Программа дисциплины «Теории социально-политических трансформаций» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины "Теории социально-политических трансформаций" 1 222.08kb.
Программа дисциплины «Теории социально-политических трансформаций» 1 234.8kb.
Л. М. Исаева (ниу вшэ) «Сценарии социально-политических дестабилизаций... 1 21.35kb.
Программа учебной дисциплины «Исследование социально-экономических... 3 466.9kb.
Программа дисциплины «социология политических процессов» 1 194.55kb.
Рабочая программа учебной дисциплины история правовых и политических... 2 428.06kb.
Методические указания по изучению курса "Конфликтология" для студентов... 1 104.06kb.
Программа дисциплины «Теория и методология политических исследований» 11 300.13kb.
Программа дисциплины «Теория и методология политических исследований» 11 302.53kb.
Социально-политическое учение Дж. С. Милля 1 45.26kb.
Программа дисциплины вспомогательные исторические дисциплины: геральдика... 1 332.45kb.
Лекция 2 курса «Методы автоматизации тестирования» 1 130.13kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа дисциплины «Теории социально-политических трансформаций» - страница №1/1




Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Теории социально-политических трансформаций»

для направления 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра






Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет прикладной политологии



Программа дисциплины

«Теории социально-политических трансформаций»




для направления 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра

Автор программы:

Медведев С.А., к.и.н., профессор, smedvedev@hse.ru

Одобрена на заседании кафедры сравнительной политологии «___»____________ 2013 г.

Зав. кафедрой А.Ю. Мельвиль


Рекомендована секцией УМС «Политология» «___»____________ 2013 г.

Председатель М.Г. Миронюк


Утверждена УС факультета прикладной политологии «___»_____________2013 г.

Ученый секретарь М.А. Пильгун ________________________

Москва, 2013 г.
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1.Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Теории социально-политических трансформаций».

Программа разработана в соответствии с:


  • Образовательным стандартом федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» по направлению 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра.

  • Образовательной программой направления 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра.

  • Рабочим учебным планом университета по направлению 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра, специализаций «Политические исследования» и «Политическая экспертиза и управление», утвержденным в 2013 г.

2.Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Теории социально-политических трансформаций» являются:

  • Изучение основных направлений трансформации экономической, политической, социальной и культурной жизни современных обществ, происходящих под влиянием перехода от модернистской и индустриальной парадигмы развития к постиндустриальной и информационной стадии.

  • Развитие навыков комплексного междисциплинарного анализа экономических, политических, социальных и культурных процессов; определение факторов, влияющих на особенности перехода от индустриального к постиндустриальному (информационному) обществу.

3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать основные концепции современных социально-политических трансформаций (теории постиндустриального, информационного, сетевого общества), ключевые понятия постмодернистской философии, подходы авторитетных зарубежных исследователей к анализу современных экономических, политических, социальных и культурных процессов (Жан Бодрийяр, Зигмунд Бауман, Мануэль Кастельс, Энтони Гидденс, Юрген Хабермас, Дэвид Харви, Дэвид Хелд, Фредрик Джеймисон, Саския Сассен, Поль Вирильо и Славой Жижек).

  • Уметь критически анализировать теории социально-политических трансформаций, использовать их положения для анализа экономических, политических, социальных и культурных процессов, обобщать эмпирические данные для формулирования научных концепций и теорий.

  • Иметь навыки комплексного междисциплинарного анализа экономических, политических, социальных и культурных процессов, проведения научных исследований и презентации их результатов, подготовки научных работ на иностранном языке.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Общекультурная компетенция

ОК-1

Владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, способность логически верно и аргументировано строить различные виды речи.

Рассмотрение комплексных междисциплинарных теорий развития современных обществ. Проведение дискуссий по прочитанной литературе на семинарах, подготовка студентами презентаций и написание эссе.

Общекультурная компетенция

ОК-3

Владение иностранным языком на уровне, достаточном для профессионального общения; для поиска и анализа иностранных источников информации.

Курс читается полностью на английском языке. Проведение дискуссий, подготовка устных презентаций на семинарах и написание эссе на английском языке.

Общекультурная компетенция

ОК-5

Способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества.

Рассмотрение предпосылок перехода обществ к индустриальной и постиндустриальной стадиям развития. Изучение особенностей политической жизни в эпоху Модерна и Постмодерна.

Общекультурная компетенция

ОК-11

Понимание основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук, способность использовать их при решении социальных и профессиональных задач, способность анализировать значимые социальные и экономические проблемы и процессы.

Рассмотрение комплексных междисциплинарных теорий развития современных обществ. Использование различных подходов к анализу экономических, политических, социальных и культурных процессов в ходе подготовки презентаций и эссе.

Профессиональная компетенция

ПК-1

Способность к участию в научных исследованиях политических процессов и отношений, владение методами анализа и интерпретации представлений о политических явлениях на различных уровнях организации мира.

Рассмотрение комплексных междисциплинарных теорий развития современных обществ. Изучение особенностей перехода от эпохи Модерна к Постмодерну на глобальном, региональном и национальном уровнях.

Профессиональная компетенция

ПК-5

Знание основных учений и концепций зарубежной и отечественной политической мысли, способность анализировать оригинальные научные тексты и содержащиеся в них смысловые конструкции.

Анализ и обсуждение научных работ ведущих зарубежных экономистов, политологов, социологов и философов.

Профессиональная компетенция

ПК-8

Понимание основных закономерностей и тенденций мирового и российского политического процесса, процессов глобализации и их влияния на различные сферы жизни.

Рассмотрение и обсуждение различных теорий глобализации и ее последствий в сферах экономики, политики, социальной жизни и культуры.

Профессиональная компетенция

ПК-15

Способность участвовать в работе по диагностированию и прогнозированию политических процессов и проблемных ситуаций.

Подготовка презентаций и написание эссе по актуальным проблемам развития современных обществ. Прогнозирование возможных путей трансформации обществ в эпоху Постмодерна.

4.Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к профессиональному циклу дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих вариативную подготовку.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • «История политических учений»

  • «Категории политической науки»

  • «Политическая история России и зарубежных стран»

  • «Политический анализ»

  • «Современная политическая философия»

  • «Философия»

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:



  • Владение иностранным языком на уровне, достаточном для профессионального общения; для поиска и анализа иностранных источников информации (ОК-2);

  • Понимание основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук, способность использовать их при решении социальных и профессиональных задач, способность анализировать значимые социальные и экономические проблемы и процессы (ОК-11);

  • Понимание методов современной политической науки и возможность их применения в политологических исследованиях (ПК-2);

  • Владение методологией анализа современных политологических доктрин и подходов, способность к участию в исследовательской работе в области теории политики (ПК-3).

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:



  • «Основы государственной политики»

  • «Политическая конфликтология»

5.Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

1

Введение: к понятиям Модерна и Постмодерна

12

4

2

6

2

IT-революция, глобализация и экономика сетевого мира

18

4

4

10

3

Трансформации государства и суверенитета

18

4

4

10

4

Геополитика постмодерна

20

6

4

10

5

Новые формы войны. Идентичность и безопасность

16

4

2

10

6

Пространство потоков. Новая топография времени

12

4

2

6

7

Постмодернизм как культура информационного капитализма

12

4

2

6

ИТОГО

108

30

20

58

6.Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год (4 курс)




1 модуль

2 модуль

Параметры

1

2

3

4

1

2

3

4

Эссе
















*







Письменное эссе на английском языке объемом 2500-3500 слов.

Итоговый

Зачет






















*

Устное обсуждение по итогам написания эссе, ответ на вопросы по его содержанию и содержанию курса.

6.1Критерии оценки знаний, навыков


Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

По 10-балльной шкале

По 5-балльной шкале

  1. весьма неудовлетворительно

  2. очень плохо

  3. плохо

2 - неудовлетворительно

  1. удовлетворительно

  2. весьма удовлетворительно

3 - удовлетворительно

  1. хорошо

  2. очень хорошо

4 - хорошо

  1. почти отлично

  2. отлично

  3. блестяще

5 - отлично

6.2Порядок формирования оценок по дисциплине


Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях: качество ответов по прочитанной литературе, качество подготовки презентаций, активность в виде постановки дополнительных вопросов и участия в дискуссиях. Во внимание принимается умение вести дискуссию, творческий подход к анализу материала, способность ясно и обоснованно формулировать свои мысли. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная.
Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: подготовку и написание эссе. Во внимание принимается способность определить исследовательский вопрос, указать на теоретическую и методологическую базу работы, привести аргументы в поддержку и в опровержение основной гипотезы, а также четко сформулировать выводы исследования. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа.
Итоговая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом:
Оитоговая= 0,3* Оауд + 0,3* Осам.работа + 0,4* Озачет
Способ округления оценки итогового контроля в форме зачета: арифметический. В диплом ставится оценка за итоговый контроль, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине.
ВНИМАНИЕ: оценка за итоговый контроль блокирующая, при неудовлетворительной итоговой оценке она равна результирующей.

7.Содержание дисциплины


  1. Раздел 1. Введение: к понятиям Модерна и Постмодерна

Технология, пространство и общество. Роль технологии в исторических изменениях. Традиционное общество, модерн,  постмодерн.

Понимание феномена Модерна (современности): секуляризм, рационализм, гуманизм, индустриализм. Политическая современность: государство и Вестфалия. Тотальные проекты Модерна: государство как тюрьма. Капитализм и этатизм (социализм) как две ветви цивилизации Просвещения. Кризис современности, капиталистическая «перестройка» и появление сетевого общества. Акторы и площадки глобальных трансформаций.
Основная литература


  • Castells, Manuel. “Preface to the 2010 Edition of The Rise of the Network Society” and “Prologue. The Net and the Self”, in: Manuel Castells. The Information Age: Economy, Society and Culture, Vol. I, The Rise of the Network Society. Oxford: Wiley-Blackwell, 2010, pp. xvii-xlv, 1-27.

  • Castells, Manuel. “Conclusion. Making Sense of our World”, in: Manuel Castells. The Information Age: Economy, Society and Culture, Vol. III, End of Millennium. Oxford: Wiley-Blackwell, 2010, pp. 371-396.

  • Giddens, Anthony. “Part I” and “Part II”, in: Anthony Giddens. The Consequences of Modernity. Oxford: Blackwell Publishers, 1996, pp. 1-78.

Дополнительная литература

  • Gabardi, Wayne. “The Modern-Postmodern Debate and Its Legacy” and “A Society in Transition”, in: Wayne Gabargi. Negotiating Postmodernism. Minneapolis: University of Minnesota Press, 2001, pp. 3-40.

  • Goldstone, Jack. “Conclusion. The Rise of the West: A Temporary Phase?”, in: Jack Goldstone. Why Europe? The Rise of the West in World History, 1500-1850. New York: McGraw-Hill, 2008, pp. 162-176.

  • McGuigan, Jim. “Declaring the Postmodern” and “Modernity – A Contradictory Project”, in: Jim McGuigan. Modernity and Postmodern Culture. Maidenhead: Open University Press, 2006, pp. 9-58.




  1. Раздел 2. IT-революция, глобализация и экономика сетевого мира



Отличие IT-революции от индустриальной революции. История, география, акторы и сферы IT-революции: микроэлектроника, компьютеры, телекоммуникации, генная инженерия. Социальный контекст новых технологий: роль США.

Новые технологии и новый этап глобализации. Информациональная экономика и сетевое предприятие. Архитектура глобализации и глобальные сети. Дифференциация и сегментация глобальной экономики. Новейшее международное разделение труда: логика исключения и инкорпорации. «Цифровой разрыв» и возникновение «четвертого мира». Сегментированная инкорпорация России.





Основная литература

  • Castells, Manuel. “The Information Technology Revolution” and “The New Economy: Informationalism, Globalization, Networking”, in: Manuel Castells. The Information Age: Economy, Society and Culture, Vol. I, The Rise of the Network Society. Oxford: Wiley-Blackwell, 2010, pp. 28-162.

  • Kelly, Bob and Raia Prokhovnik. “Economic Globalization?”, in: David Held (ed.). A Globalizing World? Culture, Economics, Politics. London: Taylor & Francis e-Library, 2005, pp. 82-121.

  • Kelly, Kevin, “New Rules for the New Economy”, Wired, Vol. 5, No. 9, 1997, pp. 140-144.

Дополнительная литература

  • Abdelal, Rawi and Adam Segal. “Has Globalization Passed Its Peak?”, Foreign Affairs, Vol. 86, No. 1, January/February 2007, pp. 103-114.

  • Perez, Carlota. “Unleashing a Global Age after the Financial Collapse: Drawing Lessons from History”, Environmental Innovation and Societal Transitions, Vol. 6, 2013, pp. 9-23.

  • Webster, Frank. “Regulation School Theory”, in: Frank Webster. Theories of the Information Society. London: Taylor & Francis e-Library, 2006, pp. 60-97.



  1. Раздел 3. Трансформации государства и суверенитета



Модерн как территориальное измерение политики, государство как контейнер, понятие границ. Классический реализм: уровни анализа и единицы анализа; государство как основной уровень агрегации интересов.

Кризис Модерна в политике, де-территориализация, размывание границ и суверенитета. Государство в пространстве потоков: потеря контроля или потеря власти? Кризис современных форм политики и кризис демократии. Деволюция и «сетевизация» государства, инклюзивность и субсидиарность: от «правительства» к «правлению». ЕС как сетевое государство.





Основная литература

  • Castells, Manuel. “Globalization, Identification, and the State: A Powerless State or a Network State?” and “Informational Politics and the Crisis of Democracy”, in: Manuel Castells. The Information Age: Economy, Society and Culture, Vol. II, The Power of Identity. Oxford: Wiley-Blackwell, 2010, pp. 303-418.

  • Krasner, Stephen. “Sovereignty and Its Discontents”, in: Stephen Krasner. Sovereignty: Organized Hypocrisy. Princeton: Princeton University Press, 1999, pp. 3-42.

Дополнительная литература

  • Brown, Wendy. “We are all Democrats now…”, in: Giorgio Agamben et al. Democracy in What State? New York: Columbia University Press, 2011, pp. 44-57.

  • Waters, Malcolm. “Wither the State? Globalizing Politics”, in: Malcolm Waters. Globalization. London: Taylor & Francis e-Library, 2001, pp. 123-159.

  • Wiener, Antje. “Crossing the Borders of Order: Democracy beyond the Nation State?”, in: Mathias Albert et al. Identities, Borders, Orders: Rethinking International Relations Theory. Minneapolis: University of Minnesota Press, 2001, pp. 181-201.



  1. Раздел 4. Геополитика постмодерна



Кризис Вестфальской системы, стирание границ между внутренней и внешней политикой. Относительность «силы государства» и «национального интереса». «Жесткая сила» и «мягкая сила», модернистская и постмодернистская внешняя политика, брендинг государств. Интеграция и международные институты, проекты глобального правительства.

Нормативные ограничения суверенитета: международное право, международное общественное мнение. Дискурс прав человека как новая гегемония. Либерализм как новый империализм; модернистский империализм США и постмодернистский империализм ЕС.





Основная литература

  • Castells, Manuel. “Programming Communication Networks: Media Politics, Scandal Politics, and the Crisis of Democracy”, in: Manuel Castells. Communication Power. Oxford: Oxford University Press, 2009, pp. 193-298.

  • Held, David. “Restructuring Global Governance: Cosmopolitanism, Democracy and the Global Order”, Millennium: Journal of International Studies, Vol. 37, No. 3, 2009, pp. 535-547.

  • Goldstone, Jack. “The New Population Bomb”, Foreign Affairs, Vol. 89, No. 1, January/February 2010, pp. 31-43.

Дополнительная литература

  • Habermas, Jürgen. “Notes on Post-Secular Society”, New Perspectives Quarterly, Vol. 25, No. 4, 2008, pp. 17-29.

  • Kagan, Robert. “The End of the End of History”, The New Republic, 23 April 2008.

  • Medvedev, Sergei. “Kosovo: A European fin de siècle”, in: Peter van Ham and Sergei Medvedev (eds). Mapping European Security after Kosovo. Manchester: Manchester University Press, 2002, pp. 15-31.

  • Morozov, Viatcheslav. “Sovereignty and Democracy in Contemporary Russia: A Modern Subject Faces the Post-Modern World”, Journal of International Relations and Development, Vol. 11, No. 2, 2008, pp. 152-180.



  1. Раздел 5. Новые формы войны. Идентичность и безопасность



Новые акторы, цели и функции войн. Приватизация войны, теория «новых войн» и «рынков насилия». «Малые войны» и «частные войны»: война как форма организованной преступности.

Войны и сети, netwars. Терроризм как форма сетевой войны. Терроризм как оборотная сторона глобализации.

Понятие безопасности в Постмодерне. Распад «национальной безопасности» и появление «безопасности общества» (societal security). Идентичность как ключевая проблема безопасности. Войны за идентичность, идентичность как сопротивление глобализации.




Основная литература

  • Arquilla, John and David Ronfeldt. “The Advent of Netwar (Revisited)” and “What Next for Networks and Netwars?”, in: John Arquilla and David Ronfeldt (eds). Networks and Netwars: The Future of Terror, Crime and Militancy. RAND Corporation, 2001, pp. 1-25, 311-354.

  • Beebe, Shannon D., and Mary Kaldor, “Introduction” and “Remnants of the Past and Spoilers of the Future: “Hard” Versus “Soft” Security?”, in: Shannon D. Beebe and Mary Kaldor. Ultimate Weapon is No Weapon: Human Security and the New Rules of War and Peace. New York: Public Affairs, 2010, pp. 1-18, 139-169.

  • Žižek, Slavoj. Welcome to the Desert of the Real! Five Essays on September 11 and Related Dates. London: Verso, 2002, 154 p.

Дополнительная литература

  • Baudrillard, Jean, “The Violence of the Global”, CTheory, 2003.

  • Hammond, Philip. “Introduction: Postmodernism and 9/11” and “Postmodern War in a World Without Meaning”, in: Philip Hammond. Media, War and Postmodernity. London: Taylor & Francis e-Library, 2007, pp. 1-36.

  • Joffe, Josef. “Power Failure: Why Force Doesn’t Buy Order”, The American Interest, Vol. 2, No. 6, July/August 2007, pp. 48-54.

  • Mansbach, Richard and Franke Wilmer. “War, Violence, and the Westphalian State System as a Moral Community”, in: Mathias Albert et al. Identities, Borders, Orders: Rethinking International Relations Theory. Minneapolis: University of Minnesota Press, 2001, pp. 51-71.



  1. Раздел 6. Пространство потоков. Новая топография времени



Территориальность в Модерне: линейное расширение, заполнение пустых пространств, институционализация границ. Постиндустриальное пространство: размывание границ, разрушение иерархий. Информационные потоки и глобальный город. Теория пространства потоков. Сети и шкалы. Архитектура сетевого мира.

Историческое время как понятие Модерна. Время как политический проект, часовые пояса. Время как источник стоимости. Постиндустриальное общество: социальная аритмия, гибкое время, искривление рабочего времени, размывание жизненного цикла человека. Отрицание смерти. Новая топография времени.


Основная литература

  • Castells, Manuel. “The Space of Flows” and “The Edge of Forever: Timeless Time”, in: Manuel Castells. The Information Age: Economy, Society and Culture, Vol. I, The Rise of the Network Society. Oxford: Wiley-Blackwell, 2010, pp. 407-499.

  • Harvey, David. “The Experience of Space and Time”, in: David Harvey. The Condition of Postmodernity: An Inquiry into the Origins of Cultural Change. Oxford: Blackwell Publishers, 1992, pp. 199-323.

Дополнительная литература

  • Sassen, Saskia. “Cities Today: A New Frontier for Major Developments”, The ANNALS of the American Academy of Political and Social Science, No. 626, 2009, pp. 53-71.

  • Smith, Richard. “World Cities Topologies”, Progress in Human Geography, Vol. 27, No. 5, 2003, pp. 561-582.



  1. Раздел 7. Постмодернизм как культура информационного капитализма



Роль языка в культуре. Визуальный, письменный, цифровой языки. Технологии культуры: масс-медиа, мультимедиа, Интернет. Интернет как воплощение Постмодерна: сетевая архитектура, разрушение иерархии связей и смыслов, интерактивность, смешение жанров.

Парадигмы Постмодерна: «ризома», «тысяча плато», децентрация и деконструкция, «шизофренический дискурс». Интертекстуальность, метатексты и гипертекст.



Символическая экономика: от производства товаров к производству брэндов. Глобальные сети брэндов как новый культурный ландшафт.



Основная литература

  • Castells, Manuel. “The Culture of Real Virtuality: The Integration of Electronic Communication, the End of the Mass Audience, and the Rise of Interactive Networks”, in: Manuel Castells. The Information Age: Economy, Society and Culture, Vol. I, The Rise of the Network Society. Oxford: Wiley-Blackwell, 2010, pp. 355-406.

  • Jameson, Frederic. “Conclusion”, in: Frederic Jameson. Postmodernism, or, The Cultural Logic of Late Capitalism. Durham: Duke University Press, 1997, pp. 297-418.

Дополнительная литература

  • Bauman, Zygmunt. Consuming Life. Cambridge: Polity Press, 2007, 160 p.

  • Butler, Christopher. “The Culture of Postmodernism”, in: Christopher Butler. Postmodernism: A Very Short Introduction. Oxford: Oxford University Press, 2002, pp. 62-109.

  • Virilio, Paul. The Vision Machine. Bloomington: Indiana University Press, 1994, 81 p.

8.Образовательные технологии


В ходе лекций и семинаров подразумевается вовлечение студентов в активные дискуссии по тематике курса. На семинарах происходит обсуждение основной и дополнительной литературы, а также подготавливаемых студентами презентаций. Дополнительно возможен просмотр фильмов по тематике курса, а также посещение музеев и выставок современного искусства.

9.Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1Тематика заданий текущего контроля


Тематика эссе:

  1. Влияние технологии на общество: марксизм и теории информационного общества

  2. Модерн и Постмодерн в политике. Переживает ли политика Модерна кризис?

  3. Особенности производства стоимости в экономике знаний

  4. Идея «цивилизации риска»

  5. Эволюция миросистемы и новейшее международное разделение труда

  6. СССР как просветительский проект и его наследство в современной России

  7. Государство в пространстве потоков: потеря контроля или потеря власти?

  8. Кризис вертикальной корпорации и возникновение сетевого предприятия

  9. Профессиональная структура информационного общества

  10. Государства и нации в сетевом мире. Сетевое государство

  11. Новые формы политики и демократии в информационную эпоху

  12. Дискуссии о концепции «постдемократии»

  13. Перспективы и ограничители глобальной демократии

  14. Геополитика Постмодерна. Постмодернистский империализм

  15. Новые акторы внутренней политики и международных отношений

  16. Гражданское общество и гражданский активизм в информационную эпоху

  17. Трансформация войны в Постмодерне

  18. Организованная преступность как сеть

  19. Виртуальная реальность: механизм социализации или угроза для общества?

  20. Конвергенция медиа в новой информационной среде

  21. Пространство мест и пространство потоков

  22. Трансформация городской среды: смерть города?

  23. Сеть как образ Постмодерна. Гипертекст и ризома в современной культуре

  24. Постмодернистская география Дэвида Харви

  25. «Дромология»: теория времени и скорости Поля Вирилио

9.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


    Раздел 1. Введение: к понятиям Модерна и Постмодерна

  1. Какие способы производства известны человеческой цивилизации? Как они соотносятся с использованием пространства?

  2. Какова роль технологии в социальных и исторических переменах?

  3. В чем главное отличие «традиции» и «модерна»? Когда появляется понятие Модерна, и с чем это связано?

  4. В чем суть проекта Модерна, и как он соотносится с западной цивилизацией?

  5. Каковы основные составляющие проекта Модерна – политические, философские, социальные, научно-практические?

  6. В чем тотальность проекта Модерна, и когда появляется его критическое осмысление?

  7. Что такое «современное Просвещение»? Какие просветительские проекты осуществлялись в XX веке? В чем заключается неомарксистская критика «современного Просвещения»?

  8. В чем родство и в чем различия капитализма и этатизма (социализма) как двух ветвей цивилизации Просвещения?

  9. В чем проявляется кризис Модерна, и откуда возникает необходимость капиталистической «перестройки»?

  10. Как вы понимаете информационную эпоху? Как она соотносится с индустриальной эпохой?

  11. Чем различаются информационализм и индустриализм? Чем различаются капитализм и этатизм?

  12. Когда возникла «миросистема»? Как она трансформировалась в 20 веке? Как она трансформировалась в информационную эпоху? В чем суть критики миросистемы Иммануилом Валлерстайном?

  13. Как вы понимаете глобализацию, и в чем ее черты на современном этапе? Сравните понимание глобализации у Энтони Гидденса и Зигмунта Баумана.

  14. Каковы ключевые акторы и площадки глобальных трансформаций?




    Раздел 2. IT-революция, глобализация и экономика сетевого мира

  1. Что является основным двигателем информационной революции?

  2. Какой основной фактор роста производительности труда?

  3. Каковы основные события/вехи и технологии информационной революции?

  4. Какая основная организационная форма информационной эпохи?

  5. Что происходит с экономикой, и какую форму принимают предприятия в информационную эпоху?

  6. В чем преимущества сетевого предприятия?

  7. В чем заключается дифференциация и сегментация глобальной экономики? Каково новейшее международное разделение труда?

  8. Что происходит с трудом, а также со структурой и формами занятости в постмодернистскую эпоху?




    Раздел 3. Трансформации государства и суверенитета

  1. Каково традиционное (модернистское) понимание государства и суверенитета?

  2. Что происходит с государствами и нациями в постмодернистскую эпоху? Как трансформируется государственный суверенитет?

  3. В чем проявляется кризис Модерна в политике? Как вы понимаете де-территориализацию и размывание границ? Какие формы принимают политика и демократия в постмодернистскую эпоху?

  4. Государство в пространстве потоков: потеря контроля или потеря власти?

  5. В чем основные черты модернистской и постмодернистской цивилизации? Возможна ли постмодернистская политика?




    Раздел 4. Геополитика постмодерна

  1. Что такое Вестфальская система международных отношений? В чем суть реалистической концепции международных отношений, каковы основные уровни анализа и единицы анализа системы?

  2. Опишите Евросоюз в терминах «сетевого государства». В чем суть понятий «деволюция» и «субсидиарность»?

  3. Назовите государства, склонные к модернистским и постмодернистским типам политического поведения.

  4. В чем отличие «правительства» (Government) от «правления» (Governance)?

  5. В чем различие теорий глобального правления у Дэвида Хелда и Юргена Хабермаса?




    Раздел 5. Новые формы войны. Идентичность и безопасность

  1. Каковы новые акторы, цели и функции войн? Как происходит приватизация войны?

  2. В чем суть теории «новых войн» (Мэри Кэлдор) и «рынков насилия»?

  3. Что такое «сетевая война»? Какие формы принимает «сетевая война»?

  4. Является ли терроризм формой войны? В чем сущность современного терроризма? Как терроризм соотносится с глобализацией, сетевым обществом и информационным обществом?

  5. Как трансформируется понятие безопасности в Постмодерне?

  6. В чем различие «национальной безопасности» и «безопасности общества» (societal security)?

  7. Как идентичность соотносится с безопасностью? Назовите примеры идентичностей протеста и войн за идентичность.




    Раздел 6. Пространство потоков. Новая топография времени

  1. Как трансформируется пространство в информационную эпоху? В чем отличие пространства мест от пространства потоков?

  2. Какова топология постиндустриального пространства? Как информационные потоки трансформируют современный глобальный город? Какие архитектурные формы принимает постиндустриальное пространство?

  3. Как трансформируется время в информационную эпоху? В чем отличие времени эпохи Модерна и эпохи Постмодерна?

  4. Как вы понимаете «социальную аритмию», «гибкое время» и размывание жизненного цикла человека?




    Раздел 7. Постмодернизм как культура информационного капитализма

  1. Какова роль языка в культуре? Опишите социальные последствия иконического, письменного и цифрового языков.

  2. Назовите основные технологии культуры. Какие основные черты гутенберговской и пост-гутенберговской эпохи?

  3. Как вы понимаете культуру информационной эпохи? Какое влияние оказывает Интернет на современную культуру?

  4. Как описывает культуру позднего капитализма Фредерик Джеймисон, и в чем сущность его понимания постмодерна?

  5. Опишите основные парадигмы постмодерна: «ризома», децентрация и деконструкция, «шизофренический дискурс». В чем суть интертекстуальности, метатекста и гипертекста?

  6. Что такое кризис репрезентации и символический обмен? В чем суть понятия симуляции у Жана Бодрийяра?

  7. Опишите феномен рекламы и брэнда в терминах символического обмена. Каковы культурные и политические последствия символической экономики? Возможны ли стратегии сопротивления новому культурному ландшафту, состоящему из брэндов?

10.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

10.1Базовый учебник


  • Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: Пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана. – М.: ГУ-ВШЭ, 2000.

10.2Основная литература


  • Arquilla, John and David Ronfeldt (eds). Networks and Netwars: The Future of Terror, Crime and Militancy. RAND Corporation, 2001.

  • Beebe, Shannon D. and Mary Kaldor. Ultimate Weapon is No Weapon: Human Security and the New Rules of War and Peace. New York: Public Affairs, 2010.

  • Castells, Manuel. Communication Power. Oxford: Oxford University Press, 2009.

  • Castells, Manuel. The Information Age: Economy, Society and Culture, Vol. I, The Rise of the Network Society. Oxford: Wiley-Blackwell, 2010.

  • Castells, Manuel. The Information Age: Economy, Society and Culture, Vol. II, The Power of Identity. Oxford: Wiley-Blackwell, 2010.

  • Castells, Manuel. The Information Age: Economy, Society and Culture, Vol. III, End of Millennium. Oxford: Wiley-Blackwell, 2010.

  • Giddens, Anthony. The Consequences of Modernity. Oxford: Blackwell Publishers, 1996.

  • Goldstone, Jack. “The New Population Bomb”, Foreign Affairs, Vol. 89, No. 1, January/February 2010, pp. 31-43.

  • Harvey, David. The Condition of Postmodernity: An Inquiry into the Origins of Cultural Change. Oxford: Blackwell Publishers, 1992.

  • Held, David (ed.). A Globalizing World? Culture, Economics, Politics. London: Taylor & Francis e-Library, 2005.

  • Held, David. “Restructuring Global Governance: Cosmopolitanism, Democracy and the Global Order”, Millenium: Journal of International Studies, Vol. 37, No. 3, 2009, pp. 535-547.

  • Jameson, Frederic. Postmodernism, or, The Cultural Logic of Late Capitalism. Durham: Duke University Press, 1997.

  • Kelly, Kevin, “New Rules for the New Economy”, Wired, Vol. 5, No. 9, 1997, pp. 140-144.

  • Krasner, Stephen. Sovereignty: Organized Hypocrisy. Princeton: Princeton University Press, 1999.

  • Žižek, Slavoj. Welcome to the Desert of the Real! Five Essays on September 11 and Related Dates. London: Verso, 2002.

10.3Дополнительная литература


  • Abdelal, Rawi and Adam Segal. “Has Globalization Passed Its Peak?”, Foreign Affairs, Vol. 86, No. 1, January/February 2007, pp. 103-114.

  • Agamben, Giorgio et al. Democracy in What State? New York: Columbia University Press, 2011.

  • Albert, Mathias et al. Identities, Borders, Orders: Rethinking International Relations Theory. Minneapolis: University of Minnesota Press, 2001.

  • Baudrillard, Jean, “The Violence of the Global”, CTheory, 2003.

  • Bauman, Zygmunt. Consuming Life. Cambridge: Polity Press, 2007.

  • Butler, Christopher. Postmodernism: A Very Short Introduction. Oxford: Oxford University Press, 2002.

  • Goldstone, Jack. Why Europe? The Rise of the West in World History, 1500-1850. New York: McGraw-Hill, 2008.

  • Habermas, Jürgen. “Notes on Post-Secular Society”, New Perspectives Quarterly, Vol. 25, No. 4, 2008, pp. 17-29.

  • Hammond, Philip. Media, War and Postmodernity. London: Taylor & Francis e-Library, 2007.

  • Joffe, Josef. “Power Failure: Why Force Doesn’t Buy Order”, The American Interest, Vol. 2, No. 6, July/August 2007, pp. 48-54.

  • Kagan, Robert. “The End of the End of History”, The New Republic, 23 April 2008.

  • Morozov, Viatcheslav. “Sovereignty and Democracy in Contemporary Russia: A Modern Subject Faces the Post-Modern World”, Journal of International Relations and Development, Vol. 11, No. 2, 2008, pp. 152-180.

  • Perez, Carlota. “Unleashing a Global Age after the Financial Collapse: Drawing Lessons from History”, Environmental Innovation and Societal Transitions, Vol. 6, 2013, pp. 9-23.

  • Sassen, Saskia. “Cities Today: A New Frontier for Major Developments”, The ANNALS of the American Academy of Political and Social Science, No. 626, 2009, pp. 53-71.

  • Smith, Richard. “World Cities Topologies”, Progress in Human Geography, Vol. 27, No. 5, 2003, pp. 561-582.

  • Van Ham, Peter and Sergei Medvedev (eds). Mapping European Security after Kosovo. Manchester: Manchester University Press, 2002.

  • Virilio, Paul. The Vision Machine. Bloomington: Indiana University Press, 1994.

  • Waters, Malcolm. Globalization. London: Taylor & Francis e-Library, 2001.

  • Webster, Frank. Theories of the Information Society. London: Taylor & Francis e-Library, 2006.

11.Материально-техническое обеспечение дисциплины


Для проведения лекционных и семинарских занятий необходимы ноутбук, проектор и колонки.






Люди способны вынести почти все, что угодно, если у них нет выбора. Мужество — когда у вас есть выбор. Терри Андерсон, корреспонден
ещё >>