Программа для подготовки учащихся 9 классов к гиа по дисциплине - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
В 2012 году в гиа участвует 60 учащихся нашей школы 1 156.75kb.
Задачи для подготовки учащихся 9х классов к гиа 1 262.83kb.
Программа элективного курса по английскому языку "Готовимся к гиа... 1 66.65kb.
Английский язык 2012 Москва «Интеллект-Центр» 10 1473.4kb.
Программа подготовки к егэ и гиа мбоу «сош с. Маскара» 1 332.01kb.
Тест для подготовки к гиа по химии в новой форме для учащихся 9 классов 1 55.12kb.
Программа «Управление образованием» 1 56.54kb.
Программа элективного курса по немецкому языку «Guten Tag, Deutschland! 1 65.71kb.
Информация о результатах егэ и гиа-9 в 2012 году в мо «Заларинский... 1 62.68kb.
Егэ 2013. География. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся 1 66.71kb.
Программа курсов по выбору предпрофильной подготовки для учащихся... 1 107.72kb.
Е. Л. Малиновский Синдром хронической усталости: причины заболевания... 1 101kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа для подготовки учащихся 9 классов к гиа по дисциплине - страница №1/1

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 41»



Программа

для подготовки учащихся 9 классов к ГИА

по дисциплине «Биология»

Составлена учителем биологии высшей категории Киреевой Л. А.

в соответствии

с государственными требованиями

содержания среднего

(полного общего образования).

Рассмотрено на заседании

МО естественных дисциплин.

Руководитель МО: Киреева Л.А.

____________

Брянск-2011



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа дополнительных занятий по биологии разработана с целью подготовки учащихся 9 классов школ для сдачи экзамена по биологии в форме ГИА.

Программа составлена с учетом учебного материала по биологии средней школы, а также содержания материалов ГИА и рассчитана на повторение основных разделов: ботаника, зоология, человек и его здоровье, общая биология.

В ходе занятий, проводимых по данной программе, учащиеся должны на высоком уровне освоить теоретический материал по основным разделам, так как в школе разделы: ботаника, зоология, анатомия и физиология человека изучаются несколько упрощённо с учётом возрастных особенностей учащихся, поэтому необходимо не только повторить, но и углубить и расширить знания учащихся по этим разделам.

Необходимо также отработать навыки работы с различными видами заданий, в первую очередь с разноуровневыми тестами. Необходимо отработать навыки выполнения заданий на соответствие, на выявление последовательности важнейших процессов жизнедеятельности живых организмов, закрепить основные биологические понятия, главные теории и закономерности. Также важно отработать навыки работы с научным текстом, умение излагать свою точку зрения, что так необходимо в заданиях по ГИА с развёрнутыми ответами.

Главной целью дополнительных занятий является повторение учебного материала, поднятие уровня осмысления конкретных знаний до уровня, на котором всё разнообразие живой природы воспринимается как единая система с общими законами происхождения, развития, закономерностями строения и жизнедеятельности.

Для достижения целей необходимо решить задачи:


  • расширить и углубить общебиологические знания, на которые будут опираться знание конкретных биологических дисциплин: ботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека;

  • выработать навыки чёткого изложения знаний, а также умения анализировать и обобщать явления и факты, решать задачи;

  • овладеть умениями и навыками работы с экзаменационными материалами для успешной сдачи экзамена в форме ГИА.

Программа курсов рассчитана на 32 часа учебного времени. Для успешного освоения программы рекомендуется выполнять типовые задания, входящие в контрольно-измерительные материалы ГИА, за последние 2 года.

Рецензия

на программу курсов по биологии,

составленную учителем высшей

категории МОУ СОШ № 41

Киреевой Л.А.,

для учащихся 9 классов,

сдающих экзамен ГИА

Программа дополнительных занятий по биологии, разработанная Киреевой Л.А., составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта и соответствует содержанию основного среднего образования.

Программа разработана с целью эффективной подготовки учащихся к сдаче ГИА по биологии.

Программа ориентирована на обобщение основных биологических знаний, установление связей между ведущими идеями и понятиями. По каждой теме точно определена учебная информация, которая логически отражает принцип научного построения курса биологии.

Объём учебного материала программы, последовательность и логичность его изучения позволяют достигнуть целостности биологических знаний.

В программе предусмотрена проверка знаний по основным разделам, позволяющая выявить пробелы в знаниях учащихся 9 классов школы и их устранение.


Шаркунов А.П. – преподаватель высшей категории _________

Брянского медицинского колледжа им. академика Н.М. Амосова



Тематический план курсов

для абитуриентов, поступающих в средние специальные учебные заведения



(подготовка к сдаче ГИА) по дисциплине «Биология»

п/п

Название разделов, тем




  1. Биология – наука о жизни.

1.

1. Биология – система наук.




2. Многообразие форм жизни.




3. Уровни организации живой природы.




4. Свойства живой материи.




  1. Многообразие живой природы

2.

1. Царство неклеточное. Вирусы.




2. Царство прокариоты. Бактерии.




3. Царство грибы.




4. Царство растения.

3.

4.1. Отдел водоросли




4.2. Отдел лишайники

4.

4.3. Высшие растения. Споровые растения. Моховидные.




4.4. Отделы: хвощевидные, плауновидные, папоротниковидные.




4.5. Отдел голосеменные.

5.

4.6. Отдел покрытосеменные растения. Органы покрытосеменных (цветковых) растений.

6.

4.7. Разнообразие и значение покрытосеменных растений.




5. Царство животные

7.

5.1. Отличительные черты животных. Одноклеточные (простейшие)




5.2. Многоклеточные животные. Двухслойные животные. Тип кишечнополостные.

8.

5.3. Трёхслойные животные. Тип плоские черви.




5.4. Тип круглые черви, кольчатые черви.




5.5. Тип моллюски.

9.

5.6. Тип членистоногие.

10.

5.7. Тип хордовые. Низшие хордовые.




5.8. Надкласс рыбы.




5.9. Класс земноводные.




5.10. Класс пресмыкающиеся.

11.

5.11. Класс птицы.




5.12. Класс млекопитающие.




  1. Анатомия, физиология и гигиена человека

12.

1. Место человека в системе органического мира.




2. Ткани, органы, системы человека.




3. Гуморальная регуляция. Эндокринная система.

13.

4. Нервная регуляция. Нервная система.




5. Анализаторы.

14.

6. Внутренняя среда организма. Кровеносная система.




7. Транспорт веществ.

15.

8. Пищеварительная система. Пищеварение.




9. Выделительная система. Выделение.




10. Дыхательная система. Дыхание.




11. Обмен веществ в организме человека.

16.

12. Опорно-двигательная система.




13. Покровы тела.




14. Размножение и развитие человека.




15. Эволюция человека.




  1. Учение о клетке.

17.

1. Клеточная теория.




2. Химическая организация клетки.

18.

3. Структурная организация клетки.




4. Прокариотическая и эукариотическая клетки.

19.

5. Обмен веществ и превращение энергии. Пластический обмен. Биосинтез белка. Фотосинтез.

20.

6. Энергетический обмен.




7. Деление клеток. Митоз. Мейоз.

21.

  1. Размножение и развитие организмов.




  1. Размножение организмов.




  1. Развитие организмов. Онтогенез. Филогенез.




  1. Генетика. Селекция.

22.

1. Закономерности наследственности и изменчивости.




2.Основные понятия генетики. Законы Менделя.

23.

3. Сцеплённое наследование генов. Генетика пола. Методы исследования.

24.

4. Решение генетических задач.

25.

5. Закономерности изменчивости.

26.

6. Селекция животных, растений и микроорганизмов.




  1. Эволюционное учение.

27.

1. Общая характеристика биологии в додарвинский период.




2.Учение Ч.Дарвина.

28.

3. Естественный и искусственный отбор. Микроэволюция.

29.

4.Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции. Макроэволюция.

30.

Развитие органического мира.




VIII.Учение о биосфере.

31.

1. Структура биосферы. Обмен веществ в биосфере.




2.Абиотические и биотические факторы среды.

32.

3. Биосфера и человек. Антропогенные факторы среды.




  1. Последствия хозяйственной деятельности человека.


Примерное содержание программы

Раздел I. Биология – наука о живой природе

Тема 1. Биология – система наук

Значение биологии в природе и жизни человека. Предмет биологии. Методы изучения биологии. Уровни организации живой природы. Свойства живой материи.



Раздел II. Многообразие живой природы

Темы 1-3. Бактерии. Грибы. Лишайники.

Бактерии. Строение и жизнедеятельность бактерий. Распространение бактерий в природе. Роль бактерий в природе и жизни человека.

Грибы. Общая характеристика царства грибов. Шляпочные грибы. Плесневые грибы. Дрожжи. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и хозяйства. Отдел лишайники. Общая характеристика. Особенности строения и питания как симбиотических организмов.

Водоросли. Строение и жизнедеятельность одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе, практическое значение.



Тема 4. Растения.

Общая характеристика царства растений. Строение растительной клетки. Физиологические особенности клеток растений.

Понятие о тканях. Разнообразие тканей у растений.

Высшие растения. Споровые растения. Общая характеристика, происхождение. Отделы высших споровых растений: Моховидные, Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные.

Отдел Моховидные. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения. Образование торфа, его значение.

Отдел Плауновидные. Особенности организации, роль в природе, практическое значение.

Отдел Хвощевидные. Особенности строения, жизнедеятельности, роль в природе.

Отдел Папоротниковидные. Особенности строения, жизнедеятельности, происхождения, распространения. Роль папоротников в природе, их практическое значение.

Отдел Голосеменные. Строение и размножение голосеменных. Распространение хвойных, их значение в природе и народном хозяйстве.

Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения. Общая характеристика. Многообразие покрытосеменных растений. Понятия о систематических категориях. Значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека.

Вегетативные органы растений.

Корень. Виды корней. Типы корневых систем. Внешнее и внутреннее строение корня в связи с его функциями. Значение корня.

Побег. Строение и значение побегов у растений. Почки, их строение и расположение на побеге. Стебель как осевая часть побега и как орган проведения питательных веществ. Внутренне строение древесного стебля в связи с его функциями.

Лист – боковой элемент побега. Внешнее строение листа. Жилкование. Листья простые и сложные. Листорасположение. Особенности внутреннего строения листа в связи сего функциями. Значение листьев в жизни растений.

Цветок и плод. Строение цветка. Особенности цветков у двудольных и однодольных растений. Цветки обоеполые и раздельнополые. Соцветия и их биологическое значение. Плод и его значение. Типы плодов. Строение семян. Семя – как единица расселения растений. Взаимосвязь органов растений как живого организма. Размножение растений. Оплодотворение. Образование семян и плодов.

Класс Двудольные. Характеристика и отличительные признаки.

Класс Однодольные. Характеристика и отличительные признаки растений. Типичные представители и хозяйственное значение.

Понятие о растительном сообществе. Развитие растительного мира.



Тема 5. Животные

Общие сведения о животном мире. Значение животных в природе и жизни человека. Многообразие животного мира. Систематика животных. Основные отличия животных и растений, черты их сходства.

Одноклеточные животные (простейшие).

Общая характеристика простейших. Многообразие одноклеточных организмов. Значение простейших в природе, жизни человека.

Класс Корненожки. Обыкновенная амёба. Особенности строения. Среда обитания. Передвижение. Питание. Дыхание. Выделение. Размножение. Образование цист.

Класс Жгутиковые. Зелёная эвглена – одноклеточный организм с признаками животного и растения. Особенности строения. Среда обитания. Передвижение. Питание. Выделение. Размножение. Инцистирование.

Класс Инфузории. Инфузория-туфелька. Среда обитания. Особенности строения. Передвижение. Питание. Дыхание. Выделение. Размножение. Раздражимость. Малярийный паразит – возбудитель малярии. Развитие, особенности процессов жизнедеятельности.

Тип Кишечнополостные.

Общая характеристика типа. Пресноводная гидра. Двухслойность. Разнообразие клеток: промежуточные, покровные, стрекальные, нервные клетки. Рефлекс. Питание. Дыхание. Размножение. Регенерация. Многообразие кишечнополостных, их значение.



Тип Плоские черви.

Общая характеристика типа, многообразие видов. Белая планария.

Пищеварение. Дыхание. Выделение. Нервная система. Размножение и развитие.

Печёночный сосальщик.

Бычий цепень. Особенности строения и процессов жизнедеятельности.

Тип Круглые черви.

Общая характеристика типа. Многообразие видов. Человеческая аскарида. Размножение, строение и развитие.



Тип Кольчатые черви.

Общая характеристика типа. Многообразие кольчатых червей. Дождевой червь. Среда обитания, внешнее и внутреннее строение. Процессы жизнедеятельности, значение.



Тип Моллюски.

Общая характеристика типа. Класс Брюхоногие. Разнообразие брюхоногих, из значение. Обыкновенный прудовик. Класс Двустворчатые. Разнообразие двустворчатых моллюсков, их значение. Беззубка. Класс Головоногие.



Тип Членистоногие.

Общая характеристика типа. Класс Ракообразные. Речной рак. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Пищеварительная, кровеносная и дыхательная системы. Органы выделения. Нервная система и органы чувств. Размножение и развитие. Особенности процессов жизнедеятельности.

Класс Паукообразные. Общая характеристика класса. Паук-крестовик. Среда обитания. Внешнее строение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие. Особенности поведения паука.

Клещи. Особенности внешнего строения и процессов жизнедеятельности. Роль клещей в природе и их практическое значение. Паразитические клещи – возбудители и переносчики опасных болезней. Меры защиты от клещей.

Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Многообразие насекомых и их роль в природе. Майский жук. Внешнее и внутренне строение. Пищеварительная, кровеносная, дыхательная и выделительная системы. Нервная система. Размножение. Типы развития насекомых.

Основные отряды насекомых. Чешуекрылые. Черты приспособления к среде обитания во внешнем строении. Размножение и развитие бабочек. Капустная белянка. Тутовый шелкопряд. Шелководство. Двукрылые. Комнатная муха – переносчик возбудителей опасных болезней и меры борьбы с ней. Перепончатокрылые. Медоносная пчела. Состав и жизнь пчелиной семьи: танцы пчёл, зимовка.

Инстинкты – основы поведения насекомых. Многообразие насекомых (колорадский жук, муравьи, наездники), их роль в природе. Биологический способ борьбы с насекомыми – вредителями сельскохозяйственных культур.

Тип Хордовые.

Общая характеристика типа. Класс Ланцетники. Ланцетник – низшее хордовое животное. Среда обитания. Внешнее строение. Хорда, особенности внутреннего строения. Размножение и развитие. Сходство ланцетника с беспозвоночными и позвоночными.

Позвоночные, общая характеристика. Рыбы. Общая характеристика. Среда обитания. Внешнее строение. Скелет и мускулатура. Полость тела. Пищеварительная, кровеносная, дыхательная и выделительная системы. Плавательный пузырь. Нервная система и органы чувств. Рефлексы. Поведение. Размножение и развитие. Приспособленность рыб к среде обитания. Многообразие рыб. Отряды: сельдеобразные, карпообразные, кистепёрые. Значение рыб в жизни человека.

Класс Земноводные. Общая характеристика класса. Лягушка. Особенности среды обитания. Внешнее строение. Скелет и мускулатура. Внутренне строение. Пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная системы. Нервная система и органы чувств. Размножение и развитие. Особенности жизнедеятельности. Происхождение земноводных, их значение. Многообразие земноводных. Отряды: хвостатые, бесхвостые.

Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса. Ящерица. Среда обитания. Внешнее строение. Внутреннее строение. Пищеварительная, выделительная, дыхательная и кровеносная системы. Нервная система и органы чувств. Размножение и развитие. Регенерация. Происхождение пресмыкающихся. Многообразие пресмыкающихся. Отряды: чешуйчатые, черепахи, крокодилы, их практическое значение и охрана. Древние пресмыкающиеся: динозавры, зверозубые.

Класс Птицы. Общая характеристика класса. Среда обитания. Внешнее строение. Покровы тела. Скелет и мускулатура. Внутреннее строение птиц. Полость тела. Пищеварительная, выделительная, дыхательная и кровеносная системы. Нервная система и органы чувств. Особенности строения, обмена веществ птицы, связанные с полётом. Поведение птиц. Размножение и развитие. Сезонные явления в жизни птиц (гнездование, кочевки, и перелёты). Происхождение птиц. Многообразие птиц в связи с условиями жизни: птицы леса, степей и пустынь, болот, водоёмов и побережий, парков, садов, лугов, полей. Хищные птицы. Важнейшие отряды птиц. Роль птиц в природе и их значение в жизни человека.

Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса. Внешнее строение. Покровы. Скелет и мускулатура. Полость тела. Системы органов. Особенности обмена. Нервная система и органы чувств. Поведение. Размножение и развитие. Происхождение млекопитающих. Первозвери. Сумчатые. Плацентарные млекопитающие. Отряды плацентарных. Насекомоядные, рукокрылые. Грызуны. Зайцеобразные. Хищные. Ластоногие и китообразные. Копытные. Приматы. Роль млекопитающих в природе и жизни человека.
Раздел III. Человек и его здоровье

Общий обзор организма человека

Органы и системы органов. Организм – единое целое. Нервная и гуморальная регуляция деятельности организма. Строение и функции тканей организма. Эпителиальная, соединительная, мышечная и нервная ткани.

Человек и окружающая среда.

Опорно-двигательная система.

Значение опорно-двигательной системы. Скелет человека. Строение скелета головы, туловища, верхних и нижних конечностей. Состав, строение и свойства костей, рост костей, регуляция роста костей. Соединения костей: неподвижные, полуподвижные, суставы. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Первая помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах, переломах.

Мышцы, их строение и функции. Основные группы мышц тела человека. Нервная регуляция деятельности мышц. Движения в суставах. Работа мышц. Утомление мышц. Влияние ритма и нагрузки на работу мышц. Предупреждение искривлений позвоночника и плоскостопия.

Кровь

Внутренняя среда организма: кровь, межклеточная жидкость, лимфа. Относительное постоянство внутренней среды.

Состав крови: плазма, форменные элементы. Свёртывание крови. Группы крови. Переливание крови. Малокровие. Эритроциты и лейкоциты, их строение и функции. Учение И.И. Мечникова о защитных свойствах крови. Иммунитет. Инфекционные заболевания и борьба с ними. СПИД и борьба с ним.

Кровообращение

Органы кровообращения: сердце и сосуды (артерии, капилляры, вены). Сердце, его строение и работа. Автоматия сердца. Нервная и гуморальная регуляция работы сердца. Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по сосудам. Давление крови в сосудах. Пульс. Лимфообращение. Гигиена сердечно-сосудистой системы.



Дыхание

Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Воздухоносные пути. Голосовой аппарат. Лёгкие. Газообмен в лёгких и тканях. Дыхательные движения. Жизненная ёмкость лёгких. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Гигиена дыхания.



Пищеварение

Значение пищеварения. Питательные вещества и пищевые продукты. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварение в полости рта. Ротовая полость, зубы. Глотание. Пищеварение в желудке. Изменение питательных веществ в кишечнике. Печень, поджелудочная железа и их роль в пищеварении. Всасывание. Пищеварительные ферменты и их значение. Регуляция процессов пищеварения. Роль И.П. Павлова в изучении функций органов пищеварения. Гигиена питания.



Обмен веществ

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Обмен белков, углеводов, жиров, воды и минеральных солей. Распад и окисление органических веществ в клетках. Ассимиляция и диссимиляция – две стороны единого процесса обмена веществ. Нормы питания. Витамины и их значение для организма. Гиповитаминозы.



Выделение

Значение выделения продуктов обмена веществ. Органы мочевыделительной системы. Строение и функции почек. Образование мочи.



Кожа

Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Гигиена кожи. Профилактика и первая помощь при перегревании, ожогах и обморожениях.



Железы внутренней секреции

Значение желез внутренней секреции для роста, развития и регуляции функций организма. Понятие о гормонах. Гормоны щитовидной железы, надпочечников, поджелудочной железы и их роль в обмене веществ. Гипоталамо-гипофизарная система. Роль половых желез в развитии организма. Половое созревание. Гигиена юноши и девушки.



Нервная система

Значение нервной системы. Рефлекторный принцип работы нервной системы. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Центральная и периферическая нервная система. Строение и функции спинного мозга. Головной мозг. Строение и функции отделов головного мозга: продолговатый мозг, мозжечок, средний и промежуточный мозг. Вегетативная нервная система и её роль в регуляции работы внутренних органов. Большие полушария головного мозга. Значение коры больших полушарий.



Органы чувств

Органы чувств, их значение. Анализаторы. Строение и функции органа зрения. Строение и функции органа слуха. Органы равновесия, мышечного чувства и осязания, обоняния и вкуса. Гигиена органов чувств.


Высшая нервная деятельность

Роль И.М. Сеченова и И.П. Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы. Биологическое значение образования и торможения условных рефлексов. Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и мышление. Сознание как функции мозга. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на нервную систему.



Размножение и развитие

Значение размножения. Органы размножения. Мужская половая система. Женская половая система. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Рождение ребёнка. Рост и развитие ребёнка. Гигиена грудных детей. Характеристика подросткового возраста. Вредное влияние никотина, алкоголя и других факторов на потомство.



Раздел IV. Основы цитологии.

Основные положения клеточной теории. Клетка – структурная и функциональная единица живого. Строение и функции оболочки клетки. Плазматическая мембрана. Транспорт веществ через плазматическую мембрану. Фагоцитоз. Пиноцитоз. Цитоплазма и её основные органоиды; эндоплазматическая сеть, митохондрии и пластиды, аппарат Гольджи, рибосомы, лизосомы, клеточный центр. Органоиды движения клеток, клеточные включения. Строение и функции ядра. Хромосомы – важнейшая составная часть ядра. Особенности строения клеток прокариот и эукариот. Вирусы, особенности их строения и жизнедеятельности, значение для человека.

Химический состав клетки. Содержание химических элементов в клетке. Неорганические вещества клетки. Вода, соли и их роль в жизнедеятельности клетки. Органические вещества клетки. Белки, химический состав, строение, свойства и функции. Углеводы, липиды, их содержание в клетке и биологическая роль. Ферменты, их роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Нуклеиновые кислоты. Дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК), структура, биологическая роль. Самоудвоение ДНК. Рибонуклеиновые кислоты (РНК), структура, виды РНК, биологическая роль.

Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Биологическая сущность обмена веществ, понятие о пластическом и энергетическом обмене. Аденозинтрифосфорная кислота (АТФ), её роль в энергетическом и пластическом обменах в клетке. Обеспечение клеток энергией (синтез АТФ), Гликолиз (бескислородное расщепление). Кислородное расщепление.

Пластический обмен. Генетический код ДНК. Ген – единица функционирования наследственного материала. Транскрипция. Биосинтез белка (трансляция). Реакция матричного синтеза. Взаимосвязь процессов пластического и энергетического обмена.

Особенности пластического и энергетического обмена растительной клетки. Фотосинтез. Световая фаза фотосинтеза. Темновая фаза фотосинтеза. Значение фотосинтеза для живой природы. Автотрофные и гетеротрофные организмы.



Раздел V. Размножение и развитие организмов

Деление клетки – основа размножения и индивидуального развития организмов. Интерфаза, её характеристика. Подготовка клетки к делению, Синтез ДНК, удвоение хромосомы. Митоз, характеристика его фаз. Значение деления клеток. Строение метафазной хромосомы. Гаплоидный и диплоидный набор хромосом, постоянство их числа и формы.

Половое и бесполое размножение организмов. Бесполое размножение у растений и животных. Половое размножение, его сущность. Половые клетки. Развитие половых клеток. Мейоз, его сущность, стадии и биологическое значение. Оплодотворение. Двойное оплодотворение у покрытосеменных растений.

Индивидуальное развитие организма (онтогенеза). Периодизация онтогенеза. Развитие зародыша на примере животных. Постэмбриональное развитие. Вредное влияние алкоголя и никотина на развитие организма человека.



Раздел VI. Основы генетики и селекции

Генетика – наука о наследственности и изменчивости организмов. Гибридологический анализ – основной метод генетики – Законы наследственности, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Правило единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления гибридов второго поколения. Статистический характер закона расщепления. Доминаитность и рецессивность. Аллельные гены. Гомозигота и гетерозигота. Цитологические основы единообразия гибридов первого поколения и расщепления признаков во втором поколении. Гипотеза чистоты гамет. Анализирующее скрещивание. Промежуточное проявление признака (неполное доминирование). Наследование групп крови и резус-фактора у человека.

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования и его цитологические основы.

Сцепленное наследование. Работы Т. Моргана по сцепленному наследованию. Нарушение сцепления генов. Перекрест хромосом.

Генотип и фенотип. Генотип как целостная, исторически сложившаяся система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. Множественное действие генов. Роль генотипа и условий внешней среды в формировании фенотипа.

Генетика пола. Механизм определения пола. Изменчивость. Формы изменчивости: модификационная, комбинативная, мутационная.

Модификационная изменчивость, её сущность и значение. Норма реакции. Статистические закономерности модификационной изменчивости. Комбинативная изменчивость, её сущность и значение.

Мутационная изменчивость. Мутации, их причины и частота.

Генные и хромосомные мутации. Мутации в половых и соматических клетках. Экспериментальное получение мутаций. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости, cформулированный Н.И. Вавиловым. Загрязнение природной среды мутагенами и его последствия.

Значение генетики для медицины и здравоохранения. Особенности наследственности человека. Методы изучения наследственности человека (генеалогический, близнецовый, цитогенетический, биохимический, популяционно-статистический).

Медицинские аспекты генетики человека Вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на наследственность человека.

Селекция животных, растений и микроорганизмов

Н.И. Вавилов о происхождении культурных растений. Центры многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Роль естественного отбора в селекции. Значение исходного материала для селекции.

Селекция растений. Самоопыление перекрёстноопыляемых растений. Гетерозис. Полиплоидия и отдалённая гибридизация. Преодоление бесплодия у межвидовых гибридов растений. Достижения селекции растений.

Селекция животных. Особенности селекции животных. Типы скрещивания и методы разведения. Метод анализа наследственных хозяйственно-ценных признаков у животных-производителей. Получение пород на основе межпородного скрещивания. Отдалённая гибридизация домашних животных.

Селекция микроорганизмов, её значение для микробиологической промышленности. Биотехнология, её основные направления.

Раздел VII. Эволюционное учение

Краткие сведения о додарвинском периоде развития биологии. Труды К. Линнея. Учение Ж.Б. Ламарка об эволюции органического мира. Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина. Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор.

Современный период эволюционного учения. Биологический вид. Критерии вида; генетический, морфологический, физиологический, географический, экологический. Вид как генетически изолированная система.

Популяционная структура вида. Популяция: экологические и генетические характеристики. Генофонд популяции. Закон Харди-Вайнберга, условия его проявления.

Популяция – элементарная единица эволюции. Эволюционные факторы: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор. Мутации как материал для естественного отбора.

Естественный отбор – направляющий фактор эволюции. Наследственная изменчивость и борьба за существование – предпосылки естественного отбора.

Формы естественного отбора: движущий, стабилизирующий.

Искусственный отбор и наследственная изменчивость – основа выведения пород домашних животных и сортов культурных растений.

Возникновение приспособлений. Относительный характер приспособлено-

сти.


Микро- и макроэволюция: характеристика механизмов и основных результатов.

Видообразование. Пути видообразования: географическое и экологическое. Главные направления эволюции органического мира. Ароморфоз. Идиоадаптация. Биологический прогресс и регресс. Соотношение различных направлений эволюции. Доказательства эволюции органического мира: сравнительно-анатомические, эмбриологические и палеонтологические доказательства.

Возникновение жизни на Земле. Развитие органического мира.

Основные ароморфозы в эволюции растений и животных.

Эволюция человека.

Ч. Дарвин о происхождении человека от животных. Доказательства происхождения человека от животных. Движущие силы антропогенеза: биологические и социальные факторы. Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества.

Эволюция человека. Австралопитеки. Человек умелый. Древнейшие, древние люди и ископаемые формы современного типа людей.

Человеческие расы, их происхождение и единство. Антинаучная, реакционная сущность социального дарвинизма и расизма.



Раздел VIII. Основы экологии

Предмет и задачи экологии. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенный, их комплексное воздействие на организм. Ограничивающий фактор. Важнейшие абиотические факторы: свет, температура, влажность. Приспособление организмов к сезонным изменениям в природе. Фотопериодизм.

Биогеоценоз. Разнообразие популяций в биогеоценозе, и их взаимосвязи. Цепи питания. Экологическая пирамида. Изменение численности популяций, способы регулирования численности. Смена биогеоценозов. Охрана биогеоценозов. Рациональное использование видов, сохранение их разнообразия. Агроценозы.

Учение о биосфере.

Биосфера и её границы. Биомасса поверхности суши, Мирового океана, почвы. Живое вещество. Функции живого вещества: энергетическая, газовая, концентрационная, окислительно-восстановительная, разложение органического вещества. Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере. Ноосфера. В.И. Вернандский о возникновении биосферы и ноосферы.


Литература:

1. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников. Москва «АСТ-ПРЕСС», 2011

2. Введенский Н.А., Владимирова И.М., Данилов Б.Ф., Локшин Г.И. Биология: весь курс: Учебное пособие. Москва «ЭКСМО», 2009

3. Ключикова Н.М., Пятунина С.К., Романова А.П., Зайцева Е.Ю. Биология: учебное пособие. Москва «Экзамен», 2009

4. Пасечник В.В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. Москва «Дрофа», 2002

5. Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс. Москва «Дрофа», 2009-2011

6. Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. Москва. «Дрофа», 2009-2011

7. Никишов А.И. Шарова И.Х. Биология. Животные. 7-8 кл. Москва «Просвещение», 1993

8. Биология. Животные. Учебник для 7-8 классов/ под редакцией Козлова М.А. Москва «Просвещение», 2000

9. Батуев А.С. Биология. Человек. 9 кл. Москва «Просвещение», 1999

10. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности. 9 класс. Москва «Дрофа», 2009-2011

11. Шалапенок Е.С., Камлюк Л.В., Лисов Н.Д. Тесты по биологии. Москва «Айрис - пресс», 2007

12. Петросова Р.А., Богданов Н.А. Биология. 9кл. ГИА. Тематические тестовые задания. Москва «Дрофа», 2011

13. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Основы биологии. Курс для самообразования. Москва «Просвещение», 1992



14. Лернер Г.И. Биология. Подготовка к ГИА. Тренировочные задания. 9 кл. Москва «ЭКСМО», 2011




Говорят, что я настоящий космополит: мне повсюду не по себе. Штефан Визинци
ещё >>