Программа кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 01 – общая психология, психология личности, история психологии нацелена на - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 19. 1 226.11kb.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 19. 1 115.08kb.
Программа вступительного экзамена по специальности 19. 00. 05 «Социальная... 1 266.55kb.
Психологические компоненты инновационного потенциала профессионала 3 443.97kb.
Родился: 27 мая 1879, Меккесхайм, Германия; скончался 1 17.21kb.
Программа по социальной психологии для кандидатского экзамена по... 1 111.51kb.
Программа минимум кандидатского экзамена по специальности 19. 1 140.38kb.
Программа кандидатского экзамена научная специальность 19. 00. 1 180.92kb.
Аутентичность как психологический ресурс самоорганизации личности 1 367.96kb.
Агрессивность в структуре личности: интегративный подход 19. 3 386.21kb.
Личностная автономия как предмет психологического исследования 19. 1 273.44kb.
Секция Прикладные аспекты исследования интроспекции Корпус 2, ау 1 49.14kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 01 – общая психология, - страница №1/1



Введение

Программа кандидатского экзамена по специальности 19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии нацелена на проверку методологических основ и методического инструментария изучаемой отрасли науки; умений анализировать актуальные проблемы и достижения в научной отрасли; их использование в практике; формирование умений и навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности.


Раздел 1. Введение в психологию. Учение о психике.

Тема 2. Психология как наука
Психология как естественнонаучная и гуманитарная дисциплина. Место психологии в системе других наук. Треугольник наук по Кедрову. Отрасли психологии: общая, социальная, инженерная, экспериментальная, зоопсихология, психофизиология, педагогическая, медицинская. Основные школы: бихевиоризм, гештальт, гуманистическая, трансперсональная, психоанализ. Отечественные школы: культурно-историческая психология теория деятельности, субъектно-деятельностный подход, теории отношений, системный подход и человекознание (Б.Г.Ананьев), теория установки (Д.Н.Узнадзе).

Житейская и научная психология: связь и различия. Психологическая наука и психологическая практика: проблемы соотношения.

Методологические принципы психологии. Уровни методологии. Конкретно-научная методология. Схема исследования (проблема, гипотез, проверка, интерпретация результатов). Классификация методов психологии. Сравнительный, поперечных срезов, лонгитюдный методы. Субъективные и объективные методы. Наблюдение. Эксперимент. Опрос. Тесты.

Психодиагностические тесты, анкеты, вопросники, интервью. Проективные методы. Методы оптимизации полученных данных.

Общая характеристика методов обработки результатов исследо­вания.
Тема 2. Исторический очерк возникновения психологической науки.

Объект и предмет науки. Определения предмета психологии в различные исторические периоды (душа, сознание, поведение). Представления древних о душе. Взгляды Р. Декарта. Метод универсального сомнения Р.Декарта и его путь к понятию сознания. Понятие рефлексии в эмпирической психологии Дж.Локка. Сознание как предмет психологии. Элементы сознания. Поведение как предмет психологии. Метафоры сознания. Свойства сознания (В.Вундт, У.Джемс), примеры их исследования. Метод интроспекции, его сущность и варианты. Интроспекция и эксперимент. Интроспекция и самонаблюдение: связь и различия. Критика метода интроспекции.

Бихевиоризм и необихевиоризм. Основная формула бихевиоризма. Обоснование объективного подхода в психологии Дж.Уотсона. Схема «стимул-реакция». Проблема обусловливания. Понятие научения. Примеры эмпирических исследований в бихевиоризме. Период открытого кризиса в психологии. Многообразие представлений о предмете психологии.

Психоанализ. Предмет бессознательное. . Роль З.Фрейда в разработке проблемы бессознательного в психоанализе. Предсознательное и бессознательное. Доказательства существования бессознательного. Ошибочные действия, сновидения и неврозы. Методы исследования бессознательного. Бессознательное и установка. Явление и понятие установки в школе Д.Н.Узнадзе. Классификация неосозна­ваемых явлений (подсознательное, надсознательное и бессознатель­ное). Сверхсознательное и интуиция.

Современное представление о предмете психологии.

Культурно-исторический подход в психологии (Л.С.Выготский). Высшие психические функции (ВПФ) и их свойства. Понятие интериоризации. Деятельностный подход в психологии. Необходимость введения категории “деятельность” в психологическую науку (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев). Общее строение деятельности человека. Предметность деятельности. Проблема побуждения к деятельности, ее внутренней регуляции. Понятия потребности и мотива. Основные свойства потребностей, их опредмечивание. Функции мотива: побуждение и смыслообразование. Виды мотивов, критерии их классификации и примеры исследований. Понятие действия. Цель как представление о результате, который должен быть достигнут. Понятие задачи, ее объективная и психологическая структура. Процессы целеобразования и поиска средств решения задач. Действие и операции. Виды операций. Психофизиологические функции. Проблемы интериоризации и экстериоризации.


Тема 3. Эволюция психики

Разви­тие психики в филогенезе.

Возникновение психики как результат эволюции материи. Психика и психическое отражение. Теория А.Н. Леонтьева. Пан, био, нейро, антропопсихизы. Чувствительность - как критерий психического. Сенсорное и перцептивное отражение. Этапы психического развития в филогенезе, по А.Н.Леонтьеву: сенсорная психика, перцептивная психика, стадия интеллекта. Взаимоотношение деятельности животного и форм отражения им мира. Общая характеристика и примеры инстинктивного поведения животных. Облигатное и факультативное научение. Индивидуально-изменчивое поведение животных, навык и интеллект. Исследование интеллекта животных, функциональное использование орудий. Современные представления о периодизации развития психики в филогенезе (К.Э.Фабри).

Сознание.

Основные отличия психики человека от психики животных, их обусловленность качественными различиями между деятельностью человека и деятельностью животных. Необходимость возникновения сознания в антропогенезе. Роль трудовой деятельности в формировании сознания. Ее особенности: социальность, орудийная опосредствованность, продуктивность. Биологические предпосылки трудовой деятельности. Особенности общения у животных и у человека. Орудия труда и «психологические орудия» (знаковые системы). Общественно-исторический опыт, формы его сохранения и воспроизведения. Сознание и язык. Происхождение и развитие языка в трудовой деятельности. Его функции. Качественные отличия «языка» животных от человеческого языка. Две ипостаси психики (сознания) человека: психика (сознание) как деятельность и психика (сознание) как образ (А.Н.Леонтьев), их возможное соотношение. Структура сознания-образа. Психологические характеристики составляющих сознания-образа: чувственной ткани, значений и личностных смыслов, по Леонтьеву. Соотношение между ними. Дальнейшая разработка проблемы структуры и единиц анализа сознания (как деятельности и как образа) в исследованиях последователей А.Н.Леонтьева (В.П.Зинченко, В.В.Давыдов). Понятие «живого движения», «биодинамической ткани» сознания.

Психофизиологическая проблема.

Постановка психофизической проблемы Р.Декартом. Соотношение психофизической и психофизиологической проблем. Решение психофизической проблемы в духе взаимодействия души и тела (Р.Декарт). Психофизический (психофизиологический) параллелизм. Физиологический редукционизм. Психофизиологическое взаимодействие. Проблема мозговой локализации психических функций. Краткая история решения этой проблемы в физиологии и нейропсихологии. Концепция «физиологии активности» Н.А.Бернштейна. Уровни построения движений, по Н.А.Бернштейну.

Раздел 2. Психология познания

Тема 5. Ощущения
Общее представление об ощущении. Физиологические механизмы ощущений. Различные подходы к классификации ощущений. Виды ощущений по Шеррингтону. Характеристика основных видов ощущений (зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, кожные).

Свойства ощущений: качество, интенсивность, длительность, пространственная локализация.

Чувствительность и ее измерение: пороги чувствительности, основной психофизический закон Вебера - Фехнера.

Косвенное измерение ощущений. Пороги ощущений. Чувствительность. Субсенсорный диапазон. Методы измерения порогов. Закон Фехнера.

Прямое измерение ощущений. Методы прямого измерения. Закон Стивенса. Критика Стивенсом постулата Фехнера. Метод кроссмодальных сравнений.

Изменчивость чувствительности; сенсорная адаптация и сенсибилизация. Явление синестезии.

Компенсаторные возможности в области ощущений. Взаимодейс­твие ощущений.

Развитие ощущений.


Тема 6. Восприятие
Общая характеристика восприятия. Функции восприятия. Свойства восприятия. Изучение восприятия в классической психологии. Вклад гештальтпсихологии в изучение восприятия. Проблема врожденного и приобретенного в восприятии. Восприятие и научение. Зависимость восп­риятия от характера деятельности, качества раздражителя, особенностей личности.

Основные подходы к объяснения механизмов восприятия: объектно-ориентированный и субъектно-ориентированный. Критерии различения этих подходов.

Классификация восприятия. Восприятие времени, пространства и движений. Проблема восприятия третьего измерения. Признаки удаленности и глубины: окуломоторные, монокулярные (изобразительные), бинокулярные, трансформационные.

Восприятие движения. Признаки восприятия реального движения. Две системы восприятия реального движения: изображение-сетчатка и глаз-голова. Теории восприятия стабильности видимого мира. Иллюзии восприятия движения. Восприятие времени. Экологический подход к восприятию, пространства и движения.

Теории восприятия. Теории восприятия, относящиеся к объектно-ориентированному подходу: структуралистская теория, гештальттеория, экологическая теория.

Теории восприятия, относящиеся к субъектно-ориентированному подходу: теория бессознательных умозаключений, теория категоризации, теория перцептивного цикла.


Тема 7. Внимание
Внимание как направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенным. Разнообразие подходов к определению внимания: как психический процесс, как составляющая остальных процессов, как волевой акт. Связь внимания и сознания; сознание как сочетание зоны неясного сознания и зоны внимания. Внимание как ключевая проблема психологии сознания. Внимание как состояние и как процесс сознания. Учение Вундта об апперцепции. Определение и характеристика видов внимания по Добрынину. Виды внимания. Произвольное, непроизвольное, послепроизвольное. Факторы способствующие возникновению непроизвольного внимания. Формирование произвольного внимания. Связь с речью. Активность. Послепроизвольное внимание. Целенаправленный характер, первоначальная связь с волей, автоматизация.

Свойства внимания. Устойчивость, концентрация, распределение внимания, переключаемость , объем, отвлекаемость, рассеянность. Развитие внимания. Проблема путей и способов развития внимания. Воспитание и формирование внимания.

Формулировка представлений об активности человека в терминах психологии внимания. Деятельностный подход к постановке и решению проблемы внимания и его варианты. Постановка и разработка проблемы внимания с позиций теории деятельности. Социальная природа высших форм внимания. Внимание как высшая психическая функция по Выготскому. Двойной ряд стимулов: яркие предметы и речь взрослого в формировании внимания. Внимание как функция активности личности: Внимание как функция умственного контроля: определение и представления о развитии внимания по Гальперину.

Теории внимания. По классификации Н.Ланге: 1) как результат двигательного приспособления , 2) как результат ограниченности сознания, 3) как результат эмоций, 4) как результат апперцепции, 5) как особая первичная активность духа, б) как усиление нервной раздражительности, 7) теория нервного подавления.

Когнитивные теории внимания.

Метафора внимания как фильтра по К Черри. Функционирование внимания и сравнение его с фильтрацией помех и различных частот приемника. Парадигма фильтрации. Экспериментальные исследования внимания как фильтра. Негативная функция внимания как отсечение ненужной информации. Недостаток модели фильтра: отсутствие распределения внимания.

Метафора внимания как прожектора по Б. Барсу. Внимание как прожектор, позволяющий высветить определенную часть территории, оставляя остальное в тени. Парадигма селективной обработки. . Позитивная функция внимания - ускорение переработки той информации, которая необходима для решения задачи.

Метафора резервуара внимания или электросети.


Тема 8. Память
Понятие о памяти, её функции и значение в жизни и деятельности человека. Виды памяти. Процессы памяти. Запоминание. Факторы, влияющие на эффек­тивность запоминания. Сохранение матери­ала для долговременного хранения. Емкость памяти человека и проблема забывания. Кривая забывания Г.Эббингауза . Проактивное и ретроактивное торможение. Явление реминисценции. Воспроизведение. Классические методы и основные результаты исследования памяти. Исследование образов памяти. Зависимость запоминания от материала. Явления интерференции и реминисценции. Образцы экспериментальных исследований сенсорных регистров, кратковременной и долговременной памяти.
Теории памяти. Ассоциативная (по смежности, сходству, контрасту), структурная теория - объединение элементов - В.Вундт. Гештальт – теория. Эффект Б.В.Зейгарник.. Теория бихевиоризма (роль подкрепления, условные рефлексы). Смысловая теория памяти (А.Бине, К. Бюлер). Память как высшая психическая функция Л.С. Выготский. Теория реверберации и консолидации.

Когнитивные теории памяти. Теории рабочей памяти А Баддели. Принцип эквивалентности образных и перцептивных явлений. Экспериментальные исследования взаимодействия образов- представлений с выполнением перцептивных заданий. Теория памяти С.Кросслина . Образ памяти как репрезентации: поверхностная репрезентация – квазиизображение, хранящееся в зрительном буфере, глубинная репрезентация хранящаяся в долговременной памяти. Характеристика двух типов глубинной репрезентации, наглядно-зрительный (img – файлы) и суждения (prp- файлы). Теория двойного кодирования (вербального и невербального) А.Пайвио. Общая характеристика двух систем для обработки информации, и трех уровней. Три уровня обработки: 1) репрезентаций (логогены и имагены), 2) референтный уровень – символические репрезентации, 3) ассоциативный уровень и возникновение ассоциативных связей между образами и вербальными репрезентациями.

Память, деятельность и научение. Развитие и тренировка памяти. Проблема улучшения памяти. Мнемотехники и летотехники как средства развития и тренировки памяти: их виды, возможности и ограничения. Параллелограмм памяти по А.М.Леонтьеву. Сравнение развития непосредственного и опосредованного запоминания у детей. Феноменальная намять. Аномалии памяти. Память как высшая психическая функция.
Тема 9. Мышление
Роль мышления в жизни и деятельности человека, в развитии культуры и цивилизации. Общее представление о мышлении. Мышление как психический процесс. Мышление и чувственное познание. Взаимосвязь мышле­ния и речи. Л.С.Выготский о процессе выражения мысли словами. Роль различных систем знаков в становлении и развитии мышления.

Специфика изучения мышления. Теоретические и эксперимен­тальные подходы к изучению мышления. Описание мыслительного процесса в классической психологии сознания. Ограниченность интроспективно представленных феноменов мышления. Определение мышления в узком смысле (У.Джемс). Мышление как ассоциация представлений, виды ассоциаций (А.Бэн, Т.Циген). Концепция вюрцбургской школы (Кюльпе О., Ах Н., Марбе К.). Мышление как акт усмотрения отношений.

Виды мышления и критерии их классификации. Виды: 1) по форме (наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое), 2) по характеру (а)теоретическое, понятийное и образное, и б) практическое, наглядно­образное и наглядно-действенное), 3) по степени развернутости (дискурсивное, интуитивное), 4) по новизне (продуктивное и репродуктивное). Формы мыш­ления. Понятие и их виды. Процесс понимания и усвоения понятий. Суждения. Умозаключения. Аналогия. Операции мышления. Определение операций: сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, конкретизации, индукции и дедукции.

Мышление как деятельность. Исследование мышления с позиции деятельностного подхода. Роль мотивационных компонентов в мыс­лительной деятельности. Мыслительные действия и операции.

Мышление как процесс решения задач. Понятия задача и проб­лемная ситуация. Специфика решения психологических задач (А.Ф.Ануфриев).

Индивидуально- личностная детерминация мышления. Мышление и творчество. Филогенез, социогенез и онтогенез мышления. Патоло­гия мышления.

Развитие мышления. Операциональная теория развития мышления Ж. Пиаже. Общая характеристика стадий: сенсомоторного интеллекта, операционального мышления , стадии конкретных операций, стадии формальных операций. Теория поэтапного формирования умственных действия П.Я. Гальперина. 1 этап как формирование ориентировочной основы будущего действия , 2 этап как практическое освоение с использованием предметов), 3 этап как речевое выполнение предметного действия, 4 этап как выполнение действия «про себя» во внутренней речи, 5 этап внутренних действий.
Тема 10.Речь.
Мышление и речь. Речь как орудие мышления. Этапы облечение мысли в слова: формирования мотива высказывания, возникновение общей схемы высказывания во внутренней речи, формулировка мысли в речи внешней. Различия между мышлением и речью. Механизмы формирования понятий: стратегия экземпляра проверка гипотезы. Осознание и понимание понятий. Диалог и мышление. Диалогическая природа мышления человека. Проблема сознания и диалога в концепции М.М.Бахтина.

Культурно-историческая теория развития высших психических функций Л.С.Выготского и проблема изучения речевого мышления. Основные подходы к анализу взаимоотношений мышления и речи. Эгоцентрическая и внутренняя речь: полемика Л.С.Выготского и Ж.Пиаже о структуре, функциях и судьбе эгоцентрической речи.

Процесс и условия развития речевого мышления. Основные этапы развития значений по Л.С.Выготскому: синкреты, комплексы, псевдопонятия, потенциальные и истинные понятия. Развитие научных и житейских понятий.

Речь и речевая деятельность, язык и речь, виды речи. Классификации видов речи: 1) устная и письменная , 2) кинетическая речь и вербальная, 3) внешняя и внутренняя. Виды устной речи: диалогическая (активная и пассивная), и монологическая (активная и пассивная). Функции речи: выражение, сообщение, воздействие, обозначение.

Механизмы порождения и понимания речи. Психосемантика. Соотношение структуры языка и сознания. Гипотеза лингвистической относительности, ее эмпирические подтверждения. Психосемантика как направление исследований структуры сознания. Мышление и знания. Методы изучения структуры значений. Современные исследования понятийного мышления.

Язык и речь. Речь и речевая деятельность. Вербальное и невербальное общение. Виды и функции речи. Проблема взаимоотношений речи и мышления в различных психологических концепциях.

Речь и общение. Вербальное и невербальное общение.

Развитие речи в онтогенезе.


Тема 11. Воображение
Понятие о воображении, его отличие от образов восприятия и памяти. Воображение как процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность и создание на этой основе новых представлений. Образы воображения и образы –представление. Влияние воображения на физиологические процессы (АТ, гипноз)..

Функции воображения. Виды воображения и их особенности. Характеристика видов воображения по произвольности: произвольное и непроизвольное, и по активности: активное и пассивное. Виды активного воображения: I - воссоздающее 2 - творческое, З- мечта. Вид преднамеренного пассивного - грезы. Виды непреднамеренного пассивного воображения - сон, дремотное состояние.

Воображение и творчество. Операции воображения. Этапы создания образа воображения: аналитический (операции анализа и абстрагирования) и синтетический (е операции синтеза: агглютинация, схематизация, акцентирование). Стадии творчества по Г.Уоллес: подготовка, созревание, озарение и проверка. Три вида креативности (научная, художественная и социальная).

Связь воображения с эмоциями. Уход в мир фантазий как форма «бегства от действительности».

Способы активизации и развития воображения. Творческое воображение как построение способов представления реальности. Диагностика способностей к творческому воображению и изучение его психологических механизмов. Исследовательский (аналитический) и конструктивно-технологический подходы к созданию методов стимуляции творчества. Проблема несовпадения порождения и понимания творческих продуктов. Создание “теорий” решения изобретательских задач и развитие творческих способностей.

Воображение в научном, техническом, художественном творчестве. Соотношение результатов фундаментальных и прикладных исследований творчества.



Раздел 3. Психология личности. Основы саморегуляции.

Тема 12. Общее представление о личности
Личность в системе наук о человеке. Личность в философии, социологии и психологии. Понятие личности в общей, дифференциальной и социальной психологии.

Феноменология личности: индивид, субъект деятельности, лич­ность, индивидуальность.

Личность как предмет психологического исследования. Психические процессы, состояния и свойства .

Генотипическое и фенотипическое, биологическое и социальное в индивидуальном развитии человека.

Свойства, структура и типология личности.

Номотетическое и идеографическое описание личности.

Теории личности. Критерии личности. Психоаналитические теории личности (З.Фрейд, К.Юнг, А.Адлер, Э.Берн). Гуманистический подход в учении о личности (А.Маслоу, К.Роджерс). Трансперсональные теории личности (С.Гроф). Экзистенциальный подход в учении о личности (В.Франкл). Факторные теории личности.

Черты личности. Понятие черт личности как устойчивых тенденций поведения. Факторные подходы к изучению и систематизации личностных черт. Психометрика и личностные опросники. Проблема устойчивости личности и дилемма личностно-ситуативной обусловленности поведения. Описание личности как составляющей трех типов взаимоотношений: отношение к себе, отношение к другим людям, ожидаемые отношения других к тебе по К.А.Абульхановой. Отношения любви в структуре личности по М.И.Розеновой.

Развитие личности. Эпигетическая теории Э.Эриксона. Социализация личности. Развитие моральной регуляции поведения. Социализация как интериоризация социальных форм поведения (Л.С.Выготский).

Жизненный путь личности и личностная организация времени по К.А.Абульхановой.


Тема 13. Индивидуалыюсть личности
Общая характеристика индивидуальности. Нормальное и отклоняющееся развитие личности, психологическое и личностное здоровье. Личностная зрелость.

Личность как сложная система. Индивидуальные, социотипические и индивидуально-типические свойства личности. Общая схема индивидных свойств человека. Личность возраст. Психология половых различий. Индивидно-типические свойства человека. Строение тела и особенности психики. Типы конституции, их соматические признаки. Типологии Э.Кречмера и В.Шелдона. Их критика.


Тема 14. Темперамент
Темперамент как формально-динамическая сторона деятельности человека. Основные свойства и типы нервной системы. Темперамент. Факторные концепции темперамента и их критика. Учение И.П.Павлова о типах высшей нервной деятельности как физиологической основе темперамента. Современные представления о темпераменте. Концепция темперамента В.М.Русалова. Адаптивные возможности темперамента в процессе эволюции.

Эволюция взглядов на понимание темперамента. Современные концепции. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

Учет темперамента в деятельности и общении субъекта, в про­цессе обучения и воспитания детей и подростков.
Тема 15. Xapaктep
Общее представление о характере как системе отношений чело­века к миру другим людям, самому себе. Структура характера.. Характер и поведение. Взаимосвязь характера и темперамента.

Различная степень выраженности черт характера. Акцентуации характера и их типы.

Социальный характер. Классификация типов характера по Э.Фромму. Классификация типов личности по К.Юнгу.

Особенности формирования характера в онтогенезе. Биологическая предрасположенность и прижизненные условия как факторы формирования характера.



Тема 16. Способности
Определение способностей. Понятие о способностях и их роли в жизни человека. Методы изучения способностей. Способности и их измерение. Способности как функциональные свойства индивида.

Задатки как органические предпосылки развития способностей человека.

Структура способностей. Уровни развития способностей. Способности и одаренность.Связь способностей с личностью и деятельностью. Способности и обучение.

Тренинг способностей.



Тема 17. Интеллект и креативность.

Классификация общих способностей по В.Н.Дружинину. Понятие об интеллекте. Умственный возраст и коэффициент интеллектуальности. Интеллект и поведение человека. Мышление и интеллект. Врожденное и приобретенное в проблеме интеллекта.

Основные подходы к пониманию интеллекта и его структуры. Факторные модели интеллекта (Дж. Гильфорда, Ч.Спирмена, Л.Терстоуна, Р.Б.Кегтелла). Методы измерения интеллекта. Тесты на общий интеллект и специальные способности. Структура интеллекта. Проблема общего (генерального) фактора способностей.

Интеллект и креативность. Виды креативности по Т.Н.Березиной.



Тема 18. Эмоции как внутренние регуляторы деятельности
Общее представление об эмоциях. Назначение и функции эмоций. Особенности психического отражения в эмоциях. Эмоции и мотива­ция. Понятие эмпатии.

Эмоциональные процессы, их свойства.

Психологические теории и экспериментальное изучение эмоций.

Эмоциональная напряженность и продуктивность деятельности. Проблема стрессоустойчивости в современном обществе. Агрессия и проблема контроля над ней.

Высшие чувства и их виды. Закономерности формирования высших чувств. Роль эмоций в регуляции поведения .Проблема устойчивых эмоциональных отношений человека- чувств.

Психические состояния. Роль и место психических состояний среди других психических явлений. Функции и классификация состояний.

Методы изучения эмоциональных процессов и состояний челове­ка.
Тема 19. Мотивация как основа активности человека
Потребности и мотивы. Проблема мотивации в психологии деятельности. Теории мотивации в зарубежной психологии.

Мотивация отдельных видов деятельности. Эмпирические исследования мотивации.

Основные проблемы и понятия психологии мотивации. Потребность как универсальное свойство живых систем и как основа процессов мотивации. Общая организация мотивационной сферы. Историческая природа потребностей человека. Мотив как результат опредмечивания потребностей. Актуальное и потенциальное состояние потребностей. Мотивы и установки. Потребности и эмоции

Проблема мотивации в психологии деятельности. Опредмечивание потребностей как принцип развития мотивов. Смыслообразование как основа ситуативного развития мотивации.

Психологический и физиологический аспекты изучения биологической мотивации. Инстинктивное и основанное на научении удовлетворение потребностей, соотношение обеих форм мотивации в филогенетическом развитии и индивидуальном поведении. Разновидности биологических потребностей, их строение. Специфика биологических потребностей человека.

Мотивационная сфера личности. Иерархическое строение мотивационной сферы личности. Факторы, определяющие иерархизацию мотивов: осознание собственных возможностей и объективных условий их достижения. Разновидности мотивов человека: актуальные и потенциальные мотивы, предметные и функциональные, смыслообразующие и мотивы-стимулы. Ценности, интересы, нормы как мотивационные образования. Проблема осознаваемости мотивов, пути их осознания.


Тема 20. Воля как внутренний регулятор деятельности
Определение воли, критерии волевого поведения. Воля и волевые процессы. Волевые процессы и их изучение. Проблема свободы воли в философии и психологии. Представление о волевом процессе в психологии сознания. Признаки волевых явлений. Произ­вольное и волевое действие. Воля как высший уровень регуляции.

Структура и механизмы волевого акта. Структура волевого акта. Общие ситуации, в которых необходима (или нет) воля. Произвольность поведения как предпосылка волевой регуляции. Борьба мотивов и принятие решений, проблема выбора. Мотивационный конфликт как условие волевого действия.

Волевая регуляция как преобразование (переосмысление) проблемных ситуаций. Общее представление о развитии воли. Воля и личность.


Тема 21. Самосознание личности
Общее представление о самосознании. Сознание и самосознание. Образ «Я» и его психологическая структура. Уровень притязаний и самооценка личности.

Социализация личности и становление образа «Я». Защитные ме­ханизмы и факторы их осознания.


Вопросы для экзамена.


  1. Теоретическая   психология,   как   область психологической   науки.  Житейская и научная психология: связь и различия. Общее представление о научной психологии.

  2. Психологическая   наука и психологическая практика: проблемы соотношения.

  3. Отрасли психологии, их классификация и взаимосвязи.   Место   психологии   в   системе   наук. Психология   как   естественнонаучная   и гуманитарная дисциплина.

  4. Предмет,   объект,   задачи   и   методологические   принципы   научной
    психологии.   Проблема предмета психологии в ее историческом развитии. Плюрализм подходов к решению проблемы предмета психологии в современной науке.

  5. Общее   представление   о   методах   психологии.   Классификация   методов исследования   в психологии и области их применения.            Методы объяснительной (естественной)   психологии. Методы описательной (гуманитарной) психологии.

  6. Технология проведения психологического исследования. Основные этапы и их содержательная характеристика.

  7. Природа психического, его специфические характеристики и функции. Психическое отражение как процесс. Формы и уровни психического отражения, их характеристика.

  8. Сознание, его структура и основные психологические характеристики.

  9. Проблема неосознаваемых процессов в психологии. Бессознательное и установка. Возможные классификации неосознаваемых явлений в психологии.

  10. Предмет, объект, методы и источники изучения истории психологии. Роль истории психологии как отрасли психологической науки в развитии современной психологии.

  11. Развитие   психологических   идей   в   древнегреческой   философии.   Учение Аристотеля   о соотношении души и тела. Психологические идеи и учения Платона.

  12. Рефлекторная   модель   поведения   и   интроспективное   понимание   сознания   в концепции Р.Декарта.

  13. Сознание как предмет экспериментального психологического исследования. Свойства сознания (В. Вундт, У. Джемс), примеры их исследования.

  14. Фрейдизм и неофрейдизм. Основные направления и современное состояние.

  15. Бихевиоризм   и   необихевиоризм.   Поведение   как   предмет   психологии   в бихевиоризме   и необихевиоризме. Обоснование объективного подхода в психологии Дж. Уотсона и его развитие в необихевиоризме Б. Скиннера.

  16. Исследования человека в русле гуманистической психологии. Гуманистическая психология, основные представители и идеи.

  17. Целостный подход в психологии. Особенности и основные направления психологического исследования в гештальт-психологии.

  18. История развития отечественной психологии в начале XX столетия: основные вехи и события.

  19. Деятельностный подход в психологии. Необходимость введения категории "деятельность" в психологическую   науку   (С.Л.   Рубинштейн,   А.Н. Леонтьев).   Принцип   единства сознания (психики) и деятельности.

  20. Общее строение деятельности человека. Структура деятельности, деятельность как процесс.

  21. Психика и отражение. Формы отражения в неживой и живой природе. Разные точки зрения на возникновение психики (антропопсихизм, панпсихизм, нейропсихизм, биопсихизм, анималопсихизм).

  22. Проблема возникновения психики. Основные этапы развития психики в филогенезе по А.Н. Леонтьеву: сенсорная психика, перцептивная психика, стадия интеллекта.

  23. Основные отличия психики человека от психики животных, их обусловленность качественными различиями между деятельностью человека и деятельностью животных.

  24. Постановка   психофизической   проблемы   Р.   Декартом.   Соотношение психофизической   и психофизиологической     проблем.     Возможность    третьей точки     зрения    на    решение психофизиологической проблемы (И.М. Сеченов, А.Н. Леонтьев, А.Р.Лурия).

  25. Способности как функциональные свойства индивида. Структура, виды и уровни развития способностей. Общие и специальные способности. Способности и одаренность. Способности и развитие личности. Измерение способностей.

  26. Темперамент: сущность и основные свойства. Классическое и современное представление о темпераменте. Темперамент как формально-динамическая сторона деятельности. Общие характеристики темперамента: активность и эмоциональность.

  27. Характер: его сущность и структура, принципы научного изучения, место в структуре личности, принципы и подходы к классификации, закономерности и факторы формирования.

  28. Проблема акцентуаций черт характера. Классификация акцентуаций характера по К. Леонгарду.

  29. Эволюционная необходимость эмоций. Эмоции и потребности. Эмоции и деятельность. Эмоциональные процессы. Аффекты, эмоции, чувства (сравнительная характеристика). Информационная теория эмоций (П.В.Симонов).

  30. Мотивационная сфера личности. Основные проблемы, направления и экспериментальные планы в изучении мотивации. Теории мотивации.

  31. Общая организация мотивационной сферы человека. Мотивация и деятельность. Мотивация и эмоции. Мотивы и установки. Потребности и эмоции.

  32. Волевая регуляция деятельности и ее смысловая природа. Теории воли.

  33. Общее представление о структуре личности. Структурный и динамический подход к исследованию единиц организации личности.

  34. Понятие личности в «узком» и «широком» смысле. Соотношение понятий «индивидуальность», «индивид», «личность».

  35. Основные периодизации развития человека. Психологические принципы и основания периодизации развития человека. Кризисы развития и их роль в становлении личности. Эпигенетическая концепция развития Э.Эриксона:

  36. Роль среды и наследственности в развитии личности. Натуральная и культурная формы развития высших психических функций и личности в онтогенезе (Л.С.Выготский).

  37. Психоанализ З.Фрейда.

  38. Индивидуальная психология А.Адлера.

  39. Психодинамическое направление в теории личности (3. Фрейд), его пересмотр (А.Адлер,К.Юнг).

  40. Диспозициональное направление в теории личности (Г.Олпорт, Р.Кетгел, Г,Айзенк).

  41. Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности (Э.Эриксон, Э.Фромм, К.Хорни).

  42. Транзактный анализ Э.Берна.

  43. Отечественные теории личности (С.Л.Рубинштейн, В.Н.Мясищева, К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев).

  44. Жизненная стратегия и жизненная позиция личности. Организация личностью времени своей жизни. Концепция личности К.А. Абульхановой-Славской.

  45. Структура «Я» (самосознание, самооценка, самоотношение) и ее исследование в разных направлениях психологии. Строение и формирование самоотношения. Диалогическая природа «Я».

  46. Типы личности: индивидуальные различия. Подход К.Юнга. Экстраверсия - интроверсия - амбиверсия. Общая характеристика типов.

  47. Психология непосредственного чувственного познания. Ощущения, чувствительность, пороги   чувствительности, свойства и виды ощущений.

  48. Методы измерения ощущения. Основные психофизические законы. Теория обнаружения сигнала.

  49. Восприятие, его свойства и виды. Восприятие человека человеком. Восприятие пространства, времени и движения.

  50. Внимание, его основные характеристики. Основные виды, функции и критерии внимания. Свойства и типы внимания. Психологические теории внимания.

  51. Предмет и задачи исследования  психологии мышления.  Мышление,  его виды. Основные мыслительные операции. Формы мышления.

  52. Продуктивные и репродуктивные формы интеллектуальной деятельности. Проблема и критерии выделения творческого мышления.

  53. Речь, ее функции и виды. Соотношение речи и мышления.

  54. Память, ее виды и их характеристика. Определение памяти в широком и узком смыслах. Основные функции памяти. Теории памяти в психологии.

  55. Процессы, содержания и связи памяти. Законы памяти, установленные Эббингаузом. Кривая забывания.

  56. Воображение. Виды воображения. Связь процессов творчества с воображением. Психология творческого воображения.

  57. Интеллект и креативность как общие способности по В.Н.Дружинину.

  58. Когнитивный подход в психологии: основные принципы, понятия, методы и области исследования. Когнитивные теории внимания и памяти.

  59. Сознание и самосознание личности. Структура сознания по А.Н.Леонтьеву.

  60. Психология и физиология. Теория А.Н. Бернштейна: проблема активности и уровни построения движения.

Основная литература:



  1. Березина Т.Н. Интеллектуальные и творческие способности человека. В 2 книгах. М.: РИЦ МГГУ им. М.А.Шолохова, 2009

  2. Большой психологический словарь. Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. М. 2003, 672с.

  3. Братусь Б.С. Общая психология. В 7-ми томах, Том 2. Ощущение и восприятие. М.: Академия, 2008.

  4. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. (Учебное пособие). 2004, 276с.

  5. Гуревич П. С. Психологический словарь. М.: Издательства: Олма Медиа Групп, ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2007 г., 800 с.

  6. Леонтьев А. Н. Психология деятельности. М., 2003.

  7. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. . СПб: Питер, 2006, 320с. (Сер. "Мастера психологии")

  8. Соколова Е. Е. Общая психология. В 7 томах. Том 1. Введение в психологию. М.: Академия. 2008

Дополнительная литература:




  1. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб, «Алетейя», 2001, 304 с.

  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991.

  3. Адлер А. Стиль жизни // Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М., 2002.

  4. Айзенк Г.Дж. Проверьте свои способности. Пер.с англ., 1992.

  5. Альтшуллер Г.С. АРИЗ - значит победа. Алгоритм решения изобретательских задач АРИЗ-85-В // Правила игры без правил. Петрозаводск, 1989.

  6. Анастази А. Психологическое тестирование. Книга 1, 2. М., 1982.

  7. Анохин П.К. Избранные труды. М., 1989.

  8. Асмолов А. Г. Психология личности. М., 2001.

  9. Аткинсон Р.Л, Аткинсон Р.С, Смит Э.Е, Бем Д. Дж. и др. Введение в психологию. М, 2003, 672с.

  10. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. М., 1989.

  11. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М., 1979.

  12. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979.

  13. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. М., 1991.

  14. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М., 2002.

  15. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

  16. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977.

  17. Брушлинский А.В. Субъект, мышление, учение, воображение. Психологи отечества. Избранные психологические труды в 70-ти томах. М.-Воронеж, 1996.

  18. Брушлинский А.В., Поликарпов В.А. Мышление и общение. Самара, 1999.

  19. Бубер М. Я и Ты. М., 1993.

  20. Василюк Ф. Е. Психология переживания. М., 1984.

  21. Веккер Л.М. Психические процессы. В 3-х т.т. Л., 1981.

  22. Величковский Б.М. Когнитивная наука. Основы психологии познания. В 2-х т. (Учебное пособие) (2006; т1 -448с., т2- 432с.) 

  23. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М., 1987.

  24. Вилюнас В.К. Психологические механизмы биологической мотивации. М., 1986

  25. Восприятие и деятельность / Под. ред. А. Н. Леонтьева. М., 1976.

  26. Выготский Л.С. Психология. М. 2000, 1008с. 

  27. Гальперин П. Я. Психология как объективная наука. М.- Воронеж, 1998.

  28. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М., 1988.

  29. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1988.

  30. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х т.т. М., 1992.

  31. Гоффман Э. Представление себя другим. // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984.

  32. Грегори Р. Глаз и мозг. М., 1970.

  33. Джемс У. Психология. М.,1991.

  34. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М., 1995.

  35. Доусон Р. Уверенно принимать решения. Как научиться правильно принимать решения в бизнесе и жизни. М., 1996.

  36. Дружинин В.Н. Психология общих способиостей.СПб: Питер, 1999.

  37. Егорова М. С. Психология индивидуальных различий. М., 1997.

  38. Зейгарник Б.В. Теория личности К.Левина. М., 1981.

  39. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. М., 1994.

  40. Зрительные образы. Феноменология и эксперимент. Вып.1. Душанбе, 1981.

  41. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1991.

  42. Изард К. Эмоции человека. М., 1980.

  43. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.

  44. Исследование проблем психологии творчества. М., 1983.

  45. Исследования мышления в советской психологии / Под ред. Е.В.Шороховой. М., 1966.

  46. Квинн В. Прикладная психология. СПб., 2000.

  47. Келли Дж. Психология личности (Теория личностных конструктов). СПб., 2000.

  48. Киршбаум Э. И., Еремеева А. И. Психологическая защита. М., 2000.

  49. Кон И. С. В поисках себя. М., 1984.

  50. Корнилова Т.В., Тихомиров О.К. Принятие решений в условиях диалога с компьютером. М., 1990.

  51. Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. М., 1989.

  52. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. М., 1977.

  53. Краткий психологический словарь/ Ред.-сост. Л.А.Карпенко/ Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. Ростов-на-Дону, 1998.

  54. Куттер П. Современный психоанализ. СПб., 1997.

  55. Левин К. Динамическая психология. М., 2001.

  56. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М., 1994.

  57. Левитов Н. Фрустрация как один из видов психических состояний. / Вопросы психологии, 1967. N 6.

  58. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М.,1993.

  59. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1981.

  60. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.

  61. Леонтьев А.А. Психофизиологические механизмы речи. М.,1970.

  62. Леонтьев Д. А. Психология смысла. М., 1999; 2003.

  63. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М., 1997.

  64. Либин А. В. Дифференциальная психология. М., 1999.

  65. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. Введение в психологию. М.,1974.

  66. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.

  67. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. М., 1999.

  68. Логвиненко А. Д. Психология восприятия. М., 1987.

  69. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихологический анализ решения задач. М., 1990.

  70. Макклелланд Д. . Мотивация человека.  СПб: Питер, 2007, 672с. (Сер. "Мастера психологии") 

  71. Маклаков А. Г. Общая психология — СПб: Питер, 2001 — 592 с: ил — (Серия «Учебник нового века»).

  72. Мамардашвили М.К. "Дьявол играет нами, когда мы не мыслим точно" / Как я понимаю философию. М.,1992.

  73. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М., 1999.

  74. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления. М., 2000.

  75. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. М.- Воронеж, 1996.

  76. Милнер Н. Физиологическая психология. М., 1973, гл. 18.

  77. Мухина В.С. Феноменология развития и бытия личности. М., 2002.

  78. Мышление: процесс, деятельность, общение / Под ред. А.В.Брушлинского. М.,1982.

  79. Найссер У. Познание и реальность. М., 1981.

  80. Наумова Н. Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М., 1988.

  81. Норман Д. Память и внимание // Зрительные образы: феноменология и эксперимент. Ч.2. Душанбе, 1973.

  82. Норман Д. Память и научение. М., 1985.

  83. Нюттен Ж. Мотивация // Экспериментальная психология. Вып. 5. М., 1975.

  84. Общая психология.Словарь / Под. ред. А.В. Петровского //Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — 251 с.

  85. Олпорт Г. Становление личности. М., 2002.

  86. Основные направления исследования мышления в капиталистических странах / Под ред. Е.В.Шороховой. М., 1966.

  87. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. Смоленск, 1997.

  88. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.

  89. Петровский А. В. Развитие личности. Возрастная периодизация // Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского. М., 1987.

  90. Петухов В.В. Природа и культура. М., 1996.

  91. Петухов В.В. Психология мышления. М., 1987.

  92. Петухов В.В., Столин В.В. Психология. Метод. указ. М., 1989.

  93. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1994.

  94. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. М., 1977.

  95. Полани М. Личностное знание. Благовещенск, 1998

  96. Пономарев Я.А.. Психология творческого мышления. М.,1960.

  97. Проблемы и методы психофизики / Под. ред. А. Г. Асмолова и М. Б. Михалевской. М., 1974.

  98. Психологические исследования творческой деятельности / Отв. ред. О.К.Тихомиров, М., 1975.

  99. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М., 2002.

  100. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я,Романова. М., 2000.

  101. Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. М., 1982.

  102. Психология мышления. Сб. переводов с нем. и англ. М., 1965.

  103. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. М., 1998.

  104. Психология эмоций. Тексты. М., 1993.

  105. Ратанова Т.А. Психофизиологическое шкалирование и объективные физиологические реакции у взрослых и детей. М., 2002.

  106. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1979.

  107. Рейтман У. Познание и мышление. М., 1968.

  108. Рибо Т. Творческое воображение. Спб., 1901.

  109. Ришар Ж.Ф. Ментальная активность. Понимание, рассуждение, нахождение решений. М., 1998.

  110. Рок И. Введение в зрительное восприятие. В 2 кн. М., 1980.

  111. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. М., 1989.

  112. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В.2-х тт. М., 1993.

  113. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии/ Составители, авторы комментариев и послесловия А.В.Брушлинский, К.А.Абульханова-Славская СПб: Издательство "Питер", 2000.

  114. Сахарный Л.В. Введение в психолингвистику: Курс лекций. Л., 1989.

  115. Северцов А.Н. Эволюция и психика. Собр. соч.: В 3 т. М.-Л., 1945.

  116. Симонов П.В. Мотивированный мозг. М., 1987.

  117. Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. М.,1976.

  118. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М., 1995.

  119. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М., 1966.

  120. Современная психология мотивации / Под ред. Д.А.Леонтьева. М, 2002.

  121. Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. М., 1980.

  122. Соколова Е. Т., Николаева В. В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М., 1995.

  123. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Краткий конспект лекций и методические указания к курсу. М., 1999.

  124. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М., 1997

  125. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М., 1996.

  126. Сорокин П. А. Таинственная энергия любви // Социологические исследования, 1991, №8, 9

  127. Спенсер Г., Циген Т. Ассоциативная психология. М., 1998.

  128. Стиль человека: психологический анализ. М., 1998.

  129. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982.

  130. Субботский Е. В. Ребенок открывает мир. М., 1991.

  131. Тенденции и перспективы деятельностного подхода в психологии. Школа А.Н.Леонтьева. М., 1999.

  132. Теплов Б.М. Психология индивидуальных различий. М. , 1961.

  133. Тинберген Н. Поведение животных. М., 1980.

  134. Тихомиров О.К. Понятия и принципы общей психологии. М., 1992.

  135. Тихомиров О.К. Психология мышления. М.,1984.

  136. Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. Школа А.Н.Леонтьева. М., 1999.

  137. Триандис Г., Малпасс Р., Дэвидсон Э. Психология и культура. // История зарубежной психологии. Тексты. М., 1986.

  138. Узнадзе Д.Н. Общая психология. 2004, 413с.

  139. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М., 1976

  140. Фаликман М.В.  Общая психология . В 7-ми томах. Том 4. Внимание. М.: Академия, 2006, 480 с

  141. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. СПб., 1999.

  142. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.,1990.

  143. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989.

  144. Фрейд З. Художник и фантазирование. М., 1995

  145. Фресс П. Эмоции // Экспериментальная психология. Вып 5. М., 1975.

  146. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.

  147. Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993.

  148. Фромм Э., Хирау Р. Предисловие к антологии "Природа человека" // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.

  149. Халперн Д. Психология критического мышления. Серия "Мастера психологии".Пер.с англ.,С.Пб., 2000.

  150. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. 2, перераб. изд. СПб, 2003.

  151. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Москва-Томск, 1997.

  152. Хрестоматия по вниманию / Под ред. В.Я. Романова, А.А. Пузырея, А.Н. Леонтьева. М.,1976.

  153. Хрестоматия по курсу «Введение в психологию»/ Ред.-сост. Е.Е.Соколова. М.: Российское психологическое общество, 1999.

  154. Хрестоматия по курсу введение в психологию. (Учебное пособие) Сост. Соколова Е.Е. (1999, 545с.)

  155. Хрестоматия по общей психологии. Вып.3. Субъект познания / Под ред. В. В. Петухова, Ю. Б. Дормашева, С. А. Капустина. М., 1998.

  156. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и В.В. Петухова. М.,1981.

  157. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. М., 1979.

  158. Хрестоматия по ощущению и восприятию / Под. ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и М. Б. Михалевской. М., 1975.

  159. Хрестоматия по психологии. Психология ощущений и восприятия / Под. ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Любимова, М. Б. Михалевской. М., 1999.

  160. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб, 1999.

  161. Хьелл Л., Зиглер Д.Теории личности . СПб: Издательство "Питер", 2003, 608с., (Сер. "Мастера психологии")

  162. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М., 1994.

  163. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969.

  164. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как форма отражения действительности. М., 1971.

  165. Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие. . СПб: Питер, 2003, 5-е изд., 928с., (Cер. "Мастера психологии")  

  166. Штенберг Р. Отточите свой интеллект. Минск, 2000.

  167. Экспериментальная психология. Под.ред. П.Фресса и Ж.Пиаже. Вып. 4. М., 1968.

  168. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации развития в детском возрасте // Вопр. психол., 1971, № 4.

  169. Эльконин Д.Б. Проблемы периодизации психического развития в детском возрасте / Вопросы психологии, 1971. N 4.

  170. Эмоциональный стресс. М., 1970.

  171. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

  172. Эфроимсон В. П. Гениальность и генетика. М., 1998.

  173. Юнг К. Психологические типы. М., 1996.





Воспитывать — значит вырабатывать невосприимчивость к телевидению. Маршалл Маклюэн
ещё >>