Программа дисциплины «Теория и история медиа» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины «История и теория медиа» 2 420.75kb.
Программа дисциплины «Теория и история русской литературы» 4 713.25kb.
Программа дисциплины История и теория медиа  для направления 030600. 5 492.02kb.
Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 08. 1 210.22kb.
Программа дисциплины «Теория государства и права» 1 139.64kb.
Программа дисциплины Медиакультура для направления 031400. 62 «Культурология» 1 185.26kb.
Программа дисциплины «История политических и правовых учений» 1 114.66kb.
Рабочая программа дисциплины инструментализация истории в медиа 1 140.69kb.
Программа дисциплины «История и теория литературы» 3 498.81kb.
Программа дисциплины «История и теория массовых коммуникаций» 1 128.73kb.
Рабочая программа дисциплины история философии 3 550.37kb.
Симон Старовоский "Описание двора цесаря турецкого" 12 903.9kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа дисциплины «Теория и история медиа» - страница №1/1




Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Теория и история медиа» для направления 031400.62 «Культурология» подготовки магистра





Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет философии, отделение культурологии

Программа дисциплины

Теория и история медиа


для направления 031400.62 «Культурология» подготовки магистра

Автор программы:

Чистякова Виктория Олеговна, к.ф.н., доцент кафедры наук о культуре,

vchistyakova@hse.ru
Одобрена на заседании кафедры наук о культуре «03» апреля 2013 г.

Зав. кафедрой В.А. Куренной


Рекомендована секцией УМС факультета философии «___»____________ 20 г

Председатель Б.Н. Кашников


Утверждена УС факультета философии «___»_____________20 г.

Ученый секретарь И.В. Макарова ________________________ [подпись]

Москва, 2013

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031400.62 "Культурология" подготовки магистра изучающих дисциплину «Теория и история медиа».


Программа разработана в соответствии с:

  • ГОБУ ВПО НИУ ВШЭ;

  • Образовательной программой направления 031400.62 "Культурология" подготовки магистра.

  • Рабочим учебным планом университета по направлению 031400.62 "Культурология" подготовки магистра, утвержденным в 2013 г.

1Цели освоения дисциплины


Цель освоения дисциплины «Теория и история медиа» заключается в том, чтобы получить систематические представления об основных разделах науки о медиа, начиная с истории понятия, практик его применения в науках о человеке и обществе и становления языка описания для новейших культурных явлений и процессов. В рамках курса обозначен широкий диапазон подходов к истории медиа и попыток сформулировать теоретические основания для их анализа. В спектр внимания студентов попадают элементы теории коммуникации, философии техники, социальной теории.

2Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:


  • Знать, что понимается под термином «медиа» в современных теоретических подходах; какую роль медиа играют в процессе формирования и динамики социально-экономических систем; как медиа влияют на специфику организации мышления, сенсорного аппарата и деятельности; основные работы ведущих теоретиков в области теории и истории медиа.

  • Уметь разбираться в основных проблемах культуры и социальной жизни с точки зрения задействованных средств и технологий коммуникации, владеть соответствующей терминологией, ориентироваться в пространстве современных медиа, понимать их значение для профессиональной деятельности по избранной специальности и для повседневной жизни; уметь работать с источниками и литературой по историко-культурологической проблематике, оперировать культурологическими категориями, аргументировать свою точку зрения в процессе рассмотрения проблем культуры, давать оценку социальным и культурным следствиям использования различных медиа.

  • Иметь навыки анализа истории культуры как истории способов трансляции, консервации и интерпретации сообщений (истории коммуникативных практик и взаимодействий); иметь представление об основных этапах развития научной мысли в сфере истории и теории медиа; о том, что составляет предметную область media studies, о соответствующих направлениях, школах, концепциях и разделах исторического и культурологического знания; о современных технологиях и механизмах коммуникации; о типах обществ и социально-экономических систем с точки зрения теории и истории медиа.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Обладает культурой мышления, речи и письма, способен к поиску, выбору и структурированию информации, постановке целей и выбору релевантных средств ее достижения

ОК-1

Выделяет тезисы, аргументированного отвечает на поставленные вопросы, способен выделить основную идею текста, применяет компаративистские методы анализа материала

Чтение оригинальных текстов на русском и английском языках, устные или письменные комментарии текстов, научные дискуссии, краткое изложение прочитанного или просмотренного (фильмы) материала.

Умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, использовать в коммуникации компьютерные средства визуальной репрезентации

ОК-2

Дает верные определения, выделяет главные тезисы в тексте, способен пересказать его содержание и аргументированно использовать полученную информацию при анализе проблем, связанных с данной областью знания.

Написание эссе, участие в семинарах, дискуссиях. Анализ современных культурных и социальных явлений с использованием теоретических подходов современных авторов

Способность использовать знание и понимание проблем человека в современном мире, ценностей мировой и российской культуры, развитие навыков межкультурного диалога

СЛК-5

Применяет знания к анализу современных проблем, самостоятельное выделение проблем, связанных с данной областью знания, постановка вопроса, определение задачи исследования.

Работа с текстами на семинарах, анализ текстов и фильмов, освещающих проблемы межкультурного диалога, выполнение заданий, как устных, так и письменных, с использованием предоставленных преподавателем материалов.

Понимает основные процессы и тенденции, протекающие в современной̆ культуре, умеет проанализировать культурные явления в широком социальном и историческом контексте

ПК-1

Способен анализировать и воспроизводить основные тенденции современной культурой антропологии, представляет связи этих тенденций основными положениями культурологии.

Самостоятельный анализ теоретических работ по культурной антропологии, антропологических фильмов.

Владеет фундаментально-теоретическими основами культурологии, категориями и концепциями основных научных дисциплин и современных междисциплинарных подходов, изучающих культурные формы, процессы и практики

ПК-3

Применяет категории современных антропологических исследований, владеет современными понятиями, применяет их в дискуссиях

Студент анализирует тексты основных теоретиков дисциплины, во время семинаров должен применить данные теории к анализу тем и вопросов, поставленных преподавателем. Участие в дискуссиях

3Место дисциплины в структуре образовательной программы


Для специализаций направления 031400.62 "Культурология" подготовки магистра настоящая дисциплина является дисциплиной по выбору.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • История философии

  • История западной культуры

  • История искусства

  • Иностранный язык (английский)

Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:



  • обладать культурой̆ мышления, речи и письма, быть способными к поиску, выбору и структурированию информации, постановке целей̆ и выбору релевантных средств ее достижения (ОК-1);

  • уметь логически верно, аргументировано и ясно выстраивать устную и письменную речь, использовать в коммуникации компьютерные средства аудиовизуальной̆ репрезентации (ОК-2);

  • быть готовым к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

  • владеть культурой̆ мышления, способностью в письменной̆ и устной̆ речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной̆ деятельности, владеть различными жанрами письменной̆ речи (ИК-1);

  • владеть двумя иностранными языками на уровне, достаточном для разговорного общения, а также для поиска и анализа иностранных источников информации (ИК-3);

  • уметь использовать современные информационные технологии аудиовизуальной̆ презентации для решения коммуникативных задач (ИК-3).

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:



  • История и методы исследования культуры

  • Визуальные исследования

  • Визуальная антропология


4Тематический план учебной дисциплины


[Тематический план отражает содержание дисциплины (перечень разделов), структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов в соответствии с РУП]

[Таблица для дисциплин, закрепленных за одной кафедрой]





Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Медиа: генеалогия понятия

6

4

2




2

2

История теорий медиа. Платон, Гегель, Гердер, Лессинг, Ницше

14

10

4




2

3

Систематические теории медиа (I). Марксистская критика медиа: Бела Балаш, Вальтер Беньямин, Бертольд Брехт, Ханс Магнус Эрценсбергер. Франкфуртская школа: Теодор Адорно, Макс Хоркхаймер, Гюнтер Андерс.

24

14

6

4




4

Систематические теории медиа (II). Канадская школа: Гарольд Иннис, Эрик Хэвлок, Вальтер Онг, Жак Гуди, Маршалл Маклюэн, Дерик де Керхов.

24

14

6

4

2

5

Философия медиа. Вилем Флюссер, Жан Бодрийяр, Поль Вирильо, Фридрих Киттлер, Никлас Луман.

22

12

6

4

2

6

Теория новых медиа

14

6

4

4

2

7

Археология медиа

16

4

4

4

2

Формы контроля знаний студентов

Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры

1

2

3

4

Реферат













Письменная работа, 300-400 слов, выполняется дома, в течение недели, публикуется в LMS. Время сдачи для каждого студента определяется индивидуально в начале курса.

Summary (краткое изложение содержания англоязычной статьи на русском языке)













Письменная работа, выполненная на основе прочитанного, переведенного с английского языка и проанализированного текста статьи зарубежного автора, 600-700 слов, выполняется дома, в течение модуля, сдается по электронной почте и публикуется в LMS. Время сдачи определяется в начале завершающего модуля.

Итоговый

Экзамен







2 модуль




Письменная работа, 400-500 слов, выполняется в аудитории, 80 минут, проверяется в течение 5 дней.


4.1Критерии оценки знаний и порядок формирования оценок по дисциплине


Результирующая оценка за итоговый контроль в форме экзамена выставляется по следующей формуле, где Оэкзамен – оценка за работу непосредственно на экзамене:

Орезультрующая Итог = 0.2·Оэкзамен + 0.4·Отекущий + 0.4·Оаудиторная

Способ округления накопленной оценки итогового контроля в форме экзамена – арифметический.

Накопленная оценка формируется следующим образом.

Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях по их активности в дискуссиях, по правильности выполнения ими заданий на семинаре, по правильности их ответов на вопросы преподавателя. Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед итоговым контролем – Оаудиторная.

Оценка за текущий контроль учитывает результаты студента следующим образом:

Отекущий = 0.3· Оsummary + 0.3·Ореферат

Накопленная оценка за два модуля может быть максимум 9 баллов:

4 балла – текущий контроль;

5 баллов - аудиторная работа.



5Содержание дисциплины

Тема 1: Медиа: генеалогия понятия


Лекция. Этимология и трансформация значений термина. Двойная коннотация понятия: посредник ощущения (mediator of aisthesis) и носитель информации (medium). Medium и medius («посредничающий», «находящийся между»). Медиум как условие возможности коммуникации. Понятие metaxu (Аристотель).
Тема 2: История теорий медиа
Лекция. Критика письма у Платона. Метафоризация медиальности в XVIII-XIX вв.: Гегель, Лессинг, Гердер. «Маски» медиальности у Ницше.
Литература:
Основная:

  1. Федр: [Беседы с Сократом] / Платон; Перевод А.Н.Егунова; ред. греч. и рус. текстов, вступ. ст. Ю.А.Шичалина. М.: Прогресс, б.г.

  2. Лессинг Г.Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии. Перевод Е.Эдельсона / Лессин Г.Э. Избранные произведения. М.: Худож. лит., 1953.

  3. Гердер И.Г. Трактат о происхождении языка / И.Г. Гердер; пер. с нем. Г.Ю.Бергельсона. Изд. 2-е. М.: URSS, 2007.

  4. Гегель Г.В.Ф. Лекции по эстетике / Г.В.Ф. Гегель. СПб.: Наука, 1999.

  5. Ницше Ф. Об истине и лжи во вненравственном смысле (дать ссылку)



Дополнительная:

  1. Mersch, Dieter. Medientheorien. Junius Verlag, Hamburg, 2006.

  2. 2. Schrift: Kulturtechnik zwischen Auge, Hand und Maschine. Grube G., Kogge W., Krämer S. (Hrsg.), München, Fink, 2005.

  3. 3. De Man, Paul. Allegories of Reading: Figurative Language in Rousseau, Nietzsche, Rilke and Proust. Yale University Press, 1979.

  4. 4. Sloterdijk, Peter. Der Denker auf der Bühne. Frankfurt/M., Suhrkamp, 1986.

  5. 5. Bolz, Norbert. Theorie der neuen Medien. München, 1990.

  6. 6. Fietz, Rudolf. Medienphilosophie: Musik, Sprache und Schrift bei Friedrich Nietzsche. Würzburg, Königshausen & Neumann, 1992.

  7. 7. Деррида, Жак. О грамматологии. Пер. с франц. Н.Автономовой. М.: Ad Marginem, 2000.

Тема 3: Систематические теории медиа (I)


Лекция. Марксистская критика медиа: Бела Балаш, Вальтер Беньямин, Бертольд Брехт, Ханс Магнус Энценсбергер (и дальнейший ход дискуссии 1970-х гг.). Франкфуртская школа: Теодор Адорно, Макс Хоркхаймер, Гюнтер Андерс.
Литература:
Основная:

  1. Беньямин, Вальтер. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Москва, 1996.

  2. Адорно, Т. Эстетическая теория. (дать ссылку)

  3. Адорно Т., Хоркхаймер М. Диалектика Просвещения. М., Спб.,: Медиум, Ювента, 1997.

  4. Балаш, Бэла. Видимый человек: Очерки драматургии фильма. Пер. с нем. К.И.Шутко. М.: Всерос. пролеткульт., 1925.

  5. Anders, Günter. Die Antiquiertheit des Menschen. 2 Bde. München, 1987.

  6. Brecht, Bertold. Radiotheorie / In: Texte zur Medientheorie. Helmes G., Köster W. (Hrsg.), Stuttgart, 2002. S. 148-154.

  7. Enzensberger, H.M. Baukasten zu einer Theorie der Medien. München, 1997.


Дополнительная

  1. Balász, Béla. Der sichtbare Mensch / in: Diederichs H.H., Gersch W., Nagy M. (Hrsg.). Schriften zum Film. Bd 1, München, 1982.

  2. Enzensberger, H.M. Das Nullmedium / In: Mittelmass und Wahn. Frankfurt/M., 1991. S. 89-103.

  3. Mueller, R. Bertold Brecht and the Theory of Media. University of Nebraska Press, 1989.

  4. Mersch, Dieter. Medientheorien. Junius Verlag, Hamburg, 2006.

  5. Nyíri, Kristif. Post-Literacy as a Source of Twentieth Century Philosophy / “Synthese”, Vol. 10, No. 2, February 2002. P.185-199.

  6. Kursbuch Medienkultur: Die massgeblichen Theorien von Brecht bis Baudrillard. Pias, C., Engell L., Fahle O., Vogl J. (Hrsg.). Stuttgart, 1999.

  7. Liessman, Konrad Paul. Günter Anders zur Einführung. Hamburg, 1988.

  8. Hartmann, Frank. Medienphilosophie. WUV, Wien, 2000.

Тема 4: Систематические теории медиа (II)


Лекция. Канадская школа: Гарольд Иннис, Маршалл Маклюэн, Эрик Хэвлок, Вальтер Онг, Джек Гуди, Дерик де Керхов. Антропология медиа.
Литература:
Основная:

  1. Innis, H. A. The Bias of Communication. Toronto, University of Toronto Press, 1964.

  2. Маклюэн, Маршалл. Понимание медиа: внешние расширения человека / пер. с англ. В.Николаева. - 2-е изд. – М.: «Гиперборея», «Кучково поле», 2007.

  3. Havelock, Eric A. The Literate Revolution in Greece and its Cultural Consequences. Princeton: Princeton University Press, 1981.

  4. Ong, Walter J. Orality and Literacy: The Technologizing of the World. 2nd ed. New York: Routledge, 2002.

  5. Goody J., Watt I. The Consequences of Literacy / Comparative Studies in Society and History, Vol. 5, No. 3, 1963. P. 304345.

  6. De Kerckhove, D. Connected Intelligence – The Arrival of the Web Society. Somerville House Books, 1997.


Дополнительная:

  1. Маклюэн, Маршалл. Галактика Гутенберга: становление человека печатающего / пер. И.О.Тюриной. – М.: Академический проект: Фонд «Мир», 2005.

  2. De Kerckhove, D. McLuhan and the Toronto School of Communication // www.utoronto.ca/mcluhan

  3. Kroker, A. Technology and the Canadian Mind: Innis / McLuhan / Grant. Montreal, New World Perspectives, 1984.

  4. Lynne, Hissey. Introduction to Communication Theory. Burnaby, B.C.: Simon Fraser University, 1988.

  5. Halverson, John. Havelock on Greek Orality and Literacy / Journal of the History of Ideas, Vol. 53, No.1, 1992. P. 148-163.

  6. Carey, James W. Canadian Communication Theory: Extensions and Interpretations of Harold Innis / in: Robinson G. J., Theal D. F. (eds.). Studies in Canadian Communications. Montreal, 1975.

Тема 4: Философия медиа


Лекция. «Medial turn» как новый способ рассмотрения фундаментальных проблем культуры. Вилем Флюссер, Жан Бодрийяр, Поль Вирильо, Фридрих Киттлер, Никлас Луман. Понятие «медиации», культурной техники, диспозитива. Форма и медиум.
Литература:
Основная:

  1. Киттлер, Фридрих. Оптические медиа. Берлинские лекции 1999 г. // М.: Логос/Гнозис, 2009.

  2. Флюссер, В. За философию фотографии. Спб.: Изд-во СПбГУ, 2006.

  3. Вирильо, П. Машина зрения. Спб.: Наука, 2004.

  4. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000.

  5. Луман, Н. Реальность масс-медиа. Пер. с нем. А.Ю.Антоновского. М.: Праксис, 2005.

  6. Heider, Fritz. Ding und Medium. Kulturverlag Kadmos, 2004.


Дополнительная:

  1. Фуко, Мишель. Порядок вещей (дать ссылку)

  2. Делез Ж., Гваттари Ф. Тысяча плато: Капитализм и шизофрения. Пер. с франц. Я.И. Свирского. Екатеринбург: У-Фактория; Москва: Астрель, 2010.

  3. Kittler, F. Grammophon, Film, Typewriter. Stanford, 1999.

  4. Бодрийяр, Ж. Реквием по масс-медиа (дать ссылку)

  5. Flusser, Vilém. Medienkultur. Fischer, 1997.

  6. Khurana, Thomas. Niklas Luhmann – Die Form des Mediums / in: Laagay A., Lauer D. (Hrsg.). Medientheorien – Eine philosophische Einführung. Campus Verlag, 2004. S. 97-125.

Тема 5: Теория новых медиа



Лекция. Концепция новизны («newness»): что делает новые медиа «новыми»? Понятие «ремедиации» («remediation»). Характеристики новых медиа: дигитальность, интерактивность, гипертекст, дисперсность, виртуальность, киберпространство.
Литература:

Основная:

  1. The Long History of New Media: Technology, Historiography, and Contextualizing Newness. Steve Jones, David Park and Nicholas Jankowski (eds.). Peter Lang Publishing, Inc., 2011.

  2. New Media: A Critical Introduction. Martin Lister… [at al.]. Routledge, London and New York, 2003.

  3. Bolter J. D., Grusin R. Remediation: Understanding New Media. The MIT Press, 1st ed., 2000.

  4. Castels, M. The Network Society. A Cross-Cultural Perspectuve. Cheltenham, UK; Northampton, MA, Edward Edgar, 2004.


Дополнительная:

  1. Levinson, Paul. New new media. Pearson Education Inc., 2010.

  2. Marvin, Carolyn. When Old Technologies Were New: Thinking about electric communication in the late nineteenth century. Oxford University Press, 1988.

  3. Encyclopedia of New Media: An Essential Reference to Communication and Technology. Steve Jones (ed.). Thousand Oaks: SAGE, 2003.

  4. Manovich, Lev. The Language of New Media. Massachusetts Institute of Technology, 2001.

  5. Кастельс, М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе // Пер. с англ. А. Матвеева под ред. В. Харитонова. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004.

Тема 6: Археология медиа


Лекция. Реконструкция истории медиа. Зигфрид Зелински: критика эволюционизма и прогрессизма. Концепция археологии (archaios и archein).

Эркки Хухтамо: «элементы экранологии».


Литература:
Основная:

  1. Zielinski, S. Archäologie der Medien. Zur Tiefenzeit des technischen Hörens und Sehens. Rowohlt, Reinbek bei Hamburg, 2002.

  2. Zielinski, S. Media Archaeology. In: Kroker A. & M. (eds.). Digital Delirium. New World Perspectives, Montreal, 1997, P. 272-283.

  3. Хухтамо, Эркки. Элементы «экранологии»: к проблеме археологии медиа / Экранная культура. Теоретические проблемы. Сб. статей под ред. К.Э.Разлогова. Спб.: «Дмитрий Буланин», 2012. Стр.


Дополнительная:

  1. Ceram C.W. Archaeology of the cinema. Harcourt, Brace and World, 1965.

  2. Huhtamo E., Parikka J. (eds.). Media Archaeology: approaches, applications, and implications. University of California Press, 2011.
  3. Briggs, A. & Burke, P. A Social History of the Media: From Gutenberg to the Internet. Polity, 3 edition, 2010.


6Образовательные технологии


Требования к студентам

От студентов требуется активное участие в работе семинаров. Итоговая оценка складывается из четырех компонентов:



  1. Активное участие на семинарах (1 балл за содержательное активное участие, 0,5 балла за участие содержательное, но неактивное);

  2. 1 раз за курс – реферат, публикуется в LMS за сутки до семинара; объем 400-500 слов.

  3. 1 раз за курс – письменный обзор англоязычной статьи, высылается преподавателю по электронной почте и публикуется в LMS; объем 500-600 слов.

  4. Итоговый контроль (письменный экзамен).



6.1Методические рекомендации преподавателю


Для успешного усвоения курса «Теория и история медиа» необходимо сочетание традиционных образовательных технологий (таких как классическое лекционное занятие) с технологиями проблемного обучения (проблемная лекция, лекция-беседа, лекция-дискуссия, лекция-визуализация). Проблемные лекции должны быть посвящены наиболее трудным и дискуссионным вопросам дисциплины. В процессе занятий раскрывается многообразие научных подходов к исследуемому предмету, выявляется сущность проблемы посредством представления различных точек зрения на рассматриваемый объект. Лекция-дискуссия способствует не пассивному усвоению учебного материала, а активному участию в обсуждении того или иного вопроса и совместному поиску истины.

При проведении лекционных занятий в обязательном порядке должны быть использованы информационно-коммуникативные образовательные технологии, такие как демонстрация учебных видеофильмов, компьютерная мультимедийная презентация информационных блоков.

Отчёт о самостоятельной работе студентов должен проходить в форме текущей проверки материалов проектной деятельности, доклада, реферата/эссе по указанным темам, снабжённых видеопрезентацией.

.

6.2Методические указания студентам


Студенту необходимо в ходе лекции отмечать для себя сложные понятия, сформулировать и записать вопросы к преподавателю и задать их по окончании лекции. При подготовке к семинарским занятиям также необходимо сконцентрировать внимание на наиболее сложных для усвоения вопросах, заранее ознакомиться с рекомендованной литературой и в последующем поставить вопросы (если таковые возникнут) перед преподавателем с учетом прочитанного. По заинтересовавшим его аспектам лекционного материала студент может дополнительно привлекать литературу и Интернет-ресурсы. Это особенно важно делать в процессе подготовки доклада, предполагающей также введение в научный оборот источников.

Студенту необходимо обращать особое внимание на неоднозначные, а в некоторых случаях противоречащие друг другу оценки и суждения специалистов.

Самостоятельная работа студента нацелена на расширение теоретических и фактических знаний и практических умений на основе поиска информации, а также изучения студентами историографической и источниковедческой базы курса при подготовке к семинарским занятиям различных типов, письменным работам.

В результате студент должен научиться использовать основные знания по истории медиа, а также истории форм и видов коммуникации при работе с научно-технической информацией в различных социальных институтах, прежде всего, в архивах, использованию документов в социальной практике, включая составление информационно-аналитических тематических обзоров, подготовку проектов для презентации в музейно-выставочной, археографической, учебно-образовательной работе.

Самостоятельная работа может выполняться студентом в читальном зале библиотеки, в компьютерных классах, а также в домашних условиях.

7Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

7.1Тематика заданий текущего контроля


Тему реферата и англоязычную статью для составления обзора (summary) каждый студент выбирает для себя в индивидуальном порядке в начале курса. Темы соответствуют одной из тем программы.

7.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу для самопроверки студентов.




  1. Медиа как предмет теоретического анализа: история вопроса

  2. Элементы теории медиа у Гегеля, Лессинга, Гердера и Ницше

  3. Основные представители марксисткой критики медиа. Франкфуртская школа

  4. Основные теоретики канадской школы культурологии.

  5. Г.М. Маклюэн и антропология медиа.

  6. Современная философия медиа: Вилем Флюссер, Жан Бодрийяр, Поль Вирильо.

  7. Понятие аудиовизуальной культуры в контексте современных теорий медиа.

  8. Концепт «новизны» (newness) в сфере медиа. Диалектика «старого» и «нового» в области технологий коммуникации.

  9. Специфика «новых медиа». Интернет и сетевые явления.

  10. Концепт «археологии медиа». З.Зелински, Э.Хухтамо.



8Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины


    1. Основная литература


Базовый учебник:


  1. Gardiner, W. Lambert. A History of Media. Trafford Publishing, 2006.

  2. New Media: A Critical Introduction. Martin Lister… [at al.]. Routledge, London and New York, 2003.

  3. Mersch, Dieter. Medientheorien. Junius Verlag, Hamburg, 2006.


Вспомогательная литература:

  1. Poe, Marshall. A History of Communications: Media and Society from the Evolution of Speech to the Internet. Cambridge University Press, 2011.

  2. Briggs, A. & Burke, P. A Social History of the Media: From Gutenberg to the Internet. Polity, 3 edition, 2010.

  3. Дебрэ, Режи. Введение в медиалогию. Москва, Праксис, 2009.



Справочные издания:


    1. Encyclopedia of New Media: An Essential Reference to Communication and Technology, Edited by Steve Jones, Thousand Oaks: SAGE, 2003.
    1. Программные средства

    2. Дистанционная поддержка дисциплины


Студент в любой момент может написать преподавателю письмо по электронной почте с уточняющими вопросами по курсу.

Система LMS


    1. Материально-техническое обеспечение дисциплины


Материально-техническое обеспечение программы включает в себя кабинеты и аудитории, оборудованные телевизором и видеомагнитофоном (видеоплеером), компьютерами или ноутбуками, имеющими выход в Интернет и оснащёнными мультимедийными возможностями, предназначенными для проведения лекций и консультаций, самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы студентов.







Отдых неутомившихся утомителен. Лешек Кумор
ещё >>