Программа дисциплины «Социология общественного мнения» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Контрольная работа на макс 10 стр Тема Социология общественного мнения... 1 20.39kb.
Рабочая программа дисциплины Социология общественного мнения Направление... 1 106.6kb.
Дисциплины опд. Ф. Социологические проблемы изучения общественного... 6 702.02kb.
Программа дисциплины «Коммуникативные технологии формирования общественного... 1 124.15kb.
Из истории опросов общественного мнения в США 2 350.21kb.
Пояснительная записка курс «фактор общественного мнения в современных... 3 442.79kb.
Дмитрий Владиславович Кузнецов 1 274.03kb.
Наименование дисциплины: «Социология труда» Рекомендуется для направления... 1 104.73kb.
Рабочая программа дисциплины социология семьи блок «Общепрофессиональные... 1 231.28kb.
Программа дисциплины «Социология профессий» 1 234.76kb.
Iii международная социологическая конференция "Продолжая Грушина" 3 444.37kb.
И опыт разработки стратегии инновационного развития нижегородского... 4 887.41kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа дисциплины «Социология общественного мнения» - страница №1/1




Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Социология общественного мнения»

для подготовки магистров по направлению 040100.68 «Социология»







Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет социологии

Кафедра Методов сбора и анализа социологической информации


Программа дисциплины «Социология общественного мнения»


для подготовки магистров по направлению 040100.68 "Социология"

Автор программы:

Косова Л.Б., к.т.н., доцент, Lkosova@hse.ru

Одобрена на заседании кафедры Методов сбора и анализа социологической информации

«___»____________ 20 г.

Зав. кафедрой Козина И.М.

Рекомендована секцией УМС "Социология" «___»____________ 20 г

Председатель В.Г. Ледяев
Утверждена УС факультета социологии «___»_____________20 г.

Ученый секретарь Е.В. Надеждина



Москва, 2013

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1.Цели и задачи дисциплины


В курсе рассматриваются основные методологические и методические подходы к изучению общественного мнения, включая теоретические проблемы определения феномена, историю изучения общественного мнения в России и в мире, методы и методики сбора социологической информации, процедуры накопления и дистрибуции исследовательского материала.

Цель курса: освоение студентами теоретических основ процесса изучения общественного мнения, принятых методологий и методик, динамики подходов, процедур накопления и дистрибуции исследовательского материала.

Задачи курса:

  • Знакомство студентов с основными подходами к проблеме определения общественное мнение, процессов его формирования и функционирования.

  • Создание у студентов системных представлений о методологии и методах изучения общественного мнения.

  • Формирование знаний об основных организациях, проводящих исследования общественного мнения в России и за рубежом, их особенностях и специфике работы.

  • Знакомство с международной системой архивирования и дистрибуции накопленного исследовательского материала.

2.Место дисциплины в структуре ООП


Учебный курс «Социология общественного мнения» предназначен для магистров первого года обучения по программе "Комплексный социальный анализ". Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла. Для изучения дисциплины студент должен
знать:

  • специфику социологии как науки, место социологии среди других наук об обществе;

  • основные этапы развития социологической мысли;

  • теоретические основы отраслевых социологических дисциплин;

  • диапазон методов и методик, применяемых в социологических исследованиях, динамику их развития;

  • основные методы анализа социологических данных;

уметь:

  • отбирать и подвергать первичному анализу данные о социальных процессах и социальных общностях,

  • самостоятельно находить дополнительную информацию для подготовки устных выступлений и письменных работ (рефератов, эссе),

  • логически выстраивать последовательную содержательную аргументацию,

  • критически анализировать информационные источники, научные тексты;

  • представлять результаты исследовательской и аналитической работы перед аудиторией;

обладать следующими компетенциями:

  • способностью использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9 – на базовом уровне);

  • способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-10 на базовом уровне);

  • способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-14 на начальном уровне);

  • иностранным языком на уровне, достаточном для поиска и анализа иностранных источников информации (ОК-15 на базовом уровне);

  • способностью применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования (ПК-1 на базовом уровне);

  • способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта (ПК-2 на базовом уровне);

  • способностью и готовностью использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности (ПК-4 на базовом уровне);

  • способностью использовать базовые теоретические знания, практические навыки и умения для участия в научных и научно-прикладных исследованиях, аналитической и консалтинговой деятельности (ПК-10 на базовом уровне).

3.. Требования к результатам освоения дисциплины


В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

  • основные методологические и методические подходы к изучению общественного мнения;

уметь:

  • оценивать качество работы социологических институций;

  • отбирать достоверные и надежные источники социологических данных;

  • применять методы работы с данными с учетом специфики вторичного анализа;

владеть:

  • навыками получения профессиональной информации из различных типов источников.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:


Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (формируется частично)

OK-8

- знает передовые подходы и методы, принятые в предметной области;

- понимает связь с другими исследовательскими дисциплинами




Лекции, чтение литературы из списка литературы

Способность использовать основные исследовательские методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (формируется частично)

ОК-9

- знает основные теоретические подходы к изучению предмета;

- применяет методы статистического анализа данных для решения поставленных задач;

- грамотно интерпретирует результаты статистического анализа данных


Лекции, практические занятия, выполнение самостоятельных работ

Способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (формируется частично)

ОК-10

- видит совокупность общественных проблем;

- умеет сформулировать актуальные социальные задачи на профессиональном языке;

- умеет выделить совокупность методов, необходимых для решения задачи


Лекции, практические занятия, выполнение самостоятельных работ, чтение специальной литературы

Способность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать из с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий (формируется частично)

ПК-2

- умеет выделить «решаемую» задачу из общего потока проблем;

- демонстрирует навыки выбора адекватных методов анализа;

- умеет работать со статистическими пакетами;

- знает источники получения достоверной и надежной информации, в том числе и в режиме удаленного доступа;

- использует источники информации на иностранных языках


Лекции, практические занятия, выполнение самостоятельных работ, чтение литературы на иностранных языках

Способность и готовность участвовать в составлении и оформлении научно-технической документации, научных отчетов, представлять результаты исследовательской работы с учетом особенностей потенциальной аудитории (формируется частично)

ПК-3

- владеет навыками коллективного обсуждения проблемы;

- умеет корректно формулиро-

вать и высказывать критические

замечания;

- владеет средствами компьютерной презентации;

- умеет оформлять полученные результаты в соответствии с принятыми академическими стандартами



Мини-конференции в ходе семинарских занятий, выполнение задний на работу «в команде», выполнение самостоятельных работ

Умение использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (формируется частично)

ПК-5

- использует теоретические знания для интерпретации анализируемых проблем;

- владеет методами статистического анализа данных;

- применяет методы статистического анализа данных для анализа социологических проблем


Лекции, практические занятия, выполнение самостоятельных работ

Умение обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций (формируется частично)

ПК-8

- владеет методами статистического анализа данных;

- применяет методы статистического анализа данных для анализа социологических проблем



Лекции, практические занятия, выполнение самостоятельных работ

4.Объем дисциплины и виды учебной работы





Вид учебной работы

Всего часов

Аудиторные занятия (всего)

28

В том числе:




Лекции

14

Семинары (С)

14

Самостоятельная работа (всего)

116

В том числе:




Эссе

50

Подготовка к зачёту

56

Общая трудоемкость (час.)

144

5.Содержание дисциплины.





Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела



Общественное мнение: социальный феномен, социальный институт, социальный процесс.

Исторические и временные границы возникновения феномена общественного мнения. Динамика понимания и употребления теоретического концепта «общественное мнение» в исследовательском и экспертном сообществе. Модернизация как рамка анализа. Буржуазные революции XVII-XVIII вв., становление национального государства и гражданского общества.

Общественное мнение как социальный институт: механизмы нормативного регулирования, ролевые взаимодействия, функциональные особенности. Место в общей структуре социальных институтов. Специфика взаимодействия с другими социальными институтами.

Проблема идентификации агентов общественного мнения. Многообразие подходов. Толпа, публика, масса, народ, электорат, группа, интеллигенция, интеллектуалы, элита. Лидеры мнений и носители мнений. Традиционные и модерные общества: особенности процессов создания, трансляции, репродукции, консервации образца.




Структура общественного мнения. Общественное мнение и массовое сознание.

Некоторые подходы к структуризации общественного мнения. Статическая структура. Уровни, виды и формы массового сознания. Многомерность общественного мнения: массовые настроения, оценки, стереотипы, установки и т.д. Соотношение социального центра и периферии. Место и значение рациональности, критического анализа, автономной субъективности. Общественное мнение и традиции, нормы, ценности.

Динамическая структура общественного мнения. Единицы измерения социальных процессов (циклы и ритмы). Жизненный цикл.

Деятельностный подход в социологии общественного мнения. Действие и его аналитические типы. Система действия и механизмы ее социокультурной репродукции. Групповые и индивидуальные субъекты действия. Жизненные практики как социологический конструкт.




Факторы трансформации общественного мнения. Общественное мнение и социальный контроль. Общественное мнение и СМИ.

Возможности формирования общественного мнения: факторы и механизмы. Потребности, ценности, интересы как факторы формирования общественного мнения. Проблема культурного авторитета (классика) и влияния ("звезда").

Механизмы формального и неформального контроля. Каналы циркуляции общественного мнения.

Роль СМИ в процессах циркуляции общественного мнения. Актуализация социальной проблематики посредством СМИ, механизмы воздействия. Основные понятия теории коммуникации.

Роль слухов в процессе формирования, распространения и функционирования общественного мнения.

Опросы общественного мнения. Общественное мнение и управленческая деятельность.

ПР-деятельность.





Общественное мнение как фактор социальных трансформаций.

Общественное мнение в системе факторов социальной динамики. Роль общественного мнения в трансформации различных подсистем: политической, социальной, экономической, культурной. Возможности и диапазон влияния.

Взаимосвязь и взаимодействие общественного мнения и «власти»: типология отношений, режимы взаимодействия. Общественное мнение как база социальной политики: зло или благо?

Общественное мнение и становление демократических институтов.




История изучения общественного мнения.

Место опросных методов в предметном поле социологии. Сферы применения социологических исследований. Адольф Кетле. Лорд Джеймс Брайс. «Соломенные опросы». Середина 1930-х годов – время первых научных опросов общественного мнения. Создатели опросных методов: Джордж Гэллап, Арчибальд Кроссли, Элмо Роупер, Хэдли Кэнтрил. Исследования прессы и рекламы. Электоральные исследования. Выборы 1936 года в США: прогноз Гэллапа – «победа, ставшая триумфом». Появление организаций, профессионально занимающихся изучением общественного мнения.

Появление методов «мягкой» социологии. Роберт Мертон и его работы во время Второй мировой войны. Послевоенный потребительский бум и «победное наступление» фокус-групп.

Пионеры и отцы-основатели опросных методов в Европе.

Первопроходцы изучения общественного мнения в России: Б.А. Грушин, Т.И. Заславская, Ю.А. Левада, Б.М.Фирсов, В.А.Ядов.





Подходы и методы в изучении общественного мнения. Профили ведущих исследовательских компаний.

Методология и методика в исследованиях общественного мнения. Классификация исследовательских методов.

Нормативная модель «количественного» социологического исследования: понятие переменной, квантификация, шкалирование, статистика как базис генерализации, формализованные методы сбора эмпирической информации, математические методы анализа данных.

Нормативная модель «качественного» социологического исследования: феноменология, понимающие и прожективные методики, ситуативный анализ как исследовательская стратегия.

Работа с существующими источниками – особенности вторичного анализа: государственная статистика, биографические записи, кино/фотодокументы, предметы материальной культуры. Герменевтический круг.

Наблюдение. Различия принципов научного наблюдения в естественных и гуманитарных науках. Этические проблемы наблюдения.

Выбор метода исследования. Важность и необходимость сочетания различных методов в социологическом исследовании.

Профили ведущих российских исследовательских компаний: АНО "Левада-центр", ВЦИОМ, ИС РАН, ФОМ, КОМКОН, "ГФК-Русь", TNS.




Сохранение и дистрибуция накопленного знания. Международная система архивов социологических данных.

Международная система архивов социологических данных: основные функции и задачи. Ведущие принципы хранения и дистрибуции данных. Профили ведущих архивов.

Способы и системы поиска релевантной информации. Каталоги основных архивов данных по социологической тематике.

Место и роль российских архивов социологических данных в едином информационном пространстве. Системы поиска информации в Едином архиве социологических данных.

Оценка релевантности и качества найденных исследований. Заказ данных. Основные подходы ко вторичному анализу данных.


6.Формы контроля


Дисциплина оценивается зачетом с оценкой по десятибалльной шкале. Результирующая оценка Орез есть сумма взвешенных оценок за:

  • посещаемости лекций (О посещаемость);

  • посещение и активное участие в дискуссии на семинарских занятиях (О п.с.+выступлений);

  • эссе (О эссе);

  • ответа на зачете (О ответ на зачете).

Орез = (Wпосещаемость лекций х О посещаемость лекций) + (W п.с.+ выступлений х О п.с.+ выступлений) + (W эссе х О эссе) + (W ответ на зачете х О ответ на зачете),
где W i - весовые коэффициенты:

  • вес посещаемости лекций : W посещаемость лекций = 0,1

  • вес посещаемости семинаров, активного участия в дискуссиях: W п.с.+ выступлений = 0,2

  • все эссе: W эссе = 0.3

  • ответ на зачете: W ответ на зачете = 0,5

Зачет получают студенты, набравшие четыре или более четырех баллов (Орез ≥ 4)


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины


А). Основная литература


  1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности, М.: «Медиум», 1995, 323с.

  2. Бурдье П. Общественное мнение не существует (Пер. с франц.) / Бурдье П. Социология политики (Сост., общ. ред. и предисловие Н. Шматко). М.: Socio-Logos, 1993. С. 159-177

  3. Грушин Б.А. Массовое сознание: опыт определения и проблемы исследования. М., 1987.

  4. Докторов Б.З. Первопроходцы мира мнений: От Гэллапа до Грушина. М.:Институт Фонда «Общественное мнение», 2005. 237 с.

  5. Левада Ю. Активы и ресурсы общественного мнения // Экономиче-ские и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1998. № 4.

  6. Левада Ю.А. От мнений к пониманию. М. 2000. - 576 с.

  7. Липпман У. Общественное мнение. М.:Институт Фонда "общественное мнение", 2004.

  8. Maнгейм К. Идеология и утопия //Диагноз нашего времени. М.,1994.

  9. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали умолчания. М., 1996.

  10. Фирсов Б.М. История советской социологии :1950-1980-е годы. СПб: Издательство Европейского университета, 2012. - 476 с.

  11. Цаллер Дж. Происхождение и природа общественного мнения. М., 2004. - 558 с.


Б). Дополнительная литература


  1. Американская социология: Перспективы, проблемы, методы. / Под ред. Осипова Г.В., М.: «Прогресс», 1972, 392 с.

  2. Бауман З. Мыслить социологически. М.: Аспект-Пресс, 1996, 255 с.

  3. Бергер П. Приглашение в социологию. М. : Аспект-Пресс , 1996, 91 с.

  4. Гавра Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт СПб, 1995.

  5. Горшков М.К. Общественное мнение: история и современность. М.:Политиздат,1988. - 383с.

  6. Грушин Б. А. Мнение о мире и мир мнений. М., 1979.

  7. Грушин Б. А. Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения. 2001.

  8. Дубин Б.В., Толстых А.В. Слухи как социально-психологический феномен // Вопр. психологии. 1993. №3. С. 77-81.

  9. Засурский Я.Н. Роль СМИ в обществе // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 10. 1995.№2. С. 45-49.

  10. Левада Ю.А. Статьи по социологии. М., 1993, 192 с.

  11. Луман Н. Что такое коммуникация? // Социологический журнал. 1995, N3.

  12. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности.- «Мецниереба», 1994, 81 с.

  13. Мамардашвили М., Пятигорский А. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. Глава I.3. Структуры сознания. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Mamar_2/04.php

  14. Маслова О.М. Качественная и количественная социология: методология и методы. (По материалам круглого стола). // Социология: методология, методы, математическое моделирование. (4М). 1995, № 5-6, с.5-15.

  15. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. Перевод А. М. Гелескула, 1991 г. http://lib.ru/FILOSOF/ORTEGA/ortega15.txt

  16. Российская социология шестидесятых годов в воспоминаниях и документах / Отв. ред. и авт. предисл. Г.С.Батыгин - М.: Русский христианский гуманитарный институт.- 1999

  17. Сатаров Г.А. Общественное мнение и общественное сознание: реальность и миф // Общественные науки и современность. 2007.  № 4. С. 5-23.

  18. Социология в России / Под ред. В.А.Ядова. - 2-е изд., перераб. и дополн. - М.: Издательство института социологии РАН. – 1998

  19. Толстова Ю.Н. Измерение в социологии. М.: Инфра-М, 1998.

  20. Шампань П. Делать мнение: новая политическая игра / Пер. с франц. М.: Socio-Logos, 1997.326 с.

  21. Шюц А. Структуры повседневного мышления // Социологические исследования. 1986. №1.

  1. Childs Harwood. Public Opinion: Nature, Formation, and Role. - N.J., 1965.

  2. Dale A., Arber S., Procter H. Doing secondary analysis. London, 1988.

  3. Hakim C. Secondary Analysis in Social Research. Allen & Unwin, 1982.

  4. Shlapentokh V. The Politics of the Sociology in the Soviet Union. - Boulder and London: Westviewpress. -1997

В). Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
Единый архив экономических и социологических данных: http://sophist.hse.ru/

Базы данных научной периодики и книг: http://library.hse.ru/e-resources/e-resources.htm

Сайты исследовательских центров:

http://www.levada.ru/

http://wciom.ru/

http://www.isras.ru/

http://www.fom.ru/

http://www.comcon-2.com/

http://www.gfk.ru/

http://www.tns-global.ru/rus/index.wbp

Зарубежные архивы данных по социальным наукам:



www.RoperCenter.uconn.edu

www.icpsr.umich.edu

www.gesis.org/en/za

www.data-archive.ac.uk

8.Материально-техническое обеспечение дисциплины


Курс лекций сопровождается презентациями, что требует наличие проектора. В ходе семинаров осуществляется работа на компьютере с использованием программного комплекса SPSS.

9.Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


  1. Разнообразие подходов к определению феномена "общественное мнение".

  2. Динамика понимая концепта " общественное мнение" в исследовательском и экспертном сообществе.

  3. Национальное государство, гражданское общество и общественное мнение.

  4. Зарождение публичной сферы. Взаимосвязь публичной сферы и общественного мнения.

  5. Общественное мнение как социальный институт. Функциональные особенности и специфика взаимодействия с другими социальными институтами.

  6. Проблема определения субъекта общественного мнения. Многообразие подходов.

  7. Структура общественного мнения.

  8. Уровни, виды и формы массового сознания.

  9. Общественное мнение как социальный процесс. Единицы измерения социальных процессов. Жизненный цикл.

  10. Деятельностный подход в социологии общественного мнения. Вебер о типах социального действия.

  11. Функциональный подход к изучению общественного мнения.

  12. Конструирование социальной реальности. Индивидуальное восприятие и общественное мнение.

  13. Факторы и механизмы формирования общественного мнения.

  14. Культурный авторитет и культурное влияние в процессах формирования общественного мнения.

  15. Общественное мнение как механизм социального контроля.

  16. СМИ и общественное мнение.

  17. Опросы общественного мнения как средство мониторинга общественного мнения и как механизм его формирования.

  18. ПР-деятельность и общественное мнение.

  19. Общественное мнение как фактор социальной динамики.

  20. Общественное мнение и политическая сфера общества.

  21. Место общественного мнения в системе демократических институтов.

  22. "Польза" и "вред" общественного мнения как базы социальной политики.

  23. Познавательные возможности и границы опросных методов.

  24. Опросные методы как инструмент исследования общественного мнения.

  25. История зарождения опросных методов.

  26. Отцы-основатели американской школы опросных методов: Джордж Гэллап, Арчибальд Кроссли, Элмо Роупер. Хэдли Кэнтрил.

  27. Джордж Гэллап: вклад в становление опросных методов как измертельного инструмента социальных наук.

  28. "Качественная" и "количественная" социология. «Единство и борьба» подходов.

  29. Роберт Мертон – создатель метода фокус-групп.

  30. Становление и развитие методов исследования общественного мнения в Европе.

  31. Первопроходцы изучения общественного мнения в России.

  32. Классификация исследовательских методов. Познавательные возможности различных методов.

  33. Феноменология как научная парадигма. Понятие феномена.

  34. Программа и дизайн исследования.

  35. Нормативная модель количественного исследования.

  36. Нормативная модель качественного исследования.

  37. Гипотеза в социологическом исследовании. Формулировка гипотез, требования к гипотезам.

  38. Структура анкеты. Основные требования. Вопрос как исследовательский инструмент.

  39. Специфика метода наблюдения в социологии.

  40. Профили ведущих российских исследовательских компаний: АНО "Левада-центр".

  41. Профили ведущих российских исследовательских компаний: ВЦИОМ.

  42. Профили ведущих российских исследовательских компаний: ИС РАН.

  43. Профили ведущих российских исследовательских компаний: ФОМ.

  44. Профили ведущих российских исследовательских компаний: КОМКОН.

  45. Профили ведущих российских исследовательских компаний: "ГФК-Русь".

  46. Профили ведущих российских исследовательских компаний: TNS.

  47. Социологические исследования на базе существующих источников информации.

  48. Вторичный анализ данных – определение, основные понятия. Преимущества и недостатки метода.

  49. Информационные, технические, финансовые, социальные предпосылки возникновения общедоступных архивов данных по социальным наукам.

  50. Профили ведущих архивов социологической информации: Роупер-центр.

  51. Профили ведущих архивов социологической информации: Межуниверситетский консорциум политических и социальных исследований (ICPSR).

  52. Профили ведущих архивов социологической информации: Центральный архив эмпирических данных (Кельнский университет).

  53. Профили ведущих архивов социологической информации: Архив данных Соединенного королевства.

  54. Профили ведущих архивов социологической информации: Единый архив социологических данных.






Во всяком возрасте свои гадости. Анри Батай
ещё >>