Программа факультативного курса "Почемучки" Тютюнник Ольга Григорьевна 2011 год Пояснительная записка Все мы дети " - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Фогель Ольга Николаевна г. Новокузнецк 2011 пояснительная записка... 1 273.39kb.
Фогель Ольга Николаевна г. Новокузнецк 2011 пояснительная записка... 1 200.95kb.
Онорина Ольга Степановна педагог дополнительного образования Калининград... 1 216.36kb.
Пояснительная записка Программа факультативного курса по изобразительному... 1 140.63kb.
С. Л. Посмитной. Изменения внесены по количеству часов в соответствии... 1 335.42kb.
Иванова Галина Алексеевна 2011-2012 учебный год пояснительная записка... 1 209.19kb.
Зыкова Екатерина Александровна 2010-2011 учебный год пояснительная... 1 355.41kb.
Романовой Марины Юрьевны 2011-2012 учебный год пояснительная записка. 2 323.58kb.
Пояснительная записка Содержание и структура факультативного курса... 1 380.42kb.
Сушковой Анны Анатольевны учебный предмет «Православная культура»... 1 304.6kb.
Образовательная программа «интеллектуально-творческий потенциал россии» 1 118.21kb.
Климат нашей страны 1 74.32kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа факультативного курса "Почемучки" Тютюнник Ольга Григорьевна 2011 год Пояснительная - страница №1/1

Программа факультативного курса "Почемучки"

Руководитель: Тютюнник Ольга Григорьевна

2011 год


Пояснительная записка

Все мы – дети “Природы”. Воспитание экологической культуры – одно из основных направлений общей стратегии воспитания.

Под экологической культурой понимают целостную систему, включающую ряд элементов:

систему экологических знаний (естественно-научных, ценностно-нормативных, практических),

экологическое мышление,

культуру чувств (сочувствие, сопереживание, чувство патриотизма),

культуру экологически образованного поведения характеризующегося степенью превращения экологических знаний, мышления и культуры чувств в повседневную норму поступка.

Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество.

Культура – это та область человеческого бытия, в основании которой лежат смысложизненные ценности, т.е. общечеловеческие ценности. Поэтому очень важно сделать эти ценности достоянием личности.

Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.

Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком, как таблица умножения.

Факультативный курс “Почемучки” разработан для детей 6-7ми лет.



Цель:

Формирование осознанного правильного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры).



Задачи:

Обучающие:

Учить детей быть ответственными за свои поступки.

Формировать культуру поведения в природе.

Обогащать представления об окружающем мире.



Развивающие:

Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение).

Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы.

Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться.

Актуальность курса

Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.

К сожалению, экологическое образование и воспитание в начальной школе в широкой практике ещё не имеет должного уровня. Введение дополнительного предмета по экологии в начальной школе проблематично, так как в настоящее время возникла новая проблема - перегруженность детей в процессе обучения. Наиболее реальным шагом в направлении экологизации начальной школы является внеурочная деятельность.

Экологическую культуру нельзя привезти в страну как канадские чипсы или французскую косметику. Она рождается как результат взаимодействия природы и человека, культуры и ландшафта. В России сложился богатый комплекс традиций диалога человека с природой - подчеркнуто уважительное, почтительное, любовное отношение к Земле - матушке, кормилице. Из этих истоков вырастает в отечественной философии “русская идея” - идея всеединства, вселенности, непотребительского отношения к миру, жертвенности. Человек собирает, скрепляет все доброе в самом себе, затем вокруг себя, расширяя поле своей ответственности до Вселенной.

Цель работы по развитию у детей экологической культуры - формирование ответственности за сохранение естественного природного окружения, ответственности за своё здоровье и здоровье других людей, активной и созидательной деятельности по изучению и охране окружающей среды.

Вместе с тем возрождение элементов народной культуры – этнопедагогики - приобщающих детей к традициям бережного, благоговейного отношения к природе, к природным богатствам, к здоровью древних жителей нашей Родины, к грамотному и разумному природоиспользованию происходит посредством проведения праздников “Капустные посиделки” (осень), “Пасхальный перезвон” (весна), колядование (зима). Народная педагогика как одна из важнейших составляющих традиционной народной культуры изначально строится на таких фундаментальных основах, как труд, бережное отношение к природе, нравственность и уважение к носителю природной мудрости.

В комплексе содержательных и организационных мер по формированию гражданственности особое место занимает ещё одно важное направление в данной работе - экология сознания. Этические беседы по экологии, призванные облегчить формирование нравственной позиции ребёнка в его отношениях с окружающим миром, стали неоценимыми помощниками. Велика их роль в формировании нормативного аспекта содержания экологического образования, привычки экологически грамотного, культурного поведения в природном и социальном окружении.

Необходимо помнить, что экосодержание направлено на формирование отношений, представляющих из себя, по образному выражению психологов, сплав знаний, чувств и действий, поэтому оно должно включать в себя, кроме научно - познавательного компонента, ценностные, нормативные и практически — деятельностные компоненты. И следующим направлением в работе выбрана практическая экология.

Дети являются активными читателями экологической библиотеки и участвуют во всех экологических акциях. Это и “Скорая помощь птицам”, и “Спасите ёлочку”, “Глазами спасенной ёлочки”, “Чистая Нара” и др. Они не только мастерят кормушки и подкармливают птиц, они рисуют плакаты в защиту растений и животных, пишут рукописную книгу, сочиняют рассказы и стихи, порой одушевляя и отождествляя себя с объектами природы.

Таким образом, вся эта деятельность обогащает отношение детей к окружающему, повышает любознательность, эстетическую отзывчивость, сочувствие и сопереживание.



Содержание программы

Курс состоит из 10 разделов.

1 раздел – “Введение в экологию”

Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.



2 раздел – “Молчаливые соседи”

В этом разделе программы дети учатся общаться с братьями меньшими. Наблюдения за домашними питомцами позволяют узнать многие природные закономерности, взаимосвязи, развивают у детей познавательный интерес, эмоциональную сферу.



3 раздел – “Пернатые друзья”

Многие дети совсем не знают и не различают птиц, часто встречающихся в нашей местности. Поэтому в программу включен раздел “Пернатые друзья” На занятиях много времени отводится рассматриванию иллюстраций, целенаправленному наблюдению за поведением птиц на улице, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок. Как свидетельствуют орнитологи, у ребенка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными. На этих занятиях дети устанавливают причинно-следственные отношения, знакомятся с понятиями “зимующие и перелетные птицы”, выявляют особенности поведения птиц зимой, трудности, которые они испытывают в это время. Отводится время на изготовление кормушек для птиц и проведение открытия “птичьей столовой”.



4 раздел – “О чем шепчут деревья”

Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву.

Но вот приближается осень, и листья на деревьях изменяют свой зеленый цвет. Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он сбрасывается. На зиму деревья запасают в стволах и ветках крахмал и впадают в постоянную спячку, как суслики, бурундуки, сурки.

Зимой и летом одним зеленым цветом красавица елочка. Есть колючие друзья у ели – сосна, кедр, лиственница. В декабре гибнет от рук людей множество елочек, даже целые просеки, молодых лесопосадок. Лесники охраняют свои территории леса. Об этих и еще многих особенностях роста и развития деревьев планируется рассказать в этом разделе.



5 раздел – “Загадки животного мира”

Очень познавательными являются рассказы о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Дети узнают об основных обитателях леса: белке, зайце, лосе, о хищниках –волке и лисе. Интересный природоведческий материал о животных содержится в книгах В.Бианки, С. Чарушина.

Познакомиться с дикими животными помогают экскурсии в отдел природы нашего музея. Дети знакомятся с животными Костромской области, занесенными в Красную книгу. Каждый год в нашем городе работает привозная выставка экзотических животных, на которой ребята могут увидеть многих жителей животного мира теплых стран.

6 раздел – “Секреты неживой природы”

Сломал ребенок зеленую веточку, мы убеждаем: “Ей же больно”. Восхищаемся зимой букетами роз, хризантем, тюльпанов: “Они живые”. А сколько интересного происходит с явлениями неживой природы. Заволакивающий все вокруг туман состоит из мельчайших капелек воды. Ранним утром лежат на траве круглые бисеринки росы. Это тоже вода, но в жидком состоянии. В природе вода бывает еще и в твердом состоянии. Это хорошо знакомые снег и лед. Но как они образовались? Осенью над головой висят тяжелые, слоистые облака. Как они появились? Небо то хмурое, то звездное, то часто льют дожди. Почему? И куда ветер гонит облака? С этими и другими вопросами дети знакомятся в шестом разделе программы.



7 раздел – “Оранжерея на окне”

Существует народная примета, которая утверждает, что комнатные растения успешно развиваются только в том доме, где мир в семье, добрые отношения между людьми. Поэтому вечнозеленый подоконник, обилие зелени в комнате, в классе, букеты цветов в горшочках – хорошая характеристика атмосферы, царящей в помещении. Дети учатся ухаживать, выращивать комнатные растения. Занимаются исследовательской работой о влиянии света, плодородия почвы на рост и развитие комнатных растений.



8 раздел – “Человек – часть живой природы”

В этом разделе дети знакомятся с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества, а также с элементарными правилами безопасной работы. Дети учатся выращивать лук в комнатных условиях, получают сведения о правилах ухода, работе с землей.



9 раздел – “Охрана природы”

В этом разделе дети знакомятся с понятием “Красная книга”, узнают о редких видах растительного и животного мира.



10 раздел – “Досуговые мероприятия”

Мероприятия этого раздела позволяют в интересной игровой форме познавать окружающий мир, приобретать опыт поведения в природной среде, формировать экологическую культуру детей.



Ожидаемые результаты

Воспитанники должны знать:

Основы экологической культуры.

Некоторые особенности природы своего края.

Основные признаки времен года.

Значение природы для человека.

Группы растений и животных.

Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.

Правила поведения в природе.

Особенности труда людей наиболее распространенных профессий.

Воспитанники должны уметь:

Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.

Выполнять правила личной гигиены.

Различать изученные растения, животных.

Вести наблюдения в природе под руководством руководителя кружка.

Подкармливать птиц в простейших кормушках.

Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.

Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка



Информационные ресурсы:

Для педагога:

Дмитриева Н.Я., И.П.Товпинец “Естествознание” Пробный учеб.-М.:Просвещение, 2002

Королева А.В. “Естествознание для малышей” журнал “Начальная школа” 1998г. №10

Кульневич С.В.., Лакоценина Т.П “Нетрадиционные уроки в начальной школе:(Выпуск 1. Математика, природоведение): Практическое пособие для учителей начальных классов, студентов педагогических учебных заведений.-

Молодова Л.П. “Игровые экологические занятия с детьми”

Николаева С.Н. методика экологического воспитания в детском саду. Книга для воспитателей дтского сада – М.:Просвещение,2001.

Ростов н/Д:ТИ “Учитель”, 2002.

Рыжова Н.А “Не просто сказки”(экологические рассказы, сказки, праздники)

Рыжова Н.А “Наш дом – природа”Журнал “Начальная школа” 1998г. №10

Для воспитанников:

Брюс Джим, Анжела Вилкс, Клер Ллевелин “100 вопросов и ответов” Животные.-М.:ЗАО “Росмэн”, 2006.

Большая энциклопедия животного мира. М.:ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2007.

Все обо всем. Насекомые и пауки. – М.:ООО “Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”, 2001.



Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Сост.Л.А.Багрова- М.:Тко “АСТ”, 1995.

Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные./Сост.П.Р.Ляхов- М.:Тко “АСТ”, 1999




В молодости мы горы сворачиваем, а потом пытаемся выбраться из-под них. Казимеж Хыла
ещё >>