Программа дополнительного образования «базовый курс по аналитической терапии» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дистанционного дополнительного образования 2012-2014 602... 1 35.34kb.
Программа дополнительного образования «базовый курс по аналитической... 1 91.28kb.
Программа учебной дисциплины «Базовый курс восточного языка» 5 448.58kb.
Программа учебной дисциплины «Базовый курс восточного языка» 4 490.04kb.
Программа учебной дисциплины «Базовый курс восточного языка» 6 823.9kb.
Программа межведомственного фестиваля педагогов дополнительного образования... 1 56.09kb.
Программа «Управление образованием» 1 56.54kb.
Образовательная программа дополнительного образования детей «мир... 4 647.84kb.
«Здоровьесберегающие технологии в учреждениях дополнительного образования» 1 220.46kb.
Программа по курсу "Введение в математический анализ" 1 190.58kb.
Программа дополнительного образования детей 1 178.73kb.
Аналитическая психология 10 1493.41kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа дополнительного образования «базовый курс по аналитической терапии» - страница №1/1

РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

International Association for Analytical Psychology (IAAP)

Восточно-Европейский Институт Психоанализа

Программа дополнительного образования

«БАЗОВЫЙ КУРС по АНАЛИТИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ»

обучающие и методические семинары, терапевтические тренинги



16.04 – 17.04. и 23.04 – 24.04.2011

18.06 – 19.06. и 25.06 – 26.06.2011

10.09 – 11.09 и 17.09 – 18.09. 2011

10.12 – 11.12 и 17.12 – 18.12. 2011

192 часа

Учебные модули

МОДУЛЬ 1 «ИСТОРИЯ И РАЗВИТИЕ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ» (48 часов)

ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЕ КОРНИ ГЛУБИННОЙ ПСИХОЛОГИИ (12 часов)

Философия Запада и Востока. Истоки учения о бессознательном.

Аналитическая психология и мифология. Сознательная и бессознательная психическая деятельность, эволюционный подход. Эволюция и индивидуация. Синхрония. Телеологическая функция психики. Аналитическая психология и духовность.

Аналитическая психология и религия.

Аналитическая психология и искусство.

Прикладной анализ. Отражение юнгианских идей в науке, искусстве, политике. Политическая Самость и массовая психология.

Особенности постмодернистского массового сознания его архетипическая структура.

ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ И ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ К.ЮНГА (12 часов)

Аналитическая психология (прикладная и клиническая), её базовые принципы, задачи и цели. Историческая справка и актуальное состояние. Статус юнгианской психологии в настоящее время.

Личность Юнга, жизненный путь.

Юнговские корни в психиатрии и психологии.

Структура собрания сочинений К.Юнга. Общая характеристика основных работ К.Юнга.

«Красная Книга» К.Юнга.



ПОСТЪЮНГИАНЦЫ (24 часа)

Школы постюнгианства. Взаимодополняющие взгляды юнгианства и других направлений. Юнг и Фрейд - сравнительный анализ направлений. Контрасты между психоанализом и аналитической психологией.

Введение в теорию объектных отношений как базового элемента современной аналитической терапии. Современный юнгианский анализ и теория объектных отношений.

Работы Нойманна, Калшеда, М.-Л. фон Франц. Фордхама, Дикмана, Хиллмана, Сэмуэлса, Якоби, Холлиса, Стайна, Шварца-Саланта и др.

Юнгианцы и постюнгианцы в детской психотерапии. Д. Винникотт и др.

История и персоналии IAAP.



МОДУЛЬ 2 «ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ» (48 часов)

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ (6 часов)

Структура личности по Юнгу и архетипы развития. Структура и динамика души.

Понятие коллективного бессознательного и его архетипическая структура. Проявление архетипов в мифологии, сказках и терапии.

Первичная Самость, деинтеграция и реинтеграция. Нарушения функций Эго в подлинной и ложной Самости.

Юнгианская типология. Принципы построения типологии. Динамика взаимодействия. Четыре функции психики и понятие экстраверсии/интраверсии.

ТЕОРИЯ ИНДИВИДУАЦИИ (6 часов)

Индивидуальность и индивидуация. Стадии развития сознания. Роль раннего развития. Детские травмы и защиты.

Психоаналитические теории развития (Фрейд, Кляйн, Винникот, Боулби). Стадии и уровни психического развития.

Индивидуация в первой и второй половине жизни.

Индивидуация в подростковом возрасте.

Индивидуация и середина жизни.

Индивидуация на закате.

ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ ИНДИВИДУАЦИИ (6 часов)

Особенности индивидуации у мужчин и женщин.

Путь Героя и путь Красавицы. Основные стадии.

Архетипические пары и архетипические гендерные сценарии.

Глубинная маскулинность и фемининность: Логос и Эрос. Алхимический брак и интеграция Эго и Самости.

ТЕОРИЯ АРХЕТИПОВ (12 часов)

Архетипы развития.

Юнгианское понимание термина Самость. Соотношение Самости и Эго. Ось Эго-Самость и индивидуация.

Особенности архетипа Эго.

Особенности архетипа Персона.

Особенности архетипов Тени и Трикстера.

Особенности архетипов Анимы и Анимуса.

Психология архетипа младенца, матери, отца. Ребенок как архетипический образ и исторический ребенок. Мать как архетипический образ и личность матери. Индивидуация и личный и архетипический отец.

Особенности архетипов Сенекс-Пуэр. Архетип Пуэллы.

Аспекты проявления в анализе уровней Персоны, Тени, Самости, Анимы и Анимуса.



ТЕОРИЯ КОМПЛЕКСОВ (12 часов)

Психическая и объективная реальность. Принципы психической компенсации. Невроз и психоз.

Природа комплексов. Комплекс и его архетипическое ядро.

Неосознаваемость комплекса и связь с личным и коллективным бессознательным.

Позитивный и негативный аспекты материнского комплекса.

Позитивный и негативный аспекты отцовского комплекса.

Эго-комплекс.

Автономность комплекса.

Диссоциация и ассимиляция.

Персонифицированная множественная личность.

Мана-личность.

Архетипическое, культуральное, семейное и личное в работе с комплексами.

Комплекс и архетип в аналитическом пространстве.

Культурные комплексы.



МОДУЛЬ 3 «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РАБОТЫ С БЕССОЗНАТЕЛЬНЫМ В АНАЛИТИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ» (48 часов)

ТЕОРИЯ СИМВОЛОВ В АНАЛИТИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ (6 часов)

Язык бессознательного. Символы и трансцендентная функция. Понятие символа у Юнга. Символ и знак. Роль образования символа в психическом процессе.

Символическая установка в анализе. Понятие имаготерапии. Психические образы как мост между субъектом и объектом. Особенности работы с метафорой.

РАБОТА С БЕССОЗНАТЕЛЬНЫМ В АНАЛИТИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ (6 часов)

Формы репрезентации бессознательных содержаний: сновидения, чувства, действия и симптомы.

Образ и символ. Архетипический образ и архетип.

Роль символообразования в психическом процессе. Символика травм внутреннего ребенка. Первичные и вторичные защитные механизмы, их проявление в анализе.

Понимание внутреннего символического пространства человека. Работа с символическим пространством в терапии. Формирование фантазийного пространства.

Ключи доступа к символике карты личности пациента, к информации о внутренних частях, проблемах.



АНАЛИЗ СНОВИДЕНИЙ В АНАЛИТИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ (12 часов)

Типология и символика сновидений как значимых сообщений бессознательного. Символика инициальных и трансформационных сновидений. Драматизация и ритуализация сновидений.

Анализ сновидений. Два основных подхода К. Юнга к анализу материала сновидений: объективный и субъективный.

Принципы работы со сновидениями в аналитической терапии: фокусировка на деталях сновидения; сведение воедино ассоциаций и амплификаций в определенный порядок на одном или более из трех уровней - личном, культурном и архетипическом; помещение амплифицированного сна в контекст жизненной ситуации сновидца и в процесс его индивидуации.

Компенсаторная функция сновидений в структуре Эго. Сновидение как самопрезентация психического материала и его столкновение с действующей эго-структурой, нуждающейся в более глубоком приспособлении к процессу индивидуации.

Ассоциативный метод, метод активного воображения и метод мифологической амплификации в работе с образами сновидений.

Циклы сновидений и работа с циклами сновидческого материала в анализе.

МЕТОДЫ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ (24 часа)

Интерпретации. Редуктивная, динамическая и синтетическая интерпретация. Субъектный и объектный уровни интерпретации.

Ассоциативный метод К.Юнга и метод свободных ассоциаций З.Фрейда: различие и методология. Методы линейного и циркулярного ассоциирования.

Метод активного воображения. История метода. Принципы и стадии. Способы организации работы с активным воображением. Отличие от медитации и фантазии.

Метод направленной визуализации.

Архетипические темы и метод символ-драмы.

Юнгианская песочная терапия.

Метод мифологической амплификации. Возможности метода амплификации. Амплификация и интерпретация.

Работа с мандалой в процессе анализа.

Работа с рисунками и другими продуктами творчества. Работа в песочнице.

Сказки и личные жизненные сценарии. Групповая сказкотерапия.

Аутистическое движение и спонтанный танец.



МОДУЛЬ 4 «КЛИНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ» (48 часов)

ПРАКТИКА АНАЛИТИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ (6 часов)

Аналитическая психотерапия – алхимия отношений «аналитик – пациент». Личность аналитика, этическая сторона отношений с пациентом, конфиденциальность. Этический кодекс.

Структура аналитического сеттинга (этика, личностное раскрытие, частота сессий, оплата). Аналитический "выбор времени".

Фазы анализа и выбор соответствующих имагинальных и других методов.

Теоретические и практические аспекты переноса и контрпереноса в анализе. Вопросы методики и техники. Разработки в области переноса. Юнг и перенос. Тотальная или частичная включенность в перенос. Трудности контрпереноса.

Проекция, интроекция, проективная идентификация, мистическое соучастие, контеинирование, отыгрывание.

Топография психического процесса. Основные цели и этапы аналитической терапии. Регрессия, адаптация и индивидуация в терапевтическом процессе.

Процедурная работа. Формирование аналитического пространства, сеттинг. Проблема границ в терапии. Прерывание, интервалы, окончание терапии. Аналитический ритуал. Деньги и их символика в терапии. Использование кушетки в аналитической терапии.

Различные виды терапевтической работы. Роль ранних психических стадий развития. Символика в терапии как маркер трансформации.

РАБОТА С ТРЕВОЖНЫМИ ПАЦИЕНТАМИ В АНАЛИТИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ

(6 часов)

Особенности работы со страхами, фобиями, тревогой. Обсуждение клинических случаев.



РАБОТА С ИСТЕРИЧЕСКИМИ ПАЦИЕНТАМИ В АНАЛИТИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ

(6 часов)

Истерия: сравнение психоаналитического подхода и подхода в аналитической терапии.

Понятие либидо и его трансформация в процессе индивидуации. Нормативная и патологическая динамика либидо в процессе индивидуального и коллективного развития.

Регрессия в процессе анализа и индивидуации.



РАБОТА С ДЕПРЕССИВНЫМИ ПАЦИЕНТАМИ В АНАЛИТИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ

(6 часов)

Клинические депрессии и депрессии развития. Нигредо.

Неврозы и психозы как следствие разрыва на оси Эго-Самость.

Обсуждение клинических случаев.



РАБОТА С НАРЦИССИЧЕСКИМИ ПАЦИЕНТАМИ В АНАЛИТИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ (6 часов)

Нарциссический пациент в терапии.

Нарциссическая Самость.

Нарциссические защиты и нормальный нарциссизм.

Обсуждение клинических случаев.

РАБОТА С ПОГРАНИЧНЫМИ ПАЦИЕНТАМИ В АНАЛИТИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ

(6 часов)

Пограничные состояния. Структура пограничной личности. Доэдипальные защиты пограничной личности.

Особенности переносно-контрпереносных отношений с пограничными пациентами.

Обсуждение клинических случаев.



РАБОТА С ПСИХОСОМАТИЧЕСКИМИ ПАЦИЕНТАМИ В АНАЛИТИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ (6 часов)

Тело и бессознательное. Тело и соматизация. Психологическая защита и психосоматическое переключение.

Работа с психосоматическими симптомами. Обсуждение клинических случаев.

Работа в анализе с пищевыми нарушениями. Обсуждение клинических случаев.



РАБОТА С ПСИХОТИЧЕСКИМИ ПАЦИЕНТАМИ В АНАЛИТИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ

(6 часов)

Психопатология: диагностика по МКБ-10. Шизофрения.

Множественная личность. Паранайальная личность. Психопатическая личность.

Сравнительные теории невроза и психоза, расстройств личности, механизмов защиты, симптоматологии. Понятия регресса и адаптации в индивидуации.



Составитель модульной структуры программы

ЛАВРОВА ОКСАНА ВЛАДИМИРОВНА,



кандидат психологических наук, доцент ВЕИП,

индивидуальный член IAAP,

тренинговый аналитик НФП- ECPP-Россия,

лауреат Национального конкурса «Золотая Психея»






Кто многого добивается, тому многого недостает. Гораций
ещё >>