Программа дисциплины Витгенштейн и социологическая теория для направления 040200. 68 "Социология" подготовки магистра - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины для направления 040100. 62 «Социология» идля... 1 225.07kb.
Программа дисциплины Культурные практики (пост)современности в контексте... 1 177.65kb.
Программа дисциплины «философия» для специальности 040200. 62 «Социология» 8 763.92kb.
Программа дисциплины «Социология молодежи» 7 451.72kb.
Программа дисциплины Социальные структуры и демографические изменения... 4 355.68kb.
Программа дисциплины «Социология молодежи» 7 393.15kb.
Программа дисциплины «Философия» для направления 080100. 62 1 367.68kb.
Программа дисциплины «Социология семьи и гендерных отношений» 5 405.65kb.
Программа дисциплины «Концепции измерения в гуманитарных науках» 1 340.04kb.
Программа дисциплины История и теория медиа  для направления 030600. 5 492.02kb.
Программа дисциплины «Сравнительная социология 1 208.47kb.
Программа дисциплины «Витгенштейн и социологическая теория» 1 84.33kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа дисциплины Витгенштейн и социологическая теория для направления 040200. - страница №1/1



Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации
Государственный университет - Высшая школа экономики
Факультет социологии


Программа дисциплины
Витгенштейн и социологическая теория

для направления 040200.68 "Социология" подготовки магистра

Автор: Кожанов Андрей Александрович, ст. преп. кафедры анализа социальных институтов.


Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры

«Социология» анализа социальных институтов

Председатель проф. Девятко И.Ф. Зав. кафедрой проф. Девятко И.Ф.

_____________________________ ___________________________

«_____» __________________ 2006 г. «____»__________________ 2006 г

Утверждена УС факультета

_________________________________

Ученый секретарь

_________________________________

« ____» ___________________2006 г.

Москва

Тематический расчет часов




Название темы

Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы

Самостоятельная работа







Лекции

Сем. и практ. занятия



1

«Обязанности гения»: сокращенное изложение

24

2

1

21

2

Витгенштейн, лингвистическое движение и социология повседневности

28

4

2

22

3

К теории социальных институтов: натуралистическая редукция Дэвида Блура.

28

4

2

22

4

Социальная теория и правилосообразность: социальная редукция Питера Уинча

28

4

2

22







108

14

7

87



Формы контроля:

- текущий контроль состоит в оценке активности на семинарских занятиях;

- итоговый контроль проводится в форме письменного зачета (с оценкой результатов по 10-балльной шкале);

- итоговая оценка складывается следующим образом: активность на семинарских занятиях 20%, зачет – 80%.

Содержание курса.
Тема 1. «Обязанность гения»: сокращенное изложение.

Основные биографические факты. Хронология трудов. Бертран Рассел. Был ли Витгенштейн (а) позитивистом Венского кружка, (б) бихевиористом, (в) антисциентистом? Миф о «позднем» Витгенштейне: Tractatus как «лестница». Издание «Философских исследований» (1953 год) и время натурализации философии.


Литература

Основная

  1. Руднев В.П. Божественный Людвиг. Витгенштейн: Формы жизни. М., 2002 – с. 40 – 68, 139 – 171, 224 – 243 (Хронология основных событий жизни - с. 244-246).

  2. фон Вригт Г. Х. Людвиг Витгенштейн (биографический очерк) // Людвиг Витгенштейн: человек и мыслитель. — М.: Прогресс, Культура, 1993.

  3. Biletzki, Matar, "Ludwig Wittgenstein", The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Winter 2003 Edition), Edward N. Zalta (ed.), URL = .

Дополнительная

  1. Wright, Georg Henrik Ludwig Wittgenstein, A Biographical Sketch The Philosophical Review, Vol. 64, No. 4 (Oct., 1955), 527-545

  2. Gellner E. Language and Solitude. Wittgenstein, Malinovski and Habsburg Dilemma. Cambridge Univ. Press, 1998. (Chapters 32 – The impact and diffusion of Wittgenstein`s ideas and Chapter 33 – The first wave of Wittgenstein influence).


Тема 2. Витгенштейн, лингвистическое движение и социология повседневности.

Кембридская школа и Оксфордская лингвистическая философия, известная как философия обыденного языка (Мур, Райл, Остин). Теория значения; остенсивное определение и использование слов; сдвиг от синтаксиса к семантике. Понятие языковой игры и жизненного мира. Идея формального анализа языка и метафора льда. Как Витгенштейн стал «качественником», анти-теоретиком и помог обосновать, почему антропология должна заменить социологию, хотя понимание и невозможно. Сол Крипке, дискуссия о приватном языке и отражение этой полемики в социологической теории (о новом социологическом номинализме, релятивизме и теориях практики). Появление когнитивной (Сикьюрел, Кнорр-Цетина) и эпистемической (Калтер) социологий. Этнометодология: место идей Витгенштейна в теориях Гарфинкеля и Сакса. Рефлексивная критика этнометодологии (эксперименты Милграма и спор о природе действующего).


Литература

Основная

  1. Витгенштейн Л. Философские исследования // Витгенштейн Л. Философские работы. Часть 1. М.: Гнозис, 1994. - §§243 – 309

  2. Пассмор Д. Современные философы. М.: Идея-пресс, 2002. – с. 31 – 70.

  3. Блур Д. Витгенштейн как консервативный мыслитель. Логос №5-6 (35), 2002. – с. 47 – 64.

  4. Марков Б.В. Язык как форма жизни. Аргументация, интерпретация, риторика. Электронный журнал. Выпуск 1, 2000. http://argumentation.ru/2000_1/papers/1_2000p7.htm

Дополнительная

  1. Findlay J.N. Wittgenstein: a Critique. Routledge & Kegan Paul, 1984. (Chapter VII: The Philosophical Investigations).

  2. Pleasants N. Wittgenstein and the Idea of A Critical Social Theory. Routledge, 1999. – pp. 121 - 148 (Chapter 7. Milgram versus Garfinkel: are we cultural dopes or reflexive agents?).


Тема 3. К теории социальных институтов: натуралистическая редукция Дэвида Блура.

Что писал Витгенштейн о социальных институтах. Почему в этой комнате может быть носорог и что это значит для онтологии социальных институтов? Являются ли формы жизни прообразами социальных институтов. Институциональные установки и привычки действия. Институты как правила versus правила как институты: определение Витгенштейном правил через институты, а не институтов через правила. Анализ знания как базового социального института, встроенного в язык. «Витгенштейнианцы» и «мангеймцы» в социологии науки. «Левые витгенштейнианцы» о «воображаемой» реальности, о логике и ошибках Карнапа, о социологической теории объективности.


Литература

Основная

  1. Витгенштейн Философские исследования // Витгенштейн Философские работы. Часть 1. М.: Гнозис, 1994. - §§380 – 393 (о цветовой идентификации и функционалистском определении боли)

  2. Блур Д. Сильная программа в социологии знания. Логос №5-6 (35)б 2002. – с. 162 – 185.

  3. Микешина Л.А.. Витгенштейн: проблема веры и достоверности в познании. // Философские идеи Людвига Витгенштейна. - М.: ИФРАН, 1996. - с. 54 - 66

Дополнительная

  1. Витгенштейн Л. Коричневая книга / Перевод с англ. Руднева В.П. – М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. – 160 с.

  2. Bloor, David. Wittgenstein, Rules and Institutions (London; Routledge, 1997).


Тема 4. Социальная теория и правилосообразность: социальная редукция Питера Уинча.

От институтов, встроенных в язык и деятельность, к правилам, встроенным в сознание. Определение правила, значение самоотчета. Что означает следование правилу. Как формулируются правила. Метод семейных сходств. Уинч о правилах и объяснении действия.


Литература

Основная

  1. Витгенштейн Л. Философские исследования // Витгенштейн Философские работы. Часть 1. М.: Гнозис, 1994. - §§138 – 242.

  2. Витгенштейн Л. Замечания по основаниям математики // Витгенштейн Философские работы. Часть 2. М.: Гнозис, 1994. - §§8 – 31 (определение правила и закона на с. 122 – 130)

  3. Уинч П. Идея социальной науки и ее отношение к философии / Пер. с англ. М. Горбачева, Т. Дмитриева. — М.: Русское феноменологическое общество, XXI. – с. 18-28

  4. Грязнов А.Ф. Как возможна правилосообразная деятельность? // Философские идеи Людвига Витгенштейна. - М.: ИФРАН, 1996. - с. 25 – 36

  5. Сокулер Людвиг Витгенштейн и его место в философии XX века. (Лекция 6. Проблема следования правилу.) с. 121 – 133.

Дополнительная

  1. Сокулер З.А. Проблема "следования правилу" в философии Людвига Витгенштейна и ее значение для современной философии математики // Философские идеи Людвига Витгенштейна. - М.: ИФРАН, 1996. – с. 37 – 53

  2. Pleasants N. Wittgenstein and the Idea of A Critical Social Theory. Routledge, 1999. – pp. 32 - 79 (Chapter 3. Winch, Wittgenstein and critical social theory & Chapter 4. Wittgenstein`s rule-following remarks and critical social theory: deconstructing tacat knowledge and transcendental rules).


Вопросы для оценки качества освоения дисциплины:

на письменный ответ (аудиторное письменное эссе) дается 2 академических часа, в течение которых слушателям предлагается ответить на любой один вопрос, состоящий из двух взаимосвязанных частей. Слушатели инструктируются о том, что высокая оценка будет выставлена в том случае, если в ответе будет проведена логическая связь первой и второй части вопроса. Однозначность ответа не является критерием оценивания.

  1. Почему формально-логический анализ языка (замысел Трактата) сменился анализом использования слов по правилам (Философские исследования)? Почему натуралистическая социология уступила интерпретативной?

  2. В каком смысле можно отнести Витгенштейна к социальному или лингвистическому бихевиоризму? Чему научится бихевиорист, читая Витгенштейна?

  3. Почему мы не смогли бы понять львов, если бы даже они говорили на нашем языке? Как связаны слова, их значение и их использование?

  4. "Наш парадокс был таким: ни один образ действий не мог бы определяться каким-то правилом, поскольку любой образ действий можно привести в соответствие с этим правилом". (Витгенштейн Философские исследования, §201) Объясните этот парадокс и аргументы Витгенштейна о его существовании. Какова роль сообщества и принятых практик с точки зрения Витгенштейна? Какое отношение аргумент о следовании правилу имеет к социальным институтам?

Кожанов А.А. 20 ноября 2006 г.









Часто разница между удачным и неудачным браком заключается в трех-четырех не произнесенных репликах ежедневно. Харлан Миллер
ещё >>