Программа дополнительного образования детей Социальный театр - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа деятельности муниципального образовательного учреждения... 11 1826.84kb.
Отчет о работе муниципального образовательного учреждения дополнительного... 1 294.53kb.
Методическая разработка по программе дополнительного образования... 1 257.01kb.
Виды детских объединений в системе дополнительного образования детей 1 205.97kb.
Программа межведомственного фестиваля педагогов дополнительного образования... 1 56.09kb.
Муниципального образовательного бюджетного учреждения дополнительного... 6 1507.77kb.
«Центр развития дополнительного образования детей Иркутской области» 1 35.24kb.
Образовательная программа дополнительного образования детей «мир... 4 647.84kb.
Конкурс-форум проводится Отделением туризма и краеведения государственного... 3 471.19kb.
Система оценки качества образования в учреждении дополнительного... 1 91.4kb.
Дополнительного образования детей 1 293.09kb.
Отчёт руководителя муниципалитета внутригородского муниципального... 5 694.65kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа дополнительного образования детей Социальный театр - страница №1/1

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования детей



Социальный театр «ЛиК»

Возраст детей:

7-17 лет

Срок реализации: 3 года

Корженкова Елизавета Михайловна

Педагог дополнительного образования


Москва 2012г.



Пояснительная записка
Направленность программы: социально-педагогическая.
Актуальность программы.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия "зажатости", обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.

Театр как синтетическое искусство воспитывает в ребёнке логическое мышление, воображение, фантазию, коммуникативные способности, речевую культуру, заставляет заниматься самопознанием, овладевать собственным телом, речью, умением работать в коллективе и внимательно относиться к окружающим.

Занимающиеся в театральной студии получают дополнительный стимул к саморазвитию, вырабатывают уверенность в себе, лидерские и организаторские качества, тренируют силу воли, умение держаться на публике. Большая часть занимающихся в студии – гиперактивные дети. Неумение управлять собственными эмоциями и направлять свою энергию в нужное русло становится для них большой проблемой в учебном процессе. Поэтому театральная студия, выполняющая воспитательную и организующую функцию для таких детей, особенно необходима.

Театральная студия – живой организм, находящийся в постоянном развитии и поиске. Программа направлена на воспитание свободной творческой личности средствами театрального искусства. Программа основана на игровой форме обучения.

Все дети от природы талантливы и нацелены на творческое познание мира. Задача педагогов и родителей - создать такие условия, в которых ребенок не только не потеряет, но и разовьет заложенные в нем способности.

Основные проблемы: рассредоточенность внимания, телесные и психологические зажимы, низкий уровень мобилизации, невостребованность мышления, фантазии и воображения. Дети не умеют внимательно слушать друг друга и педагога, внимательно следить за происходящим на занятиях и на сцене. Дети очень закомплексованны, поэтому им надо помочь освободиться от внешних и внутренних зажимов, путем актерского тренинга по системе К. С. Станиславского.

Курс практических основ актерского мастерства включает в себя комплекс специальных дисциплин, таких как упражнения по мастерству, сценическая речь, сценическое движение, сценический грим.

Данная программа в целом формирует актерские способности детей и создает предпосылки к тому, чтобы в сценической практике совершенствовались индивидуальные, личностные качества воспитанников.

Одной из основных задач педагога является обеспечение социализации обучающихся, формирование общей культуры личности, инициативности, способности творчески мыслить и находить нестандартные решения, а также  акцентировать внимание каждого на его успехах в процессе обучения.

Главный принцип преподавания основ актерского мастерства – освоение закономерностей человеческого поведения в сценических условиях. С помощью театральных дисциплин дети обучаются творческому мышлению, плодотворному трудовому сотрудничеству с разными людьми, культуре общения.


Отличительные особенности программы
Психофизический тренинг, введённый в систему занятий С.В. Клубковым, сам по себе является особенностью программы «Социальный театр». Он помогает не только понять суть актёрского мастерства (перевоплощение, сценическое переживание и т.д.), но и освободиться от собственных комплексов, проблем в общении.

Данная программа актуальна, поскольку театр становится способом самовыражения, инструментом решения конфликтов и средством снятия психологического напряжения. Сценическая работа детей по программе «Социальный театр» - это не подготовка к вступлению на профессиональную театральную стезю, но проверка действием межличностных отношений. В репетиционной комнате приобретаются навыки публичного поведения, взаимодействия друг с другом, совместной работы и творчества.

Сердцевиной театрального творчества является так называемая «игра в поведение». Дети – актеры от природы. Они сами сочиняют свои роли, сами драматургически обрабатывают материал жизни. Как писал К.С.Станиславский, «детское «как будто бы» куда сильнее нашего магического «если бы ». С помощью детского «как будто бы» на занятиях дети прощаются со своими комплексами и неуверенностью, приобретают навыки жизненного общения.

Театральная игра для детей должна стать и удовольствием, и развлечением, а на самом деле – инструментом решения конфликтов, способствующим взаимопониманию и самораскрытию.



Новизна программы заключается в том, что данная программа предлагает современные технологии, позволяющие развивать в детях творческую активность, способствующие профилактике асоциального поведения детей, включающие детей и родителей в совместную деятельность, доставляющую радость и удовольствие тем и другим.

Специфичность программы проявляется:

  • в возможности начать обучение с любого момента, так как в обучении основам актерского мастерства невозможно поэтапно обучить ребенка сценической речи, а затем движению, поскольку все виды деятельности взаимосвязаны. Да и сам театр – синтетический вид искусства;

  • в обеспечении доступности каждому испытать свои силы в разнообразных формах занятий, возможности увидеть результаты, получить одобрение и поддержку;

  • в способе структурирования элементов содержания материала внутри дополнительной образовательной программы;

  • в организации системы, основанной на развитии у детей интереса к окружающему миру, умения общаться с ним, используя свои творческие способности.

Цели и задачи программы
Необходимыми условиями развития личности ребенка являются:

познавательная активность, то есть ребенок активный участник собственного воспитания. Активность - непременное условие развития способностей и дарований. « Какие бы прекрасные воспитатели не опекали ребенка, без собственного труда он мало чего достигнет.» ( К. Д. Ушинский) ;

свобода самовыражения;

интерес и уважение к тому, что ребенок делает, предлагает.


Цель программы: помочь ребенку адаптироваться в современном мире посредством театрального искусства.
Задачи:

-расширение кругозора детей через знакомство с лучшими произведениями литературы и искусства;

- воспитание эстетического вкуса;

- формирование навыков актерского мастерства, сценической речи и пластики.


Возраст детей: 7-17 лет.
Сроки реализации: 3 года.
Формы и режим занятий:
Программа предназначена для детей и подростков 7-17 лет. Продолжительность реализации дополнительной образовательной программы 3 учебных года. Группа 3го и старше годов обучения является концертной. Ее функции – участие в конкурсах, концертах, фестивалях, показы спектаклей и т.п.
В театральную студию «Лик» принимаются дети с 7 лет по интересу, без предъявления специальных требований.

Зачисление в студию производится по заявлению родителей, лиц их заменяющих, с представлением медицинской справки о возможности занятий данным видом деятельности.

Во время каникул образовательная деятельность может видоизменяться (выходы в театры, показ спектаклей, участие в концертах, проведение совместных с родителями праздников и т.п.)

Занятия могут проводиться, как со всей группой, так и по звеньям, подгруппам, индивидуально.
При определении режима занятий учтены санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей.

Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия составляет 2 учебных часа (1 уч.ч = 45 минут), перерыв составляет 15 минут на отдых и проветривание помещения. В связи с тем, что площадь зала не соответствует требованиям СанПиНа и составляет 42 кв. м. (за исключением сцены в 12 кв. м.) наполняемость групп варьируется от 8 до 15 человек. Так как воспитанники коллектива участвуют индивидуально в концертах и литературных клубах центра творчества, выезжают на окружные и городские конкурсы чтецов, то есть большая необходимость заниматься с ними 1 час индивидуально.

Почасовая нагрузка для всех годов обучения одинакова, т.к. является оптимальной для всех возрастов обучения.

Нагрузка:

групповые занятия: 2 раза в неделю по 2учебных часа, в год – 144 часа;

индивидуальные занятия – 1 учебный час в неделю, в год –36 часов;


Формы и режим занятий
Программа предполагает переход ребенка в следующую более старшую группу. При желании новый ребенок может быть принят в группу, соответствующую его возрасту, если после испытательного срока проявит знания, умения и навыки, соответствующие данному году обучения.

Особенностью подобных групп является, с одной стороны, относительная возрастная близость занимающихся в них детей, что позволяет использовать в работе с каждой группой методы, наиболее эффективные и приемлемые в данном возрасте. С другой стороны, интегрирование в одной группе детей разного возраста и уровня развития позволяет осуществлять развитие и воспитание не только за счет педагогической работы, но и за счет процесса меж возрастного общения детей.

Несмотря на то, что каждая программа имеет свои собственные задачи и направления деятельности, взаимное общение между группами происходит как во время повседневных занятий, так и во время внутристудийных мероприятий и совместных работ. Старшие, более опытные привлекаются к занятиям с младшими в качестве партнеров и педагогов.

Программа построена таким образом, что ситуация неуспеха просто невозможна, каждый ребенок успешен и интересен для других. Нет критериев "хорошо", "плохо". В каждом ценится индивидуальность.

Занятия с всеми группами проводятся в игровой форме, что помогает занимающимся раскрепоститься, получать от занятий удовольствие. Ребёнок учится сам творчески, объёмно мыслить, находить свои ошибки и видеть ошибки других учеников. Ребята придумывают свои игры, декорации, разрабатывают костюмы. Таким образом, создаётся так называемый «театр, который делают дети».
Численный состав учебных групп определяется, исходя из условий проведения образовательного процесса, согласно требованиям СанПиНа и составляет:

1 год обучения –10 –15 человек;

2 год обучения – 8 –12 чел;

3 год обучения – 8 –10 чел.


Организационные формы: теоретические и практические занятия (групповые, индивидуальные и постановочные), а также показательные выступления на всевозможных праздниках и конкурсах.
С первого года обучения необходимо проведение индивидуальной работы с воспитанниками различной направленности:

для одних – это снятие мышечных зажимов, устранение дефектов речи;

для других – развитие природных задатков.

На индивидуальных занятиях работа проводиться с детьми от 1 до 3 человек.
Программой предусматриваются также:


  • совместные просмотры и обсуждения спектаклей;

  • посещение музеев, выставок;

  • творческие конкурсы;

  • дни именинника,

  • выезды на природу.


Формы работы с родителями:

  • совместные праздники, творческие конкурсы;

  • родительские собрания;

  • консультации;

  • беседы;

  • открытые занятия.

Программа является вариативной. Педагог может вносить изменения в названия тем, дополнять практические занятия новыми приемами исполнения



Образовательный процесс проводится различными методами обучения:

  • репродуктивный (воспроизводящий);

  • иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала;

  • проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);

  • эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагается способы ее решения);



и методами воспитания:

  • убеждения,

  • упражнения,

  • личный пример;

  • поощрения.

Все методы обучения реализуются различными средствами:



предметными - для полноты восприятия учебная работа проводится с использованием наглядных пособий и технических средств;

практическими – тренинг, проблемная ситуация, игра, творческое задание,


эмоциональными: переживание, представление, интерес.
Рациональное применение этих форм, методов и средств обучения обеспечивает эффективность реализации дополнительной образовательной программы.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Результативность деятельности определяется от исходного уровня развития ребенка начальным, текущим, итоговым контролем педагога.

Итог обучения - постановки инсценировок литературно-художественных произведений, отрывков из пьес, полномасштабных спектаклей, театрализованных представлений.


Для подведения итогов реализации программы используются следующие формы

  • театральные постановки;

  • игры;

  • открытые занятия;

  • концерты;

  • фестивали;

  • конкурсы.


Цель, задачи, психолого-возростные особенности детей

1 года обучения
Цель 1 года обучения- создание комфортной эмоциональной среды для формирования потребности детей в регулярных занятиях театральной деятельностью.
Задачи 1 года обучения:

  • дать первоначальные знания по актерскому мастерству, культуре речи;

  • познакомить с историей театра древнего мира, жанрами театра;

  • сформировать навыки сценической речи, сценического движения, работы с текстом;

  • научить партнерскому взаимодействию на сцене;

  • способствовать развитию пластики, речевой выразительности, внимания, воображения, образного мышления;

  • воспитывать стремление к взаимопомощи, поддержке, доброе отношение друг к другу;

  • заложить основы сплоченного детского коллектива;


Для реализации поставленных задач необходимо:

  1. заинтересовать и увлечь детей занятиями;

  2. создать доброжелательную атмосферу в коллективе;

  3. развивать внутреннее воображение и внимание;

  4. участие родителей в творческой деятельности коллектива.


Психолого-возрастные особенности детей первой группы (первый год обучения)

  1. зажатость;

  2. неуверенность в себе;

  3. неразвитая координация движений; неумение связывать восприятие окружающей жизни с учебным материалом;

  4. специфическая избирательность ( интересные уроки или интересные дела очень увлекают детей, и они могут долго сосредоточиваться на одном материале или явлении );


В конце 1 года обучения ребенок должен:

- уметь четко выполнять задания педагога;

- иметь навыки работы с текстом, партнерского взаимодействия, сценической речи и движения;

- различать темп и ритм;

- выполнять упражнения, этюды;

- иметь такие качества как взаимопомощь, поддержка, доброе отношение дуг к другу.


В конце 1 года обучения у ребенка должны быть сформированы азы:

  1. азы актёрской техники (внимание, воображение, память физических действий);

  2. умение работать в коллективе;

  3. общие понятия о театральном искусстве.


Цель, задачи, психолого-возрастные особенности детей

2 года обучения
Цель 2 года обучения: вовлечение детей в коллективную творческую деятельность и развитие коммуникативных навыков.
Задачи:

  • закреплять и развивать на практике знания, умения, навыки, полученные на первом году обучения;

  • сформировать навыки публичного поведения;

  • научить приемам освобождения от мышечных зажимов на сцене;

  • развивать творческое воображение, эстетическое восприятие;

  • воспитывать чувство ответственности;

  • Развивать актёрскую технику;

  • Расширять практику коллективизма посредством участия в проведении разнообразных мероприятий;

  • познакомить с правилами нанесения грима.


Для реализации поставленных задач необходимо:

- участие родителей в творческой деятельности коллектива;

- сохранять атмосферу взаимной поддержки и доброжелательности.
Психолого-возрастные особенности детей 2-ой группы


  1. стремление к самостоятельности;

  2. повышенная эмоциональность;

  3. богатая фантазия.


В конце 2 года обучения ребёнок должен:

- действовать на сцене самостоятельно, уметь импровизировать;

- знать правила публичного поведения на сцене и в жизни;

- уметь пользоваться своим и чужим жизненным опытом в процессе работы;

- выполнять более сложные упражнения, этюды.
В конце 2 года обучения у ребенка должны быть сформированы:

- азы актёрской техники;

- умение импровизировать.
Цели, задачи, психолого-возрастные особенности детей

3 года обучения
Цель 3 года обучения: удовлетворение потребности детей в театральной деятельности.

Задачи:


  • совершенствовать полученные умения и навыки в процессе творческой деятельности;

  • сформировать навыки импровизационного общения;

  • познакомить с лучшими образцами театрального искусства XX века;

  • помочь избавиться от штампов общения;

  • воспитывать чувства сопереживания;

  • формировать эстетический вкус;

  • научить созданию мизансцен спектакля, музыкально-шумового оформления;

  • научить на практике изготовлению реквизита, декораций;

  • обучить основам создания сценического образа с помощью грима;

  • сформировать навыки организаторские навыки процессе работы над сценической постановкой;


Для реализации поставленных задач необходимо:

- обеспечить коллектив участием в концертах и конкурсах;

- сохранить атмосферу взаимной поддержки и доброжелательности.

Психолого-возрастные особенности детей 3-ей группы


  1. критичность (подросток не опирается слепо на авторитет учителя или учебника, он стремится иметь свое мнение , склонен к спорам и возражениям);

  2. поиск авторитета (часто дети такого возраста находят его в компании, не всегда хорошей для ребёнка; надо перенаправить его поиски в нужную сторону)


В конце 3 года обучения ребёнок должен:

- свободно владеть своим телом;

- уметь находить свои мышечные зажимы и освобождаться от них;

- использовать навыки сценической речи в публичных выступлениях;

- основы создания сценической постановки;

- основы создания сценического образа с помощью грима;

- уметь реализовать себя в создании сценической постановки;

- изготавливать реквизит и декорации;

- владеть навыками организаторской работы в процессе создания сценической постановки;
В конце 3 года обучения у ребенка должны быть сформированы:

- актёрская техника;

- умение импровизировать.

Методическое обеспечение занятий.
Работа по программе «Социальный театр» оценивается по показателям сравнительного личностного роста: интеллектуального, эмоционального, социального, физического.

Два основных направления работы студии – занятия по актерскому мастерству, репетиции и декоративно-прикладное творчество – в течение года распределяются неравномерно, то есть в отдельные периоды времени группы занимаются только мастерством, или сочетают эти занятия с подготовкой проектов, или все время посвящается репетициям спектакля или концерта. В подготовке и прокате спектаклей и концертов группы могут участвовать как по отдельности, так и объединенным коллективом.

Данная методика позволяет ребёнку любого возраста раскрыться, найти себя на сцене и в жизни. Методика нацелена не только на развитие индивидуальности ребёнка, но и на формирование крепкого коллектива, в котором нет места ссорам и обидам.

Методика занятий составлена на базе упражнений тренинга актерского мастерства МГУКИ (мастерская С.В. Клубкова), основанного на принципах К.С. Станиславского, адаптированная С. В. Клубковым для детей школьного возраста. Дополнительно используется методика Ершовой А.П. и Букатовой В.Н. Актерская грамота - подросткам. Ивантеевка, 1994 г.

Реализация программы проводится в соответствии с основными педагогическими принципами: от простого к сложному, от известного к неизвестному, воспитывающее обучения, научности, систематизации и последовательности, сознательности и активности, доступности, прочности, наглядности.

Успешная реализация программы зависит от ряда факторов.

Занятия по программе должны проводиться не менее двух раз в неделю. Поскольку, чем регулярнее занятия, тем быстрее и естественнее происходит обучения детей умению снимать психологическое напряжение посредством театральной деятельности.

Обязательны совместные занятия различных возрастных групп. Такие занятия вносят неоценимый вклад в объединении детей в совместную творческую коллективную деятельность, в установление эмоциональных контактов и приобретение навыков межличностного общения.

Теоретические занятия необходимо проводить в форме бесед и коротких сообщений.

На практических занятиях по разделам «Основы актерского мастерства», «Культура речи и движений» рекомендуется использовать такие формы как игра, творческий конкурс, упражнение, этюд, игровой тренинг, тест-игра, психологический тренинг.

Занятия должны проходить в специально оборудованном, просторном, хорошо проветриваемом помещении. Для сводных, постановочных репетиционных занятий необходима сценическая площадка со специальным техническим оборудованием и материалом.
Материальное обеспечение программы.
Для реализации программы «Социальный театр» необходимо обеспечить следующие условия:

- большое хорошо проветриваемое помещение (по возможности театральная сцена), с ковровым покрытием;

- помещение для хранения костюмов и декораций;

- по возможности, необходимое световое оборудование;

- музыкальный центр;

- костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок;

- элементы костюмов для создания образов;

- сценический грим.


Список литературы:
1. Ершова А.П., Букатова В.М. Актерская грамота – подросткам. Ивантеевка, 1994.

2. Академия педагогических наук СССР, научно-исследовательский институт


худ. воспитания. Основы театральной культуры в школе. М., 1988.

3. Мочалов Ю. Первые уроки театра, М., "Просвещение", 1986.

4. Никитина А. Б. Театр, где играют дети, М., «Владос»,2001.

5. Буткевич И.О. К игровому театру, М. «ГИТИС», 2005.








Спортсмен-любитель в наши дни тот, кто принимает только наличные, но не чек. Джек Келли
ещё >>