Программа для детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств 5-летний срок обучения Москва 2008 - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Л. П. Кирюкова О. Е. Симкина 1 218.95kb.
Примерная программа для детских художественных школ и изобразительных... 9 1148.35kb.
Программа для хореографических отделений детских музыкальных школ... 1 167.97kb.
Емельянова Наталья Ивановна, преподаватель отделения «Инструментальные... 1 156.03kb.
Программа Вступительного испытания «Творчество» 1 112.7kb.
Педагогический репертуар дмш и дши 1 26.23kb.
Серова Галина Егоровна моу дод «Детская школа искусств №10» 1 116.43kb.
Творческий проект как основа концертной деятельности в Детской школе... 1 23.21kb.
Министерство культуры краснодарского края приказ 1 168.39kb.
Методическая разработка: «Использование линии на уроках изо» 1 64.9kb.
Программа для детских художественных школ и художественных отделений... 1 75.5kb.
Ищу союза… (из опыта взаимодействия искусств в речевом развитии и... 1 262.55kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа для детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств - страница №1/6



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И КИНЕМАТОГРАФИИ

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

МуЗИЦИРОВАНИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

ФОРТЕПИАННОГО ОТДЕЛЕНИЯ

ПРИМЕРНАЯ ВАРИАТИВНАЯ программа

для детских музыкальных школ

и музыкальных отделений детских школ искусств


5-летний срок обучения

Москва 2008




ОДОБРЕНА

Научно-методическим центром

по художественному образованию




Директор: И.Е.Домогацкая





Составитель: Е.А.Проняева


преподаватель Детской школы искусств № 1 г. Тулы







Рецензент: В.А.Салахидинова


преподаватель Государственного музыкального колледжа имени Гнесиных

Редакторы: С.Ф.Максимова

О.Н.Литвинова






Программа является победителем Всероссийского конкурса на лучшие образовательные программы для детских школ искусств 2006 года.

Пояснительная записка
Перемены, происходящие в общественной жизни нашей страны, в значительной степени затронули систему образования и культуры. Стала очевидной возрастающая роль развивающих моделей обучения, способствующих воспитанию устойчивого интереса учащихся к обучению в системе детских музыкальных школ и детских школ искусств. Направленность музыкального обучения на концертное исполнительство и отсутствие в изучаемых музыкальных дисциплинах межпредметных связей, дающих целостное представление о музыкальном искусстве, тормозит и профессиональное музыкальное становление учащихся, и развитие навыков любительского музицирования. Единственный реальный путь повышения качества музыкального образования – это интенсификация обучения за счет внедрения новых методов, переосмысления целей и содержания образования. Данная программа использует развивающую модель обучения, обеспечивает активную деятельность детей в сфере искусства, способствует воспитанию устойчивого интереса учащихся к обучению.

Целью программы является создание необходимых условий для реализации индивидуального подхода в процессе обучения, что позволяет более точно определить перспективы развития каждого ребенка, в том числе, обладающего способностями для дальнейшего получения профессионального образования в области искусств.

Главной задачей программы является приближение обучения игре на музыкальном инструменте к запросам учащихся и их родителей. Учебный процесс по предмету «Музицирование» построен так, чтобы овладение им нашло практическое применение в жизни учащегося как во время обучения (в школе, ССУЗе и т.д.), так и после окончания школы. Содержание предмета «Музицирование» не противоречит требованиям и задачам профессионального музыкального воспитания, поскольку основу профессиональной деятельности как раз и составляют способности к различным видам музицирования, хороший музыкальный вкус, умение рассказывать о музыке и увлекать ею слушателей.

Направленность данной программы определяется задачами общего художественно-эстетического воспитания учащихся и задачами ранней профессиональной ориентации. В связи с этим предложены три варианта реализации программы: 5 лет обучения для учащихся с 7 до 11 лет (1-5 классы 7-летнего курса обучения), 5 лет обучения для учащихся с 7 до 11 лет – повышенный уровень – (1-5 классы 7-летнего курса обучения) и 5-летний курс обучения для учащихся с 9 до 13 лет.




Музицирование

для уч-ся 7 - 11 лет

Музицирование

для уч-ся 7 - 11 лет

(повышенный уровень)

Музицирование

для учащихся 9 - 13 лет

В 1-ом и 2-ом классах занятия индивидуальные по 0,5 урока. В 3-ем*, 4-ом и 5-ом классах занятия индивидуальные по 0,5 урока в неделю. Продолжительность урока – 45 минут. Общее количество часов – 90.

В 1-ом классе занятия индивидуальные по 0,5 урока в неделю. Со 2-го* по 5-й класс занятия индивидуальные по 1 уроку в неделю. Продолжительность урока – 45 минут. Общее количество часов – 162.

С 1-го по 5-й класс* занятия индивидуальные по 0,5 урока в неделю. Продолжительность урока – 45 минут. Общее количество часов – 90.


*) С 3-го класса возможны групповые занятия (от 2-х человек), если в рамках предмета по выбору ученик выбирает «Игру в ансамбле». Это даст возможность сэкономить время при объяснении учащимся музыкально-теоретических понятий и сделать более интенсивной и интересной их творческую практику.

*) Со 2-го класса возможны групповые занятия (от 2-х человек), если в рамках предмета по выбору ученик выбирает «Игру в ансамбле». Это даст возможность сэкономить время при объяснении учащимся музыкально-теоретических понятий и сделать более интенсивной и интересной их творческую практику.

*) Со 2-го класса возможны групповые занятия (от 2-х человек), если в рамках предмета по выбору ученик выбирает «Игру в ансамбле». Это даст возможность сэкономить время при объяснении учащимся музыкально-теоретических понятий и сделать более интенсивной и интересной их творческую практику.



Цели и задачи обучения

  • Приобщение ученика к различным видам музыкального творчества (подбору по слуху, импровизации, сочинению, самоаккомпанементу).

  • Развитие внутреннего слуха как фундамента творческой деятельности учащегося.

  • Воспитание и развитие метроритмического чувства.

  • Развитие ладогармонического мышления.

  • Формирование навыков чтения с листа, способствующих быстрому и грамотному разбору текста.

  • Развитие таких личностных качеств как воображение, увлеченность, активность, трудолюбие, инициативность, самостоятельность.

  • Осознание учащимся ценности своей музыкально-творческой деятельности для окружающих.


Итоговые требования

Предмет «Музицирование» формирует и развивает разносторонние музыкальные способности и интересы. Окончив курс обучения, ученик должен:




Музицирование

для уч-ся 7 - 11 лет

Музицирование

для уч-ся 7 - 11 лет

(повышенный уровень)

Музицирование

для учащихся 9 - 13 лет

  • читать с листа музыкальные произведения различной стилевой направленности (классические, джазовые, эстрадные);

  • подбирать по слуху понравившуюся мелодию с аккомпанементом, используя различные варианты фактуры;

  • музицировать (импровизировать и сочинять в силу своих способностей) в простых жанрах;

  • иметь разнообразный репертуар для досуговых мероприятий;

  • иметь хороший музыкальный вкус, любить и понимать музыку;

  • уметь аккомпанировать и петь под собственный аккомпанемент;

  • уметь рассказывать о музыкальных произведениях и композиторах, поддерживать беседу на музыкальные темы.




  • свободно читать с листа музыкальные произведения различной стилевой направленности (классические, джазовые, эстрадные);

  • подбирать по слуху понравившуюся мелодию с аккомпанементом, используя различные варианты фактуры;

  • уметь самостоятельно гармонизовать мелодию, применяя знания и навыки, приобретенные в процессе обучения;

  • свободно играть гармонические схемы в различных тональностях, применяя различные варианты фактуры;

  • музицировать (импровизировать и сочинять в силу своих способностей) в простых жанрах;

  • иметь разнообразный репертуар для досуговых мероприятий и самостоятельно его расширять;

  • иметь хороший музыкальный вкус, любить и понимать музыку;

  • уметь аккомпанировать и петь под собственный аккомпанемент;

  • уметь рассказывать о музыкальных произведениях и композиторах, поддерживать беседу на музыкальные темы.

  • читать с листа музыкальные произведения различной стилевой направленности (классические, джазовые, эстрадные);

  • подбирать по слуху понравившуюся мелодию с аккомпанементом, используя различные варианты фактуры;

    • играть гармонические схемы в различных тональностях, применяя различные варианты фактуры;

  • музицировать (импровизировать и сочинять в силу своих способностей) в простых жанрах;

  • иметь разнообразный репертуар для досуговых мероприятий и самостоятельно его расширять;

  • иметь хороший музыкальный вкус, любить и понимать музыку;

  • уметь аккомпанировать и петь под собственный аккомпанемент;

  • уметь рассказывать о музыкальных произведениях и композиторах, поддерживать беседу на музыкальные темы.






Контроль и учет успеваемости

Начиная с 1-го класса, успеваемость учащихся учитывается в форме контрольных уроков, классных мероприятий (например, конкурсы на лучшее исполнение музыкального «орнамента», на лучшую оригинальную аранжировку песни, «юный композитор»), школьных концертах и т. д. (2 раза в год). При вынесении итоговой оценки (в конце учебного года) необходимо учитывать продвижение учащегося и соотносить качественный уровень выполнения программных требований с индивидуальными способностями ученика.



Критерии программных требований

  1. Оптимальное соотношение индивидуальных особенностей развития учащегося и предлагаемого к изучению материала.

  2. Общемузыкальные знания и навыки игры на инструменте:

  • знакомство с музыкальными произведениями различной стилевой ориентации (классической, джазовой, эстрадной);

  • развитие гармонического и мелодического слуха как плодотворной основы для достижения положительных результатов в обучении;

  • формирование внутреннего чувства ритма;

  • свобода игрового аппарата;

  • развитие образного мышления;

  • развитие мотивации к обучению и самообучению;

  • умение поддержать беседу о музыке.

  1. Стабильность и выразительность исполнения.

  2. Культура сценического поведения.



Учебно-тематический план по предмету «Музицирование»

для учащихся 7 - 11 лет

Повышенный уровень




п/п

Наименование тем

и разделов


Количество уроков

Форма контроля

и учет успеваемости

I класс

II класс

III класс

IV класс

V класс

1.

Введение.

Предмет «Музицирование»

Игра (подбор) по слуху и

транспонирование



5,5

10

9

11

10

Контрольный урок, классные мероприятия, школьные концерты, конкурсы, фестивали и др.

2.

Игра в ансамбле

4

7

6

5

6

3.

Чтение с листа

5,5

10

12

12

13

4.

Пение и аккомпанемент

(самоаккомпанемент)



2

5

5

4

4

5.

Импровизация и сочинение

1

4

4

4

3




Количество уроков за год

18

36

36

36

36

Всего: 162


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН по предмету «Музицирование»

для учащихся 7 - 11 лет и 9 - 13 лет




п/п

Наименование тем

и

разделов

Количество уроков

Форма контроля

и учет успеваемости

I класс

II класс

III класс

IV класс

V класс

1.

Введение.

Предмет «Музицирование»

Игра (подбор) по слуху и транспонирование


5,5

5,5

6

6

6

Контрольный урок, классные мероприятия, школьные концерты, конкурсы, фестивали и др.

2.

Игра в ансамбле

4

4

2

2

2

3.

Чтение с листа

5,5

5,5

5

5,5

6

4.

Пение и аккомпанемент (самоаккомпанемент)

2

2

3

3

2,5

5.

Импровизация

(варьирование и сочинение)



1

1

2

1,5

1,5




Количество уроков за год

18

18

18

18

18

Всего: 90 уч.ч.


Содержание программы
Введение.

«Музицирование» включает в себя освоение комплекса различных видов музыкальной деятельности, что ведет их к взаимному обогащению и развитию:



  • игра песен по любым песенным сборникам (мелодия выписана в правой руке, в левой – буквенное обозначение аккордов);

  • структурный и гармонический анализ каждой новой пьесы;

  • освоение различных видов аккомпанемента.


1. Игра (подбор) по слуху и транспонирование


Музицирование

для уч-ся 7 - 11 лет

Музицирование

для уч-ся 7 - 11 лет

(повышенный уровень)

Музицирование

для учащихся 9 - 13 лет

  • Подбор по слуху и транспонирование детских песен или попевок одной рукой (в ансамбле с педагогом), затем двумя руками.

  • Игра гармонических цепочек, построенных на основных функциях лада с обращениями аккордов (или без обращений).

  • Игра трезвучий и их обращений четырехголосно двумя руками в тесном, затем широком расположении.

  • Игра гармонических оборотов Ум7 → Т, D7 → Т в разных тональностях.

  • Заучивание произведений наизусть методом подбора.

  • Транспонирование по нотам мелодии (одной рукой), затем музыкального фрагмента или небольшого произведения (двумя руками).

  • Эстрадные и джазовые секвенции по 2-4 такта в знакомых тональностях.




  • Подбор по слуху и транспонирование попевок и детских песен; знакомство с музыкальными произведениями отечественной и зарубежной эстрады (песни, музыка из кинофильмов, мультфильмов и т. д.), сочинениями джазовой литературы.

  • Построение в тональностях до 3-х знаков включительно различных видов аккордов: трезвучий с обращениями (включая увеличенное трезвучие, уменьшенное трезвучие, тонику с секстой), септаккордов с обращениями (включая септаккорды с пониженной квинтой, повышенной септимой), нонаккордов.

  • Игра трезвучий с обращениями и септаккордов с обращениями в тесном, затем широком расположении в разнообразном фактурном изложении сопровождения (тип аккомпанемента: гармоническая поддержка, чередование баса и аккорда, аккордовая пульсация, гармонические фигурации, смешанный тип).

  • Игра гармонических цепочек в разнообразном фактурном изложении сопровождения.

  • Заучивание произведений наизусть методом подбора.

  • Транспонирование мелодий с поступенным движением в пределах пятипальцевой позиции в 3-х, 4-х тональностях (сначала правой рукой, затем двумя руками). Выход за пределы пятипальцевой позиции (подмена пальцев, перенос рук, «графическое восприятие» интервалов и аккордов, элементы гаммообразных последовательностей).

  • Подбор по слуху и транспонирование (попевок, песен, мелодий из кинофильмов, спектаклей, мюзиклов и т.д.) одной рукой в ансамбле с педагогом, затем двумя руками.

    • Игра гармонических сеток (включающих обращения трезвучий, септаккордов с альтерированными тонами, нонаккордов) двумя руками в тесном, широком или смешанном расположении в разнообразном фактурном изложении.

    • Игра гармонических оборотов и секвенций в разных тональностях.

    • Заучивание произведений наизусть методом подбора.

    • Транспонирование по нотам мелодии (одной рукой), затем музыкального фрагмента или небольшого произведения (двумя руками).

    • Эстрадные и джазовые секвенции по 2-4 такта в знакомых тональностях.






Игра в ансамбле

Для учащихся 7 - 11 лет. Повышенный уровень.

  • Игра в ансамбле простых обработок детских песен, произведений классической, джазовой и современной музыки.

  • Чтение с листа (в том числе и нотного текста, изложенного в виде партитуры), импровизация, подбор по слуху в ансамбле.

  • Аккомпанирование учащимся вокального, струнного, духового или народного отделений.


Для учащихся 7 - 11 лет и 9 - 13 лет.

  • Игра в ансамбле с преподавателем простых обработок детских песен, произведений популярной классической и современной музыки.

  • Игра в ансамбле с другим учащимся произведений для фортепиано в 4 руки.

  • Чтение с листа, импровизация, подбор по слуху в ансамбле.

  • Аккомпанирование учащимся вокального, струнного, духового или народного отделений ДМШ, ДШИ.


Чтение с листа. Формирование и развитие навыков чтения с листа

  • Восприятие нотного текста.

  • Воспроизведение нотного текста.

  • Способность предвосхищать, предугадывать развертывание музыкального текста.

  • Установка на неожиданное.

  • Упрощение нотного текста.


Пение и аккомпанемент

  • Работа над чистотой интонирования.

  • Знакомство с несложными аккомпанементами (произведения для скрипки, домры, флейты, балалайки и т. д., вокальными произведениями).

  • Знакомство с вокальным дыханием, фразировкой, тембрами различных музыкальных инструментов.


Импровизация (варьирование) и сочинение

  • Ритмическое, мелодическое, фактурное варьирование.

  • Вокальные импровизации.

  • Сочинение композиций атонального и тонального характера.

  • Сочинение ритмических, мелодических композиций на стихотворный текст.

  • Составление собственных гармонических сеток (на основе приобретенных навыков) и их игра с использованием различных фактурных моделей сопровождения.



Домашнее музицирование

Самостоятельная работа учащегося над расширением репертуара для домашнего музицирования и участия в досуговых мероприятиях.



следующая страница >>



В соседней камере всегда свободнее. Аркадий Давидович
ещё >>