

4

2

2













34

17

17




следующая страница >>



Нехорошо человеку быть одному. Но, господи, какое же это облегчение! Джон Барримор
ещё >>