Программа дисциплины «Теоретические основы информатики» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080500. 1 349.71kb.
1. Теоретические основы информатики 1 163.01kb.
Рабочая программа учебной дисциплинЫ «Теоретические основы электротехники»... 1 225.65kb.
Вопросы к коллоквиуму по дисциплине «Теоретические основы информатики» 1 11.53kb.
Программа дисциплины «Основы информатики и программирования» 1 191.12kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «Метрология, Стандартизация... 1 200.64kb.
Рабочая учебная программа По дисциплине: Теоретические основы беспроводной... 1 259.81kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «теоретические основы технической... 1 71.16kb.
Теоретические основы информатики Содержание тестовых материалов Информатика... 1 209.72kb.
Рабочая программа дисциплины математические основы криптографии направление... 1 218.45kb.
Рабочей программы дисциплины Математические основы информатики Место... 1 12.16kb.
Госкомсвязи россии москва 1998 1 241.75kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа дисциплины «Теоретические основы информатики» - страница №1/1

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»


Программа дисциплины «Теоретические основы информатики»

для направления 080500.62 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра






Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»

Факультет бизнес-информатики


Программа дисциплины

«Теоретические основы информатики»

для направления 080500.62 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра

Автор программы:

Кирсанов А.П., д.т.н., с.н.с., ki@hse.ru

Одобрена на заседании кафедры


бизнес-аналитики «____»____________ 2013 г.

Зав. кафедрой Кравченко Т.К. ________________________

Рекомендована секцией УМС «Бизнес-информатика» «____»____________ 2013 г.

Председатель Таратухина Ю.В. ________________________



Москва, 2012
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры – разработчика программы.

1. Цели и задачи дисциплины: Освоение теоретических основ информатики, необходимых для изучения, понимания и разработки прикладных информационных технологий и систем. Формирование у студентов целеустремленности, организованности, трудолюбия, ответственности, готовности к ответственному и целеустремленному решению поставленных задач.

2. Место дисциплины в структуре ООП. Дисциплина относится к математическому и естественнонаучному циклу.

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента. Приступая к изучению дисциплины, студенты должны знать основы линейной алгебры (матрицы и матричные операции, векторные пространства, системы линейных уравнений и методы их решения, пространство решений), дискретной математики (множества, отношения, операции над отношениями, графы, деревья), комбинаторики (основные комбинаторные объекты и комбинаторные тождества), теории вероятности (понятие вероятности, дискретные случайные величины и их вероятностные распределения, математическое ожидание случайной величины);

Дисциплина является предшествующей для дисциплин: Программирование, Информационные процессы, системы и сети, Управление данными, Моделирование процессов и систем, Базы, данных, Методы разработки и анализа алгоритмов, Высокопроизводительные вычисления, Распределенные информационные системы, Семантические информационные системы, Интеллектуальные системы.

3. Требования к результатам освоения дисциплины. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- общенаучных (ОНК):

  • готовность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОНК-1);

  • готовность выявить естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, привлечь их для решения соответствующий физико-математический аппарат (ОНК-2);

  • владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОНК–3);

  • способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОНК-4);

  • способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОНК-6);

- инструментальных (ИК):

  • готовность работать с информацией из различных источников (ИК- 4);

  • владение основными методами, способами и средствами получения, хранения,переработки информации (ИК-5);

  • владение навыками работы с компьютером как средством управления информацией, способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ИК-6);

- социально-личностных и общекультурных (СЛК):

  • - способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (СЛК -4);

  • - понимание социальной значимости своей будущей профессии, высокая мотивация к выполнению профессиональной деятельности (СЛК - 6);

В результате изучения дисциплины студент должен:



Знать:

  • понятие информации, основные свойства и виды (формы) информации, методы представления (кодирования) информации;

  • основные модели процессов передачи, хранения, поиска и обработки информации;

  • основные принципы криптографической защиты информации


Уметь:

  • обосновывать применимость теоретических моделей для описания конкретных информационных систем и процессов;

  • использовать теоретические методы и модели для исследования информационных процессов;

  • самостоятельно разрабатывать математические модели информационных процессов

Владеть:

  • навыками выбора теоретических моделей для описания и исследования конкретных информационных процессов;

  • навыками моделирования процессов получения (сбора), хранения, поиска, передачи, и обработки данных.


4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы


Всего часов / зачетных единиц

Семестры













Аудиторные занятия (всего)

88/6




26

30

32

В том числе:

-

-

-

-

-

Лекции

46




14

16

16

Практические занятия (ПЗ)
















Семинары (С)

42




12

14

16

Лабораторные работы (ЛР)
















Самостоятельная работа (всего)

128




40

44

44

В том числе:

-

-

-

-

-

Курсовой проект (работа)
















Расчетно-графические работы
















Реферат
















Другие виды самостоятельной работы
















Домашнее задание

8







8




Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)







КР

Зачет

Экз.

Общая трудоемкость 216 часы

6 зачетные единицы



108




66

74

76

















5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

Тема 1. Информация.

Понятие информации, ее основные свойства и особенности. Понятие сообщения и его формы, знаки, алфавиты, понятие формального языка. Информация и данные. Конечный вероятностный источник сообщений. Энтропия источника.



Основная литература

  1. Гиляревский Р.С. Основы информатики: Курс лекций. - М.: Экзамен, 2003. С. 18-32.

  2. Информатика: в 2 ч. Ч. 1:учебник / С.В.Назаров и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. С. 118-128.

Дополнительная литература

  1. Брой М. Информатика. Основополагающее введение: В 4-х ч. Ч. 1./Пер. с нем. – М.: Диалог-МИФИ, 1996. С 10-15.

  2. Бауэр Ф.Л., Гооз Г. Информатика. Вводный курс: В 2-х ч. Ч. 1. Пер. с нем. – М.: Мир, 1990. С. 18-51.

Тема 2. Представление информации

Кодирование сообщений источника и текстов. Равномерное и неравномерное кодирование. Дерево кода. Однозначное декодирование, префиксные коды. Условия существования префиксного кода с заданными длинами слов, теорема Крафта. Методы построения префиксных кодов. Код Фано. Средняя длина кодового слова. Нижняя граница средней длины кодового слова. Оптимальное кодирование, свойства оптимальных кодов, построение оптимального кода методом Хафмена. Сжатие данных.



Основная литература

  1. Информатика: в 2 ч. Ч. 1:учебник / С.В.Назаров и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. С. 129-148.

  2. Новиков Ф.А. Дискретная математика для программистов – СПб.: Питер 2006. с. 159-171.

Дополнительная литература

  1. Вернер М. Основы кодирования. М.: Техносфера, 2004. С. 23-34.

  2. Хэмминг Р.В. Теория кодирования и теория информации /Пер. с англ. – М.: Радио и связь, 1983. С. 44-61, 85-88.

  3. Аршинов М.Н., Садовский Л.Е. Коды и математика М.: Наука, 1983. С. 5-36.

  4. Яглом А.М., Яглом И.М. Вероятность и информация. М.: Ком Книга 2006. С. 183-236.

  5. Брой М. Информатика. Основополагающее введение: В 4-х ч. Ч. 2./Пер. с нем. – М.: Диалог-МИФИ, 1998. С 7-25.

  6. Гаврилов Г.П., Сапоженко А.А. Задачи и упражнения по курсу дискретной математики. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2005. С. 235-246.


Тема 3. Передача информации

Передача информации. Основные способы передачи сообщений (последовательный, параллельный, синхронный и асинхронный). Модель процесса передачи (двоичный симметричный канал). Надежность передачи сообщений, способы повышения надежности. Принципы использования кодов, обнаруживающих и исправляющих ошибки. Расстояние Хемминга. Связь минимального расстояния кода с его характеристиками. Корректирующие возможности кодов, границы Хэмминга и Варшамова-Гилберта. Понятие линейного группового кода. Построение линейного группового кода по заданной проверочной матрице. Свойства линейного группового кода. Декодирование с использованием синдрома.

Защита информации при передаче, основные угрозы и методы защиты от них. Симметричная, асимметричная и комбинированная криптосистемы. Электронная цифровая подпись и принципы ее использования.

Основная литература


  1. Информатика: в 2 ч. Ч. 1:учебник / С.В.Назаров и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. С. 149-169.

  2. Новиков Ф.А. Дискретная математика для программистов – СПб.: Питер 2006. с. 172-177.

Дополнительная литература

  1. Аршинов М.Н., Садовский Л.Е. Коды и математика М.: Наука, 1983. С. 37-64.

  2. Леонтьев В.К. Теория кодирования. М.: Знание, 1977. С. 4-32.

  3. Хэмминг Р.В. Теория кодирования и теория информации /Пер. с англ. – М.: Радио и связь, 1983. С. 22-44.

  4. Морелос-Сарагоса М. Искусство помехоустойчивого кодирования. Методы, алгоритмы, применение. М.: Техносфера, 2005. С. 15-34.

  5. Мак-Вильямс Ф. Дж., Слоэн Н. Дж. А. Теория кодов, исправляющих ошибки: Пер. с англ. –М.: Связь, 1979. С. 12-46.

  6. Брой М. Информатика. Основополагающее введение: В 4-х ч. Ч. 2./Пер. с нем. – М.: Диалог-МИФИ, 1998. С 25-31.

  7. Гаврилов Г.П., Сапоженко А.А. Задачи и упражнения по курсу дискретной математики. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2005. С. 246-257

  8. Романец Ю.В., Тимофеев П.А., Шаньгин В.Ф. Защита информации в компьютерных системах и сетях. М.: Радио и связь, 2001. С. 31-36, 154-156.


Тема 4. Хранение и поиск информации.

Основные виды задач поиска. Описание запросов и объектов поиска. Модели информационного поиска. Структуры хранения данных и методы доступа. Взаимосвязь способов хранения и эффективности поиска. Основы технологии баз данных. Модели данных, реляционная модель данных. Реляционная алгебра. Запросы в виде реляционных выражений. Эквивалентность, сложность и оптимизация запросов.



Основная литература

  1. Кнут Д.Э. Искусство программирования, том 3. Сортировка и поиск, 2-е изд. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2000.С. 425-429.

Дополнительная литература

  1. Сэлтон Г. Автоматическая обработка, хранение и поиск информации. И.: Советское ранио, 1973. С. 252-276.

  2. Капитонова Ю.В., Кривой С.Л., Летичевский А.А., Луцкий Г.М. Лекции по дискретной математике. - СПб.: БХВ-Петербург, 2004, с. 462-471.

  3. Дейт К.Дж. Введение в системы баз данных М.: Вильямс, 2008, с. 241-288.

  4. Конноли Т., Бегг К., Базы данных: проектирование, реализация, сопровождение. М.: Издательский дом «Вильямс», 2003, с. 138-151.


Тема 5. Обработка информации

Понятие алгоритма и его свойства. Способы формальной записи алгоритмов. Моделирование процессов обработки данных конечными автоматами. Распределенная обработка информации и проблемы взаимодействия параллельно выполняемых процессов обработки. Методы описания и анализа процессов распределенной обработки, Сети Петри. Основные задачи, решаемые с использованием сетей Петри (ограниченность, активность, достижимость, покрываемость). Дерево достижимости и матричный метод анализа сетей Петри. Язык сети Петри.



Основная литература

  1. Информатика: в 2 ч. Ч. 1:учебник / С.В.Назаров и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. С. 170-198.

  2. Новиков Ф.А. Дискретная математика для программистов – СПб.: Питер 2006. с. 172-177.

Дополнительная литература

  1. Бауэр Ф.Л., Гооз Г. Информатика. Вводный курс: В 2-х ч. Ч. 1. Пер. с нем. – М.: Мир, 1990. С. 66-75.

  2. Брой М. Информатика. Основополагающее введение: В 4-х ч. Ч. 1. /Пер. с нем. – М.: Диалог-МИФИ, 1996. С 40-46.

  3. Биркгоф Г., Барти Т. Современная прикладная алгебра. 2-е изд., стер. СПб.: Издательство «Лань», 2005. С. 73-109.

  4. Котов В.Е. Сети Петри. М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1984. С. 9-34.

  5. Питерсон Дж. Теория сетей Петри и моделирование систем. /Пер. с англ. – М.: Мир, 1984. С. 36-67, 79-113.

  6. Брой М. Информатика. Основополагающее введение: В 4-х ч. Ч. 3./Пер. с нем. – М.: Диалог-МИФИ, 1996. С 39-52.

  7. Брой М., Румпе Б. Введение в информатику: сборник задач. /Пер. с нем. – М.: Научный мир, Диалог-МИФИ, 2000. С. 123-126.

  8. Хопкрофт Д.Э.,Мотвани Р., Ульман Д.Д. Введение в теорию автоматов, языков и вычислений, 2-е изд., :Пер. с англ. – М.: Вильямс, 2002. С. 53-69.


5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами


№ п/п

Наименование обеспе-чиваемых (последую-щих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8



1

Основы формальной лингвистики

1

2

5



















2

Базы, данных

2

3

4

5
















3

Информационная безопасность

2

3

5



















4

Распределенные системы

3

4

5



















5

Архитектура корпоративных информационных систем

4

5























5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.


Лаб.

зан.


Семин.

СРС

Все-го

1

Информация

4













4

2

Представление информации

10







10




20

3

Передача информации

12







12




24

4

Хранение и поиск информации

8







8




16

5

Обработка информации

12







12




24


6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература перечислена в п.5.1. программы

б) дополнительная литература перечислена в п.5.1. программы

в) программное обеспечение: Microsoft Office (для выполнения домашнего задания)


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины: аудитории для проведения лекций и практических занятий, доступ в сеть Internet (для выполнения домашнего задания)
8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Изучение дисциплины направлено на получение студентами теоретических знаний в области информатики и информационных процессов в живой природе, обществе и технике, необходимых при создании новых прикладных информационных технологий и систем.

В результате изучения дисциплин студенты получают знания об основных формах представления информации, процессах передачи сообщений, методах хранения, поиска и обработки информации. Дается представление о проблемах и основных направлениях развития информационных технологий и систем. Студентами изучаются принципы построения информационных систем и возможные варианты реализации в них информационных технологий. В процессе изучения дисциплины студенты овладевают способами и средствами формального описания и исследования информационных процессов. Формируются умения выбрать подходящие математические модели для описания конкретных информационных технологий; осуществлять примерную количественную оценку их предельных возможностей и выбирать для реальных условий применения наиболее подходящие технологии.

Дисциплина изучается на лекциях и практических занятиях. В рамках каждой темы последовательность занятий направлена на поддержание качественных изменений в освоении изучаемого материала от пассивных форм восприятия к активным. Указанные изменения реализуются через последовательность от рассказа к показу, от показа к упражнению, от упражнения к самостоятельному применению полученных знаний.

На лекциях рассматриваются теоретические вопросы информационных технологий и основополагающие принципы построения информационных систем.

Лекции строятся на систематическом последовательном устном изложении преподавателем учебного материала, представляющего логически законченное целое.

Основные цели лекций:

- систематизировать основные научные знания в области фундаментальных основ информационных технологий;

- создать теоретические предпосылки для практического применения информационных технологий при разработке прикладных систем для управления, бизнеса и других сфер деятельности.

- ознакомить студентов с особенностями использования информационных технологий в различных прикладных областях человеческой деятельности;

- раскрыть принципы построения информационных систем, основные этапы и методы обработки информации.

Практические занятия проводятся с целью освоения новых понятий, связанных с различными информационными технологиями, приобретения навыков формальных методов описания и анализа информационных процессов. В рамках занятий производится анализ типовых ошибок, допущенных при выполнении письменных контрольных тестов и контрольных домашних заданий, рассматриваются наиболее удачные варианты решений. Студенты привлекаются к разбору и сравнительному анализу предлагаемых вариантов решения задач. На практических занятиях проводится устный опрос с целью контроля уровня освоения дисциплины. Кроме того, могут проводиться письменные контрольные тесты по каждой теме. Объем заданий на тестирование определяется преподавателем из расчета их выполнения в течение 15 – 25 минут.

В процессе самостоятельной работы студенты отрабатывают теоретические положения, изложенные на лекциях, анализируют решения задач, рассмотренных на практических занятиях. Для отдельных примеров, изучаемых на занятиях, студенты выполняют программную реализацию на алгоритмических языках С или VBA (Excel). В ходе самостоятельной работы студенты выполняют контрольные домашние задания. Задания носят индивидуальный характер. На каждое контрольное домашнее задание выносится несколько задач в зависимости от сложности темы.

8.1. Формы контроля и структура итоговой оценки


  1. Контрольная работа.

  2. Домашнее задание.

  3. Зачет.

  4. Экзамен

    1. Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из оценок за:

  • работу на аудиторных занятиях;

  • контрольную работу;

  • домашнее задание;

  • ответ на зачете.

Критерии оценивания

Итоговая оценка «О» формируется следующим образом:



О = 0,15 О1 + 0,2 О2 + 0,15 О3 + 0,2 О4 + 0,3 О5,

где:


О1 – оценка за работу на аудиторных занятиях;

О2 – оценка за контрольную работу;

О3 – оценка за домашнее задание

О4 – оценка за ответ на зачёте.

О5 – оценка за ответ на экзамене.



    1. Тематика заданий по различным формам текущего контроля:

  • Основные свойства информации.

  • Вычисление энтропии конечного вероятностного источника.

  • Построение кодового дерева по заданному множеству кодовых слов.

  • Проверка существования префиксного кода с заданными длинами кодовых слов с использованием неравенства Крафта.

  • Кодирование двоичным кодом Фано множества сообщений (для различного числа сообщений и частот их появления).

  • Определение средней длины слова для заданного кода и частоты появления сообщений источника.

  • Кодирование методом Хаффмена заданного конечного источника.

  • Нахождение точек шара радиуса r в пространстве (для различных значений r и n).

  • Вычисление числа точек в сфере радиуса r в пространстве (для различных значений r и n).

  • Вычисление числа точек в шаре радиуса r в пространстве (для различных значений r и n).

  • Восстановление комбинаторно-геометрического описания точечного изображения по фрагментам, представленным структурными параметрами (при условии пропуска не более заданного числа точек изображения).

  • Нахождение комбинаторно-геометрического описания максимально общих фрагментов точечных изображений, заданных структурными параметрами.

  • Определение кодового расстояния Хемминга для заданного кодового множества.

  • Доказательство неравенства треугольник для расстояния Хемминга.

  • Построение линейного кода по заданной проверочной матрице.

  • По заданной проверочной матрице найти порождающую матрицу.

  • По заданной проверочной матрице произвести разбиение пространства на классы, выбрать лидеров и декодировать заданное сообщение (обнаружить и исправить, если возможно, ошибки).

  • Проверка восстановления синхронизации после ошибки в стартовом бите в процессе передачи заданного сообщения.

  • Используя матричный метод анализа сетей Петри, решить задачу о достижимости (покрываемости) заданной разметки сети.

  • Проверка возможности тупикового состояния заданной сети Петри.

  • Проверка достижимости заданной разметки сети Петри матричным методом.

  • Понятие информационной системы. Назначение информационных систем.

  • Ресурсы информационных систем.

  • Функции информационных систем.

  • Структура информационной системы.



    1. Домашнее задание по дисциплине «Теоретические основы информатики»

Написать программу, читающую побайтно заданный файл и подсчитывающую число появлений каждого из 256 возможных знаков. Можно использовать программу (макрос inByte) на языке VBA для Excel (содержится в файле hw_tits2008.xls). Исследовать с помощью разработанной программы файлы различных типов (.jpeg, .gif, .bmp, .txt, .doc, .xls, .exe).

Для каждого исследуемого в работе файла сделать следующее:



  • построить диаграмму, показывающую число каждого из 256 байт в исследуемом файле.

  • рассматривая знаки (байты) файла как сообщения, а частоты их появления как вероятности, представить файл как вероятностный источник сообщений. Вычислить энтропию этого источника.

Постараться объяснить наблюдаемые на диаграммах особенности. Основываясь на построенных диаграммах и вычисленных значениях энтропии, указать, какие из рассматриваемых файлов могут быть сжаты в большей степени и почему. Ответы на данные вопросы сформулировать в виде выводов.

В дополнение к описанным действиям разработанная программа должна выполнять аналогичные расчеты только для байтов, соответствующих символам кириллицы и пробелу. Кодовую таблицу CP-1251 для кириллицы можно найти в Internet, например, по адресу http://dll.botik.ru/educ/clerk/Library/Method/kod-tabl.ru.html. Байты, соответствующие латинскому алфавиту и специальные знаки должны игнорироваться. При подсчете не различать прописные и строчные буквы. Программа должна вычислять частоты встречаемости букв кириллицы и энтропию текста, содержащегося в файле. При вычислении энтропии не учитывать знаки, отличные от символов кириллицы и пробела. Допускается выполнение данной части работы с использованием Excel. Распечатать частоты появления букв кириллицы и пробела в тексте.

Используя данные о частотах встречаемости букв русского языка (см. http://www.lg--web.chat.ru/texts.html или http://www.statsoft.ru/home/portal/exchange/textanalysis.htm) дешифрировать зашифрованный текст. При шифровании все знаки, кроме букв и пробела, пропускались, прописные буквы заменялись на строчные. Затем каждый из 33 знаков (32 буквы и пробел) заменялся на другой знак в соответствии с некоторой перестановкой.

Результаты работы представить в виде распечатанного отчета. В электронном виде представить анализируемые файлы и дешифрированный текст, исходные тексты и исполняемые модули программ (если таковые имеются).





    1. Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «Теоретические основы информатики»

  1. Понятие информации.

  2. Основные свойства информации.

  3. Информационные процессы в живой природе, обществе и технике: получение (сбор), передача, обработка (преобразование), хранение и использование информации.

  4. Информация и сообщения, формы сообщений.

  5. Вероятностный подход к определению количества информации, конечный вероятностный источник сообщений. энтропия.

  6. Язык как способ представления информации. Понятие формального языка.

  7. Кодирование знаков и слов. Условия однозначности декодирования.

  8. Префиксный код. Свойства префиксного кода, полный префиксный код. Дерево кода.

  9. Условие существования префиксного кода, неравенство и теорема Крафта.

  10. Построение префиксных кодов, код Фано.

  11. Средняя длина кода, избыточность кодирования, свойства избыточности префиксного кода.

  12. Оптимальное кодирование, свойства оптимальных кодов.

  13. Код Хаффмена, сжатие источника и расщепление кода, оптимальность кода Хаффмена.

  14. Передача информации, общая схема передачи информации, двоичный симметричный канал, способы борьбы с помехами в канале.

  15. Геометрическая интерпретация кодов, расстояние Хэмминга, помехоустойчивое кодирование.

  16. Минимальное расстояние кода, коды, обнаруживающее и исправляющие ошибки.

  17. Линейные групповые коды, способы задания, проверочная и порождающая матрицы кода, систематический вид кода.

  18. Связь минимального расстояния линейного кода с проверочной матрицей.

  19. Декодирование линейных кодов, синдром, разбиение пространства Bn на смежные классы, лидеры классов.

  20. Защита информации при передаче, основные угрозы и методы защиты от них.

  21. Симметричная, асимметричная и комбинированная криптосистемы.

  22. Электронная цифровая подпись и принципы ее использования.

  23. Моделирование систем с использованием сетей Петри. Структура сети, разметка сети, функционирование сети.

  24. Свойства сетей Петри безопасность, ограниченность, сохранение, достижимость.

  25. Матричный метод анализа сетей Петри.

  26. Дерево достижимости и его свойства, алгоритм построения дерева, теорема оконечности дерева достижимости (без доказательства). Анализ сетей Петри с использованием дерева достижимости.

  27. Модели информационного поиска.

  28. Моделирование процессов обработки информации конечными автоматами. Способы задания конечных автоматов.

  29. Эквивалентность конечных автоматов, минимизация числа состояний конечного автомата.

  30. Реляционная модель данных. Отношения, кортежи, атрибуты, домены.

  31. Реляционная алгебра. Поисковые запросы в виде реляционных выражений.

  32. .Операции реляционной алгебры (объединение, пересечение, разность, произведение, проекция, селекция, естественное соединение, деление).

Автор программы:
НИУ-ВШЭ________ ___профессор_______ ________А.П.Кирсанов____

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)




Моцарт потому и стал Моцартом, что работал гораздо больше, чем Сальери. Эта работа доставляла Моцарту удовольствие. Варлам Шаламов
ещё >>