Программа для молодежи и школьников «шаг в будущее» Учись учиться лучше по русскому языку - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа для молодежи и школьников «шаг в будущее» «шаг в будущее... 1 154.56kb.
Программа для молодежи и школьников «шаг в будущее» 1 101.1kb.
Программа для молодежи и школьников «шаг в будущее созвездие нттм» 1 120.02kb.
Программа для молодёжи и школьников «Шаг в будущее, Юниор» 1 125.29kb.
Программа для молодежи «Шаг в будущее» 3 393.56kb.
Программа по русскому языку для абитуриентов москва 2013г. Программа... 1 97.38kb.
Конкурса для одаренных школьников и молодежи «Будущее Алтая» 2013»... 1 187.4kb.
Программа для молодежи и школьников «шаг в будущее» челябинский головной... 1 163.83kb.
Задания и ответы для проведения второго (очного) этапа олимпиады... 4 521.14kb.
Xv физико-математическая олимпиада мгту для учащихся 8-10 классов. 1 43.41kb.
Программа по русскому языку: 1 Программа по русскому языку 1 класс 26 4804.08kb.
Н. Г. Чеботарева – 70 лет александр Михайлович Елизаров 1 280.31kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа для молодежи и школьников «шаг в будущее» Учись учиться лучше по русскому - страница №1/1



РОССИЙСКАЯ НАУЧНО-СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ МОЛОДЕЖИ И ШКОЛЬНИКОВ

«ШАГ В БУДУЩЕЕ»

Учись учиться лучше по русскому языку.

Исследовательская работа на городскую конференцию юных исследователей

«Шаг в будущее, Юниор»

Автор: Картошкин Артем

г. Усть-Илимск,

МОУ «СОШ №5», 7 «А» класс


Руководитель: Петрова Надежда Васильевна,

учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории.

МОУ «СОШ №5»


Усть-Илимск, 2010 год


Содержание
Введение……………………………………………………………………3

Основная часть

Популярность предмета…………………………………………………..4

Причины плохой успеваемости по русскому языку…………………….6

Как можно повысить успеваемость?..........................................................9

Выводы…………………………………………………………………….12

Список источников……………………………………………………….13

Приложение 1……………………………………………………………..14

Приложение 2……………………………………………………………..18

Приложение 3……………………………………………………………..20

Приложение 4……………………………………………………………..21

Введение
Каникулы закончились, начались занятия в школе. Все знали, что они скоро начнутся и, конечно же, все готовились: закупали тетради, выбирали костюм. Но, как всегда, событие пришло неожиданно и застало всех врасплох. Затих гомон перерыва, начались очередные занятия. Шел урок русского языка. Я учусь на «4 и 5» и с русским языком у меня никогда не было проблем, может быть, потому, что моя мама учительница, может быть, у меня склонность к изучению языка. Но сейчас я почувствовал, что уже нет такого интереса к уроку и нет особого желания тянуть руку, хотя ответ на вопрос учителя я знаю. Обвожу взглядом других ребят. Парадокс, или мне кажется, что девочки с большим интересом слушают учителя, а у мальчиков в глазах равнодушие?

Прошла первая четверть, я не удивился своей «пятерке», но заметил, что есть ребята, у которых «три» по русскому языку, а ведь совсем недавно имели « четыре». Почему так происходит? Почему, получив «тройку», ребята не задумываются, что этим могут расстроить родителей? Я задумался над этим и другими вопросами и решил составить алгоритм «Учиться по русскому языку лучше» - это и стало целью моей работы.

Я поставил следующие задачи:


  • Проанализировать успеваемость мальчиков по русскому языку за 3 года.

  • Выяснить причины снижения успеваемости.

  • Выяснить круг интересов мальчиков 7 класса.

  • Составить классификацию заданий по русскому языку, которые интересны мальчишкам.


Популярность предмета
Я хорошо владею компьютером и люблю побродить по сайтам, узнать что-то новое. Недавно мама дала задание найти информацию по ее предмету, и я наткнулся на высказывания о русском языке наших политиков. Меня заинтересовало, что их высказывания были различными. Некоторые считали, что русский язык очень популярен в мире и связывали это с личностью Владимира Владимировича Путина, другие говорили, что это далеко не так, и интерес к нашему языку ослабевает. Я решил узнать разные мнения. Оказывается, в Турции интерес очень велик, и русский специально изучают – это связано с возросшим туризмом. В Китае даже объявили год русского языка. Во Франции и Германии отзывов нет, интереса к русскому языку они проявляют мало. А в Америке интерес возобновился из-за нашего бывшего президента и его международной политики. (Приложение 1)

Интересно, а какое мнение о русском языке у наших горожан? Я провел телефонный опрос, обращался к случайным абонентам со следующими вопросами:



  1. Любите ли вы русский язык?

  2. Интересуетесь ли вы новой информацией, касающейся русского языка?

  3. Хорошо ли вы знаете язык?

Мною было опрошено 37 абонентов (Приложение 2), и я пришел к выводу, что в основном люди не интересуются новыми событиями, которые происходят в русском языке, черпают информацию только из новостей, но о новых явлениях в языке мало кто что-то слышал. Язык знают «средне», для того, чтобы общаться. Многие учились «средне». Можно сделать вывод, что русский язык не пользуется популярностью у взрослых людей, никому не интересно, что происходит с языком, какие новшества вводятся. Последние новости, которые знают опрашиваемые – это введение ЕГЭ. Дети выросли, и родителям не нужно интересоваться русским языком. А ведь все эти люди -носителя языка, их дети передадут то отношение к языку, которое им привьют родители.

Я решил выяснить, каково отношение к языку у ребят моего класса. Среди учащихся 7 «Б» класса была проведена анкета по следующим вопросам:



  • Нравится ли тебе русский язык?

  • Какие задания по русскому языку тебе нравится выполнять?

  • Твоя успеваемость по русскому языку за 3 года.

Анкетирование успеваемости учащихся моего класса за 3 года показало, что девочки по русскому языку учатся значительно лучше, чем мальчики. Из 11 ребят моего класса до 7-ого класса сохранили оценку «4-5» 4 человека, средний балл с 5-ого класса изменился с 4.2 до 3.6. (Приложение 3).

Успеваемость среди мальчиков падает быстрее, чем среди девочек. Интерес к предмету очень низкий. Задания по русскому языку интересны только такие: по схемам составить предложения, по схемам составить слова, выборочный диктант, найти лишнее. (Приложение 3)



Причины плохой успеваемости по русскому языку.
Хоть в целом ребята учатся неплохо, но это чаще всего зависит не от их желания, а от желания родителей, по обязанности. Я решил выяснить причины такого положения. С этой целью обратился к литературе по психологии. У ребят в среднем звене в результате физиологического и психологического развития доминирует правое полушарие, которое отвечает за умение ориентироваться в пространстве, логическое мышление, различие зрительных и музыкальных образов, большая физическая сила. Мужской тип руки отличается то женской более короткими и утолщенными пальцами. Указательный палец короче безымянного (один из показателей мужской ассиметрии). Поэтому чаще всего учителя жалуются на плохой почерк мальчиков, в то время как у девочек почерк красивый и аккуратный. Мужчина быстрее развивает свою моторику в силе и соразмерности движении, но менее осторожен в работе с инструментом (чаще травмируется). У ребят быстрая реакция на воздействия окружающей среды и сравнительно легкая адаптация к ней, но они с трудом переносят стресс, эмоциональный срыв часто гасится через резкое действие. Они часто попадают в состояние аффекта, отстаивают свое мнение любыми доступными способами, в том числе и агрессивными действиями. Мальчишкам присущ независимо-соревновательный стиль поведения, авторитарный характер взаимоотношений со сверстниками. Словарный запас небольшой, говорят чаще в безразличной форме, в разговорах концентрируются на задачах, предпочитают разговоры о фактах, неличностных проблемах. Предложения короче, чем у женщин, мужчины обычно дают вводную часть, ясно излагают суть, делают вывод, говорят с нажимом, перебивают собеседника, касаются его руками, склонны к использованию ненормативной лексики. Поэтому мальчишек чаще ругают за плохое поведение, ненормативную лексику, у мальчиков чаще вызывают родителей в школу. У них лучше развита та сторона речи, которая связана с поиском: нахождение словесных ассоциаций, решение кроссвордов. Поэтому и задания они любят выполнять не такие, какие нравятся девочкам.

Особенности юношей в учебном процессе

Внимание

- высокая скорость концентрации внимания, особенно в критической ситуации;

- при работе обращают внимание на точность ее исполнения



Мышление

- образное мышление имеет более высокий уровень развития. Конфигурация мозга способствует концентрации только на одной задаче в отдельный промежуток времени, т.к. правое и левое полушарие мозга соединены малым количеством нервных окончаний (могут либо слушать, либо писать)

Память

- небольшой объем кратковременной памяти: преимущества при запоминании цифр; лучше запоминают описания технических процессов

Моторика

- развита лучше крупная моторика

Восприятие цвета

- хуже различают цвета; предпочтение синему, коричневому, оранжевому

Словарный запас

- меньший словарный запас

Устная речь

- превосходство мужчин по артикуляции, словарю устных распоряжений, скорости и пониманию прочитанного

Письменная речь

- письменная речь изобилует числительными, предлогами, вопросительными знаками и местоимениями, особенно местоимением «я»; пишут главным образом о спорте, телевидении, деньгах

Почерк

- мужской почерк более неравномерный, размашистый, индивидуально – оригинальный, иногда с элементами недописанных букв, менее похожий на принятые стандарты

Подход к изучению материала

- качественный

Восприятие информации

- доминирует визуальный обзор пространственных образов по вертикали, хорошо воспринимают информацию, расположенную на классной доске столбцами;

- труднее воспринимают и запоминают словесную информацию



Интересы к деятельности

- предпочитают деятельность исследовательского характера

Предпочтение в формах работы

- хорошо работают в парах, в одиночку

Самооценка

- более объективна, т.к. юноши анализируют реальные события и явления; зависит от успеха в делах

Стиль общения

- авторитарный

Доминирующий тип мотивации

- ориентация на успех

Отношение к оценке и похвале

- мальчик убежден в том, что любовь окружающих надо заслужить. Эмоции, высказываемые учительницей, для него не имеют притягательной силы, для него важно материальное поощрение успеха, т.к. это есть доказательство его силы, авторитета, власти. Эмоции учителя через краткий промежуток времени уже не будут восприниматься им. Можно сказать, что он ожидает смысла, текста в оценке его успехов. Фраза «Тобой недовольна» для мальчика не несет никакой смысловой нагрузки, ему важно знать, чем именно

Ребятам нашего класса нравятся задания на логику: составить предложение или слово по схеме, составить кроссворд, задание на выбор слов по определенной орфограмме, найти лишнее и другие. Девочки же предпочитают задания на списывание, вставить буквы, разобрать предложение, сочинение, работа с текстом. Русский язык мы изучаем по учебнику Русский язык. 7 класс. / под редакцией М.М.Разумовской. Мне стало интересно, какие задания в нашем учебнике нравятся ребятам? Заданий типа «Найти лишнее» я нашел только 4 на 602 упражнения. Менее 15 % заданий на выборочное списывание. Большинство заданий на развитие устной и письменной речи, на списывание и выполнение задания по тексту. Поэтому, можно сделать вывод, что в основном задания из учебника мальчишкам будут менее интересны.




Как можно повысить успеваемость?

Русский язык мы изучаем потому, что нам придется в 11 классе сдавать ЕГЭ и от этого никуда не денешься, если собираешься получить высшее образование в дальнейшем. Многие из ребят собираются продолжить образование после школы, и русский язык им пригодится, но нет к нему интереса, поэтому я решил найти такие задания по русскому языку, которые будут интересны мальчикам, учителю и не пойдут в разрез со школьной программой. Для этого я провел анкетирование «Круг моих интересов». Ребятам были предложены следующие вопросы:



  1. Чем ты любишь заниматься в свободное время?

  2. К чему ты проявляешь интерес?

  3. Какую работу тебе нравится выполнять во внеурочное время?

Опрос показал, что интерес для мальчиков представляет спорт, компьютер, интернет, общение с друзьями (Приложение 4). Исходя из этого, я подобрал ряд заданий, которые были бы интересны.

  1. Задания, которые можно выполнить с использованием компьютера.

  1. Если учитель задал выполнить упражнение на списывание с дополнительным заданием, можно набрать упражнение на клавиатуре. Выделить красным вставленные буквы или грамматические конструкции, которые нужно было подчеркнуть. Подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения при помощи таких программ как. Такая работа позволит учителю, выведя упражнение на электронную доску, сразу проверить его и поставить ученику оценку. А также проверить свою работу смогут и все ученики в классе.

  2. Если учитель задал задание на составление кроссворда, можно выполнить его в программе XL, это гарантирует оценку «5», если нет ошибок, потому что работа будет яркой, красочной и четкой. Это понравится и учителю, потому что такой кроссворд учитель может использовать при работе с другими учениками.

  3. Если учитель задает упражнение на определение слова по его лексическому значению, можно оформить это в виде викторины в программе Power Point. Это поможет получить хорошую оценку, так как можно выполнить задание грамотно и эстетично привлекательно, украсить слайды интересными картинками. Учителю такая работа может понравится тем, что ее можно будет использовать в работе с другими классами в качестве занимательного задания.

  4. Если учитель дает задание по теории, на составление конспекта по параграфу или схемы, можно использовать программу Power Point или XL. Правило, выстроенное логически грамотно и красочно оформленное, понравится учителю, и его можно будет использовать при работе с другими классами как наглядность.

  5. Если учитель задает задание составить словарный диктант на определенную орфограмму, можно выполнить это задание в презентации на слайде и пропустить буквы по данной орфограмме. Во время демонстрации в классе ты сможешь объяснить постановку той или иной буквы. Правильность вставки букв и наглядность оценит учитель.

  1. Задания, которые можно выполнить с использованием Интернет-ресурса.

  1. Если учитель задает задание подготовиться к сочинению по картине, нужно занести название картины и автора в «поисковик» и прочитать, что пишут о картине. Самые интересные моменты надо записать в тетрадь и после использовать в сочинении. Таким образом, сочинение получится ярким, красочным и насыщенным интересным материалом.

  2. Если учитель задает задание подготовиться к сочинению о природе, необходимо в поисковике найти информацию о том времени года, о котором будете писать. Обязательно надо найти стихотворные строчки, они сделают сочинение интересным.

  1. Задания, которые можно выполнить, работая с книгой.

  1. Если учитель дает задание подготовиться к сочинению, можно воспользоваться сведениями из библиотеки, библиотекарь поможет в подборе книг, если назвать ему тему сочинения.

  2. Если учитель задает задание вспомнить правило, изученное в других классах для повторения, можно воспользоваться старыми списанными учебниками, которые всегда есть в классе у учителя, или можно обратиться в школьную библиотеку, попросить учебник за прошлый год и по оглавлению найти нужное правило.

  3. Если учитель задает задание по определению лексического значения слова, можно обратиться к словарям: толковому, синонимов, антонимов и другим, которые есть в школьной библиотеке.


Выводы.
В своей работе я достиг цели. Мною был разработан алгоритм (Приложение 5) для учеников-мальчиков, которые испытывают затруднения в овладении русским языком. Этот алгоритм был вывешен в уголке нашего класса. Мы с учителем надеемся, что с его использованием у ребят вырастит интерес к предмету. Это может улучшить их оценки. Завершая работу, я научился сопоставлять психологические аспекты и данные анкетирования, анализировать данные анкет и сводить их в таблицу.

Список источников.

  1. http://www.komus.ru/photo/full/61183_1.jpg

  2. http://www.humanities.edu.ru/db/msg/38778

  3. http://www.google.ru/search?hl

  4. http://www.detskiysad.ru/ped/shkolnik03.html

  5. http://news.yandex.ru




Приложение 1

Популярность русского языка.

МОСКВА, 9 мая 2009- РИА Новости. Заместитель министра иностранных дел РФ Александр Яковенко.



"Возросшая востребованность русского языка в качестве средства международного общения связана именно с укреплением авторитета России как одного из политических, экономических и культурных полюсов современного мира", - сказал Яковенко в интервью российским журналистам, текст которого опубликован на сайте российского внешнеполитического ведомства. Яковенко сообщил, что в этом году, который объявлен Годом русского языка, МИД РФ, российские загранучреждения и представительства Росзарубежцентра проведут в 76 странах около 900 различных мероприятий в области культуры, науки и образования.

Интерес в мире к русскому языку в последнее время заметно повышается, заявил заместитель председателя Государственной думы РФ Владимир Катренко ("Единая Россия") в связи с проходящей в Москве 29 мая Международной конференцией по проблемам статуса русского языка за рубежом, сообщает ИА REGNUM.

Как отметил заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Алексей Чернышов (ЛДПР), по данным Российского центра международного научного и культурного сотрудничества при Министерстве



иностранных дел России, в период существования Советского Союза на русском языке разговаривали 286 млн. человек. Теперь население 14-и бывших республик СССР - около 140 млн., столько же примерно живет сейчас в России, но русским активно владеют лишь 63 млн. и еще 39,5 млн. знают язык, но почти не пользуются им. Депутат отметил, что в Западной Европе всплеск интереса к русскому языку произошел в годы перестройки, теперь же он резко падает.



В регионе турецкого Причерноморья, особенно в Самсуне, в последнее время активно растет интерес к изучению русского языка, передает «Haberler.com». Как рассказала директор Самсунского отделения Центра исследования и изучения турецкого и иностранных языков при Анкарском Университете (TЦMER) Нильгюн Эрзинджан, Сейчас в Самсуне интерес к русскому языку выше, чем к немецкому или французскому. Причины этого связаны с укреплением торгово-экономических связей между нашими странами. По большей части учиться на курсы записываются бизнесмены-экспортеры или представители компаний, занимающихся экспортом. «Мы открыли интенсивный курс русого языка, - рассказывает Эрзинджан, - и на данный момент у нас 20 слушателей. Еще 40 ожидают своей очереди. Чем крепче становятся торговые отношения между Россией и Турцией, тем более востребован русский язык».

18.10.2007 10:06

Интерес к русскому языку в США связан с личностью Путина

Возрастающий интерес к русскому языку в США в значительной степени связан с личностью президента России Владимира Путина.

Такое мнение высказал директор Американских советов по международному образованию Дэн Дэвидсон. Он входит в оргкомитет проходящей в эти дни в Вашингтоне международной конференции по проблемам преподавания русского языка в Северной Америке.

21.10.2009 г.

В Карелии побывала группа студенток из Польши, четвертый год изучающих русский язык на факультете восточно-славянской филологии Ягеллонского университета Кракова. Ранее петрозаводские студенты побывали в Кракове и в ответ пригласили в гости польских друзей. Чем привлекателен русский язык для иностранцев, ведь он, по признанию многих, очень труден? На этот вопрос девушки ответили: «Своей мелодичностью, интонацией». Студенты изучают русскую культуру, язык, литературу. Многие лекции преподаватели читают на русском языке. У гостей из Кракова остались яркие впечатления от посещения острова Кижи, водопада Кивач, петроглифов, от окрестных деревень. Запомнилась студентам встреча с членами общества польской культуры «Ядвига» в этнографическом комплексе «Усадьба» на берегу Шуи. Гостей потчевали чаем с карельскими калитками, знакомили с работой общества и карельской культурой. В ответ прозвучали рассказы о Польше и Ягеллонском университете.

Давно сказано: отношения строят не политики, отношения строит народ. Такие мостики дружбы, украшенные улыбками и взаимным расположением, необходимы сегодня всем.

30.03.2009 09:19 Диалог культур

"Китай и Россия должны и впредь укреплять культурные связи," - отметила декан факультета русского языка и литературы Пекинского университета Чжа Сяоянь.

В день официального открытия в Пекине Года русского языка она отметила, что отношения между Китаем и Россией продолжаются уже более 300 лет. Год русского языка - шанс для повышения уровня культурных контактов.

По словам Чжа Сяоянь, факультет русского языка и литературы Пекинского университета готовит ряд мероприятий в рамках Года русского языка. Чжа Сяоянь заявила, что ныне в Китае растет число людей, изучающих русский язык. "В ходе проведения Года Китая в России и Года России в Китае, а также Пекинских Олимпийских игр-2008 многие студенты нашего факультета приняли участие в них в качестве волонтеров-переводчиков, что усилило их интерес к изучению русского языка", - добавила она.

Чжа Сяоянь открыла курс лекций по истории китайско-российских отношений, который привлек многих студентов, в том числе из стран СНГ, Японии и Республики Корея. Этот университет надеется использовать свои геополитические преимущества для укрепления контактов со странами Центральной Азии, где распространен русский язык.


Приложение 2

Опрос абонентов по телефону.
Мною было опрошено 37 абонентов.

Любите ли вы русский язык?



Интересуетесь ли вы новой информацией, касающейся русского языка?







  1. Хорошо ли вы знаете язык?



Приложение 3

Опрос учащихся 7Б класса.
Были опрошены ученики 7Б класса, Общее количество-25 человек. Мальчиков-11, девочек-14.

5 класс


6 класс

7 класс

 

 

 

Если в 5 классе 20%- русский язык не нравится, из них 1 мальчик, в 6 классе – 30% урок не нравится , из них 4 мальчика, 7 класс-35% урок не нравится, из них 8 мальчиков.


Анализ успеваемости учеников 7Б класса по русскому языку за 3 года.

Успеваемость учеников 7Б класса с 5-ого по 7-ой класс.







5 класс

6 класс

7 класс

учатся на «3»

м 3 - 12%

д 4 – 16%

о 7 – 28%


5 -20%

4 – 16%


9 – 36%

7 – 28%

5 – 20%


12 – 48%

Учатся на «4»и»5»

м 8 – 32%

д 10 – 40%

о 18 – 72%


6 – 24%

10 – 40%


16 – 64%

4 – 16%

9 – 36%


13 – 52%


Приложение 4

Круг моих интересов.

Было опрошено 11 юношей 7б класса.

К чему ты проявляешь интерес?

Чем ты любишь заниматься в свободное время?


Какую работу тебе нравится выполнять во внеурочное время?





Приложение 5

Алгоритм «Как повысить успеваемость по русскому языку».


Тебя не устраивает оценка по русскому языку?

Использовать компьютер

Не использовать ИКТ

По лексике

Правило

Библиотека

словари


Списывание

Power Point







Политик никогда не должен говорить «никогда». Линдон Джонсон
ещё >>