Программа дисциплины «Психология» для направления 080200. 62 «Менеджмент» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины Тайм-менеджмент факультатив  для направления... 1 191.04kb.
Программа дисциплины Тайм-менеджмент  для направления 080200. 1 191.25kb.
Программа дисциплины Креативность в бизнесе для направления 080200. 1 264.37kb.
Программа дисциплины Брендинг и бренд-менеджмент для направления... 1 235.81kb.
Программа дисциплины «Адаптационный курс математики» 1 162.94kb.
Программа дисциплины Управление финансами фирмы для направления 080200. 1 248.49kb.
Программа дисциплины В2В маркетинг для направления 080200. 68 Менеджмент... 4 492.45kb.
Программа дисциплины «Психология лидерства» 1 298.42kb.
Программа дисциплины Методы оптимизации для направления 080200. 1 191.93kb.
Программа дисциплины Конфликты в системе управления для направления... 1 281.26kb.
Программа дисциплины Разработка и принятие управленческих решений... 1 188.49kb.
Развитие личности это такое счастье, фа которое можно до рого заплатить... 1 25.61kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа дисциплины «Психология» для направления 080200. 62 «Менеджмент» - страница №3/3

Тема 13. Психологическая характеристика личности: потребности, мотивы, способности, характер, самосознание

Содержание понятия «личность». Схема личностных свойств (по Ананьеву) Потребности личности: этапы формирования и функции. Классификация мотивов. Способности личности. Характер личности и его типологии. Национальный и социальный характеры.

Социальный возраст и его проявления. Проявление личности в совместной деятельности и межличностные отношения. Ролевая характеристика личности. Личность и характер. Концепция личности А.Г. Асмолова.

Основные понятия: теории личности, черта личности, структура личности, характер, социальный возраст, социальная роль, способности, самосознание.

Вопросы для обсуждения:


  1. У каждого из нас есть рабочее определение того, что мы понимаем под термином «личность». Какое оно у вас? Содержит ли оно какой- либо особый взгляд на природу человека?

  2. Личностью человек рождается или становится?

  3. Каковы преимущества изучения личности в рамках научной психологии? Каковы ограничения такого подхода?

  4. Предложите модель изучения и описания своего характера.

Основная литература

  1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания.3-е изд. – СПб.: Питер, 2010 (глава 7)

  2. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: курс лекций. – М.: ЧеРо, ОМЕГА-Л, МПСИ, 2006. – (раздел 3).

  3. Шадриков, В.Д. От индивида к индивидуальности: Введение в психологию. - М. : Изд-во «Институт психологии Ран», 2009. – (глава 12)

Дополнительная литература

  1. Асмолов, А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. – М.: Смысл, 2001. – 416 с. (главы 10-13)

  2. Панферов, В.Н. Психология человека. Учебное пособие. СПб., 2000.


Тема 14. Психология человека как субъекта деятельности и общения

Понятие «субъект деятельности». Структура субъектных свойств человека (по Ананьеву). Психологический возраст человека и периодизация психического развития человека. Общение как психологическая проблема. Три стороны общения. Эмоции и чувства в структуре субъектных свойств человека.



Основные понятия: субъектность, психологический возраст, общение, стили общения, самосознание, эмоции, воля.

Вопросы для обсуждения:

  1. Любовь и сексуальность как психологические феномены.

  2. Развитие субъектности человека в современных социокультурных условиях.

  3. Общение.

Основная литература

  1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания.3-е изд. – СПб.: Питер, 2010 (глава 7)

  2. Розин, В. М. Психология : наука и практика: учеб. пособие /В. М. Розин. – 2-е изд. стер. – М. : Омега – Л. 2008. (глава 6).

  3. Панферов, В.Н. Психология человека. Учебное пособие. СПб., 2000

Дополнительная литература.

  1. Хьюстон, М. Введение в социальную психологию. Европейский подход. Учебник для студентов вузов. – М,:ЮНИТИ – ДАНА, 2004. – С.94-96;

  2. Хьел Л.,Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). – СПб.:Питер Пресс, 1997 (глава 12).


Тема 15. Психология индивидуальности

Понятие «индивидуальность». Традиции понимания индивидуальности в психологии. Структура индивидуальных свойств человека (по Ананьеву). Проявления индивидуальности. Совесть в структуре индивидуальности человека. Мотивация развития индивидуальности. Специфика личностного выбора: борьба мотивов и психологическая защита. Черты самоактуализирующейся личности.



Основные понятия: индивидуальность, самоактуализация, самость, совесть, психологическая защита, жизненный путь.

Вопросы для обсуждения:

  1. Прокомментируйте высказывание: «Индивидуализация – это многотрудный путь человека к самому себе».

  2. Запечатлевается ли субъектная индивидуализация во внешнем облике человека?

  3. Проанализируйте проявление у себя черт самоактуализирующейся личности.


Основная литература

  1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания.3-е изд. – СПб.: Питер, 2010 (глава 7)

  2. Шадриков, В.Д. От индивида к индивидуальности: Введение в психологию. - М. : Изд-во «Институт психологии Ран», 2009. – С.138-142

Дополнительная литература

  1. Толстой Л.Н. Семейное счастье: Роман, повести. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010. – 384 с.

  2. Тургенев И.С. Стихотворения в прозе. Нищий

  3. Улицкая Л.Е. Люди нашего царя – М.: Эксмо-пресс, 2010.

  4. Флобер Г. Госпожа Бовари. Воспитание чувств: романы /пер. с фр. Н. Любимова, А Федорова. – М.: Эксмо, 2007. – 864

Образовательные технологии

Изучение курса «Психология человека» целесообразно проводить в активных формах организации учебной деятельности. Основными среди них являются: лекции, психологические практикумы (аудиторные и «полевые»), лабораторно-практические занятия, самостоятельная работа с литературой, индивидуальные образовательные маршруты, консультации, выполнение творческих работ (в том числе и написание эссе), а также экзамен, который проводится в тестовом варианте.

На лекциях представляется теоретический материал по курсу; семинары представляют собой работу над научно-психологическими текстами, дискуссии по актуальным проблемам психологии человека и тренинги. В процессе изучения курса студенты должны выполнить самостоятельную исследовательскую работу – домашнее задание в виде отчёта о наблюдении, одну контрольную работу (с выбором варианта сложности) и одну творческую работу с защитой в форме эссе. В программе преподавания курса предусмотрены также формы текущего и итогового контроля в виде теста (по материалам лекционного и семинарского курсов). Самостоятельная работа студентов предполагает создание условий для выбора источника, темы эссе, формы представления результатов, индивидуального образовательного маршрута и научно-исследовательской работы. Особое назначение этой формы обучения – расширение проблематики изучаемого курса, самостоятельное ознакомление с альтернативными психологическими идеями и теориями, установление междисциплинарных связей.

Критерии оценки знаний, навыков

Студенты, сдающие итоговый экзамен по данному курсу (в форме теста), должны продемонстрировать владение основными понятиями психологии человека, знание основных характеристик мировых психологических школ и ориентироваться в существующих в психологии подходах к проблемам человека и его развития.

Существенным требованием к сдающим экзамен является владение понятийным языком психологической науки и умение отличать научную психологию от житейских и паранаучных представлений о психологических явлениях и фактах.

Эффективность изучения дисциплины «Психология» может быть измерена тремя критериями:

- готовность студентов к пониманию специфики психологического содержания других дисциплин (применение знаний в новых ситуациях);

- использование знаний в научно-исследовательской деятельности;

- личностный смысл полученных знаний, удовлетворённость процессом обучения.

К экзамену студент должен знать:

- важнейшие периоды и направления развития психологической науки (в их числе необихевиоризм, когнитивизм, психоанализ, теории развития группы, ролевые теории, психологические теории лидерства);

- основные психологические понятия и термины: поведение, деятельность, общение, личность, субъект деятельности, индивидуальность, экономическая психология, взаимодействие, самопознание и самооценка.

- основную учебную и специальную литературу (в том числе на иностранном языке) для изучения основ психологии.



Студент должен уметь:

- наблюдать, выявлять, и оценивать психологические события и факты, а также прогнозировать их развитие на основе психологических закономерностей;

- самостоятельно подбирать литературу по определённой проблеме и анализировать её;

- ориентироваться в существующих психологических направлениях и подходах при постановке и решении проблем познания человека;

- самостоятельно пополнять психологические знания.

Порядок формирования оценок по дисциплине

Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях: активность студентов в деловых играх, дискуссиях, правильность решения задач на семинаре, степень участия в тренингах, подготовка докладов. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед итоговым контролемауд.). А также преподаватель оценивает выполнение контрольной работык\р) и эссе (Оэссе) и домашнего заданияд\з) ( по 10-ти балльной шкале.

Результирующая оценка за текущий контроль составляет текущую оценку (Отекущ..) и учитывает результаты работы студента следующим образом:

W к\р = 0,3; Wэссе = 0,4; Wд\з. = 0,3

Отекущая = 0,3*Ок/р + 0,4*Оэссе + 0,3*Од/з

Накопленная оценка вычисляется следующим образом:



Онакопленная = 0,7*Отекущая + 0,3*Оаудит.

W текущая. = 0,7; Wауд. = 0,3

Результирующая оценка итогового контроля складывается из накопленной оценки и оценки итогового экзаменационного теста как округленная средневзвешенная оценка с учетом следующих оценок относительной важности:



Wнакопл.= 0,6; Wэкз. = 0,4;

Оср.(окр.)= Онакопл*Wнакопл(0,6)+Оэкз.* Wэкз.(0,4)

На пересдаче студенту предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль, если суммарная оценка за текущий контроль, работу на занятиях и самостоятельную работу с учетом коэффициентов ниже 1,2 балла, или студент получил неудовлетворительную оценку за текущий контроль.

На экзамене студент может получить дополнительный вопрос (дополнительную практическую задачу, решить к пересдаче домашнее задание), ответ на который оценивается в 1 балл. Таким образом, результирующая оценка за итоговый контроль в форме экзамена, получаемая на пересдаче, выставляется по формуле:

Оср.(окр.)= Онакопл.*Wнакопл.(0,6)+Оэкз.* Wэкз.(0,4)+Одоп. Вопрос
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Базовые учебники

Психология. Учебник для гуманитарных вузов. 2-е изд. (Под общей ред. В.Н. Дружинина). – СПб.: Питер -2009. – Главы 1, 2, 4, 5, 8, 16, 17. (есть электронная версия)



Основная литература

Розин, В. М. Психология : наука и практика: учеб. пособие /В. М. Розин. – 2-е изд. стер. – М. : Омега – Л. 2008. – 544 с.



Дополнительная литература

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.3-е изд. – СПб.: Питер, 2010.- 288 с. (главы 1,7)

  2. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии: Информ.-метод. Пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 2006. – С. 12-43

  3. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо, ОМЕГА-Л, МПСИ, 2006. -333 с. (Доступна электронная версия).

  4. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Хрестоматия. М.: Изд-во МГУ, 1988, С. 34-47

  5. Глейтман и др. Основы психологии: Пер. с англ. – СПб.: Речь, 2001. –С. 17-27

  6. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. вузов / Сост. И науч. ред. В.С. Мухина, А.А, Хвостов. – М.: Изд. Центр «Академия, 2003. – 624 с.

  7. Малашкина М.М. Популярная история психологии. – М.: Вече, 2002. – С.10-55

  8. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / Пер. с англ. – 2-е изд., испр. – М.: Смысл: Альпина нон-фикшн, 2011.- 496 с.

  9. Осборн Р. Фрейд для начинающих /Пер. с англ. – Мн., «Попурри», 2004. – 176с.

  10. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии /Под ред Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. М.: Смысл, 1997. – 336 с. (С.40-41;67-92)

  11. Психология человека от рождения до смерти /под ред. А.А. Реана. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 651 с.

  12. Регуш Л. А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. — СПб.: Питер, 2001. — 176 с. — (Серия «Практикум по психологии»).

  13. Роджерс К. К науке о личности/ История зарубежной психологии. Тексты М., 1986

  14. Социальная психология. 7-е изд. /Под ред. С. Московичи. – СПб.: Питер, 2007. – С.564-589.

  15. Сумерки богов / Сост. А.А. Яковлев: Перевод.- М.: Политиздат, 1989. – (З Фрейд и Э Фромм).

  16. Фрейд З. Введение в психоанализ. Сборник произведений. М., 1989

  17. Фромм Э. Иметь или быть? Ради любви к жизни. / Перевод с англ.; Предисловие П.С. Гуревича. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 384 с.

  18. Фурманов И.А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: Речь, 2007.

  19. Хозиев В. Б. Практикум по общей психологии: учеб. пособие. – М.: Изд. центр «Академия», 2007 . Гриф УМО

  20. Шадриков В.Д. От индивида к индивидуальности: Введение в психологию. - М. : Изд-во «Институт психологии Ран», 2009. – 656 с. (главы 4,5)

  21. Хьюстон, М. Введение в социальную психологию. Европейский подход. Учебник для студентов вузов. – М,:ЮНИТИ – ДАНА, 2004. – С.94-96; С.300-302.

  22. Экзистенциальная психология /Перевод с английского.- Москва: Институт общегуманитарных исследований, 2005 – 160 с.

Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для лекций и семинаров используется проектор. Для проведения тестов, деловых игр и тренингов используется раздаточный материал, распечатки тестов.

Авторы_______________________Е.И. Перфильева

Е.Е. Войлокова






Приложение

Эссе об эссе

Рекомендации для студентов.

Эссе как форма самостоятельной работы студента сегодня достаточно широко используется в вузовском обучении, однако требования к этой форме студенческого творчества пока противоречивы. Противоречия, на наш взгляд, возникают при выборе критериев оценки данной творческой работы. С целью уточнения критериев оценки мы предлагаем Вам самостоятельно оценить качество своего эссе по предложенной схеме, которая дана в приложении.

Мы считаем возможным обобщить представления об эссе, опираясь на этимологию слова, требования жанра и опыт работы.

В соответствии с происхождением слово «эссе» означает не только «попытку, пробу или очерк», но соотносится с латинским exagium «взвешивание», что предполагает действие, сочетающее лёгкость исполнения с ответственностью за результат.



В соответствии с регламентом нашего университета эссе должно содержать:

- четкое изложение сути поставленной проблемы,

- включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием научных концепций и психологических понятий, рассматриваемых в рамках дисциплины,

- выводы, авторскую позицию по поставленной проблеме, критические идеи и комментарии автора;

- для анализа проблемы необходимо привлекать основные и дополнительные литературные источники, перечисленные в конце работы в списке литературы.

В соответствии с требованиями жанра эссе – самая подвижная, доступная и минимально зависящая от формальных требований форма изложения своей позиции. Эссе как жанр, форма литературного творчества предполагает свободное, краткое, эмоциональное, а не систематическое научное изложение взгляда на проблему, которая пока не имеет, или не может иметь одного решения. Предельная степень откровенности и одновременно доказательность; установленный вами порядок развертывания идей; легкость творческого озарения с тяжестью его аргументации – вот приблизительная формула, границы эссе, по мнению В.Б. Хозиева1.

Еще одна черта эссе – свежесть позиции, новизна взгляда автора на впервые открывающуюся для него действительность. В соответствии с различными классификациями (содержательной, структурной и др.) эссе может быть лирической миниатюрой, письмом к воображаемому корреспонденту, рецензией. Текст эссе может носить описательный, повествовательный или рефлексивный характер. Сочетание лёгкости с мудростью, передача индивидуальных впечатлений

Полагаем, что в чём-то вам помогут советы опытных эссеистов, которые сформулировал психолог В.Б. Хозиев.



Как надо и как не надо писать эссе

- Не будьте конформистами, не спешите соглашаться с «общественно признанными нормами». В то же время не оригинальничайте ради самой оригинальности (точнее, оригинальничайте в меру). Во всяком случае, пусть содержание ваших эссе будет выше вашего внимания к их форме.



- Образность повествования, легкость и подвижность ассоциаций, афористичность, диалектичность изложения (ритм доказательства, обострение противоречий и др.), установка на откровенность и разговорный стиль — активно используйте эти возможности. Бегите от шаблонов, клише, стереотипов, создавайте свой стиль, перебирая и примеривая на себя лучшие варианты стиля авторов, которым вы симпатизируете.

- Не комментируйте сами себя и не отрицайте огульно достоинства других. Избегайте резких оценок, гораздо важнее вместо оценки попытаться понять истоки того, что вам меньше всего нравится. Самой желательной является позиция «я хочу быть объективным и рассматривать проблему с различных сторон», хотя в эссе всегда остается место «мне нравится « и «я не люблю».



- Не будьте многословны. Не чаще двух-трех раз за эссе упоминайте о себе (по моему мнению, как мне уже приходилось несколько строчек назад говорить, я считаю и др.) Не эксплуатируйте взятый в самом начале эссе образ! И, вообще, осторожнее с образами! Вспоминается одно эссе, где студент использовал для психологии метафору болота. Он до того увлекся самой метафорой, что застрял на описании ботанических подробностей кочек и в историко-психологической параллели так до сути проблемы и не добрался.

- Оберегайте свой стиль от синтаксических паразитов, не останавливайте читательский взгляд многочисленными кавычками, многоточиями, восклицаниями. Любые знаки препинания не смогут выступить надежной плотиной для гигантского предложения, стремящегося достичь объема абзаца. Нередко смысл в конце такого предложения начинает теряться, а сам текст того и гляди подчинит себе автора.

- Если характеризовать порядок изложения, то внутренний ритм диалектической логики — тезис, антитезис, синтез, — по-видимому, является наиболее естественным планом развертывания содержания авторской позиции. Противоречия можно и нужно мыслить!

- Есть варианты, когда повествование может принимать логику «от противного». И, наконец, не исключающая предыдущие варианты композиции логика изложения истории вопроса, какой она представляется самому автору.

- Если повествование изначально не складывается, а мысль не выражается словами, то попробуйте усложнить проблему (расширить контекст ее обсуждения), а если этот прием не поможет, то попробуйте упростить ее (соответственно сузить контекст). Как глаз ищущего выход человека воспринимает нечто существенное только путем многократного движения по проблемному объекту, так и «тематическое раскачивание» проблемы от сложности к простоте и обратно может дать автору желанный для него ракурс анализа.

- Есть еще одно мелкое дополнение: задачей (фильмом) нужно немного «поболеть». Написание эссе может быть отсрочено, тогда через некоторое время по законам инкубации решение потихоньку оформится и, сев за клавиатуру компьютера, вы внезапно почувствуете, что латентное время не прошло для вас бесследно.



Оформление работы. Эссе должно иметь введение (обычно первый абзац), основную часть, в которой развертывается изложение сути ответа (обычно три –четыре абзаца), и заключение, в котором подводится итог всему размышлению.


<< предыдущая страница  



Пить, когда никакой жажды нет, и во всякое время заниматься любовью — только этим мы и отличаемся от других животных. Пьер Бомарше
ещё >>