Программа для поступающих на образовательные программы докторантуры по направлению - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа вступительного испытания по предмету 1 56.53kb.
Программа для поступающих в магистратуру по направлению 030900 «Юриспруденция»... 1 136.61kb.
Программа для поступающих в магистратуру по направлению 030900 «Юриспруденция»... 3 473.58kb.
Программа вступительного испытания по предмету прикладные математика... 1 90.08kb.
Программа вступительного испытания для поступающих в магистратуру... 1 89.34kb.
Программа вступительного испытания для поступающих в магистратуру... 1 97.45kb.
Программа аттестационных испытаний (собеседования) для лиц, поступающих... 1 34.25kb.
Программа вступительного испытания по химии для поступающих на 1-й... 1 95.73kb.
Основная образовательная программа магистратуры по направлению подготовки... 1 27.51kb.
Основная образовательная программа магистратуры по направлению подготовки... 1 25.69kb.
Программа вступительных испытаний для поступающих в магистратуру... 1 188.81kb.
Илья Луданов, Иван Чистяков (Москва) в «Доме русского зарубежья»... 1 20.46kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа для поступающих на образовательные программы докторантуры по направлению - страница №1/1

ПРОГРАММА

для поступающих на образовательные программы докторантуры по направлению «Филология»,



«Литературоведение»
I. Содержание основных тем

1. Теория художественного текста. . Становление теории текста. Многоаспектность изучения текста.



Художественный текст как объект семиотики и эстетики

Эстетическая природа литературы (Тюпа). Эстетическая природа литературы: Модусы художественности (Тюпа). Искусство слова как эмоциональная рефлексия (Тюпа). Коммуникативная природа литературы: Стратегии художественного письма (Тюпа). Коммуникативная природа литературы: Парадигмы художественности (Тюпа). Семиотическая природа литературы: Структура художественного текста (Лотман, Тюпа). Семиотическая природа литературы: Искусство слова как вторичная знаковая система (Лотман, Тюпа).



Художественный текст и типология текстов. Текст и его восприятие. Текст художественный и нехудожественный. Художественный текст в его связях с иными формами искусства.

Художественный текст как объект филологии. Литературоведческое понятие текста. Принципы филологического анализа текста.

Аналитическая философия как методология исследования художественного текста

Аналитическая философия как методология изучения текста. Логический позитивизм – ранняя форма аналитической философии. Принципы аналитической философии. К. Г. Юнг.



Ю.Н. Тынянов и «Проблема стихотворного языка»: принципы внутренней организации текстов и развитие литературного процесса

Специфика поэзии как особого вида искусства.  Специфические черты смысла слов в зависимости от стиховой конструкции. Ритм как конструктивный фактор поэзии. Функциональные различия ритма стиха и ритма прозы. Явление тесноты ряда. Метафора и сравнение.



Ю. М. Лотман и структуральная поэтика.

Особенность структурного изучения. Математические методы в литературоведении и их роль для развития теории художественного текста. Структурально-семиотическая методология


подхода Ю.М. Лотмана к анализу текста. Текст и его функции. Смыслопорождение
как творческая функция художественного текста. Специфика художественных текстов в семиотико-эстетической интерпретации Ю.М. Лотмана.

Интертекстуальность и текст в постмодернистских концепциях западного литературоведения. Текст и интертекст. Влияние интертекстуальности на литературу постмодернизма. Обусловленность интертекстуальности литературой постмодернизма. Ю. Кристева: тезис о диалоге между текстами («диалог с цитируемым автором») и эволюция от интертекстуальности к транспозиции. Р. Барт и понятие культурного кода. Ж. Женетт и «Палимпсесты: Литература во второй степени»: классификация взаимодействия текстов.

Постструктурализм, деконструктивизм и постмодернизм: осмысление всего «неструктурного» в структуре текста

Ж. Деррида: «деструкция-реконструкция» текста. Ж. Деррида и М. Хайдеггер. М. Фуко: безумие и власть. Ж. Делез: проблема бесструктурности «желания».



Теория художественного текста в русском литературоведении на рубеже ХХ-ХХI веков

Рецептивная эстетика. Концепция художественного текста в исторической поэтике (С. Бройтман). Концепция художественного текста в теоретической поэтике: от трудов А. Потебник к работам Н. Тамарченко. Концепция художественного текста с позиций нарратологии (В. Тюпа).



Специфика, состав и структура художественного текста

Поэзия и проза как типы художественного текста. Состав и специфика художественного текста. Философия вымысла

Проблемы композиции художественного текста. Игровая природа художественного текста.

Семантические и коммуникативные категории текста

Единицы художественного текста. Текст как семантико-структурное единство. Структура художественного текста, тема и стиль. Понятие «текстов в тексте» (Ю.М. Лотман). Значение и смысл. Глубина прочтения текста.



Семантические и коммуникативные категории текста

Единицы художественного текста. Текст как семантико-структурное единство. Структура художественного текста, тема и стиль. Понятие «текстов в тексте» (Ю.М. Лотман). Значение и смысл. Глубина прочтения текста.



Теория литературного метатекста

Концепции метатекста в современном литературоведении. Теоретические основания анализа нарративного дискурса с метатекстовым компонентом. Вторичность метатекста и его референтное поле. Метатекст и претекст. Метатекст как поле коммуникативных отношений. Соотношение нарративного и анарративного в метатексте.



2, 3 Актуальные проблемы литературоведения. Новые направления русского литературоведения. Особенности современного этапа развития литературоведения. Металитературоведение, его состав и задачи. Проблема структуры русского литературоведения: современного и новейшего.

Русское литературоведение ХХ века. Школы и направления. Историческая поэтика: историзм и проблема периодизации литературы. Проблема периодизации литературы: история вопроса и его современное состояние. Идеи циклизма. Историческая поэтика о периодизации литературы. Эпохи дорефлективного традиционализма, риторическая и нетрадиционалистская.Герменевтика: проблема творческой индивидуальности писателя, многоаспектное понимание контекста

Герменевтика и ее методы. «Горизонт» текста и «горизонт» интерпретатора. М.Бахтин и предпосылки становления герменевтики. Методология герменевтики.



Структуральная поэтика и семиотика. Формальная школа и ее роль для становления и развития структуральной поэтики и семиотики. Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. Деконструктивизм и постструктурализм.

Мифологическая школа. Современное русское ритуально-мифологическое литературоведение.

Мифологическое направление в новейшем русском литературоведении. Мифологический метод В.Н. Топорова при изучении литературы. И.П.Смирнов и мифологически метод изучения поэзии.



Текстология. Предмет текстологии, основные понятия и специфика текстологии ХХ века. Комплексный подход к изучению текста, понятие контекста. Научная биография писателя как один из исследовательских аспектов текстологии. История текста, его диахроническое изучение, связь текстологии с категорией историзма. Творческая история произведения. Текстология и теоретические вопросы литературоведения. «Загадки» текстологии ХХ века.Русское литературоведение ХХ века. Проблемы теории. Основные направления в теории литературоведения ХХ века. Проблема текста, контекста и метатекста в литературоведении. Художественная структура. Выраженность художественного текста. Литературоведческая биография и формы комментирования художественного текста. Метод деконструкции, проблема интертекстуальности в литературоведении. Литература в ряду других языков культуры.Новейшее русское литературоведение. Школы и направления. Историческая поэтика С. Бройтмана. Теоретическая поэтика. Н. Тамарченко. Особенность интерпретации теории литературы в учебном пособии Н. Тамарченко. Импровизационность стиля. Тамарченко – интерпретатор М. Бахтина. Вопросы русского классического романа в трудах Н. Тамарченко. Предмет изучения и способ видения.

Нарратология. И.В. Тюпа. От поэтики к риторике. Коммуникативные стратегии. Категория события. Интрига. Конфигурация эпизодов. Картина мира. Точка зрения. Голос. Жанровая идентификация.

Основные направления в теории новейшего литературоведения

Неоструктурализм и мотивный анализ на современном этапе. Мифопоэтика и неомифопоэтика: современная теория и практика. Этимологизация и археопоэтика. Микросемантический анализ текста. Интермедиальный анализ. Генеративная поэтика Неофрейдизм и деконструкция. Современный литературоведческий позитивизм. Необиографический метод.



Литературная компаративистика. Предмет и метод литературной компаративистики. Разграничение понятий литературная компаративистика и сравнительно-исторический метод. Внешние и внутренние контактные связи. Интертекстуальность в литературе постмодернизма и понятие внутренних контактных связей.

I Основная литература:

  1. Аналитическая философия / Под ред. М. В. Лебедева, А. З. Черняка. — М.: ИПК РУДН, 2006. — 622 с.

  2. Аналитическая философия: Избранные тексты / Сост., вступ. ст. и коммент. А. Ф. Грязнова. — М.: Изд-во МГУ, 1993. — 181 с.

  3. Аналитическая философия: Становление и развитие (антология) / Общ. ред., сост. и вступ. ст. А. Ф. Грязнова. — М.: Дом интеллектуальной книги, Прогресс-Традиция, 1998. — 528 с.

  4. Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья
    и Ренессанса. М., 1986

  5. Блинов А.К., Ладов В.А., Лебедев М.В и др. «Аналитическая философия»

  6. Бройтман С.Н. Из лекций по исторической поэтике: Слово и образ. Тверь, 2001.

  7. Ветров А.А. Семиотика и ее основные проблемы. М, 1968.

  8. Винокур Р.О. Филологические исследования. М., 1990.

  9. Гиршман М.М. Литературное произведение: теория и практика анализа. М., 1991.

  10. Грязнов А. Ф. Аналитическая философия. — М.: Высшая школа, 2006. — 375 с. — (Классика философской мысли). — 3000 экз. — ISBN 5-06-005116-1

  11. Горский И.К. Об отличии литературной компаративистики от сравнительно-исторического литературоведения. // Контекст. Литературно­-теоретические исследования. М., 1990.

  12. Гришунин А.Л. Исследовательские аспекты текстологии. М., 1998

  13. Грякалов А.А. Структурализм в эстетике (критический анализ). Л., 1989.

  14. Дима А. Принципы сравнительного литературоведения. М., 1977

  15. Есин А.Б. Интерпретация литературного произведения как теоретическая проблема // Проблемы интерпретации художественных произведений. М., 1985

  16. Женнетт Ж. Пруст – палимпсест // Женнетт Ж. Работы по поэтике. Фигуры. Т. 1. М., 1998.

  17. Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение. Восток и Запад. Л., 1979.
  18. Ильин И.П. Постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм. Библиотека Гумер- Литературоведение.

  19. Интертекстуальные связи в художественном тексте. СПб., 1993

  20. Левин Ю.И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. М., 1998.


  21. Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. Л, 1984
  22. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста // Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб, 1996.Электронная версия А.В. Волковой - www.slovesnik.ru


  23. Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб., 1998. С. 14-287

  24. Лотман Ю.М Тезисы к проблеме «Искусство в ряду моделирующих систем» // Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб., 1998. С. 387-399

  25. Лотман Ю.М. Текст в тексте // Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб, 2001. С. 423-435

  26. Лотман Ю.М. Условность в искусстве» // Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб., 1998. С. 374-376

  27. Лотман Ю.М. Проблема знака в искусстве // Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб., 1998. С. 377

  28. Люксембург А.М. Структурные игры и игровые структуры: организация метапрозаического текста как проблема игровой поэтики // Филологический вестник Ростовского государственного университета. - 2001. № 1.

  29. Магомедова Д.М. Филологический анализ лирического стихотворения. М., 2004

  30. Руднев в.П. Словарь культуры ХХ века

  31. Тынянов Ю.Н. Проблема стихотворного языка. М, 1993

  32. Семиотические школы и направления. Онлайнэнциклопедия

  33. Семиотика. Коммуникация. Стиль. М, 1983.

  34. Семиотика. М, 1983.

  35. Степанов Ю.С. Семиотика. М., 1971
  36. Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика. М., 2001

  37. Тюпа И.В. Нарратология как аналитика повествовательного дискурса («Архиерей» А.П. Чехова). Серия «Лекции в Твери». Тверь, 2001

  38. Тюпа И.В. Художественный дискурс (Введение в теорию литературы). Тверь. 2002

  39. Фатеева Н.А. Контрапункт интертекстуальности, или интертекст в мире текстов. М., 2000. Ч. 1., п. 1.

  40. Юнг К.-Г. Четыре архетипа. СПб., 1997.




II. Дополнительная литература:

  1. Анна Комароми Мадисон (США). Карнавал и то, что за ним: стратегии пародии в поэме Вен. Ерофеева «Москва-Петушки»

  2. Баринова Екатерина Евгеньевна. Метатекст в постмодернистском литературном нарративе: А. Битов, С. Довлатов, Е. Попов, Н. Байтов : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.08 / Баринова Екатерина Евгеньевна; [Место защиты: Твер. гос. ун-т]. - Тверь, 2008. - 248 с. : ил. РГБ ОД, 61:08-10/469

  3. Барт Р. Текстовой анализ одной новеллы Эдгара По // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989, 1994.
  4. Бройтман С.Н. Интуиция целого (о стиле научных работ Н.Д. Тамарченко). Тверь, 2001


  5. Доманский Ю.В. Статьи о Чехове. Тверь, 2001

  6. Киянская О.И. Декабрист Сергей Волконский // Http://vivovoco.rsl.ru/VV/JOURNAL/RUHIST/SERGE.HTM

  7. Киянская О.И. Профессионал от революции. К вопросу о конспиративной деятельности П.И. Пестеля в 1819-1825 годах // Литературное обозрение. 1997. № 4. С. 4-18 // http://www.oldcancer.narod.ru/History/Pestel.htm

  8. Руднев В.П.. Характеры и расстройства личности. Поэтика насилия: Кондратий Рылеев. Думы http://www.niv.ru/doc/psychology/rudnev-personalities/023.htm

  9. Русское культурное пространство. Лингвокультурологический словарь. М. 2004

  10. «Свое» и «чужое» слово в художественном тексте. Сборник научных трудов. Тверь, 1999

  11. Семенова Н.В. Цитата в художественной прозе (На материале произведений В. Набокова). Тверь, 2002.

  12. Соколов Б.Г.. Маргинальный дискурс Ж. Дерриды. СПб., 1996.





Деньги от богатых к бедным можно перетаскивать только дырявыми ведрами. Артур Окун
ещё >>