Программа дисциплины Введение в историю и философию научного эксперимента для для направления 030100. 62 «Философия» подготовки бака - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины Логика для направления 030100. 62 Философия... 11 818.37kb.
Программа дисциплины софисты и софистика для направления 030100. 1 331.65kb.
Программа дисциплины Западная философия до середины ХХ века для направления 7 400.41kb.
Учебно-методический комплекс Классический прагматизм как практическая... 1 365.58kb.
Программа дисциплины социальная философия для направления 030100. 1 349.49kb.
Программа дисциплины Этика для направления 030100. 62 «Философия»... 5 477.47kb.
Программа дисциплины «Политология» для направления 030100. 62 1 260.44kb.
Программа дисциплины Всеобщая история для направления 030100. 7 525.91kb.
Программа дисциплины Всеобщая история для направления 030100. 7 522.25kb.
Программа дисциплины Всеобщая история для направления 030100. 7 526.01kb.
Программа дисциплины История протестантской теологии (начальный период) 1 104.41kb.
Посёлок в степи (Или божье предназначение оправдал) 1 121.64kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа дисциплины Введение в историю и философию научного эксперимента для для - страница №1/1



Правительство Российской Федерации
Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования
«Государственный университет - Высшая школа экономики»

Факультет философии


Программа дисциплины
Введение в историю и философию научного эксперимента

для для направления 030100.62 «Философия» подготовки бакалавра

Авторы: Дроздова Д.Н., Столярова О.Е.
Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры

_____________________________ ________________________________

Председатель Зав. кафедрой

_____________________________ ________________________________

«_____» __________________ 2010 г. «____»_____________________ 2010 г

Утверждена УС факультета

_________________________________

Ученый секретарь

_________________________________

« ____» ___________________2010 г.


Москва 2010

Пояснительная записка

Спецкурс представляет собой введение в дисциплину История и философия науки (HPS), и, в более узком ракурсе, в ее подрубрику – историю и философию научного эксперимента.

Соединение исторической и философской перспектив в трактовке научного познания доказало в последние десятилетия свою плодотворность. Новый взгляд на науку как на «практику и культуру» приходит на смену господствующему до недавнего времени представлению о науке как о наборе универсальных правил метода – формально-логических процедур. Историческая изменчивость научного познания, взаимодействие общества и науки, взаимодействие науки и технологии, влияние онтологических концепций на методологию науки, нелинейная динамика науки, антропологическое и культурное измерение научной практики и научных результатов – вот лишь некоторые из исследовательских проблем, возникающих на пересечении истории и философии науки.

Изучение и анализ физического эксперимента как модели и способа существования научного познания несомненно занимает одно из центральных мест в контексте новой повестки дня. Термин экспериментально-математическое естествознание указывает на принципиальную значимость эксперимента для научной методологии. При этом эксперимент фактически оказывается «местом встречи» теории и практики, «естественного» и «искусственного», науки и культуры, технологии и социума, «материального» и «идеального», философии науки и философии технологии. Внимание к гетерогенной, многоуровневой структуре научного эксперимента позволяет оценить роль так называемых «вненаучных» факторов в формировании научных теорий, что, в конечном счете, делает науку, и, следовательно, «природу» открытыми для диалога, соразмерными человеку.

Предлагаемый курс рассчитан на студентов второго года бакалавриата и носит пропедевтический характер. Поддерживая и реализуя общую идею сочетания исторического и философского анализа научной практики, авторы курса, тем не менее, считают целесообразным, исходя из вводного характера данного курса, несколько увеличить исторический материал по отношению к философской проблематике (в пропорции приблизительно 70% и 30 %) с тем, чтобы создать образовательный базис для последующего, более углубленного лекционного курса, в котором намерены усилить философскую компоненту.



Целью курса является знакомство студентов с феноменом научного (физического) экспериментирования как имеющим общекультурное значение. Стратегия и задачи курса: отобрать интересные и значимые, с точки зрения авторов курса, научные эксперименты, представить их в исторической последовательности, и при этом:

a) проанализировать в популярной форме технические принципы их осуществления;

b) включить их в контекст научной теории;

c) выявить социо-культурный контекст их разработки и реализации;

d) проанализировать роль того или иного эксперимента в истории развития научной мысли, показать влияние экспериментальных результатов на формирование научных теорий;

e) раскрыть содержащуюся в том или ином эксперименте философию – онтологию и эпистемологию;

f) наметить перспективы философского обсуждения экспериментальной практики и ее результатов, то есть поставить проблемы:

- достоверности научного знания;

- конструируемого характера научного объекта;

- специфики научного метода;

- демаркации науки и не-науки

- роста научного знания;

- взаимозависимости теории и эксперимента, онтологии и эпистемологии;

- второго уровня рефлексии, т.е. истории философии научного эксперимента;


В ходе курса студенты должны познакомиться с:

- принципами физического эксперимента;

- историческим развитием принципов физического эксперимента;

- философскими проблемами физического эксперимента;

- философскими проблемами исторической изменчивости научного знания;
Предполагается, что студенты получат представление о роли науки в культуре и обратном влиянии культуры на науку, о взаимопроникновении естественнонаучной и гуманитарной познавательных моделей, о междисциплинарном характере современной академии. По окончании курса студенты должны ориентироваться в дисциплинарной традиции Истории и философии науки (HPS), а также демонстрировать умение применять методологию и язык HPS при анализе науки и технологии.

Авторы курса намерены в большом объеме использовать иллюстративный материал.

Курс рассчитан на преподавание в течение одного учебного семестра (аудиторных часов — 36, из них 12 семинарских).

Курс базируется на следующих дисциплинах: история философии, онтология, концепции современного естествознания, английский язык.

Преподаватели: доцент Кафедры онтологии, логики и теории познания к. филос.н. О.Е. Столярова, аспирант первого года обучения Кафедры истории философии Д.Н. Дроздова.

Тематический план учебной дисциплины






Название

Темы


Всего

Часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа












Лекции

Сем. и практ. занятия






1.

Современный взгляд на мир. Экспериментально-математическое естествознание и его роль в культуре.



6

2





4




2.

Физический эксперимент в Древней Греции: опыт Эратосфена по определению радиуса Земли.



10

2


2


6



3.

Становление классической механики: опыт Галилея с наклонной плоскостью.

6


2



4



4.

Учение о свете в классическом естествознании: эксперименты Ньютона с призмой.

10


2

2

6


5.

Учение об электричестве в классическом естествознании: опыты Кулона по определению закона взаимодействия заряженных тел.

6

2



4


6.

Спор волновой и корпускулярной моделей света в классическом естествознании: опыты Т.Юнга и О.Френеля по установлению интерференции света.

10

2

2

6

7.

Классическая термодинамика и работа тепловых машин: опыты Джоуля по установлению механического эквивалента теплоты.

6

2




4


8.

Геоцентрическая и гелиоцентрическая картины мира: маятник Фуко.

10

2

2

6


9.

Теория эфира и ее кризис: интерферометр Майкельсона и Морли и попытки измерить скорость Земли относительно эфира.

6

2




4


10.

Рождение атомной теории: опыты Резерфорда и определение внутренней структуры атома.

10

2

2

6


11.


Первые шаги физики элементарных частиц. Опыт Р. Милликена по определению заряда электрона.

10

2

2

6


12.

Философские проблемы эксперимента: подведение итогов и набросок перспектив.

6

2




4





Итого:


96


24


12


60

Формы рубежного контроля и структура итоговой оценки
1. Текущий контроль: участие в семинарах.

2. Промежуточный контроль: эссе.

3. Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:


  • Посещение лекций (не менее 70 %) (30 % оценки)

  • Работа на семинарских занятиях (20 % оценки)

  • 1 эссе 2 тыс. слов (20 % оценки)

  • Устный экзамен (30 % оценки)



Базовая литература
Crease R. The prism and pendulum: The ten most beautiful experiments in science. Random Hause, 2003. 244 p.

Ахутин А.В. История принципов физического эксперимента. От Античности до XVII века. М. 1976. 292с.

Джонсон Дж. Десять самых красивых экспериментов в истории науки, М., Колибри, 2009. 224с.

Хакинг Я. Представление и вмешательство: начальные вопросы философии естественных наук. М., 1998. 291c.

Shamos M.H., ed. Great experiments in physics: Firsthand accounts from Galileo to Einstein. Dover Publications, 1987. 370 p.
Интернет-ресуры по курсу

History and Philosophy of Science, Wikipedia

Society for Social Studies of Science (4S). http://www.4sonline.org/

European Association for the Study of Science and Technology (EASST). http://www.easst.net/node

Society for the History of Technology (SHOT). http://www.historyoftechnology.org/

History of Science Society. http://www.hssonline.org/

Science as Culture. http://human-nature.com/science-as-culture/

The International Society for the History of Philosophy of Science (HOPOS). http://www.hopos.org/


Релевантные журналы

Эпистемология & философия науки

Configurations

Daedalus


Episteme

History of Science

Isis

Osiris


Science as Culture

Science in Context

Science, Technology, and Human Values

Studies in History and Philosophy of Science

Social Studies of Science

Technology and Culture


Практические занятия.

Авторы курса предполагают реализовать две формы проведения семинарских занятий: 1) обсуждение заранее разосланных студентам текстов (по истории и филосфии научного эксперимента) и 2) тематические экскурсии (Политехнический музей, музей истории астрономии МГУ и пр.)

Содержание программы
Тема 1. Современный взгляд на мир. Экспериментально-математическое естествознание и его роль в культуре.
Цели и задачи курса. Роль науки в культуре. Наука и философия. Онтология и эпистемология. Исторические типы рациональности. Проблема новизны. История науки и философия науки: связь между двумя дисциплинами. Наука о фюсис. Экспериментально-математическое естествознание: основные принципы и методы. Философские вопросы научной методологии. Научные революции и их философское осмысление. Научные и «вненаучные» факторы развития науки. Роль техники в развитии науки. Краткая история научного инструмента. Научный эксперимент в сравнении с паранаучными практиками (магия, алхимия). Как устроен научный эксперимент. Типология научных экспериментов. Отношение между экспериментальной деятельностью и теорией. Краткая периодизация истории развития научного эксперимента.

Литература

Основная
Ахутин А.В. История принципов физического эксперимента. От Античности до XVII века. М. 1976.

Хакинг Я. Представление и вмешательство: начальные вопросы философии естественных наук. М., 1998.

Crease R. The prism and pendulum: The ten most beautiful experiments in science. Random Hause, 2003. P. XIII – XXIII.
Дополнительная
Ахутин А.В. Понятие «природа» в античности и в Новое время. М., 1988.

Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум. М., 2003.

Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М., 2000.

Горохов В.Г., Розин В.М. Введение в философию техники. Учеб. пособие. М., 1998.

Джонсон Дж. Десять самых красивых экспериментов в истории науки,
Москва: Колибри, 2009.

Капица П.Л. Эксперимент, теория, практика. М., 1987.

Карнап Р. Философские основания физики: Введение в философию науки. М.: Прогресс, 1971.

Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М., 2004.

Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.

Мамчур Е.А. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. М., 1987.

Методология естественных и гуманитарных наук: хрестоматия. Под ред. Л.А. Микешиной. М., 2005

Никифоров А.Л. Философия науки: История и методология. М., 1998.

Лавджой А. Великая цепь бытия: история идей. М., 2001.

Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

Порус В.Н. Рациональность. Наука. Культура. М., 2002.

Пружинин Б. И. Рациональность и историческое единство научного знания. М. 1986.

Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М., 1986.

Принципы историографии естествознания: теория и история. М., 1993.

Пуанкаре А. О науке. М., 1983.

Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998

Сноу Ч. Две культуры. М., 1973.

Сокулер З.А. Проблемы обновления знания: гносеологические концепции Л.Витгенштейна и К. Поппера. М.1988.

Спасский Б.И. Физика для философов. М., 1989.

Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1996.

Фейерабенд, П. Избранные труды по методологии науки / Пер. с англ. и нем. А. Л. Никифорова; общ. ред. и вступ. ст. И. С. Нарского. М., 1986.

Фейерабенд, П. Против метода. Очерк анархистской теории познания / Пер. с англ. А. Л. Никифорова. М., 2007.

Фейерабенд, П. Возвращение к жизни: (Заключительная глава статьи «Заметки о релятивизме») // Alma mater. 1998. № 8. С. 49-52.

Флек Л. Возникновение и развитие научного факта. Введение в теорию стиля мышления и мыслительного коллектива. М., 1999.

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М., 2009.
Ackerman R. Data, instruments and theory. Princeton, 1985.

Baird D. Thing knowledge: A philosophy of scientific instrument. Berkeley, 2004.

Daston L. and P. Galison. Objectivity. New York, 2007.

Franklin A. Experiment, right or wrong. Cambringe, 1990.

Galison P. How experiments end. Chicago, 1987.

Galison P. Image and Logic: A Material Culture of Microphysics. Chicago: The University of Chicago Press, 1997.

Gooding D. Experiment and the making of meaning. Dordrecht, 1990.

Ihde D. Instrumental realism: The Interface between philosophy of science and philosophy of technology. Indiana University Press, 1991.

Knorr-Cetina K. Epistemic cultures: How the sciences make knowledge?. Harvard (Mass), 1999.

Latour B. and Woolgar S. Laboratory life. The construction of scientific facts. Princeton,1986.

Losee J. Historical introduction to the philosophy of science. Oxford University Press, 2001.

Pickering A. Constructing quarks. A sociological history of particle physics. Edinburg, 1984.

Pickering A., ed. Science as practice and culture. Chicago, 1992.

Radder H., ed. The Philosophy of Scientific Experimentation. University of Pittsburgh Press, 2003.

Shapin S., Schaffer S. Leviathan and the air-pump: Hobbes, Boyle, and the experimental life. Princeton University Press, 1985.

Stengers I. The Invention of Modern Science, translated by Daniel W. Smith, Minneapolis: University of Minnesota Press, 2000.



Тема 2. Физический эксперимент в Древней Греции: опыт Эратосфена по определению радиуса Земли.
Античная модель рациональности. Наука и культура в эпоху эллинизма. Натурфилософия. Классификация и систематизация знания. Античная география. Источники по теме. Биография Эратосфена в контексте феномена эллинистической учености. Проблема измерения. Измерительные приборы в античности и Новое время. Солнечные часы и скафис. Описание опыта Эратосфена. Опыт Эратосфена в соотнесении с традицией физического эксперимента в античности. Дальнейшая судьба открытия Эратосфена и развитие представлений о форме и величине Земли. Историки и философы науки об опыте Эратосфена и принципах физического эксперимента в Древнем мире. Проблема интерпретации опытных (экспериментальных) данных (сравнительный анализ древнегреческих и древнекитайских представлений о Земле).

Литература

Основная
Crease R. The prism and pendulum: The ten most beautiful experiments in science. Random Hause, 2003. P. 1-19.

Ахутин А.В. История принципов физического эксперимента. От Античности до XVII века. М. 1976.


Дополнительная
Античная география. М., 1953.

Аристотель. О небе. // Аристотель. Сочинения. В 4-х т. Т. 3: Перевод /статья и примеч. П. Д. Рожанский. - М.: Мысль, 1981.С.263-378.

Ахутин А.В. Понятие «природа» в античности и в Новое время. М., 1988.

Гайденко П.П. История греческой философии в ее связи с наукой. М., 1980.

Дильс Г. Античная техника. М.; Л., 1934

Дитмар А.Б. Родосская параллель. Жизнь и деятельность Эратосфена. М., 1965.

Дорфман Я.Г. Всемирная история физики. М., 2007.

Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М., 2004.

Гайденко П. П., Петров В.В, ред. Космос и душа. Учения о вселенной и человеке в Античности и в Средние века. М., 2005. С. 17-101, 321-353.

Кузнецов Б.Г. История философии для физиков и математиков. М., 2007.

Нейгебауер О. Точные науки в древности. М., 1968.

Рожанский И.Д. Развитие естествознания в эпоху античности. М., 1979.

Рожанский И.Д. История естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи. М., 1988.

Тема 3. Становление классической механики: опыт Галилея с наклонной плоскостью.
Начало современного естествознания. Предпосылки первой научной революции: теоретические, социальные, экономические условия рождения новой науки. Новый взгляд на мир: изменение понятий бытия и материи. Новый взгляд на движение. Развитие техники. Влияние инженерного знания на метафизику и физику. Научная биография Галилея в контексте развития академии в 16-17 вв. Сочинения Галилея. Метафизические и физические концепции Галилея. История создания эксперимента с наклонной плоскостью. Описание эксперимента. Техническая база эксперимента. Метафизические основы эксперимента. Эпистемология эксперимента. Влияние результатов эксперимента на развитие классической механики. Философская интерпретация эксперимента с наклонной плоскостью (Кант, неокантианцы, П. Дюгем, А.Койре, Т. Кун, И.Стенгерс, П.Гайденко).

Литература

Основная
Crease R. The prism and pendulum: The ten most beautiful experiments in science. Random Hause, 2003. P. 20-52.

Ахутин А.В. История принципов физического эксперимента. От Античности до XVII века. М. 1976. С. 165-256.

Джонсон Дж. Десять самых красивых экспериментов в истории науки, М., Колибри, 2009. С. 17-32.

Shamos M. Great Experiments in Physics. New York, 1959. P 13-35.

Галилей. Беседы и математические доказательства двух новых наук. // Галилей. Избранные труды: В 2 т. М., 164. Т.2.
Дополнительная
Азимов А. Популярная физика. М., 2006.

Ахутин А.В. Понятие «природа» в античности и в Новое время. М., 1988. С. 24-66.

Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М., 2000. С. 61-110.

Галилей Г. Диалог о двух главнейших системах мира – птолемеевой и коперниковой. – Хрестоматия по западной философии XVII-XVIII веков: Учебное пособие. Под ред Л. И. Яковлевой. М., 2003. С. 131-163.

Гиндикин С. Г. Рассказы о физиках и математиках. 3-е изд. М., 2001.

Дорфман Я.Г. Всемирная история физики. М., 2007.

Дуков В.М.. Исторические обзоры в курсе физики средней школы. М., 1983.

Зубов В.П. Опыт научный и опыт технический в эпоху Ренессанса // Вопр. Истории естествознания и техники. 1969. Вып. 28.

Козлов Б.И. Возникновение и развитие технических наук. Л., 1988.

Койре А. От замкнутого мира к бесконечной вселенной. М., 2001.

Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М., 2004.

Кузнецов Б.Г. Галилей. М., 1964.

Кузнецов Б.Г. История философии для физиков и математиков. М., 2007.

Мах Э. Механика. Историко-критический очерк ее развития. Ижевск, 2000.

Пенроуз Р. Новый ум короля. М., 2004.

Пуанкаре А. О науке. М., 1983. С. 79-103, 300-306.

Перельман Я.И. Занимательная механика. Знаете ли вы физику? М., 2006.

Розин В.М. Опыт изучения научного творчества Галилео Галилея // Вопр. философии. 1980. №5.

Фейнман Р., Лейтон Р., Сэндс М. Фейнмановские лекции по физике. Вып. 1-2. М., 2004. С. 21-262.

Фройденталь Г. Возникновение механики: марксистский взгляд. // Эпистемология & философия науки. Т. XXI. № 3. М., 2009. С. 14-40.

Хокинг С. Краткая история времени. М., 2003. С. 30-55.

Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. – Эйнштейн А. Собр. Научных трудов. Т. 4. С. 401-452.


Biagioli M. Galileo, courtier: the practice of science in the culture of absolutism. Chicago, IL: University of Chicago Press, 1993.

Drake S. Galileo at work. Chicago: University of Chicago Press, 1978.

Stengers I. The invention of modern science. The University of Minnesota, 2000. P. 70-86.

Тема 4. Учение о свете в классическом естествознании: эксперименты Ньютона с призмой.
Социально-экономический контекст классической механики. Научная программа Ньютона: физика и метафизика. Технологическая база новой науки: возникновение и развитие научных инструментов. Теории света в Античности и Средние века. Развитие оптики: теория и практика. Опыты Ньютона с призмами. Техническая база опытов. Описание опытов. Онтология и эпистемология опытов Ньютона. Доклад Ньютона и оценка результатов опыта научным сообществом. Опыты Ньютона в контексте развития теоретической и экспериментальной оптики. Теории света Декарта, Гука, Гюйгенса. Оценка ньютоновских экспериментов Гете. Историки и философы науки об опытах Ньютона с призмами.

Литература

Основная
Crease R. The prism and pendulum: The ten most beautiful experiments in science. Random Hause, 2003. P. 59-81.

Джонсон Дж. Десять самых красивых экспериментов в истории науки, М., Колибри, 2009. С. 49-65.

Ньютон И. Оптика, или трактат об отражениях, преломлениях,изгибаниях и цветах света. М.; Л.,1927.
Дополнительная
Азимов А. Популярная физика. М., 2006.

Ахутин А.В. Понятие «природа» в античности и в Новое время. М., 1988.

Вавилов С. И.Ньютон. М.; Л., 1943.

Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М., 2000. С. 209-254.

Гессен Б. Социально-экономические корни механики Ньютона. М.;Л., 1928.

Ньютон И. Математические начала натуральной философии. 3-е изд. М., 2008.

Гиндикин С. Г. Рассказы о физиках и математиках. 3-е изд. М., 2001.

Дорфман Я.Г. Всемирная история физики. М., 2007. С. 84-255.

Дуков В.М.. Исторические обзоры в курсе физики средней школы. М., 1983.

Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М., 2004.

Кузнецов Б.Г. Исаак Ньютон. М., 1982.

Кузнецов Б.Г. История философии для физиков и математиков. М., 2007.

Мах Э. Механика. Историко-критический очерк ее развития. Ижевск: РХД, 2000.

Московский университет — памяти Исаака Ньютона. М.: МГУ, 1946

Пенроуз Р. Новый ум короля. М., 2004.

Перельман Я.И. Занимательная механика. Знаете ли вы физику? М., 2006.

Спасский Б.И. История физики. Т. 1. М., 1977.

Фейнман Р., Лейтон Р., Сэндс М. Фейнмановские лекции по физике. В 9 Т. Т. 3. М.,1977.

Фройденталь Г. Возникновение механики: марксистский взгляд. // Эпистемология & философия науки. Т. XXI. № 3. М., 2009.

Хокинг С. Краткая история времени. М., 2003..

Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. – Эйнштейн А. Собр. Научных трудов. Т. 4.
Cohen I. B. Newton’s principles of philosophy: inquires into Newton’s scientific work and its general environment. Cambridge (Mass) UP: 1956.

White M. Isaac Newton: the last sorcerer. Reading, Mass, 1997.



Тема 5. Учение об электричестве в классическом естествознании: опыты Кулона по определению закона взаимодействия заряженных тел.
Эпоха Просвещения в Европе. Универсальная рациональность как антропологический идеал. Рост общественного статуса науки. Институциональные трансформации: от университетской учености к науке салонов и академий. Научный проект энциклопедистов. Повседневный опыт и научное наблюдение (феноменалистическая установка и рациональная установка). Развитие механцизма и теории «невесомых жидкостей». Первые шаги в изучении электричества (У. Гильберт, О. Герике, Ф. Эпинус, «лейденская банка», Б. Франклин, М. Ломоносов, Г. Кавендиш). Биография военного инженера О. Кулона. Создание оригинального измерительного прибора – крутильных весов. Опыты Кулона по измерению взаимодействия точечных заряженных тел. Эпистемологическое и онтологическое значение опытов Кулона. Дальнейшее развитие электростатики и электродинамики. Объединение электричества и магнетизма. Оценка Башляром исторической роли опыта Кулона в рамках эпистемологии «практического рационализма».
Литература

Основная
Shamos M. Great Experiments in Physics. New York, 1959. С. 59-74.
Дополнительная
Башляр Г. Научный рационализм. М.-СПб, 2000. Гл. 8. Электрический рационализм. С. 129-158.

Григорьев В.И. О физиках и физике. М., 2004. С. 44-49.

Дуков В.М.. Исторические обзоры в курсе физики средней школы. М., 1983.

Льоцци М. История физики. М., 1970. Гл. 7.

Спасский Б.И. История физики. Т. 1. М., 1977. С. 169-179.

Степин В.С., Кузнецова Л. Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994. С. 72-104.

Филонович С.Р. Кавендиш, Кулон и электростатика.М., 1988.

Филонович С.Р. Судьба классического закона (прошлое и настоящее закона Кулона). М., 1990.


Burns W.E. Science in the Enlightenment: an encyclopedia. Santa Barbara (CA), 2003.

Conant J.C., ed., The Development of the Concept of Electric Charge. Cambridge (MA), 1957.

Hackmann W.D. Eighteenth Century Electrostatic Measuring Devices // Annali dell’Istituto e Museo della Storia della scienza di Firenze, 3 (1978). P. 3–58

Hankins Th.L. Science and the Enlightenment. Cambridge, 1985.

Keithley J.F. The Story of Electrical and Magnetic Measurements: from 500 B.C. to the 1940s. Piscataway (NJ): IEEE Press, 1999. – Ch. 9. The First Quantitative Measurements of Electricity and Magnetism.

Pickover C.A. Archimedes to Hawking: laws of science and the great minds behind them. Oxford, 2008. P. 152-164.

Wolf A. A History of Science, Technology and Philosophy in the 18th Century. London, 1952.

Тема 6. Спор волновой и корпускулярной моделей света в классическом естествознании: опыты Т. Юнга и О. Френеля по установлению интерференции света.
Французская революция и конец эпохи Просвещения. От идеала «всеобщего разума» к росту национального самосознания. Национальные барьеры в науке. Теория света в XVI-XVII веках. Корпускулярная теория Ньютона как «стандартная модель». Альтернативные теории: волновая модель Гюйгенса, теория света Гете. Английский энциклопедист Томас Юнг. Его опыты по интерференции света. Описание опыта Юнга, его технические характеристики. Полное подтверждение экспериментов по интерференции Юнга в опытах Френеля. Волновая модель света. Замена корпускулярной модели моделью «невесомой субстанции». Световой эфир. Решающий эксперимент: Фуко, скорость света в воде. Интерпретация спора волновой и корпускулярной модели с точки зрения теории парадигм Т.Куна.

Литература

Основная
Crease R. The prism and pendulum: The ten most beautiful experiments in science. Random Hause, 2003. P. 105-117.

Shamos M.H., ed. Great experiments in physics: Firsthand accounts from Galileo to Einstein. Dover Publications, 1987. С. 93-120.


Дополнительная
Брэгг У. Мир света. Мир звука. М., "Наука", 1967

Григорьев В.И. О физиках и физике. М., 2004. С. 56-61 и С. 86-88.

Дуков В.М.. Исторические обзоры в курсе физики средней школы. М., 1983.

Кляус Е.М. Томас Юнг. – Творцы физической оптики. Под ред. В.И. Родичева. М., 1973.

Льоцци М. История физики. М., 1970.

Полак Л.С. Из истории волновой теории света. // Вопросы истории естествознания и техники, 1956, вып. 2.

Рубинович А. Томас Юнг и теория дифракции. – Творцы физической оптики. Под ред. В.И. Родичева. М., 1973.

Спасский Б.И. История физики. Т. 1. М., 1977. С. 248-258.

Уиттекер Э. Т. История теорий эфира и электричества. Ижевск, 2001.

Фейнман Р., Лейтон Р., Сэндс М. Фейнмановские лекции по физике. В 9 Т. Т. 3-6. М.,1977.

Kipnis N.S. History of the Principle of Interference of Light. Basel/Boston, 1991.

Porter R., Teich M. Introduction // The Scientific Revolution in National Context. Cambridge, 1992.

Robinson A. The Last Man Who Knew Everything: Thomas Young, the Anonymous Genius Who Proved Newton Wrong and Deciphered the Rosetta Stone, Among Other Surprising Feats. Plume, 2006.

Shevell S.K. ed. The Science of Color. Oxford: Elsevier, 2003.

Young Th. A Course of Lectures on Natural Philosophy and the Mechanical Arts, Vol. 2. (Repr: Bibliolife, 2006).

Wolf E., The Influence of Young’s Interference Experiment on the Development of Statistical Optics // Progress in Optics. Vol. 50 (2007).




Тема 7. Классическая термодинамика и работа тепловых машин: опыты Джоуля по установлению механического эквивалента теплоты.
Промышленная революция в Англии и в Европе. Изобретение парового двигателя. Рост производительных сил и развитие новых социо-экономических отношений. Отставание физической теории от инженерной практики. Основные этапы разработки понятий «энергия» и «работа» в XVII-XVIII вв., их терминологическая неопределенность. Теория «тепловой жидкости» и модель тепловой машины Сади Карно. Румфорд и опровержение вещественной природы теплоты. Теоретическое обоснование принципа сохраниения энергии в работах Майера. Джоуль, его биография. Опыты Джоуля по определению механического эквивалента теплоты. Описание опытов и их техническая база. Значение опытов Джоуля для развития техники и для установления закона сохранения и преобразования энергии. Эпистемологическая проблема экспериментального обоснования универсальных законов сохранения.

Литература

Основная
Джонсон Дж. Десять самых красивых экспериментов в истории науки. М., 2009. С. 118-137.

Shamos M.H., ed. Great experiments in physics: Firsthand accounts from Galileo to Einstein. Dover Publications, 1987. С. 166-183.


Дополнительная
Дуков В.М.. Исторические обзоры в курсе физики средней школы. М., 1983.

Гельфер Я.М. История и методология термодинамики и статистической физики. М.: Высшая школа, 1981

Кудрявцев П.С. Открытие закона сохранения и превращения энергии. // Курс истории физики. М.: Просвещение, 1982.

Спасский Б.И. История физики. Т. 1. М., 1977. С. 302-320.

Планк М. Принцип сохранения энергии. М.-Л., 1938.

Фейнман Р., Лейтон Р., Сэндс М. Фейнмановские лекции по физике. Т. 1. М.,1977.

Шмутцер Э., Мицкевич Н.В. Симметрии и законы сохранения в физике. М.: Мир, 1974.
Cardwell D. James Joule. A Biography. Manchester University Press, 1990.

Cropper W.H. Great physicists: the life and times of leading physicists from Galileo to Hawking. Oxford, 2001. P. 59-70.

Lightman A.P. Great ideas in physics: the conservation of energy, the second law of thermodynamics, the theory of relativity, and quantum mechanics. McGraw-Hill Professional, 2000.

Meyerson E. Identité et réalité. Paris, 1908.

Purrington R. Physics in the nineteenth century. Chicago, 1997.

Smil V. Energy in World History. Westview Press, 1994.

Smith C. The Science of Energy. A Cultural History of Energy Physics in Victorian Britain. Chicago, 1998.

Steffens H. James Prescott Joule and the Concept of Energy. Dawson, 1979.



Тема 8. Геоцентрическая и гелиоцентрическая картины мира: маятник Фуко.
Спор геоцентрической и гелиоцентрической моделей мироздания: проблема интерпретации опытных данных. Научная революция и новые теории пространства, времени, материи, движения. Этапы создания новой космологии. Состояние науки и техники в 19 в. Социально-экономический контекст развития естественных наук во Франции в 19 в. Образование и научная карьера Ж.Б.Л. Фуко. Исследования Фуко в области оптики и электричества. История математического маятника. История создания «маятника Фуко» и его демонстрация. Техника эксперимента. Физика эксперимента. Онтология и эпистемология эксперимента. Оценка эксперимента научной общественностью. Влияние эксперимента на развитие науки. Тиражирование «маятников Фуко». Историки и философы науки о маятнике Фуко. (Э. Мах, П. Дюгем, А.Пуанкаре, о. Павел Флоренский и др.). Альтернативные онтологии и проблема реализма.

Литература

Основная
Crease R. The prism and pendulum: The ten most beautiful experiments in science. Random Hause, 2003. P. 125-142.
Дополнительная
Борн М. Теория относительности Эйн­штейна. М., 1938. Гл. 3.

Граммель Р. Механические доказательства движения Земли // УФН. Т. III. Вып. 4. 1923.

Дюгем П. Физическая теория, её цель и строение. СПб., 1910. (Репринт: М.: КомКнига, 2007).

Еремеева А.И. Астрономическая картина мира и её творцы. М., 1984.

Койре А. От замкнутого мира к бесконечной Вселенной. М., 2001.

Ланской Г.Ю. Жан Буридан и Николай Орем о суточном вращении Земли. // Исследования по истории физики и механики 1995—1997. М., 1999. С. 87-98

Мах Э. Механика. Историко-критический очерк ее развития. Ижевск: РХД, 2000.

Михайлов А.А. Земля и ее вращение. М., 1984.

Михайлов Г.Х., Филонович С.Р. К истории задачи о движении свободно брошенных тел на вращающейся Земле. // Исследования по истории физики и механики.1990. М., 1990. С. 93-121.

Пуанкаре А. Ценность науки // О науке. М., 1990. С. 356–365.

Рожанский И.Д. История естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи. М., 1988.

Храмов Ю.А. Физики. Биографический справочник, 1983.

Флоренский П.А. Мнимости в геометрии. М., 1991. С. 44-51.

Эко У. Маятник Фуко. СПб., 2007.


Foucault pendulum. http://en.wikipedia.org/wiki/Foucault_pendulum

Тема 9. Теория эфира и ее кризис: интерферометр Майкельсона и Морли и попытки измерить скорость Земли относительно эфира.
Научный прогресс и гегемония науки в XIX веке. Постепенная унификация физической теории. Объединения электричества и магнетизма. Волновая природа света и обнаружение электромагнитной природы световых волн. Уравнения Максвелла. Теория эфира во второй половине XIX века. Проблемы объединения механики и электродинамики. Биография Майкельсона. Его первые опыты по определению скорости света. Повышение точности измерений. Встреча с Э. Морли и идея зксперимента по определению скорости движения Земли относительно эфира. Осуществление эксперимента. Структура интерферометра Майкельсона-Морли. Технические трудности и их преодоление. Отрицательный результат измерений. Кризис теории эфира, вызванный отрицательным исходом экспериментов Майкельсона и Морли. Роль эксперимента Майкельсона-Морли в создании Спецальной теории относительности. Историки и философы науки об опыте Майкельсона-Морли. Проблема решающего эксперимента.

Литература

Основная
Джонсон Дж. Десять самых красивых экспериментов в истории науки. М., 2009. С. 138-158.

Хакинг Я. Представление и вмешательство: начальные вопросы философии естественных наук. М., 1998. С. 254-268.

Майкельсон А.А. Исследование по оптике. М.: УРСС, 2004
Дополнительная
Ацюковский В.А., ред. Эфирный ветер (сб. статей). М.: Энергоатомиздат, 1993 (http://ether-wind.narod.ru/index.html).

Борн М. Эйнштейновская теория относительности. М.: Мир, 1964

Вавилов С. И. Экспериментальные основания теории относительности. М.-Л.: Госиздат, 1928

Гарднер М. Теория относительности для миллионов. М.: Атомиздат, 1967

Голин Г.М. Филонович С.Р. Классики физической науки. М., 1989.

де Бройль Л. Революция в физике (Новая физика и кванты). М.: Атомиздат, 1965.

Джефф Б. Майкельсон и скорость света. М.: Изд-во иностранной литературы, 1963.

Дуков В.М.. Исторические обзоры в курсе физики средней школы. М., 1983.

Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М.: Медиум, 1995. С. 125-133.

Лоренц Г. А. Старые и новые проблемы физики. М.: Наука, 1970.

Поппер К.Р. Логика научного исследования. М.: Республика, 2004.

Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986

Фейерабенд П. Против метода. Очерк анархистской теории познания. М., 2007.

Фейнман Р., Лейтон Р., Сэндс М. Фейнмановские лекции по физике. В 9 Т. М.,1977. Т. 2, С. 5-10, Т.6 С. 88-90

Холтон Д. Эйнштейн, Майкельсон и "решающий эксперимент" // Эйнштейновский сборник: 1972. М.: Наука, 1973.
DeWitt R. Worldviews: an introduction to the history and philosophy of science. Blackwell, 2004.

Swenson L.S. The ethereal aether: a history of the Michelson-Morley experiment. Austin, 1972.

Goldberg S., Stuewer R.H. eds., The Michelson Era in American Science, 1870–1930. New York, NY: American Institute of Physics, 1988.

Тема 10. Рождение атомной теории: опыты Резерфорда и определение внутренней структуры атома.
«Кризис оснований» в науке начала XX века. Споры о логических основаниях математики, крах теории эфира, появление гипотезы о квантовой природе излучения. Эпистемология начала века (эмпиризм, позитивизм, неокантианство, конвенционализм). Подтверждения атомистской теории строения вещества. Открытие электрона и радиоактивности. Перемещение науки в лаборатории. Резерфорд и Кавендишская лаборатория. Манчестерские опыты Резерфорда по определению строения атома. Теоретические предпосылки эксперимента: атомная модель Томсона. Технические предпосылки эксперимента: радиоактивность, счетчик Гейгера. Планетарная модель строения атома. Несовмесимость планетарной модели атома с классической физикой. Постулаты Бора и квантовомеханическая модель атомной структуры. Роль экспериментов Резерфорда в создании квантовой механики. Оценка экспериментов Резерфорда с точки зрения истории и философии науки. Рациональность и интиуция в экспериментальной физике.

Литература

Основная
Crease R. The prism and pendulum: The ten most beautiful experiments in science. Random Hause, 2003. P. 169-183.
Дополнительная
Григорьев В.И. О физиках и физике. М., 2004. С. 187-193.

де Бройль Л. Революция в физике (Новая физика и кванты). М.: Атомиздат, 1965.

Дуков В.М.. Исторические обзоры в курсе физики средней школы. М., 1983.

Капица П.Л. Мои воспоминания о Резерфорде. // Новый мир. 1966. № 8. С. 205-215

Казаков Б.И.. Превращение элементов. М., 1977.

Кедров Ф. Цепная реакция идей (серия «Творцы науки и техники»). М.: Знание, 1975

Радунская И. Крушение парадоксов. М.: Молодая гвардия, 1971.

Шехтер В.М., Ансельм А.А. Атом и квантовая механика. М., 1984.

Фейнман Р., Лейтон Р., Сэндс М. Фейнмановские лекции по физике. В 9 Т. Т. 3-6. М.,1977.
Campbell J. Rutherford: Scientist Supreme. AAS Publications, 1999.

Cropper W.H. Great physicists: the life and times of leading physicists from Galileo to Hawking. Oxford, 2001. P. 308-329.

Heilbron J.L. Ernest Rutherford // The Oxford Guide to the History of Physics and Astronomy, Vol. 10. Oxford, 2005. P. 284-285.

Lightman A.P. Great ideas in physics: the conservation of energy, the second law of thermodynamics, the theory of relativity, and quantum mechanics. McGraw-Hill Professional, 2000.



Тема 11. Первые шаги физики элементарных частиц: опыт Милликена по определению заряда электрона.
Электромагнитные явления и краткая история их осмысления. Электромагнитная теория Максвелла. Поля и частицы. Энергия и материя. Первые теории электрона. Социо-культурный контекст и техническая база физики в конце XIX-начале XX в. Кризис в физике на рубеже XIX-XX вв. Делимость атома. Явление фотоэффекта. Без массы нет материи? Философы науки о перестройке принципов физики в конце XIX-начале XX в. (Э.Мах, А.Пуанкаре, Р.Авенариус и пр.). Как измерить заряд электрона? Кембриджская теория. Эксперименты по измерению заряда электрона. Опыты Милликена. Техническая база опытов. Описание опытов. Результаты опытов. Влияние результатов опыта на теорию электрона. Онтология и эпистемология опытов Милликена. Проблема измерения и ее философский смысл. Историки и философы науки об опытах Милликена (Дж. Холтон и др.). Проблема реализма.

Литература

Основная
Crease R. The prism and pendulum: The ten most beautiful experiments in science. Random Hause, 2003. P. 145-166.

Джонсон Дж. Десять самых красивых экспериментов в истории науки, М.: Колибри, 2009. С. 179-201.

Хакинг Я. Представление и вмешательство: начальные вопросы философии естественных наук. М., 1998. С. 241-253.
Дополнительная
Авенариус Р. Человеческое понятие о мире.М., 1909.

Дуков В.М.. Исторические обзоры в курсе физики средней школы. М., 1983.

Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.

Мах Э. Механика. Историко-критический очерк ее развития. Ижевск, 2000.

Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

Пуанкаре А. О науке. М., 1983.

Симоненко О.Д. Электротехническая наука в первой половине ХХ века. М., 1988.

Уилсон М. Американские ученые и изобретатели. М., 1975.

Фейнман Р., Лейтон Р., Сэндс М. Фейнмановские лекции по физике. В 9 Т. Т. 3-6. М., 1977.

Фейерабенд, П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.

Фейерабенд, П. Против метода. Очерк анархистской теории познания. М., 2007.

Хюбнер К. Критика научного разума. М., 1994.


Holton G. The scientific imagination. Cambridge, 1978. Chapter 2.

Holton G. Thematic presuppositions and the direction of scientific advance. // A.F. Heath (ed.). Scientific explanation. Jxford, 1981. P. 1-27.



Тема 12. Философские проблемы эксперимента: подведение итогов и набросок перспектив.
О чем могут рассказать физические эксперименты философу. Позитивизм и постпозитивизм. Интернализм и экстернализм. Реализм и релятивизм. Философия научного эксперимента в историческом ракурсе. Первые оценки эксперимента и его места в науке, данные философами и естествоиспытателями 17-18 вв. Осмысление научного эксперимента в эпистемологических концепциях Нового времени (17-19 вв.). Анализ научного экспериментирования в философии науки 20 в. Постпозитивистские программы: «поворот к материальному» и анализ технологического конструирования теории (Я. Хакинг, Д. Гудинг, Р. Аккерман, С. Шеффер, П. Галисон, Х. Раддер, Г. Коллинз, Т. Пинч, Э. Пикеринг, Б. Латур и др.). Оценка экспериментальной практики в холистических моделях науки (А.Н. Уайтхед, И. Стенгерс и др.).

Литература

Основная
Хакинг Я. Представление и вмешательство: начальные вопросы философии естественных наук. М., 1998. C. 161-283.
Дополнительная
Ахутин А.В. История принципов физического эксперимента. От Античности до XVII века. М. 1976.

Башляр Г. Новый рационализм. М., 1987.

Галисон П. Зона обмена: координация убеждений и действий // Вопросы истории естествознания и техники, Москва: ИИЕТ РАН, 2004 № 1. С. 64-92.

Горохов В.Г., Розин В.М. Введение в философию техники. Учеб. пособие. М., 1998.

Касавин И.Т. Миграция. Креативность. Текст. Проблемы неклассической теории познания. СПб, 1999.

Куайн У. Онтологическая относительность // Современная философия науки. М., 1996.

Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.

Мамчур Е.А. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. М., 1987.

Маркова Л.А. Конец века – конец науки? М., 1992.

Методология естественных и гуманитарных наук: хрестоматия. Под ред. Л.А. Микешиной. М., 2005.

Микешина Л.А. Философия познания. М., 2002.

Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М., 1998.

Принципы историографии естествознания: теория и история. М., 1993.

Принципы историографии естествознания: XX в. Спб., 2001.

Пружинин Б. И. Рациональность и историческое единство научного знания. М. 1986.

Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986

Философия науки. Хрестоматия. М., 2005.

Флек Л. Возникновение и развитие научного факта. Введение в теорию стиля мышления и мыслительного коллектива. М., 1999.

Холтон Д. Тематический анализ науки. М., 1981.

Швырев В.С.Неопозитивизм и проблемы эмпирического обоснования науки. М., 1966.

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М., 2009.
Ackerman R. Data, instruments and theory. Princeton, 1985.

Baird D. Thing knowledge: A philosophy of scientific instrument. Berkeley, 2004.

Franklin A. Experiment, right or wrong. Cambringe, 1990.

Galison P. How experiments end. Chicago, 1987.

Galison P. Image and Logic: A Material Culture of Microphysics. Chicago: The University of Chicago Press, 1997.

Gooding D. Experiment and the making of meaning. Dordrecht, 1990.

Ihde D. Expanding Hermeneutic: visualism in science. Northwestern University Press, 1998.

Ihde D. Instrumental realism: The Interface between philosophy of science and philosophy of technology. Indiana University Press, 1991.

Knorr-Cetina K. Epistemic cultures: How the sciences make knowledge?. Harvard (Mass), 1999.

Latour B. and S.Woolgar. Laboratory life. The construction of scientific facts. Princeton,1986.

Losee J. Historical introduction to the philosophy of science. Oxford University Press, 2001.

Pickering A. Constructing quarks. A sociological history of particle physics. Edinburg, 1984.

Pickering A., ed. Science as practice and culture. Chicago, 1992.

Radder H., ed. The Philosophy of Scientific Experimentation. University of Pittsburgh Press, 2003.

Shapin S., Schaffer S. Leviathan and the air-pump: Hobbes, Boyle, and the experimental life. Princeton University Press, 1985.

Stengers I. The Invention of Modern Science, translated by Daniel W. Smith, Minneapolis: University of Minnesota Press, 2000.

Whitehead A. N. Process and Reality, N. Y.: The Free Press, 1979.

Примерные темы эссе и докладов.
1. Эксперимент в Древней Греции.

2. Философы науки об экспериментах Галилея с наклонной плоскостью.

3. Влияние опытов Галилея с наклонной плоскостью на становление классической механики.

4. Вавилов С.И. об экспериментах Ньютона с призмами.

5. Сравненительный анализ теорий цветов Гете и Ньютона и роли экспериментов в формировании данных теорий.

6. История создания научных инструментов: научные инструменты в Древней Греции и в Новое время.

7. Теории «невесомых жидкостей» в физике XVIII века и их экспериментальное опровержение.

8. Переход от качественного изучению электричества к количественному на примере опытов Кулона.

9. Влияние развития техники и промышленности на научный эксперимент конца XVIII – начала XIX вв.

10. Единство физического мира: роль экспериментальных методов в определении единой природы физических явлений на примерах из истории физики XIX века.

11. История математического маятника: от маятника Галилея до маятника Фуко.

12. Философы науки об опыте Майкельсона-Морли.

13. Прорыв к невидимому: особенности экспериментального исследования микромира.

14. Дж. Холтон об опытах Миллликена.

15. Философский анализ экспериментов Резерфорда.

16. Т. Кун: анализ экспериментальной практики.

17. П. Галисон: концепция «зоны обмена».

Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
1. История науки и философия науки: связь и противостояние дисциплин.

2. Экспериментально-математическое естествознание: принципы и методы.

3. Особенности экспериментального метода в его историческом развитии (сравнительный анализ принципов физического эксперимента в Древнем мире и Новое время)

4. Роль экспериментального метода в становлении классической механики.

5. Развитие научного инструмента в XVII в.

6. Эксперименты Галилея с наклонной плоскостью и их роль в формировании новой науки.

7. Роль экспериментального метода в физике Ньютона..

8. Эксперименты Ньютона с призмой в контексте истории развития оптики.

9. Теории света Ньютона и Гюйгенса: связь с экспериментальной практикой.

10. Наблюдение, опыт и эксперимент в науке XVIII века.

11. Крутильные весы Шарля Кулона, их роль в повышении точности физического эксперимента.

12. Опыты Кулона и их место в истории электромагнетизма.

13. Доказательство волновой природы света: опыты Юнга и Френеля, их историческое значение.

14. Представление о свете как о колебаниях светового эфира: история становления теории, ее эмпирический базис.

15. Опыты Джоуля и их место в истории экспериментального изучения теплоты и тепловых машин в XIX веке.

16. Проблема экспериментального установления общих законов на примере опытов Кулона и опытов Джоуля.

17. Геоцентрическая и гелиоцентрическая модели мироздания: проблема интерпретации опытных данных. Маятник Фуко в контексте спора гео- и гелиоцентризма.

18. Эксперимент Майкельсона-Морли в контексте истории развития эфирной теории.

19. Различные научные и философские интерпретации эксперимента Майкельсона-Морли.

20. Опытное обнаружение электрона: эксперименты Милликена.

21. Философы науки о кризисе в физике и предпосылках второй научной революции.

22. Значение опытов Резерфорда для развития квантовой механики.

23. Институциональнальная динамика развития экспериментальной физики последнего столетия.

24. Взаимосвязь теории и эксперимента: философский анализ.

25. Эксперимент, техника и отношение к материальноми миру в споре между интерналистами и экстерналистами

26. Современная философия науки о физическом эксперименте.

Авторы программы:

кандидат философских наук,

доцент кафедры онтологии, логики

и теории познания философского факультета

ГУ – ВШЭ О.Е. Столярова

olgastoliarova@mail.ru

аспирант первого года обучения

очной аспирантуры кафедры истории

философии философского факультета

ГУ-ВШЭ Д.Н. Дроздова


drozdova@gmail.com






Русская интеллигенция скоро почувствует себя в положении продавщицы конфет голодным людям. Василий Ключевский
ещё >>