Программа курса " Макроэкономика-2" для студентов II курса Разработана доц. Польдиным О. В. Нижний Новгород 2000 - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Менеджмент организаций Нижний Новгород 2008 1 310.43kb.
Программа курса Составители: проф., д э. н. В. С. Автономов, доц. 1 196.15kb.
Программа учебной дисциплины «Макроэкономика» для студентов специальностей... 1 92.35kb.
Программа курса Макроэкономика (4 семестр) 1 33.85kb.
Программа курса для студентов 2 курса специальностей «История» и«Историко-культурный... 1 364.64kb.
Учебная программа для студентов 4 курса очного отделения 1 152.8kb.
Решение № г. Нижний Новгород >24. 02. 2010 г. 5/3 1 37.11kb.
Программа дисциплины «Социология права» 1 190.29kb.
Проект программа проведения межрегионального выездного семинара –... 1 35.67kb.
Программа разработана в соответствии с: стандартом ниу; Образовательной... 7 747.08kb.
Программа курса лекций для студентов специальностей «Международные... 1 168.32kb.
Макроэкономика как наука. Предмет и методы макроэкономического анализа 1 270.39kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа курса " Макроэкономика-2" для студентов II курса Разработана доц. Польдиным - страница №1/1

Государственный университет

Высшая школа экономики

Нижегородский филиал
Бакалавриат

Программа курса
Макроэкономика-2”
для студентов II курса
Разработана

доц. Польдиным О.В.

Нижний Новгород

2000
I.Пояснительная записка


Основные дидактические единицы.

Экономические флюктуации (циклы): кривая Филипса, адаптивные и рациональные ожидания, кривая совокупного предложения в условиях несовершенной информации, ожидаемые и неожиданные изменения совокупного спроса, теория реального экономического цикла, шоки предложения; микроэкономические обоснования негибкости цен/зарплат: издержки меню, ступенчатое изменение заработных плат, провалы координации; макроэкономическая стабилизационная политика: дефицит бюджета, государственный долг, сеньораж, инфляционный налог, целевые показатели и инструменты, сравнительный анализ эффективности инструментов макроэкономической политики государства, действия по правилам или по обстоятельствам; теории экономического роста: модель Солоу, сбалансированный рост, "золотое правило накопления", абсолютная и относительная конвергенция, эндогенный рост; открытая экономика: платежный баланс, ,номинальный и реальный валютный курсы, фиксированный и плавающий курсы валюты, паритет покупательной способности.
Требования к студентам: исходный уровень знаний и умений, которыми должен обладать студент, приступая к изучению данного курса, соответствует вводному курсу «Основы экономической теории». Предполагается владение студентами основами дифференциального исчисления и теории вероятностей.
Аннотация: Данный курс органически связан с макроэкономическим блоком курса «Основы экономической теории», и фактически может рассматриваться как его продолжение и развитие. В рамках курса активно используется аналитический аппарат высшей математики, изученный студентами в течение I-III семестров обучения в НФ ГУ-ВШЭ.

Помимо лекций предусматривается проведение практических занятий, на которых закрепляется лекционный материал, рассматриваются численные примеры изучаемых моделей, вырабатывается умение анализировать конкретные ситуации и данные.


Учебная задача курса: Цель курса состоит в том, чтобы познакомить студентов с современным состоянием макроэкономической науки и научить их использовать полученные знания в профессиональной деятельности. Прослушав курс, студенты должны

- знать предпосылки построения, структуру и экономические выводы из изученных макроэкономических концепций;

- понимать и анализировать публикации экономического характера в специализированных и массовых изданиях;

- применять полученные знания для анализа конкретных событий экономической жизни;

- теоретически обосновывать самостоятельно проводимые исследования по темам, составляющим предмет макроэкономики.
Формы контроля: контроль знаний в течение периода обучения осуществляется с помощью написания 3 тестов, 2 контрольных работ, 1 эссе, 1 устного экзамена. Максимальная оценка за каждый вид работы – 100 баллов.

Итоговая оценка выставляется исходя из среднеарифметической суммы баллов, полученных студентом по следующей шкале:

0 - 30 - “неудовлетворительно”;

30 - 50 - “удовлетворительно”;

50 - 70 - “хорошо”;

70 – 100 - “отлично”

II. Тематический расчет часов.


№ п/п

Наименование разделов и тем

Аудиторные часы

Контрольные работы, тесты

Самостоя-тельная работа

Всего часов

Лекции

Семинарские занятия, консультации

Всего

1.

Часть 1. Экономические флюктуации

20

28

48

3 теста

2 контр


24

72

2.

Часть 2. Стабилизационная политика государства

10

14

24

12

36

3.

Часть 3. Экономический рост

10

14

24

12

36

4.

Часть 3. Экономический рост

10

14

24

12

36




Всего часов

50

70

120




60

180


III. Содержание программы
Часть 1. Экономические флюктуации

Тема 1. Простейшие теории экономических циклов.

Понятие экономических флюктуаций (циклов). Совместное поведение макроэкономических переменных: про-, анти- и ациклические показатели, опережающие и запаздывающие переменные. Ранние теории циклов: климатические, теории переинвестирования, психологические, теории с опережающими/запаздывающими переменными, теории недопотребления, теории внешних шоков. Особенности кейнсианских теорий циклов. Цикл инвестиций в запасы. Модель мультипликатора-акселератора. Импульсно-распространительный подход к объяснению флюктуаций.



Тема 2. Связь инфляция и безработицы

Кривая Филипса: оригинальная и модифицированная. Обоснование кривой Филипса. Инфляционные ожидания: адаптивные и рациональные. Динамическая функция совокупного предложения. Динамическая функция совокупного спроса. Уравнение динамики для вектора (t, Yt), рекурсивное решение.



Тема 3. Модель несовершенной информации Лукаса.

Кривая предложения Лукаса при совершенной информации. Кривая предложения Лукаса при несовершенной информации. Ожидаемые и неожиданные изменения совокупного спроса. Кривая Филипса в модели Лукаса. Эмпирический тест модели Лукаса.



Тема 4. Теория реального экономического цикла.

Основные положения теории RBC. Экономика Робинзона Крузо. Технологические шоки, эффекты дохода и замещения. Многопериодная модель. Межвременное замещение в потреблении и предложении труда. Простейшая модель общего равновесия. Реальный совокупный спрос и предложение. Нейтральность денег. Общее равновесие с рынком труда. Шоки предложения. Реальный экономический цикл. Тестирование теории RBC.



Тема 5. Микроэкономические обоснования негибкости цен/зарплат.

Издержки меню как причина негибкости цен. Почти-рациональное поведение. Внешние эффекты от негибкости цен.

Совокупное предложение в экономике с двумя типами фирм.

Асимметричные колебания спросов как шок предложения.

Ступенчатое изменение заработных плат как причина их негибкости.

Внешние эффекты активного рынка. Провалы координации.



Часть 2. Стабилизационная политика государства

Тема 6. Фискальная политика.

Инструменты фискальной политики. Автоматические стабилизаторы. Бюджетное ограничение правительства. Финансирование дефицита бюджета. Структурный, циклический, первичный дефицит. Стабилизация государственного долга.



Тема 7. Монетарная политика.

Инструменты монетарной политики.

Инфляция, процентные ставки и рост денежной массы. Сеньораж и инфляция. Кривая Лаффера для инфляционного налога. Издержки инфляции. Прогнозируемая и непрогнозируемая инфляция.

Тема 8. Нормативная теория экономической политики.

Целевые показатели и инструменты, функция потерь. Линейная модель Тинбергена. Проблема линейной независимости инструментов. Выбор инструментов при нескоординированной политике.

Политика в условиях неопределенности. Внутренний и внешний лаги. Оптимальный выбор инструментов при случайных мультипликаторах.

Критика Лукаса использования эконометрических моделей.

Действия по правилам или по обстоятельствам. Непоследовательность макроэкономической политики во времени.

Часть 3. Экономический рост

Тема 9. Проблема роста.

Предмет теории экономического роста: межстрановые различия в уровне доходов и изменение их во времени. Экономический рост за 2000 лет: данные А.Маддисона. Неравенство доходов и его изменение во времени. «Чудеса» и «бедствия» экономического развития. Стилизованные факты современного роста.



Тема 10. Базовая неоклассическая теория роста Солоу.

Производственная функция в модели Солоу: двухфакторная модель, постоянная отдача от масштаба, условия Инады. Эффективность труда. Интенсивная форма производственной функции. Динамика капиталовооруженности. Равновесие в модели Солоу. Сбалансированный рост.

Анализ изменения нормы сбережений. “Золотое правило” накопления.

Разложение Солоу: представление темпов роста выпуска в виде суммы отдельных составляющих. Общая производительность факторов.

Конвергенция, абсолютная и относительная: противоречивые свидетельства. Внешние шоки и равновесная дисперсия доходов.

Рост населения в модели Солоу. Демографическая динамика. Эндогенизация темпов роста населения. Теория Мальтуса, ее критика.



Тема 11. Введение в теории эндогенного роста.

Человеческий капитал как фактор производства. Обобщение модели Солоу путем учета человеческого капитала. Эмпирические свидетельства.

Модель роста с учетом научно-исследовательского сектора. Факторы, влияющие на накопление знаний. Продуктивное и непродуктивное предпринимательство.

Макроэкономическая политика, благоприятствующая экономическому росту.



Часть 4. Открытая экономика

Тема 12. Платежный баланс.

Структура платежного баланса. Торговый баланс и баланс услуг. Счет текущих операций. Счет операций с капиталом. Валютные резервы.

Межвременной подход к определению платежного баланса. Условия устойчивости дефицита счета текущих операций.

Тема 13. Валютный курс.

Номинальный и реальный курсы. Паритет покупательной способности. Модель Баласы-Самуэльсона.

Спрос и предложение на валютном рынке. Международный перелив капиталов. Покрытый и непокрытый процентный паритет. Равновесный обменный курс. Регулирование совокупного спроса с помощью валютного курса.

Тема 14. Макроэкономическое равновесие в открытой экономике.

Модель Манделла-Флеминга. Большая и малая экономики.

Фискальная и монетарная политика в малой открытой экономике. Случаи фиксированного и плавающего курсов.
Литература.

Основная


1. Сакс Дж.Д., Ларрен Ф.Б. Макроэкономика. Глобальный подход. М.: Дело, 1996.

2. Бурда М., Виплош Ч. Макроэкономика. Европейский текст. Спб.: «Судостроение», 1998

3. Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. М.: Изд-во МГУ, 1997.

4. Гальперин В.М., Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Макроэкономика.СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997



Дополнительная


1. Romer D. Advanced macroeconomics. McGraw-Hill, 1996.

2. Barro R., Grilli V. European macroeconomics. Macmillan, 1994.

3. Кругман П., Обстфельд М. Международная экономика. Теория и политика. М.: Экономический факультет МГУ, ЮНИТИ, 1997.
Примеры тем курсовых работ
Экономический рост в России.

Проблемы переходной экономики.

Роль международных экономических организаций сегодня

Прогнозирование макроэкономических показателей.

Человеческий капитал в теории роста.

Демография и экономический рост.

Неравенство и экономический рост.

География и экономический рост.

Демократия и экономический рост.

Природные ресурсы и экономический рост.

Коррупция.

Теории безработицы.

Последствия глобализации экономики.

Примеры тем эссе

Основные черты современного экономического роста.

Накопление знаний и экономический рост.

Рост населения и экономический рост.

Инфляция: причины и последствия.

Теории валютного курса.

Государственная политика в отношении валютного курса.

Рынок труда и безработица.

Теории безработицы.

Роль государства в экономике.

Проблемы экономической политики.

Различные взгляды на государственный долг.




Автор программы: /Польдин О.В./




Самое лучшее в физических упражнениях — отдых от них.
ещё >>