Программа элективного курса «Физиология человека» а ннотация Курс «Физиология человека» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Физиология человека и животных» к б. н., доцент Промоторова Е. 3 405.52kb.
Рабочая программа дисциплины «Физиология человека» Специальность... 1 162.37kb.
Права человека программа курса 1 90.41kb.
Конкурсов I тура фестиваля «синергия-проект» 1 46.28kb.
Вопросы по курсу физиология человека и животных для специальности... 1 72.05kb.
Методическая разработка альтернативных занятий практикума "Физиология... 3 508.66kb.
Программа курса «Физиология высшей нервной деятельности» 1 127.45kb.
Рабочая программа дисциплины дисциплина ен. В. 1 «Физиология человека... 1 166.76kb.
В. Симфония жизни (популярная физиология человека) москва «физкультура... 13 3666.92kb.
П л а н лабораторных занятий по физиологии человека и животных 3... 1 17.51kb.
Анатомия и физиология человека Вопросы для подготовки к экзамену 1 31.88kb.
Рабочая программа дисциплины «Физиология человека» Специальность... 1 162.37kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа элективного курса «Физиология человека» а ннотация Курс «Физиология человека» - страница №1/1




Программа элективного курса

«Физиология человека»

Аннотация

Курс «Физиология человека» направлен на расширение знаний базисного и профильного курса биологии «Человек». Как ни странно, в наш информационный век учащиеся обладают достаточно скудными знаниями о возможностях своего организма, способах поддержания здоровья. В связи с этим:

Цели курса:


  • Дать представление о природе, не только как внешнем окружении по отношению человеку, но и человеке как о природном образовании.

Задачи:

  • Заинтересовать учащихся, расширить знания, добиться понимания практического значения биологических, экологических знаний, пропагандировать ЗОЖ.

В содержании курса включены темы по изучению систем органов человека. Изучение, которых основано на профилактике и предупреждении заболеваний, пропаганде ЗОЖ и обучении оказания доврачебной помощи.

В основу обучения заложена межпредметная интеграция (особенно с химией), индивидуальные способности и потребности учащихся, направленные на развитие профориентационных навыков.

При обучении используются методы и формы: объяснения, лекций, беседы, семинары, практических и лабораторных работ, просмотр и анализ видеофильмов, ролевой игры. Контроль достижений в виде мониторинга проводится по 5 бальной системе за каждый вид деятельности, по каждой теме. Затем выставляется итоговая оценка, оценки выставляются в рабочей тетради учащихся. По окончании курса выставляется оценка «зачет», «незачет». Портфолио учащегося пополняется грамотами, дипломами, призами, за защиту своих тем.

Ожидаемый результат изучения курса:



учащиеся должны знать:

- строение и функции органов и систем органов;

- причины функциональных нарушений в организме;

- влияние физических упражнений на развитие систем органов;

- вредное влияние алкоголя, никотина, наркотиков на организм.

уметь:

- оказывать I помощь при различных переломах, кровотечениях, воздействиях температуры;

- объяснить: причины нарушения работы органов и систем органов;

- обосновать: место человека в системе органического мира; необходимость соблюдения правил личной гигиены;

- давать определения: основных терминов;

- устанавливать связь: между организмом и внешней средой;

- делать выводы: о физиологических основах ЗОЖ.
Развить у учащихся компоненты компетенций:

- определять задачи для индивидуальной и совместной деятельности;

- самостоятельно организовать учебную деятельность;

- самостоятельно подводить итог своей деятельности и оценивать ее;

- научить вести диалог, выступать публично, выслушивать и принимать во внимание взгляды других учащихся, учителей;

- жить и трудиться в коллективе, дорожить его интересами;

- соблюдать правила ТБ, уметь оказывать доврачебную помощь;

- обобщать, систематизировать собранный материал;

- делать обобщение, выводы при прослеживании текста, телезаписей;


  • подготовить доклад, тезисы, выступления, формы контроля уровня достижений и критерии оценки.

Учитывая индивидуальный интерес учащихся применять методы подготовки творческих проектов по темам: «Профилактика СПИДа», «Доврачебная помощь при воздействии на организм низких и высоких температур».

В процессе изучения курса используются учебники: А.С. Батуева и др. «Человек». М.: Дрофа, 2000; Л.П. Анастасов и др. «Человек и окружающая среда». М., 1992.

Видеофильмы по курсу «Анатомия» (№ 1, № 2, № 3, № 4, № 5).

Тесты по всем разделам для итогового обобщения.



Список литературы для учащихся:

1. А.С. Батуев и др. «Человек. Основы физиологии и психологии». М.: Дрофа, 2000.

2. Л.П. Анастасов и др. «Человек и окружающая среда». М., 1992.


  1. Д. Тетчел и Д. Веллс «Ты и твое питание». М., 1996.

Список литературы для учителя:

1. Т.Л.Богданов «Сборник для поступающих в вузы». М.: 2002.

2. Т.М. Мурзин «Активные формы и методы обучения биологии. Человек и его здоровье». М.: 1999.

3. Е. Шалапенок, Л. Кашлюк, Н. Лисов «Для поступающих в вузы». М.: 2001.



  1. Журнал «Биология в школе».

  2. Газета «Биология» приложение к «Первое сентября».

Пояснительная записка.
Курс «Физиология человека» строится с учетом кризисной экономической ситуации окружающей среды, которая создает опасность для здоровья человека. В настоящее время нет проблемы важнее, чем проблема выжить.

Как ни странно, в наш информационный век школьники обладают достаточно скудными знаниями о возможностях своего организма, способах поддержания здоровья. В связи с этим, изучение такого курса необходимо вводить до базисного курса биологии «Человек» и расширять профильные знания учащихся по биологии. Курс рассчитан для изучения в 9 классах (15 часов).

Курс носит обобщающий характер, такой подход позволяет не только систематизировать ранее изученные учащимися знания из различных предметов (физики, химии, истории, биологии), но и подвести учащегося к осознанию своей роли в сохранении собственного здоровья.
Цель курса по выбору:

- дать ученикам представление о природе не только как внешнем окружении по отношению человека, но и о человеке как природном образовании.


Задачи элективного курса:

- заинтересовать ученика изучением проблем биологии;

- расширить знания о физиологических особенностях организма;

- добиваться понимания практического значения биологических, экологических знаний;

- пропагандировать ЗОЖ.
Такой подход расширяет знания о человеке как природном организме и общественном существе, позволяет рассматривать процессы, происходящие на земле в единстве с самим человеком, его здоровьем.

Содержание курса.


  1. Введение. Общий обзор организма человека. (1 час).

Профилактика – генеральное направление отечественного здравоохранения. Встреча со студентами медицинского училища – бывшими учащимися школы.

Легче предупредить болезнь, чем лечить, можно ли сохранить свое здоровье, не зная анатомии и физиологии организма. Основное содержание – здоровье человека – не личное дело каждого, а общественное достояние.




  1. Опорно-двигательная система. (2 часа).

Биологические основы умственного и физического труда с учетом физиологии подросткового возраста. Виды первой доврачебной помощи при ушибах, растяжениях, вывихах и переломах.

Примерные вопросы для занятия:



  • особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью;

  • условия, необходимые для функционирования и повышения работоспособности мышц. Кроме словесного описания видов первой доврачебной помощи, необходимо научить ребят правилам наложения бинта на: палец, руку, ногу, кисть, голеностопный сустав, голову при травме (в виде шапочки);

  • значение мышечной активности для здоровья человека;

  • особенности развития опорно-двигательной системы подростков;

  • физическое здоровье и его влияние на формирование умственных способностей подростка (в здоровом теле – здоровый дух).




  1. Кровь. (2 часа).

Иммунитет. Иммунодефицит (СПИД) – чума XX века. Сообщение учащегося о И.И. Мечникове с последующим обсуждением материала.

Просмотр кинофильма «Иммунитет». Сообщения учащихся – не самоцель, а приглашение к разговору о роли Мечникова в открытии такой важной особенности организма человека, как иммунитет.

Важное место в беседе надо отвести истории этой проблеме, состоянию на сегодня в мире и в нашей стране. Перспективе на будущее, тому, что необходимо знать о профилактике СПИДа.

IV. Дыхание. (2 часа).

Инфекционные болезни, передающиеся воздушно – капельным путем, и их профилактика. Гигиенические условия профилактики болезней органов дыхания. Сообщения учащихся о туберкулезе, гриппе, ОРЗ и т.д., подготовленные по материалам медицинских листовок. Просмотр видеофильма «Курить – здоровью вредить».

Влияние вредных привычек на органы дыхания. Просмотр видеофильма «Роковая капля».

Занятия надо использовать для формирования у детей устойчивого неприятия вредных привычек. Подчеркнуть роль академика В.А. Трапезникова в борьбе с рекламой сигарет, значение «дней борьбы» с курением. После просмотра фильма «Никотиновая трагедия» провести беседу по вопросам:



    • почему трагедия?

    • в чем трагедия?




  1. Пищеварение. (2 часа).

Беседа о вкусной и здоровой пище.

Беседа о вкусной и здоровой пище должна быть подчинена принципам рационального питания, составу и пищевой ценности продуктов. Особенности питания в подростковом возрасте. Сбалансировать его, режим питания, гигиенические требования к приему пищи – основные темы для разговора. Конкретные примеры (количество белков, жиров, углеводов, минеральных веществ, витаминов в различных пищевых продуктах) обязательны.

Подростков очень интересует соответствие роста весу. Такие таблицы необходимо дать. Привести нормы потребления пищевых продуктов для людей разных профессий. Сформировать такие понятия, как «пищевая ценность продуктов», «рациональное питание».

Просмотр фильма «Гигиена питания».




  1. Кожа. (2 часа).

Физиология закаливания организма. Первая помощь при ожогах и обморожениях.

Лекция обязательно включает в себя следующие тезисы:



    • закаливание – одна из мер, направленных на укрепление и совершенствование защитных сил организма;

    • закаливание – часть физиологического воспитания;

    • закаливание включает в себя и правильно дозированную мышечную нагрузку, и водные процедуры, и оптимальный режим труда и отдыха, и повышение устойчивости к изменяющимся климатическим и гелиогеофизическим факторам;

    • закаливание – основа здоровья и работоспособности человека любого возраста;

    • ошибки при закаливании и экстренная помощь при перегревании и переохлаждении организма.




  1. Железы внутренней секреции. (1 час).

Железы внутренней секреции. Сообщения учащихся о внутрисекреторной деятельности гипофиза, надпочечников, поджелудочной, щитовидной и половых желез.

После сообщений обобщение сведений о заболеваниях, связанных с нарушением функций щитовидной железы, надпочечников, условиях возникновения сахарного диабета, причинах его широкого распространения в настоящее время и его «помолодения».




  1. Нервная система. Органы чувств. ВНД. (1 час).

Этические нормы и эстетика поведения. Взаимоотношения юноши и девушки.

Ролевая игра по этике поведения. Учащимся предлагают заранее подготовленные небольшие сценки, после которых школьники должны одобрить поведение персонажей. Осудить их или дать оценку и исправить.



    • профориентации на профессию;

    • рассказам из истории возникновения одежды и моде на предстоящий сезон;

    • советам специалистов о том, как следует одеваться подросткам.




  1. Размножение и индивидуальное развитие. (1 час).

Гигиена девушки. Гигиена юноши. Психологические основы взаимоотношения полов.

Взаимодействие человека как биосоциального существа с окружающей средой. Роль антропогенных факторов в изменении окружающей среды.




  1. Заключение. (1 час).

Подведение итогов: что удалось реализовать в ходе занятий, что не удалось; как сделать так, чтобы они проходили более интересно и с большей пользой.

Содержание данного курса реализуется в учебных пособиях:



  1. А.С. Батуев и др. «Человек. Основы физиологии и психологии». М.: Дрофа, 2000.

  2. Л.П. Анастасов и др. «Человек и окружающая среда». М., 1992.

  3. Д. Тетчел и Д. Веллс «Ты и твое питание». М., 1996.

В методических пособиях для учителя:



        1. Н.И. Сонин, Б.Б. Захаров и др. Государственная Программа для общеобразовательных школ. М.: Дрофа, 2002.

        2. З.А. Можарова. Программа по экологическому воспитанию. М.: 2002.

        3. Т.Л.Богданов «Сборник для поступающих в вузы». М.: 2002.

        4. Т.М. Мурзин «Активные формы и методы обучения биологии. Человек и его здоровье». М.: 1999.

        5. Е. Шалапенок, Л. Кашлюк, Н. Лисов «Для поступающих в вузы». М.: 2001.

В наборе видеофильмов по анатомии человека (№ 1 - 4). Основу обучения составляет междисциплинарная интеграция, особенно с химией, которая содействует становлению целостного представления об окружающем мире:

- индивидуальные способности и потребности учащихся;

- развитие профориентации.



Тематическое планирование.




Тема

Часы

Дата

Вид занятий

Содержание

1

Введение.

Общий обзор организма человека.



1




Беседа. Встреча со студентами мед. училища.

Цели, задачи курса. Общий обзор организма человека. Роль профилактических мероприятий по предупреждению заболеваний.

2

Опорно-двигательная система.

2




Самостоятельная работа с литературой, просмотр в/ф. Практическая работа.

Окружающая среда и функциональные особенности опорно-двигательной системы.

Гигиена опорно-двигательной системы, оказание I доврачебной помощи.



3

Кровь.

2




Беседа. Тест.
Просмотр видеофильма, беседа.Творческий проект.

Роль Мечникова И.И. в открытии иммунитета. Значение иммунной системы.

Профилактика СПИДа.



4

Дыхание.

2




Практическая работа.
Дискуссия. Просмотр в/ф.

Гигиенические условия профилактики болезней органов дыхания (туберкулез, грипп и др.).

Влияние вредных привычек на организм человека.



5

Пищеварение.

2




Беседа.
Практическая работа. Просмотр в/ф.

Особенности питания в подростковом возрасте. Режим питания.

Гигиена питания. Расчет потребления пищевых продуктов. Норма питания.



6

Кожа.

2




Лекция.
Практическая работа.

Творческий проект.



Окружающая среда и кожа. Физиология закаливания организма.

Доврачебная помощь при воздействии на организм низких и высоких температур.



7

Железы внутренней секреции.

1




Семинар. Тест.

Взаимосвязь окружающей среды на функциональную деятельность желез внутренней секреции.

8

Нервная система.

Органы чувств.



1




Ролевая игра.

Этические нормы и этика поведения юношей и девушек.

9

Размножение и индивидуальное развитие.

1




Лекция (врача).

Психологические основы взаимоотношения полов. Гигиена юношей и девушек.

10

Заключение.

1




Беседа. Тест.

Подведение итогов.

Для стимуляции личностного роста учащегося, предлагаю ввести бальную систему мониторинга достижений:





Ф.И. уч-ся


Тема

Работа в группе


Разбор темы


Устный ответ

Подбор материала

Оформление материала


Защита темы

Практическая работа

















































































Итоговая оценка.


У учащегося оценки отражаются в его рабочей тетради, а в конце выставляются «зачет», «незачет».

Портфолио учащегося может быть пополнено грамотами, дипломами, призами, за защиту своих тем.


Литература:

              1. З.А. Можарова. Программа по экологическому воспитанию. М.:. 2002.

              2. Т.Л.Богданов «Сборник для поступающих в вузы». М.: 2002.

              3. Т.М. Мурзин «Активные формы и методы обучения биологии. Человек и его здоровье». М.: 1999.

              4. Е. Шалапенок, Л. Кашлюк, Н. Лисов «Для поступающих в вузы». М.: 2001.

              5. Журнал «Биология в школе».

              6. Газета «Биология» приложение к «Первое сентября».






После смерти я вернусь обратно на землю — швейцаром в борделе, и никого из вас туда не впущу. Артуро Тосканини — оркестран
ещё >>