Программа итогового государственного экзамена по основной образовательной программе - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа итогового государственного экзамена по основной образовательной... 1 253.8kb.
Программа I Итогового государственного экзамена по основной образовательной... 1 251.39kb.
Программа итогового государственного экзамена по основной образовательной... 8 1096.48kb.
Программа итогового комплексного (государственного) междисциплинарного... 1 125.46kb.
Программа итогового государственного экзамена по специальности по... 1 44.3kb.
Программа итогового (государственного) комплексного междисциплинарного... 1 186.95kb.
Программа итогового государственного экзамена утверждена на заседании... 1 329.78kb.
Программа итогового государственного экзамена по специальности 3 391.93kb.
Программа итогового (государственного) комплексного междисциплинарного... 1 118.66kb.
Программ а итогового экзамена по дисциплине гражданское право 1 338.13kb.
Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена... 1 97.97kb.
Этнография речи. Проблемы межкультурной коммуникации 1 11.77kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа итогового государственного экзамена по основной образовательной программе - страница №1/1



Правительство Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет»

Философский факультет

«УТВЕРЖДАЮ»

Председатель

Учено-методической комиссии Философского факультета
______________/Н.В. Кузнецов/
«___»_________________ 2012г.


«УТВЕРЖДАЮ»

Председатель

Ученого совета

Философского факультета


_______________/С.И. Дудник/
«___»_______________ 2012 год

ПРОГРАММА

Итогового государственного экзамена

по основной образовательной программе «Философия»

подготовки специалиста по специальности 030101 «Философия»

по специализациям: «История зарубежной философии», «История русской философии», «Логика», «Онтология и теория познания», «Философия и методология науки» «Эстетика», «Этика», «Социальная философия»


Программа итогового государственного экзамена утверждена на заседании

Учебно-методической комиссии Философского факультета

«06» ноября 2012 г., протокол № 4

Программа итогового государственного экзамена утверждена на заседании

Ученого совета Философского факультета

«13» ноября 2012г., протокол № 11


Санкт-Петербург

2012

Онтология и теория познания


Исторические формы философствования. Метафизика как учение о предельных основаниях бытия и познания. Рационализм и иррационализм. Классический и неклассический идеалы рациональности.

Метафизическое и физическое понимание бытия. Бытие и сущее. Существование, реальность, действительность.

Разум и бытие. "Ego cogito" как онтологический принцип новоевропейской метафизики. Открытие «жизненного мира» (Гуссерль) и «онтологический поворот» в философии ХХ века.

Категориальные структуры бытия м мышления. Онтологическая, гносеологическая, логическая и коммуникативная функции категорий. Категориальные и экзистенциальные определения бытия.

Структуры реальности. Вещи, свойства, отношения. Вещь как конечный элемент бесконечного мира. Объективные и субъективные концепции пространства и времени.

Становление, изменение, развитие. Движение и самодвижение. Принцип детерминизма и его основные трактовки. Понятие закона природы его основные интерпретации: законы имманентные и трансцендентные; закон как устойчивый порядок наблюдаемых фактов; закон как конвенция. Детерминизм и проблема свободы.

Образ человека в истории культуры и философии. Человек как биосоциальное существо. Основные факторы антропосоциогенеза.

Человек, индивидуальность, личность. Понятие человеческого Я. Конечность человеческого бытия. Жизнь и смерть в духовном опыте человечества. Социальная системность и духовная общность.

Сознание как фундаментальная характеристика человеческого существа. Сознание и бытие: отношение к миру, к другому, к самому себе. Основные философские концепции сознания. Сознание как воля. Сознание как деятельность и сознание как трансцендентальный акт. Сознание и бессознательное. Бессознательное индивидуальное, коллективное, социальное.

Сознание, речь, язык. Язык как знаковая система и средство общения. Сознание и познание. Практическое и познавательное отношение к миру. Субъект и объект познания Познание как созерцание и как деятельность. Познание как «отражение» и познание как «переживание».

Структура когнитивных способностей человека: чувственность и мышление. Чувственное познание и его основные формы: ощущение, восприятие, представление.

Понятие, суждение, умозаключение как основные формы рационального познания. Истина как цель и результат познания.


Литература:

  1. Липский Б.И., Марков Б.В. Философия. Изд-во Юрайт, М., 2011

  2. Аристотель. Метафизика // Соч. в 4-хтт., т. 1, М., 1975

  3. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат // Философские работы, ч. 1, М..1994

  4. Гадамер Г.-Г. Истина и метод, М., 1988

  5. Гегель Г.В.Ф. Наука логики // Энциклопедия философских наук, т. 1, М., 1974

  6. Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб, 1998

  7. Декарт Р. Рассуждение о методе // Избранные произведения, М. 1950

  8. Кант И. Критика чистого разума // Соч. в 6-и тт., т. 3, М., 1964

  9. Кун Т. Структура научных революций, М., 2004

  10. Ницше Ф. Антихрист // Соч. в 2-х тт., т. 2, М., 1990

  11. Рассел Б. Человеческое познание: его сфера и границы, Киев, 1997

  12. Сартр Ж.-П.. Бытие и ничто. М.. 2000

  13. Фейерабенд П. Против методологического принуждения // Избранные труды по методологии науки. М., 1986

  14. Фреге Г. Смысл и значение // Фреге Г. Избранные работы. М., 1997

  15. Фуко М. Слова и вещи. СПб, 1994

  16. Хайдеггер М. Бытие и время, М.., 1997

  17. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление, т.1, М., 1993


Философия и методология науки


Предмет философии науки. Основные стороны бытия науки: наука как система знаний, как процесс получения нового знания, как социальный институт и как особая область и сторона культуры. Основные черты научного знания: проверяемость, всеобщность, воспроизводимость, предсказательная сила, простота, системность, объективность. Проблема происхождения науки: пять концепций происхождения науки. Проблема демаркации; верификация и фальсификация как критерии научности.

Основные идеи первого и второго позитивизма. Обоснование научного знания в неопозитивизме. Проблема фундамента научного познания (М. Шлик). Критика метафизики в логическом позитивизме (Р. Карнап). Постпозитивизм и проблема обоснования научного знания. Проблемы понимания историчности научного знания (кумулятивизм и антикумулятивизм; экстернализм и интернализм). Научные революции и нормальная наука (Т. Кун, К. Поппер). Проблема совместимости научных теорий.

Наука как тип рациональности; типы научной рациональности. Формирование теоретического знания в античной культуре и его основные характеристики. Формирование предпосылок Новоевропейской науки в Средние века. Философские основания классической новоевропейской научности. Особенности современного этапа развития науки.

Проблема дифференциации наук. Особенности предмета и метода социально-гуманитарных наук. Общая характеристика основных методов научного познания. Интуиция и воображение в научном познании. Уровни научного познания. Эмпиризм и рационализм как методологические программы обоснования научного знания. Проблема объяснения в научном познании. Философские основания науки.

Идеалы нормы и ценности научного сообщества. Наука как социальный институт.

Современные проблемы философии науки: проблема объективности.



Литература

  1. История и философия науки: Учебное пособие для аспирантов / Под ред. А.С.Мамзина. СПб.: Питер, 2008.

  2. Никифоров А.Л. Философия науки: история и теория. Учебное пособие. М., 2006.

  3. Философия науки. Хрестоматия. М., 2005.

  4. Философия и методология науки / Под ред. В.И.Купцова. М.: Аспект-Пресс, 1996.

  5. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: Канон+, 2009.

  6. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия Минск 2000. С. 625-665

  7. Хайдеггер М. Наука и осмысление, Время картины мира // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М., 1993. С. 41-62, 238-252.

  8. Шлик М. О фундаменте научного познания // Аналитическая философия. Избранные тексты. М., 1993. С. 33-50.

  9. Карнап Р. Устранение метафизики посредством логического анализа языка // Философия и естествознание. М., 2010. С. 141-170.


Социальная философия


Структура и методы социально-философского знания.

Природа социально-философского познания. Логическая структура социального познания Методы социального познания и методы социальной философии. Социальный номинализм и социальный реализм. Понятие историзма. Герменевтика как метод понимания общества.



Дискурсы и модели социальной реальности.

Натуралистические модели социальной реальности.

Деятельностные модели социальной реальности. Понятие практики. Связь деятельностной модели с идеологией в новоевропейской цивилизации. Историко-материалистическая модификация деятельностной модели. Проблема роли техники в функционировании и развитии социума.

Феноменологическая модель социальной реальности. Общество как феномен жизненного мира. Понятия интерсубъективности, интенциональности и инструментальности.

Специфика русской социально-философской традиции.

Проблема идентификации в социальной философии

Проблема единства социальной и человеческой реальности. Свобода, достоинство и ответственность личности в обществе. Идентификация и самоидентификация. Социальный символизм.

Понятие социальной общности. Структура и функции социального института. Маргиналы и маргинальные общности. Возрастные общности. Феномен молодежных движений. Проблема возрастной самоидентификации и феномен инфантилизма.

Проблема этнической дифференциации. Роль государства, религии и культуры в конституировании народности. Нация как новоевропейская форма этнической общности. Национальная идеология (Этноцентризм. Национализм. Расизм).



Философия истории как социальная философия

История как форма человеческого бытия. Формы репрезентации исторического бытия: мифология – утопия – проект.



Исторический процесс, его формы и параметры. Реформа, революция, модернизация и динамика современной истории Проблема субъекта истории и ранг исторического события Глобализация, глобализм и антиглобализм. Проблемы формирования гражданского общества в современной России.

Литература

Арендт Х. Лекции по политической философии Канта. СПб, 2012

Бибихин В.В. Другое начало. СПб.2003.

Блок М.. Апология истории. или ремесло историка. М., Наука, 1973.

Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2000.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма.// Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

Вернадский Г. В. Опыт истории Евразии // Опыт истории Евразии. Звенья русской культуры. М., 2005

Гегель Г. Феноменология духа. Раздел В. Самосознание. СПб., 1992.

Гегель Г. Философия права. М., 1990. С. 228.

Гегель Г. Лекции по философии истории. Введение.// Гегель Г.В.Ф. Философия истории. СПб., 1993.

Гулыга А.В. Миф как философская проблема // Античная культура и современная наука. М., Наука, 1985. С. 271 – 276.

Жирар Р. Насилие и священное. М., 2000.

Зиммель Г. Как возможно общество? // Зиммель Р. Избранное. Том 2. Созерцание жизни. М., 1996.

Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане. // Соч. в 6 т. М., 1966. Т. 6. С. 12-13.

Коллингвуд Р.Дж. Идея истории.// Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980.

Лосев А.Ф. Диалектика мифа //А.Ф. Лосев. Из ранних произведений. М., Правда, 1990, с.393-599.

Лукач Г. История и классовое сознание. Исследования по марксистской диалектике. М.: Логос-Альтера, 2003.

Мак-Люэн М. Галактика Гуттенберга. Сотворение человека печатной культуры. Пер. А. Юдина. Киев. 2004.

Марахов В.Г. Социальная философия. СПб, 2009.

Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие.// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.13.

Маркузе Г. Разум и революция. СПб., 2000.

Медушевская О.М. Теория и методология когнитивной истории М., 2008.

Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни. // Ницше Ф. Соч.в 2-х т. Т.1, М., 1990. С.158-230.

Пигров К.С. Социальная философия. Учебник. СПб, 2005.

Соколов А.М. Национальная традиция: стиль и структура. СПб, 2010

Сунягин Г.Ф. Социальная философия как философия истории. СПб, 2008

Франк С.Л. Духовные основы общества. Введение в социальную философию. Л., 1991.

Франкфорт Г., Франкфорт Г.А., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека. Наука, Гл. редакция восточной литературы. М., 1984.

Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. Ad Marginem, М., 1999.

Фуко М. Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. Перевод с французского. – М., Касталь, 1996.

Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.

Хайдеггер М. Европейский нигилизм // Хайдеггер М. Время и Бытие. М., 1993.

Хард М., Негри А. Империя. М, 2004

Хард М., Негри А. Множества. М, 2006.

Хоркхаймер М, Адорно Т. Диалектика просвещения. Философские фрагменты. М., СПб, 1997.

О. Шпенглер. Закат Европы. Т. 1 Очерки морфологии мировой истории. Т.1, Гештальт и действительность. М, Мысль, 1993.

Юнг К. Г. О современных мифах. М., Практика, 1994.


История зарубежной философии


Античная натурфилософия. Понятия «природа» и «архе». Философские школы досократического периода. Гераклитовская концепция логоса. Учение о бытия в элейской школе и у философов V в. до н.э.

Диалектика Платона. Концепция «познавательных способностей». Эрос как философское чувство. Учение Платона о бытии и идеях. Концепция бытия в диалогах «Софист» и «Парменид».

Понятие сущности в философии Аристотеля. Бытие в модусах возможности и действительности. Понятия формы, материи, причины движения, цели и лишенности. Ум-Перводвижитель и природа движения.

Систематизация философских наук в эллинистической философии. Киническая, стоическая, эпикурейская, скептическая школы. Судьбы платонизма и аристотелизма в эпоху эллинизма.

Средневековая философия как синтез религии, богословия и, собственно, философии. Конкретно-исторические обстоятельства эволюции христианства, определившие своеобразие и проблематику средневековой христианской философии (Восток – Запад). Переосмысление основных понятий античной метафизики. Эволюция средневековой мысли – от догматического богословия к схоластическому теоретизированию.

Крах средневекового «порядка держателей авторитета» и постепенное разворачивание иерархической вертикали (теоцентризм) в горизонтальный мир-картину (антропоцентризм). Гуманизм как реакция на «дисциплинарную» науку; противопоставление «научно-обоснованному» существованию античного идеала «искусства жизни» (ars vitae versus regula vitae). Ренессансные платонизм и перипатетизм, магия и «новая наука» (механика Галилея), которая станет фундаментом новоевропейского знания.



Ф.Бэкон. Философия как естественная теория и естественная история. Классификация наук. Универсальное понятие эксперимента. Учение об индукции как исследовании форм. Критика предрассудков как идолов в познании. Проект прагматического преобразования науки. Р.Декарт. «Мыслю — есмь» — смысл и значение принципа. Рационально-метафизический статус сомнения как критики предрассудков, типы предрассудков. Значение метода в философии. Истина как результат правильного мышления, ясность как критерий истины. Процедуры дедукции и энумерации.

Дж. Локк. Критические задачи философии. Понятие источника и границ знания. Отвержение врождённых теоретических и практических принципов. Аргумент от инфантов, идиотов и иноземцев и требование всеобщего согласия. Деление опыта на внутренний и внешний. Рефлективная природа мышления в эмпиризме. Понятие идеи, виды идей. Первичные и вторичные качества. Порядок образования сложных идей. Виды познания и виды истинности. Дж. Беркли. Принцип «бытие есть воспринятое». Проблема континуальности реальной экзистенции. Абсолютное условие бытия — восприятие бесконечного интеллекта. Понятие идеи. Понятия души и духа. Отвержение концепции первичных и вторичных качеств. Опровержение Локковской теории абстракций. Проблема знака и обозначения. Теория понятий. Критика понятий материи, пространства, субстанции. Понятие истины. Д. Юм. Учение о перцепциях, виды перцепций. Ассоциация перцепций, её виды и значение в обосновании сложных идей. Учение о причинности. Отрицание необходимости и всеобщности опытного знания. Юм о предикате существования. Познание и целеполагание. Несводимость суждений о должном и суждений о сущем. Природа человека как предмет моральной философии. Структура моральной философии. Концепция практического действия в моральной философии.

Обоснование Кантом возможности математики, физики и метафизики как науки; разработка метафизики природы и нравов; Проблемы: - что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Что такое человек? Основные понятия критической философии: опыт; априорные формы чувственности и рассудка; трансцендентальное единство апперцепции; трансцендентальная логика и диалектика; идеи разума; антиномии; практический разум; рефлектирующая сила суждения.

Гегелевское понимание абсолютной идеи как духа и ступение ее развития: субъективный дух (антропология, феноменология и психология); объективный дух (право, мораль, нравственность); абсолютный дух (искусство, религия и философия).

Разработка Марксом и Энгельсом основных положений материалистического понимания истории. Предпосылки человеческой истории и общественное разделение труда. Диалектика производительных сил и форм общения. Общественное бытие и общественное сознание. Маркс, Энгельс о производстве сознания. Идеология как заинтересованное иллюзорное сознание, дешифровка и критика идеологий.

Позитивизм как мировоззрение, стиль мышления и философия. Социально-исторические предпосылки и теоретические источники позитивной философии. Основные этапы развития философии позитивизма. О.Конт. Программа «позитивной философии». Предмет науки и предмет «позитивной философии». Классификация наук и основные принципы познания Конта. «Закон трех стадий развития человеческого духа» Конта как универсальный закон истории. Возникновение социологии; социология в системе наук. Социальная статика и социальная динамика. Порядок и прогресс. Идея синтетической истории человечества. «Позитивная политика» и проект «религии человечества» Конта. Логика позитивного исследования Дж.Ст.Милля. Эволюционизм и «феноменалистская» теория познания Г.Спенсера. Эволюция и прогресс, направленность эволюции. Универсальные законы и механизмы эволюции в природе и обществе. Органическая теория общества Спенсера. Законы дифференциации и интеграции в социальных системах. Теория организаций. Историческая типология обществ. «Второй позитивизм»: радикальный эмпиризм Э.Маха, идеи «Критики чистого опыта» Р.Авенариуса.

Неокантианство: поблематика исследований, направления и основные представители. Марбургская школа. Критика кантовской «вещи в себе» и логика науки (Г.Коген); критика эмпиризма и метафизики; понятие субстанции и функции; «философия символических форм» Э.Кассирера. Баденская школа неокантианства (В.Виндельбанд, Г.Риккерт). Проблемы методологии естественно-научного и исторического познания, обоснование дуализма номотетического (генерализующего) и идеографического (индивидуализирующего) методов. Философия ценностей; ценности и нормативное сознание как предмет философии. Философия культуры и философия истории.

Программа "переоценки всех ценностей" Ницше. «Смерть бога», «имморализм» и критика морали. Диагностика европейского нигилизма; Ницше и нигилизм. «Воля к власти» и идеал «сверхчеловека». Идея «вечного возвращения». Судьба философии Ницше.

Истоки возникновения экзистенциальной философии (Кьеркигор, феноменология, фундаментальная онтология Хайдеггера). Основные понятия и проблемы экзистенциализма (экзистенция, основные экзистенциалы, подлинное неподлинное бытие, сознание).

Истоки возникновения герменевтической философии (Шлейермахер, Дильтей, Гусерль, Хайдеггер, Гадамер, Рикер) Основные понятия: герменевтический круг, интенциональность

От модерна к постмодерну (структурализм, постструктурализм). Диалогизм как метод философствования, интертекстуальность, антисистематизм.



Литература:

  1. История философии. Запад-Россия-Восток. Кн.1-4 М.1998-2001

  2. Зотов А.Ф. Современная зарубежная философия. М.1998

  3. История философии. П/р. А.С.Колесникова. СПб, «Питер», 2010

  4. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М., 1998

История русской философии.


Восточно-христианское богословие и древнерусская философия: обзор основных направлений (патристика, исихазм, иосифлянство, нестяжательство)

Русское Просвещение XVIII века и натурфилософия М.В. Ломоносова. Сциентизм, влияние вольфианства. Учение Ломоносова об атомах и закон сохранения массы вещества.

Политическая философия русского радикализма. Н.Г. Чернышевский и принцип партийности философии. Критика дуализма духа и тела в антропологии Н.Г. Чернышевского. Проблема разумного эгоизма.

Славянофильство и западничество в духовно-философском развитии России. Религиозная философия славянофильства (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков). А.И. Герцен и проблема изучения природы.

Политическая философия русского либерализма. Личность и исторический процесс в историософской концепции К.Д. Кавелина; проблема собственности и государства в философии права Б.Н. Чичерина.

Философия всеединства В.С. Соловьева. Платоновские истоки философии всеединства, сущность всеединства; обоснование перспектив совпадения западного и восточного пути развития философии.

Русский марксизм: основные направления. Начало проникновения марксизма в Россию; легальный марксизм и его представители; ортодоксальный марксизм Плеханова; большевистское течение в русском марксизме.

Философия русского духовного ренессанса. Интуитивизм Н.О. Лосского. Социальная философия С.Л. Франка: социальный иерархизм; закон неравенства социальных групп; олигократия как форма государственности.

Философия русского космизма (К.Э.Циолковский и В.И.Вернадский)

Проблема России-Запада в философии истории евразийства. Влияние социальной философии К.Н. Леонтьева; сущность термина «Евразия»; основные понятия: месторазвитие, пассионарность, комплиментарность.

Учения о культуре в советской философии (Ю.М.Лотман, М.К. Петров).

Литература:


  1. Замалеев А.Ф. Курс лекций по истории русской философии. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2009.

  2. Замалеев А.Ф., Осипов И.Д. Русская политология. Обзор основных направлений. СПб., 1994.

  3. Замалеев А.Ф. История русской культуры. СПб., 2006.

  4. История русской философии. Под общей редакцией проф. А.Ф.Замалеева.СПб., 2012.

  5. Никоненко В.С. Русская философия накануне петровских преобразований. СПб, 1996.

  6. Осипов И.Д.. Философия русского либерализма. СПб., 1994.

Логика


Определение понятия. Понятие и термин. Закон связи объема и содержания понятий. Виды понятий по объёму. Виды понятий по содержанию.

Определение сужения. Структура суждения. Виды суждений: объединённая классификация по количеству и качеству. Условия истинности для каждого из видов суждений как отношения объёмов терминов суждения.

Определение простого категорического силлогизма. Термины силлогизма. Фигуры силлогизма. Правильные и неправильные модусы. Примеры умозаключений по правильным модусам.

Язык логики высказываний. Определение формулы языка логики высказываний. Семантика логических союзов.

Определение вывода и вывода из данных формул в аксиоматическом исчислении высказываний. Определение прямого доказательства в системах естественного вывода. Определение косвенного доказательства в системах естественного вывода.

Теория речевых актов Дж. Л. Остина. Определение иллокутивного речевого акта. Виды иллокутивных актов. Условия успешности иллокутивных актов.



Литература.

  1. Кобзарь В.И. Основы логических знаний. СПб., 1999

  2. Символическая логика / Под ред. Я.А.Слинина, Э.Ф.Караваева, А.И.Мигунова. СПб., 2005.

  3. Логика / ред. Мигунов А.И., Микиртумов И.Б., Федоров Б.И. М., «Проспект», 2010

  4. Остин Джон. Как производить действия при помощи слов // Его же. Избранное. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999

  5. Серл Дж. Что такое речевой акт? //Философия языка / Ред.-сост. Дж.Р.Серль. М.: Едиториал УРСС, 2004


Философия религии


Предмет и проблемное поле философии религии. Философия религии, религиозная философия и теология. Философия религии и религиоведение (история и феноменология религий, социология и антропология религии, психология религии). Философские определения религии.

Античная философия религии, развитие философских представлений о религии в Средние века и в эпоху Возрождения; философия религии XVII-XVIII вв. (Б.Спиноза, П.Бейль, Г.Лейбниц, Д.Юм, П.Гольбах); философия религии И.Канта, Г.Ф.Гегеля, Л.Фейербаха; философия религии К.Маркса; концепции религии в философии жизни; в неокантианстве; теория религии в аналитической философии; религия в философии психоанализа; экзистенциализм о религии; социологические теории религии О.Конта, М.Вебера, Э.Дюркгейма; протестантская теология и философия религии; концепции религии в русской философии XIX–XX вв.; современная политическая теология.



Литература:

  1. Религиоведение. Учебное пособие.// Под ред. М.М.Шахнович. CПб: «Питер», 2010.

  2. Новая философская энциклопедия в 4-х тт. М., 2001.

  3. Кимелев Ю.А. Современная западная философия религии. М., 1989.

  4. Митрохин Л.Н.Философия религии. М., 1993.


Философия культуры


Теории развития культуры в эпоху Просвещения. Д.Вико и И.Гердер.

Рационалистические трактовки культуры. Связь культуры с общественным прогрессом. Особая позиция Ж.Руссо в этом вопросе. Культура как нравственное, интеллектуальное и гражданское совершенствование человека.

Позитивистские и эволюционные концепции культуры: Г.Спенсер, Э. Тайлор

Определение культуры по Э.Тайлору. Начало этнографических и антропологических исследований культуры. Методологические принципы эволюционного подхода к культуре.

Типология культур Н.Данилевского.

Учение Н.Данилевского о культурно-исторических типах. Факторы создающие культурно-исторический тип. Одноосновные и двухосновные исторические типы. Взаимоотношение российской и западной цивилизаций.

Морфология культуры в XX веке: О.Шпенглер, А.Тойнби, П.Сорокин.

Учение о символе как душе культуры у Шпенглера. История как дискретный процесс. Оппозиция культуры и цивилизации по Шпенглеру. Социокультурная динамика П.Сорокина. Три типа культур по Сорокину – идеалистическая, идеационная и сенситивная. А.Тойнби о роли «творческого меньшинства» в развитии культуры.

Психоаналитические теории культуры: З.Фрейд, К.Юнг, Ж.Лакан.

Психологические механизмы культурного творчества Учение З.Фрейда о бессознательном и его сублимации в творческой деятельности. К.Юнг об архетипах как прасимволах различных форм культуры. Ж.Лакан о структурном строении сферы бессознательного

Системный и синергетический подходы к культуре: М.Каган, Э.Маркарян, Л.Уайт.

Культура как система человеческой деятельности, включающая в себя материальную, духовную и художественную культуры. Синергетический подход к культуре. Теории бифуркации и аттрактора в применении к анализу культуры.



Литература:

  1. Каган М.С. Философия культуры, СПб., 1995.

  2. Дианова В. Культурология. Основные концепции. СПб 2005Вико Дж. Основание новой науки об общей природе наций. М. 1999.

  3. Гердер И. Идеи к философии истории человечества. М., 1999.

  4. Данилевский Н. Россия и Европа. М. 1991.

  5. Иконникова С. История культурологических теорий. СПб 2001

  6. Ионин Л. Социология культуры. М.,1996

  7. Кармин А.С. Основы культурологии. Морфология культуры, СПб., 1997.

  8. Культурология. ХХ век Энциклопедия. Т. 1-2, СПб. , 1998.

  9. Культурология. ХХ век. Антология. М., 1995.

  10. Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном, или судьба разума после Фрейда. М., 1997.

  11. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М. 1983

  12. Соколов Э. Введение в психоанализ. СПб 1999

  13. Сорокин П. Социокультурная динамика // Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

  14. Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1989.

  15. Уайт Л. Избранное: Наука о культуре. М., 2004.

  16. Философия культуры: становление и развитие. СПб.,1998.

  17. Фрейд З. Неудовлетворенность культурой // Фрейд З. Соч. Т.2, М., 1990.

  18. Шпенглер О. Закат Европы. Т.1. 1993; Т.2. 1998.

  19. Юнг К. Архетип и символ. М. 1992.


Эстетика


Предмет и круг проблем эстетики

Место эстетики в структуре философских наук. Специфика проблемы чувственности в эстетике. А.Баумгартен и его значение для эстетики. Классическая и неклассическая эстетика.

Основные проблемы классической эстетики

Прекрасное и возвышенное как сферы соотнесения в эстетическом суждении природы и свободы в эстетике Канта. Четыре момента суждения вкуса. Вкус и гений. Антиномия вкуса. Эстетические концепции Шеллинга и Гегеля. Проблема соотношения «красоты в природе» и «красоты в искусстве». Понятие эстетического субъекта. Прекрасное и идеал.

Основные проблемы неклассической эстетики XIX в.

Критика классической эстетики в философии жизни Шопенгауэра и Ницше. Возникновение экспериментальной эстетики. Формалистическая эстетика. Эстетика позитивизма. Эволюция психологической эстетики.

Основные проблемы неклассической эстетики XX в.

Проблема эстетического чувства в философской систематике неокантианства. Эстетика и аксиология. Феноменологический анализ искусства. Эстетические проблемы в экзистенциализме. Эстетика структурализма.

Основные проблемы и направления современной эстетики

Эстетика постструктурализма. Аналитическая эстетика. Рецептивная эстетика. Психоаналитическая эстетика. «Смерть автора» и ее значение для эстетики. Эстетика симулякра.

Традиции отечественной эстетики

Отечественная эстетика XIX в.: от «любомудров» до символизма. Отечественная эстетика XX в.: «формальная школа», эстетика М.М.Бахтина, эстетика Тартуской школы, системный анализ искусства М.С.Кагана.



Литература:

  1. Акиндинова Т.А., Бердюгина Л.А. Новые грани старых иллюзий. Л., 1984

  2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.

  3. Бычков В.В. Эстетика. М., 2003.

  4. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1994.

  5. Гегель Г.В.Ф. Лекции по эстетике. СПб, 2001

  6. Ингарден Р. Избранные работы по эстетике. М.. 1962.

  7. Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб, 1997.

  8. Кант И. Критика способности суждения. М.,1996.

  9. Кривцун О.А. Эстетика. М., 1998.

  10. Лекции по истории эстетики. Под ред. Кагана М.С. ТТ.1-4. Л.,1973-1980.

  11. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. М.,2002.

  12. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. СПб., 2000.

  13. Прозерский В.В. Позитивизм и эстетика. Очерки. Л., 1983

  14. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 2002.

  15. Эко У. Шесть прогулок в литературных лесах. СПб, 2003.

  16. Юровская Э.П. Жан-Поль Сартр. Жизнь-Философия - Творчество. СПб., 2006.


Философская антропология.


Человек в зеркале своей мысли. Самопознание и забота о себе в античной философии. Человек и Бог в христианской философии. Плоть и душа. Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения. Душа и тело в философии Просвещения. Проблема отчуждения. Человек и Бог в философии С. Кьеркегора. Критика христианской моральной гипотезы и воля к власти в учении Ницше. Место человека в космосе. М.Шелер. Экзистенциальная философия и философская антропология. Шизоанализ Делеза и Гваттари. Знание и власть у Фуко.

Биологическая и культурная антропология. Происхождение человека и смысл его существования. Открытость и незавершенность человека. Человек и цивилизационный процесс. Природа и культура. Труд и свобода. Инстинкты и социальные институты. Семья и структуры родства. Эволюция жилища.

Антропология тела и души. Тело как феномен культуры. Тело и власть. Секс и гендер . Проблема сексуальной, национальной и культурной идентичности. Основные потребности и антропологические константы: Любовь, вера, надежа, забота, свобода, творчество, стремление к счастью, самодисциплина, ответственность, терпение, страдание. Социальная природа душевных явлений. Разум и безумие. Мать и ребенок. Старость. Здоровье и болезнь.

Политическая антропология. Человек и государство. Сила, право и справедливость. Антропология войны, террора и насилия. Раса, этнос, народ и нация. Проблема свободы. Формы протеста и эмансипации. Общество контроля и общество соблазна.

Проблема жизни и смерти в философской антропологии. Трагизм человеческого бытия. Самоубийство. Смысл жизни и ценности жизни. Искусство жизни и умирания в древней философии. Культ смерти в христианстве. Медицинофикация смерти. Проблема эвтаназии.

Я и другой: опыт признания. Психоанализ и психотерапия. Национальное и национализм. Проблема Чужого. Формы и медиумы межличностной коммуникации: речи, книги, образы, музыка. Человек в пространстве мегаполиса. Человек и масс медиа.



Литература:

  1. Марков Б.В. Философская антропология. СПб., 2008

  2. Шелер М. Положение человека в Космосе. // Проблема человека в западной философии. М.,1988.

  3. Слоттердайк П. Сферы. Микросферология . СПб.,2005

  4. Фуко М. Забота о себе. СПб., 1998

  5. Делез Ж., Гваттари Ф. Антиэдип. М., 2007

  6. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М.,1992.

  7. Леви-Строс К. Структурная антропология. М.,1983.

  8. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2000

  9. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.,1994.

  10. Подорога В.А. Феноменология тела. М.,1995.


Этика


Предмет этики и его историческое развитие. Проблема объяснения и обоснования нравственности. Место этики в структуре философского и гуманитарного знания. Философские основания теоретической этики. Этический дескриптивизм и нормативность этики.. Ценностный и нормативный аспекты нравственности, проблема абсолютного и относительного в морали. Проблема сущего-должного в морали.

Основные школы и направления в этике.

Система этических категорий. Добро и зло, добродетель и порок, справедливость, долг, совесть, ответственность, честь, достоинство, счастье, смысл жизни.

Императивность нравственности. Понятие морального закона, история возникновения, развития.. Золотое правило нравственности. Закон долженствования.

Свобода как условие моральности. Проблема нравственного выбора и моральной ответственности поступка. Нравственный поступок и его структура Роль нравственной детерминации человеческого поведения. Проблема свободы воли.

Роль нравственности в социально-историческом процессе Происхождение и сущность нравственности. Исторические типы нравственности.

Проблема социализации личности и нравственное воспитание.

Основные направление этической мысли XX века.



Литература:

  1. Аристотель. Никомахова этика.//Аристотель Соч. в 4-х т. Т.4. М., 1984.

  2. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М..1998

  3. Дробницкий О.Г. Понятие морали. М., 1974.

  4. История этических учений (под ред. А.А.Гусейнова) М., 2003.

  5. Кант И. Основы метафизики нравственности. Критика практического разума. Метафизика нравов в двух частях.// Кант И. Критика практического разума. СПб., 1995.

  6. Максимов Л.В. Проблема обоснования морали. М.,1991.

  7. Разин А.В.Этика: история и теория. М.,2002.

  8. Этика: Энциклопедический словарь. М.. 2001

  9. Этика (под ред. Гусейного А.А., Дубко Е.Л.). М., 1999.


Вопросы к государственному экзамену по философии 2013 года


Онтология и теория познания

  1. Онтология, гносеология как основные разделы философии.

  2. Категориальные структуры бытия и мышления.

  3. Экзистенциальные определения бытия.

  4. Сущность и существование.

  5. Понятие закона природы и его основные трактовки.

  6. Онтологический поворот в философии XX века.

  7. Основные философские концепции сознания.

  8. Структуры сознания. Сознание и бессознательное.

  9. Природа познавательного отношения ; субъект и объект познания.

  10. Познание как «отражение», познание как «конструирование» и познание как «переживание».

  11. Истина как цель и результат познания.

Философия и методология науки

  1. Основные стороны бытия науки. Основные черты научного знания.

  2. Проблема происхождения науки.

  3. Проблема демаркации; верификация и фальсификация как критерии научности.

  4. Обоснование научного знания в неопозитивизме.

  5. Проблемы понимания историчности научного знания (кумулятивизм и антикумулятивизм; экстернализм и интернализм).

  6. Наука как тип рациональности; типы научной рациональности.

  7. Эволюция научной картины мира.

  8. Особенности современного этапа развития науки.

  9. Проблема классификации и дифференциации наук.

  10. Особенности предмета и метода социально-гуманитарных наук.

  11. Общая характеристика основных методов научного познания.

  12. Уровни научного познания.

  13. Проблема объяснения и понимания в научном познании.

Социальная философия

  1. Социальная философия и теоретическая социология

  2. Дискурсы социальной реальности. Сравнительный анализ

  3. Проблема идентификации в социальной философии

  4. Философский смысл этнических общностей и их историческое развитие

  5. Историческое измерение человеческой реальности

  6. Факторы исторического процесса и их соотношение

  7. Производство вещей и материальные обмены в ходе человеческой истории

  8. Проблема субъекта истории и ранг исторического события

  9. Идея революции в социальном и историческом измерении

  10. Современность как проблема философии истории

  11. Миф и мифотворчество в современном мире

  12. Виртуальная реальность: социально-философский смысл

  13. Идея гражданского общества и ее реализация в современном мире.

История зарубежной философии

  1. Ранние философские учения в Древней Греции

  2. Учение Платона об истинном бытии и познании

  3. Аристотель о материи и форме, о причинах и движении.

  4. Школы и направления эллинистической философии

  5. Античный неоплатонизм: основные проблемы, идеи и представители.

  6. Р.Декарт и Ф.Бэкон - основоположники новоевропейской философии.

  7. Эволюция английского эмпиризма XVII-XVIII вв

  8. Критическая философия Канта (Главные задачи, проблемы и основные понятия)

  9. Абсолютный идеализм Гегеля. Гегель о тождестве мышления и бытия.

  10. Гегелевская философия духа.

  11. Материалистическое понимание истории К.Маркса.

  12. Позитивизм в философии XIX века.

  13. Неокантианство. Баденская (Фрейбургская) и Марбургская школы.

  14. Философия Ницше. Волюнтаризм и программа "переоценки всех ценностей".

  15. Экзистенциальная философия в XX веке.

  16. Философская герменевтика и Г.-Г.Гадамер.

  17. Постмодернизм в философии.

История русской философии.

  1. Византийская патристика и русская средневековая философия.

  2. Философия русского Просвещения: В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов.

  3. Антропологическое учение А.Н. Радищева (по трактату «О человеке, его смертности и бессмертии»).

  4. Религиозная философия славянофильства (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков).

  5. Философская антропология Н.Г. Чернышевского.

  6. Философия всеединства В.С. Соловьева (по работе: «Кризис западной философии. Против позитивистов»).

  7. Русский марксизм: Г.В. Плеханов, В.И. Ленин.

  8. Философия русского духовного ренессанса (основные персоналии и их учения).

  9. Философия русского космизма (К.Э. Циолковский и В.И. Вернадский).

  10. Философия культуры Ю.М. Лотмана.

Логика

  1. Понятие: общая характеристика, объём и содержание, виды понятий, отношения между понятиями.

  2. Виды умозаключений: дедукция, индукция, аналогия.

  3. Определение понятий, виды определений и правила.

  4. Логика высказываний: язык, определение формулы, семантика логических союзов.

  5. Вывод (доказательство) в логике: вывод и вывод из данных формул в аксиоматическом исчислении высказываний, прямое и косвенное доказательство в системах естественного вывода.

Философия религии

  1. Философия религии Гегеля.

  2. Концепция религии Л.Фейербаха.

  3. Социальные функции религии: О. Конт, К. Маркс, Э. Дюркгейм.

  4. Классический и гуманистический психоанализ о религиозных аспектах культуры (З.Фрейд, Э.Фромм).

  5. Теории религии в аналитической философии.

Эстетика

  1. Предмет и круг проблем эстетики

  2. Основные проблемы классической эстетики

  3. Основные проблемы неклассической эстетики.

  4. Основные проблемы и направления современной эстетики

Философская антропология.

  1. Философская антропология: школы, направления, основные представители.

  2. Биосоциальная природа человека.

  3. Пол и возраст.

  4. Тело и телесные практики формирования человека в процессе цивилизации.

  5. Душа и духовные практики в культуре.

Этика

  1. Предмет этики. Место этики в структуре философского знания.

  2. Происхождение и сущность нравственности.

  3. Этика добродетелей Аристотеля.

  4. Этика долга И.Канта.

  5. Проблема свободы и ответственности в морали.

  6. Система этических категорий.

Литература

  1. Аристотель. Никомахова этика //Аристотель Соч. в 4-х т. Т.4. М., 1984.

  2. Аристотель. Метафизика //Аристотель Соч. в 4-х т. Т.4. М., 1984. (общая характеристика, основные проблемы и выводы).

  3. Аристотель Категории//Аристотель Соч. в 4-х т. Т.4. М., 1984.

  4. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.

  5. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2000 (структура и основное содержание)

  6. Бэкон Ф. Новый Органон // Ф. Бэкон Соч. в 2-х т. Т.2. М., 1978.

  7. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма.// Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

  8. Витгенштейн Л. Философские исследования // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XVI. — М., 1985. — С. 79—128.

  9. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1988. (основные идеи работы).

  10. Гегель Г.В.Ф. Наука логики // Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.1., М., 1975. (структура и основное содержание)

  11. Гегель Г.В.Ф. Кто мыслит абстрактно // Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. В двух томах. Т.1.-М.: Мысль, 1972. С.387-394.

  12. Гуссерль, Эдмунд. Картезианские размышления. СПб. : Наука : Ювента, 1998

  13. Декарт. Рассуждение о методе // Р.Декарт Соч. в 2-х т. Т.1. М., 1989 (общая характеристика).

  14. Кант И. Критика способности суждения М.,1996. (общая характеристика).

  15. Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Соч. в 6 т. Т.3. M., "Мысль", 1964. (общая характеристика, введение, структура работы)

  16. Кун Т. Структура научных революций. М., 1975 (общая характеристика, основные проблемы и выводы)

  17. Лейбниц Г. В. Об основных аксиомах познания // Г.В.Лейбниц Соч. в 4-х т. Т.3. М., 1984.

  18. Лейбниц Г.В. Монадология // Г.В.Лейбниц Соч. в 4-х т. Т.1. М., 1984.

  19. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении // Дж. Локк Соч. в 3-х т. Т.1. М., 1985 (общая характеристика, основные проблемы и выводы).

  20. Маклюэн М. Понимание медиа. Внешние расширения человека. М.,2003

  21. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. – 2-е изд. – Т.13.

  22. Маркузе Г. Одномерный человек. М.,1985 (общая характеристика, основные проблемы и выводы)

  23. Ницше Ф. Антихрист, опыт критики христианства// Ницше Ф. Сочинения в 2-х т. М.: «Мысль», 1990. Т. 2. С. 631-692 (В др. изд. переводится как «Антихристианин»)

  24. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. СПб., 2000 .

  25. Остин Джон. Как производить действия при помощи слов // Его же. Избранное. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999

  26. Полани М. Личностное знание. - М.: Прогресс, 1985. (общая характеристика, основные проблемы и выводы)

  27. Платон Государство // Платон Соч. в 4-х т. Т.1. М., 1993 (общая характеристика и главные идеи).

  28. Платон Парменид //Платон Соч. в 4-х т. Т.2. М., 1993

  29. Розанов В.В. Апокалипсис нашего времени. М., Эксмо, 2008. С. 595-682.

  30. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. М., 2000. (структура и основное содержание).

  31. Соловьев В.С. Оправдание добра: Нравственная философия. - М.: Республика, 1996. (общая характеристика, основные проблемы и выводы)

  32. Фейербах Л. Сущность религии//Фейербах Л. Избр. философские произведения в 2-х тт. М.: «Политиздат», 1955. Т.2. С.421-489

  33. Фейерабенд П. Против методологического принуждения // В кн: Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М.: Прогресс, 1986

  34. Франк С.Л. Духовные основы общества. Введение в социальную философию. М., 1992. (общая характеристика, основные проблемы и выводы)

  35. Фреге Г. О смысле и значении // Г.Фреге Логика и логическая семантика. Сб. трудов. М., 2000. С.230-246

  36. Фуко М. Слова и вещи. М.,1977 (общая характеристика, основные проблемы и выводы)

  37. Хабермас Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб., 2000.

  38. Хайдеггер М.. Бытие и время. М., 1997 (структура и основное содержание).

  39. Хоркхаймер М., Адорно Т.В. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты. - М.- СПб.: Медиум, Ювента,1997.

  40. Чаадаев П.Я. «Философические письма» и «Апология сумасшедшего» // Чаадаев П.Я., Полное собрание сочинений и писем, Т. 1, М.: Наука, 1991

  41. Шелер М. Положение человека в Космосе // Проблема человека в западной философии. М.,1988.

  42. Шопенгауэр А.. Мир как воля и представление. Т. 1 // Шопенгауэр А. О четверояком корне… Мир как воля и представление. Т.1. Критика кантовской философии / Ин-т философии, - М., наука, 1993 (структура и основное содержание).

  43. Юм Д. Трактат о человеческой природе // Юм Д. Сочинения: В 2-х т. Т.I. М.: Мысль, 1965 (общая характеристика, основные проблемы и выводы).






Нищета ведет к революции, революция — к нищете. Приписывается Виктору Гюго
ещё >>