Программа и планы семинарских занятий Петрозаводск Издательство Петрозаводского университета 2000 - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа и планы семинарских занятий Петрозаводск 1999 1 584.35kb.
Планы семинарских занятий Издательство Алтайского государственного... 1 154.29kb.
Планы семинарских занятий по этнологии Китая Тематический план практических... 1 95.54kb.
Тезисы докладов 2-й международной научной конференции Петрозаводск... 7 1600.98kb.
Тезисы докладов 2-й международной научной конференции Петрозаводск... 7 1044.15kb.
Воронцов Дмитрий Владимирович, кандидат психологических наук, доцент... 1 317.84kb.
5 Планы семинарских (практических) занятий 1 111.4kb.
Сборник научных статей Петрозаводск Издательство Петрозаводского... 8 1555.28kb.
Планы семинарских занятий Для студентов, обучающихся по специальности 1 238.59kb.
Методические указания Содержание Программа курса Планы семинарских... 7 1785.55kb.
Планы семинарских занятий для вузов Издательско-полиграфический центр... 8 631.68kb.
Исследование законов, принципов, наличие категори­ального аппарата... 1 62.4kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа и планы семинарских занятий Петрозаводск Издательство Петрозаводского университета - страница №1/3

Петрозаводский государственный университет

Кафедра культурологии



ФИЛОСОФИЯ
Программа и планы семинарских занятий

Петрозаводск

Издательство Петрозаводского университета

2000


Рассмотрена и утверждена на заседании кафедры философии Петрозаводской консерватории 4 ноября 1994 г. и на кафедре культурологии Петрозаводского университета.

СОСТАВИТЕЛЬ:

ПИВОЕВ В. М., доктор философских наук,

профессор

ТРЕБОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА

ГСЭ.Ф.10. ФИЛОСОФИЯ


Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания.

Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира.

Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.

Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.

Будущее человечества. Глобальные проблемы современности.

Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.


1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
Понятие «мудрости». Философия как любовь к мудрости. Мировоззрение, мироощущение, миропонимание и мироотношение. Природа философских проблем: какие потребности удовлетворяет философия? Ум, рассудок и разум. Спор о познавательной ценности философии. Философия и наука.

Методы и категории философского осмысления мира. Объективность и достоверность в философском исследовании. Основные формы выражения мудрости: пословица и поговорка, притча, художественное произведение, эссе, трактат, диалог. Слово как форма выражения философской мысли, его достоинства и недостатки. Методы философского осмысления мира: рационально-дискурсивный, иррационально-интуи-тивный, диалектический, исторический, феноменологический, психоаналитический, функционально-аксиологический.

Философия как теоретическая рефлексия. Структура философского знания.
План семинарского занятия:
1. Откуда у человека любовь к мудрости?

2. Умнее ли мы наших предков?

3. Философия как способ освоения мира.

4. Философия: наука или знание?


Основные понятия и категории темы:
Философия, мудрость, софия, мировоззрение, миропонимание, мироотношение, картина мира, ум, разум, рассудок, истина, правда, слово, смысл, категория, понятие, принцип, метод, субъект, объект.
Литература:
Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М., 1990.

Сагатовский В. Вселенная философа. М., 1972.

Желнов М. В. Предмет философии в истории философии. М., 1981.

Лосев А. Ф. Дерзание духа. М., 1988.

Лосев А. Ф. Страсть к диалектике. М., 1990.

Бердяев Н. А. Самопознание. М., 1991.

Флоренский П. А. У водоразделов мысли. М., 1990. Т. 2.

Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М., 1991.

Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Вопросы философии. 1986. № 3.

Ильин И. А. Религиозный смысл философии // Сочинения в 2 т. М., 1994. Т. 2. С. 7-74.

Поппер К. Как мне видится философия // Перспективные проблемы философских исследований за рубежом. М., 1991. С. 111-126.

Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., 1990.

Мотрошилова Н. В. Рождекние и развитие философских идей. М., 1991.

Кессиди Ф. Х. От мифа к логосу. М., 1972.

Пивоев В. М. Мифологическое сознание как способ освоения мира. Петрозаводск, 1991.

Налимов В. В. В поисках иных смыслов. М., 1994.

Краткая философская энциклопедия. М., 1994. С. 481-482.

Хайдеггер М. Что это такое - философия? // Вопросы философии. 1993. № 8. С. 113-123.

Капра Ф. Дао физики. СПб., 1994.

Гроф С. За пределами мозга. М., 1993.

Гайденко П. П. Проблема рациональности на исходе ХХ века // Вопросы философии. 1991. № 1.

Швырев В. С. Рациональность как ценность культуры // Вопросы философии. 1992. № 6.

Пивоев В. М. Философия. Ч. 1. История философии. Петрозаводск, 1998. С. 6-26.
Часть 1. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
2. МИФОЛОГИЯ КАК ПЕРВАЯ ФОРМА СОЗНАНИЯ
Генезис мифологического сознания. Эмоционально-практическое и эмоционально-рефлексивное освоение мира. «Свой» и «чужой мира. Самоопределение в рамках «ночного» сознания. Рациональность и достоверность «дневного» сознания. Иррациональность и иллюзорность «ночного» сознания как источника мифологических представлений.

Основные черты мифологии. Потребность в «иллюзиях», аксиологика, коммуникативность и символизм как закономерности мифологического сознания.

Формы выражения мифа. Пространственные и временные формы, имя и слово, ритуал и праздник. Выражение мифа в художественных знаковых системах (изображение, слово, танец, музыка).

Функции мифа в культуре.


План семинарского заниятия:
1. Возникновение мифа в «ночном» сознании.

2. Потребность в «иллюзиях» как источник мифологии.

3. Аксиологика мифологического воображения.

4. Имя и слово как формы выражения мифа.


Основные понятия и категории темы:
Мифологическое сознание, миф, освоение, эмоциональная рефлексия, «дневное» и «ночное» сознание, ценностная картина мира, потребность в «иллюзиях», имя, слово, праздник, ритуал, обряд, символ, генезис, функция.
Литература:
Мифы народов мира: в 2 т. М., 1980-1982.

Лосев А. Ф. Диалектика мифа // Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. С. 21-186.

Пивоев В. М. Миф в системе культуры. Петрозаводск, 1991.

Пивоев В. М. Мифологическое сознание как способ освоения мира. Петрозаводск, 1991.

Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М., 1976.

Голосовкер Я. Э. Логика мифа. М., 1987.

Налимов В. В. Спонтанность сознания. М., 1989.

Чанышев А. Н. Начало философии. М., 1982.

Франкфорт Г., Франкфорт Г. А., Уилсон Дж., Якобсен Т. В. В преддверии философии. М., 1984.

Стеблин-Каменский М. И. Миф. М., 1976.

Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. М., 1978.

Леви Строс К. Структурная антропология. М., 1987.

Элиаде М. Космос и история. М., 1987.

Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996.

Шеллинг Ф. В. Й. Введение в философию мифологии // Соч. в 2 т. М., 1989. С. 159-374.

Евсюков В. В. Мифы о Вселенной. Новосибирск, 1088.

Магический кристалл: Магия глазами ученых и чародеев. М., 1992.

Пивоев В. М. Философия. Ч. 1. История философии. Петрозаводск, 1998. С. 27-41.


3. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
Ведический период индийской философии. «Веды» и комментарии к ним (самхиты, брахманы, араньяки, упанишады). Упанишады как основа ведической философии.

Классический период. Неортодоксальные школы: чарвака, джайнизм и буддизм. Философия буддизма: три основных течения: тхеравада (хинаяна), махаяна и тантра (ваджраяна). Основные ортодоксальные классические школы: ньяя и вайшешека, санкхья и йога, миманса и веданта.

Постклассическая философия. Адвайта-веданта Шанкары. Философия Рамакришны и Вивекананды. Социально-политическая философия Махатмы Ганди и Джавахарлала Неру. Шри Ауробиндо Гхош, Бхактиведанта Свами Прабхупада, Джидду Кришнамурти, Шри Рамана Махарши, Бхагаван Шри Раджниш.
План семинарского занятия:
1. Учение о перевоплощении (сансаре) и карме.

2. Медитация как путь к сокровенному знанию.

3. Миф о Шамбале и Великих Махатмах.

4. Проблема трансляции духовных ценностей.


Основные понятия и категории темы:
Веды, брахман, тапас, атман, прана, майя, карма, дхарма, шакти, сансара, бхакти, раса, нирвана, рита мокши, йога, веданта, медитация, Шамбала, махатма, хинаяна, махаяна, тхеравада, тантра, ваджраяна, мантра, риши.
Литература:
Лукьянов А. В. Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия). М., 1992.

Ригведа. Мандалы 1-4. М., 1989.

Упанишады. М., 1992. Т. 1-3.

Древнеиндийская философия: Начальный период. М., 1972.

Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. М., 1994.

Радхакришнан С. Индийская философия: В 2 т. М., 1994.

Литман А. Д. Современная индийская философия. М., 1985.

Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация. М., 1994.

Антология мировой философии: В 4 т. М., 1969. Т. 1, ч.1.

Лама Анагарика Говинда. Психология раннего буддизма. Основы тибетского мистицизма. СПб., 1993.

Буддизм: Словарь. М., 1992.

Пивоев В. М. Философия. Ч. 1. История философии. Петрозаводск, 1998. С. 42-63.


4. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ
Истоки древнекитайской философии. «Книга перемен», «Книга песен». Пять первоначал, пять элементов и стихий: дерево, вода, земля, огонь, металл. Фуси и Нюйва - «ян» и «инь». Небо и земля как священные начала, культ предков.

Конфуцимй и конфуцианство. Ритуал и обычай. «Выверение» общих понятий. Рационализм. Пять принципов конфуцианской этики: гуманность, долг, доблесть, ритуал и знание.

Даосизм и его основатель Лао-цзы. Его ученики Ле-цзы и Чжуан-цзы. Учение о «дао» и «дэ». «Деяние через недеяние», «пустота» и цзыжань. Геомантика. Проблема бессмертия и система «цигун».

Философия буддизма в Китае. Бодхидхарма и чань-буддизм. Путь к «просветлению»: медитация, физические упражнения и коаны. Боевыеискусства Шаолиня. Управление вниманием и восприятием.


План семинарского занятия
1. «Книга перемен» («И-цзин») - алгоритмы осмысления состояний космоса.

2. Истоки и особенности конфуцианского рационализма.

3. Иррационалистическая философия даосизма.

4. Медитация как путь к «просветлению» в чань-буддизме.


Основные понятия и категории темы
Дао, небо, жэнь (человеколюбие), благородство, ли (ритуал), дэ, ци, у-вэй (недеяние), вэнь-да (просветление), коан (гунъань), ян и инь, цзин, у-шу, цзыжань.

Литература
Лукьянов А. Е. Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия). М., 1992.

Лукьянов А. Е. Истоки Дао: Древнекитайский миф. М., 1992.

Кобзев А. И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М., 1994.

Шуцкий Ю. К. Китайская классическая книга перемен И-цзин. М., 1993.

Древнекитайская философия: В 2 т. М., 1972-1973.

Китайская философия: Энциклопедический словарь. М., 1994.

Антология мировой философии: В 4 т. М., 1969. Т. 1, ч. 1.

Антология даосской философии. М., 1994.

Мудрецы Китая: Ян Чжу, Ле-цзы, Чжуан-цзы. СПб., 1994.

Из книг мудрецов? Проза Древнего Китая. М., 1987.

Афоризмы старого Китая. М., 1991.

История китайской философии. М., 1989.

Уотс А. Путь Дзэн. Киев, 1993.

Дзэн-буддизм: Судзуки Д. Основы дзэн-буддизма. Кацуки С. Практика Дзэн. Бишкек, 1993.

Даосская йога. Бишкек, 1993.

Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981.

Дао и даосизм в Китае. М., 1989.

Проблема человека в традиционных китайских учениях. М., 1988.

Малявин В. Конфуций. М., 1992.

Буддийский взгляд на мир. СПб., 1994.

Раджниш Б. Ш. Син син мин: книга ни о чем. Поиск. М., 1994.

Раджниш Б. Ш. Алмазная сутра. Белый лотос. М., 1993.

Раджниш Б. Ш. Дао: путь без пути. М., 1994. Т. 1-2.

Раджниш Б. Ш. Ма-цзы: пустое зеркало. М., 1994.

Пивоев В. М. Философия. Ч. 1. История философии. Петрозаводск, 1998. С. 64-81.

5. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
«Метафорическая» философия Фалеса, Пифагора. Пифагорейская школа. Фрагменты Гераклита. Мифологический символизм «Труды и дни» и «Теогония» Гесиода. Элеаты.

Софистика. Апории Зенона и пределы рациональности. Начало диалектики. Проблема мировоззрения. Зрительная доминанта в осознании и освоении мира. Атомизм.

Сократ. Рождение рационализма. Ироническая майевтика. Проблема самосознания. Этическое учение Сократа.

Платон. Учение об идеях (эйдосах). Космос Платона. Учение о государстве как теоретическое предвосхищение тоталитаризма.

Аристотель. Метафизика. Учение о душе. Поэтика. Риторика. Этика.

Эллинистически-римская философия. Эпикуреизм и стоицизм. Эпиктет, Марк Аврелий, Цицерон и Сенека. Киники и скептики.


План семинарского занятия
1. Метафорическая философия как способ выражения мудрости.

2. Софистика как школа осмысления и освоения мира.

3. Иронический метод Сократа.

4. Стоицизм и скептицизм как способы философствования.


Основные понятия и категории темы
Эйдос (идея), миф, логос, этос, софия, софистика, риторика, диалектика, майевтика, архе, акме, космос, апейрон, атом, докса, нус, энтелехия, ирония, космогония, пайдейя.
Литература
Лосев А. Ф. История античной эстетики: В 9 т. М., 1963-1994.

Лосев А. Ф. История античной философии в конспективном изложении. М., 1989.

Лосев А. Ф. Античный космос и современная наука // Бытие - имя - космос. М., 61-612.

Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. Платон. Аристотель. М., 1993.

Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М., 1993.

Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. От эпических космогоний до возникновения атомистики. М., 1989.

Платон. Соч.: В 3 т. М., 1968-1972.

Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1975-1984.

Антология мировой философии: В 4 т. М., 1969. Т. 1, ч. 1-2.

Антология кинизма. М., 1984.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях великих философов. М., 1979.

Секст Эмпирик. С.ч.: В 2 т. М., 1976.

Сенека Л. А. Нравственные письма к Луциллию. м., 1977. Цицерон. Философские трактаты. М., 1985.

Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М., 1995.

Асмус В. Ф. Античная философия. М., 1976.

Чанышев А. Н. Эгейская предфилософия. М., 1970.

Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981.

Иванов Вяч. Дионис и прадионисийство. СПб., 1994.

Жмудь Л. Я. Пифагор и его школа. Л., 1990.

Рассел Б. История западной философии. М., 1993. Т. 1.

Вернан Ж. П. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1988.

Пивоев В. М. Философия. Ч. 1. История философии. Петрозаводск, 1998. С. 82-104.


6. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
Неоплатонизм. Гностицизм. «Утешение философией» Боэцией. Апологетика Тертуллиана и Оригена.

Восточная патристика ранняя и поздняя. Тринитарные и христологические споры. Спор ариан и афанасьевцев о «йоте» Иоанн Златоуст и «великие каппадокийцы»- Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский. Дионисий Ареопагит о двух путях постижения Бога: апофатическом и катафатическом. Иоанн Дамаскин «Точное изложение православной веры» и «Диалектика». Иконоборчество и исихазм.

Латинская патристика. Путь к Богу Аврелия Августина. Идея предопределения. Августин «Исповедь» и «О Граде Божием». Латинская Библия («Вульгата») Иеронима. Схоластика как метод комментирующего исследования текста, как путь абстрактно-теоретического осмысления мира. Алкуин. Абеляр. Ансельм Кентерберийский. Бернард Клервосский. Фома Аквинский. Проблема противоречия знания и веры. Влияние арабской философии.

Истоки и основные особенности древнерусской философской мысли.


План семинарского занятия
1. Гностическая картина мира и ее влияние на еретические учения.

2. Схоластика как школа философского мышления и ее влияние на становление рационализма в европейской философии.

3. Православно-христианская картина мира.

4. Истоки и особенности древнерусской философии.


Основные понятия и категории темы
Неоплатонизм, гностицизм, патристика, схоластика, манихейство, арианство, символ веры, усия, ипостась, троица, аскетизм, орден, ересь, универсалии, дух, душа, номинализм, реализм, теодицея, Бог, апофатизм, катафатизм, инквизиция, свобода воли.
Литература
Ориген. О началах. М., 1993.

Тертуллиан. Избранные сочинения. М., 1994.

Августин А. Исповедь. Абеляр П. История моих бедствий. М., 1992.

Ареопагит Дионисий. О божественных именах. О мистическом богословии. СПб., 1994.

Боэций С. «Утешение философией» и другие трактаты. М., 1990.

Адо П. Плотин, или простота взгляда. М., 1991.

Прокл. Первоосновы теологии. М., 1993.

Златоуст Иоанн. Беседы на Книгу Бытия. М., 1993.Т. 1-2.

Златоуст Иоанн. Толкование на Святого Матфея евангелиста. М., 1993. Т. 1-2.

Златоуст Иоанн. Беседа на Святого Матфея евангелиста. М., 1993. Т. 1-2.

Златоуст Иоанн. Беседа на Евангелие от Иоанна Богослова. М., 1993. Т. 1-2.

Златоуст Иоанн. Беседы на Деяния Апостольские. М., 1994.

Василий Великий. Творения. М., 1991-1994. Т. 1-4.

Дамаскин Иоанн. Точное изложение православной веры. М., 1992.

Добротолюбие: Антология в 5 т. М., 1993.

Поснов М. Э. История христианской церкви (до разделения церквей 1054 г.). Киев, 1991.

Антология мировой философии: В 4 т. М., 1969. Т. 1, ч. 2.

Соколов В. В. Средневековая философия. М., 1979.

Чанышев А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.

Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии: Латинская патристика. М., 1979.

Гуревич П. С. Категории средневековой культуры. М., 1972.

Рабинович В. Л. Исповедь книгочея, который учил букве, а укреплял дух. М., 1991.

Флоровский Г. В. Восточные отцы IV в. М., 1992.

Флоровский Г. В. Восточные отцы V - VIII вв. М., 1992.

Богословие в культуре средневековья. Киев, 1992.

Цветочки Святого Франциска Ассизского. М., 1990.

Бонавернтура Д. Путеводитель души к Богу // Вопросы философии. 1993. № 8. С. 132-171.

Трофимова М. К. Историко-философские вопросы гностицизма. М., 1979.

Поляков Л. В. Философские идеи в культуре Руси. М., 1988.

Громов М. Н., Козлов Н. С. Русская философская мысль X - XVII вв. М., 1990.

Замалеев А. Ф. Философская мысль в средневековой Руси. Л., 1987.

Зеньковский В. В. История русской философии. Л., 1991. Т. 1, ч. 1.

Пивоев В. М. Философия. Ч. 1. История философии. Петрозаводск, 1998. С. 105-128.
7. ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Истоки и предпосылки формирования новой картины мира. Каноническая и проектная культуры. Гуманизм и антропоцентризм. Миф о человеке. Титанизм и его противоречивость. Н. Макиавелли.

Натурализм и пантеизм. Н. Кузанский и символ «простеца». Лоренцо Валла. Пико делла Мирандола. Марсилио Фичино. Данте и Петрарка.

«Северное» Возрождение. Спор Эразма Роттердамского и М. Лютера о свободе воли. Особенности «северного» Возрождения: критика социальной и церковной иерархии, «смеховая культура», поиски Бога в человеческой душе. Реформация. «Утопия» Т. Мора.
План семинарского занятия
1. Переоценка ценностей в эпоху Возрождения.

2. Амбивалентность «смеховой культуры».

3. Ренессансный миф о человеке.

4.Спор о свободе воли.


Основные понятия и категории темы
Гуманизм, человек, перспектива, Возрождение (Ренессанс), «смеховая культура», амбивалентность, пантеизм, абсолютный максимум и минимум, реформация, протестантизм, каливинизм, титанизм, мистика.
Литература
Кузанский Николай. Соч. в 2 т.

Валла Л. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М., 1989.

Роттердамский Э. Философские произведения. М., 1986.

Мор Т. Утопия. М., 1978.

Макиавелли Н. Избранные произведения. М., 1982.

Данте А. Малые произведения. М., 1968.

Брандт С. Корабль дураков. М., 1965.

Роттердамский Э. Похвала глупости. М., 1960.

Эстетика Ренессанса: В 2 т. М., 1981.

Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век). М., 1985.

О любви и красотах женщин: Трактаты о любви эпохи Возрождения. М., 1992.

Горфункель А. Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980.

Мандельштам О. Слово и культура. М., 1987. С. 108-167.

Флоренский П. А. Мнимости в геометрии. М., 1922.

Баткин Л. М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М., 1978.

Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989.

Баткин Л. М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. М., 1990.

Гуковский М. А. Итальянское Возрождение. Л., 1990.

Ревякина Н. В. Проблема человека в итальянском гуманизме второй половины XIV - первой четверти XV вв. М., 1977.

Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.

Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1965.

Богат Е. Мир Леонардо: Философский очерк в 2 кн. М., 1989.

Рассел Б. История западной философии. М., 1993. Т. 2. С. 12-42.

Пивоев В. М. Философия. Ч. 1. История философии. Петрозаводск, 1998. С. 129-146.


8. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Рационализм и эмпиризм XVII в. Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж.Локк, Р. Декарт, Б. Спиноза. «Размышления о первой философии» Р. Декарта. Учение о субстанции. Связь гносеологии с онтологией. «Истины факта» против «истин разума». «Правила для руководства ума» Р. Декарта и их иррациональные истоки. Ньютоновская картина мира.

Материализм и атеизм Просвещения. Просветительский миф о разуме и прогрессе. Исторический оптимизм Г. Лейбница и Вольфа, критика его Вольтера. Теодицей Лейбница.

Иррационалоистическая философия Б. Паскаля, Р. Гамана и Якоби. Истоки, цели и смыслы масонской мифологии и философии. Я. Бёме.
План семинарского занятия
1. Потребности практики и естественные науки: становление «научного мировосприятия».

2. Просветительский миф о разуме и прогрессе, критерии прогресса.

3. «Мысли о религии» Б. Паскаля.

4. Философия и мифология масонства.


Основные понятия и категории темы
Опыт, вкус, теодицея, прогресс, масонство, субстанция, метод, акциденция, атрибут, индукция, знак, разум, эмпиризм, истина, сенсуализм, мышление, протяженность, модус, детерминизм, аффект, монада, перцепция, агностицизм, деизм, фатализм, общественный договор.

Литература
Антология мировой философии: В 4 т. М., 1970. Т. 2-3.

Декарт Р. Соч.: В 2 т. М., 1989-1994.

Арно А., Николь П. Логика, или искусство мыслить. М., 1991.

Спиноза Б. Избранные произведения: В 2 т. М., 1957.

Вольтер Ф. М. А. Философские сочинения. М., 1988.

Бёме Я. Аврора, или утренняя заря в восхождении. М., 1990.

Кондильяк Э. Б. де. Соч.: В 3 т. М., 1980-1983.

Лейбниц Г. В. Соч.: В 4 т. М., 1982-1989.

Дидро Д. Соч.: В 2 т. М., 1986-1991.

Гельвеций К. А. Соч.: В 2 т. М., 1974.

Гоббс Т. Соч.: В 2 т. М., 1989-1991.

История в «Энциклопедии» Дидро и Даламьера. Л., 1978.

Философия в «Энциклопедии» Дидро и Даламбера. М., 1994.

Локк Дж. Соч.: В 3 т. М., 1985-1988.

Английские материалисты XVII-XVIII вв.: В 3 т. М., 1965-1966.

Асмус В. Ф. Декарт. М., 1956.

Паскаль Б. Мысли. М., 1994.

Утопический роман XVI-XVII вв. М., 1971.

Философия эпохи ранних буржуазных революций. М., 1983.

Руссо Ж. Ж. Трактаты. М., 1969.

Соколов В. В. Европейская философия XV-XVII вв. М., 1984.

Кузнецов В. Н., Мееровский Б. В., Грязнов А. Ф. Западноевропейская философия XVIII в. М., 1986.

Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.

Кузнецов В. Н. Французский материализм XVIII в. М., 1981.

Момджян Х. Н. Французское Просвещение XVIII в. М., 1983.

Кузнецов Б. Г. Развитие научной картины мира в физике XVI-XVIII вв. М., 1955.

Холл М. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской симвволической философии. Новосибирск, 1992.

Рассел Б. История западной философии. М., 1993. Т. 2. С. 58-190.

Хесле В. Гении философии Нового времени. М., 1992.

Пивоев В. М. Философия. Ч. 1. История философии. Петрозаводск, 1998. С. 147-174.



9. ФИЛОСОФИЯ И. КАНТА
Основные этапы творчества И. Канта: естественнонаучный, метафизический, критический и посткритический.

Крушение гносеологического оптимизма. Критический метод Канта. Априоризм. Исследование Кантом механизмов работы познавательных сил человека (воображения и рассудка) и установление границ сферы знания. Критерии научности познания. Идеи разума о «вещах-в-себе», душе, комосе и Боге. Учение об эмпирическом и ноуменальном характерах. Антиномичность картины мира. Свободный поступок как проявление ноуменального характера в эмпирическом мире. Природа зла. Проблема соединения необходимости и свободы - принцип целесообразности. Телеологическая и эстетическая способность суждения. Основания эстетического суждения. Ценность и оценка. Проблема «практического» разума. Трансцендентность и имманентность.


План семинарского занятия
1. Обоснование Кантом принципа историзма.

2. Исследование Кантом основ познавательной деятельности.

3. Критические исследования основ морали.

4. Обоснование способности ценностного суждения о прекрасном.


Основные понятия и категории темы
Критика, вещь-в-себе, ноумен, феномен, категорический императив, чистый разум, практический разум, способность суждения, эвдемонизм, априорное знание, трансценденция.
Литература
Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1963-1966.

Кант И. Трактаты и письма. М., 1980.

Философия Канта и современность. М., 1974.

Асмус В. Ф. Иммануил Кант. М., 1973.

Гулыга А. В. Кант. М., 1981.

Нарский И. С. Кант. М., 1976.

Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. М., 1986.

Асмус В. Ф. Немецкая эстетика XVIII в. М., 1962.

Кузнецов В. Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII начала XIX в. М., 1989.

Паульсен Ф. Кант, его жизнь и учение. СПб., 1905.

Фишер К. История новой философии. СПб., 1906-1910. Т. 4-5.

Тевзадзе Г. Иммануил Кант. Тбилиси, 1979.

Вопросы теоретического наследия И. Канта. Калининград, 1975-1986. Вып. 1-11 (Кантовский сборник).

Абрамян Л. А. Кант и проблема знания. Ереван, 1979.

«Критика чистого разума» Канта и современность. Рига, 1984.

Пивоев В. М. Философия. Ч. 1. История философии. Петрозаводск, 1998. С. 175-193.


10. ФИЛОСОФИЯ РОМАНТИЗМА
Истоки романтизма: философия «Я» Фихте, сентиментализм Л. Стерна и Руссо, просветительская идея свободы и негативный опыт решения проблемы свободы Французской революцией.

Философская эволюция Шеллинга как попытка синтеза романтизма и рационализма. Натурфилософия и пантеизм. Система трансцендентального идеализма. Эстетическая концепция. Миф и символ.

Кризис рационализма и гуманизма. «Буря и натиск». Романтическая ирония и ее осмысление Ф. Шлегелем. Фрагменты Новалиса. Теология и герменевтика Ф. Шлейермахера.

Абсолютизация идеи свободы в творчестве художников-романтиков. Поиски свободного духа в народной культуре, фольклоре, средневековой мистике.


План семинарского занятия
1. Истоки романтизма.

2. Романтическая ирония художника-гения.

3. Идея свободы в философии романтизма.

4. Поиски романтиками национального мифа.


Основные понятия и категории темы
Ирония, символ, миф, свобода, гений-художник, трансценденция, герменевтика, национальный дух, игра, «эстетизация зла», самомотивация, сентиментализм.
Литература
Шеллинг Ф. В. Й. Философия искуства. М., 1966.

Шеллинг Ф. Й. Соч.: В 2 т. М., 1987-1989.

Фихте И. Г. Соч.: В 2 т. СПб., 1993.

Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика: В 2 т. М., 1983.

Шлейермахер Ф. Речи о религии к образованным людям, ее презирающим. Монологи. М., Киев, 1994.

Вакенродер В. Г. Фантазии об искусстве. М., 1977.

Новалис. Гейнрих фон Оффтердинген. Фрагменты. Ученики в Саисе. СПб., 1995.

Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М., 1980.

Эстетика немецких романтиков. М., 1987.

Эстетика американского романтизма. М., 1982.

Эстетика раннего немецкого романтизма. М., 1982.

Габитова Р. М. Философия немецкого романтизма (Ф. Шлегель, Новалис). М., 1978.

Габитова Р. М. Философифя немецкого романтизма (Гельдерлин, Шлейермахер). М., 1989.

Гайденко П. П. Философия Фихте и современность. М., 1979.

Пивоев В. М. Ирония как феномен культуры. Петрозаводск, 1999.

Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. М., 1986.

Гулыга А. В. Шеллинг. М., 1984.

Кузнецов В. Н. Немечкая классическая философия второй половины XVIII - начала XIX в. М., 1989.

Рассел Б. История западной философии. М., 1993. Т. 2. С. 191-200.

Каменский З. А. Русская философия XIX века и Шеллинг. М., 1980.

Манн Ю. В. Русская философская эстетика. М., 1969.

Пивоев В. М. Философия. Ч. 1. История философии. Петрозаводск, 1998. С. 194-212.


11. ФИЛОСОФИЯ РАЦИОНАЛИЗМА XIX ВЕКА
Философия абсолютного разума Г. В. Ф. Гегеля. Несостоятельность рационализма. Категория отчуждения. Историческая типология развития культуры. Систематизация диалектики. Основные законы диалектики.

Позитивизм О. Конта. Позитивистская социология и эстетика. Прагматизм. Философская антропология Л. Фейербаха. Философия опыта Маха и Авенариуса.

Истоки философии марксизма. Диалектический материализм. Учение о диалектике как способе мышления и осмысления противоречий. Гносеологический и рационалистический фетишизм. Исторический материализм. Учение о классах и классовой борьбе. Насилие как «повивальная бабка» истории. Социологический и технологический подход к анализу общественного развития и критерии прогресса. Коммунистическая утопия, волюнтаризм, иллюзия о всемогуществе «научной идеологии». Крах коммунистической мифологии.
План семинарского занятия
1. Противоречие метода и системы в философии Гегеля.

2. Диалектическая логика в теории познания.

3. Причины недооценки Марксом способностей человека.

4. Насилие как способ реализации социальных программ.


Основные понятия и категории темы
Абсолют, абсолютный дух, феноменология духа, диалектика, снятие, тезис, антитезис, синтез, противоречие, тождество, самосознание, отчуждение, класс, классовая борьба, пролетариат, общественно-эконо-мическая формация, базис, надстройка, производительные силы, производственные отношения, основной вопрос философии, коммунизм, идеология, общественное бытие и общественное сознание, общественная собственность.
Литература
Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. М., 1974-1977. Т. 1-3.

Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. СПб., 1992.

Ильин И. А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека: В 2 т. СПб., 1994.

Гулыга А. В. Гегель. М., 1970.

Лукач Д. Молодой Гегель и проблемы капиталистического общества. М., 1987.

Мотрошилова Н. В. Путь Гегеля к «Науке логики». М., 1984.

Джемс У. Прагматизм. СПб., 1910.

Конт О. Дух позитивной философии. СПб., 1906.

Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. М., 1986.

Кузнецов В. Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII - начала XIX в. М., 1989.

Рассел Б. История западной философии. М., 1993. Т. 2. С. 215-260.

Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1.

Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42.

Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3.

Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21.

Лапин Н. И. Молодой Маркс. М., 1986.

Лукач Д. К онтологии общественного бытия: Пролегомены. М., 1991.

Андерсон П. Размышления о западном марксизме. М., 1991.

Арон Р. Мнимый марксизм. М., 1993.

Фромм Э. Из плена иллюзий. Концепция человека у Маркса // Фромм Э. Душа человека. М., 1992.

Платонов С. После коммунизма. Второе пришествие. М., 1991.

Капустин М. Конец утопии? Прошлое и будущее социализма. М., 1990.

Хайек Ф. А. фон. Дорога к рабству // Вопросы философии. 1990. № 10-12.

Хайек Ф. А. фон. Пагубная самонадеянность. М., 1992.

Новгородцев П. И. Об общественном идеале. М., 1991.

Булгаков С. Н. Карл Маркс как религиозный тип // Булгаков С. Н. Философия хозяйства. М., 1990. С. 310-342.

Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.

Ленин В. И. Три источника и три составные части марксизма // Полн. собр. соч. Т. 23.

Бжезинский З. Большой провал. Агония коммунизма // Квинтэссенция: Философский альманах. М., 1990. С. 256-277.

Рассел Б. История западной философии. М., 1993. Т. 2. С. 297-305.

Пивоев В. М. Философия. Ч. 1. История философии. Петрозаводск, 1998. С. 213-244.



12. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVIII-XIX ВЕКА
Спор «иосифлян» и «нестяжателей» о роли церкви в государстве и обществе. Раскол в православной церкви. Петровские реформы и логика российской истории: спор о судьбе России. М. Щербатов, А. Радищев. Просвещение в России. Масонская философия и мифология (И. Шварц, Н. Новиков, И. Лопухин). Начало старчества в церкви.

Реформы Александра I и конституционные проекты декабристов.

Истоки русского романтизма: история Н. М. Карамзина, сентиментализм, философия Шеллинга. Любомудры. «Философические письма» П. Я. Чаадаева. Славянофилы и западники. Религиозная философия А. С. Хомякова.

Влияние Гегеля на формирование социалистических идей в России. Истоки нигилизма и анархизма. Философия терроризма. М. Бакунин. П. Кропоткин.

Творчество Ф. Достоевского и философия В. С. Соловьева. К. Н. Леонтьев. Богоискательство Л. Н. Толстого.
План семинарского занятия
1. Масонство в России: поиски смыслов.

2. Спор славянофилов и западников о судьбе России. Русская идея.

3. «Легенда о Великом Инквизиторе» Достоевского.

4. Идея Софии у В. С. Соловьева.


Основные понятия и категории темы
Иосифляне, нестяжатели, старчество, раскол, старообрядчество, масонство, декабристы, любомудры, славянофилы, западники, панславизм, нигилизм, свобода воли, анархизм, народничество, соборность, богоискательство.
Литература
Ломоносов М. В. Избранные философские произведения. М., 1950.

Избранные произведения русских мыслителей второй половины XVIII в. М., 1952. Т. 1-2.

Русские просветители (от Радищева до декабристов): Собрание произведений в 2 т. М., 1966.

Избранные социально-политические и философские произведения декабристов. М., 1951. Т. 1-3.

Щербатов М. М. О повреждении нравов в России. Радищев А. Путешествие из Петербурга в Москву. М., 1984.

Русская философия второй половины XVIII века: Хрестоматия. Свердловск, 1990.

Шкуринов П. С. Философия России XVIII века. М., 1992.

Флоровский Г. В. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991.

Кармазин Н. М. История государства Российского. Ростов-на-Дону, 1994. Т. 1-4.

Добролюбов Н. А. Избранные философские произведения. М., 1948. Т. 1-2.

Чернышевский Н. Г. Соч.: В 2 т. М., 1986-1987.

Русская философия первой половины XIX в.: Хрестоматия. Свердловск, 1987.

Русская философия второй половины XIX в.: Хрестоматия. Свердловск, 1991. Ч. 1.

Писарев Д. И. Исторические эскизы: Избр. статьи. М., 1989.

Чаадаев П. Я. Полн. собр. соч. и избр. письма: В 2 т. М., 1991.

Герцен А. И. Соч.:В 2 т. М., 1985-1986.

Потебня А. А. Слово и миф. М., 1989.

Бакунин М. А. Философия. Социология. Политика. М., 1989.

Кавелин К. Д. Наш умственный строй: Статьи по философии русской истории и культуры. М., 1989.

Юркевич П. Д. Философские произведения. М., 1990.

Хомяков А. С. Соч.: В 2 т. М., 1994.

Сковорода Г. С. Соч.: В 2 т. М., 1973.

Ткачев П. Н. Соч.: В 2 т. М., 1975-1976.

Лавров П. Л. Философия и социология: Избр. произв. в 2 т. М., 1965.

Гоголь Н. В. Выбранные места из переписки с друзьями // Собр. соч.: В 7 т. М., 1978. Т. 6. С. С. 184-380.

Леонтьев К. Н. Избранное. М., 1993.

Данилевский Н. Я. Россия и Запад. М., 1991.

Соловьев В. С. Соч.: В 2 т. М., 1988.

Соловьев В. С. Соч.: В 2 т. М., 1989.

Лосский Н. О. История русской философии. М., 1991.

Зеньковский В. В. История русской философии. Л., 1991. Т. 1, ч. 1-2; Т. 2, ч. 1.

Трубецкой Е. Н. Миросозерцание Вл. Соловьбева. М., 1995.

Введенский А. И., Лосев А. Ф., Радлов Э. Л., Шпет Г. Г. Очерки истории русской философии. Свердловск, 1991.

Книга о Владимире Соловьеве. М., 1991.

Лосев А. Ф. Владимир Соловьев и его время. М., 1990.

Галактионов А. А., Никандров П. Ф. Русская философия IX - XIX вв. Л., 1989.

Пивоев В. М. Философия. Ч. 1. История философии. Петрозаводск, 1998. С. 245-272.
13. ФИЛОСОФИЯ ИРРАЦИОНАЛИЗМА XIX ВЕКА
Философия С. Кьеркегора. Исследование сократовской иронии. Три ступени на пути к спасению: эстетик, этик, теолог. Три образа отчаяния. Болезнь к смерти. Страх и отчаяние как условие осознания греховности и открытия пути к Богу: «Кто отдаст все - получает все».

Философия А. Шопенгауэра. Воля как энергия и ее основные формы: магнетизм, тяготение, воление, стремление, страсть. Воля как инстинкт жизни. Представление как основная форма осознания жизни. Пессимизм как ценностная установка в картине мира. Основы нравственной философии Шопенгауэра в «Афоризмах житейской мудрости».

Ф. Ницше об аполлоновском и дионисийском началах в культуре. Переоценка всех ценностей. Роль мифа в культуре. «Философия жизни» В. Дильтея и Г. Зиммеля. Объяснительная и описательная психология. Проблема понимания. Науки о природе и науки о духе. Идея «творческой эволюции» А. Бергсона, новое понимание времени, интуитивизм.
План семинарского занятия
1. Философия С. Кьеркегора как предвосхищение экзистенциализма.

2. Воля и представление как основы понимания мира А. Шопенгауэром.

3. Опыт переоценки ценностей у Ф. Ницше.

4. Интуитивное осмысление мира у А. Бергсона.


Основные понятия и категории темы
Страх, отчаяние, экзистенция, обольщение, воля, представление, воля к власти, вечное возвращение, ирония, жизнь, сверхчеловек, нигилизм, переоценка ценностей, филистерство, опыт, иррационализм, интуитивизм, аполлоновское и дионисийское начала, время, свобода.
Литература
Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1994.

Кьеркегор С. Наслаждение и долг. Киев, 1994.

Шопенгауэр А. О четверояком корне... Мир как воля и представление. Критика кантовской философии. М., 1993. Т. 1-2.

Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М., 1992.

Ницше Ф. Соч.: В 2 т. М., 1990.

Ницше Ф. Избранные произведения: В 3 т. М., 1994.

Рассел Б. История западной философии. М., 1993. Т. 2. С. 268-350.

Зотов А. Ф., Мельвиль Ю. К. Буржуазная философия середины XIX - начала XX в. М., 1988.

Буржуазная философия кануна и начала империализма. М., 1977.

Гайденко П. П. Трагедия эстетизма. М., 1970.

Быховский Б. Э. Кьеркегор М., 1970.

Мир Кьеркегора: Русские и датские интерпретаторы творчества Серена Кьеркегора. М., 1994.

Шестов Л. Киркегард и экзистенциальная философия. М., 1992.

Быховский Б. Э. Шопенгауэр. М., 1975.

Соловьев В. С. Кризис западной философии // Соч: В 2 т. М., 1992.

Антология мировой философии: В 4 т. М., 1971. Т. 3.

Бергсон А. Собр. соч.: В 4 т. М., 1992. Т. 1.

Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память. Минск, 1999.

Бергсон А. Два источника морали и религии. М., 1994.

Гарин А. Воскрешение духа. М., 1992.

Асмус В. Ф. Историко-философские этюды. М., 1984.

Пивоев В. М. Философия. Ч. 1. История философии. Петрозаводск, 1998. С. 273-289.


14. ФИЛОСОФИЯ РАЦИОНАЛИЗМА ХХ ВЕКА
Некантианство (В. Виндельбанд, Г. Риккерт) и неогегельянство (Б. Кроче, Р. Коллингвуд) конца XIX - начала XX в.

Неопозитивизм Л. Витгенштейна и Б. Рассела. Венский кружок: М. Шлик, Р. Карнап, О. Нейрат, Ф. Вайсман, Г. Фейгл и др.). “Логико-философский трактат” Л. Витгенштейна. Теорема К. Гёделя о неполноте. Б. Рассел и философия математики. Философия языка, или лингвистическая философия. Аналитическая философия.

Структурализм Р. Якобсона, К. Леви-Строса и Р. Барта. Достоинства и недостатки рациональной методологии в искусствознании, абсолютизация количественных, “точных” методов в гуманитарных науках.

Критический реализм К. Поппера и Г. Альберта. Проблема верификации и фальсификации. Миф “концептуального каркаса”.

Западный марксизм Д. Лукача, А. Грамши, Ж. П. Сартра, Э. Фромма., Л. Альтюссера, Г. Маркузе, Ю. Хабермаса. Утопические модели преодоления противоречий западного общества.
План семинарского занятия
1. Логический анализ языка в неопозитивизме.

2. Успехи и иллюзии структурализма.

3. Критический реализм и релятивизм К. Поппера.

4. Особенности западного марксизма.


Основные понятия и категории темы
Логический позитивизм, неопозитивизм, аналитическая философия, лингвистическая философия, структурализм, парадигма, верификация, фальсификация, «концептуальный каркас», критический реализм.
Литература
Витгенштейн Л. Философские работы. М., 1994. Ч. 1-2 (кн. 1).

Людвиг Витгенштейн: человек и мыслитель. М., 1993.

Рассел Б. Человеческое познание. М., 1957.

Рассел Б. История западной философии. М., 1993. Т. 2.

Фреге Г. Мысль: логическое исследование // Философия. Логика. Язык. М., 1987. С. 18-47.

Вригт Г. Х. фон. Логико-философские исследование. М., 1986.

Хинтикка Я. Логико-эпистемологические исследования. М., 1980.

Малкольм Н. Состояние сна. М., 1993.

Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.

Башляр Г. Новый рационализм. М., 1987.

Современная аналитическая философия. М., 1991. Вып. 3.

Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.

Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992. Т. 1-2.

Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

Современная буржуазная философия. М., 1978.

Уайтхед А. Н. Избранные работы по философии. М., 1990.

Фуко М. Слова и вещи. М., СПб., 1994.

Леви-Строс. К. Структурная антропология. М., 1983.

Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994.

Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1988.

Семиотика. М., 1983.

Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994.

Арон Р. Мнимый марксизм. М., 1994.

Пивоев В. М. Философия. Ч. 1. История философии. Петрозаводск, 1998. С. 290-302.

15. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ ХХ ВЕКА
Религиозная философия П. А. Флоренского и С. Н. Булгакова. Имяславие. Софиология. В. В. Розанов. Л. П. Карсавин. С. Л. Франк.

Интуитивизм Н. О. Лосский. Первая попытка системного философского осмысления мира Лосским. Некантианство (А. Веденский, И. Лапшин) и персонализм (А. Козлов, Л. Лопатин, Н. Бугаев).

Экзистенциализм Л. Шестова и Н. А. Бердяева. Журнал «Путь». Правовые и политические идеи П. И. Новгородцева и И. А. Ильина. Сборник «Вехи» как разоблачение мифологии социализма. Русский космизм. Философия символизма А. Белого и Вяч. Иванова. Феноменологические идеи Г. Г. Шпета и А. Ф. Лосева. Философия культуры М. М. Бахтина.
План семинарского занятия
1. Богоискательство в России начала ХХ века.

2. Сборник «Вехи» как диагноз «детской болезни левизны» в русском социализме.

3. Русский космизм.

4. Философия культуры М. М. Бахтина.



Основные понятия и категории темы
София, софиология, имяславие, всеединство, космизм, богоискательство, интуитивизм, персонализм, неокантианство, иррационализм, символизм, социализм, феноменология.
Литература
Русские философы: Антология. Конец XIX - середина ХХ в. М., 1993-1994. Вып. 1-2.

О России и русской философской культуре: Философия русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990.

Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

Бердяев Н. А. Самопознание. Л., 1991.

Бердяев Н. А. О русской философии. Свердловск, 1991. Ч. 1-2.

Н. А. Бердяев: pro et contra: Антология. Кн 1. СПб., 1994.

Розанов В. В. Религия и культура. Уединенное. М., 1991. Т. 1-2.

Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. У водоразделов мысли. М., 1991. Т. 1-2.

Франк С. Л. Сочинения. М., 1990.

Франк С. Л. Духовные основы общества. М., 1990.

Шестов Л. Соч.: В 2 т. М., 1993.

Шестов Л. Избранные сочинения. М., 1993.

Булгаков С. Н. Соч.: В 2 т. М., 1993.

Булгаков С. Н. Свет невечерний. М., 1994.

Новгородцев П. И. Об общественном идеале. М., 1991.

Эрн В. Ф. Сочинения. М., 1991.

Карсавин Л. П. Религиозно-философские сочинения. М., 1992. Т. 1.

Карсавин Л. П. О началах (опыт христианской метафизики) // Сочинения. СПб., 1994. Т.VI.

Лосский Н. О. Избранное. М., 1991.

Лосский Н. О. Учение о перевоплощении. Интуитивизм. М., 1992.

Лосский Н. О. История русской философии. М., 1991.

Зеньковский В. В. История русской философии. Л., 1991. Т. 2, ч. 1-2.

Путь: Орган русской религиозной мысли. М., 1992. Кн. 1.

Лосев А. Ф. Из ранних произведений. М., 1990.

Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.

Гальцева Р. А. Очерки русской утопической мысли ХХ века. М., 1992.

Ильин И. А. Соч.: В 2 т. М., 1994.

Русский космизм: Антология философской мысли. М., 1993.

Кувакин В. А. Религиозная философия в России: Начало ХХ в. М., 1980.

Семенкин Н. С. Философия богоискательства: Критика религиозно-философских идей софиологов. М., 1986.

Успенский П. Д. Новая модель Вселенной. СПб., 1993.

Успенский П. Д. Tertium organum: Ключ к загадкам мира. СПб., 1992.

Пивоев В. М. Философия. Ч. 1. История философии. Петрозаводск, 1998. С. 303-323.
16. ФИЛОСОФИЯ ИРРАЦИОНАЛИЗМА ХХ ВЕКА
Философия бессознательного от Э. Гартмана до З. Фрейда. Сексуальная доминанта в философии Фрейда. От личностного бессознательного к архетипам коллективного бессознательного К. Г. Юнга.

Феноменология Э. Гуссерля. Проблема очищения ощущений, чувственных феноменов от субъективности, случайного опыта.

Экзистенциализм М. Хайдеггера, К. Ясперса, А. Камю, Ж. П. Сартра, Г. Марселя, М. Мерлоо-Понти. Бытие и существоание.

Философская герменевтика П. Рикера и Г. Г. Гадамера.

Постструктурализм и деконструктивизм. Философия постмодерна (В. Вельш, Э. Левинас, Ж. Ф. Лиотар, Ж. Деррида, Ж. Бодрияр).

К новолй философской парадигме (Ф. Капра, С. Гроф, Э. Фромм, В. Налимов).


План семинарского занятия
1. Философия бессознательного от Фрейда до Грофа.

2. Экзистенциализм как переживание безнадежности существования.

3. Философская герменевтика П. Рикера и Г. Гадамера.

4. Философия постмодерна.


Основные понятия и категории темы
Бессознательное, либидо, «оно», архетип, «коллективное бесознательное», экзистенция, Ничто, пограничная ситуация, герменевтика, деконструкция, постструктурализм, феноменология, абсурд, отчуждение, персонализм, постмодерн.

Литература
Гуссерль Э. Философия как строгая наука // Логос. М., 1911. Кн. 1. С. 1-56.

Гуссерль Э. Логические исследования. Ч. 1. Пролегомены к чистой логике. СПб., 1909.

Гуссерль Э. Феноменология // Логос. М., 1991. Вып. 1. С. 12-21.

Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М., 1991.

Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М., 1991.

Современная буржуазная философия. М., 1978.

Современный экзистенциализм: Критические очерки. М., 1966.

Философия Мартина Хайдеггера и современность. М., 1991.

Человек и общество: Проблемы человека на XVIII Всемирном философском конгрессе. М., 1992. Вып. 4.

Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.

Мунье Э. Персонализм. М., 1993.

Левинас Э. Время и Другое //Патрология. Философия. Герменевтика. Труды Высшей религиозно-философской школы. СПб., 1992. Вып. 1. С. 89-138.

Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989.

Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991.

Юнг К. Г. Проблема души нашего времени. М., 1993.

Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990.

Фромм Э. Душа человека. М., 1992.

Рикер П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. М., 1995.

Жак Деррида в Москве: Деконструкция путешествия. М., 1993.

Философия. Религия. Культура: Критический анализ современной буржуазной философии. М., 1982.

Хрестоматия по истории психологии: Период открытого кризиса. М., 1980.

История зарубежной философии: 30-60-е годы ХХ в. М., 1986.

Пивоев В. М. Философия. Ч. 1. История философии. Петрозаводск, 1998. С. 324-351.





следующая страница >>



В каждом творце конституции прячется утопист. Фрэнк Маньюэл
ещё >>