Программа кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа кандидатского экзамена по дисциплине «история и философия... 1 368.41kb.
Программа кандидатского экзамена по дисциплине «история и философия... 3 434.53kb.
Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия... 4 763.81kb.
Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия... 1 300.19kb.
Программа кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки. 1 96.87kb.
Программа кандидатского экзамена по дисциплине «история и философия... 1 278.68kb.
Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия... 1 208.59kb.
Программа кандидатского экзамена «История и философия науки» 1 159.6kb.
Программа кандидатского экзамена «История и философия науки» 1 159.44kb.
Программа кандидатского экзамена по курсу "История и философия науки"... 1 348.07kb.
Программа кандидатского экзамена по курсу "История и философия науки"... 1 359.56kb.
Зимняя школа 2012 «Археология текста-2: гул языков» 1 23.86kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки» - страница №1/1



Программа кандидатского экзамена по дисциплине

«История и философия науки»
для специальностей: 25.00.17 «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений»;

25.00.19 «Строительство и эксплуатация нефтегазопроводов, баз и хранилищ»;

05.26.03 «Пожарная и промышленная безопасность» (нефтегазовый комплекс)
Требования к знаниям и умениям:

По итогам изучения дисциплины «История и философия науки» специалист обязан:



  • понимать место и роль науки в системе общественного сознания, видеть значимость научного подхода для решения актуальных проблем человеческого бытия;

  • знать историю становления и развития научно-теоретического мышления с учетом смены и развития основных мировоззренческих парадигм европейской цивилизации;

  • иметь основополагающие знания и навыки в области когнитивной деятельности человека;

  • владеть комплексом гносеологических и научно-методологических знаний, необходимых для организации эффективной научно-исследовательской деятельности.

Структура курса:
Раздел 1. История и философия науки: общетеоретические вопросы.

Раздел 2. Философские проблемы техники и технических наук.

Раздел 3. История развития отраслевой науки в нефтегазовом комплексе.
Часть 1.

История и философия науки: общетеоретические вопросы.
1. Предмет философии науки

Философия науки как часть философии. Многообразие философии. Философия как наука, идеология, откровение, любовь к мудрости, трансцендирование, искусство спора и т. д. Философия науки как часть философии, выступающей в качестве науки. Философия науки и частнонаучное знание. Мировоззренческая и методологическая роль философии науки.

Философия науки и наука. Многообразие науки. Наука как когнитивный процесс, как система знаний, как производительная сила, как основа общественного развития, как форма общественного сознания. Науки естественные, социально-гуманитарные, технические, логико-математические.

Философия науки и научное познание. Воздействие философии науки на науку. Возникновение и основные этапы развития философии науки.

Содержание философии науки. Учение об исходных предпосылках научного исследования. Обоснование единых принципов и начал в науке. Учение о научных методах. Формулировка критериев общих проблем. Анализ стимулов научного творчества, соотношения взглядов учёных и получаемых ими результатов, языка науки, научной рациональности. Обоснование критерия в научности. Критерии научности познания. Критерии научности знания. Их единство и различие.

Философия науки и подготовка научных кадров.


2. Наука в культуре современной цивилизации 

Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности.

Наука и философия. Наука и искусство. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила).

 

3. Возникновение науки  и основные стадии её исторической эволюции 

Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта.

Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого: человек творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами – алхимия, астрология, магия. Западная и восточная средневековая наука.

Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формирование идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Роджер Бэкон, Уильям Оккам. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы. Г.Галилей, Френсис Бэкон, Р.Декарт. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре. Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы.

Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно-организованной науки. Технологические применения науки. Формирование технических наук.

Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования.

 

4. Структура научного знания 

Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения. Особенности эмпирического и теоретического языка науки.

Структура эмпирического знания. Эксперимент и наблюдение. Случайные и систематические наблюдения. Применение естественных объектов в функции приборов в систематическом наблюдении. Данные наблюдения как тип эмпирического знания. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Процедуры формирования факта. Проблема теоретической нагруженности факта.

Структуры теоретического знания. Первичные теоретические модели и законы. Развитая теория. Теоретические модели как элемент внутренней организации теории. Ограниченность гипотетико-дедуктивной концепции теоретических знаний. Роль конструктивных методов в дедуктивном развертывании теории. Развертывание теории как процесса решения задач. Парадигмальные образцы решения задач в составе теории. Проблемы генезиса образцов. Математизация теоретического знания. Виды интерпретации математического аппарата теории.

Основания науки. Структура оснований. Идеалы и нормы исследования и их социокультурная размерность. Система идеалов и норм как схема метода деятельности.

Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира (картина мира как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа).

Операциональные основания научной картины мира. Отношение онтологических постулатов науки к мировоззренческим доминантам культуры.

Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания. Философские идеи как эвристика научного поиска. Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру.

 

5. Динамика науки как процесс порождения нового знания 

Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания. Взаимодействие оснований науки и опыта как начальный этап становления новой дисциплины. Проблема классификации. Обратное воздействие эмпирических фактов на основания науки.

Формирование первичных теоретических моделей и законов. 'Роль аналогий в теоретическом поиске. Процедуры обоснования теоретических знаний. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования. Механизмы развития научных понятий.

Становление развитой научной теории. Классический и неклассический варианты формирования теории. Генезис образцов решения задач.

Проблемные ситуации в науке. Перерастание частных задач в проблемы. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий.

Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.

 

6. Научные традиции и научные революции. Типы научной  рациональности 

Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Научные революции как перестройка оснований науки. Проблемы типологии научных революций. Внутридисциплинарные механизмы научных революций. Междисциплинарные взаимодействия и "парадигмальные прививки" как фактор революционных преобразований в науке. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Перестройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренческих универсалий культуры. Прогностическая роль философского знания. Философия как генерация категориальных структур, необходимых для освоения новых типов системных объектов.

Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Нелинейность роста знаний. Селективная роль культурных традиций в выборе стратегий научного развития. Проблема потенциально возможных историй науки.

Глобальные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.

 

7. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса 

Главные характеристики современной, постнеклассической науки. Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных исследований. Освоение саморазвивающихся "синергетических" систем и новые стратегии научного поиска. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. Сближение идеалов естественнонаучного и социально-гуманитарного познания. Осмысление связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий исследовательской деятельности. Расширение этоса науки. Новые этические проблемы науки в конце XX столетия. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеалогизированной науки. Экологическая этика и ее философские основания. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере. Проблемы экологической этики в современной западной философии (Б. Калликот, О. Леопольд,  Р. Аттфильд). 

Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука. Поиск нового типа  цивилизационного развития и новые функции науки в культуре. Научная рациональность и проблема диалога культур. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов. 

 

8. Наука как социальный институт 

Различные подходы к определению социального института науки. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы (республика ученых 17 века; научные сообщества эпохи дисциплинарно организованной науки; формирование междисциплинарных сообществ науки XX столетия). Научные школы. Подготовка научных кадров. Историческое развитие способов трансляции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера). Компьютеризация науки и ее социальные последствия. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема секретности и закрытости научных исследований. Проблема государственного регулирования науки. 

 

 



 Часть 2.

Современные философские проблемы техники и технических наук

 

1. Философские  проблемы  техники



1.1. Философия техники и методология технических наук.

Специфика философского осмысления техники и технических наук. Предмет, основные сферы и главная задача философии техники. Соотношение философии науки и философии техники.

Что такое техника? Проблема смысла и сущности техники: «техническое» и «нетехническое». Практически-преобразовательная (предметно-орудийная) деятельность,  техническая и инженерная деятельность, научное и техническое знание. Познание и практика, исследование и проектирование.

Образы техники в культуре: традиционная и проектная культуры. Перспективы и границы современной техногенной цивилизации.

Технический оптимизм и технический пессимизм: апология и культуркритика техники.

Ступени рационального обобщения в технике: частные и общая технологии, технические науки и системотехника.

Основные концепции взаимоотношения науки и техники. Принципы исторического и методологического рассмотрения; особенности методологии технических наук и методологии проектирования.

 1.2. Техника как предмет исследования естествознания.

Становление технически подготавливаемого эксперимента; природа и техника, «естественное» и «искусственное», научная техника и техника науки. Роль техники в становлении классического математизированного и экспериментального естествознания и в современном неклассическом

 1.3. Естественные и технические науки.

Специфика технических наук, их отношение к естественным и общественным наукам и математике. Первые технические науки как прикладное естествознание. Основные типы технических наук.

Специфика соотношения теоретического и эмпирического в технических науках, особенности теоретико-методологического синтеза знаний в технических науках - техническая теория: специфика строения, особенности функционирования и этапы формирования; концептуальный и математический аппарат, особенности идеальных объектов технической теории; абстрактно-теоретические – частные и общие - схемы технической теории; функциональные, поточные и структурные теоретические схемы, роль инженерной практики и проектирования, конструктивно-технические и практико-методические знания).

Дисциплинарная организация технической науки: понятие научно-технической дисциплины и семейства научно-технических дисциплин. Междисциплинарные, проблемно-ориентированные и проектно-ориентированные исследования.

 1.4. Особенности неклассических научно-технических дисциплин.

Различия современных и классических научно-технических дисциплин; природа и сущность современных (неклассических) научно-технических дисциплин. Параллели между неклассическим естествознанием и современными (неклассическими) научно-техническими дисциплинами.

Особенности теоретических исследований в современных научно-технических дисциплинах: системно-интегративные тенденции и междисциплинарный теоретический синтез, усиление теоретического измерения техники и развитие нового пути математизации науки за счет применения информационных и компьютерных технологий, размывание границ между исследованием и проектированием, формирование нового образа науки и норм технического действия под влиянием экологических угроз, роль методологии социально-гуманитарных дисциплин и попытки приложения социально-гуманитарных знаний в сфере техники.

Развитие системных и кибернетических представлений в технике. Системные исследования и системное проектирование: особенности системотехнического и социотехнического проектирования, возможность и опасность социального проектирования.

 1.5. Социальная оценка техники как прикладная философия техники.

Научно-техническая политика и проблема управления научно-техническим прогрессом общества. Социокультурные проблемы передачи технологии и внедрения инноваций.

Проблема комплексной оценки социальных, экономических, экологических и других последствий техники; социальная оценка техники как область исследования системного анализа и как проблемно-ориентированное исследование; междисциплинарность, рефлексивность и проектная направленность исследований последствий техники.

Этика ученого и социальная ответственность проектировщика: виды ответственности, моральные и юридические аспекты их реализации в обществе. Научная, техническая и хозяйственная этика и проблемы охраны окружающей среды. Проблемы гуманизации и экологизации современной техники.

Социально-экологическая экспертиза научно-технических и хозяйственных проектов, оценка воздействия на окружающую среду и экологический менеджмент на предприятии как конкретные механизмы реализации научно-технической и экологической политики; их соотношение с социальной оценкой техники.

Критерии и новое понимание научно-технического прогресса в концепции устойчивого развития: ограниченность прогнозирования научно-технического развития и сценарный подход, научная и техническая рациональность и иррациональные последствия научно-технического прогресса; возможности управления риском и необходимость принятия решений в условиях неполного знания; эксперты и общественность - право граждан на участие в принятии решений и проблема акцептации населением научно-технической политики государства. 
  2. Философские проблемы информатики 

2.1. История становления информатики как междисциплинарного направления во второй половине ХХ века.

Теория информации К.Шеннона.  Кибернетика Норберта Винера, Росса Эшби. Уорренга Мак-Каллока, Алана Тьюринга, Джулиана Бигелоу, Джона фон Неймана, Грегори Бэйтсона, Маргарет Мид, Артуро Розенблюта,Уолтера Питтса, Стаффорда Бира.  Общая теория систем Л.фон Берталанфи, А.Раппорта.

Концепция гипертекста Ваневара Буша. Конструктивная кибернетическая эпистемология Хайнца фон Ферстера и Валентина Турчина. Синергетический подход в информатике. Герман Хакен и Дмитрий Сергеевич Чернавский. Информатика в контексте постнеклассической науки и представлений о развивающихся человекомерных  системах.

 2.2. Информатика как междисциплинарная наука о функционировании и развитии информационно-коммуникативной среды и ее технологизации посредством компьютерной техники.

Моделирование и вычислительный эксперимент как интеллектуальное ядро информатики. Конструктивная природа информатики и ее синергетический коэволюционный смысл. Взаимосвязь искусственного и естественного в информатике, нейрокомпьютинг, процессоры  Хопфилда,  Гроссберга, аналогия между мышлением и распознаванием образов.

Концепция информационной безопасности: гуманитарная составляющая. Проблема реальности в информатике. Виртуальная реальность. Понятие информационно-коммуникативной реальности как междисциплинарный интегративный концепт.

 2.3. Интернет как  метафора глобального мозга.

Понятие киберпространства  ИНТЕРНЕТ и его философское значение. Синергетическая парадигма  «порядка и хаоса» в ИНТЕРНЕТ. Наблюдаемость, фрактальность, диалог.  Феномен зависимости от Интернета. Интернет как инструмент новых социальных технологий.

Интернет как информационно-коммуникативная среда науки 21 века и как глобальная среда непрерывного образования.

 2.4. Эпистемологическое содержание компьютерной революции.

Концепция информационной эпистемологии и ее связь с кибернетической эпистемологией. Компьютерная этика, инженерия знаний проблемы интеллектуальной собственности. Технологический подход к исследованию знания. Проблема искусственного интеллекта и ее эволюция.

 2.5.  Социальная  информатика.

Концепция информационного общества: от Питирима Сорокина до Эмануэля Кастельса. Происхождение  информационных обществ. Синергетический подход к проблемам социальной информатики. Информационная динамика организаций в обществе. Сетевое общество и задачи социальной информатики. Проблема личности в информационном обществе. Современные психотехнологии и психотерапевтические практики консультирования  как составная часть современной социогуманитарной информатики.

 
Часть 3.



История развития отраслевой науки в нефтегазовом комплексе.
Тема реферата аспиранта должна быть связана с темой диссертационной работы. Аспирантам рекомендуется тему реферата согласовывать с научным руководителем и преподавателем истории и философии науки.

Часть 3 включает в себя подготовку и защиту рефератов на семинарских занятиях.


Положение о рефератах

для сдачи кандидатского экзамена по предмету

«История и философия науки»

Реферат по «Истории и философии науки» является обязательной формой подготовки соискателей к сдаче кандидатского экзамена. Тему реферата соискатель выбирает, в конечном счете, самостоятельно, но с учетом пожелания своего научного руководителя. При выборе темы нужно руководствоваться следующими правилами. Во-первых, она должна быть из области истории науки. Во-вторых, она должна соответствовать истории той науки, по которой соискатель собирается защищать свою диссертацию. Следовательно, при написании реферата соискатель уже должен знать, по какой специальности им будет написана диссертация. Поощряются рефераты, содержание которых не ограничивается сугубо историческим повествованием, а включает в себя философско-методологические обобщения. Образцы тем рефератов содержатся в данном курсе (часть 3).

При написании реферата автор должен изучить необходимую литературу, разобраться в имеющихся точках зрения, сопоставить их, после чего или их систематизировать, или присоединиться к одной из изложенных в литературе, или кратко изложить собственную. Поэтому в реферате необходимо приводить цитаты и делать ссылки на источники. Важно соблюсти требования к объему и структуре работы. Объем реферата не должен быть меньше 16 страниц текста (1 печатный лист), набранного через одинарный интервал. Сам текст реферата должен содержать план (2-я страница), введение (начиная с 3-ей страницы), основную часть, состоящую из 3 – 4 параграфов, заключения и списка литературы.

Во введении необходимо обосновать выбор темы и структуру изложения материала, привести краткий обзор литературы. Оптимальный объем введения – 1.5 страницы машинописного текста.

Основная часть должна представлять собой последовательное изложение вопросов плана, каждому из которых предшествует заголовок. Содержание каждого раздела должно раскрывать его название.

В заключении делаются выводы (оптимальный объем заключения 1.5 страницы). Список научной литературы должен включать не менее 10 источников, строго соответствующих теме реферата, среди которых допускается не более 2 учебников для вузов и не более 2 интернетовских сайтов. В список не должны входить учебники для средней школы и публикации в научно-популярной литературе. Все включенные в список работы приводятся с указанием места и года выпуска, причем должны быть работы двух-трех последних годов издания.

Распечатка выполняется 14-м шрифтом с полями: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее и нижнее – по 20 мм. Все страницы, начиная с 3-ей, нумеруются по порядку без пропусков и повторений вплоть до последней.

На титульном листе указывается организация (Государственное унитарное предприятие «Институт проблем транспорта энергоресурсов»), фамилия, имя, отчество соискателя, его отношение к аспирантуре или соискательству, название темы и год представления реферата для проверки, а также фамилия, имя и отчество научного руководителя с его ученой степенью, научным званием и должностью (образец прилагается). Титульный лист реферата подписывается автором, причем виза научного руководителя обязательна и рассматривается как его одобрение темы реферата и его содержания.



Реферат сдается не позже 1 октября (осенняя сессия) и 1 апреля (весенняя сессия) в отдел аспирантуры, где проходит регистрацию и направляется на проверку. Проверяет реферат преподаватель по истории и философии науки. Он пишет краткий отзыв на рецензируемую работу, который обязательно подписывает. Отзыв должен содержать вывод (зачтено или не зачтено). Необходимо учитывать, что проверяющий удостоверяет правильность ссылок на сайты, размещенные в сети Интернета, если таковые в работе имеются. Зачет по реферату означает допуск к экзамену по «истории и философии науки», в противном случае соискатель к экзамену не допускается. Проверенные рефераты хранятся в течение года в отделе аспирантуры.

Примерные темы рефератов


  1. Развитие учения о теплоте в XVIII веке.

  2. Открытие нефти в Каспийском регионе.

  3. Открытие нефти в Башкирии.

  4. История освоения газовых месторождений в СССР.

  5. Освоение нефтяных и газовых месторождений за рубежом.

  6. Основные периоды в истории развития трубопроводного транспорта.

  7. Основы науки о разработке месторождений в трудах российских исследователей 19 века.

  8. Техническая практика и её роль в становлении экспериментального естествознания.

  9. Организационное оформление науки и инженерии Нового времени.

  10. Научные и практические предпосылки создания трубопроводной системы.

  11. Возникновение технологии как системы знаний производства в конце XVIII - начале XIX в.

  12. .Научная школа надежности трубопроводного транспорта, созданная во ВНИИСПТнефть.

  13. В. Г. Шухов - универсальный инженер.

  14. Создание теоретических и экспериментальных основ гидродинамического моделирования пластов.

  15. Развитие теории рисков и надежности в трудах отечественных учёных.

  16. Развитие математического аппарата при моделировании коррозионных процессов в металлах труб и оборудования.

  17. История развития информационных технологий в нефтегазовой отрасли.

  18. Развитие применения алгоритмики в технических проектах при строительстве и эксплуатации трубопроводных систем.

  19. Научные школы ИПТЭР, их роль в организации и развитии нефтегазовой отрасли России.

  20. Развитие трубопроводного транспорта России.

  21. История открытия нефти.


Вопросы к экзамену


  1. Философия науки, ее предмет и основные концепции.

  2. Место науки в культуре. Наука и философия, наука и религия, наука и искусство.

  3. Проблема генезиса и периодизации науки.

  4. Научное и вненаучное знание. Особенности научного познания.

  5. Эмпирическое и теоретическое знание, их взаимосвязь.

  6. Понятие методологии научного познания. Современные методы познания и их классификация.

  7. Наука как динамическая система знания. Основные модели роста научного знания.

  8. Научная картина мира и ее исторические формы.

  9. Наука как социокультурное явление. Социокультурные функции науки.

  10. Научная проблема и ее роль в развитии науки. Научная гипотеза.

  11. Классический, неклассический, постнеклассический типы рациональности.

  12. Синергетический подход в современной науке.

  13. Особенности языка науки. Формализация и математизация в современной науке.

  14. Ценностный аспект в современной науке. Этика науки.

  15. Социальная ответственность ученого. Сциентизм и антисциентизм.

  16. Компьютеризация науки и ее социальные последствия.

  17. Общее и особенное в естественнонаучной и гуманитарной методологии.

  18. Объект и предмет науки. Классификация наук.

  19. Понятия истины и ее критерии.

  20. Научная теория. Законы и закономерности в науке.

  21. Научно-технический прогресс и особенности современного этапа развития науки.

  22. Предмет и основные задачи философии техники.

  23. Техника и естествознание.

  24. Техника и социально-гуманитарные науки.

  25. Информатика и компьютерная техника.

  26. Глобальные проблемы современности. Глобальный эволюционизм и «диалог» природы и общества.

  27. Техногенная и информационная цивилизация, их базисные ценности.

  28. Гуманизация и экологизация современной техники.

  29. Социальные последствия и аспекты научно-технического прогресса.

  30. Виртуальная реальность. Интернет и его философское значение.

Литература
Раздел 1

Рекомендуемая основная литература:

  1. Принципы историографии естествознания. ХХ век. /Отв. ред. И.С. Тимофеев. М., 2001 г. – 675 с.

  2. В.С. Степин. Теоретическое знание. М., 2000 г. – 744 с.

  3. А.Ф. Зотов. Современная западная философия. М., 2001 г. – 781 с.

  4. В.А. Лекторский. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2000 г. – 256 с.


Дополнительная литература:

  1. Философия и методология науки. Учебник для вузов. (Колл. авторов)/ Под ред. В.И. Купцова. М.: Аспект-Пресс, 1996 г. – 712 с.

  2. Разум и экзистенция. Под ред. И.Т. Касавина и В.Н. Поруса. СПб., 1999 г. – 402 с.

  3. М. Вебер. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990 г. – 805 с.

  4. В.Н. Вернадский. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. М.: Наука, 1978 г. – 192 с.

  5. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. Пер. с англ. и француз. М.: Прогресс, 1990 г. – 194 с.

  6. М. Малкей. Наука и социология знания. М.: Прогресс, 1983 г. – 158 с.

  7. А.Л. Никифоров. Философия науки: история и методология. М.: Дом интеллектуальной книги, 1998 г. – 386 с.

  8. А.П. Огурцов. Дисциплинарная структура науки. М.: Наука, 1988 г. – 247 с.

  9. К. Поппер. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 1983 г. – 288 с.

  10. В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов. Философия науки и техники. М.: Гардарика, 1996 г. – 394 с.

  11. Томас Кун. Структура научных революций. М.: Изд. АСТ, 2001 г. – 411 с.

  12. Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М.,1985 г. – 396 с.

  13. Традиции и революции в развитии науки. М.: Наука, 1991 г. – 360 с.

  14. П.П. Гайденко. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). М., 1987 г. – 446 с.

  15. Наука в культуре. М., 1998 г. – 253 с.

  16. Современная философия науки. Хрестоматия. / Составитель А.А. Печенкин. М., 1996 г. – 484 с.

  17. В.Ж. Келле. Наука как компонент социальной системы. М., 1988 г. – 190 с.

  18. Е.А. Мамчур. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. М., 1987 г. – 187 с.

  19. А.В. Кезин. Наука в зеркале философии. М., 1990 г. – 276 с.

  20. Л.Н. Косарева. Социакультурный генезис науки: философский аспект проблемы. М., 1989 г. – 353 с.

  21. П. Фейерабенд. Избранные труды по методологии науки. М.: Прогресс, 1986 г. – 402 с.

  22. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., - 413 с.

  23. Н.Н. Моисеев. Современный рационализм. М., 1995 г. – 258 с.

  24. Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996 г. – 233 с.


Раздел 2

Рекомендуемая основная литература:

  1. Горохов В.Г. Концепции современного естествознания и техники. М.: ИНФРА-М, 2000. – 544 с.

  2. Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С. Экологический вызов и устойчивое развитие. М.: Прогресс-Традиция, 2000. – 255 с.

  3. Горохов В.Г.. Основы философии техники и технических наук. М.: Гардарика, 2007. – 398 с.

  4. Микешина Л.А. Философия познания. М., 2002. – 402 с.

  5. Чернавский Д.С. Синергетика и информация. М., 2002. – 578 с.


Дополнительная литература:

  1. Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы тенденции развития. М., 1999 г. – 192 с.

  2. Гуманитарные исследования в Интернете. Под ред. А.Е. Войскунского. М., 2000. – 241 с.

  3. Хакен Г. Принципы работы головного мозга: Синергетический подход к активности мозга, поведению и когнитивной деятельности. М., 2001. – 285 с.

  4. Кастельс Э. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М.,2001. – 366 с.

  5. Иванов Б.И., Чешев В.В. Становление и развитие технических наук. Л.: Наука, 1977. – 674 с.

  6. Ленк Х. Размышления о современной технике. М.: Аспект Пресс, 1996. – 422 с.

  7. Митчам К. Что такое философия техники? М.: Аспект Пресс, 1995. – 381 с.

  8. Розин В.М. Специфика и формирование естественных, технических и гуманитарных наук. Красноярск, 1989. – 249 с.

  9. Философия техники в ФРГ. М.: Прогресс, 1989. – 355 с.

  10. Чешев В.В. Технические науки как объект методологического анализа. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1981. – 297 с.

  11. Степин В.С. Теоретическое знание. М, 2000. – 258 с.

  12. Турчин В.Ф. Феномен науки. Кибернетический подход к эволюции. М., 2000. – 587 с.

  13. Винер Н. Кибернетика и общество, М. 1980. – 741 с.

  14. Алексеева И.Ю. Человеческое знание и его компьютерный образ, М. 1993. – 204 с.

  15. Бриллюэн Л. Наука и теория информации.М.,1959. – 305 с.

  16. Аршинов В.И Синергетика как феномен постнеклассической науки. М.,1999. – 450 с.

  17. Горохов В.Г. Русский инженер и философ техники Петр Климентьевич Энгельмейер (1855-1941). М.: Наука, 1997. – 226 с.

  18. Горохов В.Г., Розин В.М. Введение в философию техники. М.: ИНФРА-М, 1998. – 288 с.

  19. Козлов Б.И. Возникновение и развитие технических наук. Опыт историко-теоретического исследования. Л.: Наука, 1988. – 582 с.

  20. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М.: Гардарика, 1996. – 471 с.

  21. Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М.: ИФРАН, 1994. – 184 с.

  22. Лепский В.Е. Рапуто А.Г.Моделирование и поддержка сообществ в Интернет. М.,1999. – 188 с.

  23. Астафьева О.Н. Синергетический подход к исследованию социокультурных процессов: возможности и пределы. М.,2002. – 232 с.

  24. Соснин Э.А., Пойзнер Б.Н. Основы социальной информатики (пилотный курс лекций). Томск, 2000. – 256 с.

  25. Тарасов В. От мультиагентных систем к интеллектуальным организациям: философия, психология, информатика. М., 2002. – 386 с.


Перечень рекомендуемых информационных ресурсов:
59. Портал философского факультета МГУ им. М,В, Ломоносова http://old.philos.msu.ru, http://new.philos.msu.ru/science/conf

60. Национальная философская энциклопедия http://terme.ru/

61. Философский портал http://www.philosophy.ru

62. Портал Института философии Российской Академии наук http://www.iph.ras.ru

63. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

64. Портал «Философия online» http://phenomen.ru/

65. Электронная библиотека по философии: http://filosof.historic.ru

66. Электронная гуманитарная библиотека http://www.gumfak.ru/

67. Britannica - www.britannica.com

68. Stanford Encyclopedia of Philosophy http://plato.stanford.edu/








Красота через три дня надоедает не меньше, чем добродетель. Джордж Бернард Шоу
ещё >>