Программа I Итогового государственного экзамена по основной образовательной программе «Культурный и музейный туризм» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа итогового государственного экзамена по основной образовательной... 1 253.8kb.
Программа итогового государственного экзамена по основной образовательной... 8 1096.48kb.
Программа итогового государственного экзамена по основной образовательной... 1 314.17kb.
Программа итогового комплексного (государственного) междисциплинарного... 1 125.46kb.
Программа итогового государственного экзамена по специальности по... 1 44.3kb.
Программа итогового (государственного) комплексного междисциплинарного... 1 186.95kb.
Программа итогового государственного экзамена утверждена на заседании... 1 329.78kb.
Программа итогового государственного экзамена по специальности 3 391.93kb.
Программа итогового (государственного) комплексного междисциплинарного... 1 118.66kb.
Программ а итогового экзамена по дисциплине гражданское право 1 338.13kb.
Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена... 3 641.75kb.
Объявляется прием студентов на 1- курс по всем формам обучения на... 1 17.93kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа I Итогового государственного экзамена по основной образовательной программе - страница №1/1

Правительство Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет»

Философский факультет

«УТВЕРЖДАЮ»

Председатель

Учено-методической комиссии Философского факультета
______________/Н.В. Кузнецов/
«___»_________________ 2012г.


«УТВЕРЖДАЮ»

Председатель

Ученого совета

Философского факультета


_______________/С.И. Дудник/
«___»_______________ 2012 год

ПРОГРАММАi

Итогового государственного экзамена

по основной образовательной программе « Культурный и музейный туризм»

подготовки бакалавра по направлению 100200 «Туризм»

Программа итогового государственного экзамена утверждена на заседании

Учебно-методической комиссии Философского факультета

«06» ноября 2012 г., протокол № 4

Программа итогового государственного экзамена утверждена на заседании

Ученого совета Философского факультета

«13» ноября 2012г., протокол № 11

Санкт-Петербург

2012


Миссия основной образовательной программы 100200 «Туризм» заключается в подготовке по программе бакалавриата специалистов для работы в коммерческих и государственных организациях, обладающих комплексом знаний для аналитической, исследовательской и практической деятельности в сфере культурного и музейного туризма

Компетенции, формируемые в результате освоения основной образовательной программы, включают в себя как блок общекультурных компетенций так и блок профессионально ориентированных.

В процессе сдачи государственного экзамена выпускник должен показать, что он:



осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

осознает значение информации в развитии современного общества; владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации;

способен применять теоретические основы и инструментарий (методы) культурологического и музееведческого знания в исследованиях современной культуры и объектов культурного и природного наследия;

готов к использованию современного знания о культуре и ведущих направлений современной социокультурной деятельности (концепций и инструментария) в организационно-управленческой работе;

готов к участию в разработке культурно-образовательных программ в системе культурных центров, экскурсионных и туристических фирм.

имеет представление об основных туристических направлениях, этической, географической, экономической, культурной и социальной составляющей профессиональной деятельности в области туризма, умеет анализировать юридические документы, касающиеся сферы туризма.

знает основы менеджмента в туризме, историю развития управления туристской деятельностью, функции, принципы и методы менеджмента, особенности организационных структур управления туризмом и принятия управленческих решений.
Раздел 1. Основы туризма

Концепция туризма. Предмет и объект изучения туризма. Путешествие и туризм. Классификация и виды туризма. Туризм как междисциплинарная наука. Турист как субъект туризма. Инфраструктура туризма. Туристический потенциал территории. Туристические объекты, комплексы и институты. Организация туризма. Туристические маршруты и их типы. Факторы развития туризма. Туристические зоны, регионы, центры и дестинации. Деятельность в сфере туризма и ее регулирование. Основные технологии туроператорской и агентской деятельности. Механизмы взаимоотношений туроператора и турагента. Туристические услуги. Международный и отечественный туризм. Особенности деятельности. Факторы развития и тенденции развития.


Раздел 2. Экскурсоведение как наука.

Суть экскурсионной теории. Определение основных понятий: экскурсия, экскурсоведение, экскурсионная работа, метод, методика, методология, прием. Принцип научности в экскурсии. Сущность экскурсии. Роль экскурсионной практики в развитии экскурсоведения. Основные концепции экскурсоведения, ученые-экскурсионисты – Ф.Л. Курлат, Ю.Е. Соколовский, М.И. Гревс, Н.П. Анциферов, Б.E. Райков, Н.А. Гейнике и др. Концепция экскурсоведения М.И. Гревса. Функции и признаки экскурсии. Схема экскурсионного процесса и цели экскурсии. Основные функции экскурсии – функция научной пропаганды (принцип научности, принцип идейности), функция информации, функция организации культурного досуга, экскурсия в функции расширения культурно-технического кругозора, функция формирования интересов человека. Экскурсионный метод познания. Экскурсионный метод, его значение, цель и задачи. Особенности экскурсионного метода. Ди­дактическая и воспитательная функции экскурсий. Классификация экскурсий. Классификация экскурсий по содержанию, по составу участников, по месту проведения и по способу передвижения и т.д. Значение классификации экскурсий. Тематическая экскурсия: особенности, цели, ключевые характеристики. Показ в экскурсии. Демонстрация как метод презентации объекта. Последовательность, схема, ступени и виды показа. Сочетание показа и рассказа в экскурсии. Методика экскурсоведения. Предмет и виды экскурсионной методики. Соотношение трех основных частей – методики показа, методики рассказа и методики организации экскурсионного процесса. Определение цели и задач экскурсии. Определение источников экскурсионного материала. Комплектование «портфеля экскурсовода». Работа с методическими рекомендациями по составлению экскурсий ведущих музеев Санкт-Петербурга. Самостоятельное выявление признаков и особенностей музейной экскурсии.


Раздел 3. Менеджмент туризма

Организационно-функциональные основы управления туристскими фирмами. Туристское обслуживание как предпринимательская деятельность. Виды туристских организаций по функциональным признакам. Стратегический менеджмент в туризме. Формирование стратегии развития туризма. Цели, задачи и миссия туристской организации. Задачи топ-менеджмента. Эффективность управления туризмом. Деловое администрирование в туризме. Особенности менеджмента отдельных видов. Экскурсионный менеджмент. Менеджмент гостеприимства. Менеджмент безопасности в туркомплексах. Финансовый менеджмент в туркомплексах. Технический менеджмент. Менеджмент анимации и спорта. Экологический менеджмент. Менеджмент регионального туризма. Основные понятия и методологическая база регионального менеджмента. Понятие туристского региона. Функции организационных структур регионального туризма. Этапы решения организационных задач регионального менеджмента. Информационно-техническое обеспечение менеджмента в туризме. Экономическая эффективность менеджмента в туризме. Социальный аспект менеджмента в туризме. Роль топ-менеджера в туризме. Управление человеческими ресурсами: подбор персонала, оценка результатов деятельности и поощрение, социальная адаптация в коллективе. Инновационный менеджмент и управление жизненным циклом туристского продукта. Классификация инноваций. Управление инновационными проектами. Управление инвестиционными программами развития туризма. Характеристика объекта инвестирования. Формирование инвестиционных программ. Выбор инвестиционных программ по экономическим критериям. Международное регулирование менеджмента в сфере туризма. Роль международных организаций в регулировании туристской деятельности. Правовое регулирование международной туристской деятельности. Международные туристические организации – виды, цели, задачи. Инструменты регулирования международной туристской деятельности.


Раздел 4. Маркетинг в туризме.

Концепция маркетинга в туризме. Становление и развитие концепции маркетинга в туризме. Принципы маркетинга туризма. Управление маркетингом туристической организации. Основные направления маркетинговых исследований в турбизнесе. Информационное обеспечение маркетинга. Методологические основы маркетинговых исследований. Рынок как объект маркетингового исследования в туризме. Маркетинговые исследования конкуренции и конкурентов. Оценка конкурентной среды туристической организации. Построение конкурентной карты рынка. Маркетинговые исследования потребителей. Факторы среды, влияющие на поведение потребителей туристических услуг. Исследование мотивов проведения потребителей. Особенности стратегии и тактики маркетинга в управлении туристической организацией.



Определение целевого рынка. Сущность и роль сегментации рынка. Сегментация рынка туризма на основе комбинации базовых признаков. Анализ возможностей освоения сегмента рынка. Формирование маркетинговой стратегии. Сущность, роль и процесс формирования маркетинговой стратегии туристской организации. Виды маркетинговых стратегий. Формирование коммуникационной политики туристической организации. Реклама в комплексе маркетинговых коммуникаций. Современный подход и организация маркетинга туристической организации. Международный маркетинг и бизнес. Составляющие внешней среды международного маркетинга и бизнеса. Культурная среда и ее роль в международном маркетинге в сфере туризма.
Раздел 5. Интернет-технологии и реклама в туризме

Информационно-коммуникационные технологии в туризме и автоматизация деятельности туристских фирм. Информационные потоки в сфере туризма. Информационные технологии в управлении туризма. Техническое и программное обеспечение туристского офиса. Средства коммуникации, связи и оргтехники. Нормативные требования к оборудованию туристского офиса. Перспективные разработки программ автоматизации туристского офиса. Программные комплексы «МАСТЕР-ТУР», «САМО-Тур», «TURWIN MULTIPRO». Автоматизированные системы бронирования и резервирования в туризме. Классификация систем бронирования и резервирования. Характеристика и функциональные возможности отечественных и зарубежных систем бронирования и резервирования. Международные нормативно-правовые акты по использованию систем бронирования и резервирования. Системы бронирования «AMADEUS», «GALILEO», «SABRE», «WORLDSPAN», «СИРИН», «Экспресс». Системы автоматизации управления гостиничным комплексом. Общая характеристика гостиничного бизнеса. Понятие автоматизированной системы управления гостиницей. Обзор рынка программного обеспечения управления гостиницей. Характеристика программных систем управления гостиницей, представленных на российском рынке. Электронные системы продаж в управлении гостиничным бизнесом. Системы «FIDELIO», «Lodging Touch LIBICA», «Невский портье», «Отель», «Эдельвейс», «Русский отель» и программа «In Style». Системы автоматизации управления ресторанным бизнесом. Понятие автоматизированной системы управления рестораном. Техническое и программное обеспечение ресторанного бизнеса. Российские и зарубежные продукты для ресторанного бизнеса. Программное обеспечение контроля службы питания. Системы «FIDELIO Food&Beverage», «MICROS» и программы «R-keeper», «Компас». Использование Интернета в туристском бизнесе. Практика использования Интернет в туристской сфере. Возможности Интернет в формировании, продвижении и реализации туристского продукта. Туристские порталы и серверы. Сайты туроператоров. Бронирование гостиничных услуг в Интернет. Страхование туристов. Перспективные направления использования Интернет в туризме. Электронная коммерция в туризме. Понятие, история развития и структура рынка информационных продуктов и услуг. Понятие электронной коммерции. Интернет-технологии электронной коммерции. Технологии защищенной связи и защиты данных в электронной коммерции. Системы электронных платежей, цифровые деньги. Информационно-коммуникационные технологии в деятельности гидов и экскурсоводов. Системы глобального позиционирования. Коммуникационные технологии при проведении экскурсий. Мультимедиа технологии в экскурсионной деятельности. Виртуальные экскурсионные туры. Реклама в туризме. Особенности рекламы в туризме. Виды рекламы и ее функции. Содержание и структура рекламного рынка. Характеристика современного рекламного процесса. Классификация рекламных кампаний по признакам. Планирование рекламной деятельности туристского предприятия. Средства распространения рекламы. Реклама с непосредственной реакцией в туризме (прямой маркетинг). Основные формы, цели, характеристики прямого маркетинга. Прямая почтовая рассылка (catalogue marketing, direct-mail marketing). Структурная формула составления рекламного письма. Телефонный маркетинг. Основные правила общения по телефону. Личная продажа: основные формы и коммуникативные особенности. Ключевые идеи в продаже. Формирование отношений с клиентом. Интерактивная реклама в интернете. Структурная формула. Интегрированный прямой маркетинг. Алгоритм проведения direct marketing компании. Наружная реклама.



Раздел 6. Основы гостерпиимства.

Истоки гостеприимства как культурного явления Истоки гостеприимства как культурного явления. Категория Свое-Чужое в архаической культуре. Дом как категория народной культуры. Феномен странничества и отношение к странникам в культуре. Странничество в художественной литературе. Гость в русской традиции. Гостеприимство как феномен культуры. Гостеприимство как проблема этики. Аксиология гостеприимства. Гостеприимство в разных культурах: обзор. Правила гостеприимства (анализ основных параметров). Категория Свой-Чужой и гостеприимство в условиях глобализации. Гостеприимство и проблема сохранения собственной идентичности. Гостеприимство и толерантность. Культурная идентичность и национальное гостеприимство: зарубежный опыт. Гостеприимство как проблема маркетинга в области туризма. Гостеприимство и туризм. Гостеприимство как обратная сторона туризма. Модели гостеприимства. Стимулирование гостеприимного отношения к туристам. Гостеприимство как элемент корпоративной этики отелей. Гостеприимство как конкурентное преимущество.



Раздел 7. Человек и его потребности.

Человек и его потребности: постановка проблемы. Основные понятия теории потребностей. Потребности и сервисная деятельность. Основные концепции человека и человеческих потребностей в истории общественной мысли. Современные научные концепции человека и его места в мире. Основные подходы к проблеме человека и его потребностей у мыслителей XX в. Человек и его место в мире. Мировоззренческие основания теории потребностей. Человек как социальное существо. Концепция потребностей в философии. Биологические и социальные потребности. Материальные и духовные потребности. Индивидуальные и общественные потребности. Рутинные и творческие потребности. Потребности и способности. Потребности и система ценностей. Социально-психологическая концепция потребностей и методы сервисной деятельности. Структура сервисной деятельности и удовлетворение потребностей.


Раздел 8. Культурно-исторические центры мира.

Историко-культурные памятники Древнего Египта на территории г. Каир (и его окрестностях). Каир как центр исламской культуры. Памятники христианской культуры Каира. Исторические этапы становления Иерусалима как религиозного центра еврейской культуры. Иерусалим как мировой центр исламской культуры. Иерусалим как мировой центр христианской культуры. Топонимика современного Иерусалима. Исторические этапы становления Рима как религиозно-политического центра античного Средиземноморья. Историко-культурные памятники эпохи римской республики на территории г. Рим. Общественные постройки «имперского периода» на территории г. Рим. Рим как центр христианской культуры. Исторические этапы развития Константинополя. Историко-культурные памятники античности на территории современного Стамбула. Исторические этапы становления Стамбула как религиозно-политического центра исламского мира. Топонимика современного Стамбула. Исторические этапы становления Мекки как религиозного центра исламской культуры. Мекка в религиозной жизни современной исламской культуры (хадж: его функция и структура). Основные памятники исламской культуры на территории Медины. Дамаск как центр христианской культуры. Дамаск как центр исламской культуры. Историко-культурные доминанты современного Дамаска. Исторические этапы становления Лхасы как религиозно-политического центра тибетского буддизма. Историко-культурные памятники тибетского буддизма на территории (и в окрестностях) Лхасы. Дворец Потала: история формирования дворцового комплекса. Характеристика архитектуры основных памятников афинского Акрополя. Памятники скульптуры аттического периода на территории Афин. Особенности драматического искусства Древней Греции. Афинские театры. Памятники архитектуры эпохи Возрождения на территории г. Рим. Римская скульптура эпохи Возрождения и эпохи барокко. Театральное искусство древнего Рима, средневековый театр Рима, театр эпохи Возрождения. Флоренция как центр искусства (эпоха Возрождения). Архитектурные памятники романского и готического стилей на территории Парижа. Основные памятники архитектуры 16-18 вв. на территории г. Париж. Современные архитектурные доминанты Парижа. Французская живопись эпохи Возрождения и эпохи барокко. Формирование академической школы живописи и основные направления французской живописи 19- начала 20 вв. Драматическое искусство Франции. Этапы развития оперного искусства в Париже. Творчество А. Гауди в Барселоне. Барселона как центр искусства эпохи «модерн». Вена: Венский сецессион (худ. программа и основные представители). Мадрид. Основные музеи. «Треугольник искусств». Коллекции, принципы формирования коллекций. Субкультуры Берлина. (на примере района Кройцберг). Лондон. Модели межкультурной (межэтнической, межконфессиональной) коммуникации. Нью-Йорк как центр современного искусства (музеи, галереи, организация гал и муз деятельности). Нью Йорк как мировой центр экономики. Мехико. Этапы исторического развития структуры города (от Теночтетлана к современной градостроительной ситуации). Рио-де-Жанейро. Карнавал: история и современность. Токио как центр мировой моды. Пекин как политический центр восточной Азии. Дели как современный центр науки и образования. Дубай: структура туризма; перспективные направления развития туризма.
Раздел 9. Профессиональная этика и этикет. Корпоративная культура и управление персоналом.

Методологические и теоретические основы этики. Предмет и объект изучения этики. Моральная личность и моральное общество. Формирование морали в культурном пространстве. История этических учений. Проблемы нормативной этики. Теория ценности. Моральные права. Моральная ответственность и свобода воли. Теория долженствования. Профессиональная этика. Основы профессиональной этики в туризме. Применение теорий нормативной этики в сфере туризма. Профессиональные кодексы. Этикет. Основные правила этикета. Применение этикета в сфере туризма. Особенности этикетных норм в разных культурных пространствах.

Общая характеристика предмета и проблематики курса «корпоративная культура и управление персоналом» и его значения для формирования ценностно-культурологического мировоззрения, направленного на максимально эффективное достижение стратегических целей организации.

История понятия «корпоративная культуры». Школы, концепции и теории «корпоративной культуры»: история и современность; методологические принципы изучения и «диагностики» корпоративной культуры. Основные типы корпоративной культуры и ее универсальная цель. Структура корпоративной культуры. Основные функции корпоративной культуры и критерии ее эффективности. Структурно-функциональный анализ корпоративной культуры. Корпоративная культура и управление персоналом в проекции этикетных норм. Корпоративный этикет. Светский, корпоративный, деловой этикеты и их взаимодействие в реальной жизни людей. Деловой этикет как особый вид социальной регуляции. Азбука делового этикета: деловое письмо, деловой телефонный разговор, нетикет (netiquette - сетевой этикет): электронное письмо, мобильный телефон. Особенности развития корпоративной культуры России. Модернизация России в условиях глобализации и интенсивной межкультурной коммуникации. Корпоративная культура и особенности национальных культур.


Раздел 10. Правовое регулирование и страхование в туризме.

Цели и задачи правового обеспечения туризма. Законодательство РФ в сфере туризма. Конституция Российской Федерации как основной закон государства, содержащий базовые принципы прав и свобод человека и гражданина. Закон РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Закон РФ «О защите прав потребителей». Закон РФ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Права и обязанности туриста. Российское законодательство в области защиты прав и интересов туристов. Международно-правовые формы координации деятельности государств в сфере туризма и путешествий. Систематизация и координация норм и принципов международного права по вопросам туристской деятельности. Международное законодательство, регулирующее перемещение туристов и пересечение ими таможенных границ. Правовые формы сотрудничества и партнёрства государств в сфере туризма. Перспективы совершенствования международных туристских связей. Страхование туристической деятельности. Правовые основы страхования в Российской Федерации. Основные положения договора страхования. Виды страхования в туризме. Страхование туриста и его имущества. Страхование рисков туристических фирм. Страхование туристов в зарубежных туристических поездках. Страхование иностранных туристов. Страхование гражданской ответственности туристов, путешествующих транспортным средством, являющимся источником повышенной опасности. Обязательное личное страхование.


Раздел 11. Культурная география

Основные понятия и концепты культурной географии. Культурная география, гуманитарная география, поэтическая география (геопоэтика), сакральная география – их соотношение.

География человека и география ландшафта. Ландшафтное проектирование в культуре. Понятия «хронотоп» и «топохрон». Отличие пространственно-временного анализа от хронотопического. Семиотический метод в культурной географии. «Культурологический поворот» в культурной географии: история, школы и идеи. История географических открытий как прообраз современной культурной географии. Англо-американская традиция и «преодоление» социально-экономического направления в географических исследованиях. Зарождение культурной географии на отечественной почве. «Антропологический поворот» в системе гуманитарной и культурной географии. Глобализация, геополитика, постколониальные исследования и культурная география. Взаимосвязь современного философско-культурологического дискурса с проблемным полем культурной и гуманитарной географии. Геопоэтика (поэтическая география) и сакральная география в структуре гуманитарного знания. Поэтика и геопоэтика. Философская поэзия и поэзия в философии. Культурная и ландшафтная среда в геопоэтической перспективе. Метафизика культурного пространства в поэтическом творчестве. Связь геопоэтики с сакральной, гуманитарной и культурной географией. Отражение гепоэтических исследований в пространстве Интернета. Поэтика русского Серебряного века. Сакральная география России. Сакральная география регионов мира (по выбору студента). Тенденции мирового развития во второй половине XX –начале XX вв. География, геополитика и геокультурные трансформации. Глобализм, глокализация, антиглобализм. «Глобальные» и «локальные» конфликты: роль культурного фактора. Контркультурные трансформации 2-ой половины XX в. и их пространственно-географическая локализация. Топография терроризма и локальных войн. Постмодернистские концепции в рамках культурной географии. Концепция истории культуры М. Фуко. Идея детерриториализации и символического обмена. Номадология и «мир без границ». «Производство желания» в обществе потребления» (Ж. Делез, Ж. Бодрийяр). Опыт деконструкции в культуре (Ж. Деррида). Культурный ландшафт и культурные слои. Метафизика ландшафта. Петербург и Россия в XX-XXI вв. Основные этапы истории России XX века (общая характеристика, роль пространственного и временного факторов). Петербург как особое пространство русской и мировой культуры. Основные этапы развития Петербурга в XX веке. Понятие военной географии. Военная география как составляющая культурной географии. Маркеры пространства в военной географии. Понятие «своей» земли в культурной и военной географии. Вариативность осознания человеком своей географической локации. Представления о «Родине», «Земле предков», «Святой земле» и земельной собственности и их зависимость от военной культуры и традиции.

Список рекомендуемой литературы
Биржаков М.Б. Введение в туризм. М.;СПб. 2007.

Дмитриенко Ю.В., Кармашкова Н.В. Основы туристского бизнеса. Хабаровск. 2003.

Каурова А.Д. Организация сферы туризма. СПб.2006.

Кусков А.С. Основы туризма. М., 2008

Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности./Н.И. Гаранин. 2001.

Организация туризма/под ред. Н.И. Кабушкина. Минск. 2006

Отнюкова М.С., Черняева Т.И. Введение в специальность. Общие основы курса. Саратов. 2005.

Сенин В.С. Организация международного туризма. М.. 2005

Экономика и организация туризма./ под ред. Ю.В. Забарева. М. 2005·

Емельянов Б.В. Экскурсоведение. – М., 2000.

Ермолаева Л.К. Система краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга. – СПб., 1997.

Ишекова Т.В. Экскурсионное дело: Учебное пособие – Саратов: Изд-во «Научная книга», 2006.

Столяров Б.А., Соколова Н.Д., Алексеева Н.А. Основы экскурсионного дела. – СПб., 2001.

Бикташева Д.Л., Гиевая Л.П., Жданова Т.С. Менеджмент в туризме. Уч. пособие. М., 2010.

Зайцева Н. А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме. – М.: Academia, 2005.

Зайцева Н.А. Практикум по менеджменту туризма, Форум, Инфра-М, 2007.

Новиков В.С. Менеджмент в туризме - М.: ООО "Книгодел": МАТГР, 2006

Скобкин С. С. Менеджмент в туризме: уч. пособие. М.: Магистр, 2009.

Саак А.Э., Пшеничных Ю.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме. – СПб.: Питер, 2007

Дурович А.П. Маркетинг туризма. Учебное пособие. Минск: «Современная школа», 2010;

Моисеева Н.К. Маркетинг и турбизнес. М., 2009

Руденко А.М. Психология социально-культурного сервиса и туризма. Ростов-на-Дону, 2007

Дашкова Т.Л. Маркетинг в туристическом бизнесе. Уч. пособие. М., 2011

Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. Оргтехника: Учебник для студ. высш. учеб. Заведений /М.А. Морозов, Н.С. Морозова. – 3-у изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.- 240 с.

Информационные технологии управления в туризме: учебное пособие /А.Д. Чудновский, М.А. Жукова. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2007. – 104с.

Плотникова Н.И. Комплексная автоматизация туристского бизнеса: Учеб. пособ. – М.: Советский спорт, 2001. – 208 с.

Дурович А.П. Реклама в туризме. – Минск БГЭУ 2000 г.

Росситер Д., Лари Перси. Реклама и продвижение товаров. Санкт – Петербург, 2001 г.

Елканова Д.И., Осипов Д.А., Романов В.В., Сорокина Е.В. Основы индустрии гостеприимства

Ильина Е. Л., Козлов Д. А., Лайко М. Ю., Нощенко О. Ю. Введение в индустрию гостеприимства и туризма. М., 2002.

Нестерук М. М., Путилина С. Н. Искусство гостеприимства. М., 2001.

Смирнова М. Н. Энциклопедия гостеприимства. М., 2000.

Тарханова Н. П., Третьякова Т. Н. Основы гостеприимства. Челябинск, 2000.

Уокер Дж. Введение в гостеприимство. М., 2002.

Элиаде М. История веры и религиозных идей. Том I. От каменного века до элевсинских мистерий — Критерион, 2002

Элиаде М. История веры и религиозных идей. Том II. От Гаутамы Будды до триумфа христианства — Критерион, 2002

Элиаде М. История веры и религиозных идей. Том III. От Магомета до реформации — Критерион, 2002.

Торчинов Е. А. Буддизм в Китае // Буддизм. Каноны. История. Искусство. М., Дизайн. Информация. Картография, 2006

Краутхаймер. Три христианских столицы. Топография и политика. М.,СПб., 2000

Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений. М., 2005.

Де Джордж Р.Т. Деловая этика. СПб.-М., 2001.

Деловая этика: методические рекомендации для российских компаний. М., 2004.

История этических учений. Ред. А.А. Гусейнов. М., 2003.

Согомонов Ю.В. Введение в этику предпринимателя. Владимир, 1994.

Капитонов Э. А. Корпоративная культура: теория и практика / Э. А. Капитонов, Г. П. Зинченко, А. Э. Капитонов. — М.: Альфа-Пресс, 2005. — 351 c.

Корпоративная культура и управление изменениями / пер. с англ. А. Лисициной; ред. Е. Харитонова. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. — 191 c.

Персикова Т. Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура. — М.: Логос, 2007. — 224 c.

Чижов Н. А. Руководитель и персонал: технология взаимодействия. — М.: Альфа-Пресс, 2007. — 577 c.

Кодекс корпоративного поведения. Корпоративное управление в России. Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг; Под общей ред. И. В. Костикова. — М.: ЗАО "Издательство «Экономика», 2003. — 275 с.

Корпоративный секретарь в системе корпоративного управления компании: учеб.-практ. пособие; под общ. ред. Беликова И. В.; Рос. ин-т директоров. — М.: Империум Пресс, 2005. — 424 с.

Богатов А.П., Бойко Т.В., Зубрева М.В. Туристские формальности: Учеб. пособие. М.:– Академия, 2004.

Большой Глоссарий терминов международного туризма /Под ред. М.Б. Биржакова, В.И. Никифорова. – СПб.: Герда, 2006.

Вахмистров В.П. Правовое обеспечение туризма6 Учеб. пособие / В.П. Вахмистров, С.И. Вахмистрова. – Спб., 2005. – 286 с.: ил.

Дехтярь Г.М. Лицензирование и сертификация в туризме: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2005.

Петрова Г.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности в сфере сервиса: Учеб. – М.: Академия, 2004.

Орлов С.В. Человек и его потребности. – СПб, Питер. 2006.

Удальцов М.В., Аверченко Л.К. Сервисология. Человек и его потребности. – Новосибирск, Сибирское соглашение. – 2002.

Орлова Н.Х. Психологические интерпретации культуры. СПб., 2010.

Замятин Д.Н. Гуманитарная география: Пространство и язык географических образов. СПб., 2003.

Замятин Д.Н. Культура и пространство: Моделирование географических образов. М., 2006.

Замятин Д.Н. Мета-география: Пространство образов и образы пространства. М., 2004.

Каганский В.Л. Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство. М., 2001.

Калуцков В.Н. Ландшафт в культурной географии. М.: Новый хронограф, 2008.

Лавренова О.А. Пространства и смыслы: семантика культурного ландшафта. М., 2010

Лидов А.М. Иеротопия: Пространственные иконы и образы-парадигмы в византийской культуре, Москва, 2009.

Лотман Ю.М. Непредсказуемые механизмы культуры. Таллинн, 2010.

Лотман Ю.М. Семиосфера. М., 2006

Трубина Е.Г. Город в теории: опыты осмысления пространства. М., 2011.

Уваров М.С. Поэтика Петербурга. СПб., 2011.

Об основах туристской деятельности в Российской Федерации (Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ).

Об особых экономических зонах в Российской Федерации (Федеральный закон от 22.07.2005 № 116 ФЗ).

О дополнительных мерах по развитию туризма в Российской Федерации и об упорядочении использования государственной собственности в сфере туризма (Указ Президента Российской Федерации от 25 апреля 1994 г. № 813).

О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 22 декабря 1995 г. № 1284).

Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по туризму (постановление Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. № 901).

Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта (постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 2007 № 452).
Интернет-ресурсы:
Электронная библиотека философского портала www.philosophy.ru.

Цифровая библиотека по философии http://filosof.historic.ru.

Библиотека образовательного ресурсного центра «Этика» ИФ РАН http://iph.ras.ru/ethics_center.htm.

Сайт «Музеи России». – [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.museum.ru/

http://www.liter.net/geopoetics/golov.html

http://geography.about.com/od/culturalgeography/a/culturalovervie.htm

http://www.polit.ru/article/2007/05/24/kulturosob

http://imitin.at.tut.by/MitinCognNet.pdf

http://imitin.at.tut.by/statji.htm

http://kulturgeographia.blogspot.com/ ,

http://www.ethics.org/

http://www.ethicsweb.ca/resources/business/

http://www.bsci-eu.org/

http://ethics.iit.edu/PublicWWW/codes/

http://www.ethicscenter.ru/

http://www.proethics.ru/



Примерные вопросы к междисциплинарному государственному экзамену по направлению 100200 «Туризм» (бакалавриат)
1. Классификация и виды туризма

2. Туристские объекты, комплексы и институты

3. Туристские зоны, регионы, центры и дестинации

4. Основные технологии туроператорской и агентской деятельности

5. Принципы, цели и способы государственного регулирования туристской деятельности.

6. Закон РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

7. Правовое регулирование международной туристской деятельности.

8. Права и обязанности туриста.

9. Обеспечение безопасности в туризме

10. Понятие, формы и способы страхования в туризме

11. Страховщик, страхователь, страховой агент, страховой брокер как субъекты в системе страхования

12. Определение страхового случая в туризме и действия, которые должен предпринять турист при наступлении страхового случая

13. Основные понятия менеджмента в туризме.

14. Возникновение и развитие менеджмента в туризме.

15. Этапы решения организационных задач регионального менеджмента.

16. Менеджмент гостеприимства в Российской Федерации.

17. Специфика маркетинга в туризме

18. Производственная концепция деятельности туристской организации

19. Конкретно-экономическое содержание понятия рынок туризма

20. Программа маркетингового исследования

21. Маркетинговая деятельность на различных стадиях жизненного цикла туристского продукта

22. Роль международного маркетинга в развитии турбизнеса

23. Технологии проектирования в туристской индустрии

24. Экскурсионная методика и пути ее совершенствования

25. Методические особенности музейной экскурсии

26. Технология подготовки новой экскурсии

27. Показ в экскурсии: сущность показа, ступени и виды показа, принцип наглядности

28. Экскурсоведение как наука. Принцип научности в экскурсии.

29. Сущность экскурсии. Проблемы терминологии.

30. Информационно-коммуникационные технологии в деятельности гидов и экскурсоводов

31. Автоматизированные системы бронирования и резервирования в туризме

32. Информационно-коммуникационные технологии в туризме и автоматизация деятельности туристских фирм

33. Основные культурно-географические понятия.

34. Соотношение понятий «культурная география» и «гуманитарная география».

35. Понятия «хронотоп» и «топохрон».

36. Идея культурного ландшафта.

37. Геопоэтика городского ландшафта и городской среды.

38. Метафизика Петербурга и «петербургский текст» отечественной культуры.

39. Основные этапы развития России в XX веке и их культурно-географическое своеобразие.

40. Петербург как культурно-географический феномен.

41. Маркеры пространства в военной географии.

42. Способы кодирования и перекодирования «своей» и «чужой» территории как проблема военной географии.

43. Культурная, сакральная и военная география русской художественной прозы.

44. Мировые центры современной культуры. Приведите примеры и опишите один из них

45. Мировые центры искусства. Приведите примеры и опишите один из них

46. Культурно-исторические центры мировых религий. Приведите примеры и опишите один из них

47. Гостеприимство как феномен культуры

48. Категория Свой-Чужой и гостеприимство в условиях глобализации

49. Гостеприимство как проблема маркетинга в области туризма

50. Основные концепции человека и человеческих потребностей в истории общественной мысли.

51. Структура и классификация потребностей человека

52. .Содержание понятия “потребность”.

53. Потребности и сервисная деятельность.

54. Деятельность как процесс удовлетворения человеческих потребностей.

55. Основы профессиональной этики в туризме

56. Применение теорий нормативной этики в сфере туризма

57. Особенности этикетных норм в разных культурных пространствах.

58. Базовые функции культуры и корпоративной культуры.

59. Кодексы корпоративного поведения и их базовые принципы.

60. Критерии диагностики корпоративной культуры.

61. Основные черты корпоративной культуры в России

62. Гендер как отражение социальных реалий: гендерная картина отношений в сферах культуры, экономики (сфера занятости), политики, образования, туризме.



63. Гендерные аспекты в туризме.


i Программа составлена с учетом «Правил обучения в СПбГУ», утвержденных Приказом Ректора от 16.08.2012 3480/1.Раздел 9 «Итоговая государственная аттестация» (с.42-54). Пункты 9.2 «Аттестационные испытания» (с. 44-45) и 9.6 «Порядок проведения государственных экзаменов» (с.49-52).





Надеяться надо до последней минуты. Но в последнюю минуту можно и перестать. Дон-Аминадо
ещё >>