Программа для детских музыкальных школ. Министерство культуры СССР. Методический кабинет по учебным заведениям искусств Утверждено У - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа для детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских... 6 1000.9kb.
Управления культуры и архивного дела Тамбовской области 1 109.84kb.
Серова Галина Егоровна моу дод «Детская школа искусств №10» 1 116.43kb.
Министерство культуры краснодарского края приказ 1 168.39kb.
Творческий проект как основа концертной деятельности в Детской школе... 1 23.21kb.
Программа Вступительного испытания «Творчество» 1 112.7kb.
Петер туррини 1 342.27kb.
Программа для хореографических отделений детских музыкальных школ... 1 167.97kb.
Л. П. Кирюкова О. Е. Симкина 1 218.95kb.
Вина дельмар уступи место завтрашнему дню 3 574.85kb.
Примерная программа для детских художественных школ и изобразительных... 9 1148.35kb.
Издательство Серпионова Л. А 8 1012.81kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа для детских музыкальных школ. Министерство культуры СССР. Методический - страница №1/3

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей – детская музыкальная школа № 2

г. Кандалакша

«Согласовано» Утверждаю

Методический Совет Директор МОУДОД –

МОУДОД-ДМШ № 2 ДМШ № 2 г. Кандалакша

Протокол № ____________ ___________________И.И.Посацкий «____»_________________2007 г. «_____»_____________200 г.


ПРОГРАММА

« МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА»

для детей 7 – 9 лет

срок реализации 4 года


Составитель:

Трунковская Ирина Марковна

преподаватель по классу

музыкальной литературы

г. Кандалакша 2007 г.

Примерные Календарные (поурочные) Планы

для работы по предмету «Музыкальная литература» в ДМШ
Планы составлены на основе документов:

1. «Музыкальная литература». Программа для детских музыкальных школ .

Министерство культуры СССР. Методический кабинет по учебным заведениям искусств Утверждено Управлением кадров и учебных заведений Министерства культуры СССР, (Москва, 1979г.)

2.«Методические рекомендации по учебной дисциплине «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ». Министерство культуры РФ. Научно-методический центр по художественному образованию (Москва, 2002г.)


Планы дополнены и изменены в соответствии с обновленными учебными пособиями, требованиями времени и практическим опытом работы преподавателя, а также с учетом новых технических возможностей (в частности, компьютерных технологий).

Предлагаемые Планы по Музыкальной литературе рассчитаны на занятия с учащимися 5-летнего и 7-летнего курсов обучения в ДМШ, соответственно распределяясь по классам:

1 год обучения – 2кл. (5-летнее обучение), 4кл. (7-летнее обучение);

2 год обучения – 3кл. (5-летнее обучение), 5кл. (7-летнее обучение);

3 год обучения – 4кл. (5-летнее обучение), 6кл. (7-летнее обучение);

4 год обучения – 5кл. (5-летнее обучение), 7кл. (7-летнее обучение).

В работе по курсу «Музыкальная литература в ДМШ по предложенным Календарным Планам используются следующие основные учебные пособия по годам обучения:

Первый год обучения:

1). З.Е.Осовицкая, А.С. Казаринова «Музыкальная литература» 1-й год обучения. (Москва, «Музыка», 2001г.);

2). Я.Е. Островская, Л.А. Фролова «Музыкальная литература», Рабочая тетрадь по музыкальной литературе (Санкт - Петербург, «Валерии СПД», 1998г.);

3). В.Владимиров, А.Лагутин «Музыкальная литература» (Москва, «Музыка», 1992г.);
Второй год обучения:

1). В. Н. Брянцева «Музыкальная литература зарубежных стран» (Москва, «Музыка», 2001г.);

2).И. А. Прохорова «Музыкальная литература зарубежных стран»

( Москва, «Музыка», 1983г.);

Третий год обучения:

1). З. Осовицкая «Русская музыкальная литература» (Санкт – Петербургский музыкальный лицей комитета по культуре, Санкт – Петербург, 1997г.);

2). И.А. Прохорова «Русская музыкальная литература» (Москва, «Музыка», 1983г.);

3) «Русская музыкальная литература»


Четвертый год обучения:

1). И. А. Прохорова «Русская музыкальная литература» (Москва, «Музыка», 1983г.);

2). И. А. Прохорова, Г.С. Скудина «Советская музыкальная литература» (Москва, «Музыка», 1999г.);

3).«Русская музыкальная литература»

4). – книги, альбомы о С.В. Рахманинове, Г.В. Свиридове и др. композиторах на уроках и при подготовке уч-ся рефератов ( материал, которого нет в учебниках).
Последовательность тем внутри Календарных Планов в течение какого-либо курса обучения может меняться в зависимости от разных обстоятельств, учитывая ситуацию в учебном процессе.
На уроках музыкальной литературы используются компьютерные технологии – компьютерная игра «Щелкунчик», «Музыкальные энциклопедии», диски DVD в формате MP3, информация из вкладышей к дискам, из серии альбомов о композиторах («Мир книги»), из рефератов, из Интернета, выполняются рисунки к музыке.

Учет знаний по предмету «Музыкальная литература»
Промежуточная и итоговая аттестация
В программе по музыкальной литературе указано, что в учебном плане предусмотрены уроки на повторение и контрольный опрос учащихся.

Контрольные уроки проводятся в конце каждой четверти, что часто совпадает с завершением очередной темы и является промежуточной аттестацией.

Итоговая отметка за последний год обучения идет в свидетельство об окончании музыкальной школы.

В ДМШ №2 г. Кандалакша применяются различные формы и методы проведения итоговых контрольных уроков по музыкальной литературе:

1) письменные ответы на вопросы тестов по основным разделам музыкальных знаний – из области биографии композиторов, их творчества, стилей и формы музыкальных произведений;

2) написание реферата о жизни и творческой деятельности какого – либо композитора с последующей беседой по этой теме;

3) устный опрос, занимательные формы: кроссворды, компьютерные игры.

4) Обязательным видом проверки музыкально - слуховых знаний на контрольном уроке является викторина по пройденному курсу – в основном, по произведениям последнего года обучения с включением наиболее популярных «жемчужин» мировой классики, изученных ранее.

I ГОД ОБУЧЕНИЯ


№ тем

Наименование тем

Содержание тем, музыкальные примеры


Кол-во час/





1.

Музыка как вид искусства
Знакомство с предметом «Музыкальная литература»

1) Искусство в нашей жизни. Мифы, легенды, сказания

2) Различные виды искусства, музыкальные жанры

3) Специфика музыкального искусства

( отсутствие наглядности, звуковая природа, музыкальные и немузыкальные звуки).

4) Слушание: К.В. Глюк «Орфей и Эвридика» (Хор фурий, Ария Орфея, «Мелодия»). Сюжет оперы




1





2.

Выразительные свойства звуков:


1) Мелодия, гармония, лад, метр, ритм, динамика, темп

2) Человеческий голос как музыкальный инструмент, хоры, виды голосов

3) Слушание: Н.А. Римский-Корсаков «Садко» (Хор «Высота»,

Песни гостей: Индийского, Варяжского, Веденецкого). Сюжет оперы




1




3.

Фактура:

1) Одноголосная

2) Полифоническая

3) Гомофонно-гармоническая

4) Аккордовая

Слушание музыкальных примеров (учебник Островской, Л. Фроловой, гл.1)




1




4.

Музыкальные инструменты


История создания инструментов с древних времен по книге Г. Абрамяна «Маленький упрямый барабан»

Виды инструментов:

1) Струнные смычковые

2) Струнные щипковые

3) Духовые

4) Ударные

5) Клавишные


1




5.

Клавишные инструменты:

1) Орган – клавишно-духовой инструмент. Устройство органа.

Слушание: И.С. Бах « Токката и фуга ре минор»

2) Клавесин – клавишно-щипковый инструмент. Разновидности клавесина.

Слушание: И.С. Бах Французская сюита до минор


1.




6.

Клавишные инструменты


1) Фортепиано – клавишно – ударный инструмент (изобретен в 18 в. Бартоломео Кристофори).

2) Виды фортепиано – пианино и рояль. Устройство и отличие инструментов

Возможности инструментов: изменение динамики, связывание звуков педалью

Слушание: Л. Бетховен «К Элизе»,

Ф. Шопен «Ноктюрн» Ми бемоль мажор

3) Определение по слуху тембра пройденных клавишных инструментов



1




7.

Инструменты симфонического оркестра

  1. Группы инструментов, их роль в оркестре

  2. Скрипка – царица музыки.

  3. Строение корпуса скрипки

  4. Выразительные возможности скрипки

  5. Великие скрипичные мастера

  6. Иллюстрация преподавателя школы Мамедовой А.К.,

концертмейстера Гура Е. М.


1




8.

Духовые инструменты –


а) Деревянные духовые инструменты: флейта, кларнет;

б) Медные духовые инструменты: труба, альт.

1) Строение корпуса

2) Выразительные возможности

3) Иллюстрация учащихся и преподавателей: Власовой Т.Г., Дружининой Н.Н., Посацкого И. И.


1




9.

Контрольный урок по теме: «Музыкальные инструменты»

  1. Устный опрос по изученным инструментам

  2. Викторина – определение инструмента на слух

1




10.

Музыкальная сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк»

  1. Инструменты – персонажи сказки, их тембры: «Петя» - скрипка, «Птичка» – флейта, «Утка» – гобой, «Кошка» – кларнет, «Дедушка» – фагот, «Волк» – 3 валторны, «Охотники» – литавры

2)Слушание сказки, просмотр картинок

1




11.

Лейтмотивы персонажей сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк»



  1. Характеристика лейтмотивов

  2. Слушание в оркестровом исполнении и на фортепиано

  3. Роль тембров инструментов в передаче образов сказки

1




12.

Контрольный урок по сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк»


  1. Определение лейтмотивов в исполнении на фортепиано

  2. Определение тембров инструментов




1




13.

Балет. История жанра. Балет в России.

1) Виды хореографии::

Классические танцы – аллегро, адажио; характерные танцы – национальные и народные в обработке

2) Музыка в балете



  1. Строение балета. Увертюра, антракты, апофеоз, действия, картины, сцены, сольные номера (вариации, па-де-де, па-де-труа, па-де-катр)

  2. Сюита, дивертисмент

1




14.

П.И. Чайковский балет «Щелкунчик»


  1. История создания, либретто, строение балета

  2. Слушание музыки: увертюра, 1д. 1к. Марш, Танец Щелкунчика, Колыбельная, танец бабушек и дедушек, ночь в зале, рост елки, сцена сражения. 1д.2к. Танец снежных хлопьев

1




15.

П.И. Чайковский балет «Щелкунчик»


  1. 2д. В «Стране Сластей». Дивертисмент – танцевальная сюита:

испанский танец («Шоколад»), арабский танец («Кофе»),

китайский танец («Чай»), русский танец («Трепак»),

французский «Танец пастушков»,

«Вальс цветов», Адажио – па-де-де, Танец феи Драже



1




16.

Контрольный урок по балету П.И. Чайковского «Щелкунчик»

1) Опрос по сюжету и выразительным средствам музыки



  1. Викторина по музыке балета

1




17.

Опера. Специфика жанра


  1. История рождения оперы

  2. Опера – сериа, опера - буффа

  3. Опера в России

  4. Строение оперы, вокальные номера, оркестровые номера

1




18.

М.И. Глинка опера «Руслан и Людмила»

История создания, сюжет, либретто, строение оперы

Слушание музыки:


  1. Увертюра,

  2. Интродукция – 1-я Песнь Баяна.

1действие:

  1. Каватина Людмилы,

  2. Сцена похищения Людмилы (целотонная гамма),

  3. Ансамбль «Какое чудное мгновенье»



1




19.

М.И. Глинка опера «Руслан и Людмила»

2действие:


1) Рондо Фарлрфа (форма рондо)

  1. Ария Руслана

3действие:

  1. Сцена с Головой

  2. Персидский хор

4действие:

1) Ария Людмилы



  1. Марш Черномора

1




20.

Опера «Руслан и Людмила»


  1. Восточные танцы: турецкий, арабский, лезгинка (кавказский)

  2. Сцена сражения Руслана и Черномора

5 действие:

  1. Хор « Ах, ты, свет, Людмила»

  2. Заключительный хор

1




21.

Контрольный урок по опере «Руслан и Людмила»

  1. Устный опрос по сюжету оперы

  2. Викторина из фрагментов оперы

1




22.

Эдвард Григ


  1. Биография норвежского композитора, его роль в мировой музыке

  2. История создания музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт», сюжет

1




23.

Э. Григ «Пер Гюнт»


  1. Слушание музыки с анализом выразительных средств:

1 сюита - Утро, Смерть Озе, Танец Анитры, В пещере горного короля

  1. 2-я сюита - Возвращение Пер Гюнта, Песня Сольвейг

1




24.

Контрольный урок по музыке к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»

  1. Опрос по сюжету

  2. Викторина из фрагментов музыкальных произведений

1




25.

Жанры в музыке


  1. Песня – жанр вокальной музыки, сплав музыки и слова. Песни – народные: обрядовые («Во поле береза стояла»), исторические («Как за речкою да за Дарьею»), профессиональные (Ф. Шуберт «Форель») Куплетная форма.

  2. Марш – инструментальный жанр, сопровождающий шествие (П. И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»). Четкий ритм, четный размер.

  3. Танец – жанр инструментальной музыки, сплав ритмичной музыки и движения

( Й. Брамс «Венгерский танец №5, Э. Григ «Норвежский танец»)



1




26.

Народные танцы

Характерные черты ритмов, мелодики разных народов. Слушание музыки:


  1. «Камаринская» – русский народный танец

  2. «Бульба» – белорусский народный танец

  3. «Трепак» – русский народный танец

  4. «Гопак» – украинский народный танец

  5. «Лезгинка» – танец лезгин из Дагестана (инструмент зурна)

1




27.

Народные песни в творчестве русских композиторов

  1. М.И. Глинка Вариации для ф-но «Среди долины ровныя»

  2. П.И. Чайковский Струнный квартет №1, 2 часть («Сидел Ваня»)

  3. Н.А. Римский-Корсаков хор «Высота» из оперы «Садко», сб. «100 русских народных песен», «Со вьюном я хожу»

  4. М.П. Мусоргский опера «Хованщина», 3д., песня Марфы

1




28.

Музыкальная форма


Анализ пьес из «Детского альбома» П.И. Чайковского

(с использованием авторских стихотворных текстов к пьесам цикла И.М. Трунковской в исполнении Е. Камочкиной)



  1. Период – законченная простая одночастная форма Строение периода: мотив, фраза, предложение. Виды периодов – повторного, неповторного строения, модулирующий. («Утренняя молитва», «В церкви», «Болезнь куклы»)

  2. Простая 2-х частная форма (А-В) («Старинная французская песенка» - с включением- репризой во 2-й части, «Шарманщик поет»)

«Детский альбом» П.И. Чайковского



  1. Сложная 2-х частная форма («Неаполитанская песенка»)

  2. Простая 3-х частная форма (А-В-А) («Зимнее утро», «Похороны куклы», «Новая кукла», «Нянина сказка», «Сладкая греза», «Немецкая песенка»)

  3. Сложная 3-х частная форма («Вальс»)

  4. Вариационная форма «Русская песня», «Камаринская» – тема и 3 вариации




1




29.

«Детский альбом» П,И, Чайковского как музыкальная повесть

  1. Единство сюжетной линии 24 пьес цикла

  2. Музыкальный язык пьес – выразительные средства

  3. Анализ формы всего цикла в целом и отдельных пьес

  4. Викторина по 24 пьесам «Детского альбома»

1




30.

Музыкальная форма

1) Циклические формы


Сюита: Аллеманда, Куранта, Сарабанда, Жига

Слушание: И.С. Бах «Французская сюита» до минор



  1. Сонатно-симфонический цикл, строение 1 части «форма сонатного аллегро»

Слушание: Й. Гайдн Соната Ре мажор 1 и 2 части


1




31.

Музыкальная форма

1)Вариационные формы: старинные, строгие (классические), свободные (романтические), двойные, тройные

Слушание: В. Моцарт Соната Ля мажор, 1 часть ( вариации)

2) Форма рондо

Слушание: Й. Гайдн 3 часть Сонаты Ре мажор (рондо)


1




32.

Контрольный урок по пройденному курсу за 1-й год обучения

  1. Опрос по теоретическому материалу

  2. Викторина




1




33.





















Второй год обучения

«Зарубежная музыкальная литература»







1.

Музыка в Древнем мире и в Средние века

  1. Древняя Греция. Пифийские игры

  2. Буквенная нотации,

  3. Григорианский хорал. Невмы. Одноголосные песнопения

4) Изобретение нотации Гвидо д Ареццо в 11веке.

5) Трубадуры (Франция), мейстерзингеры (Германия)

6) Многоголосие (развитие полифонии). Имитация








2.

Музыка 17 века

1) Опера (Я. Пери «Дафна» 1597г.). К. Монтеверди, Ж.Б. Люли, Г. Шютц,

Г. Перселл

2) Оратория и кантата

3) Инструментальная музыка:

Скрипка - А. Корелли, орган - Д. Букстехуде, клавесин – Ф. Куперен









3.

И.С. Бах. Значение И.С. Баха как величайшего полифониста, музыкального мыслителя. Стиль барокко.

1)Жизненный и творческий путь И.С. Баха.

По книге «Ручеек из Тюрингии»








4.

3 периода в творчестве И.С. Баха:

1) Веймарский период (органное творчество, «Токката и фуга» ре минор)

2) Кетенский период (клавирный, «Хорошо темперированный клавир»)

3) Лейпцигский период (вокально- инструментальный, кантор церкви св. Фомы)









5.

Клавирное творчество И.С. Баха

  1. Гомофония и полифония

  2. Особенности полифонического языка: тема, имитация, противосложение, интерлюдия, каденция, каноническое проведение темы, удержанное противосложение

Инвенции И.С. Баха



  1. Инвенции №1 (до мажор) и №8 (фа мажор) Анализ формы

  2. Инвенция (Симфония) №15 (си минор) Анализ формы










6.

И.С. Бах «Хорошо темперированный клавир»

  1. Принципы построения сборника

  2. Прелюдия и фуга – полифонический цикл из 2-х пьес

  3. Характеристика прелюдий и фуг

  4. Прелюдия и фуга №2 до минор из тома №1. Анализ формы







7.

И.С. Бах «Французская сюита» до минор

  1. Строение сюиты

  2. Слушание музыки: Аллеманда, Куранта, Сарабанда, Жига

  3. Характеристика танцев по темпу, характеру, национальному происхождению







8.

Органное творчество И.С. Баха

  1. «Токката и фуга» ре минор.

  2. Импровизационный характер произведения

  3. Органная хоральная прелюдия фа минор










9.

Оркестровое и вокально-инструментальное творчество И.С, Баха

  1. «Шутка» из Оркестровой сюиты № 2 си минор.

  2. «Ария на струне «Соль»» из Оркестровой сюиты №3 Ре мажор

  3. Месса си минор, «Страсти по Матфею»










10.

Контрольный урок по творчеству И.С. Баха

  1. Опрос по биографии и творчеству И.С. Баха

  2. Викторина









11.

Формирование классического стиля в музыке

Йозеф Гайдн. Венские классики



  1. Опера-сериа ( К.В. Глюк), опера-буффа ( Д.Б. Перголези)

  2. Сонатно-симфонический стиль

  3. Биография Й. Гайдна. Судьба сына каретника из деревушки Рорау, пение в соборе св. Стефана, Служба у князя Эстергази, 2 поездки в Лондон










12.

Й. Гайдн «Симфония с тремоло литавр» №103 ми бемоль мажор

1) 1 часть «форма сонатного аллегро», строение 1 части. Роль вступления

2) Разделы: Экспозиция, в ней главная, связующая, побочная и заключительная партии.

3) Разработка – развитие тем экспозиции

4) Реприза - повторение тем экспозиции с изменением в побочной партии.

Работа с цветными карточками: тональное соотношении главной и побочной партий в экспозиции: Т - Д, в репризе: Т – Т.










13.

Й. Гайдн «Симфония с тремоло литавр» №103

1) 1 часть – повторение пройденного

2) 2 часть – двойные вариации на 2 хорватские народные темы в до миноре и в до мажоре

3) 3 часть «Менуэт»

4) 4 часть симфонии Финал. «Золотой ход» валторн. Строение, образная сфера








следующая страница >>



Нетерпеливые всегда опаздывают. Жан Дютур
ещё >>