Программа «Краеведение» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Анализ работы секции "Краеведение" на XVI нпк школьников г. 1 163.07kb.
Рабочая программа кружка «Краеведение» для 11 класса учитель Сыркина... 1 97.21kb.
Программа по дисциплине «Художественное краеведение» для студентов... 1 155.55kb.
Программа по учебному предмету «краеведение» в 11 «Б» классе Программа... 1 148.53kb.
Что такое краеведение? 1 211.02kb.
Программа элективного курса «Литературное краеведение Самарского... 1 173.2kb.
Рабочая программа Тюмень 2007 Цель курса «Краеведение» 2 373.66kb.
Программа по учебному предмету «Землеведение», «Краеведение», «Страноведение»... 5 1102.32kb.
Учебная программа факультативного курса «История святости и главные... 7 1198.89kb.
Комплекта «Духовное краеведение Подмосковья»» 1 37.14kb.
Рабочая учебная программа курса «Духовное краеведение Подмосковья»... 1 218.61kb.
Использование краеведческого материала на уроках математики и во... 1 159.63kb.
Программа «экспедиции в индустриальную россию» 1 63.71kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа «Краеведение» - страница №1/1

Программа «Краеведение»
Разработали:

Абрамова Наталья Михайловна, учитель биологии и географии, в/к; МОУ СОШ №8 Великий Новгород

Рыжова Галина Олеговна, учитель биологии и географии, в/к. МОУ СОШ №8 Великий Новгород
Пояснительная записка

Программа «Краеведение» предназначена для организации обучения учащихся основной школы (5 - 9 класс). Программа изучения краеведческого материала разработана с целью формирования целостного представления родного края.

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

- развитие интереса у учащихся к своей области, как части России;

- содействие освоению учащимися простых методов исследования в природе;

- развитие навыков и умений самостоятельной деятельности учащихся;

- формирование у учащихся активной гражданской позиции;

- формирование экологического мышления, а также географической культуры, как необходимых условий современного отношения человека и природы.

Программа позволяет учителю предать процессу обучения характер поиска и исследования. Такая работа выводит ребят за рамки занятия, за переделы школы, в мир окружающей действительности. Краеведческий поиск с элементами исследования - это не только романтика, но и упорный, кропотливый труд.

Программа способствует формирование личности ученика, как достойного представителя региона и направлена на углубление понимания содержания, интеллектуальное развитие и возрастание самостоятельности учащихся.

Система практических работ, предусмотренных программой, содействует активному усвоению знаний и формированию практических умений и навыков. На протяжении всего курса учащиеся овладевают умениями читать новые для них виды карт, осуществлять их наложение, анализировать статистические данные и решать простейшие задачи, методиками исследования. Работать с материалами периодической печати, а если есть возможность, с компьютерными банками данных.

Наличие творческих заданий позволяет развивать умение работать с различными источниками информации, сравнивать и анализировать, а также активно взаимодействовать в группе.

Особо следует отметить программу для учащихся 9 класса «Природа, город, человек», которая предполагает использования технологии проблемного обучения. После каждого раздела программы предусматривается проектная деятельность учащихся (групповая, индивидуальная).

Программа составлена с учетом примерной программы регионального компонента “Новгородский край” блока “Человек и природа”. Программа “Краеведение” предусматривает поэтапную систематизацию и обобщение материала и включает следующие разделы:



  1. 5 класс “Первые открытия” - 36 часов;

  2. 6 класс “Исследователи природы” - 36 часов;

  3. 7 класс “Мой край” - 36 часов;

  4. 8 класс “Экономика и Новгородская область” - 36 часов;

  5. 9 класса “Город, природа, человек” - 36 часов.

К программе прилагается список литературы, содержащей источники региональной информации, рабочие тетради по каждому курсу с контурными картами.

Первые Открытия - 5 класс (36 часов)



1. Изображение Новгородской области на плане и карте


Положение области на карте. Новгородская область на материке Евразия, на карте Родины. Административное деление области. Крупные населенные пункты и их положение. Ознакомление с планом своего города; место нахождение школы. Города Новгородской области.

Практическая работа


Определение по плану объектов местности, направлений сторон горизонта. Нахождение на карте Великого Новгорода. Отметьте на контурной карте пограничных областей и городов области.

2. Рельеф области


Особенности рельефа своей местности: частью, какой равнины она является; горные породы и характер их залегания, их использование. Природные явления изменяющие рельеф; изменение рельефа населением.

Практическая работа


Определение географического положения своей местности относительно гор и равнин. Обозначение крупных форм рельефа Новгородской области на карте.

3. Внутренние воды Новгородской области

Воды области как часть мирового круговорота воды в природе. Подземные воды Новгородской области, их использование и охрана. Реки и озера Новгородской области. Особенности ближайшей реки и ее притоков: принадлежность к бассейну, питание и режим, зависимость от рельефа и времени года, значение и использование в жизни и хозяйственной деятельности человека: меры по сохранению воды и ее частоты. Охраняемые водные объекты. Основные источники загрязнения.

Практическая работа

Определение положения области относительно морей и океанов, измерение расстояния (по карте) от Великого Новгорода до Балтийского моря. Описание р.Волхов и оз.Ильмень с выявлением их зависимости от рельефа, горных пород, смены погод по временам года. Крупнейшие реки Новгородской области (работа с контурной картой).

4. Погода и климат Новгородской области

Факторы, определяющие особенности климата области. Состав воздуха, меры по охране воздуха от загрязнений. Суточный и годовой ход температур. Преобладающие ветры в Новгородской области. Среднее многолетние количество осадков; распределение их по временам года. Главная причина изменения погоды в своей местности – смена воздушных масс. Преобладающие воздушные массы зимой и летом. Типы погоды. Значение погоды для жизни и хозяйственной деятельности человека. Значение прогнозов погоды: местные признаки погоды. Климат Новгородской области.

Практическая работа

Вычисление среднегодовой температуры в Великом Новгороде и Боровичах (по статистическим данным). Построение графика годового хода температур в своем городе, определение годовой амплитуды. Описание погоды за сутки; сравнение погоды любых двух дней, в которые произошла смена одного типа погоды другим и объяснение причин изменения. Построение графика «Роза ветров» (по данным своего календаря наблюдений). Описание погоды за месяц. Описание времен года.

5. Почва


Почвы Новгородской области: меры по повышению плодородия, факторы формирования почв. Загрязнение почв. Последствия и признаки загрязнения почв.
Практическая работа

Определение структуры почвы.
Рекомендуются сезонные экскурсии.
Исследователи природы – 6 класс (36 часов)

  1. Многообразие природных комплексов лесной зоны.

Леса области – основной тип растительности . Основные лесообразующие породы. Типы лесов Новгородской области: хвойные леса, хвойно-широколиственные леса, вторичные мелколиственные. Видовое многообразие животных и растений, характерных для разных типов лесов. Луга области. Виды растений и характерные для лугов виды животных. Водно-болотные угодья области (болото, озеро, пруд). Естественные и искусственные природные сообщества. Растительный и животный мир водно-болотных угодий. Лесопарк – лесная зона города. Виды животных и растений характерные для лесопарковой зоны. Растения, используемые человеком. Лекарственные растения. Многообразие грибов. Опасные и вредные виды растений и животных встречающихся на территории области. Меры предосторожности и правила поведения при встречи с ними. Основные охраняемые виды растений и животных Новгородской области.

Практическая работа

Граница между таежной зоной и зоной смешанных лесов (работа с контурной картой). Сравнение искусственного и естественного сообщества. Моделирование природного сообщества. Описание типичных растений данного сообщества. Каждому растению свое сообщество.

2. Природные ландшафты на территории области

Разнообразие природных ландшафтов. Выделение округов области. Характеристика округов. Влияние природы на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Воздействие человека на природу – положительное и отрицательное. Особо охраняемые природные территории: Рдейский заповедник; Валдайский национальный парк; природные заказники и памятники природы. Правила природоохранного поведения на местности. Общественное и личное участие в охране природы.



Практическая работа.

Округа Новгородской области (работа с контурной картой). ООПТ (работа с контурной картой).

3. Фенологические наблюдения

Организация наблюдений, ведение календаря природы.

Осень: наблюдения за явлениями живой и неживой природы, за жизнью растений и животных.

Зима: наблюдения за жизнью растений и животных, зимние следы и силуэты.

Весна: изменения в неживой природе, наблюдения за раннецветущими и другими растениями, наблюдения за животными.

Лето: выполнение одного из летних заданий.


Путешествие в далекое прошлое – 7 класс (36 часов)

1.Топонимика родного края.

Топонимика и геральдика родного края. Промыслы и ремесла на Новгородской Земле. Имена Великих людей родившихся и побывавших на новгородчине. Новгород - торговый и политический центр Древней Руси. Особенности заселения территории. Новгородская губерния, современные границы Новгородской области.

Практическая работа

Путь из Варяг в Греки (работа на контурной карте). Водные дороги из Новгорода (работа на контурной карте). Гербы населенных пунктов Новгородской области (охарактеризовать один из гербов).

2. Природные условия своего края.

2.1 Географическое положение.

Особенности физико-географического положения области. Влияние географического положения области на природные компоненты и хозяйственную деятельность. Административное деление Новгородской области. Районы и их административные центры. Положение районов на карте.

2.2 Рельеф.

История формирования и геологические особенности территории Новгородской области. Известняки, ископаемые остатки морских растений и животных. Рельеф Новгородской области. Характеристика крупных форм рельефа.

Практическая работа

Описание форм рельефа. Обозначение на карте форм рельефа Новгородской области.

2.3 Климат.

Факторы, определяющие особенности климата Новгородской области.

Солнечная радиация, распределение давления. воздушные массы, преобладающие ветры и связанные с ними типы погоды. Годовой ход изотерм января и июля, температурный максимум и минимум Новгородской области, годовое количество осадков, их распределение по сезонам года.

Практическая работа.

Анализ максимальных и минимальных июньских и январских изотерм.

Определение районов области с максимальным и минимальным количеством осадков.(объяснение

причин различия)

2.4 Внутренние волы.

Распределение внутренних вод Новгородской области в зависимости от формирования поверхности, современного рельефа и климата. Главные речные и озерные системы. Малые и крупные реки. Озера.Типы озерных котловин. Болота как особый тип водного объекта.



Практическая работа

Описание водного объекта (результат полевого исследования)

Крупнейшие водные объекты Новгородской области (работа с контурной картой)

2.5 Почвы.

Почвы области и факторы их формирования. Основные типы почв, их характеристика и размещение на территории области. Виды мелиорации. Загрязнение почв.

2.6 Природные ресурсы.

Природные ресурсы, используемые населением Новгородской области. Виды полезных ископаемых, главные месторождения полезных ископаемых. Водные ресурсы, их разнообразие и значение. Лесные ресурсы области, их использование.

Рекреационные ресурсы области.



Практическая работа

Анализ использования лесных ресурсов.

Путешествие по Новгородской области (работа с контурной картой).
Экономика и Новгородская область – 8 класс (36 часов)

1. Население Новгородской области.

Население Новгородского края в разные исторические эпохи. Родословная семьи. Численность населения области. Плотность населения. Причины различий в плотности населения. Демографическая ситуация, естественное движение населения. Городское и сельское население. Тенденция изменения городского и сельского населения. Трудовые ресурсы. Занятость населения.

Практическая работа.

Нанесение на карту городов и поселков городского типа. Анализ демографических данных.

2. Хозяйство Новгородской области.

Основные этапы освоения и преобразования территории. Крупные промышленные центры области. Специфика отраслей хозяйства в связи с особенностями их исторического развития, природных условий и ресурсов. Характеристика отраслей промышленности; электроэнергетика, лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная химическая, промышленность. Машиностроение, производство стройматериалов. Легкая и пищевая промышленность, предприятия, обеспечивающие население потребительскими товарами.

Агропромышленный комплекс. Растениеводство и животноводство. Факторы специализации сельского хозяйства.

Сфера услуг. Здравоохранение, образование, культура, бытовые услуги.

Транспорт и связь. География транспортных путей.

Практическая работа

Изучение размещения крупных предприятий. Описание промышленных изделий, производимых в области. Знакомство с предприятиями. Определение возможностей выращивания различных сельскохозяйственных культур и развития животноводства (работа с картами атласа Новгородской области). Основные грузо- и пассажиропотоки. Оценка условий жизни людей своего населенного пункта: обеспечение услугами, наличие учреждений образования, здравоохранения и т.д.



Город, природа, человек - 9класс (36 часов)

После каждого раздела предусматривается проектная деятельность учащихся (групповая, индивидуальная).
1. Земли общего пользования.

Месторасположение города Великий Новгород и других городов Новгородской области. Расположение на плане площадей, улиц, переулков. Прохождение улиц. Старые и новые названия площадей, улиц, переулков. История в названиях. Их именами названы улицы. Центральные улицы: их старые и новые названия.


2. Моя улица

Улица. Двор. Микрорайон. Составление простейших картосхем улиц, двора, микрорайона. Составление путеводителя по микрорайону. Дома и учреждения находящиеся на улице микрорайона.


3. Экономическая сфера

Предприятия. Объединения. Финансовые учреждения. Транспорт (грузовой, пассажирский). Связь (телефон, телеграф, почтамт). Торговые центры.


4. Объекты социального значения

Объекты здравоохранения (больницы, поликлиники, диспансеры, центры, аптеки). Спортивные сооружения. Служба быта.


5. Духовная сфера

Средства массовой информации. Культурно-просветительные учреждения (библиотеки, дома культуры, музеи, дома творчества). Учебные учреждения. Памятники.


6. Природные объекты

Парки и сады. Водоемы и пруды

Тематическое планирование


5 класс

ПОЛОЖЕНИЕ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА КАРТЕ

Тема урока

Вопросы

Практические работы

1.Изображение новгородской области на карте

Положение на карте РФ, области

Границы области

2.Административное деление области

Районирование

Районы Новгородской области

3.Крупные населенные пункты

Статус населенных пунктов

Города Области

4.Особенности положения городов

Расположение городов




5.План Новгорода

Ознакомление с планом города




6.Особеннсти прокладки улиц в городе




Экскурсия

7.Работа с планом

Нахождение объекта на плане




РЕЛЬЕФ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ.

1. Особенности положения крупных форм рельефа



Положение Валдайской Возвышенности и Приильменской низменности




2.Полезные ископаемые Новгородской области

П.и. Приильменской низменности и Валдайской возвышенности




3.Работа с картой

Физическая карта Новгородской области

Формы рельефа области

4-5.Изменение рельефа

Явления природы и деятельность человека в изменении рельефа




6.Определение географического положения своей местности по отношению к крупным равнинам и горам

Положение по отношению к Уралу и Восточно-Европейской возвышенности

Работа с картой РФ. Описание Приильменской низменности.

7.Закрепление темы

Работа по группам




ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ.

1. Воды области - часть круговорота воды



Единство водной системы.




2.Реки Новгородской области

Принадлежность к бассейну, крупнейшие реки

Крупнейшие реки области

3.Особенность ближайшей реки.

Характеристика р.Волхов




4.Озера Новгородской области

Характеристика оз.Ильмень

Озера области

5.Подземные воды Новгородской области

Использование подземных вод




6.Охраняемые водные объекты







7.Использование внутренних вод человеком.

Использование воды. Источники загрязнения.

Памятка поведения на водоеме

8.Закрепление темы







ПОГОДА И КЛИМАТ

1.Факторы, определяющие особенности климата области



Климатообразующие факторы




2-3.Суточный и годовой ход температур.

Определение средних температур и максимальных

Построение графика хода температур

4.Преобладающие ветры в области.

Воздушные массы зимой и летом. Смена воздушных масс

Построение графика розы ветров.

5.Значение погоды для жизни и деятельности человека.

Зависимость деятельности и здоровья человека от климата




6.Описание погоды




Работа с дневником наблюдений

7.Распределение осадков в Новгородской области

Распределение и виды осадков




8.Работа с картами

Контурная карта

Осадки. Температуры максимальные и минимальные

9-10.Смена времен года

Особенность: 4 времени года




ПОЧВА.

1. Почвы Новгородской области



Разнообразие почв, причины разнообразия




2. Определение состава почв.




Описание почвы

3. Загрязнение почв

Признаки загрязнения и последствия




4. Сравнение почв Приильменской низменности и Валдайской возвышенности.

Работа с картами атласа




ЭКСКУРСИИ

Сезонные экскурсии.









6 класс

ИССЛЕДОВАТЕЛИ ПРИРОДЫ

1. Природные комплексы

Понятие природных комплексов и компонентов




2. Природные комплексы Новгородской области

Многообразие природных комплексов




3-5. Природные сообщества

Ознакомление с различными природными сообществами (сосновый, еловый, лиственный лес, луг, болото, озеро, пруд, лесопарк)

Описание одного из сообществ

6. Изменение природных сообществ

Влияние различных факторов на изменение состава природных сообществ




7-8. Природные компоненты

Характеристика различных природных компонентов

Описание одного из природных компонентов

9. Лекарственные растения

Лекарственные растения, их значение в жизни человека

Работа с гербарным материалом

10. Ягоды и грибы леса, болота

Съедобные и несъедобные ягоды и грибы

Рассказ – миниатюра

11. Ядовитые растения Новгородской области

Характеристика и распространение ядовитых растений




12. Значение растений в жизни человека

Где встречаются и как широко используются растения в жизни человека




13. Итоговое занятие по природным комплексам Новгородской области

Работа по индивидуальным и групповым заданиям

14. Природные ландшафты

Понятия природных ландшафтов и выделение округов на территории области




15-19. Характеристика округов

Характеристика 9 округов на территории области




20. Сравнительная характеристика округов

Сравнение двух округов

Определение географического положения округов и их особенностей

21-22. Охраняемые территории

Понятия: заповедник, национальный парк, природный заказник, памятник природы, ООПТ Новгородской области

ООПТ Новгородской области

24-25. Охраняемые растения

Распространение и характеристика распространяемых растений в области

Рассказ – миниатюра

26-27. Охраняемые животные

Распространение и характеристика распространяемых животных на территории области

Рассказ – миниатюра

28. Мероприятия направленные на сохранение природных объектов

Работа в микрорайоне школы

29-33. Фенологические прогулки

Наблюдения в природе

34. Итоговое занятие

Отработка основных понятий

35-36. Задания на лето

Методика проведения и оформления летних заданий

7 класс

МОЙ КРАЙ

ТОПОНИМИКА РОДНОГО КРАЯ.

1-2. Топонимика края.



Древние названия и их объяснение.




3. Особенности заселения территории Новгородской Земли.

Заселение. Новгород -древний центр Руси




4. Новгородская губерния, современная территория

Изменение границ и статуса.




5-7. Транспортные пути на Новгородчине

Пути: “из варяг в греки”, 18 века, современные

Транспортные пути

8-9. Геральдика родного края

Понятие, гербы населенных пунктов, семейная родословная

10-12. Промыслы и ремесла на Новгородской земле

Занятия древних новгородцев, рассказ об одном из промыслов

Творческое задание

13-15.Великие люди на Новгородской земле

Родившиеся и побывавшие на Новгородской земле великие люди




ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ СВОЕГО КРАЯ.

1.Географическое положение



Особенности географического положения, наши соседи, влияние географического положения на деятельность человека

Наши соседи

2-3.Административное деление, характеристика районов

Административное деление и характеристика одного из районов

Административное деление области. Работа в группах

4.Рельеф, история формирования

Факторы, изменяющие рельеф во времени




5.известняки, ископаемые остатки

Причины накопления известняков

Описание осадочных пород

6.Описание крупных форм рельефа

Положение и характеристика крупных форм рельефа

Крупные формы рельефа

7.Климат.Факторы формирования

Факторы формирования, особенности




8.Тип климата характерный для области

Составление характеристики

Работа с картами атласа



9-12.Распределение внутренних вод. Малые крупнейшие реки. Озера. Болота.

Зависимость внутренних вод от климата, характеристика водоема, проблема использования, происхождение озер и болот

Водные объекты новгородской области

13-14.Основные типы почв.

Типы почв, влияние деятельности человека на плодородие почв

Работа с картами атласа

15-16.Виды природных ресурсов

Использование природных ресурсов населением




17.Составление маршрута путешествия с учетом природных ресурсов.

Разработка индивидуальных маршрутов путешествий по области

ЭКСКУРСИИ – 4 часа

Экскурсия –путешествие по области

8 класс

ЭКОНОМИКА И НОВГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

НАСЕЛЕНИЕ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ.

1-3.Население в разные исторические эпохи, численность населения.



Состав населения, изменение численности




4.Наши предки.

Занятия и места проживания (на основе родословной)

5.Плотность населения

Причины различной плотности населения




6.Городское и сельское население

Тенденции в изменении

7. Трудовые ресурсы

Занятость населения. Востребованность профессий




8.Демографическая ситуация

Демографические изменения

Работа со статистическим материалом

9.Естественное движение

Изучение на примере своего населенного пункта

Социологические исследования

10.Составление карты районов с наибольшей плотностью населения

Плотность населения Новгородской области

ХОЗЯЙСТВО НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

1-3. Основные этапы освоения и преобразования территории области



Характеристика основных этапов




4-5.Крупные промышленные центры области

Характеристика промышленных центров

Крупные промышленные центры области

6-7. Отрасли хозяйства

Специфика отраслей. Влияние природы на развитее хозяйства. Ресурсы.




8-10.Характеристика отраслей хозяйства

Отраслевая структура хозяйства в области




11.Знакомство с одним из промышленных предприятий области.

Характеристика предприятия

Экскурсия

12.Описание промышленных изделий производимых в области

По предложенному плану составить характеристику.




13. Агропромышленный комплекс

Составные части АПК области.




14.Факторы специализации с/х

Определение факторов влияющих на развитие




15.Растениеводство

Характеристика отраслей растениеводства

Определение возможностей для выращивания с/х культур

16.Животноводство

Характеристики отраслей животноводства

Определение возможностей для разведения скота

17.Сфера услуг. Здравоохранение. Образование. Бытовые услуги.

Характеристика, специфика развития




18.Оценка условий жизни людей в своем микрорайоне

Обеспечение населения услугами

Социологические исследования

19.Транспорт и связь

Виды транспорта




20-21.История развития транспорта. Основные грузоперевозки

Изменение в использовании транспорта. Видовой состав транспортных магистралей. Связь с другими регионами.




22-25. Порайонная специализация.

Составление характеристики специализации района

Оформление материала по характеристике района. Работа в группах

26.Закрепление

Тестовое задание.




9 класс

ГОРОД. ПРИРОДА. ЧЕЛОВЕК.

ВВЕДЕНИЕ.

1.Задачи и содержание курса.



Углубление и расширение основных знаний.




2.Месторасположение В.Новгорода

Особенности положения на карте

Работа с картами атласа

ЗЕМЛИ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

3.Расположение на плане площадей, улиц, переулков.



Особенности прохождения улиц. Планировка улиц в микрорайоне.

Работа с планами города

4.Названия улиц, площадей, переулков.

Старые и новые названия.

Экскурсия

5.История в названиях.

История в названиях улиц, площадей.




6.Их именами названы улицы.

Названия улиц в честь ученых , писателей, героев Отечественной войны.




МОЯ УЛИЦА.

7-8. Улица, двор, микрорайон.



Особенности расположения их на плане.

Составление простейшей картосхемы.

9-10.Составление путеводителя по микрорайону.

Интересные объекты, особенность прохождения улиц и их названия, памятники архитектуры. Объекты экономической и социальной сферы.




11-12.Дома и учреждения в микрорайоне.

Особенность градостроительства. Различие застройки разного периода.

Экскурсия.

ЭКОНОМИЧЕКАЯ СФЕРА.

13-14.Предприятия. Объединения. Связь. Финансовые учреждения.



Характеристика положения. Особенность производства. Особенности режима работы.

Экскурсия.

11.Транспорт.

Грузовой и пассажирский транспорт.

Транспорт города

ОБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ

12 - 14Объекты здравоохранения, служба быта, спортивные сооружения.



Предоставляемые услуги. Виды учреждений.




ДУХОВНАЯ СФЕРА.

15 - 17.Памятники архитектуры.



История строительства. Особенности положения.

Экскурсия.

18. Культурно-просветительные учреждения

Библиотеки, дома культуры, музеи, дома творчества, школы.




19 -21.Природные объекты

Парки и сады.

Экскурсия

22-23. Составление подробного плана города.

Самостоятельная работа

Работа с планом

24-25. Подготовка экскурсии для младших школьников по микрорайону




26-30.Работа над проектом по характеристике города

Работа в группах по разработке проекта “Характеристика города”

Групповая работа

31-32.Защита проектов







33-34.Словарь топонимики

Объяснение названий и составление словаря “Топонимика Новгородчины”

Оформление словаря

35 -36. Моя семья. Образование. Профессии. Любимое занятие. Увлечения моих родственников. Семейные традиции.

Составление семейного архива-альбома.

Список литературы



  1. Авдеев А.Н. В лесах Новгородчины. Краткий очерк развития лесных отношений и науки о лесе на Новгородской земле.1998.

  2. Андреев В. Ф. Северный страж Руси. Лениздат, 1989.

  3. Атлас Новгородской области. - М.: ГУГК, 1982.

  4. Барышева А.А. Местные климаты и ландшафты Новгородской области. – Великий Новгород: НРЦРО, 1999.

  5. Барышева А. А., Жекулин В. С., Серова В. Н. География Новгородской области.

  6. Браун В. Настольная книга для любителей природы. – Л., Гидрометеоиздат, 1985.

  7. Варенцов В.А. Наша Новгородская земля. - Л., Лениздат, 1984.

  8. Гембель А.В. Природа Новгородской области. Л., 1963.

  9. География и геология Новгородской области: Учеб. пособие /НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2002.

  10. Ермолаева Л.А. Охотничей домик Н.А.Некрасова в Чудове. – Л., Лениздат, 1987.

  11. Жекулин В.С., Нехайчик В.П. Озеро Ильмень. - Л., Лениздат, 1979.

  12. Ильина Л., Грахов А. Волхов. - Л., Гидрометиздат, 1980.

  13. Истомина Э. К., Яковлев З. М. Голубое диво. - Л., Лениздат, 1980.

  14. Ковалев П.М. Рыбы Новгородской области и прилегающих районов. - Л., Лениздат,1970.

  15. Конецкий В. Я., Носов Е. Н. Загадки Новгородской области. Лениздат, 1985.

  16. Леса земли Новгородской. / Администрация Новгородской области. Новгородское управление лесами; Новгород: Издв-во «Кирилица», 1998.

  17. На Древней Земле: Сборник /Сост. А.А. Островский.- Л., Лениздат, 1989.

  18. Охранная грамота. Справочно-информационный бюллетень Новгородского клуба "Экология". №№ 1-6, - В.Новгород, 1999-2000.

  19. Природное районирование Новгородской области /под ред. Разумихина Н.В. - Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1978.

  20. Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии. – М.: Топикал, 1994.

  21. Серова В.Н. Наша Новгородская земля Великий Новгород, 2001.

  22. Серова В.Н. Цвети, наш край! Ленинздат 2001.

  23. Тукачев С.Н., Воликов А.Г. Лекарственные растения Северо – Запада России. – М.ТМГ, 1992.

  24. Федорова В.Г. Насекомые Новгородской области. Новгород: Изд. НовГУ, 1998.

  25. Юрова Э.А., Конечная Г.Ю., Крупкина Л.И. Кадастр флоры Новгородской области. Новгород: Изд. НовГУ, 1998.

  26. Шейкин А.Л. Как это будет. Книжка-картинка. Рис. Ю.Смольникова. Л., «Дет. лит.», 1979.





Подобно тому как все искусства тяготеют к музыке, все науки стремятся к математике. Джордж Сантаяна
ещё >>