Программа элективного курса по истории для 11 класса - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа элективного курса по алгебре 1 136.32kb.
Программа элективного курса по физике «Человек и электромагнетизм» 1 68.46kb.
Программа элективного курса «Карликовые государства Евразии» 1 74.8kb.
Программа «химия в зеркале истории» 1 65.08kb.
Рабочая программа по истории для 8-го класса разработана на основе... 5 749.71kb.
Рабочая программа по истории для 6-го класса разработана на основе... 4 647.77kb.
Программа элективного курса социокультурный сервис и туризм для 10... 1 126.5kb.
Элективный курс «Хочу в Берлин!» 1 107.22kb.
Пояснительная записка программа элективного курса «По следам Докучаева» 1 230.79kb.
Приказ № от 200 г. Рабочая программа элективного курса по физике 1 105.03kb.
Элективный курс «Химия в промышленности» 5 813.58kb.
Новогоднее воспоминание из детства 1 23.44kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа элективного курса по истории для 11 класса - страница №1/1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 22»



ОБСУЖДЕНО

на заседании

МО учителей русского
языка и истории
августа 2013 года

(протокол № 1)






УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ


«Средняя общеобразовательная школа № 22»

______________ /С.Н.Кудряшова/



СОГЛАСОВАНО

на заседании

методического совета

сентября 2013 года

(протокол № 1)

Современная Россия на рубеже XX – начала XXI века

Программа элективного курса по истории

для 11 класса
Составитель:

Почекина Е.В. –

учитель истории и обществознания
МБОУ «СОШ № 22»

г. Череповец

2013 год

Программа элективного курса по истории

«Современная Россия на рубеже XX- начала XXI века».

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Современная Россия на рубеже XX – начала XXI века» предназначена для учащихся 11-х классов, стремящихся изучить, осмыслить , понять новейшую историю России на углублённом уровне.

Данный курс является источником знаний, который расширяет и углубляет базовый компонент, обеспечивает интеграцию необходимой информации не только исторического, но и политологического, экономического, культурологического и географического характера.

Содержание учебного материала программы соответствует положениям государственного образовательного стандарта среднего (полного) образования по истории, в соответствии с которым необходимо обеспечить методические условия для формирования у школьников предметных (собственно научно – исторических), метапредметных ( комплексных) и личностных образовательных результатов ( в первую очередь, гражданской позиции выпускников школы).



Актуальность программы заключается в следующем:

  1. учащиеся должны понимать процессы трансформации, которые происходили в нашей стране в конце советского периода и в первые годы новой российской государственности, суверенной России в конце XX- начале XXI века

  2. . 2) Важно помочь старшеклассникам критически переосмыслить созданные в постсоветское время идеологические конструкции, в соответствии с которыми идеализируется история СССР, преувеличивается его военно – политический и социально – экономический потенциал, делаются попытки доказать, что СССР распался вследствие заговора и т.д.

  3. 3) Расширить понимание специфики исторического развития России на рубеже веков.

Реалистичность программы состоит в том, что она может быть изучена за 17 часов во втором полугодии учебного года. Это позволяет углубить полученные на уроках знания за счёт поиска новой, малоизвестной информации; работы с историческими источниками разных типов; ознакомления с историческими портретами политических деятелей, принимавших судьбоносные для нашей страны и мира решения; а также обсуждения дискуссионных вопросов истории данного периода.

Значимость, роль и место данного курса определяется необходимостью подготовки к выбору профессиональной деятельности. Курс позволит полнее учесть интересы и профессиональные намерения старшеклассников, следовательно, сделать обучение более интересным для учащихся и, соответственно, получить более высокие результаты.



Цели, задачи, образовательные результаты курса.

Роль предлагаемого курса в образовательном процессе определяется тем, что историческое образование формирует, конституирует гражданское самосознание молодых граждан России. Иначе говоря, цель курса - обеспечить педагогические условия для формирования социальной идентичности молодых граждан России, их гражданской позиции.

В нём получают отражение как обобщающие выводы об основных тенденциях и общественно - историческом опыте предшествующего развития, так и возможные оценки перспектив развития России в будущем. При освещении новейшей российской истории учитываются реалии всемирной истории конца XX века, включая такие проблемы , как роль России в современном мире, конкуренция между ведущими державами на мировых рынках, соперничество в борьбе за глобальное лидерство, противостояние военно – политических и экономических союзов.

Предлагаемый курс по новейшей отечественной истории конца XX- начала XXI века должен обеспечить реализацию следующих задач исторического образования учащихся средней школы:

- обеспечить учащихся достоверной информацией (совокупностью исторических знаний) об основных событиях и тенденциях общественно- политического, социально- экономического и культурного развития России в конце XX- начале XXI века;

- формировать целостное представление о месте истории России конца XX- начала XXI века в контексте всемирно - исторического процесса;

- подвести учащихся к осознанию многогранности, сложности и противоречивости событий и явлений новейшей отечественной истории, а также причин неоднозначности их восприятия обществом и исторической наукой;

- содействовать формированию у школьников исторического мышления; умений самостоятельно работать с историческими источниками; сравнивать факты, версии и оценки, применять их для ориентации в социально- политической и других сферах жизни общества, включая анализ информации, поступающей из СМИ, вырабатывать ответственную и взвешенную позицию по ключевым вопросам современности, вести обсуждение проблем, аргументировано отстаивая свою позицию;

- создать историческую основу для становления гражданского самосознания личности, осознание причин перемен в мире и собственной стране, форм и механизмом их осуществления;

- способствовать формированию у школьников системы ценностей, базирующейся на гражданственности, чувстве сопричастности к судьбе своей Родины и ответственности за нее, влияя тем самым на стабилизацию социальных отношений в России.

Таким образом, курс предназначен для формирования предметной, коммуникативной и социальной компетентностей, облегчающей процесс социализации личности.

Предполагаемые результаты изучения курса.

Предлагаемый учебный курс для подготовки учащихся по новейшей отечественной истории должен помочь учащимся освоить основные исторические факты, события, явления, ключевые понятия, расширяющие базовые для основной школе знания.

На основании изучения данного курса учащиеся могут и должны усвоить приоритеты внутренней и внешней политики российского государства на современном этапе его существования, ведущие тенденции общественно- политической, социально- экономической культурной и духовной жизни россиян, их повседневного быта, особенностей межнациональных и конфессиональных отношений в российском обществе.

Курс позволяет школьникам познакомиться с биографиями ведущих политических, общественных и государственных деятелей России на рубеже веков, наиболее известных представителей научной и творческой интеллигенции, чьи имена составляют славу и гордость нашего Отечества-России.

Данный курс должен помочь школьникам овладеть способам исследовательской деятельности, стать фактором формирования творческого мышления.

Формы учебных занятий.

Обсуждение лекции; практическая работа с учебным материалом ( авторский текст, историческими документами, мемуарами участников событий, государственной статистикой); семинар «История в лицах»; проведение дискуссии «Россия вчера – сегодня – завтра»; конкурс эссе на темы «Я – гражданин России», «Моя страна – моё будущее».



Формы контроля за уровнем достижений учащихся.

Тестирование (А, В, С): различные виды тестовых заданий и задания поискового, творческого характера; подготовка сообщений, докладов, презентаций и эссе.



Содержание программы.

Введение. Масштабы и историческое значение перемен, происшедших в СССР во второй половине XX в. Необходимость преобразований во всех сферах советского общества. Общество на пороге реформ. (1 час)

Тема 1. Советский Союз в 1985-1991гг. Последняя попытка внутрисистемной реформации. Преобразования и их результаты. Распад СССР. (4 часа)

Личность и эпоха: М.С.Горбачев. Политические портреты М.С.Горбачёва и его единомышленников . «Дети XX съезда» - сообщение. Проекты и реальности улучшения социализма и ускорения социально – экономического развития СССР ( 1985 – 1987г.г.). «Кадровая революция» и реорганизация системы управления промышленностью и сельским хозяйством. Обновление советской экономики на основе законов «Об ИТД», «О гос. предприятии», «О кооперации в СССР». Введение элементов рыночной экономики и реформы управления хозяйством.

Реформа политической системы. Противоречивый процесс демократизации общества. Политика гласности. Необратимые изменения общественного сознания. Решения XIX партконференции: курс на создание правового государства, демократизацию общественной и политической жизни страны. Съезды народных депутатов. Первые « герои» и лидеры общественных организаций ( Ю.Н.Афанасьев, Б.Н.Ельцин, А.Д.Сахаров и др.)Новые явления на втором этапе гласности: нарастание борьбы между « демократами» и «партократами». Возрождение национальных и национально – патриотических движений.

«Новое политическое мышление» в международных отношениях. Задачи советской внешней политики в контексте перестройки. Геополитическая карта России, Европы и мира после падения «железного занавеса». «Уход из Европы». Победы и поражения советской дипломатии в 1986 – 1991г.г.

Конец и начало: СССР на пути к новой государственности.

Обострение межнациональных отношений. Попытки остановить распад СССР. Референдум и его итоги. Советский Союз на пути к новой федерации. Ново - Огаревский процесс и его итоги. Становление Российской государственности; референдум, выборы Президента РСФСР. 12 июня 1991г. М,С. Горбачёв и Б.Н.Ельцин. Версии и оценки событий августа 1991 г. и их последствий.



Тема 2. Россия в 1991- 1993 гг. Путь к суверенитету. Судьба Советов. Первые шаги в капитализм.(4 часа)

Личность и эпоха: Б.Н. Ельцин и его «команда». Россия в составе СССР. Обретение суверенитета. Становление рыночной модели экономического развития. Законодательная база преобразований. «Шоковая терапия» и начало передела собственности. Идеологи либерального экономического курса: Е.Т. Гайдар, А.Б.Чубайс. Социально – экономические последствия либеральных реформ. Итоги первого этапа экономических преобразований.

Становление новой политической системы. Причины конституционного кризиса 1992 – 1993 г.г.: «ползучий переворот»: борьба за власть между Президентом РФ и Верховным Советом. Борьба новой власти с Советами. Политический кризис осенью 1993г. Завершение демонтажа советской политической системы. Версии и оценки событий сентября- октября 1993 г и их последствий.

Эволюция российского общества: нестабильность, социальная идентификация, девальвация ценностей, Общество на распутье: между социализмом и капитализмом. Конфликт ценностей. Рост криминогенной обстановки.

Новая Россия на международной арене. Три направления внешней политики РФ в начале 1990 – х г.г.: 1) страны «ближнего зарубежья»,2) страны бывшего социалистического лагеря, 3) страны западной демократии, Востока и АТР. Цели создания и политический статус СНГ. Россия и внешний мир. Первые шаги российской дипломатии: ошибки и просчёты российской политической элиты во внешней политике в начале 1990 –х г.г.

Тема 3. Российская Федерация в 1993- 2005 гг. Продолжение либеральных реформ. Становление российской государственности. Формирование нового общества. (2 часа)

Второй этап экономических реформ (1993 – 1998) . Экономическая политика правительства: углубление приватизации, переход к акционированию предприятий и свободной продаже акций. Итоги приватизации. Кризис производства. Экономическая катастрофа 1998г. В поисках новой экономической стратегии( Антикризисные предложения фракции «Яблоко»).

Политическая жизнь. Конституция РФ 1993 - характеристика российского государства. Формирование российской многопартийности. «Чеченский кризис». Российское общество в 1990- е г.г. В поисках новой внешней политики. Отставка первого Президента РФ Б.Н. Ельцина. Б.Н.Ельцин как политик в глазах своих современников.

Тема 4: Российская Федерация XXI веке. В.В.Путин.

Итоги первого десятилетия и перспективы российской государственности на рубеже веков. Вызовы, с которыми столкнулась РФ. Личность и эпоха: В.В. Путин - второй президент России. Приоритетные задачи политики В.В.Путина. Развитие экономики: от стабилизации к развитию. Роль государства в экономике. Россия в мировой экономике. Национальные проекты.

Внутренняя политика: что сделано? Что предстоит сделать? Стабильность и правопорядок, устойчивость государства. Политика в области федеративных отношений. Общественно – политическая жизнь России в 2000 – 2006 г.г. Социальная структура общества. Социальная сфера и межкультурный диалог. Российское образование.

Культура РФ в контексте мировых культурных процессов XXI века.

Россия и мир, мир и Россия. Предпосылки становления новой системы международных отношений. Концепция «избирательной вовлечённости» как основа внешнеполитической стратегии России. Внешнеполитические проблемы.

Итоговое обобщение . Россия – вчера – сегодня – завтра. Обсуждение итогов и перспектив развития страны. Молодежь в современной России. Твое место в современном мире. Защита рефератов.



Тематическое планирование элективного курса

17 часов



Название темы

Содержание

Виды деятельности учащихся

1

Вводный урок

лекция


Введение. Масштабы и историческое значение перемен, происшедших в СССР во второй половине XX в. Необходимость преобразований во всех сферах советского общества. Общество на пороге реформ. Анализ статистических данных. (1 час)


Обсуждение лекции по ключевым вопросам. Подготовить выставку источников (научных трудов, периодики, мемуаров, НПА), провести опрос на тему «Жизнь моей семьи в 1980 – е г.г.»

Тема 1. Советский Союз в 1985-1991гг. Последняя попытка внутрисистемной реформации. Преобразования и их результаты. Распад СССР. (4 часа)


2

3


Избрание М.С. Горбачёва на пост Генерального секретаря ЦК КПСС. Начало преобразований.

Личность и эпоха: М.С.Горбачев. Политические портреты М.С.Горбачёва и его единомышленников . «Дети XX съезда» - сообщение. Проекты и реальности улучшения социализма и ускорения социально – экономического развития СССР ( 1985 – 1987г.г.). «Кадровая революция» и реорганизация системы управления промышленностью и сельским хозяйством. Обновление советской экономики на основе законов «Об ИТД», «О гос. предприятии», «О кооперации в СССР». Введение элементов рыночной экономики и реформы управления хозяйством. Причины краха курса на «ускорение» экономического развития СССР.


Анализ печати о новом лидере. Сообщение «Дети XX съезда». Анализ доклада М.С.Горбачёва на апрельском (1985)Пленуме ЦК КПСС. Анализ документов: законы «О гос. предприятии», «Об ИТД», «О кооперативах в СССР». Обсуждение социально – экономической ситуации в стране с позиции учёных, политиков и обывателей.(деловая игра). Сравнение проектов экономических реформ(С.С.Шаталин, Л.И.Абалкин, Г.Я.Явлинский).

4

Реформирование политической системы.

Реформа политической системы. Противоречивый процесс демократизации общества. Политика гласности. Необратимые изменения общественного сознания. Решения XIX партконференции: курс на создание правового государства, демократизацию общественной и политической жизни страны. Съезды народных депутатов. Первые « герои» и лидеры общественных организаций ( Ю.Н.Афанасьев, Б.Н.Ельцин, А.Д.Сахаров и др.)Новые явления на втором этапе гласности: нарастание борьбы между « демократами» и «партократами». Возрождение национальных и национально – патриотических движений.


В ходе групповой работы подготовить политические карты съездов народных депутатов (группы, блоки, фракции), выступления с сообщениями: Первые « герои» и лидеры общественных организаций ( Ю.Н.Афанасьев, Б.Н.Ельцин, А.Д.Сахаров и др.). Обсуждение «Чернобыльская трагедия в контексте периода гласности»

5

«Новое политическое мышление» в международных отношениях. дипломатии в 1986 – 1991г.г.

Конец и начало: СССР на пути к новой государственности.




«Новое политическое мышление» в международных отношениях. Задачи советской внешней политики в контексте перестройки. Геополитическая карта России, Европы и мира после падения «железного занавеса». «Уход из Европы». Победы и поражения советской дипломатии в 1986 – 1991г.г.

Конец и начало: СССР на пути к новой государственности.

Обострение межнациональных отношений. Попытки остановить распад СССР. Референдум и его итоги. Советский Союз на пути к новой федерации. Ново - Огаревский процесс и его итоги. Становление Российской государственности; референдум, выборы Президента РСФСР. 12 июня 1991г. М,С. Горбачёв и Б.Н.Ельцин. Версии и оценки событий августа 1991 г. и их последствий.


Определяют задачи внешней политики СССР. Оценивают результаты нового политического мышления для нашей страны(дискуссионный вопрос)

Анализ содержания анкеты и интерпретация результатов Всесоюзного референдума 17 марта 1991г.

Дискуссия «Был ли неизбежен распад СССР?», «Отношение простых людей к распаду СССР».


Тема 2. Россия в 1991- 1993 гг. Путь к суверенитету. Судьба Советов. Первые шаги в капитализм.(4 часа)


6

7


РФ в 1991 – 1993г.г. Становление рыночной модели экономического развития

Личность и эпоха: Б.Н. Ельцин и его «команда». Россия в составе СССР. Обретение суверенитета. Становление рыночной модели экономического развития. Законодательная база преобразований. «Шоковая терапия» и начало передела собственности. Идеологи либерального экономического курса: Е.Т. Гайдар, А.Б.Чубайс. Социально – экономические последствия либеральных реформ. Итоги первого этапа экономических преобразований.


Анализ мемуаров Б.Н. Ельцина «Записки президента». Политические портреты Е.Т.Гайдара, А.Б.Чубайса. Социально – экономические последствия : «репортажи» из городов и сёл России, «письма в газету» владельцев ваучеров, вкладчиков, «челноков», «новых русских».

8

Становление новой политической системы

Становление новой политической системы. Причины конституционного кризиса 1992 – 1993 г.г.: «ползучий переворот»: борьба за власть между Президентом РФ и Верховным Советом. Борьба новой власти с Советами. Политический кризис осенью 1993г. Завершение демонтажа советской политической системы. Версии и оценки событий сентября- октября 1993 г и их последствий.

Эволюция российского общества: нестабильность, социальная идентификация, девальвация ценностей, Общество на распутье: между социализмом и капитализмом. Конфликт ценностей. Рост криминогенной обстановки.



Подготовка репортажа с мест событий 1 – 4 октября 1993г. Оценить нравственные уроки политических событий осени 1993г..для власти и общества.

Обзор прессы, TV, СМИ, кино, книжного рынка. Сообщение «Криминогенная обстановка в 1990 – е г.г.»



9

Новая Россия на международной арене

Новая Россия на международной арене. Три направления внешней политики РФ в начале 1990 – х г.г.: 1) страны «ближнего зарубежья»,2) страны бывшего социалистического лагеря, 3) страны западной демократии, Востока и АТР. Цели создания и политический статус СНГ. Россия и внешний мир. Первые шаги российской дипломатии: ошибки и просчёты российской политической элиты во внешней политике в начале 1990 –х г.г.


Игра «Международная студия»: анализ геополитической ситуации России.

Тема 3. Российская Федерация в 1993- 2005 гг. Продолжение либеральных реформ. Становление российской государственности. Формирование нового общества. (2 часа)


10

Второй этап экономических реформ.

Второй этап экономических реформ (1993 – 1998) . Экономическая политика правительства: углубление приватизации, переход к акционированию предприятий и свободной продаже акций. Итоги приватизации. Кризис производства. Экономическая катастрофа 1998г. В поисках новой экономической стратегии( Антикризисные предложения фракции «Яблоко»).





11

- Политическая жизнь. Конституция РФ: характеристика российского государства.

Политическая жизнь. Конституция РФ : характеристика российского государства. Формирование российской многопартийности. «Чеченский кризис». Российское общество в 1990- е г.г. В поисках новой внешней политики. Отставка первого Президента РФ Б.Н. Ельцина. Б.Н.Ельцин как политик в глазах своих современников.





Тема 4: Российская Федерация XXI веке. В.В.Путин. (5 часов)


12

13





Итоги первого десятилетия и перспективы российской государственности на рубеже веков. Вызовы, с которыми столкнулась РФ. Личность и эпоха: В.В. Путин - второй президент России. Приоритетные задачи политики В.В.Путина. Развитие экономики: от стабилизации к развитию. Роль государства в экономике. Россия в мировой экономике. Национальные проекты.


Составлять политический портрет Путина В.В. «Пресс - конференция» Путина и его команды о приоритетных направлениях деятельности. Сообщение «Вступление России в ВТО: за и против»

14

15


Внутренняя политика Российского государства.

Культура РФ в контексте мировых культурных процессов.




Внутренняя политика: что сделано? Что предстоит сделать? Стабильность и правопорядок, устойчивость государства. Политика в области федеративных отношений. Общественно – политическая жизнь России в 2000 – 2006 г.г. Социальная структура общества. Социальная сфера и межкультурный диалог. Российское образование.

Культура РФ в контексте мировых культурных процессов XXI века.




Результаты реализации нацпроектов на примере города и области.

Сообщение о Сколково.



Урок – дискуссия «Российское образование – лучшее в мире?». Сравнение образовательных систем США, Китая, Финляндии.

16

Россия в мире

Россия и мир, мир и Россия. Предпосылки становления новой системы международных отношений. Концепция «избирательной вовлечённости» как основа внешнеполитической стратегии России. Внешнеполитические проблемы.


Деловая игра «Международная студия»: подготовка выступлений « РФ и США; Россия и страны ЕС; Россия и страны СНГ, Россия и Белоруссия; Отношения со странами Прибалтики, Россия и самопровозглашённые республики.

17

Заключение «Россия – вчера – сегодня – завтра».

Итоговое обобщение . Россия – вчера – сегодня – завтра. Обсуждение итогов и перспектив развития страны. Молодежь в современной России. Твое место в современном мире.

Выступления учащихся с сообщениями, докладами. Презентации о важнейших событиях в России.

Литература

  1. АмальрикА.А. Просуществует ли СССР до 1984года? М., 1991

  2. Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1918

  3. Джилас М. Лицо тоталитаризма. М., 1992

  4. Верт Н.История Советского государства. М., 1994.

  5. Гайдар Е.Т. Смуты и институты. Государство и эволюция. СПб: Норма . 2010

  6. Захарова Е.Н. Методические рекомендации к изучению истории в 11 классе. Россия в XX веке. М.: Владос. 2002.

  7. Вяземский Е.Е., О.Ю.Стрелова .Программа элективного курса «История современной России: от М.С.Горбачёва до В.В.Путина». История России в 1990-х годах. «Преподавание истории в школе», 2007,№6,7.

  8. Гайдар Е.Т.Государство и эволюция. М., 1995

  9. Горбачёв М.С. Перестройка и новое мышление для нашего народа и для всего мира. М., 1988.

  10. Ельцин Б.Н. Россия: человек, семья, общество, государство. Программа действий на 1996 – 2000 г.г. М., 1996.

  11. Ельцин Б.Н. Записки президента. М., 1996.

  12. Сахаров А.Д. Мир, прогресс, права человека. 1975.

  13. Солженицин А.И. Как нам обустроить Россию. 1990.

  14. Верт Н. История советского государства 190 – 1991. М., 1994.

  15. Волкогонов Д.А. Семь вождей. Кн. 1 – 2. М., 1995.

  16. Зенькович Н.А. Путинская энциклопедия. Семья. Команда. Оппоненты. Преемники. М., 2006.

  17. Коэн Стивен. «Вопрос вопросов: почему не стало Советского Союза? М., 2007.





Христиане жаждут бессмертия так, словно уверены в райском блаженстве; и в то же время боятся смерти, словно уверены, что попадут в ад. Ежи Плудовский
ещё >>