Программа дисциплины «Психология» для направления 080200. 62 «Менеджмент» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины Тайм-менеджмент факультатив  для направления... 1 191.04kb.
Программа дисциплины Тайм-менеджмент  для направления 080200. 1 191.25kb.
Программа дисциплины Креативность в бизнесе для направления 080200. 1 264.37kb.
Программа дисциплины Брендинг и бренд-менеджмент для направления... 1 235.81kb.
Программа дисциплины «Адаптационный курс математики» 1 162.94kb.
Программа дисциплины Управление финансами фирмы для направления 080200. 1 248.49kb.
Программа дисциплины В2В маркетинг для направления 080200. 68 Менеджмент... 4 492.45kb.
Программа дисциплины «Психология лидерства» 1 298.42kb.
Программа дисциплины Методы оптимизации для направления 080200. 1 191.93kb.
Программа дисциплины Конфликты в системе управления для направления... 1 281.26kb.
Программа дисциплины Разработка и принятие управленческих решений... 1 188.49kb.
Развитие личности это такое счастье, фа которое можно до рого заплатить... 1 25.61kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа дисциплины «Психология» для направления 080200. 62 «Менеджмент» - страница №1/3

Правительство Российской Федерации

Нижегородский филиал

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования

"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"


Факультет менеджмента

Программа дисциплины

«Психология»

для направления 080200.62 «Менеджмент»

подготовки бакалавра

Авторы: Перфильева Евгения Ивановна – кандидат педагогических наук, доцент



Войлокова Елена Евгеньевна - кандидат психологических наук, доцент
Одобрена на заседании кафедры организационной психологии «__» ____________2012 г.

Зав. кафедрой – Герасим Амирович Мкртычян


Рекомендована секцией УМС «Менеджмент» «___»____________ 2012 г.

Председатель Ю.В. Кузнецова


Утверждена УМС НИУ ВШЭ

Нижний - Новгород «___»_____________2012 г.

Председатель Н.С. Петрухин ________________________

Нижний Новгород, 2012


Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Психология».

Программа разработана в соответствии с ОС НИУ ВШЭ по направлению «Менеджмент», образовательной программой 080200.62 «Менеджмент», рабочим учебным планом университета по направлению 080200.62 «Менеджмент», утвержденным в 2012 г.



Пояснительная записка

Курс «Психология» является одним из ключевых в общеобразовательной подготовке студентов-менеджеров первого года обучения. С него начинается введение в психологическое образование, на базе которого в следующие годы осуществляется овладение студентами психологическими знаниями и развитие психологической культуры.

В условиях реформирования высшего образования психология становится для специалистов в сфере управления важной профессионально значимой дисциплиной, предназначенной не только для их общей осведомлённости, но и для знакомства с основными психологическими технологиями и методами в профессиональной деятельности. «Психология» как учебная дисциплина в системе подготовки менеджеров связана со следующими общекультурными и психологическими дисциплинами учебного плана специальности: «Философия», «Социальная психология», «Организационная психология», «Культурология», «Организационное поведение».

Цель преподавания дисциплины «Психология» состоит в том, чтобы, опираясь на потребности и возможности студентов, способствовать развитию психологической культуры будущего менеджера.

Это определило образовательные задачи дисциплины:

- ознакомление с наиболее значительными теоретическими и методологическими основами современной психологии;

- формирование на этой основе навыков выявлять в окружающем мире психологические явления и события и умений объяснять их на языке психологии;

- развитие первичных навыков исследовательской работы и умений самостоятельной работы с психологической литературой;

- становление важных профессионально-значимых умений и навыков: самопознания и самооценки; способов познания других людей; умение управлять своим поведением, эмоциями, общением.

Курс «Психология» состоит из трёх разделов: «Введение в психологию человека», «Мировые психологические школы» и «Основы психологии человека». Основное назначение первого раздела - ввести студентов в методологию изучения психологии: предметное поле, методы и язык научной психологии. Сложность решения этой задачи заключается в том, что студенты должны овладеть языком новой для них науки. У многих студентов первого года обучения представления об основных понятиях психологии, таких, как «личность», «индивидуальность», «характер», «возраст» и др., ни по полноте, ни по объёму не отражают сущностных характеристик. Поэтому при изучении первого раздела важно развитие специальных логических операций, необходимых для работы с понятиями.

Во втором разделе содержится краткий экскурс в историю психологии. В этом разделе курса представлены «имена наиболее крупных психологов прошлого и настоящего с отдельными моментами их личной и научной биографии» (Ю.Гиппенрейтер), а также на историко-культурном материале показаны возможности владения методами научного познания.

При проектировании содержания этого раздела мы руководствовались тем, что будущий специалист должен иметь культурно-исторический контекст понимания развития западноевропейской гуманитаристики, социальной теории и менеджмента. Знания в области мировой психологической мысли могут выступить базой для изучения всего комплекса общественных и гуманитарных наук. Одновременно изучение классического психоанализа, необихевиоризма и гуманистической психологии может служить дополнением к общеобразовательным курсам по культурологии, социологии и философии (например, «Психоаналитические концепции культуры», «Психоанализ в бизнесе»).

Содержание третьего раздела основано на представлениях о гуманитарном характере психологического знания. Психология человека представлена как синтез психологических знаний о человеке из различных отраслей психологии (Б.Г. Ананьев, В.Н. Панферов). Главная задача раздела состоит в выработке «целостного представления о психике человека как условии множественности психологических теорий» (В.М. Розин). Для решения этой задачи привлекаются представления о психическом мире человека из художественной литературы, живописи, киноискусства, метафорические понятия и аргументация по аналогии.

Разные научные психологические школы имеют различные подходы к психологии человека. Понятие о человеке дано в содержании раздела в соответствии с моделью Б.Г. Ананьева: человек-индивид, человек-личность, человек-субъект понимания, общения и труда, человек-индивидуальность

Концептуальная основа курса и принципы отбора содержания лекций и практических занятий сформированы на основе идей и теоретических взглядов Б.Г. Ананьева, В.А. Аверина, Ю.Б. Гиппенрейтер, В. Н. Дружинина, В.Д. Шадрикова, В. А. Якунина.

Концепция курса может быть кратко представлена следующими позициями:

1. Главной теоретической основой лекционных занятий является психология человека, понимаемая как синтез психологических знаний о человеке из различных отраслей психологии.

2. Позиция студента в качестве субъекта познавательной деятельности определяет выбор активных форм организации обучения. Ведущей задачей семинаров и практических занятий становится в этом случае идея социального и профессионального становления личности студента, которую мы рассматриваем как форму психического развития.

3. Обучение рассматривается нами как организованная форма социального воздействия и поэтому может быть описано с позиций теории управления. Обучение складывается из целеполагания, информации, прогнозирования, организации исполнения, коммуникации, контроля и коррекции.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Знание базовых ценностей мировой культуры и готовность опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии.


ОК-1

Умеет анализировать и оценивать происходящие события и процессы с психологической точки зрения и занимает активную жизненную позицию.

Лекционный курс.

Разработка и решение задач, дискуссии, написание эссе, анализ произведений литературы и искусства.




Знание и понимание законов развития природы, общества и мышления и умение оперировать этими знаниями.


ОК -2

Умеет наблюдать, выявлять, и оценивать психологические события и факты, а также прогнозировать их развитие на основе психологических закономерностей


Лекционный курс.

Разработка и решение задач, дискуссии, написание эссе.




Умение анализировать и оценивать социально-экономические события и процессы, происходящие в стране и мире, и формирование активной гражданской позиции.


ОК - 3

Умеет анализировать и оценивать социально-экономические события и процессы, происходящие в стране и мире, и занимает активную гражданскую позицию.

Лекционный курс

Разработка и решение задач.




Умение анализировать и оценивать исторические события и процессы.


ОК - 4

Умеет проследить и оценить развитие психологической науки, а также отдельные исторические факты, оказавшие влияние на ее становление.

Лекционный курс, подготовка докладов, написание эссе.

Владение культурой мышления, умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.


ОК - 5

Способен подготавливать доклады и презентации по исследуемой тематике, умеет излагать материал для научных публикаций


Лекционный курс, проведение семинаров, тренингов, мозговых штурмов, круглых столов, подготовка эссе.


Владение навыками обучения в различных формах, включая самообразование, стремление к личностному и профессиональному саморазвитию в условиях пожизненного обучения и экономики знаний, умение критически оценивать личные достоинства и недостатки.


ОК - 7

Владеет навыками саморегуляции, способен к оценке, планированию, программированию и коррекции своих достоинств и недостатков.

Лекционный курс, психологическое тестирование, тренинги.

Способность осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловая переписка, электронные коммуникации и т.д.


ОК - 9

Способен подготавливать доклады и презентации по исследуемой тематике, умеет излагать материал для научных публикаций, активно участвует в работе круглых столов, деловых играх, тренингах.

Проведение семинаров, лекций, тренингов, мозговых штурмов, круглых столов.



Способность налаживать и поддерживать социальные взаимоотношения в мультикультурной среде современного общества.

ОК - 13

Владеет знаниями основ теории этноса, этногенеза и этнической истории, традиционных и современных форм жизнедеятельности этносов, особенностей межэтничексой коммуникации, этнической картины мира, этнического сознания.

Лекционный курс, просмотр и анализ художественных фильмов.

Осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности.


ПК - 2

Имеет представление об основных закономерностях управления профессиональной мотивацией и создании мотивирующих условий работы, владеет навыками самомотивации.

.


Лекционный курс, психологическое тестирование, тренинги.

Способность предложить организационно - управленческие решения и оценить условия и последствия принимаемых решений.


ПК - 3

Владеет навыками принятия управленческих решений и методиками анализа их последствий.

Написание контрольной работы и выполнение домашних заданий, решение кейсов.


Способность использовать знания о работе с коллективами людей и отдельными работниками в управленческой деятельности.


ПК - 5

Способен применять знания об индивидуальных различиях людей в работе, а также знания закономерностей группового взаимодействия.

Лекционный курс, тренинги, деловые игры, психологическая диагностика


Способность к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций.

ПК - 11

Владеет инструментами анализа и проектирования эффективных коммуникационных потоков на разных уровнях: межличностном, групповом и организационном.

Лекционный курс, психологическое тестирование, решение кейсов по теме.

Владение различными способами разрешения конфликтных ситуаций.


ПК - 12

Способен применять конструктивные методы при разрешении конфликтных ситуаций, знает закономерности управления конфликтами.

Лекционный курс, работа с кейсами, разрешение конфликтных ситуаций.

Владение правилами постановки проблемы, формулирования и проверки научных гипотез, использование методов моделирования в научных исследованиях, знание основных источников социально-экономической информации: базы данных, журналы, конференции.



ПК - 54

Способен самостоятельно изучить проблемное поле по исследуемому вопросу, сформулировать гипотезы исследования, а также создать модель психологического исследования.

Выполнение домашних заданий, контрольных работ, написание эссе, подготовка докладов и презентаций, написание курсовых работ.

Способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных исследовательских задач.



ПК - 56

Способен провести психологическое исследование на заданную тему, осуществить анализ и интерпретацию результатов и сделать необходимые выводы.

Выполнение домашних заданий, контрольных работ, написание эссе, подготовка докладов и презентаций, написание курсовых работ.


Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла, и относится к блоку дисциплин, обеспечивающих подготовку бакалавра.

Изучение курса психологических дисциплин в профессиональной подготовке современного специалиста по управлению предполагает наряду с развитием общей психологической культуры формирование общетеоретических основ изучения современной психологии и создание условий для выбора студентом гуманитарных технологий познавательной, а в будущем и профессиональной деятельности. Курс «Психология» в рамках внутри дисциплинарных связей в структуре образовательной программы взаимодействует с социальными и культурологическими дисциплинами (философией, культурологией, системой управленческих практикумов, спецкурсов и спецсеминаров).

Курс «Психология» - дисциплина теоретическая, что делает особо значимыми её межпредметные связи с социальной психологией и другими дисциплинами психологического содержания. Основные положения дисциплины должны быть использованы при изучении профессионально-предметных дисциплин: «Основы менеджмента», «Управление персоналом», «Психология лидерства», «Организационное поведение».



Тематический план учебной дисциплины

п\п



Наименование

разделов и тем



Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Сем. и практ.занятия




Раздел 1. Введение в психологию человека













1

Психология в системе человекознания

14

4

4

6

2

Генезис психологии.

Психология как наука о душе



10

2

2

8

3

Ч Психология как наука о поведении: естественнонаучный идеал в психологии

12

2

2

8

4

Образ мира как объект психологии .

Психология как наука о внутреннем мире человека



12

4

2

6

5

Психология в современном мире. Психология и требования современной культуры

10

2

2

6

6

Методы научной и практической психологии Измерение в психологии.

16

4

4

10

7

Психология развития человека

10

2

2

8




Раздел 2. Мировые психологические школы













8

Психоаналитическая линия в психологии

14

4

4

6

9

Гуманитарный идеал в современной психологии: коммуникативный и экзистенциальный подходы

14

4

4

6

10

Бихевиоризм, его современные версии.

10

2

2

6




Раздел 3. Основы психологии человека













11

Подходы к изучению человека в отечественной психологии. Учение Б.Г. Ананьева о человеке.

10

2

2

6

12

Психологическая характеристика индивида: темперамент, конституция, психодинамические свойства

10

2

2

6

13

Психологическая характеристика личности: потребности, мотивы, способности, характер, самосознание

10

2

2

8

14

Психология человека как субъекта деятельности и общения

10

2

2

6

15

Психология индивидуальности.

10

2

2

6




Итого

180

38

40

102

Формы контроля знаний студентов

Тип контроля

Форма контроля

Модуль

Параметры

3

4




Текущий

(неделя)


Контрольная работа

*

4-5 неделя






Письменная работа (80 минут)

Эссе




*

10-12 неделя




3-4 тыс. слов




Домашнее задание




*

2-3


неделя

Домашнее задание

«Наблюдение и наблюдательность»



Итоговый

Экзамен





*


Итоговый тест (90 минут)

Текущий контроль предполагает оценку работы студентов на семинарских занятиях, оценку контрольной работы, оценку выполнения письменной работы в форме эссе (3-4 тыс. слов) (см. Приложение), домашнего задания. Оценка работы на семинарских занятиях осуществляется в зависимости от степени участия студента в обсуждении заданий, практических ситуаций, подготовки докладов.

Итоговый контроль – письменный экзамен (тест). По итогам написания тестового задания для получения оценки "10 баллов" студенту необходимо дать 90 % правильных ответов на вопросы теста. Для получения оценки "8-9 баллов" – не менее 80% правильных ответов. "7 баллов" – 70% правильных ответов. "5-6 баллов" – не менее 50% правильных ответов. Менее 50% правильных ответов – оценка ниже 5-ти баллов.

Работа на семинарских занятиях, выполнение контрольной работы, домашнего задания, написание эссе и экзаменационного теста оцениваются по 10-балльной шкале.



Содержание дисциплины

Раздел 1. Введение в психологию человека


следующая страница >>



Молитва должна оставаться без ответа, иначе она перестает быть молитвой и становится перепиской. Оскар Уайльд
ещё >>