Программа дисциплины "Современные политические идеологии" - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины "Современные политические системы и политические... 4 401.1kb.
Программа дисциплины "Современные политические системы и политические... 4 400.95kb.
Программа дисциплины "Политическая теория" 1 269.74kb.
Программа дисциплины "Современные политические системы и политические... 1 315.22kb.
Программа курса «современные политические идеологии» 3 416.3kb.
Литература для подготовки к кандидатскому минимуму по специальности 23. 1 36.62kb.
Программа дисциплины «Профилактика и разрешение конфликтов» 5 384.52kb.
Программа дисциплины современные проблемы химической физики Цикл дс 1 75.69kb.
Программа дисциплины "Конституционное право и политические институты" 5 476.27kb.
Учебная программа Дисциплины р7 «Программирование в unix» 1 77.01kb.
Программа спецкурса «социология идеологии» 1 283.12kb.
Эволюция политики Европейского союза в отношении Украины 8 1074.01kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа дисциплины "Современные политические идеологии" - страница №1/1




Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины "Современные политические идеологии" для направления 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра





Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет прикладной политологии



Программа дисциплины

«Политическая теория»




для направления 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра

Авторы программы:

Мусихин Г.И., д.полит.н, профессор gmusikhin@hse.ru


Одобрена на заседании кафедры теории политики и политического анализа «___»______ 201_ г

Зав. кафедрой д.п.н., проф. Г.И. Мусихин


Рекомендована секцией УМС «Политология» «___»____________ 201_ г

Председатель к.полит.н. М.Г.Миронюк


Утверждена УС факультета прикладной политологии «___»_____________201_ г.

Ученый секретарь д.фил.н. М.А. Пильгун ________________________

Москва, 201_

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра (2 курс), изучающих дисциплину «Современные политические идеологии».

Программа разработана в соответствии с:


  • Образовательным стандартом НИУ ВШЭ 2011 г.

  • Образовательной программой 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки/ специальности 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра, специализаций «Политический анализ» и «Политическое правление», утвержденным в 2011г.

2Цели освоения дисциплины


Цель освоения дисциплины «Современные политические идеологии»: формирование целостной картины ценностного измерения современной политики, позволяющее студентам-политологам распознавать ключевые идеологии, а также их комбинации в современных условиях фрагментации политического мира.

3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать основные понятия и термины, используемые для характеристики политических идеологий, основные источники, формирующие теоретическую базу современных политических идеологий.

  • Уметь распознавать идеологические конструкции в политических текстах и несемантических источниках информации, анализировать соотношение идеологических установок с реальным политическим курсом.

  • Иметь навыки работы с текстовой и иной информацией на предмет поиска и анализа ключевых идеологических конструктов современности.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Общекультурные компетенции

ОК-1,

ОК-2,


ОК-3,

ОК-4,


ОК-5

- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, способность логически верно и аргументировано строить различные виды речи;

- свободно владеть литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной и научной речи; уметь создавать и редактировать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний;

- владеть иностранным языком на уровне, достаточном для профессионального общения; для поиска и анализа иностранных источников информации;

- способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;

- способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества;


Профессиональные компетенции

ПК-1

ПК-2


ПК-3

ПК-4


ПК-5


- способность к участию в научных исследованиях политических процессов и отношений, владение методами анализа и интерпретации представлений о политических явлениях на различных уровнях организации мира;

- понимание методов современной политической науки и возможность их применения в политологических исследованиях;

- владение методологией анализа современных политологических доктрин и подходов, способность к участию в исследовательской работе в области теории политики;

- знание основных этапов и характеристик политической истории России и зарубежных стран, особенностей исторических традиций в политическом развитии, владение навыками политического анализа исторических процессов;

- знание основных учений и концепций зарубежной и отечественной политической мысли, способен анализировать оригинальные научные тексты и содержащиеся в них смысловые конструкции;



4Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин базовой (общепрофессиональной) части

Для специализаций «Политический анализ» и «Политическое управление» настоящая дисциплина является базовой.


Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • История политических учений

  • Категории политической науки

  • Политическая теория

  • Современная политическая философия

  • Теория государства и права



Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • Знания в области истории политических учений

  • Знания о ключевых категориях политической науки

  • Английский язык (в объеме курса средней школы)

  • Логика и теория аргументации (в объеме университетской базовой компоненты Б.1.Б.)



Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении дисциплин профессионального цикла:

  • Политическая теория

  • Сравнительная политика

  • Современная политическая философия

  • Современная российская политика

  • Мировая политика и международные отношения


5Тематический план учебной дисциплины


№ п/п

Наименование темы

Количество часов

Всего

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

1

Идеология: основные подходы и интерпретации

4


4

2


9

2

Социальные функции идеологии

4


4

2


7

3

Происхождение идеологий, идеологический спектр

4


4

2

9

4

Либерализм

4


6

4

9

5

Консерватизм

2


4

2


9

6

Социализм

6


4

2


7

7

Марксизм

6


4


2

9

8

Национализм

2


4


2

7

9

Фашизм

2

4

2

9

10

Анархизм




4

2

8

11

Фундаментализм




4

2

9

Итого




162

46

24

92



6Формы контроля знаний студентов





Тип контроля

Форма контроля

1 год

2 год

Кафедра

Параметры **

1

2

3

4

1

2

3

4

Текущий

(неделя)


Контрольная работа на семинарах




























Письменная работа 10 минут







*

*



















Эссе










*
















15 тыс. знаков с пробелами

Контрольная работа







*



















Письменный тест 120 мин.

Итоговый

Экзамен











*
















Письменный тест 120 мин.



6.1Критерии оценки знаний, навыков


Текущий контроль осуществляется в процессе обсуждения дискуссионных моментов излагаемого материала в ходе семинарских занятий. Активность на семинарах в форме устной презентации является одним из компонентов общей оценки.

По результатам каждого семинара активность студентов оценивается по схеме: 1 балл – студенту, давшему наибольшее количество содержательных ответов, 0,9 балла – студенту, занявшему второе место по числу содержательных ответов, 0,8 балла – студенту, занявшему третье место и т.д. При совпадении числа содержательных ответов соответствующий балл ставится всем студентам, достигшим одинакового результата. По итогам всех семинаров баллы за содержательные ответы суммируются.

В целях практического закрепления и более глубокого понимания изученного материала студенты выполняют тестовые задания, представляющие собой краткие закрытые или открытые вопросы по содержанию заданных к прочтению текстов. Максимальная оценка, получаемая за каждый тест – 10 баллов. Итоговая оценка за тесты высчитывается как среднее арифметическое по всем тестовым заданиям. В случае отсутствия студента на семинаре или не написания теста выставляется 0 баллов.

Структура оценки за семинар: Wсем = Wответы * (0,4) + Wтесты* (0,4)+ Wпосещаемость *(0,2), где

Wответы ответы на всех семинарах, в баллах, максимум – 12 баллов

Wтесты средняя оценка за все тесты, максимум – 10 баллов

Wпосещаемость оценка за посещаемость (максимум – 10, оценивается пропорционально числу посещенных занятий).

Максимально возможная оценка за семинар – 10,8 баллов.

По итогам курса необходимо представить эссе по одной из предлагаемых тем в объеме до 15 тыс. знаков с пробелами. Дата сдачи эссе устанавливается преподавателем. За каждый день просрочки в сдаче эссе снимается 0,2 балла. Оценка, полученная за эссе, не исправляется.

Структура оценки за эссе



Постановка проблематики исследования

Достоинства основного содержания работы

Обоснованность выводов работы







актуальность

проблема исследования

объект

Предмет

цель

задачи

четкость внутренней структуры работы

Ясность

последовательность

широта привлекаемых источников

самостоятельность и оригинальность мысли

Итог

0,50

1,50

0,50

0,50

0,50

0,50

1,00

0,50

0,50

1,00

2,00

1,00

10

Экзамен проводится в форме письменного теста. Величина оценки прямо пропорциональна числу правильных ответов.

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

7Содержание дисциплины


Тема 1. Идеология: основные подходы и интерпретации

Три этапа историко-логической эволюции понятия идеология. Идеология как «ложное сознание». Марксистский подход к идеологии. Связь идеологии и стилей мышления. Идеология и утопия.

Современные подходы к идеологии: позитивизм, феноменология, иррационализм, критическая теория.

«Конец идеологии» или «назад к идеологии»?



Основная литература:

Категории политической науки. М., 2002, с. 519-526.

Freeden M. Theorizing About Ideological Morphology // Freeden M. Ideologies and Political Theory. Oxford, 1998, pp. 13-47.

Дополнительная литература:

Мангейм К. Идеология и утопия // Мангейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994.

Матц У. Идеология как детерминанта политики в эпоху модерна // Полис. 1992. № 1-2.

Утопия и утопическое мышление. М., 1991.

Шацкий Е. Утопия и традиция. М, 1990.
Тема 2. Социальные функции идеологии.

Когнитивная функция идеологии. Легитимизирующая функция идеологии. Нормативная функция идеологии. Интеграционная функция идеологии. Мобилизационная функция идеологии.



Основная литература:

Категории политической науки. М., 2002, с. 533-538.



Дополнительная литература:

Капустин Б.Г. Идеология и политика в посткоммунистической России. М., 2000.

Малинова О.Ю. Партийные идеологии в России: атрибут или антураж? // Полис. 2001. № 5.

Мангейм К. Идеология и утопия // Мангейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994.

Тузиков А.Р. Масс-медиа: идеология видимая и невидимая // Полис. 2002. № 5.

Social and Psychological Bases of Ideology and System Justification / Ed. by Jost J. T., Kay A. C. N.Y., 2009. (Доступ через электронные ресурсы ГУ-ВШЭ).


Тема 3. Происхождение идеологий, идеологический спектр.

Общий социально-политический кризис как причина появления любой идеологии. Носители новой идеологии.

Внутренняя структура идеологий. Ядро идеологии и ситуативная оболочка.

Догматизация и рутинизация идеологий.

Логическая упорядоченность идеологического спектра. Два смысла идеологического спектра. Оси локализации идеологий.

Основная литература:

Категории политической науки. М., 2002, с. 533-538.



Дополнительная литература:

Алексеева Т.А., Капустин Б.Г., Пантин И.К. Перспективы интегративной идеологии // Полис. 1997. № 3.

Ильин М.В. Умножение идеологий, или проблема переводимости политического сознания // Полис. 1997. № 4.

Мангейм К. Идеология и утопия // Мангейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994.

Соловьев А.И. Политическая идеология: логика исторической эволюции // Полис. 2001. № 2.

Urbinati N. The Historian and the Ideologist // Political Theory. 2005. № 1. (Доступ через электронные ресурсы ГУ-ВШЭ).


Тема 4. Либерализм.

Понятие либерализма. Эпоха Нового времени – период наступления либерализма в экономике, политике, социальной жизни. Либерализм как универсальная концепция, основанная на человеческом разуме и доброй воле человека.

Антиномии либерализма: проблема «естественных и равных» прав человека; проблема собственности; проблема равенства возможностей.

Становление принципов либерализма.

Утилитаризм и формирование социального либерализма в XX веке.

Современный либерализм как всеобщая публичная философия Запада.



Основная литература:

Категории политической науки. М., 2002, с. 538-542.

Freeden M. Liberalism: The Dominant Ideology // Freeden M. Ideologies and Political Theory. Oxford, 1998, pp. 141-177.

Дополнительная литература:

Алексеева Т.А. Либерализм как политическая идеология // Полития. 2000. № 1.

Капустин Б.Г., Клямкин И.М. Либеральные ценности в сознании россиян // Полис. 1994. № 1.

Кара-Мурза А.А. Либерализм против хаоса (основные интенции либеральной идеологии на Западе и в России) // Политическая наука в России: интеллектуальный поиск и реальность. М., 2000.

Мизес Л. фон Либерализм. М., 2001.

Опыт русского либерализма. Антология. М., 1997.

Рормозер Г. Кризис либерализма. М., 1996.

Современный либерализм: Ролз, Берлин, Дворкин, Кимлика, Сэндел, Тейлор, Уолдрон. М., 1998.

Федотова В.Г. Третий путь // Свободная мысль – XXI. 2002. № 2.

Шапиро И. Введение в типологию либерализма // Полис. 1994. № 3.

Шацкий Е. Протолиберализм: автономия личности и гражданское общество // Полис. 1997. № 5,6.

Hardin R. Liberalism, Constitutionalism, and Democracy. 1999. (Доступ через электронные ресурсы ГУ-ВШЭ).

Widerquist K. A dilemma for libertarianism // Politics Philosophy & Economics 2009; № 8; vol. 43. (Доступ через электронные ресурсы ГУ-ВШЭ).

Franco P. The Shapes of Liberal Thought: Oakeshott, Berlin, and Liberalism // Political Theory 2003, №. 4. (Доступ через электронные ресурсы ГУ-ВШЭ).

Taylor R.S. Kantian Personal Autonomy // Political Theory 2005, № 1. (Доступ через электронные ресурсы ГУ-ВШЭ).
Тема 5. Консерватизм.

Три смысла понятия консерватизм.

Три подхода к консерватизму: исторический, ценностный, ситуационный.

Взгляды Э.Бёрка как основа консервативного мировоззрения.

Национальные разновидности консерватизма: Германия, Франция, США, Россия.

Современный консерватизм и «консервативная волна»: «либерализация» консерватизма?

Традиционалистское и индивидуалистическое направления современного консерватизма. Консервативный капитализм.

Основная литература:

Категории политической науки. М., 2002, с. 543-547.

Freeden M. The Adaptability of Conservatism // Freeden M. Ideologies and Political Theory. Oxford, 1998, pp, 317-347.

Дополнительная литература:

Бёрк Э. Размышления о революции во Франции. М., 1993.

Гарбузов В.Н. Консерватизм: понятие и типология (историографический обзор) // Полис. 1995, № 4.

Мангейм К. Консервативная мысль // Мангейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994.

Мусихин Г.И. Россия в немецком зеркале (сравнительный анализ германского и российского консерватизма). СПб., 2002.

Оукшот М. Рационализм в политике и другие статьи. М., 2002.

Рормозер Г., Френкин А.А. Новый консерватизм: вызов для России. М., 1996.

Green E. H. H. Ideologies of Conservatism. Oxford, 2004. (Доступ через электронные ресурсы ГУ-ВШЭ).


Тема 6. Социализм.

Многозначность понятия социализм.

«Молодость» социализма как идеологии. Рождение социализма как утопии: от идеи общественного потребления к идее общественной собственности и производства. Эгалитаризм как неотъемлемая часть социализма.

Критика капиталистического производства и концентрации частной собственности как результата неэквивалентного обмена.

Конфликт марксизма и социал-реформизма.

Социал-демократия и государство всеобщего благоденствия. Модель демократического социализма.

Кризис социал-реформизма в конце 1970-х годов.

Основная литература:

Категории политической науки. М., 2002, с. 548-559.

Freeden M. Socialism: The Containment of Transcendence // Freeden M. Ideologies and Political Theory. Oxford, 1998.

Дополнительная литература:

Бернштейн Э. Возможен ли научный социализм // Антология мировой политической мысли. Т. 2, М., 2002.

Данилевич И. В. Социал-демократия на грани веков.

Задорожнюк Э. Г. Социал-демократия в Центральной Европе. М., 2000.

Морозов В. Е. Идеология шведской социал-демократии и европейская интеграция. СПб., 1998.

Росселли К. Либеральный социализм. Рим, 1989.

Создавая социальную демократию. Сто лет Социал - демократической рабочей партии Швеции. М., 2001.

Швейцер В. Я. Современная социал-демократия. М., 1990.

Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. М., 1995.
Тема 7. Марксизм.

Притязания марксизма на роль всеохватывающей социальной теории, образа мира и политической доктрины.

Концепция решающей роли классовой борьбы в развитии общества. Описание капитализма как финальной стадии в развитии классовых обществ.

Раскол марксизма на несколько направлений. Советская версия марксизма как идеология тоталитарного общества.

Развитие марксизма как критической теории общества. Ослабление марксизма как политической доктрины.

Основная литература:

Категории политической науки. М., 2002, с. 548-559.



Дополнительная литература:

Каутский К. Диктатура пролетариата; От демократии к государственному рабству; Большевизи в тупике. М., 2002.

Ленин В.И. Тезисы и доклад "О буржуазной демократии и диктатуре пролетариата" // Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т.7.

Лукач, Г. Статьи и письма об этике и политике; Роль морали в коммунистическом производстве; Большевизм как моральная проблема; Тактика и этика // Мораль в политике : хрестоматия: учеб. пособие для вузов. М., 2004.

Мао Цзэдун О новой демократии // Антология мировой политической мысли. Т. 2. М., 1997.

Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 4.

Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 3.

Маркузе, Г. Одномерный человек : исследование идеологии Развитого Индустриального Общества.М., 1994.

Хоркхаймер, М. Неомарксизм Франкфуртской школы // История социологии XX века: избранные темы. М., 2005.

Katznelson I. Marxism and the City. N.Y., 1993. (Доступ через электронные ресурсы ГУ-ВШЭ).


Тема 8. Национализм.

Сложность пространственной дифференциации национализма: использование его элементов многими идеологиями.

Различение национализма и патриотизма. Связь национализма и романтизма.

Проблема соотношения нации и государства. Формирование нации-государства. Национализм как политический принцип.

Этапы становления национализма. Всплеск национализма после распада коммунистических систем.

Основная литература:

Категории политической науки. М., 2002, с. 560-568.



Дополнительная литература:

Андерсон Б. Нации и национализм. М., 2002.

Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1991.

Пастухов В.Б. Конец русской идеологии (Новый курс или новый Путь?) // Полис. 2001. № 1.

Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 года. СПб., 1998.

Хрестоматия к учебному пособию по курсу: "Политический национализм: история и теории". М.

Этнос и политика. Хрестоматия. М., 2000.

Янов А. Л. Патриотизм и национализм в России. 1825-1921. М., 2002.

Ng A. Nationalism and Political Liberty. Oxford, 2004. (Доступ через электронные ресурсы ГУ-ВШЭ).
Тема 9. Фашизм.

Однозначно негативный смысл и оценка фашизма.

Возникновение фашизма как правого авторитаризма.

Фашистский пафос отрицания. Доктрина и цели фашизма. Особенность фашистской организации и фашистского стиля.

Итальянский фашизм и немецкий нацизм как идеальные типы фашистской идеологии.

Трактовки природы фашизма: марксизм, социальная психология, теория модернизации, теория тоталитаризма.

Фашизм после 1945 года.

Основная литература:

Категории политической науки. М., 2002, с. 569-575.



Дополнительная литература:

Муссолини Б. Доктрина фашизма // Антология мировой политической мысли. Т.2. М., 1997.

Нольте Э. Фашизм в его эпохе. Новосибирск, 2001.

Нольте Э. Европейская гражданская война (1917-1945). Национал-социализм и большевизм. М., 2003.

Райх В. Психология масс и фашизм. М., 2004
10. Анархизм

Анархизм как антигосударственническая идеология.

Уничтожение институтов власти как универсальный способ достижения равенства и свободы.

Бакунин: коллективистская версия анархизма. Кропоткин: коммунистическая версия анархизма.

Маргинализация анархизма в современном мире. Анархизм как альтернативная культура.

Основная литература:

Категории политической науки. М., 2002, с. 574-582.



Дополнительная литература:

Бакунин М.А. Федерализм, социализм и антитеологизм // Антология мировой политической мысли. Т.4. М., 1997.

Бакунин М.А. Государственность и анархия // Антология мировой политической мысли. Т.4. М., 1997.

Кропоткин П.А. Современная наука и анархизм // Антология мировой политической мысли. Т.4. М., 1997.

Кропоткин П.А. Государство и его роль в истории // Антология мировой политической мысли. Т.4. М., 1997.

Мамут Л. С. Этатизм и анархизм как типы политического сознания : домарксистский период. М., 1989.

Штирнер М. Единственный и его собственность. М., 2001.
11. Фундаментализм

Различение традиционализма и фундаментализма.

Вестернизация и секуляризация как стимуляторы фундаментализма, апеллирующего к базовым религиозным текстам.

Сложность изучения фундаментализма: новое явление, имеет разнообразный политический характер.

Исламский фундаментализм: нет противоречия между религией и прогрессом, есть противоречие между религией и вестернизацией. Ислам не только как вера и религиозный ритуал, но и основа политического порядка.

Христианский фундаментализм – порождение североамериканского протестантизма. Три принципа христианского фундаментализма.

Иудейский фундаментализм: основа – не религиозный текст, а сионистское движение. Влияние фундаменталистского меньшинства на политическую жизнь Израиля.

Основная литература:

Фундаментализм : Статьи. М., 2003.



Дополнительная литература:

Волков А. Б. Религиозный фундаментализм в Израиле и палестинская проблема. М., 1999.

Ефимов В. Исламский фундаментализм: угроза для России? // Свобод. мысль. 1993. № 16.

Кудряшова И. В. Фундаментализм в пространстве современного мира // Полис. 2002, № 1.

Schimmel S. The Tenacity of Unreasonable Beliefs: Fundamentalism and the Fear of Truth. Oxford, 2008. (Доступ через электронные ресурсы ГУ-ВШЭ).



8Образовательные технологии


Курс «Политическая теория» предполагает сочетание лекций и семинарских занятий. Семинары проводятся как интерактивные беседы преподавателя со студентами. В ходе семинаров возможно контрольное тестирование по содержанию заданных к прочтению текстов.

9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1Тематика заданий текущего контроля


Пример вопроса для контрольного тестирования на семинаре:

  1. 1) За что К.Маркс и Ф.Энгельс называют младогегельянцев «величайшими консерваторами»? Выберите один правильный ответ.

  • Младогегельянцы считают, что в существующем мире господствует религия, и тем самым поддерживают традиционный уклад жизни

  • Младогегельянцы с помощью фраз борются не с реальными социальными группами, а с фразами, и, соответственно, никак не меняют материального мира

  • Младогегельянцы выступают против марксисткой критики капитала, следовательно, поддерживают господство буржуазии


9.2Темы эссе


1. Экономические и психологические основания идеологии: сравнительный анализ концепций К.Маркса и В.Парето.

2. Идеология как функция от праксиса и исторического контекста: сравнительный анализ концепций К.Маркса и К.Маннгейма.

3. «Новые идеологии» - действительная новизна и заимствования (на примере идеологии партии «Die Grünen» в Германии).

4. Соотношение плюрализма ценностей и личной автономии в идеологии либерализма.

5. Соотношение равенства и свободы в идеологии социализма.

6. Взаимодействие капитализма и идей равенства прав человека.

7. Конфликт индивидуальной свободы и широкой социальной политики.

8. Консерватизм как «философия несовершенства».

9. Консерватизм: взаимоотношения свободы и порядка.

10. Справедливость как категория либерализма: сравнение концепций Дж.Роулса и Р.Нозика.

11. Анархизм и марксизм: общее и особенное.

12. Влияние анархизма на антиглобализм.

13. Возможен ли феминистский социализм?

14. Феминистская критика либерализма.

15. Взаимодействие экологизма с другими идеологиями.

16. Взаимодействие фундаментализма и модернизации.

17. Взаимодействие фундаменталистского и цивилизационного компонентов.

18. Сущность и характерные черты идеологии и политики германской христианской демократии.

19. Характерные черты идеологии и политики немецкой социал-демократии.

20. Характерные черты идеологии и политики французских социалистов.

21. Характерные черты идеологии французских националистов.

22. Консерватизм в современной России: национальные особенности vs. базовые принципы стиля мышления.

23. Особенности современного российского национализма: анализ националистических лозунгов избирательной кампании в Государственную Думу в 2011г.

24. Современный российский либерализм: проявление либеральных ценностей в партийных программах (по материалам избирательной кампании в Государственную Думу 2011г.).

25. КПРФ между марксизмом и социализмом: эволюция партийной идеологии (по материалам избирательной кампании в Государственную Думу 2003г., 2007г. и 2011г.).

26. Левый поворот в публичной политике США: анализ идеологии движения «Occupy Wall Street».

27. Партийные идеологические расколы в США на примере движения Tea Party.

28. Характерные черты идеологии и политики английских лейбористов (на материале парламентских выборов в Великобритании 2010г.).

29. Характерные черты идеологии английского консерватизма (на материале парламентских выборов в Великобритании 2010г.).

30. Американский неоконсерватизм в период президентства Б.Обамы: идеологический кризис или реанимация идеи?


9.3Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Вопросы для оценки качества освоения дисциплины являются общими и не совпадают с вопросами экзаменационного теста, которые являются более конкретными. Основная масса вопросов экзаменационного теста является открытыми и требует написания ответа, а не выбора из предоставленных вариантов.

В чем сущность понятия идеологии?

Почему идеология есть «ложное сознание»?

В чем состоит оценка идеологии, данная К.Марксом?

Как соотносятся идеология и утопия в концепции К.Мангейма?

Каковы функции идеологии?

Каковы закономерности возникновения идеологий?

Какова внутренняя структура идеологий?

По каким критериям выстраивается идеологический спектр?

В чем состоит универсальность либерализма?

В чем заключаются антиномии либерализма?

Каковы причины появления социального либерализма?

Почему либерализм как партийное течение переживает кризис?

В чем особенность современного российского либерализма?

В чем состоит антиуниверсалистский пафос консерватизма?

Какие существуют подходы к сущности консерватизма?

Почему консерватизм изначально имеет неповторимые национальные особенности?

Каковы черты современного консерватизма?

Почему нет консерватизма в современной России?

Почему социализм стал идеологическим оппонентом либерализма?

В чем суть идеологического размежевания социал-реформизма и революционного марксизма?

В чем состоит суть демократического социализма?

Перспективы социал-демократии в России.

Какова структура марксистской теории?

Почему марксизм получил широкое распространение в начале ХХ века?

Причины раскола марксизма.

В чем особенности большевистской версии марксизма?

Каковы черты неомарксизма?

Почему национализм не поддается четкой идеологической идентификации?

Как соотносится национальный и государственный принципы?

Каковы этапы развития национализма?

Почему с распадом коммунистических систем возросла опасность национализма?

В чем состоит особенность фашистской доктрины?

Почему фашизм нельзя считать радикальной разновидностью консерватизма?

В чем состоят сходства и различия итальянского фашизма и германского нацизма?

Каковы подходы к природе фашизма?

В чем состоит антигосударственнический пафос анархизма?

В чем состоят сходства и различия взглядов Бакунина и Кропоткина?

Какова взаимосвязь анархизма и левого экстремизма?

Почему религиозный фундаментализм нельзя отождествлять с традиционализмом?

Каковы причины появления исламского фундаментализма?

В чем состоят принципы христианского фундаментализма?

Каковы сосбенности возникновения иудейского фундаментализма?

Каков механизм влияния иудейского фундаментализма на политическую жизнь Израиля?


10Порядок формирования оценок по дисциплине


Структура итоговой оценки: Wобщая = Wконтрольная * (0,1) + Wэссе * (0,3) + Wсеминары* (0,3)+ Wэкзамен *(0,3), где

Wконтрольная

Оценка за промежуточную контрольную, максимум – 10 баллов

Wэссе

Оценка за эссе в баллах, максимум – 10 баллов

Wсеминары

Оценка за семинары, максимум – 10,8 баллов

Wэкзамен

Оценка за экзамен, максимум – 10 баллов

В случае получения неудовлетворительной оценки за итоговый экзаменационный тест, студенту ставится итоговая неудовлетворительная оценка. Суммирование всех результирующих оценок производится только при получении положительной оценки за итоговый экзаменационный тест.

Пересдача неудовлетворительной оценки допускается только для итогового экзаменационного теста. Все остальные компоненты итоговой оценки пересдаче не подлежат.

Способ округления накопленной итоговой оценки арифметический (>0,5 = 1)

В диплом ставится оценка за итоговый контроль, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине.

11Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

11.1Базовый учебник


Категории политической науки. М., 2002.

11.2Основная литература


Указана для каждой темы.

11.3Дополнительная литература


Указана для каждой темы

11.4Справочники, словари, энциклопедии

11.5Программные средства


Для успешного освоения дисциплины, студент использует следующие программные средства:

  • Текстовый редактор MS Word (рекомендуются версии 2003-2010) или любой другой из свободно распространяемого ПО (напр., Libre Office, OpenOffice.Org)

11.6Дистанционная поддержка дисциплины:


Для связи с преподавателем используется система LMS Efront: http://lms.hse.ru

Информационные ресурсы и инструменты:



  • Сайт Библиотеки НИУ ВШЭ: http://www.library.hse.ru/

  • http://www.academics.google.com

  • http://www.books.google.com



12Материально-техническое обеспечение дисциплины






Плохо, если твои клипы лучше, чем твои песни. Джордж Бой
ещё >>