Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направлени - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... 8 663.57kb.
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... 1 192.94kb.
Программа дисциплины «Разработка и технология производства рекламного... 5 338.54kb.
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... 5 347.67kb.
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... 1 314.05kb.
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... 1 197.04kb.
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... 1 129.88kb.
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... 4 410.56kb.
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/... 1 283.24kb.
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/... 4 390.6kb.
Программа дисциплины Финансирование проектов частно-государственного... 1 338.52kb.
З. А. Каменский история философии как наука в россии XIX-XX вв. 30 5095.29kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности - страница №1/1




Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста




[Оставьте этот титульный лист для дисциплины, закрепленной за одной кафедрой]
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет философии

Программамма дисциплины «Тиллих и Хайдеггер: в поисках Бытия»



для направления 030100.62 - Философия



подготовки магистра

Автор программы:

Лифинцева Т. П. доктор филос. наук, доцент, tlifintseva@mail.ru
Одобрена на заседании кафедры История философии «___»____________ 20 г

Зав. кафедрой А. М. Руткевич


Рекомендована секцией УМС «Философия» «___»____________ 20 г

Председатель Б. Н. Кашников


Утверждена УС факультета философии «___»_____________20 г.
Ученый секретарь И. В. Макарова ________________________

Москва, 201_



Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа является спецкурсом и предназначена для преподавателя, ведущего данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки магистра 030100.62 - Философия, обучающихся по специализации философия, изучающих дисциплину история философии.

Программа разработана в соответствии с:


  • Образовательным стандартом НИУ по направлению подготовки 030100.62 Философия, уровень подготовки: магистр;

  • Образовательной программой по направлению подготовки 030100.62 Философия, уровень подготовки: магистр;

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 030100.62 Философия, утвержденным в 2011г.


2Цели освоения дисциплины


Целью освоения спецкурса «Тиллих и Хайдеггер: в поисках Бытия» является

  • ознакомление студентов с основами экзистенциальной философии

  • изучение трудов ряда представителей этого философского течения (Хайдеггер, Сартр, Камю)

  • обзор основных течений современной протестантской теологии

  • изучение трудов протестантского теолога и философа-экзистенциалиста Пауля Тиллиха

  • вырабатывание навык чтения теологических текстов и анализа основных теологических проблем (например, доказательства бытия Бога)

  • данный курс также предполагает чтение литературы на иностранных языках (в частности, на английском) и, соответственно, повышения уровня владения языком

Спецкурс «Тиллих и Хайдеггер: в поисках Бытия» рассчитан на магистров, готовящихся к преподавательской и научно-исследовательской работе по специальности «Философия», прежде всего на тех, кто занимается проблемами современной западной философией в целом и философии религии в частности, а также историей богословских идей.

Курс посвящён ключевой теме философии 1-ой половины ХХ столетия – теме «поиска бытия». Первую половину ХХ в. можно назвать «эпохой онтологии» в философии. Основной фигурой в рамках курса является Пауль Йоханнес Тиллих (1886 – 1965) – выдающийся немецко-американский философ и богослов, основатель течения неолиберальной теологии. Ядро всей концепции Тиллиха – как философии, так и теологии – это учение о бытии; вопрос о бытии — главный вопрос его философии и теологии. Он стремился открыть новые пути в онтологии, в духе Платона и Августина, с одной стороны, а также Фихте, позднего Шеллинга и Хайдеггера — с другой. Нельзя сказать, чтобы в свою эпоху он был очень оригинален в своем стремлении. Крен в сторону гносеологии во 2-ой половине XIX и в начале ХХ в. (неокантианство, эмпириокритицизм, прагматизм, феноменология) породил всплеск интереса к онтологии в 1-ой половине ХХ века - от “царств бытия” Сантаяны до “фундаментальной онтологии” Хайдеггера и «экзистенциальной аналитики» Сартра. Начиная с 20-х годов ХХ века многие философы отправились «на поиски бытия». 1-ая глава книги Сартра «Бытие и ничто» так и называется – «В поисках бытия». Хайдеггер в самом начале «Бытия и времени» повторял как заклинание: «Вопрос о смысле бытия должен быть поставлен», «О смысле бытия вопрос должен быть поставлен», «Вопрос о смысле бытия надо поставить заново».1 А теологи никогда и не оставляли «поисков бытия», поскольку бытие для них – это Бог. Тиллих, будучи философом и теологом, не мог остаться в стороне.

Целью курса является развитие рациональных исследовательских навыков у студентов, умение работать с источниками, анализировать их. Не менее важным является умение видеть фигуру того или иного мыслителя и его труды в культурно-историческом и теологическом контексте эпохи.


The course is devoted to a key theme of philosophy of the first half of the ХХth century – a theme of the "search for Being». It is possible to name the first half of the ХХth century «an epoch of ontology» in philosophy. Basic figure within the course is Paul Johannes Tillich (1886 – 1965) – an outstanding German-American philosopher and theologian, the founder of a school of “neoliberal” theology. The kernel of all concept of Tillich – both philosophy and theology – was a doctrine of Being; a question on Being was the main point of his philosophy and theology. One cannot say that during that epoch he was very original in this aspiration. A list towards gnoceology in the 2nd half of the XIXth and in beginning of the ХХth century (neokantianism, empiriocriticism, pragmatism, phenomenology) has generated a splash of interest towards ontology in 1st half of XXth century - from “Reigns of Being” of J. Santayana to “fundamental ontology” of M. Heidegger and «existential analytics» of J.-P. Sartre. Since the 20th years of the XXth century many philosophers have gone «on the search for Being». The 1st chapter of Sartre’ book «Being and Nothingness» is called «In the Search for Being». Heidegger in the very beginning of his book «Being and Temporality» repeated as a spell: «The Question of the sense of Being should be put forward», «About sense of Being the question should be put forward», «It is necessary to put the question of the sense of Being anew»…

And theologians had never lost «the search for Being» as Being for them was God. Tillich, being a philosopher and a theologian, could not stay aside. He aspired to open new ways in ontology, in the spirit of Plato, St. Augustine, Thomas Aquinas, and also Fichte, later Schelling, Hegel and Heidegger. Despite such powerful “engagement” in the philosophical and theological tradition, many researchers and theologians (especially “neoorthodox” Karl Barth) considered Tillich to be a “heretic” and were sure that his doctrine provoked extrareligious interpretations of the Script and the Legend. The problem here, possibly, is in his doctrine of Being, his understanding of God as Being (Being-Itself). This problem is to be discussed in the course.



3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать концепции главных представителей экзистенциальной философии (как религиозной, так и атеистической)

  • Уметь выявлять определённый спектр проблем в текстах того или иного мыслителя

  • Приобрести опыт анализа текстов, относящихся к экзистенциальной философии – как философских и теологических трактатов, так и художественных произведений

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:




Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Обладание навыками работы с текстами (философскими и теологическими, а также текстами художественных произведений, авторами которых являются мыслители-экзистенциалисты), с информацией, знание способов их получения из различных источников для решения профессиональны, коммуникативных, личностных и социальных задач, формирование гармонического мировоззрения

ОНК-1

Студент должен быть способен давать определение основных философских и теологических понятий данной традиции, демонстрировать знание основных проблем данного течения, уметь грамотно выстраивать рассуждение и аргументацию и оценивать тот или иной философский, теологический или художественный текст.

Прослушивание лекционного курса, чтение источников и исследовательской литературы, выступление с докладами, участие в дискуссиях, написание эссе и рефератов.

Владение культурой мышления и речи, умение грамотно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности.

ИК-1

Усвоение центральных идей наиболее экзистенциальной философии и теологии, овладение навыками самостоятельного анализа текстов и дискуссий по соответствующей проблематике, способность анализировать то или иное явление или текст с точки зрения его глубинного философского смысла.

Участие в дискуссиях, анализ текстов, подготовка докладо и презентаций, написание рефератов и эссе.

Умение использовать в профессиональной деятельности знание проблем современной философии и теологии, а также художественной литературы.

ПК-1

Студент должен демонстрировать понимание основных понятий и проблем экзистенциальной философии и теологии, осуществлять реконструкцию и анализ соответствующих течений и проблем.

Чтение источников и исследовательской литературы, выступление с докладами, участие в дискуссиях, написание рефератов и эссе, прготовка презентаций, прослушивание лекционного курса.



4Место дисциплины в структуре образовательной программы


Спецкурс «Тиллих и Хайдеггер: в поисках Бытия»» относится циклу дисциплин гуманитарного цикла при подготовке магистров направления 030100.62 – Философия.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:



  • история философии;

  • религиоведение,

  • история мировой художественной литературы,

  • история теологии;

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • знание основ истории западной философии;

  • понимание природы философского и теологического знания;

  • умение классифицировать различные философские теологические школы, устанавливать связь между философскими, онтологическими, этическими и богословскими/атеистическими позициями мыслителей.



Основные положения спецкурса«Тиллих и Хайдеггер: в поисках Бытия»» могут быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «История философии», «Философия религии», «Психология религии», «Философия в мировой художественной культуре» и др.

5Тематический план учебной дисциплины





Название темы

Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

1.

Экзистенциальная философия: религиозная и «атеистическая»



15

Лекции - 6

Семинарские занятия - 4

5

2.


Бытие (Dasein) у Хайдеггера как обнаружение горизонта подлинности

10


Лекции - 4

Семинарские занятия - 4

2


3.

Влияние Хайдеггера на теологическую мысль ХХ столетия

10

Лекции - 4

Семинарские занятия - 4

2

4.

Жизненный путь и искания Пауля Тиллиха

10

Лекции - 4

Семинарские занятия - 4

2

5.

Бог как Само-Бытие в философии и теологии Пауля Тиллиха

10

Лекции - 4

Семинарские занятия - 4

2

6.

Язык философии и теологии: дискуссия Тиллиха и Бультмана

11

Лекции - 4

Семинарские занятия - 4

2




Итого:

66 часов












6Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год




1

2

3

4







Текущий

(неделя)


Контрольная работа

*













Письменная работа 60 минут










4







Эссе







3







4-5 тыс. слов

Реферат










4







Домашнее задание

2













Эссе

Доклад

2













30 мин

Экзамен
















Письменный экзамен 90 мин.

Итоговый

Экзамен














8





6.1Критерии оценки знаний, навыков


Чтобы получить положительную оценку, студент должен посещать лекции, читать предложенную литературу, участвовать в дискуссиях, проводимых на семинаре, выступать с докладами и участвовать в дискуссии, сопровождающей доклад, написать 1 реферат и 1 эссе, продемонстрировать на экзамене знание учебного материала в объеме не менее 70 %. На экзамене, проводимом в третьем модуле второго курса, студент должен показать знание ключевых проблем экзистенциальной философии и теологии, а также основных онтологических, этических и теологических проблем, связанных с категориями истины, сущности и существования, знания и веры.

Оценки по всем формам контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.


7Содержание дисциплины




Тема 1. Экзистенциальная философия: «религиозная» и «атеистическая»

История экзистенциальной философии, её истоки и главные представители. Понятия «экзистенциализм», «экзистенциальная философия», «религиозная» и «атеистическая» экзистенциальная философия, «экзистенциальная теология». Их соотношение и правомерность. Понятия «экзистенциальный» и «экзистенциалистский». Штампы и клише, сложившиеся в отечественной истории философии.


Литература:

1. Лифинцева Т. П. Философия и теология Пауля Тиллиха.М.: Канон+, 2009. 286 с.

2. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. М.: Республика, 1997.

3. Больнов О.Ф. Философия экзистенциализма. СПб.: Лань, 1999.

4. Бросова Н.З. «Теологические аспекты философии истории М.Хайдеггера».

Диссертация на соискание учёной степени Доктора филос. наук. М., 2007.



http://sigla.rsl.ru/table.isp

5. Кьеркегор С. Несчастнейший. М.: ББИ, 2002.

6. Мартин Хайдеггер и теология. Сборник переводов. Институт философии АН СССР. М., 1975.
Тема 2. Бытие (Dasein) у Хайдеггера как обнаружение горизонта подлинности

Отход философии от онтологической проблематики в ХIХ веке и возвращение к ней в начале ХХ века. Бытие как «сознание» в его историчности. Время и временность. (Хайдеггер, Сартр, Бергсон). «Бытие-к-смерти» как обнаружение подлинности человеческого существования. (Повесть Л. Толстого «Смерть Ивана Ильича»). Вопрос о бытии и возможность «предельного вопрошания»


Литература:

1. Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Ad Marginem, 1997.

2. Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993.

3. Хайдеггер М. Разговор на просёлочной дороге. М.: Высшая школа, 1991.

4. Толстой Л.Н. Смерть Ивана Ильича. Собр. Соч. В 12 т., Т. 12. М.: Художественная литература, 1984-85.

5. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. М.: Республика, 2000.

6. Зюскинд П. Голубка. СПб.: Азбука- классика, 2006.

7. Гайденко П. П. Время, длительность, вечность. М.: Прогресс-Традиция, 2006.

8. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. М.: Республика, 1997.

Тема 3. Влияние Хайдеггера на теологическую мысль ХХ столетия

Эксплицитная позиция Хайдеггера в отношении философии и теологии (статья «Феноменология и теология», 1928 ) и глубинный потенциал её влияния на протестантскую т католическую теологию. Противоположные позиции восприятия Хайдеггера в протестантской теологии: резкое неприятие (К. Барт, неоортодоксы) и прямая рецепция (Р. Бультман). Латентная рецепция идей Хайдеггера П. Тиллихом: учение об онтологическом страхе (тревоге) как осознании человеком конечности собственного бытия, понятие «временности» и «предельной заботы». Хайдеггерова аналитика Dasein и понимание Бога как Бытия в христианской теологии.


Литература:

1. Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Ad Marginem, 1997.

2. Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993.

3. Хайдеггер М. Разговор на просёлочной дороге. М.: Высшая школа, 1991.

4. Лифинцева Т. П. Философия и теология Пауля Тиллиха.М.: Канон+, 2009. 286 с.

5. Мартин Хайдеггер; Карл Ясперс. Переписка 1920-1963. М.: Ad Marginem, 2001.

6. Бросова Н.З. «Теологические аспекты философии истории М.Хайдеггера».

Диссертация на соискание учёной степени Доктора филос. наук. М., 2007.



http://sigla.rsl.ru/table.isp

7. Мартин Хайдеггер и теология. Сборник переводов. Институт философии АН СССР. М., 1975.

8. Гайденко П. П. Время, длительность, вечность. М.: Прогресс-Традиция, 2006.

9. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. М.: Республика, 1997.



Тема 4. Жизненный путь и искания Пауля Тиллиха

Протестантская либеральная теология и её кризис в начале ХХ столетия (А. Ричль, А. Гарнак, Э. Трёльч и др.) Первая мировая война как рубеж перелома в протестантской теологии. Возникновение неортодоксальной теологии (К. Барт, Э. Бруннер, Р. Бультман, Г. Мерц, Ф. Гогартен и др.). Теологические дискуссии той эпохи. «Неолиберальная» теология Пауля Тиллиха как попытка синтеза. Философские и теологические истоки учения Тиллиха.


Литература:

1. Лифинцева Т. П. Философия и теология Пауля Тиллиха.М.: Канон+, 2009. 286 с.

2. Тиллих П. Кто я такой? (Автобиографическое эссе. Пер. Лифинцевой Т.П.). // Вопросы философии, 2002, № 3.

3. Тиллих П. Диалектическая теология (К. Барт) // Путь – сентябрь 1925, № 1.

4. May R. Paulus. New York: Harper & Row, 1989.

5. Tillich H. From Time To Time. N.Y.: Harper & Row, 1970.

6. Tillich P. The Religious Situation. N.Y.: Meridian, 1956.

7. Громадка Й. Л. Перелом в протестантской теологии. М.: Изд. группа «Прогресс», «Культура», 1992.



Тема 5. Бог как Само-Бытие в философии и теологии Пауля Тиллиха

Традиция понимания Бога как Бытия в христианской теологии: Августин, Боэций, Альберт Великий, Фома Аквинский, Уильям Оккам. Неоплатоническая традиция: мистические течения 13-14 веков, Николай Кузанский.

Пересмотр пол влиянием «философии жизни» и экзистенциальной философии в протестантской теологии ХХ века «традиционного» представления о Боге как трансцендентном начале всего сущего, существование (не-существование) которого можно было бы логически обосновать.

Бог как Само-Бытие у Тиллиха. Влияние на его теологию идей неоплатонизма, мистиков

(Бёме, Экхарт, Силезиус), а также позднего Шеллинга.
Литература:

1. Тиллих П. Систематическая теология. Т. 1-3. (Т. 1 – Перевод Лифинцевой Т.П., Т. 2-3 – Перевод Рынкевича В.В., Газизовой О.Р., Зоткиной О.Я.) М.- СПб.: Республика, 2000.

2. Лифинцева Т. П. Философия и теология Пауля Тиллиха.М.: Канон+, 2009. 286 с.

3. Кимелев Ю. А. Философский теизм. Типология современных форм. М.: Наука, 1993.

4. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. М.: Республика, 1997.

5. Антология средневековой мысли. В 2 тт. СПб.: РХГИ, 2007.

6. Отто Р. Священное. СПб.: Изд. С.-Петербургского Ун-та, 2008.

7. Everitt N. The non-existence of God. L.– N.Y.: Routledge, 2004.


Тема 6. Язык философии и теологии: дискуссия Тиллиха и Бультмана

Вопрос о том, может ли философия быть «профанным» изложением Новозаветной доктрины или даже (в предельном варианте): может ли философия заменить собой теологию и религию. Концепция «демифологизации» христианства в протестантской теологии ХХ века. Сторонники «демифологизации» (Бультман, Тиллих) и ярые противники (Барт, Бруннер). Сравнение позиций Бультмана и Тиллиха по этому вопросу. Рецепция идей Хайдеггера Тиллихом и Бультманом: явная (Бультман) и латентная (Тиллих).


Литература:

1. Тиллих П. Систематическая теология. Т. 1-3. (Т. 1 – Перевод Лифинцевой Т.П., Т. 2-3 – Перевод Рынкевича В.В., Газизовой О.Р., Зоткиной О.Я.) М.- СПб.: Республика, 2000.

2. Тиллих П. Теология культуры. // Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М.: Юристъ, 1995. С. 236-395.

3. Бультман Р. Иисус Христос и мифология. // Бультман Р. Избранное: вера и понимание. М.: РОСПЭН, 2004.

4. Бультман Р. Немецкий народ и Израиль. // Бультман Р. Избранное: вера и понимание. М.: РОСПЭН, 2004.

5. Бультман Р. Происхождение и смысл типологии как герменевтического метода. // Бультман Р. Избранное: вера и понимание. М.: РОСПЭН, 2004.

6. Лёзов С. В. История и герменевтика в изучении Нового Завета. М.: Восточная литература, 1996.

7. Лифинцева Т. П. Философия и теология Пауля Тиллиха.М.: Канон+, 2009. 286 с.





8Образовательные технологии


В курсе используются ролевые игры – дискусии Pro et Contra.

9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1Тематика заданий текущего контроля


1. Учение С. Кьеркегора и экзистенциальная философия.

2. «Экзистенциальная философия» и «философия экзистенциализма»: нюансы важны.

3. Понятие «экзистенциальная теология».

4. Человеческое существование в его историчности как основная проблема

экзистенциальной философии.

5. Вопрос о «смысле бытия» в философии Хайдеггера. Бытие и сущее. Бытие и Ничто.

6. Критика традиционной метафизики в философии Хайдеггера.

7. Аналитика Dasien (основные экзистенциалы).

8. Трактовка времени и временности в философии Хайдеггера. Человек как

«времяобразующее» существо.

9. «Подлинное» и «неподлинное» существование у Хайдеггера. Понятие “das man”.

10. «Бытие-в-себе» и «бытие-для-себя» в философии Сартра.

11. Понятие «ничто» и проблема свободы в экзистенциализме Сартра.

12. Понимание Бога как бытия в христианской теологии.

13. «Теологический модернизм» Пауля Тиллиха: традиции и новаторство.

14. Христианская мистика как исток теологической системы Пауля Тиллиха.

15. «Перелом» в протестантской теологии в начале ХХ века: от «либеральной» к «неор

тодоксальной» теологии.

16. Понимание Бога как Самого-Бытия в теологии Тиллиха.

17. Понятие «предельная забота» в философии и теологии Тиллиха: рецепция идей Хай

деггера.

18. «Время» и «вечность» в философии и теологии Тиллиха.

19. Конечность бытия человека («бытие-к-смерти») как обнаружение горизонта подлин

ности (Тиллих и Хайдеггер).

20. Пауль Тиллих и Карл Барт: место культуры в экзистенциальном опыте человека.

9.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


  1. Недостаточность научного познания для понимания действительности. Примат лично

го начала над всеобщим в экзистенциальной философии.

  1. Идейные истоки экзистенциальной философии: этико-религиозные искания С. Кьерке гора, феноменология (Э. Гуссерль), философия жизни (Ф. Ницше, В. Дильтей, Г. Зиммель).

  2. Атеистический и религиозный варианты экзистенциальной философии: единство и

противоположность.

  1. Статья Хайдеггера «Феноменология и теология» (1928) и её влияние на протестант

скую теологическую мысль.

5. Пауль Тиллих: рецепция идей Хайдеггера.

6. Влияние философии Хайдеггера на теологическую мысль ХХ века.

7. «Философия тождества» Шеллинга и теология Тиллиха.

8. Пауль Тиллих и Рудольф Бультман: рецепция идей Хайдеггера.

9. Концепция «демифологизации» христианства в протестантской теологии ХХ века.

10. Отход философии от онтологической проблематики в ХIХ веке и возвращение к ней

в начале ХХ века. Бытие как «сознание» в его историчности.


Примечание: Перечень тем рефератов и эссе является приблизительным, студент мо

жет переформулировать тему или выбрать другую по своему усмотрению, в рамках курс

10Порядок формирования оценок по дисциплине


Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях:. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная.

Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа.


Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Отекущий = n1·Оэссе + n2·Ок/р + n3·Ореф + n4·Окол + n5·Одз ;

Способ округления накопленной оценки текущего контроля: [указывается способ – арифметический, в пользу студента,).


Результирующая оценка за промежуточный (итоговый) контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете:

Опромежуточный = k1·Озачет + k2·Отекущий + k3·Осам. работа + k4·Оаудиторная

итоговый = k1·Озачет + k2·Отекущий + k3·Осам. работа + k4·Оаудиторная)

Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме зачета: способ – арифметический, в пользу студента.

Результирующая оценка за промежуточный (итоговый) контроль в форме экзамена выставляется по следующей формуле, где Оэкзамен – оценка за работу непосредственно на экзамене:

Опромежуточный = k1·Оэкзамен + k2·Отекущий + k3·Осам. работа + k4·Оаудиторная

итоговый = k1·Оэкзамен + k2·Отекущий + k3·Осам. работа + k4·Оаудиторная)

Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме экзамена: [указывается способ – арифметический, в пользу студента, другое].

[Оставьте те оценки, которые учитываются при выставлении результирующей оценки за промежуточный или итоговый контроль. Сумма удельных весов должна быть равна единице: ∑ki = 1, при этом, 0,2 ≤ k1 ≤ 0,8 (согласно Положению об организации контроля знаний, утвержденному УС НИУ ВШЭ от 24. 06.2011,протокол №26)]
На пересдаче студенту предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль, если [Укажите правило, например, если суммарная оценка за текущий контроль, работу на занятиях и самостоятельную работу с учетом коэффициентов ниже 1,2 балла, т.е. k2·Отекущий + k3·Осам. работа + k4·Оаудиторная < 1,2 балла или студент получил неудовлетворительную оценку за текущий контроль и т.д. ]

На зачете студент может получить дополнительный вопрос (дополнительную практическую задачу, решить к пересдаче домашнее задание), ответ на который оценивается в 1 балл. Таким образом, результирующая оценка за промежуточный (итоговый) контроль в форме зачета, получаемая на пересдаче, выставляется по формуле



Опромежуточный = k1·Озачет + k2·Отекущий + k3·Осам. работа + k4·Оаудиторная + Одоп.вопрос

итоговый = k1·Озачет + k2·Отекущий + k3·Осам. работа + k4·Оаудиторная) + Одоп.вопрос

На экзамене студент может получить дополнительный вопрос (дополнительную практическую задачу, решить к пересдаче домашнее задание), ответ на который оценивается в 1 балл. Таким образом, результирующая оценка за промежуточный (итоговый) контроль в форме экзамена, получаемая на пересдаче, выставляется по формуле



Опромежуточный = k1·Оэкзамен + k2·Отекущий + k3·Осам. работа + k4·Оаудиторная + Одоп.вопрос

итоговый = k1·Оэкзамен + k2·Отекущий + k3·Осам. работа + k4·Оаудиторная) + Одоп.вопрос
В диплом выставляет результирующая оценка по учебной дисциплине, которая формируется по следующей формуле:

Одисциплина = k1·Опромежуточный + k2·Опромежуточный + k3·Оитоговый

Способ округления результирующей оценки по учебной дисциплине: способ – арифметический, в пользу студента.


В диплом ставится оценка за итоговый контроль, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине.

11Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

11.1Базовый учебник


Базовый учебник для данного курса не предусмотрен.

11.2Основная литература


  1. Тиллих П. Систематическая теология. Т. 1-3. (Т. 1 – Перевод Лифинцевой Т.П., Т.

2-3 – Перевод Рынкевича В.В., Газизовой О.Р., Зоткиной О.Я.) М.- СПб.: Республика, 2000.

2. Тиллих П. Мужество Быть. // Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М.: Юристъ,

1995. С. 7-131.

3. Тиллих П. Динамика веры. // Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М.: Юристъ,

1995. С. 132-215.

4. Тиллих П. Кайрос. // Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М.: Юристъ, 1995.

С. 216-235.

5. Тиллих П. Теология культуры. // Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М.:

Юристъ, 1995. С. 236-395.


  1. Тиллих П. Христианство и встреча мировых религий. // Тиллих П. Избранное.

Теология культуры. М.: Юристъ, 1995. С. 396-441.

  1. Тиллих П. Значение истории религий для теолога-систематика. // Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М.: Юристъ, 1995. С. 442-454.

  2. Тиллих П. Кьеркегор как экзистенциальный мыслитель. // Тиллих П. Избранное. Тео-

логия культуры. М.: Юристъ, 1995. С. 455-460.

9. Тиллих П. Кто я такой? (Автобиографическое эссе). // Вопросы философии, 2002, № 3.

10. Тиллих П. Вечное сейчас.(3 проповеди из сборника). //Вопросы философии, 2005, № .

12. Тиллих П. Диалектическая теология (К. Барт) // Путь – сентябрь 1925, № .

13. Тиллих П. Потрясение оснований. // Культурология. М., 2007. № 1. С. 90-128.

14. Аврелий Августин. Исповедь. М.: Renaissance, 1991.

15. Антология средневековой мысли. В 2 тт. СПб.: РХГИ, 2007.

16. Больнов О.Ф. Философия экзистенциализма. СПб.: Лань, 1999.

17. Бросова Н.З. «Теологические аспекты философии истории М.Хайдеггера». Диссер

тация на соискание учёной степени Доктора филос. наук. М., 2007.



http://sigla.rsl.ru/table.isp

18. Бультман Р. Иисус Христос и мифология. // Бультман Р. Избранное: вера и понима

ние. М.: РОСПЭН, 2004.

19. Бультман Р. Немецкий народ и Израиль. // Бультман Р. Избранное: вера и понима

ние. М.: РОСПЭН, 2004.

20. Бультман Р. Происхождение и смысл типологии как герменевтического метода. //



Бультман Р. Избранное: вера и понимание. М.: РОСПЭН, 2004.

21. Гайденко П. П. Время, длительность, вечность. М.: Прогресс-Традиция, 2006.

22. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. М.: Республика, 1997.

23. Громадка Й. Л. Перелом в протестантской теологии. М.: Изд. группа «Прогресс»,

«Культура», 1992.

24. Зюскинд П. Голубка. СПб.: Азбука- классика, 2006.

25. Кимелев Ю. А. Философский теизм. Типология современных форм. М.: Наука, 1993.

26. Лифинцева Т. П. Философия и теология Пауля Тиллиха.М.: Канон+, 2009. 286 с.

27. Мартин Хайдеггер и теология. Сборник переводов. Институт философии АН СССР.

М., 1975.

28. Мартин Хайдеггер; Карл Ясперс. Переписка 1920-1963. М.: Ad Marginem, 2001.

29. Мартин Хайдеггер и теология. Сборник переводов. Институт философии АН СССР.

М., 1975.

30. Отто Р. Священное. СПб.: Изд. С.-Петербургского Ун-та, 2008.

31. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. М.: Республика, 2000.

32. Толстой Л.Н. Смерть Ивана Ильича. Собр. Соч. В 12 т., Т. 12. М.: Художественная

литература, 1984-85.

33. Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Ad Marginem, 1997.

34. Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993.

35. Хайдеггер М. Разговор на просёлочной дороге. М.: Высшая школа, 1991.

36. Collins R. F. Models of theological reflection. Lanham: Univ. Press of America, 1984.

37. Cochrane A.C. Existentialists and God: Being and Being of God in the Thought of Soeren

Kierkegaard, Karl Jaspers, Martin Heidegger, Jean-Paul Sartre, Paul Tillich, Etienne Gilson

and Karl Barth. Philadelphia: Westminster Press, 1956.

38. Christopherson J. R. The Concept of Nonbeing and its Role in Paul Tillich’s Thought.

Chicago: University of Chicago Press, 1995.

39. Everitt N. The non-existence of God. L.– N.Y.: Routledge, 2004.

40. Keefe D. J. Thomism and ontological theology of Paul Tillich. N.Y.: Bookman, 1963.

41. May R. Paulus. New York: Harper & Row, 1989.

42. Tillich H. From Time To Time. N.Y.: Harper & Row, 1970.

43. Tillich P. Perspectives on 19th and 20th century protestant theology. N.Y.: Harper & Row,

1967.


44. Tillich P. Autobiographical reflections. // The Theology of Paul Tillich. N.Y., 1952.

45. Tillich P. Open Letter to Emmanuel Hirsch (1934) // The thought of Paul Tillich. San Fran

cisco: Harper & Row, 1985. P. 353-388.

46. Baker Encyclopedia of Christian Apologetics. Baker, 1998-2005.

47. Brown M. Ultimate Concern: Tillich in Dialogue. New York: Harper & Row, 1985.

48. Collins R. F. Models of theological reflection. Lanham: Univ. Press of America, 1984.

49. Christopherson J. R. The Concept of Nonbeing and its Role in Paul Tillich’s Thought.

Chicago: University of Chicago Press, 1995.

50. Cremer D. J. Protestant Theology in Western Germany. // Journal of History of Ideas, Vol.

56, № 2 (April, 1995), p. 289-307.

51. Everitt N. The non-existence of God. L.– N.Y.: Routledge, 2004.

52. Stone J. A. Tillich and Schelling’s Later Philosophy. // Kairos and Logos. Mercer Univer



sity Press, 1978.


11.3Дополнительная литература


Любая указанная в библиографи позиция может, по усмотрению преподавателя и студентов, считаться как основной, так и положительной.

11.4Справочники, словари, энциклопедии


Encyclopedia of Protestant Theology. 5 Vol-s Oxford University Press, 1999-2005.

12Материально-техническое обеспечение дисциплины


Возможно использование видеопроектора.

1 Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997. С. 1, 5.






От гениальности до тривиальности только один шаг. Станислав Виткевич
ещё >>