Программа дисциплины «Психология лидерства» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа дисциплины психология труда, инженерная психология... 2 604.7kb.
Рабочая программа дисциплины специальная психология направление подготовки... 4 822.51kb.
Рабочая программа учебной дисциплины психология и педагогика для... 1 132.56kb.
Программа дисциплины «Организационная психология» 7 509kb.
Рабочая программа дисциплины общая психология: психология познавательных... 9 1883.79kb.
К курсу «Психология родительства» Курс входит в профессиональный... 1 46.45kb.
Рабочая программа учебной дисциплины психология и педагогика для... 1 123.88kb.
Программа дисциплины «Предупреждение и коррекция аддиктивного поведения» 1 371.82kb.
Программа дисциплины рефлексивная психология для направления 030300. 1 317.78kb.
Рабочая программа дисциплины зоопсихология и сравнительная психология... 3 752.02kb.
Рабочей программы дисциплины (модуля) од. А. 03 «Психология и педагогика... 1 24.08kb.
К вопросу о реформе предварительного расследования в связи с созданием... 1 108.75kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа дисциплины «Психология лидерства» - страница №1/1

Правительство Российской Федерации
Нижегородский филиал

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"


Факультет менеджмента

Программа дисциплины

«Психология лидерства»

для направления 080200.62 «Менеджмент»

подготовки бакалавра

Автор: Савинова Светлана Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент


Одобрена на заседании кафедры организационной психологии

«___»____________ 2012г.

Зав. кафедрой Г.А. Мкртычян
Рекомендована секцией УМС «Менеджмент» «___»____________ 2012г.

Председатель Ю.В. Кузнецова


Утверждена УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород

«___»_____________2012г.

Председатель Н.С. Петрухин

Нижний Новгород, 2012 г.



Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Психология лидерства».

Программа разработана в соответствии с ОрОС НИУ ВШЭ по направлению 080200.62 «Менеджмент», образовательной программой 080200.62 «Менеджмент», рабочим учебным планом университета по направлению «Менеджмент», утвержденным в 2012г.



Цели освоения дисциплины

Основной целью освоения дисциплины «Психология лидерства» является формирование у студентов системы представлений о психологических закономерностях развития феномена лидерства применительно к различным сферам человеческой деятельности на индивидуальном и групповом уровнях. Студентам предлагается освоить историко-теоретические знания, практически умения и навыки лидерства в области бизнеса и политики.



Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

- Знать основные положения, понятийно-терминологический аппарат изучаемой дисциплины, теоретические подходы и концепции отечественной и зарубежной психологии лидерства, проблемы и направления развития современной психологии лидерства, опыт эффективного лидерства в профессиональной деятельности менеджера.

- Уметь применять полученные знания и навыки в практической деятельности менеджера: использовать психологические методы и методики для исследования лидерских качеств, способы коммуникации, применяемые лидерами, методы мотивации, источники влияния и власти лидера в организации, использовать особенности различных стилей лидерства.

Дисциплина способствует формированию следующих компетенций:

Способен применять профессиональные знания и умения на практике (формируется частично) (СК-Б2).

Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных проблем(формируется частично) (СК-Б6).

Способен работать в команде (СК -Б8).

Способен гибко адаптироваться к различным профессиональным ситуациям. Проявлять творческий подход, инициативу и настойчивость в достижении целей профессиональной деятельности (формируется частично) (СЛК-Б8).

Способен обрабатывать содержание тестов самообследования по изучаемым проблемам (ИК-Б2.3.)



Использует методы, методики и приемы презентации результатов (ИК Б3.2)

Компетенция

Код по ЕКК

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен применять профессиональные знания и умения на практике (формируется частично)

СК-Б2

Применяет полученные знания в заданных ситуациях. Готов использовать подученные знания в ситуациях в компаниях и организациях на практике.

Посещение лекций, подготовка к занятиям
и работа на них, выполнение, заданий зачетной работы , посещение компаний с целью выполнения предложенных заданий

Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных проблем(формируется частично)

СК-Б6

Готов работать с текстовыми источниками по темам курса, периодической печатью, обсуждать, анализировать, сравнивать в процессе лекционных и практических занятий

Подготовка к практическим занятиям, анализ конспектов лекций и работа с ними в ходе лекционных занятий

Способен работать в команде

СК -Б8

Способен выполнять групповые задания в ходе практических и тренинговых занятиях,.

Посещение практических занятий, тренинга, встречи с представителями HR отделов компаний Нижнего Новгорода

Способен гибко адаптироваться к различным профессиональным ситуациям. Проявлять творческий подход, инициативу и настойчивость в достижении целей профессиональной деятельности (формируется частично)

СЛК-Б8

Готовы выполнять практические задания творческого характера,
привлекая различные источники информации при подготовке кейсов

Посещение лекций, подготовка к занятиям
и работа на них,

Способен обрабатывать содержание тестов самообследования по изучаемым проблемам

ИК-Б2.3.

Умеет выполнять задания тестов, обрабатывать полученные данные

Посещение практических занятий, и работа над тестами

Использует методы, методики и приемы презентации результатов

ИК Б3.2

Умеет подбирать информацию в портфолио, оформлять материалы портфолио

Выполняет задания по курсу в соответствии с его содержанием

Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина является факультативом.

Изучение дисциплины «Психология лидерства» базируется на следующих дисциплинах: «Психология», «Социальная психология», «Организационное поведение», «Основы менеджмента».

Основные положения дисциплины должны быть использованы при изучении следующих дисциплин: «Управление персоналом», «Стратегический менеджмент», «Командообразование», «Психология принятия решений».



Тематический план учебной дисциплины


п\п


Наименование

разделов и тем



Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Практи-

ческие


занятия

1

Лидерство в исследованиях психологии и менеджмента




2




6

2

Психологические теории лидерства в исторической ретроспективе




2

2

6

3

Современные теории лидерства



2

2

6

4

Личностные аспекты лидерства



2

2

6

5

Лидерство и мотивация




2

2

8

6

Коммуникация и лидерство



2

2

8

7


Власть и влияние лидера



2

2

8

8

Гендерные аспекты лидерства



2

2

8

9

Лидеры, терпящие крушение




2

2

8

10

Необходимость лидерства







2

8




Итого

108

18

18

72







108

20

20

68

Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры







3



Письменная работа 60 минут (3-4 тыс. слов)



Текущий

(неделя)


Контрольная работа







5




Итоговый

Зачет







*




Письменный зачет 90 минут


Формы контроля знаний студентов

Текущий контроль предполагает оценку работы студентов на занятиях и оценку выполнения письменной работы в форме контрольной работы (3-4 тыс. слов). Оценка работы на практических занятиях и самостоятельная работа студента осуществляется в зависимости от степени участия студента в обсуждении заданий, практических ситуаций, подготовки докладов.

Итоговый контроль – письменный зачет (тест). По итогам написания тестового задания для получения оценки "10 баллов" студенту необходимо дать 90 % правильных ответов на вопросы теста. Для получения оценки "8-9 баллов" – не менее 80% правильных ответов. "7 баллов" – 70% правильных ответов. "5-6 баллов" – не менее 50% правильных ответов. Менее 50% правильных ответов – оценка ниже 5-ти баллов.

Работа на лекционных, практических занятиях, выполнение контрольной работы и зачетного теста оцениваются по 10-балльной шкале.



Содержание программы

Тема 1. Лидерство в исследованиях психологии и менеджмента

Определение понятия «лидерство». Подходы к лидерству в менеджменте: «индивидуальные истории успеха». Подход к лидерству в психологии: эмпирические исследования глубинных факторов. Достоинства и ограничения этих подходов. Отличие лидерства от менеджмента. Источники исследования лидерства.



Основная литература

  1. Ричард Л. Дафт Уроки лидерства / Р.Л. Дафт; под ред. И.В. Андреевой.-М.: Эксмо,2006.-480с.

  2. Шеклтон В. Психология лидерства в бизнесе.- СПб.: Питер, 2003.-222с.

Дополнительная литература

  1. Адаир Дж. Джон Адаир о менеджменте и лидерстве. – М.: Эксмо, 2007. – 208с.

  2. Адамс С. Настольная книга лидера: Веди за собой!!! 20 концепций, которые должен знать каждый лидер. – М.: АСТ / Астрель, 2007. – 230с.

  3. Беляцкий Н.П. Основы лидерства. – Мн.: Изд-во БГЭУ, 2006. – 272с.

  4. Бендас Т.В. Психология лидерства. – СПб: Питер, 2009. – 448с.

  5. Глоуман Д. С чего начинается Лидер. – М.:Альпина Бизнес Букс, 2006.

  6. Джон Адаир – «Психология лидерства».-М.: Изд-во Эксно 2007.- 352 с

  7. Джон Максвелл «Лидерство. 25 ключевых преимуществ построения взаимоотношений с людьми» 2006 .

  8. Друкер П.Ф. Эффективный руководитель. – М.: ИД Вильямс, 2007. – 224с.

  9. Зазыкин В. Г. Смирнов Е. А. «Психология и акмеология лидерства».-М.: Изд-во Элит 2010.- 304 с

  10. Камынина Н.Н., Островская И.В., Пьяных А.В. Менеджмент и лидерство(+CD-ROM). – М.: Изд-во ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 528с.

  11. Кричевский Р.Л.- «Психология лидерства».-М.: Изд-во Ь:Стаут, 2007.-541 с.

  12. Литвак Б.Г. Бизнес - лидеры: Технология успеха. – М.: Дело, 2005. – 416с.

  13. Оуэн Х., Ходжсон В., Газзард Н. Призвание – лидер. Полное руководство по эффективному лидерству. – М.: Баланс Бизнес Букс, 2005. – 368с.

  14. Платонов Ю.П. Путь к лидерству. – СПб: Речь, 2006. – 352с.

  15. Психология современного лидерства: американские исследования / Под редакцией Д. Ж. Канджени, К. Дж. Ковальски, Т. Н. Ушаковой.- М.,2006.

  16. Слейтер Р. Принципы управления от легенды General Electric Джека Уэлча. – М.: Попурри, 2005. – 288с.

  17. Халан И.С. Искусство быть лидером. – СПб: Изд-во Диля, 2007. – 96с.

  18. Шалагинова Л. В. –«Психология лидерства».-М.: Изд-во Речь 2007.- 464с.

  19. Шейков В.П. – «Психология лидерства, Влияния, власти».-М: Изд-во Харвесит, 2008.- 656 с.


Тема 2. Психологические теории лидерства в исторической ретроспективе

Теории лидерских качеств: теории выдающейся личности. Личностные качества. Когнитивный, практический и эмоциональный интеллект и лидерство. Поведенческие подходы к лидерству: модель континуума (Р. Танненбаум, В. Шмидт), двухмерная модель участия подчиненных, управленческая решетка (Ф. Блейк, Дж. Моунтон). Ситуационный подход к исследованию лидерства: теория наименее предпочитаемого работника (Ф. Фидлер), теория ситуационного лидерства (П. Херши, К. Бланшар), теория «путь-цель» (Р. Хаус), нормативная модель принятия решений (В. Врум, П. Йеттон, А. Джаго). Теория атрибутивного лидерства: теория атрибуций (Ф. Хайдер), квалификационная модель (Г. Келли), атрибутивная модель лидерства, применительно к плохой работе подчиненных (Г. Митчелл, С. Эрлих).



Основная литература

  1. Ричард Л. Дафт Уроки лидерства / Р.Л. Дафт; под ред. И.В. Андреевой.-М.: Эксмо,2006.-480с.

  2. Шеклтон В. Психология лидерства в бизнесе.- СПб.: Питер, 2003.-222с.

Дополнительная литература

  1. Адаир Дж. Эффективное лидерство. – М.: Эксмо, 2003. – 320с.

  2. Бланшар К. Лидерство: к вершинам успеха.-СПб.: Питер,2011.-368с.

  3. Блауг М. Действенное лидерство. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 186с.

  4. Блондель Ж. Политическое лидерство: путь к всеобъемлющему анализу. – М.: РАУ, 1992. – 135с.

  5. Бояцис Р., МакКи Э. Резонансное лидерство. Самосовершенствование на основе активного сознания, оптимизма и эмпатии. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 304с

  6. Бэкингем М. Шаг к успеху: Успешное руководство, эффективное лидерство и стабильный личный успех. - М.: ИД Вильямс, 2007. – 288с.

  7. Глоуман Д. Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. – М.:Альпина Бизнес Букс, 2005.

  8. Горяйнова Н.М. Социальное лидерство: теоретико-методологические аспекты. Монография. – Челябинск: Полиграф-Мастер, 2009. – 201с.

  9. Гоулман Д., Бояцис Р., МакКи Э. Эмоциональное лидерство. Искусство управление людьми на основе эмоционального интеллекта. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 302с.

  10. Дианин-Хавард А. Нравственное лидерство. Путь формирования личности. – М.: Лидерпром, 2008. – 210с.

  11. Добротворский И.Л. Харизма: Власть и влияние личности: Феномен всеобщего обожания. – М.: Астрель / Олимп / АСТ; Мн.: Харвест, 2006. – 240с.

  12. Келлерман Б. Обновленное лидерство. – М.: ФСПИ «Тренды», 2005. – 342с.

  13. Котельников В. Ten 3. Предпринимательское лидерство. Инициируй инновации, быстрые перемены и веди за собой людей. – М.: Эксмо, 2007. – 96с.

  14. Руэ Д., Барли А. Подлинное лидерство. – М.: Фаир-Пресс, 2006. – 352с.

  15. Шефер Б., Грундль Б. Простое лидерство. – Мн.: Попурри, 2009. – 176с.

Тема 3. Современные теории лидерства

Харизматическое лидерство: теория харизматического лидерства (Р. Хаус), теория Я-концепции (Шамир), теория атрибуции (Конгер и Канунго). Трансформационное лидерство: различия трансформационного и трансакционного лидерства. Измерения лидерства в концепции Б. Баса. Процесс трансформационного лидерства в исследованиях Тичи и Деванна. Основные стратегии эффективных лидеров (Бенис, Нанус). Инновационное лидерство. Ответственное лидерство.



Основная литература

  1. Ричард Л. Дафт Уроки лидерства / Р.Л. Дафт; под ред. И.В. Андреевой.-М.: Эксмо,2006.-480с.

  2. Шеклтон В. Психология лидерства в бизнесе.- СПб.: Питер, 2003.-222с.

Дополнительная литература



  1. Андреева И. Н. «Предпосылки развития эмоционального интеллекта»//Вопросы психологии. 2007 №5. С. 57-65.

  2. Андреева И. Н. «Эмоциональный интеллект: исследование феномена» //Вопросы психологии. 2006 №3. С. 78-86.

  3. Бини Джордж, Вильке Герхард, Уильямс Колин. Практическое лидерство. – М.: Претекст, 2006. – 314 с.

  4. Дайл Д., Канджеми, Дж. Ковальски К. Трансформирующее действительность лидерство// Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2004. – Том 1, № 1. – С. 96-109.

  5. Дилтс Р. НЛП: навыки эффективного лидерства. – СПБ.: Питер, 2002, - 224 с.: ил. – (Серия эффективный тренинг»).

  6. Дэвид Хэнна Лидерство на все времена. Результаты сегодня – на следующей ветке. М.: Изд-во Альпина Бизнес БУКС,2006.-367с.

  7. Евштейков О. Стратегии и приемы лидерства. Теория и практика. М.: Изд-во Речь,2009.-278с.

  8. Психология современного лидерства: американские исследования/ Под редакцией Д. Ж. Канджени, К. Дж. Ковальски, Т. Н. Ушаковой.-М.,2010.-256с.

  9. Семлер Рикардо. Выходные всю неделю. Бросая вызов традиционному менеджменту. – М.: Добрая книга, 2007. – 256 с.

  10. Семлер Рикардо. Маверик. История успеха самой необычной компании в мире. – М.: Добрая книга, 2007. – 384 с.

  11. Томас Маак, Никола Плес Ответственное лидерство

  12. Уильям Коэн Новое искусство лидераю.-М.: Изд-во АСТ Траизит, 2005.- 309 с.

Тема № 4. Личностные аспекты лидерства

Личность и лидерство. Модели личности. Качества личности и поведение лидера. Авторитарность. Ценности и установки. Инструментальные и терминальные ценности. Влияние психологических установок на лидера. Когнитивные различия. Личность и стиль лидерства.



Основная литература

  1. Ричард Л. Дафт Уроки лидерства / Р.Л. Дафт; под ред. И.В. Андреевой.-М.: Эксмо,2006.-480с.

  2. Шеклтон В. Психология лидерства в бизнесе.- СПб.: Питер, 2003.-222с.

Дополнительная литература


  1. Агин И., Мамонтов С. Практика эффективного поведения. – СПб: Питер, 2001. - 192с.

  2. Бендер П.У., Хеллман Э. Лидерство изнутри. – Мн.: Попурри, 2010. – 304с.

  3. Бланк У. 108 навыков прирожденных лидеров: Практические рекомендации по развитию личных лидерских качеств! – СПб: Изд-во Диля, 2006. – 384с.

  4. Бланшар К., Миллер М. Секрет. Что знают и делают великие люди. – М.: Претекст, 2009. – 138с.

  5. Гликман Р. Главный навык высокоэффективных людей: Оптимальное мышление. – СПб: Прайм-Еврознак, 2007 . – 256с.

  6. Евштейков О. Стратегии и приемы лидерства. Теория и практика. М.: Изд-во Речь,2009.-278с.

  7. Мартин Р.Л. Мышление в стиле «И». Как мыслят успешные лидеры. – М.: Юрайт-Издат, 2009. – 228с.

  8. Психология современного лидерства: американские исследования/ Под редакцией Д. Ж. Канджени, К. Дж. Ковальски, Т. Н. Ушаковой.-М.,2010.-256с.

  9. Трейси Б., Шеелен Ф.М. Личность лидера. - Мн.: Попурри, 2008. - 288с.

  10. Харкова О.В., Горшкова Е.Г. Имидж лидера: технологии создания и продвижения. – СПб: Речь, 2007. – 222с.

Тема № 5. Лидерство, мотивация и делегирование властных полномочий

Лидерство и мотивация. Теории мотивации. Мотивирование посредством удовлетворения потребностей (А. Маслоу и К. Алдерфер). Мотивирование посредством постановки целей (Э. Лок и Г. Латхэм). Мотивирование с помощью объективности (С. Адамс). Мотивирование посредством изменения ожиданий (В. Врум). Мотивирование посредством проектирования работы. Модель расширения и обогащения работы. Модель характеристик работы Р.Хэкмана и Г. Олдхэма. Делегирование власти. Способы делегирования властных полномочий.



Основная литература

  1. Ричард Л. Дафт Уроки лидерства / Р.Л. Дафт; под ред. И.В. Андреевой.-М.: Эксмо,2006.-480с.

  2. Шеклтон В. Психология лидерства в бизнесе.- СПб.: Питер, 2003.-222с.

Дополнительная литература

  1. Бодров В.А., Сыркин Л.Д. Диагностика и прогнозирование профессиональной мотивации в процессе психологического отбора // Психологический журнал.- 2003.т.24 № 1 с.73-81.

  2. Занковский А.Н. Организационная психология: учебное пособие.- М.: ФОРУМ. 2009. (Гл. 7)

  3. Иванова С.В. Мотивация на 100%: А где же у него кнопка? / С.В.Иванова. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.

  4. Ричи Ш., Мартин П. Управление мотивацией: Учеб. пособие для вузов \ Пер. с англ. Под ред. Проф. Е.А.Климова. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

  5. Робертс В. Кнут и пряник. Наилучшие советы для лидеров. Кодекс руководителя. – М.: Рипол Классик, 2008. – 384с.

  6. Самоукина Н.В. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах / Наталья Самоукина. – М.: Вершина, 2006.

  7. Херцберг, Фредерик. Мотивация к работе / Ф.Херцберг, Б.Моснер, Б.Блох Снидерман; пер. с англ. [ Д.А.Куликов]. – Москва: Вершина,2007.

Тема 6. Коммуникация и лидерство

Способы коммуникации, применяемые лидерами. Коммуникация менеджера. Коммуникация лидера. Стратегические беседы. Лидер как мастер коммуникаций. Коммуникационные каналы. Неформальная коммуникация. Коммуникации в условиях кризиса.



Основная литература

  1. Ричард Л. Дафт Уроки лидерства / Р.Л. Дафт; под ред. И.В. Андреевой.-М.: Эксмо,2006.-480с.

  2. Шеклтон В. Психология лидерства в бизнесе.- СПб.: Питер, 2003.-222с.

Дополнительная литература

  1. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. СПб.: Питер, 2005.

  2. Базаров Т.Ю. Управление персоналом. Практикум: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «управление персоналом», «Менеджмент организации».- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

  3. Болмэн Л.Дж., Терренс Е.Д. Рефрейминг организаций. Артистизм, выбор и лидерство. – СПб: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005. – 496с.

  4. Иванова С., Болгодоев Д., Борчанинова Э., Глотова А., Жигилий О. Развитие потенциала сотрудников. Профессиональные компетенции, лидерство, коммуникации. – М.: Альпина Паблишерз, 2009. – 280с.

  5. Менегетти А. Практика лидерства. – М.: Онтопсихология, 2008. – 200с

  6. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: учеб. пособие \ Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Речь, 2007.

  7. Психология менеджмента: Учебник для вузов /под ред. Г.С. Никифорова. 2-изд . доп. и перераб. - СПб: Питер. 2004.- 639 с. : ил. - (Серия «Учебник для вузов»).

  8. Ричард Строцци-Хеклер Додзе лидерства. Фундамент успеха в карьере и в жизни..- СПБ.: ИГ «Весь»,2010.-176с.

Тема 7. Власть и влияние лидера

Модель источников власти (Дж. Френч, Б. Ривен). Лидерство как система фреймов. Власть, влияние и лидерство. Пять типов власти лидера. Реакции на применение власти. Роль подчиненного. Источники власти лидера в организации. Лидерство и власть в политике, бизнесе.



Основная литература

  1. Ричард Л. Дафт Уроки лидерства / Р.Л. Дафт; под ред. И.В. Андреевой.-М.: Эксмо,2006.-480с.

  2. Шеклтон В. Психология лидерства в бизнесе.- СПб.: Питер, 2003.-222с.

Дополнительная литература

  1. Дорнан Дж., Максвелл Дж. Как стать влиятельным человеком. Как позитивно воздействовать на жизнь людей. – СПб: Изд-во Диля, 2007. – 240с.

  2. Дэвис Ф. Личная власть. Как стать напористее и успешнее. – Мн.: Попурри, 1997. – 352с.

  3. Инжиева А.А.Создавай и властвуй. Уникальные истории успеха. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 251с.

  4. Канетти Э., Московичи С. Монстр власти. – М.: Алгоритм, 2009. – 240с.

  5. Моррис Д. Новый государь. Новая версия Макиавелли для двадцать первого века. – М.: Никколо М, 2003. – 224с.Ли Б. Принцип власти. Влияние с уважением и честью. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 368с.

  6. Менегетти А. Практика лидерства. – М.: Онтопсихология, 2008. – 200с

  7. Шейнов В.П. Психология лидерства, влияния, власти. – Мн.: Харвест, 2008. – 656с.

  8. Шейнов В.П. Психология лидерства и власти. – М.: Ось-89, 2008. – 608с.

Тема 8. Гендерные аспекты лидерства

Исследования различий между лидерами-женщинами, лидерами – мужчинами. Объяснения различий в стилях лидерства. Основные качества лидеров-женщин и лидеров – мужчин. Факторы гендерной дискриминации: предубеждения против женщин. Дилемма «теплицы», барьер отбора. Проблема разнообразия.



Основная литература

  1. Ричард Л. Дафт Уроки лидерства / Р.Л. Дафт; под ред. И.В. Андреевой.-М.: Эксмо,2006.-480с.

  2. Шеклтон В. Психология лидерства в бизнесе.- СПб.: Питер, 2003.-222с.

Дополнительная литература

  1. Бендас Т.В. Гендерная психология лидерства. Монография. – Оренбург: ИПК ОГУ, 2000. – 167с.

  2. Бендас Т.В. Психология лидерства: гендерные и этнические аспекты: Дисс. … д-ра психол. наук. – СПб, 2002. – 545с.

  3. Гжелаковски М. Мама – лучший лидер: 50 женщин меняют привычные для компаний лидерские традиции. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 285с.

  4. Дж. М. Джордж, Г.Р. Джоунс. Организационное поведение. Основы управления: Учеб. пособие для вузов/ Пер. с англ. под ред. проф. Е.А. Климова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. (Гл.8)

  5. Карр-Руфино Н. Успешная женщина: Подробный план развития необходимых лидерских навыков, преодоления карьерных препятствий, стереотипов и успеха в бизнесе. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 472с.

  6. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: учеб. пособие \ Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Речь, 2007.

  7. Рамендик Д.М. Управленческая психология: учебник – М.: ФОРУМ, 2010.

  8. Смит Д. Лидерство в сфере профессиональных услуг. – М.: Баланс Бизнес Букс, 2005. – 288с.

  9. Телнетт К., Телнетт Р. Серьезные люди. Серьезный бизнес: Стратегия лидерства на работе и в жизни. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 220с.

Тема 9. Лидеры, терпящие крушение

Исследования крушения в центре творческого лидерства в США (Мак-Кол и Ломбардо). Факторы, влияющие на крушение лидеров. Потерпевшие крушение и добившиеся успеха. Современные представления о карьере и управление карьерой менеджера. Проблемы, возникающие на разных этапах карьерного развития.



Основная литература

  1. Ричард Л. Дафт Уроки лидерства / Р.Л. Дафт; под ред. И.В. Андреевой.-М.: Эксмо,2006.-480с.

  2. Шеклтон В. Психология лидерства в бизнесе.- СПб.: Питер, 2003.-222с.

Дополнительная литература

  1. Адаир Дж. Гуру менеджмента. Концепция безусловного успеха. – М.: Эксмо, 2004. – 656с.

  2. Адамс С. Берегись начальника! Когда лидерство плохо пахнет. – М.: Добрая книга, 2007. – 128с.Волкогонова О.Д., Зуб А.Т. Управленческая психология: учебник. – М.: ИД «Форум»: ИНФА-М, 2009. (Гл. 7)

  3. Бэкингем М. Шаг к успеху: Успешное руководство, эффективное лидерство и стабильный личный успех. - М.: ИД Вильямс, 2007. – 288Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии.- СПб.: Питер, 2009.

  4. Главное внимание лидерству (комплект из 5 книг) / Кови С.Р., Меррилл Р.Р., Меррилл Р.А., Бояцис Р., МакКи Э., Лудман К., Эрландсон Э., Даниэль Дж. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 1464с.

  5. Гладуэлл М. Гении и аутсайдеры: почему одним все, а другим ничего? – М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. – 256с.

  6. Даниэль Дж. Монстр перемен. Причины успеха и провала организационных преобразований. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 320с.

  7. Кокс Д., Гувер Дж. Как остаться лидером, когда атмосфера накаляется. – Мн.: Попурри, 2006. – 448с.

  8. Кросби Р. Грехи лидерства. Как избежать самых серьезных ошибок лидеров(аудиокнига CD). – М.: Изд-во СиДиКом, 2006.

  9. Мейер П.Дж., Слекта Р. 5 столпов лидерства. Как преодолеть кризис руководства. – М.: Рипол Классик, 2006. – 176с.

  10. Юсим М. Формула лидерства: девять подлинных историй о триумфах, неудачах и уроках, которые они преподносят. - Мн.: Попурри, 2010. – 400с.


Тема 10. Необходимость лидерства

Потребность в лидерстве как результат ролевой дифференциации в группе. Идеализация лидерства. Данные в поддержку идеализации. Критика идеализации лидерства. «Заменители» лидерства. Данные в поддержку «заменителей».



Основная литература

  1. Ричард Л. Дафт Уроки лидерства / Р.Л. Дафт; под ред. И.В. Андреевой.-М.: Эксмо,2006.-480с.

  2. Шеколтон В. Психология лидерства в бизнесе.- СПб.: Питер, 2003.-222с.

Дополнительная литература

  1. Аакер Д.А., Йохимштайлер Э. Бренд – лидерство: новая концепция брендинга. – М.: ИД Гребенникова, 2003. – 374с.

  2. Андреева И. Н. «Предпосылки развития эмоционального интеллекта»//Вопросы психологии. 2007 №5. С. 57-65.

  3. Андреева И. Н. «Эмоциональный интеллект: исследование феномена» //Вопросы психологии. 2006 №3. С. 78-86.

  4. Бини Джордж, Вильке Герхард, Уильямс Колин. Практическое лидерство. – М.: Претекст, 2006. – 314 с.

  5. Гоффи Р., Джонс Г. Почему люди должны следовать за вами? Книга о том, что значит быть истинным лидером. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2008. – 240с.

  6. Дайл Д., Канджеми, Дж. Ковальски К. Трансформирующее действительность лидерство// Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2004. – Том 1, № 1. – С. 96-109.

  7. Дилтс Р. НЛП: навыки эффективного лидерства. – СПБ.: Питер, 2002, - 224 с.: ил. – (Серия эффективный тренинг»).

  8. Дэвид Хэнна Лидерство на все времена. Результаты сегодня – на следующей ветке. М.: Изд-во Альпина Бизнес БУКС,2006.-367с.

  9. Евштейков О. Стратегии и приемы лидерства. Теория и практика. М.: Изд-во Речь,2009.-278с.

  10. Питерс Т. Основы. Лидерство: Вдохновляй, освобождай, достигай. – СПб: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2006. – 160с.

  11. Психология современного лидерства: американские исследования/ Под редакцией Д. Ж. Канджени, К. Дж. Ковальски, Т. Н. Ушаковой.-М.,2010.-256с.

  12. Семлер Рикардо. Выходные всю неделю. Бросая вызов традиционному менеджменту. – М.: Добрая книга, 2007. – 256 с.

  13. Семлер Рикардо. Маверик. История успеха самой необычной компании в мире. – М.: Добрая книга, 2007. – 384 с.

  14. Томас Маак, Никола Плес Ответственное лидерство

  15. Уильям Коэн Новое искусство лидераю.-М.: Изд-во АСТ Траизит, 2005.- 309 с.

  16. Управление, лидерство, менеджмент: история, теория, практика. Сборник статей / отв.ред. Кудряшова Е.В. - Архангельск: Изд-во Поморского гос. ун-та, 2001. - 136с.

  17. Фатиева И., Нижельская О. С чего начинается лидер. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 231с.

  18. Хэнна Д. Лидерство на все времена. Результаты сегодня – наследие на века. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 304с.

  19. Якокка Л., Уитни К. Куда подевались все лидеры? – Мн.: Попурри, 2008. – 320с.

Образовательные технологии

Для реализации различных видов учебной работы – лекций и практических занятий – используются активные и интерактивные формы работы: электронная презентация учебного материала, деловые и ролевые игры, разбор практических задач и кейсов, проведение психологических тренингов.



Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

Требования к написанию контрольной работы

Контрольная работа должна быть напечатана на компьютере. Объем: 5-8 страниц (Шрифт Times New Roman, кегль 14 и межстрочный интервал 1,5. Поля: верхнее и нижнее — 20 мм, левое и правое — 24 мм.

Работа подразумевает изучение нескольких литературных источников (монографий, научных статей и т.д.) по одной из тем, рассматриваемых в рамках дисциплины, а также анализ этой темы в рамках функционирования реальной организации. Для анализа ситуации должны привлекаться основные и дополнительные литературные источники, перечисленные в конце работы.

В работе должны присутствовать правильные ссылки на источники (включая Интернет-ресурсы): прямые цитаты заключаются в кавычки, источник цитаты указывается непосредственно в тексте (в квадратных скобках) либо в форме концевой сноски. Контрольная работа должна содержать вводные замечания, отражающие теоретические аспекты рассматриваемой проблемы, детальное описание ситуации, самостоятельно проведенный анализ этой ситуации с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. В списке использованной литературы указывается вся литература, которой пользовался автор при написании эссе.



Основные темы дисциплины

  1. Лидерство в исследованиях психологии и менеджмента

  2. Психологические теории лидерства в исторической ретроспективе

  3. Современные теории лидерства

  4. Личностные аспекты лидерства

  5. Лидерство и мотивация

  6. Коммуникация и лидерство

  7. Власть и влияние лидера

  8. Гендерные аспекты лидерства

  9. Лидеры, терпящие крушение

  10. Необходимость лидерства

Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


  1. Чем отличаются подходы к изучению лидерства в менеджменте и психологии?

  2. Каковы основные ограничения и достоинства обоих подходов?

  3. Каковы отличительные признаки понятия лидерства?

  4. В чем заключаются различия между менеджментом и лидерством?

  5. Как исторически развивались представления о «выдающейся личности»?

  6. Какие лидерские качества включают в основной перечень лидерских черт?

  7. Чем отличаются когнитивный, практический и эмоциональный интеллект?

  8. Какие основные типы принятия решения предлагаются в модели континуума Р. Танненбаума и В.Шмидта?

  9. Какие основные измерения и типы поведения менеджера выделяются в двухмерной модели участия?

  10. Какие независимые измерения выделяются в управленческой решетке Р. Блейка и Дж. Моутона?

  11. Какими основными переменными определяется эффективность лидера в ситуационной теории НПС Ф. Фидлера?

  12. От чего зависит успешность лидера в ситуационной теории П. Херси и П. Бланшара?

  13. На какую теорию трудовой мотивации опирается теория «путь – цель» Р. Хауса?

  14. Какие потенциально возможные стратегии принятия управленческих решений выделяются в нормативной модели принятия решений В.Врума, П. Йеттона и А. Джаго?

  15. В чем суть атрибутивного подхода к лидерству?

  16. Какая модель объяснения суждений о внешних и внутренних причинах предлагается в ковариационной модели Г. Келли?

  17. Какими факторами обусловлено объяснение причин плохой работы подчиненных в исследовании Т. Митчела и Р. Вуда?

  18. От чего зависит возникновение у последователей потребности в лидерах?

  19. Как понимается в литературе идеализация лидерства?

  20. Какие «заменители» и «нейтрализаторы» лидерства выделяются в подходе С. Керра и ДЖ. Джермиера?

  21. Каковы основные источники власти, основанной на положении и власти, основанной на личных качествах?

  22. Как объясняется потребность во власти в теории Д.Мак-Клелланда?

  23. Какие факторы, влияющие на крушения лидеров, выделяются в литературе?

  24. Какие существуют типы и этапы карьеры?

  25. Какие проблемы возникают на каждом из этапов карьерного развития?

  26. Какие черты личности, особенности поведения и ситуации рассматриваются в теории харизматического лидерства Р. Хауса?

  27. Раскройте основное содержание понятий личная и социальная идентификация, интериоризация и самоэффективность в Я-концепции Шамира?

  28. Какие формы поведения харизматического лидера выделяются в теории атрибуции Конгера и Канунго?

  29. В чем основное отличие трансформационного и трансакционного подходов к лидерству?

  30. Какие трансформационные и трансакционные измерения личности рассматриваются в концепции Б. Басса?

  31. Какие стадии в процессе трансформационного лидерства выделены в исследовании Тичи и Деванна?

  32. Какие стратегии используют эффективные лидеры (по результатам исследования Бенниса и Нануса)?

  33. Каковы основные причины наделения сотрудников полномочиями?

  34. Какие факторы влияют на внедрение полномочий?

  35. Какова роль лидеров в наделении полномочиями?

  36. Существуют ли различия между лидерами-женщинами и лидерами-мужчинами?

  37. Каковы основные факторы, определяющие количественное неравенство мужчин и женщин на руководящих должностях?


Порядок формирования оценок по дисциплине

Результирующая оценка по дисциплине является взвешенной суммой оценки за зачет и накопленной и измеряется от 0 до 10.



W накопл. = 0,5; Wзачет. = 0,5;

Оср.(окр.)=Онакопл.*Wнакопл.(0,5)+ Озачет.* Wзачет.(0,5)

В свою очередь накопленная оценка складывается из оценки за работу на лекционных, практических занятиях и самостоятельную работу и оценки за эссе как округленная средневзвешенная оценка с учетом следующих оценок относительной важности:



W аудит. = 0,5; W эссе. = 0,5;

Оср.(окр.) =Оаудит.*Wаудит.(0,5)+Оэссе.*Wэссе.(0,5)

Преподаватель оценивает работу студентов на лекционных и практических занятиях по активности студентов. Активность определяется преподавателем по фронтальному опросу студентов в течение каждого занятия. Учитывается активность студентов в деловых играх, дискуссиях, правильность решения задач на практических занятиях, оценивается самостоятельная работа (например, правильность выполнения домашних работ, задания для которых выдаются на практических занятиях, полнота освещения темы, которую студент готовит для выступления с докладом на занятии-дискуссии). Оценки за работу на практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость.

Итоговая оценка показателя активности определяется по совокупности данных за весь период обучения по предлагаемой учебной дисциплине. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях и самостоятельную работу определяется перед итоговым контролем – О аудит.

Эссе оценивается по 10- балльной шкале – Оэссе.

В диплом ставится результирующая оценка по учебной дисциплине.

На пересдаче студенту предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль, если суммарная накопленная оценка за работу на занятиях, самостоятельную работу и контрольную работу с учетом коэффициентов ниже 1,2 балла, или студент получил неудовлетворительную оценку за текущий контроль.



На зачете студент может получить дополнительный вопрос (дополнительную практическую задачу, решить к пересдаче домашнее задание), ответ на который оценивается в 1 балл. Таким образом, результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета, получаемая на пересдаче, выставляется по формуле:

Оср.(окр.)= Онакопл.*Wнакопл.(0,5)+Оэкз.* Wэкз.(0,5)+Одоп. вопрос

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Базовые учебники:

  1. Занковский А.Н. Психологическое лидерство: от поведенческой модели к культурно-ценностной парадигме. - М.: Изд-во Институт психологии РАН, 2011.-296с.

  2. Ричард Л. Дафт Уроки лидерства / Р.Л. Дафт; под ред. И.В. Андреевой.-М.: Эксмо,2006.-480с.

  3. Шеколтон В. Психология лидерства в бизнесе.- СПб.: Питер, 2003.-222с.


Основная литература:

  1. Бендер П.У., Хеллман Э. Лидерство изнутри. – Мн.: Попурри, 2010. – 304с.

  2. Бендас Т.В. Психология лидерства. – СПб: Питер, 2009. – 448с.

  3. Беннис Уоррен, Томас Роберт Дж. Как становятся лидерами: менеджмент нового поколения. – М.: Издателький дом «Вильямс», 2006. – 208с.


Дополнительная литература:

  1. Адаир Дж. Эффективное лидерство. – М.: Эксмо, 2003. – 320с.

  2. Адамс С. Настольная книга лидера: Веди за собой!!! 20 концепций, которые должен знать каждый лидер. – М.: АСТ / Астрель, 2007. – 230с.

  3. Беляцкий Н.П. Основы лидерства. – Мн.: Изд-во БГЭУ, 2006. – 272с.

  4. Бланк У. 108 навыков прирожденных лидеров: Практические рекомендации по развитию личных лидерских качеств! – СПб: Изд-во Диля, 2006. – 384с.

  5. Бланшар К., Миллер М. Секрет. Что знают и делают великие люди. – М.: Претекст, 2009. – 138с.

  6. Блауг М. Действенное лидерство. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 186с.

  7. Блондель Ж. Политическое лидерство: путь к всеобъемлющему анализу. – М.: РАУ, 1992. – 135с.

  8. Бояцис Р., Макки Э. Резонансное лидерство. Самосовершенствование на основе активного сознания, оптимизма и эмпатии. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 304с

  9. Бэкингем М. Шаг к успеху: Успешное руководство, эффективное лидерство и стабильный личный успех. - М.: ИД Вильямс, 2007. – 288с.

  10. Глоуман Д. С чего начинается Лидер. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.

  11. Глоуман Д. Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.

  12. Горяйнова Н.М. Социальное лидерство: теоретико-методологические аспекты. Монография. – Челябинск: Полиграф-Мастер, 2009. – 201с.

  13. Гоулман Д., Бояцис Р., МакКи Э. Эмоциональное лидерство. Искусство управление людьми на основе эмоционального интеллекта. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 302с.

  14. Джон Адаир – «Психология лидерства».-М.: Изд-во Эксно 2007.- 352 с

  15. Джон Максвелл «Лидерство. 25 ключевых преимуществ построения взаимоотношений с людьми» 2006 .

  16. Дианин-Хавард А. Нравственное лидерство. Путь формирования личности. – М.: Лидерпром, 2008. – 210с.

  17. Добротворский И.Л. Харизма: Власть и влияние личности: Феномен всеобщего обожания. – М.: Астрель / Олимп / АСТ; Мн.: Харвест, 2006. – 240с.

  18. Друкер П.Ф. Эффективный руководитель. – М.: ИД Вильямс, 2007. – 224с.

  19. Евтихов О. Стратегии и приемы лидерства. Теория и практика. М.: Изд-во Речь,2009.-278с.

  20. Зазыкин В. Г. Смирнов Е. А. «Психология и акмеология лидерства». - М.: Изд-во Элит 2010.- 304 с .

  21. Камынина Н.Н., Островская И.В., Пьяных А.В. Менеджмент и лидерство (+CD-ROM). – М.: Изд-во ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 528с.

  22. Келлерман Б. Обновленное лидерство. – М.: ФСПИ «Тренды», 2005. – 342с.

  23. Котельников В. T. Предпринимательское лидерство. Инициируй инновации, быстрые перемены и веди за собой людей. – М.: Эксмо, 2007. – 96с.

24. Кричевский Р.Л.- «Психология лидерства». -М.: Изд-во Ь:Стаут, 2007.-541 с.

25. Лидерство. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. – 258 с. – (Сб. статей из журнала Harvard Bussiness Review).

26. Литвак Б.Г. Бизнес - лидеры: Технология успеха. – М.: Дело, 2005. – 416с.

27.Мартин Р.Л. Мышление в стиле «И». Как мыслят успешные лидеры. – М.: Юрайт-Издат, 2009. – 228с.

28. Оуэн Х., Ходжсон В., Газзард Н. Призвание – лидер. Полное руководство по эффективному лидерству. – М.: Баланс Бизнес Букс, 2005. – 368с.

29. Платонов Ю.П. Путь к лидерству. – СПб: Речь, 2006. – 352с.

30. Психология современного лидерства: американские исследования/ Под редакцией Д. Ж. Канджени, К. Дж. Ковальски, Т. Н. Ушаковой.-М.,2010.-256с.

31. Руэ Д., Барли А. Подлинное лидерство. – М.: Фаир-Пресс, 2006. – 352с.

32. С чего начинается лидер / Пер. с англ. А. Лисициной. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 232с. – (Сб. статей из журнала Harvard Bussiness Revie)

33. Трейси Б., Шеелен Ф.М. Личность лидера. - Мн.: Попурри, 2008. - 288с.

34. Халан И.С. Искусство быть лидером. – СПб: Изд-во Диля, 2007. – 96с.

35. Харкова О.В., Горшкова Е.Г. Имидж лидера: технологии создания и продвижения. – СПб: Речь, 2007. – 222с.

36. Шалагинова Л. В. –«Психология лидерства».-М.: Изд-во Речь 2007.- 464с.

37.Шейков В.П. – «Психология лидерства, Влияния, власти».-М: Изд-во Харвесит, 2008.- 656 с.

38. Шеклтон В. Психология лидерства в бизнесе.- СПб.: Питер, 2003.-222с.

39. Шефер Б., Грундль Б. Простое лидерство. – Мн.: Попурри, 2009. – 176с.

40. Шейн Э. Организационная культура и лидерство.- СПб.: Питер, 2007.- 336с.

41. Эдгар Шейн Организационная культура и лидерство. - СПб.: Питер,2007.-336с.



Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для лекций и практических занятий используется проектор. Для проведения тестов, деловых игр и тренингов используется раздаточный материал, распечатки тестов.


Автор доцент С.Ю. Савинова




Каждый боится смерти, но никто не боится быть мертвым. Роналд Арбатнотт Нокс
ещё >>