Программа элективного курса «Словесное искусство и художественная культура старообрядцев» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальностям... 6 912.43kb.
Программа элективного курса по алгебре 1 136.32kb.
Рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв. 1 259.05kb.
Рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв. 1 148.51kb.
Приказ № от 200 г. Рабочая программа элективного курса по физике 1 105.03kb.
Программа элективного курса Культура России с древнейших времен до... 1 202.23kb.
Рабочая программа учебного курса «Мировая художественная культура» 1 141.9kb.
Программа элективного курса по истории для 11 класса 1 170.85kb.
Пояснительная записка рабочая программа по предмету «Мировая художественная... 1 280.3kb.
Пояснительная записка Программа по предмету «Мировая художественная... 5 1176.04kb.
Программа элективного курса по физике «Человек и электромагнетизм» 1 68.46kb.
Лексика говора семейских Селенгинского района села Ягодное 1 277.47kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа элективного курса «Словесное искусство и художественная культура старообрядцев» - страница №1/1

НОУ Школа-интернат № 22 ОАО «РЖД» г Улан-Удэ

Программа
элективного курса
«Словесное искусство и художественная культура старообрядцев»


Составила :Харнутова Аксана Александровна,

учитель русского языка и литературы

г Улан-Удэ


2012-2013г


Пояснительная записка

Цель элективного курса - реализация краеведческого подхода к литературному образованию школьников через изучение народной культуры старообрядцев Бурятии, которую академик Д С Лихачев охарактеризовал как «живой остаток древней русской культуры, сохранившей её замечательные достоинства»

Обучение, воспитание , развитие школьника как читателя- гражданина, способного к сотрудничеству с писателем необходимо строить на воспитании чувства любви и уважения к «малой родине», на знании её фольклора, литературы и других форм проявления художественной культуры- всей материальной жизни своего народа в целом.

Названной целью определяются задачи элективного курса:

- формирование у школьников знаний о словесном искусстве и художественной культуре старообрядцев Бурятии как одном из источников, питающих современную русскую культуру;

- развитие специальных художественно- творческих способностей;

- с помощью народного искусства формировать устойчивый интерес к своему народу, его истории, материальной и духовной культуре, т е дать стимул к самообразованию и самовоспитанию.

Содержание четырех разделов элективного курса включает историко- литературные сведения о раскольниках, философские труды по русскому расколу, исторические сведения о старообрядцах Бурятии, устное народное творчество семейских, литературное творчество писателей Бурятии из этой среды.

Курс рассчитан на 34 часа.

В результате изучения элективного курса у учащихся должно сложиться целостное представление о словесном искусстве и художественной культуре семейских, сформироваться умение читателя- сотворца автора художественного произведения.

Данный элективный курс позволяет использовать все многообразие методического арсенала изучения искусства слова. это и система уроков и нестандартные формы учебных занятий ( лекции, семинары, деловые игры и другое), в ходе которых можно использовать такие методы, как поиск, эвристическая беседа, всевозможное творчество, анализ и синтез, обобщение и систематизация.

Успешно применяются групповые и индивидуальные формы работы.



Программа

элективного курса «Словесное искусство и художественная

культура старообрядцев»

I «Живой остаток древней русской культуры..» Д С Лихачев.

О роли старообрядцев в истории и культуре России

«Они спасут мир, с сокровищем веры в них затаенной»

(В. В. Розанов)

Философское осмысление великого русского раскола.

В. В. Соловьев

«Психология раскола»

Русские писатели о расколе и раскольниках.

М В Ломоносов . «О сохранении и размножении

русского народа»

П. Мельников. ( А Печерский) «Письма о расколе»

Н А Некрасов. Поэма «Дедушка»

И А Гончаров «Фрегат «Паллада»

«Самое крупное явление в русской жизни…»

(Ф. М. Достоевский о старообрядцах.)

Д .С. Лихачев. «Прошлое- будущему»

В .Г.Распутин . «Смысл давнего прошлого»



Выдающиеся деятели национальной русской культуры из

среды старообрядцев.

Аввакум Петров- протопоп, выдающийся писатель 17 века;

Павел Коломенский , епископ; Федосья Морозова, боярыня;

И .Посошков, экономист и писатель; М В Ломоносов,

братья Денисовы

(князья Мышецкие); атаман Платов- герой Отечественной

войны 1812

года; писатели и поэты :

Н .Клюев, С. Есенин, Н. Кузьмин,

Иван Шмелев, Б. Корнилов, И. Ефремов,

А. Волков, Ф. Гладков;

плеяда сибирских писателей из староверов:

Е. Пермитин, А. Коптелов, И. Чернев,

Е .Мальцев – выдающийся

русский земледелец.

II Приверженцы протопопа Аввакума

«Житие протопопа Аввакума , им самим

написанное»

Протопоп Аввакум, его личность, несгибаемость убеждений, величие духа. Искусство писателя-проповедника в потоке русской литературы: освоение Аввакумом художественного наследия Древней Руси и осмысление его традиций последующей литературой.



Переселение старообрядцев в Сибирь.

Откуда пошли семейские? Статоробрядцы осваивают новые земли на Байкале.



III Народная культура старообрядцев (семейских)

Дом. Одежда. Утварь. Хозяйственные постройки. Язык

семейских как элемент духовной культуры и как объект

диалектологии.



Фольклор. Богатство фольклора семейских, его

своеобразие.

Отражение в нем национального самосознания семейских.

Жанры устного народного творчества.
Устные рассказы и предания. Отражение в них истории

переселения семейских в Бурятию. Предания о протопопе

Аввакуме. «Аввакум- проповедник правды», «Об Аввакуме

Страдальце», «Как Аввакум попал в Сибирь» и др. Протопоп

Аввакум как нравственный идеал старообрядцев.
Предания о переселении староверов в Забайкалье,

их жизнь и родословная.

«Как мы поселились в Бичуре», «О первых песеленцах»,

«За свою веру» и др.
Лирические песни. Песни о любви.

Лирическая песня как вид (жанр) семейской народной

обрядовой песни, народной поэзии. Отражение в песне

идеалов и чаяний семейских, нравственных устоев их

крестьянской жизни. Художественное своеобразие:

подголосочная полифония, необычность ритмических

фигур. «Сады мои, садочки», «расчеремушка», «По

Дону гуляет»


Старые солдатские песни.

«Как шли, прошли солдаты молодцы», «Путь- дороженька

моя»
Шуточные и плясовые песни.

«Уж, вы, сени, мои сени», «По ельничку, по березничку»


Песни тюремной неволи

«Бездомный бродяга по свету скитался», «По старой калужской

дороге»
Частушки.

Отражение характера, образа жизни семейских в частушках.

Своеобразие языка.
Пословицы и поговорки.

Народная мудрость пословиц и поговорок. Особенности языка-

пословиц семейских.
IV Писатели Бурятии из среды старообрядцев.
«Беспощадная честность и ясность цели и сочувствие к людской

боли» (И К Калашников). Краткий очерк жизни и творчества

И. К. Калашникова.
Повесть «Через топи», «Подлесок». Постановка нравственных

вопросов, попытка раскрыть внутренний мир человека в

ситуации нравственного выбора.
Роман «Последнее отступление». Семейские в вихре гражданской

войны. Судьба Захара Кравцова. Исследование человеческого

характера в критических обстоятельствах. Проблема гуманизма.
Роман «Разрыв -трава». Жизнь старообрядческого села, втянутого в водоворот всемирно - исторических событий, картина одной семьи в трех поколениях, последовательно прошедших через десятилетия величайших событий. Образ Корнея Родионова. Нравственные проблемы романа: проблема совести, нравственного выбора. Особенности пейзажа. Богатство, яркость, многоцветие языка.
Роман «Жестокий век». Крупное историческое полотно об эпохе Чингис-хана (12-13 века). Формирование характера Темуджина, Чингис- хана. Путь жизни и деятельность. Мысль об ответственности человека, тем более исторической личности, перед настоящим и будущим.
С.Лобозеров. Краткий очерк жизни и творчества.

С. Лобозеров. «Маленький спектакль на лоне природы» (пьеса из деревенской жизни). Жизнь современного семейского села. Исследование характеров современников. Особенности драматургии С Лобозерова.


Литература :

I О роли старообрядцев в истории и культуре России

1. Д. С. Лихачев. Прошлое - будущему. Л, 1985

Д .С. Лихачев. Предварительные итоги тысячелетнего опыта.

журнал «Огонек», 1988, № 10, -С 12


  1. П. И .Мельников . ( А Печерский). Письма о расколе.

Собр.соч. в 8 томах, т.8. М, 1976,-С. 11

  1. Очерки русской культуры 17 века. ч.2.

М, 1979, -С. 312

4. В Г Распутин Смысл давнего прошлого. «Россия древняя и вечная».



Иркутск., 1992, с 140-158

  1. В. В. Розанов. Психология раскола. М, 1985

  2. Л. И.Савельев. Записки по русской философии. М, 1993, №5,-С179

II Последователи протопопа Аввакума

  1. Ф. Ф. Болонев . Старообрядцы Забайкалья в XVIII-XX веках. М, 1979

  2. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное и другие его сочинения. Иркутск, 1079

  3. А. А. Лебедев. К истории формирования русского населения Забайкалья, его хозяйственного и семейного быта (XIX- начало XX века). Этнография русского населения Сибири и Средней Азии. М, 1969, -С 104-188

  4. С. В. Максимов Сибирь и каторга. Сиб, 1871, т1, -С 353-354

  5. А. М .Селищев. Забайкальские старообрядцы. Семейские.

Иркутск, 1920, -С 73

  1. В. П. Мотицкий. Старообрядчество Забайкалья. М, 1976

  2. Н. М. Никольский. История русской церкви. М, 1983, -С 136

III Народная культура старообрядцев.

  1. Исследования бурятских и русских говоров: /Сб. статей/ АН СССР, Сиб. отделение Бурят.фил.Инст.обществ.наук.

  2. Редкол.: ЦБ,Цыдендамбаев и др.- Улан-Удэ, 1977, с 220

Из содержания: Э Д Соколова. Забайкальские диалектизмы в романе И Калашникова «Разрыв – трава», с 184-192

  1. Г И Ильина- Охрименко. Народное искусство семейских Забайкалья XIX-XXвека. Резьба и росьпись Забайкалья. Советская этнография, 1965, №1,-С 127-171

  2. Г. И. Ильина- Охрименко. Русская домовая роспись Забайкалья.

Советская этнография, 1965, №1, -С 127-171

  1. П Ф Калашников К изучению говора семейских.- Тр.кафедра русс.яз. вузов Вост. Сибири и Дальнего Востока, вып.4, 1966,-С 26-36

  2. П Ф Калашников. Фонетические особенности говоров «семейских»

Забайкалья.- Уч. зап. (Моск. обл. пед. инст-т), т 163, Русс. яз., вып.12, 1966, -С 315-335

  1. Г. С. Маслов. Русский народный костюм Восточной Сибири. Этнографический сборник. Улан- Удэ, 1962, вып.3, -С 17-25

  2. Б. В. Матхеев. К вопросу о типологии лексических диалектизмов ( на материале русских говоров Иркут. обл. и Бурят.АССР)- В кн.: Материалы межвузовской научной конференции по проблемам советской литературы.

  3. Е. И. Тынтуева. Из наблюдений над некоторыми названиями одежды в говоре семейских Забайкалья.- В кн.: Вопросы стилистики русского языка. Улан-Удэ, 1972, -С 62-69

  4. Е. И. Тынтуева. Бытовая лексика говора «семейских» Забайкалья. Авторефер. дис.на соискание ученой степени канд. филолог. наук. Улан-Удэ, 1975,-С 12

  5. Фольклор семейских. Сб. составили Л. Е. Элиасов., И. З .Ярневский. Улан- Удэ, 1963

IV Писатели Бурятии из среды старообрядцев.

  1. А. А. Белоусов. Калашников и его роман «Разрыв- трава» в кн. Литература Сов. Бурятии. Улан-Удэ, 1978, -С 126-134

  2. Л. Климович. Историзм, идейность, мастерство. Исследовательские этюды . М., Сов. писатель., 1985, -С 9- 39.Правда и вымысел о Чингис-хане и его времени («Жестокий век» Исай Калашникова)

  3. М. Н. Ломунова. Исай Калашников. Улан-Удэ, Бур. кн. изд-во, 1986

  4. Б. Любимов Взлет после антракта. Премьера драмы. («По соседству мы живем» С Лобзерова во МХАТе). Сов. Россия, 1987, 5 февраля

  5. Э. Сосновская . Открывая Лобзерова.: о его комедиях можно говорить как об особом явлении в драматургии. Бурятия, 1993, 27 марта

  6. С.М. Тулохонов. Художественная философия истории в романе И Калашникова «Жестокий век» (поиски нового в изучении литературы народов СССР), Улан-Удэ, 1991,-С 73-84


Тематическое планирование





Наименование тем

Колич часов

Лекц

Практ

1

«Живой остаток древней русской культуры..»

Д С Лихачев.

О роли старообрядцев в истории и культуре России



1




2

«Они спасут мир, с сокровищем веры в них затаенной»

(В В Розанов)




1




3

Философское осмысление великого

русского раскола.

В В Соловьев «Психология раскола»


1

1

4

Русские писатели о расколе и раскольниках

3




5

Выдающиеся деятели национальной

русской культуры из среды старообрядцев.

Аввакум Петров- протопоп, выдающийся писатель

17 века;


1

1

6

Павел Коломенский , епископ; Федосья

Морозова, боярыня;



1

1

7

И Посошков, экономист и писатель;

М. В. Ломоносов, братья Денисовы

(князья Мышецкие); атаман Платов-

герой Отечественной войны 1812 года; писатели

и поэты : Н Клюев,

С. Есенин, Н. Кузьмин, Иван Шмелев, Б. Корнилов,

И. Ефремов, А. Волков, Ф. Гладков;


2




8

плеяда сибирских писателей из староверов:

Е. Пермитин, А. Коптелов, И. Чернев,

Е. Мальцев- выдающийся русский земледелец.



1




9

Приверженцы протопопа Аввакума

«Житие протопопа Аввакума , им самим написанное»

Протопоп Аввакум, его личность, несгибаемость убеждений, величие духа. Искусство писателя- проповедника в потоке русской литературы: освоение Аввакумом художественного наследия Древней Руси и осмысление его традиций последующей литературой.


1

1

10

Переселение старообрядцев в Сибирь.

Откуда пошли семейские? Старообрядцы осваивают новые земли на Байкале.




1




11

Народная культура старообрядцев (семейских)

Дом. Одежда. Утварь. Хозяйственные постройки. Язык семейских как элемент духовной культуры и как объект диалектологии.




1




12

Фольклор. Богатство фольклора семейских, его своеобразие. Отражение в нем национального самосознания семейских. Жанры устного народного творчества.



1

1

13

Предания о переселении староверов в Забайкалье, их жизнь и родословная.

«Как мы поселились в Бичуре», «О первых поселенцах», «За свою веру» и др.




1

1

14

Лирические песни. Песни о любви.

Лирическая песня как вид (жанр) семейской народной обрядовой песни, народной поэзии. Отражение в песне идеалов и чаяний семейских, нравственных устоев их крестьянской жизни. Художественное своеобразие: подголосочная полифония, необычность ритмических фигур. «Сады мои, садочки», «расчеремушка», «По Дону гуляет»




1

1

15


Старые солдатские песни.

«Как шли, прошли солдаты молодцы», «Путь- дороженька моя» Шуточные и плясовые песни.

«Уж, вы, сени, мои сени», «По ельничку, по березничку


1




16

Песни тюремной неволи

«Бездомный бродяга по свету скитался», «По старой калужской дороге» Частушки.

Отражение характера, образа жизни семейских в частушках. Своеобразие языка. Пословицы и поговорки.

Народная мудрость пословиц и поговорок. Особенности языка- пословиц семейских.



1




17


IV Писатели Бурятии из среды старообрядцев.
«Беспощадная честность и ясность цели и сочувствие к людской боли» (И К Калашников). Краткий очерк жизни и творчества И К Калашникова.

1




18

Повесть «Через топи», «Подлесок». Постановка нравственных вопросов, попытка раскрыть внутренний мир человека в ситуации нравственного выбора.



2




19


Роман «Последнее отступление». Семейские в вихре гражданской войны. Судьба Захара Кравцова. Исследование человеческого характера в критических обстоятельствах. Проблема гуманизма.


2




20

Роман «Жестокий век». Крупное историческое полотно об эпохе Чингис-хана (12-13 века). Формирование характера Темуджина, Чингис- хана. Путь жизни и деятельность. Мысль об ответственности человека , тем более исторической личности, перед настоящим и будущим.

2




21



С. Лобозеров. Краткий очерк жизни и творчества.

С. Лобозеров. «Маленький спектакль на лоне природы» (пьеса из деревенской жизни). Жизнь современного семейского села.

Исследование характеров современников.

Особенности драматургии



С. Лобозерова.

2










27ч







Валаамова ослица заговорила человеческим голосом. Иным актерам стоило бы последовать ее примеру. Станислав Ежи Лец
ещё >>