Программа кандидата на должность ректора нгу аржанникова Андрея Васильевича - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа кандидата на должность ректора 1 346.05kb.
Программа кандидата на должность ректора 3 513.75kb.
Программа развития университета на 2011-2016 гг кандидата на пост... 1 164.82kb.
Кандидата на должность ректора 9 1525.49kb.
Куимов игорь евгеньевич, санаев виктор георгиевич, тамонов андрей... 1 9.43kb.
Программа проведения в ннц со ран мероприятий Франко-Сибирского научно-образовательного... 1 64.69kb.
Программа кандидата на пост ректора Шацкого Владислава Станиславовича 1 83.95kb.
Информация о кандидатах на должность ректора 1 113.84kb.
Должностная инструкция 1 55.31kb.
15 Шлапака Константина Васильевича «Баннер уличный» 1 100.38kb.
Москва, мгимо (У) мид россии, 9-10 ноября 2011 г. 9 ноября 2011 г 1 68.69kb.
Докторантура 1 244.07kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа кандидата на должность ректора нгу аржанникова Андрея Васильевича - страница №1/1

Программа

кандидата на должность ректора НГУ Аржанникова Андрея Васильевича.
Миссия университета определяется сложившимися традициями и инновационными возможностями современной интеграции академической науки, высшего образования на фоне социально-экономической динамики развития Сибирского региона и России в целом. Органичное и взаимодополняющее сочетание специальностей гуманитарного и естественно-научного циклов, междисциплинарный подход и широкое использование информационных технологий определяют специфику и перспективное развитие НГУ. Используя новейшие технологии и достижения науки, НГУ призван готовить интеллектуальную элиту для науки, высшей школы, культуры, политики и бизнеса на основе принципов фундаментального образования. Стратегическая цель деятельности на ближайшие годы - на основе нынешнего НГУ, окруженного институтами Новосибирского научного центра (ННЦ), создать исследовательский университет федерального значения, в котором инновационная составляющая научно-образовательной деятельности играет ведущую роль в финансовом обеспечении ВУЗа.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие основные задачи:

  • Развивать старые и создать новые научные школы и направления, сделать исследования органической частью образовательной деятельности каждого факультета.

  • Кардинально улучшить материально-техническое и информационное обеспечение учебного процесса и научной деятельности в НГУ.

  • Расширить масштабы теоретических и прикладных научных исследований путем эффективного использования имеющегося научного потенциала и оснащения исследователей новым современным оборудованием и программными средствами. Усилить исследовательскую компоненту учебных программ, от младших курсов до магистратуры.

  • Разработать основные принципы инновационной стратегии, методологии и методики эффективного использования в образовательном процессе достижений фундаментальной науки (образовательные модели, новые лекционные курсы, тренинги, специализированные семинары, в т. ч. полевые школы, мастер-классы, электронное дистантное образование и другие формы трансляции опыта исследовательской работы в систему университетского преподавания).

  • Подготовить концепцию формирования интегрированных научно-образовательных комплексов (выработать подходы к критериям отбора направлений научной деятельности; созданию учебно-методических пособий — в т.ч. с использованием возможностей современных электронных и мультимедиа технологий).

  • Выработать эффективные механизмы широкого вовлечения студентов в научно-исследовательскую работу, их квалификационного роста и трудоустройства, расширять работу по организации конкурсов стажировок студентов, аспирантов, преподавателей в отечественных и зарубежных исследовательских центрах.

  • Укрепить ведущие позиции в сфере образования и науки путем развития новых видов образовательных услуг и внедрения новых образовательных технологий.

  • Участвовать в формировании уровня, стандартов и лучших образцов университетского образования бакалаврского цикла; развивать магистерские и существенно расширить аспирантские программы.

  • Готовить магистров, владеющих фундаментальными теоретическими знаниями, мировоззренческим мышлением, методами целеполагания и анализа содержательных областей, имеющих практические навыки и конкурентоспособных на современном рынке труда.

  • Осуществить внедрение перспективных обучающих технологий, обеспечивающих выявление и развитие творческого потенциала студентов.

  • Реализовать принцип непрерывного образования, расширив число программ дополнительного образования, в том числе программ повышения квалификации преподавателей всех уровней системы образования.

  • Улучшить качество жизни профессорско-преподавательского состава и сотрудников за счет повышения заработной платы, решения жилищных проблем, обеспечения здоровых условий труда и благоприятного правового климата.



  1. Учебно-образовательная деятельность призвана реализовать процесс непрерывного обучения (школа - ВУЗ – аспирантура – докторантура – переподготовка), который обеспечивает кадрами высшей квалификации выполнение научно-исследовательских, инженерно-конструкторских, социально-экономических задач Российской Федерации.

Укрупненная структура системы образования в НГУ, обеспечивающей процесс непрерывного обучения, представлена на рисунке.


Для подготовки специалистов высшей квалификации планируется обеспечить формирование Сибирского регионального центра магистерской, аспирантской и докторантской подготовки, используя материально-техническую и интеллектуальную базы университета, СО РАН, РАМН, прикладных НИИ, частных компаний. Вначале следует осуществить разработку «интеграционной парадигмы» (направления взаимодействия и концепция мобилизации ресурсов) ведущих исследовательских центров науки и образования Сибири в целях получения новых знаний и совершенствования образовательного процесса в НГУ как базовом вузе. Затем сосредоточить усилия на создании единых научно-образовательных инновационных центров по гуманитарным и естественно-научным дисциплинам, которые будет представлять собой работающую в рамках единого бизнес-плана развивающуюся сеть взаимосвязанных учебно-научных центров по отдельным дисциплинам, учебно-исследовательских кабинетов, музеев, лабораторий и специализированных учебных аудиторий. Включение в состав этих центров демонстрационных аудиторий и лабораторий, в которых могли бы заниматься школьники и учителя г. Новосибирска и области, а также, в летний период – из других городов Сибирского региона. В ходе реализации поставленной задачи важно осуществлять поддержку и развитие существующих при НГУ Научно-образовательных центров и Центров коллективного пользования приборами. Необходимо регулярно проводить анализ существующего состояния этих центров, возможности повышения эффективности их работы за счет интеграционного взаимодействия между центрами, совместного использования оборудования, информационных ресурсов, программных продуктов, учебно-методических материалов, совместной разработки междисциплинарных учебных программ и выполнения междисциплинарных научных исследований. Уделять постоянное внимание обеспечению максимально эффективного взаимодействия НГУ и ННЦ СО РАН при использовании дорогостоящего и уникального оборудования, проведении научных исследований и образовательных мероприятий.

Реализация намеченной программы включает: внедрение инновационных обучающих технологий, в том числе перенос центра тяжести в обучении на организуемую и контролируемую самостоятельную работу студентов; разработку Положения о самостоятельной работе студентов, необходимых процедур и документов для ее организации, контроля и оценки знаний, Положения об индивидуальной траектории обучения студентов, Положения о порядке назначения и функциях тьютора (консультанта по выбору траектории обучения студентов); проведение обучающих семинаров для преподавателей по организации нового типа самостоятельной работы студентов; разработку учебных планов подготовки магистров таким образом, чтобы исследовательская компонента занимала не менее половины общего объема трудоемкости магистерских программ за счет включения ее в программу НИР факультетов; освоение преподавателями навыков работы через Интернет в интерактивном режиме, чтения лекций в режиме телеконференций; подготовку электронных учебников; разработку преподавателями факультетов занятий с использованием средств коммуникации и визуализации; полный переход в изучении иностранных языков на технологии обучения с использованием аудио- и видеоматериалов, программ спутникового телевидения, ПК, DVD и Интернета.

Необходимо сосредоточенно развивать факультеты и специальности, которые призваны обеспечивать высококвалифицированными кадрами выполнение стратегических задач Российской Федерации. В связи с этим будет осуществляться поддержка факультетов в создании (на базе НГУ, в сотрудничестве с НИИ ННЦ И СО РАН, а также вузами Сибирского региона) Межвузовских региональных центров и инновационных проектов в качестве самостоятельных подразделений с международным статусом, поддержкой из бюджета, грантов и самофинансирования (таких как «Наноматериалы и нанотехнологии», «Сибирская археологическая полевая школа», «Современные методы исследования материалов», «Биоматериалы и биотехнологии» и др.). Особое внимание должно уделяться межфакультетской интеграции, использованию такого преимущества НГУ, как наличие в нем специалистов различных специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей, привлечению гуманитариев и юристов к поддержке деятельности Центров естественно-научной ориентации и наоборот

Считаю необходимым постоянное повышение качества выпускников университета за счет продуманной и скрупулезной работы на всех этапах обучения от школы до докторантуры. Для этого предусматривается расширение масштабов и совершенствование организации довузовской подготовки, организация и проведение олимпиад с целью выявления талантливых абитуриентов, совершенствование работы заочной и воскресной школ. Максимально широкая реализация принципа «Старшие учат младших». Привлечение студентов к работе со школьниками, в том числе – при заочных, дистантных формах обучения, студентов старших курсов – к работе со студентами младших курсов, аспирантов – к работе со старшекурсниками и т.д. Выявление на ранних стадиях особо способных к исследовательской работе учащихся и создание режима особого благоприятствования для развития их способностей: предоставление возможности заниматься исследовательской работой, начиная с СУНЦ, ВКИ и младших курсов университета за счет получения образования по индивидуальным учебным планам. Регулярный анализ эффективности аспирантуры и Советов по защите диссертаций. Изучение спроса на образовательные услуги аспирантского цикла. Разработка программы расширения и качественного улучшения деятельности аспирантуры. Моральное и материальное поощрение научных руководителей диссертантов, представивших диссертации к концу срока обучения в аспирантуре.

Чтобы укрепить систему послевузовского образования на путях переподготовки специалистов и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава запланированы следующие шаги: разработка (совместно с Ассоциациями выпускников) концепции «профессионального сопровождения» выпускников с целью подготовки специализированных программ послевузовского образования различной продолжительности; подготовка всеми факультетами программ дополнительного образования различного типа (повышение квалификации, профессиональная переподготовка, стажировка), производных от основных академических курсов; разработка программы повышения квалификации преподавателей всех уровней образования.

Для выполнения обозначенных задач учебно-образовательной направленности будут широко использованы специалисты, работающие на кафедрах экономического, юридического факультетов, факультетов психологии, журналистики.




  1. Научно-исследовательская деятельность – база для подготовки высококлассных специалистов и основа инновационной деятельности.

Развитие в России научных исследований и инженерных разработок по утвержденным приоритетным направлениям («Безопасность и противодействие терроризму», «Живые системы», «Индустрия наносистем и материалы», «Информационно-телекоммуникационные системы», «Перспективные вооружения, военная и специальная техника», «Рациональное природопользование», «Транспортные, авиационные и космические системы», «Энергетика и энергосбережение») немыслимо не только без оснащенности современным оборудованием и приборами, но также и без подготовки высококвалифицированных специалистов, ориентированных на работу по этим направлениям. При этом подготовка не может исчерпываться только классическими аудиторными занятиями, а предполагает освоение студентами и аспирантами опыта работы с использованием современного исследовательского оборудования и уникальных приборов в ходе решения научно-исследовательских задач, находящихся на переднем крае мировой науки. Однако получение такого опыта требует наряду с дорогостоящими приборами также и адекватного научного руководства со стороны квалифицированных исследователей при широком использовании компьютерной техники и современных информационно коммуникационных технологий. Решение этой задачи возможно при наличии следующих основных факторов: квалифицированного исследовательского персонала, современной производственной базы, своевременного информационного и финансового обеспечения.

Считаю необходимым постоянно выявлять ключевые проблемы и задачи в научной, производственной и социальной сферах нашей страны с целью сосредоточения усилий исследовательских групп и подразделений университета на их решении. С этой целью планируется:



  • расширить взаимодействие существующих структур научно-исследовательской части, в частности - отдела организации научных исследований и отдела международных программ, фондов и грантов, - с профессорско-преподавательским составом университета с целью информационного обеспечения, содействия подготовке заявок на бюджетное финансирование по программам и грантам Минобрнауки, Российских и международных фондов и центров;

  • содействовать проведению школ-семинаров и конференций, способствующих поиску областей внедрения научных разработок преподавателей и научных сотрудников университета, потенциальных инвесторов и заказчиков научной продукции;

  • реорганизовать информационно-коммуникационные структуры университета, подчинив их главной задаче обеспечения свободного и оперативного доступа к имеющейся информации, внутри- и межуниверситетского общения, использования информационных материалов СО РАН, региональных, всероссийских и международных структур;

  • осуществлять поддержку научно-исследовательской работы на факультетах.

Будет проводиться анализ эффективности научной работы в сложившихся научных направлениях и темах с целью предложения мер по перегруппировке имеющегося научного потенциала и концентрации усилий на важнейших направлениях. Исследования должны завершаться фундаментальными, междисциплинарными и «центрообразующими» монографиями и сериями статей в журналах ВАК, ведущих реферируемых международных журналах с обязательной ссылкой на НГУ как организацию, в которой выполнено исследование. Элементы исследования должны выполняться с привлечением студентов (в рамках выполнения лабораторных и курсовых работ, в распределенных преинкубаторах, во время факультативной работы в исследовательских лабораториях в каникулярный период, во время преддипломной институтской практики), магистров и аспирантов.

Необходимо развивать интеграцию исследовательской деятельности университета с институтами СО РАН различной направленности, особенно, при решении комплексных мультидисциплинарных задач. Для этой цели необходимо использовать как уже существующие учебно-научные, научно-образовательные центры и центры коллективного пользования приборами и оборудованием, так и вновь создаваемые научно-образовательные комплексы. Необходимо не только привлекать научные коллективы академических институтов ННЦ к выполнению исследований по программам и грантам Минобрнауки, но и решить задачу возможности участия подразделений университета в программах и конкурсах РАН, в частности – в конкурсе интеграционных проектов СО РАН и других аналогичных программах. Необходимо всесторонне поддерживать выполнение научно-исследовательской работы на факультетах; обеспечить дальнейшее развитие научно-исследовательской части; расширить аспирантуру и докторантуру университета как один из важнейших источников притока молодого пополнения в образовательные и научные подразделения университета; содействовать работе временных студенческих творческих коллективов, способствующих скорейшему вовлечению студентов в научную работу по приоритетным инновационным программам и направлениям, ведущуюся в лабораториях базовых институтов СО РАН и подразделениях НИЧ.

Необходимо создавать единые научно-образовательные инновационные центры по гуманитарным и естественно-научным дисциплинам, которые будет представлять собой работающую в рамках единого бизнес-плана развивающуюся сеть взаимосвязанных учебно-научных центров по отдельным дисциплинам, учебно-исследовательских кабинетов, музеев, лабораторий и специализированных учебных аудиторий. Включение в состав этих центров демонстрационных аудиторий и лабораторий обеспечит возможность занятий в них школьникам и учителям г. Новосибирска и области, а также, в летний период – из других городов Сибирского региона.

Планируется поддерживать и развивать существующие при НГУ Научно-образовательные центры и Центры коллективного пользования приборами; проводить анализ существующего состояния этих центров, возможности повышения эффективности их работы за счет интеграционного взаимодействия между центрами, совместного использования оборудования, информационных ресурсов, программных продуктов, учебно-методических материалов, совместной разработки междисциплинарных учебных программ и проведения междисциплинарных научных исследований; обеспечить максимально эффективное взаимодействие НГУ и ННЦ СО РАН при использовании оборудования, проведении научных исследований и образовательных мероприятий.

Необходимо активно взаимодействовать с фирмами – производителями оборудования. Создание на базе НГУ демонстрационных лабораторий данных фирм и проведение квалификационных семинаров для представителей образования, науки, производства и бизнеса обеспечит условия, взаимовыгодные для фирмы (возможность продемонстрировать свою продукцию) и НГУ (льготные условия поставки оборудования, сервисного обслуживания, возможность повышения квалификации сотрудников за счет фирм).

Представляется важным инициировать деятельность компаний и крупных предприятий по созданию структур, вовлекающих студентов, магистрантов, аспирантов и работников университета в прикладные исследования инновационного характера. Наряду с фундаментальной наукой, проводимой в институтах, необходимо активно вовлекать университетских исследователей в инновационные проекты прикладного характера, создавая консорциумы университета и различных компаний, заинтересовывая компании в результатах научных исследований и финансовой поддержке научных коллективов. Здесь может идти речь не только о технических проектах. Целесообразно осуществлять максимальную поддержку прикладных работ психологов, медиков, экологов, юристов, математиков, программистов, экономистов. Весьма полезным было бы развитие в университете подразделений, оказывающих языковую поддержку предприятиям и фирмам, взаимодействующим с зарубежными партнерами, в рамках тренингов, погружений в языковую среду, переводческой работы и привлекающих для этой цели не только преподавателей иностранных языков, но и студентов университета. Чрезвычайно перспективным представляется содействие организации при университете и на базе университетских подразделений инновационных внедренческих фирм, их кредитование за счет специально сформированного фонда, использования для этой цели возможностей создаваемого в Новосибирске Технопарка.

Одной из ключевых задач при руководстве научно-исследовательской деятельностью считаю повышение оснащенности исследователей приборами, программными продуктами, информационно-коммуникационными ресурсами, включая доступ через Интернет к электронным библиотекам и базам данных, в том числе за счет взаимодействия с ГПНТБ. В рамках этого направления необходимо обеспечить в 2007-08 г.г. значительное обновление и переоснащение материально-технической базы университета современной научной аппаратурой за счет инвестиций приоритетного национального проекта «Образование». Крайне важно при этом одновременно обеспечить доступ к международным информационным базам данных, в частности, через развитие распределенных информационных систем и центров коллективного пользования. Для эффективной работы в дальнейшем функционирующих и вновь создаваемых инновационных научно-образовательных, учебно-научных центров и комплексов, центров коллективного пользования приборами и оборудованием необходимо своевременно решить проблему дальнейшего материально-технического снабжения центров, содействовать обеспечению софинансирования центров из внебюджетных источников, в том числе консорциумами университета с крупными предприятиями и компаниями, созданными для выполнения актуальных инновационных проектов. Планируется качественное улучшение содержания сайтов подразделений, расширение информации о них путем открытия личных форумов руководителей подразделений и их заместителей, личных страниц и адресов электронной почты всех преподавателей и сотрудников, оперативного информирования о событиях и достижениях отдельных коллективов и сотрудников и других мероприятия. Необходима поддержка системы электронной подписки на периодическую литературу и расширение доступа к электронным библиотекам университетов мира и информационным базам, в том числе взаимодействие с ГПНТБ, например, путем создания на базе ГПНТБ (по опыту НОЦ МДЭБТ) специальных рабочих мест доступа в Интернет для студентов и сотрудников НГУ. Предполагается создание электронной библиотеки научных трудов сотрудников университета (библиотеки препринтов); создание новых и устойчивое поддержание имеющихся электронных версий «Вестника Новосибирского университета»; обеспечение рекламы на сайте факультетов всех публикаций сотрудников; развитие практики издания учебной и раздаточной литературы; финансирование и поддержка программы издания некоммерческих публикаций (сборников, материалов конференций, материалов для докторских диссертаций).

В целом, основной задачей научно-исследовательской деятельности университета на ближайшую и среднесрочную перспективу является создание современной научной базы для дальнейшего повышения уровня подготовки высококлассных специалистов и выполнения научных исследований по приоритетным направлениям развития науки и технологий.


3. Административно-хозяйственная деятельность призвана обеспечить устойчивое функционирование университетского организма. Надежную работу хозяйственных структур университета можно обеспечить адекватной кадровой политикой и грамотными инженерно-техническими решениями. Планируется существенное техническое переоснащение всех хозяйственных служб, что позволит повысить производительность труда работников и поднять качество выполняемых работ. Указанные действия должны сопровождаться планомерным повышением квалификации работников и соответствующим повышением тарифных ставок, а также ростом доплат за качество и объем выполняемых работ.

Важнейшим направлением деятельности административно-хозяйственного персонала должно стать выполнение задач, связанных со строительством нового корпуса НГУ, общежитий, а также по реконструкции помещений под создаваемые научно-образовательные комплексы и центры коллективного пользования приборами.

Существующий комплекс учебных корпусов университета, включающий в себя главный и лабораторный корпуса и переход, был построен более 25 лет назад, и рассчитан на численность студентов не более 3500 человек. В настоящее время количество студентов НГУ возросло более чем в два раза, появилось 7 новых факультетов, в результате занятия проводятся в две смены, с 9-00 до 21-00. Использование для образовательного процесса НГУ помещений ВКИ, нового спорткомплекса и бывшего здания ГПНТБ на Ильича, 21 проблему нехватки аудиторий решить не может. Кроме того, более половины факультетских кафедр (на физическом факультете, например – 17 из 19) не имеют в университете кафедральных помещений. В результате преподаватели не имеют возможности отдохнуть в перерыве между занятиями, подготовиться к занятиям, и даже переобуться. Строительство новых корпусов не только позволит решить эти проблемы, но даст университету возможность дальнейшего развития.

Аналогичная ситуация наблюдается и в студенческом городке НГУ. Общежития строились более 30 лет назад, в результате можно констатировать не только нехватку мест для проживания студентов, но также ветхость жилого фонда и инженерных сетей студенческого городка НГУ. Строительство новых общежитий позволит снизить остроту проблемы с поселением студентов, а также даст возможность вести капитальный ремонт старых общежитий.

Выигранный НГУ в 2007 году инновационный грант выявил еще одну острую проблему: размещение закупаемого оборудования. Сложная дорогостоящая техника требует отремонтированных помещений, оснащенных системами кондиционирования и очистки воздуха, мощными системами энергопитания, системами оборотного водоснабжения, средствами охранной сигнализации. Сейчас таких помещений нет, а мощность и надежность электрических сетей низка. Существующая система охранной сигнализации «Комета», установленная в НГУ в середине 80-х годов прошлого века, исчерпала свою емкость по числу охраняемых помещений, морально и физически устарела, и к тому же совмещена с телефонной сетью НГУ, что обеспечивает затруднения с их совместным использованием. В результате сейчас уже невозможно подключение дополнительных объектов под охрану, в том числе – и в связи с отсутствием комплектующих и запасных частей, выпуск которых прекратился более 10 лет назад. Решение этих проблем и размещение оборудования, которое начнет поступать в ноябре 2007 года, также является первоочередной задачей руководства НГУ в ближайшее время. Предполагается, в частности, в 2007 году, т.е. на первом этапе создания НОК и ЦКП, провести ремонт помещений на 1 этаже главного корпуса НГУ, где разместятся электронные микроскопы и другое оборудование центра нанотехнологий. На втором этапе, в 2008 году, предполагается реконструкция пристройки к зданию ВКИ на ул. Русской, 35, в которой разместится большая часть оборудования создаваемых центров.

Считаю необходимым совместно с районной администрацией принять меры по ремонту дорожного полотна и тротуара по улице Пирогова, а также благоустройству территории студгородка. Такая необходимость диктуется тем, что состояние дорожного полотна и тротуаров по улице Пирогова является в настоящее время, по-видимому, одним из самых плохих не только в Советском районе, но и в городе Новосибирске. Глубокие рытвины и выбоины, заполняемые в дождливые дни водой, в сочетании с интенсивным автомобильным движением, делают практически невозможным пешеходное движение вдоль Пирогова, так как движущийся транспорт заливает грязной водой людей, идущих по тротуарам. Учитывая, что этим путем ежедневно проходит около 3000 студентов, аспирантов и сотрудников, проживающих в общежитиях студгородка, решение этой проблемы представляется важным для реального улучшения качества жизни лиц, обучающихся и работающих в НГУ. Кроме того, состояние улицы, на которой расположен НГУ, существенно подрывает престиж университета в глазах студентов и абитуриентов, их родителей, гостей НГУ и других людей, приезжающих в наш университет. Решение этой дорожной проблемы возможно с помощью администрации Советского района и Президиума СО РАН.

Также немаловажным представляется дальнейшее благоустройство территории, на которой расположены общежития и учебные корпуса НГУ и СУНЦ. Представляется вполне возможным, широко используя опыт работы студенческих стройотрядов, превратить лес в районе неработающего фонтана в благоустроенную зону отдыха, восстановить фонтан, произвести отсыпку гравием пешеходных тропинок между студгородком и ВЦ, решить вопрос с освещением криминогенно опасной лесопарковой зоны вокруг стадиона и спортивного комплекса НГУ.

Для успешной работы коллектива работающих в НГУ следует максимально задействовать транспорт, принадлежащих университету, в том числе для доставки сотрудников на работу и с работы. В настоящее время доставка сотрудников НГУ служебным транспортом производится, в основном, в период с октября по апрель. Начиная с мая автотранспорт используется для выезда студентов на практику, обслуживания базы отдыха НГУ и другие важные мероприятия. Однако для сотрудников университета, проживающих в удаленных от НГУ районах, прежде всего в Нижней Ельцовке, Бердске, Новом поселке, транспортное обслуживание нужно сохранить и в весенне-летний период, поскольку в часы пик возможности общественного транспорта не соответствуют пассажиропотоку. Так как НГУ не предоставляет места в общежитиях студентам из Бердска, представляется целесообразным организовать для них специальный автобусный маршрут.


4. Кадровая и социальная политика, внеучебная деятельность должны обеспечивать пристальное внимание сфере личных и общественных интересов работников НГУ и студенчества.

Важнейшим шагом в осуществлении кадровой политики должно стать создание условий для подъема средней заработной платы работников до уровня, превышающего оплату труда в государственном секторе промышленного производства. В качестве путей повышения уровня зарплаты сотрудников НГУ рассматриваются следующие:



  • снижение нормы количества студентов на одного преподавателя до соотношения 4/1;

  • широкое привлечение сотрудников к работе по инновационным проектам и хоздоговорам;

  • выделение средств из проектов и грантов для увеличения дополнительных выплат сотрудникам университета.

В свою очередь, социальная политика должна быть сосредоточена на понимании социальных движений в студгородке, призвана способствовать самодеятельным студенческим организациям и студенческой клубной работе. Университет славится своими многочисленными студенческими клубами и общественными объединениями, поддержка которых является для университета делом чести. Считаю необходимым усилить поддержку факультетских клубов, в том числе – материальную: оплата поездок на выступления, ремонт клубных помещений, организация зала для клубной работы в холле одного из общежитий студгородка.

Невозможно не отметить, что традицией у студентов стало жаловаться на работу охраны в студгородке, когда она есть, и на ее отсутствие, когда охраны нет. Понятно, что оставлять общежития без присмотра нельзя, но в работе охраны, в пропускном режиме должны быть предусмотрены значительные права студентов. Считаю целесообразным предпринять в этом отношении следующие меры:



  • пропускной режим, порядок работы охранников, формы контроля за исполнением ими служебных обязанностей должны быть выработаны совместно представителями администрации и студенческих организаций;

  • общежитие для студентов – это дом на период обучения, поэтому суровые меры имеют смысл только в отношении студентов, грубо нарушающих права других граждан, проживающих в общежитии;

  • как показывает опыт работы и ДНД НГУ, и организованной через несколько лет после роспуска ДНД новой общественной организации – СТОПП (Студенческая организация профилактики правонарушений), эффективность работы студентов по предотвращению правонарушений велика, и поэтому считаю необходимым поддерживать эту деятельность.

Необходимо жестко контролировать использование жилищного фонда студгородка; обеспечить соответствие структуры оплаты за проживание затратам на конкретные виды услуг; искать пути привлечения средств для поддержки молодых семей, в т.ч. студенческих; усилить внимание состоянию здоровья студентов и их медицинскому обслуживанию.

В настоящее время ставка оплаты за проживание в общежитии формируется в соответствии со сметой расходов, в которой предусмотрена оплата за вывоз мусора, уборку территории и мест общего пользования, смену постельного белья, охрану и прочие услуги. Представляется целесообразным провести тщательное рассмотрение структуры оплаты с тем, чтобы снизить размер оплаты; обеспечить соответствие между фактическим и плановым использованием средств, полученных в виде оплаты за проживание; обеспечить прозрачность бюджета студгородка и возможность контроля за использованием средств со стороны студенческих общественных организаций (студпрофком, студсоветы). Также считаю необходимым усилить контроль за поселением в общежитие, привлекая для этого студенческие организации и руководство факультетов с целью воспрепятствовать использованию помещений в общежитиях для поселения посторонних лиц, развить дифференцированный подход к оплате за обучение в НГУ детей сотрудников университета, обучающихся на платной основе. Предлагается установить пониженный размер оплаты за обучение в НГУ детей сотрудников, с учетом статуса (штатный сотрудник, совместитель) и стажа работы в НГУ.

Необходимо способствовать кредитованию покупки жилья, изыскать возможности для облегчения условий получения кредитов на покупку жилья и условий их погашения путем изыскания средств для компенсации высоких ипотечных кредитов. При строительстве нового жилья, новых общежитий предполагается обеспечивать условия для проживания в них молодых семей, что подразумевает организацию, в том силе, колясочных, игровых комнат и детских площадок. Также предполагается провести переговоры о возможности изменения статуса дома по адресу ул. Пирогова, 22 и перевода его в муниципальное подчинение.

Важной задачей для руководства НГУ является организация систематического контроля за состоянием здоровья студентов, регулярных медосмотров, увеличение количества врачей и технических возможностей амбулатории НГУ и профилактория.


5.Внешние связи и международная деятельность – партнерство в рамках Российской Федерации, обретение статуса университетского исследовательского центра мирового уровня с выходом на международный рынок образовательных услуг.
Для решения стратегической задачи – развития университета в направлении превращения его в исследовательский университет федерального значения, особую роль играет развитие внешних связей как на национальном, так и на международном уровнях. Поэтому данной компоненте будет уделяться особое внимание. При этом будут укрепляться и развиваться связи с другими вузами, научно-исследовательскими институтами, со средними и средними специальными учебными заведениями, с представителями промышленности и бизнеса на следующих уровнях: 1) внутри Новосибирска (в тесном контакте с руководством СО РАН, районной, городской и областной администраций), 2) внутри Сибирского региона, 3) на национальном уровне, 4) на международном уровне. При этом предполагается активно использовать возможности таких структур, как Совет ректоров вузов г. Новосибирска, УМО классических университетов РФ; создавать и поддерживать на региональном уровне координационные ученые советы по преподаванию учебных дисциплин, выходить на совместную работу с Объединенными учеными советами по научным направлениям СО РАН. Предполагается продолжить активное взаимодействие и обмен опытом с вузами-участниками программы «Фундаментальные исследования и высшее образование», в которых созданы научно-образовательные центры под эгидой Минобрнауки и Американского фонда гражданских исследований, а также поддерживать и развивать контакты с вузами – победителями конкурсов инновационных проектов. Планируется всемерно поддерживать и расширять связи НГУ с другими национальными и зарубежными вузами путем заключения двусторонних договоров об обмене студентами и преподавателями, о проведении совместных исследований, о взаимном зачете прохождения отдельных курсов и т.д. Большое внимание будет уделяться участию НГУ в национальных и международных программах, направленных на повышение мобильности учащихся и преподавателей, активное вовлечение НГУ в Болонский процесс, использование новых форм дистанционного образования, активного овладения иностранными языками, знакомство с культурами других народов. Уже сейчас НГУ активно участвует в целом ряде таких программ и получает за их счет заметное финансирование; в будущем эта деятельность будет заметно усилена. Будет проводиться работа по активному использованию потенциала выпускников и бывших преподавателей НГУ, в настоящее время работающими за рубежом в науке и бизнесе, в российском бизнесе, а также развиваться взаимовыгодное партнерство с зарубежными и российскими частными и государственными фирмами и фондами для использования инновационной составляющей научно-образовательной деятельности для финансового обеспечения НГУ.

Использовать возможное влияние Попечительского совета НГУ; в полной мере задействовать потенциал ассоциации выпускников; способствовать активному вовлечению НГУ в корпоративную среду научной, интеллектуальной, бизнес-элиты г. Новосибирска и РФ.




  1. Финансово-экономическая деятельность и капитальное строительство – залог устойчивого развития университета в нынешних условиях экономической жизни страны. Поскольку прямое бюджетное финансирование не обеспечивает основные направления деятельности ВУЗа, то ключевым условием устойчивого развития служит успешное участие в конкурсах по проектам, финансируемым как внутри Российской Федерации, так и из-за рубежа. В данный стратегическую перспективу НГУ могут обеспечить выполнение проектов, имеющих финансирование сопоставимое с годовым бюджетом университета. К таким проектом можно отнести : Инновационная образовательная программа (930 млн. руб. – бюджетные поступления и 180 млн. руб. внебюджетные), создание центра «Наноструктур и материалов» (120 млн. руб.), продолжение проектирования нового корпуса (600 млн. руб.) и его сооружение (6 млрд. руб.), проекты по программе TEMPUS (JointLab - 465 тыс. Евро, ESODS - 295 тыс. Евро).

В рассматриваемый период должно произойти качественное улучшение материально-технической базы университета за счет ввода в строй нового здания университета и расширения площадей для учебной, научной, административной, общественной и хозяйственной деятельности факультета.

Обеспечение всех кафедр отдельными помещениями, а всех преподавателей — рабочими местами.

Качественное улучшение материально-технической базы.

Обеспечение хранения и обработки информации и данных с функцией неоднократного копирования и резервирования на высокопроизводительных серверах.

В числе приоритетных задач руководства НГУ должны быть как строительство новых, так и реконструкция существующих строений.

Существующий комплекс учебных корпусов университета, включающий в себя главный и лабораторный корпуса и переход, был построен более 25 лет назад, и рассчитан на численность студентов не более 3500 человек. В настоящее время численность студентов возросла более чем в два раза, появилось 7 новых факультетов, в результате нормой стало проведение занятий в две смены: с 9-00 до 21-00. Использование для образовательного процесса помещений ВКИ, нового спорткомплекса и бывшего здания ГПНТБ на Ильича, 21, проблему нехватки помещений решить, естественно, не может. Кроме того, более половины факультетских кафедр (на физическом факультете, например – 17 из 19) не имеют в университете кафедральных помещений. Это приводит к дополнительным сложностям для преподавателей, не имеющим возможность отдохнуть в перерыве между занятиями, подготовиться к занятиям, в конце концов – просто переобуться. Строительство новых корпусов не только позволит решить эти проблемы, но даст университету возможность дальнейшего развития.

Аналогичная, если не более тяжелая ситуация, наблюдается и в студгородке НГУ. Строительство общежитий закончилось более 30 лет назад, в результате необходимо констатировать не только нехватку мест для проживания студентов, но также ветхость жилого фонда и инженерных сетей студенческого городка НГУ. Строительство новых общежитий позволит снизить остроту проблемы с поселением студентов, а также даст возможность вести капитальный ремонт старых общежитий.

Выигранный НГУ в 2007 году инновационный грант выявил еще одну острую проблему: размещение дорогостоящего оборудования, закупаемого для организуемых НОКов и ЦКП. Закупаемые приборы требуют отремонтированных помещений, оснащенных системами кондиционирования и очистки воздуха, мощными энергоподводами, системами оборотного водоснабжения, средствами охранной сигнализации. В настоящее время таких помещений нет, мощность и надежность электрических сетей низка, а существующая система охранной сигнализации «Комета», установленная в НГУ в середине 80-х годов прошлого века, исчерпала свою емкость по числу охраняемых помещений, морально и физически устарела, а также совмещена с телефонной сетью, что обеспечивает затруднения с их совместным использованием. В результате сейчас уже невозможно подключение дополнительных объектов под охрану, в том числе – и в связи с отсутствием комплектующих и запасных частей, выпуск которых прекратился около 10 лет назад. Решение этих проблем и размещение оборудования, которое начнет поступать уже в ноябре 2007 года, также является первоочередной задачей руководства НГУ в ближайшее время. Предполагается, в частности, в 2007 году, т.е. на первом этапе создания НОК и ЦКП, провести ремонт помещений на 1 этаже главного корпуса НГУ, где разместятся электронные микроскопы и другое оборудование центра нанотехнологий. На втором этапе предполагается реконструкция пристройки к зданию ВКИ на ул.Руской, 35, в которой и разместится большая часть оборудования создаваемых центров.

Реализуемые в НГУ учебные программы отличаются высокой сложностью преподаваемого материала и большим объемом информации, что требует большого объема учебной нагрузки. В связи с этим считаю необходимым добиться подъема финансирования основных сторон деятельности НГУ за счет бюджетных поступлений до уровня, рассчитываемого из соотношения одна ставка доцента на 4 бюджетных студентов. По существу планируемого развития университета должен обеспечиваться рост объемов финансовых поступлений за счет инновационной составляющей в научно-исследовательской и образовательной деятельности университета. Ожидается что этот рост объемов финансовых поступлений обеспечит достижение уровня, близкого к поступлениям из государственного бюджета.

В качестве дополнительных путей финансовых поступлений укажем: регулярный пересмотр тарифов за образовательные услуги для приведения их в соответствие с издержками, учитывающими как изменения в содержании, структуре и технологии обучения, так и спрос на образовательные услуги; расширение набора платных академических программ; расширение образовательных услуг по программам дополнительного образования; увеличение доходов от использования прав интеллектуальной собственности на служебные произведения; расширение консалтинговых услуг; увеличение объемов хоздоговорных работ.

В качестве мер по привлечению финансовых средств запланировано:

Стимулировать факультеты и другие подразделения НГУ к участию в конкурсах на финансирование научно-образовательных и исследовательских проектов в рамках государственных программ РФ, международных программ, а также из средств корпораций, компаний, частных лиц.

Развивать внебюджетный набор на тех факультетах и специальностях, которые привлекательны по компетенции выпускников для финансово состоятельных учреждений, предприятий, коммерческих структур и представителей Российского общества.

Обеспечить дополнительное поступление средств за счет создания консорциумов с участием российских и международных компаний и организации некоммерческих фондов.


7. Руководство университетом.

Сложившаяся в НГУ структура управления университетом, наряду с очевидными достоинствами, содержит и не менее очевидные недостатки. В первую очередь это фактическое отстранение деканов факультетов от контроля за деятельностью служб НГУ, непрозрачность бюджета, дублирование распоряжений проректоров, замедленное реагирование служб НГУ на обращения факультетов и структурных подразделений. В связи с этим предполагается:

1. Упростить административную структуру НГУ, разделив все виды деятельности на 5 основных направлений:

- учебно-образовательная деятельность;

- научно-исследовательская деятельность;

- внеучебная и социальная работа;

- капитальное строительство;

- административно-хозяйственная деятельность.

Работу по этим направлениям организует и направляет работу ректорат, включающий в себя ректора, первого проректора, ученого секретаря НГУ, проректора-директора СУНЦ, проректора-директора ВКИ, проректоров по направлениям деятельности НГУ.

2. Создать Совет деканов НГУ – совещательный орган при ректоре университета, который на регулярной основе будет отслеживать эффективность административно-хозяйственной деятельности в университете через проведение регулярных заседаний с периодическим приглашением отдельных проректоров и руководителей университетских служб.

3. Придать административному руководству НГУ системный характер, не допускать дублирования распоряжений от различных членов ректората, исключить из практики рассылку по факультетам противоречивых спешных заданий с указанием неприемлемых сроков исполнения.
Главный орган НГУ – Ученый Совет – утверждает основные определяющие документы Университета, определяет главные направления развития университета и его политику.

Реализация решений Ученого Совета и обеспечение нормального и бесперебойного функционирования НГУ является основной задачей ректората.

Проректор по учебной работе, отвечающий за учебно-образовательную деятельность университета, руководит работой учебно-методического управления, факультетских и общеуниверситетских образовательных структур, проводит политику, направленную на всемерное повышение уровня подготовки выпускников НГУ, повышение квалификации преподавателей, выпуск необходимых учебно-методических изданий и Интернет-ресурсов и др.

Проректор по научной работе осуществляет руководство научно-исследовательской и инновационной деятельностью в НГУ, стимулирует модернизацию научно-исследовательского оборудования, развитие информационных и сетевых технологий, патентование и внедрение научных разработок, координирует научно-исследовательскую деятельность различных структурных подразделений НГУ, научную работу студентов, аспирантов и докторантов НГУ.

Проректор по внеучебной и социальной работе осуществляет руководство и контроль за структурами, призванными обеспечить социальную защиту и условия проживания студентов и сотрудников НГУ (отдел социальной защиты, амбулатория, профилакторий, столовая, база отдыха и др.), организует внеучебную работу со студентами (клубы, объединения, молодежные центры, факультетские и общеуниверситетские праздники), контролирует соблюдение прав студентов, курирует деятельность профсоюзных организаций, формирует и курирует распределение средств фондов поддержки малоимущих, и пр.

Проректор по капитальному строительству организует и контролирует работу структур, обеспечивающих проектирование и строительство новых учебных корпусов и общежитий, проведение капитальных ремонтов, перспективное развитие университетского комплекса в целом.

Проректор по общим вопросам отвечает за эффективную деятельность административно-хозяйственных служб университета, обеспечивающих функционирование общежитий и учебных корпусов, электро- и теплоснабжение, проведение текущих ремонтов, поселение студентов и их безопасность, соблюдение правил противопожарной безопасности и техники безопасности, транспортное обеспечение, охрана, и др.

Первый проректор осуществляет общее руководство, контролирует подготовку и исполнение бюджета, взаимодействие с территориальными и ведомственными органами власти, напрямую подчинен ректору и выполняет его функции в пределах полученных компетенций. Обеспечить конструктивную атмосферу в работе Ученого совета НГУ, повысить результативность его заседаний.



Считаю крайне важным в ходе первых шагов в должности ректора выйти на уровень взаимопонимания с руководством Минобрнауки, Минэкономразвития, Областной администрацией, руководством СО РАН, администрацией Советского района. Только в этом случае возможен выход на полноценное исполнение должностных обязанностей.




Клевещите, клевещите — что-нибудь да останется. Фрэнсис Бэкон
ещё >>