Программа дисциплины «Психологические и социальные аспекты бизнеса» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«социальные риски в современном поликультурном обществе: психологические... 17 3672.81kb.
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности... 2 359.32kb.
Наименование дисциплины: Этносоциология 1 56.6kb.
Рабочая программа дисциплины (модуля) б дв 5 Гендерные аспекты политики 1 234.29kb.
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности... 2 355.48kb.
Программа дисциплины «Модели бизнеса и методы стратегического менеджмента» 3 467.79kb.
Программа дисциплины «Модели бизнеса и методы стратегического менеджмента» 1 317.59kb.
Программа дисциплины «Революции и социальные движения: сравнительный... 1 183.12kb.
Программа дисциплины детское движение основная образовательная программа... 1 171.15kb.
Программа дисциплины «Имидж и репутация бизнеса» 4 531.47kb.
Программа дисциплины «Стратегии в менеджменте: Модели бизнеса и методы... 3 468.71kb.
Учебно-методическое пособие для студентов педагогического университета... 11 1174.67kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа дисциплины «Психологические и социальные аспекты бизнеса» - страница №1/1




Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики Н.Новгород
Программа дисциплины «Психологические и социальные аспекты бизнеса»

для направления 080500.68 Бизнес информатика

подготовки магистра






Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет

Бизнес-информатики и прикладной математики
Программа дисциплины
Психологические и социальные аспекты бизнеса


для направления 080500.68 "Бизнес-информатика" подготовки магистра

Авторы программы:

Поршнев А.В., кандидат психол.наук, aporshnev@hse.ru


Одобрена на заседании кафедры социально-гуманитарных наук «___»____________2012 г.

Зав. кафедрой Д.А.Шпилёв


Рекомендована секцией УМС «Общественные науки» «___»____________ 2012 г.

Председатель Т.И.Бикметова


Утверждена УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород «___»____________ 2012 г.

Председатель Н.С. Петрухин


Нижний Новгород, 2012



Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину «Психологические и социальные аспекты бизнеса» , учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080500.68 «Бизнес-информатика» уровень подготовки магистр.
Программа разработана в соответствии с:

Образовательным стандартом ФГАУ ВПО НИУ-ВШЭ 080500.68 БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР").


Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 080500.68 «Бизнес-информатика», утвержденным в 2012г.

Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Психологические и социальные аспекты бизнеса» являются изучение особенностей предпринимательской деятельности как социально-экономического и психологического феномена проявляющихся в процессах: коммуникации, мышления, принятии решений, восприятии, саморегуляции и т.д.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать: основные понятия дисциплины и основные закономерности социальных и психических процессов (коммуникации, мотивации, мышление, принятия решений, саморегуляция).

Уметь: ориентироваться в проблематике курса; использовать понятийный аппарат психологии и социологии для анализа ситуаций, возникающих при взаимодействии предпринимателя и сотрудников, бизнеса и социума, вырабатывать собственные рекомендации по управлению бизнесом и коммуникациями на всех уровнях межличностном, бизнеса и потребителя, бизнеса и государства, бизнеса и социума; корректированию поведения предпринимателя, сотрудников.

Иметь навыки (приобрести опыт) работы в команде, рефлексии, презентации, оценки своих психологических особенностей и своего предпринимательского потенциала.


Изучение дисциплины направлено на дальнейшее совершенствование и развитие общих компетенций (ОК) студента.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень

ОК- 1

Владеет и применяет

Семинарские занятия: обсуждение статей и проблемных задач, участие в дискуссиях, подготовка презентаций.


способен к самостоятельному освоению новых методов исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности

ОК-2

Демонстрирует

Подготовка презентаций, анализ статей, обсуждение результатов практикума

способен принимать организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность, в том числе в нестандартных ситуациях

ОК-3

Демонстрирует

Деловая игра «Атлантис»

способен свободно пользоваться иностранным языками, как средством профессионального общения

ОК -4

Владеет и применяет

Участие в обсуждении и анализе видеофильмов на английском языке (загруженных с ресурса TED), анализ и обсуждение статей на английском языке

способность к творческой адаптации к конкретным условиям выполняемых задач и их инновационным решениям


(ОК-5);

Демонстрирует

Работа с творческими задачами, самостоятельное создание творческих задач

владеет навыками публичной и научной речи

ОК- 6

Владеет, применяет и демонстрирует

Презентации на семинарских занятиях


Место дисциплины в структуре образовательной программы


ОС ФГАУ ВПО НИУ-ВШЭ:

Настоящая дисциплина относится к вариативной части цикла дисциплин программы.


Изучение данной дисциплины базируется на знаниях в объеме всего цикла социально-гуманитарных наук для программы направления бизнес-информатики подготовки бакалавра (Социология, Иностранный язык (английский), Философия, Культурология, Деловые и межкультурные коммуникации). Изучение дисциплин «Технологическое предпринимательство», «Электронная коммерция и бизнес» являются желательными.
Для освоения учебной дисциплины студенты должны продемонстрировать развитие следующих компетенций: способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень; способность к самостоятельному освоению новых методов исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности; способность принимать организационно-управленческие решения, в том числе в нестандартных ситуациях; способность свободно пользоваться иностранным языками, как средством профессионального общения; способность к творческой адаптации к конкретным условиям выполняемых задач и их инновационным решениям; владение навыками публичной и научной речи.

Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Предпринимательская деятельность в обществе

52

6

6




40

2

Предпринимательство как стратегия жизненной адаптации

28

4

4




20

3

Психология современного российского предпринимателя

28

4

4




20




Итого

108

14

14




80

Формы контроля знаний студентов



Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры

1

2

3

4

Текущий

(неделя)


Контрольная работа




+







Контрольная работа (тест в LMS eFront)

Итоговый

Зачет




+







Письменный зачет 30 мин.



1.1Критерии оценки знаний, навыков


Текущая оценка рассчитывается как среднее из оценок: выступление с презентацией, участие в дискуссиях на семинаре, минитесты по лекциям, оценки за контрольную работу.

Выступление с презентацией оценивается двумя оценками (А и Б):

А. Подготовка презентации. Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет, способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии, способен преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы, способен принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин .

Оценивается качество материала презентации: использование информационных источников (3 балла), нацеленность на аудиторию (3 балла), насколько презентация в Power Point (OpenOffice) проработана (3 балла), бонусный балл за блестяще подготовленную презентацию (1 балл), итого максимум 10 баллов.

Б. Проведение презентации. Способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии, способен преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы.

Оценивается качество процесса презентации: умение заинтересовать аудиторию (3 балла), устная речь оратора (3 балла), взаимодействие с аудиторией (3 балла), бонусный балл за блестяще подготовленную презентацию (1 балл), итого максимум 10 баллов.
Участие в дискуссии на семинаре

Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь , готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе, способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства

Способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков.

Оценка за семинар: активность на семинаре (3 балла), способность критически обработать информацию (3 балла); умение привлечь необходимые знания для участия в дискуссии (3 балла), бонусный балл за блестящий ответ на семинаре (1 балл), итого максимум 10 баллов.
Работа на лекции. Тестовые мини работы в LMS eFront (Выполнение одного теста 5 минут) в течение модуля.
Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

Контроль (образовательные технологии) проводится в системе LMS eFront.

В электронном журнале LMS eFront публикуются оценки учащихся.


Содержание дисциплины


Тема 1. Предпринимательская деятельность в обществе

Предпринимательство как социально-экономическое явление.

Развитие представлений о предпринимательства в работах социологов М. Вебера, В. Зомбарта. Современное представление о предпринимателе: как ключевой фигуры развития экономики (И.Шумпетер); как искателя новых возможностей для получения прибыли, способного на жесткую конкурентную борьбу (Ф.фон Хайек); как инноватора, в т.ч. числе различных сферах социальной деятельности (П.Дракер)

Социальная ситуация бизнеса: социально-психологические черты современного потребителя. Социальная ответственность бизнеса (по материалам исследования Тульчинский Г.Л.) и ориентация на потребителя (О.А.Третьяк, С.Варго, Р.Лаш и др.). Социально-психологические аспекты коммуникации в бизнесе на всех социальных уровнях — макросоциальном (государственном или международном уровне), мезосоциальном (уровне отношений между группами, организациями) и микросоциальном (уровне отношений в малой группе (учебной группе, отделе фирмы и т. д.): установление контакта; работа в агрессивной среде; создание интереса; спецификация субъектов коммуникации, а также объе­к­тов коммуникативного воздействия; регуляция процесса коммуникации; поддержание внимания, содержательные и поведенческие аспекты).

Развитие идей П.Дракера в работах по интеллектуальному предпринимательству (Константинов Г.К., Филонович С.Р.).

Психология принятие управленческих решений: единоличное принятие решений (Люс М., Пейн Дж., Майер Р., Кан Б.), использование моделей для принятия решений (Хок С.), принятие решений в сложной среде (Кляйндорфер П.), воздействие принятия решений на общество (Д.Эш, Херши Дж., Кунрютер Г.)



Основные понятия: бизнес, предпринимательство, предпринимательская деятельность, потребитель, социальная ответственность, гражданское общество, коммуникация, конфликт, управление конфликтом, взаимоотношения с потребителем, прозрачность бизнеса,

Основная литература.

  1. Психологические проблемы современного бизнеса. Под ред. В. А. ШтрооН. Л. ИвановойН. В. Антоновой. М.: ГУ-ВШЭ, 2011 — ISBN 978-5-7598-0766-7 — 344 с.


Дополнительная литература.

  1. Завьялова Е.К., Посохова С.Т. Психология предпринимательства: учебное пособие. СПб.: 2004. 296с.

  2. Дружинин В.Н. Психология предпринимательства, 2007 [загружено 26.10.2012] http://sbiblio.com/biblio/archive/drujinina_psi/

  3. Канеман Д., Словик П., Тверски А. Принятие решений в неопределенности: Правила и предубеждения. Изд-во ИПП «Гуманитарный центр», 2005, - 632с.

  4. Константинов Г.К., Филонович С.Р. Университеты, общество знания и парадоксы образования // Вопросы образования, 2005, №4. С.108-126 А3

  5. Константинов Г.К., Филонович С.Р. Университеты, общество знания и парадоксы образования // Вопросы образования, 2005, №4. С.108-126 А3

  6. Тульчинский, Г. Л. Корпоративные социальные инвестиции и социальное партнерство: технологии и оценка эффективности: учеб. пособие [Текст] / Г. Л. Тульчинский ; Санкт-Петербургский филиал Нац. исслед. ун-та «Высшая школа экономики». – СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, 2012. – 236 с. – 300 экз. – ISBN 978-5-7598-0981-4

  7. Хок С., Кунрютер Г. Уортон о принятии решений. М.: ИК Аналитика, 2005 – 391с.

  8. Шермерорн Дж., Хант Дж., Осборн Р. Организационное поведение. М.: ПИТЕР, 2006.

  9. Plous, Scott (1993), The Psychology of Judgment and Decision Making. Ch. 10-15.

  10. Рудык Н. Поведенческие финансы или между страхом и алчностью. М.: Дело, 2004.

  11. Ariely D. Predictably Irrational, HarperCollins Publishers, NY, 2008


Тема 2. Предпринимательство как стратегия жизненной адаптации

Адаптация как ведение бизнеса в изменяющихся условиях, приспособление к изменениям рынка, стремление к устойчивости, раскрытие личностного и организационного потенциала. Разнообразие стратегий (Р.М.Баевский, Казначеев В.П., Ронгинская Т.И., Франкл В., Фромм Э.).

Стратегии управления конфликтом (информационное управление, эмпатия, приемы работы агрессией, конструктивная критика, перехват управления, противодействие манипулированию) . Работа со стрессом: копинг-стратегии (Лазарус Р., Василюк Ф.Е., Хейм Е.)

Предпринимательский потенциал (предпринимательская хватка, мышление, поисковая активность, эмоциональная устойчивость, готовность к риску, волевой контроль, моральная нормативность, коммуникативность, лидерство, умение влиять на подчиненных, умение обучать, умение наладить групповую работу).


Основные понятия: адаптация, стратегии адаптации, копинг-стратегии, активная и пассивная стратегии адаптации, предпринимательский потенциал, конфликт, эмпатия
Основная литература.

  1. Психологические проблемы современного бизнеса. Под ред. В. А. ШтрооН. Л. ИвановойН. В. Антоновой. М.: ГУ-ВШЭ, 2011 — ISBN 978-5-7598-0766-7 — 344 с.


Дополнительная литература.

  1. Завьялова Е.К., Посохова С.Т. Психология предпринимательства: учебное пособие. СПб.: 2004. 296с.

  2. Дружинин В.Н. Психология предпринимательства, 2007 [загружено 26.10.2012] http://sbiblio.com/biblio/archive/drujinina_psi/

  3. Канеман Д., Словик П., Тверски А. Принятие решений в неопределенности: Правила и предубеждения. Изд-во ИПП «Гуманитарный центр», 2005, - 632с.

  4. Константинов Г.К., Филонович С.Р. Университеты, общество знания и парадоксы образования // Вопросы образования, 2005, №4. С.108-126 А3

  5. Константинов Г.К., Филонович С.Р. Университеты, общество знания и парадоксы образования // Вопросы образования, 2005, №4. С.108-126 А3

  6. Тульчинский, Г. Л. Корпоративные социальные инвестиции и социальное партнерство: технологии и оценка эффективности: учеб. пособие [Текст] / Г. Л. Тульчинский ; Санкт-Петербургский филиал Нац. исслед. ун-та «Высшая школа экономики». – СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, 2012. – 236 с. – 300 экз. – ISBN 978-5-7598-0981-4

  7. Хок С., Кунрютер Г. Уортон о принятии решений. М.: ИК Аналитика, 2005 – 391с.

  8. Шермерорн Дж., Хант Дж., Осборн Р. Организационное поведение. М.: ПИТЕР, 2006.

  9. Plous, Scott (1993), The Psychology of Judgment and Decision Making. Ch. 10-15.

  10. Рудык Н. Поведенческие финансы или между страхом и алчностью. М.: Дело, 2004.

  11. Ariely D. Predictably Irrational, HarperCollins Publishers, NY, 2008


Тема 3. Психология современного российского предпринимателя

Ценностно-мотивационные ориентиры предпринимательства. Роль мотивации достижений в изучении предпринимательской активности (МакКлелланд Д., Аткинсон Д., Хекхаузен Х.).

Психологические условия и факторы предпринимательского успеха с точки зрения различных подходов: позитивной психологии (Селигман М.), концепции самоэффектиности и самодетерминации личности (Деси Е., Райан Р.); антропологического подхода - этническая идентичность как форма социального капитала (Портез А., Гаурнизо Л., Халлер В.).

Взаимодействие бизнеса и социума: понятие положительного и отрицательного человеческого капитала (Поддъяков А.Н.). Результаты исследований российских предпринимателей (Душанский Л.Е., Е.Н.Емельянова, Е.Е.Поварницына, Лебедева Н.И., Иванова Н.Л., Татарко А.Н., Штроо В.А. и д.р).

Основные понятия: жизненные ценности, ценностные ориентации, мотивация достижений, фрустрация, фрустрационная толерантность, самодетерминация, мотивация избегания неудачи, самоэффективность, самоидентификация, человеческий капитал, негативные стратегии управления человеческим капиталом
Основная литература.

Психологические проблемы современного бизнеса. Под ред. В. А. Штроо, Н. Л. Ивановой, Н. В. Антоновой. М.: ГУ-ВШЭ, 2011 — ISBN 978-5-7598-0766-7 — 344 с.


Дополнительная литература.

  1. Дружинин В.Н. Психология предпринимательства, 2007 [загружено 26.10.2012] http://sbiblio.com/biblio/archive/drujinina_psi/

  2. Канеман Д., Словик П., Тверски А. Принятие решений в неопределенности: Правила и предубеждения. Изд-во ИПП «Гуманитарный центр», 2005, - 632с.

  3. Константинов Г.К., Филонович С.Р. Университеты, общество знания и парадоксы образования // Вопросы образования, 2005, №4. С.108-126 А3

  4. Константинов Г.К., Филонович С.Р. Университеты, общество знания и парадоксы образования // Вопросы образования, 2005, №4. С.108-126 А3

  5. Завьялова Е.К., Посохова С.Т. Психология предпринимательства: учебное пособие. СПб.: 2004. 296с.

  6. Тульчинский, Г. Л. Корпоративные социальные инвестиции и социальное партнерство: технологии и оценка эффективности: учеб. пособие [Текст] / Г. Л. Тульчинский ; Санкт-Петербургский филиал Нац. исслед. ун-та «Высшая школа экономики». – СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, 2012. – 236 с. – 300 экз. – ISBN 978-5-7598-0981-4

  7. Хок С., Кунрютер Г. Уортон о принятии решений. М.: ИК Аналитика, 2005 – 391с.

  8. Шермерорн Дж., Хант Дж., Осборн Р. Организационное поведение. М.: ПИТЕР, 2006.

  9. Plous, Scott (1993), The Psychology of Judgment and Decision Making. Ch. 10-15.

  10. Рудык Н. Поведенческие финансы или между страхом и алчностью. М.: Дело, 2004.

  11. Ariely D. Predictably Irrational, HarperCollins Publishers, NY, 2008



Образовательные технологии


При преподавании применяются следующие учебные технологии: деловая игра «Атлантис».

На семинарах проводятся дискуссии на основе обсуждения статей или глав из книг написанных на русском и английском языках.

В ходе занятий часть времени уделяется прохождению психологических тестов и их разбору, часть решению психологических задач, демонстрируются выступления ведущих специалистов предоставленные ресурсом TED.com.

1.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу для самопроверки студентов.

  1. В чем на Ваш взгляд назначения предпринимательства? Обоснуйте свой ответ.

  2. Дайте определение предпринимательской деятельности. Поясните на примерах ее специфику

  3. Перечислите основные психологические и социальные аспекты бизнеса

  4. Охарактеризуйте взаимосвязь стереотипов «человека работающего» и сегментов бизнеса.

  5. Согласны ли Вы с мнением, что бизнесом могут заниматься только люди с определенным складом личности? Обоснуйте свой ответ.

  6. Охарактеризуйте роли менеджера и предпринимателя. В чем общее в работе менеджера и бизнесмена? В чем различия?

  7. Перечислите основные когнитивные ловушки возникающие при принятии решений.

  8. Эволюция взглядов на роль человеческих ресурсов и роль человека в современной организации.

  9. Ценности и установки личности.

  10. Назовите основные психологические регуляторы жизни и деятельности предпринимателей.

  11. Перечислите ведущие мотивы предпринимательской деятельности.

  12. Мотивация и стимулирование. Мотивационные типы. Формирование стимулирующей политики.

  13. Назовите барьеры включения в предпринимательскую активность, возникающие у женщин

  14. Определите ключевые составляющие успеха в бизнесе.

  15. Коммуникативные помехи и барьеры. Методы их преодоления.

  16. Организационная процесс коммуникации: рассмотрите различные уровни.

  17. Охарактеризуйте современного потребителя.

  18. В чем особенности ориентации на потребителя.

  19. Можно ли сказать, что роль потребителя в современном мире изменяется? Обоснуйте свой ответ.



1.3Порядок формирования оценок по дисциплине


1. При получении результирующей оценки учитываются: среднее арифметическое оценок за минитесты Омт, среднее арифметическое оценки за участие в семинарах Одиск , оценка за презентацию Опр , оценка за контрольную работу – Ок.р.

2. Вес оценок:

Wмт = 0.2, Wк.р. = 0.2, Wпр=0,2, Wсем=0,4

3. Накопленная оценка за текущий контроль выставляется по следующей формуле

Онакопленная = Wмт * Омт + Wсем * Осем +Wк.р. * Ок.р. +Wпр. * Опр.

Например, если у студента по 10-балльной шкале набраны следующие оценки:

Омт = 8, Осем = 6, Ок.р. = 6, Опр=4 то Отекущий = Wмт * Омт + Wсем * Осем +Wк.р. * Ок.р.+ Wпр. * Опр. = 6

4. Если студент согласен с накопленной оценкой Оитоговый = Онакопленная

5. Если студент не согласен с накопленной оценкой, то он может сдавать зачет (письменно).

6. Вес оценок:

Wнакопленная= 0.6, Wзачет = 0.4

7. Результирующая оценка за итоговый контроль выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете

Оитоговый = Wзачет·Озачет + Wнакопленная Онакопленная

Например, если у студента по 10-балльной шкале набраны следующие оценки:

Озачет = 9 Онакопленная=6, Оитоговый = 7
На пересдаче студенту предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль. На зачете студент может получить дополнительный вопрос (дополнительную практическую задачу, решить к пересдаче домашнее задание), ответ на который оценивается в 1 балл. Таким образом, результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета, получаемая на пересдаче, выставляется по формуле

Оитоговый = Wзачет·Озачет + Wнакопленная Онакопленная+Oдоп.вопрос



В ведомость и зачетную книжку студента выставляется две оценки: например, "зачет" (7).

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

1.4Базовый учебник


Психологические проблемы современного бизнеса. Под ред. В. А. Штроо, Н. Л. Ивановой, Н. В. Антоновой. М.: ГУ-ВШЭ, 2011 — ISBN 978-5-7598-0766-7 — 344 с.
Дополнительная литература

  1. Абалкин Л.И. Заметки о российском предпринимательстве. М.: Прогресс, 1994.

  2. Автономов В.С., Предпринимательская функция в экономической системе. М., 1990.

  3. Агеев А.И., Предпринимательство: Проблемы собственности и культуры. М., 1991.

  4. Акперов И.Г., Масликова Ж.В. Психология предпринимательства. Учебное пособие. М., 2003.

  5. Борисова Т.В. Философский анализ предпринимательской деятельности: социально-онтологический аспект. Дисс. … докт. флософ. наук. Саратов, 2005.

  6. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М.: Наука, 1990.

  7. Бусыгин В.Ф. Предпринимательство. М., 1995.

  8. Вебер М., Избранные произведения. М., 1990.

  9. Гибадуллин Р.Ф. Предпринимательский слой – его социальная сущность, функции и тенденции развития в современном российском обществе. Дисс… докт. социол. наук. М., 2000.

  10. Глущенко Е.В., Капцов А.И., Тихонравов Ю.В., Основы предпринимательства. М., 1996.

  11. Дружинин В.Н. Психология предпринимательства, 2007 [загружено 26.10.2012] http://sbiblio.com/biblio/archive/drujinina_psi/

  12. Друкер П., Рынок: Как выйти в лидеры. Практика и принципы. М., 1992.

  13. Журавлев А.Л., Позняков В.П. Программа социально-психологического исследования российских предпринимателей / Современная психология: состояние и перспективы исследований. Часть 5. Программы и методики психологического исследования личности и группы: Материалы юбилейной научной конференции ИП РАН / Отв. ред.А.Л. Журавлев. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2002. С. 90 – 110.

  14. Журавлев А.Л., Позняков В.П. Социально-психологические трудности развития малого бизнеса в России / Психологический журнал. 1993, т.14, №6.

  15. Журавлев А.Л., Позняков В.П.  Деловая активность предпринимателей: методы оценки и воздействия. М., Институт психологии РАН, 1995.

  16. Журавлев А.Л., Позняков В.П., Титова О.И. Гендерные особенности конкуренции и партнерства / Наука – Культура – Общество. 2008. №4. С. 102 - 115.

  17. Завьялова Е.К., Посохова С.Т. Психология предпринимательства. Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004.

  18. Заславская Т.И., Бизнес-слой российского общества: Сущность, структура, статус / Социологические исследования. 1995, №3, сс. 3-12.

  19. Зомбарт В., Буржуа: Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. М., 1994.

  20. Канеман Д., Словик П., Тверски А. Принятие решений в неопределенности: Правила и предубеждения. Изд-во ИПП «Гуманитарный центр», 2005, - 632с.

  21. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Прогресс, 1978. 494 с.

  22. Кирцнер И. Предпринимательство и конкуренция. М.: ЮНИТИ, 2001.

  23. Константинов Г.К., Филонович С.Р. Университеты, общество знания и парадоксы образования // Вопросы образования, 2005, №4. С.108-126 А3

  24. Константинов Г.К., Филонович С.Р. Университеты, общество знания и парадоксы образования // Вопросы образования, 2005, №4. С.108-126 А3

  25. Малое предпринимательство в контексте российских реформ и мирового опыта / Под ред. А.Ю. Чепуренко. М., 1995.

  26. Марченко В.В. Социальная психология предпринимательства. Ярославль: МАПН и ЯрГУ, 1996.

  27. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф., Основы менеджмента. М., 1992.

  28. Новиков В.В., Марченко В.В. История возникновения и становления социальной психологии предпринимательства. Ярославль: МАПН и ЯрГУ, 1998.

  29. Позняков В.П. Предпринимательство как ценность и ценности российских предпринимателей / Россия  в глобализирующемся мире: мировоззренческие и социокультурные аспекты / Отв. ред. В.С. Степин. Секция философии, социологии, психологии и права Отделения общественных наук РАН. М.: Наука, 2007. С. 513-528.

  30. Позняков В.П. Психологические отношения и деловая активность российских предпринимателей. М.: Изд-во ИП РАН, 2001. 240 с.

  31. Позняков В.П. Психологические отношения субъектов экономической деятельности. М.: Изд-во ИП РАН, 2000. 220 с.

  32. Позняков В.П. Региональные и гендерные особенности доверия российских предпринимателей к различным видам организаций / Экономическая психология в России и Беларуси / Под ред. А.Л. Журавлева и В.А. Поликарпова. Минск: Экономпресс, 2007.

  33. Позняков В.П., Вавакина Т.С. Ценностные ориентации как фактор отношения российских предпринимателей к деловому партнерству / Психология в экономике и управлении. 2009. №1. С. 51 – 64.

  34. Позняков В.П., Титова О.И. Конкурентные и партнерские отношения российских предпринимателей: региональные и гендерные особенности / Проблемы экономической психологии. Том 2 / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Т.В. Дробышева, А.Б. Купрейченко. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2005. С. 181 – 204.

  35. Психология предпринимательской деятельности / Под ред В.А. Бодрова. М., Институт психологии РАН, 1995.

  36. Психология предпринимательства. Хрестоматия. / Редактор-составитель Райгородский Д.Я. М.: «Бахрах», 2007.

  37. Радаев В.В. Экономическая функция и психологический аспект предпринимательства / Российский экономический журнал. 1995. №10. С. 89-96.

  38. Рощин С.К., Психология предпринимательской деятельности / Психологический журнал, 1993, т.14, №5.

  39. Рудык Н. Поведенческие финансы или между страхом и алчностью. М.: Дело, 2004.

  40. Социально – психологические исследования руководства и предпринимательства / Отв. ред.: А. Л. Журавлев, Е. В. Шорохова. М.: Институт психологии РАН, 1999.

  41. Становление нового российского предпринимательства / Отв. ред. В.В. Радаев. М., Институт экономики РАН, 1993.

  42. Титова О.И. Гендерные особенности отношения российских предпринимателей к конкуренции и партнерству. Дисс… канд. психол. наук. М., 2007.

  43. Тульчинский, Г. Л. Корпоративные социальные инвестиции и социальное партнерство: технологии и оценка эффективности: учеб. пособие [Текст] / Г. Л. Тульчинский ; Санкт-Петербургский филиал Нац. исслед. ун-та «Высшая школа экономики». – СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, 2012. – 236 с. – 300 экз. – ISBN 978-5-7598-0981-4

  44. Филинкова Е.Б. Психология российского предпринимательства. Учебное пособие. М.: Ректор, 2007.

  45. Филинкова Е.Б. Социально-психологические характеристики предпринимателей с разным уровнем удовлетворенности предпринимательской деятельностью. Дисс. …канд. психол. наук. М., 2001.

  46. Хайек Ф., Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. М., 1992.

  47. Хекхаузен Х., Мотивация и деятельность, тт.1,2. М., 1988.

  48. Хизрич Р.,Питерс М. Предпринимательство или как завести собственное дело и добиться успеха. Вып. 1. М: Прогресс, 1992. 191 с.

  49. Хок С., Кунрютер Г. Уортон о принятии решений. М.: ИК Аналитика, 2005 – 391с.

  50. Чиликин А.Н. Социально-психологические основы развития предпринимательства в реальном секторе экономики. Дисс….докт. психол. наук. М., 2005.

  51. Чирикова А.Е., Психологические особенности личности российского предпринимателя / Психологический журнал, т. 19, №1, 1998, сс. 62-74.

  52. Шермерорн Дж., Хант Дж., Осборн Р. Организационное поведение. М.: ПИТЕР, 2006.

  53. Шумпетер Й., Теория экономического развития: Исследования предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры. М., 1982.

Материалы на английском языке



  1. 13th Nordic Conference on Small Business Research. 2004.http://web.bi.no/forskning/ncsb2004.nsf/pages/index

  2. Ariely D. Predictably Irrational, HarperCollins Publishers, NY, 2008

  3. Baum, J. R., Frese, M. & Baron, R. A. & Katz, J. A. Entrepreneurship as an area of psychology study: An introduction. 2007.

  4. Baum, J. R., Frese, M. & Baron, R. A. The psychology of entrepreneurship. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum. 2007.

  5. Baum, J. R., Locke, E. A. & Kirkpatrick, S. A. A longitudinal study of the relation of vision and vision communication to venture growth in entrepreneurial firms. Journal of Applied Psychology. 1998. Vol. 83, p. 43-54.

  6. Baum, J. R., Locke, E. A., & Smith, K. G. A multidimensional model of venture growth. Academy of Management Journal. 2001. Vol. 44. p. 292-303.

  7. Baum, M. Frese, M. & Baron R. A. (Eds.) The psychology of entrepreneurship: 1-18. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum. 2007.

  8. Brockhaus R.H. The psychology of entrepreneur / Encyclopedia of Entrepreneurship. NJ.: Prentice-Hall, 1982. P. 39-57.

  9. Ireland R. Duane and Webb Justin W. A Cross-Disciplinary Exploration of Entrepreneurship Research. Journal of management. SAGE. 2007. Vol. 33, No. 6, p. 891-927.

  10. Kets de Vries M.F.R. The entrepreneurial personality: A person at the crossroads / J. of Management Studies. V.14. 1977. P. 34-57.

  11. Luthans F.& Youssef C. Human, social, and now positive psychological capital management: Investing in people for competitive advantage. Organizational Dynamics, 2004. Vol. 33, p. 143-160.

  12. Plous, Scott (1993), The Psychology of Judgment and Decision Making. Ch. 10-15.

  13. Psychology of Entrepreneurs. Research and Education. Coordinated by Juan A. Moriano and M. Gorgievski. Madrid, Universidad nacional de educacion a distancia. 2007.

  14. Rotter J.B. Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement / Psychological Monographs: General and Applied. 1966. V.80.

  15. Schneider, F. Size and measurement of the informal economy in 110 countries around the world. Canberra, Australia, 2002.

  16. Shane, S. A general theory of entrepreneurship: The individual-opportunity nexus. Northampton, MA: Edward Elgar. 2003.

  17.  Shane, S., & Venkataraman, S. The promise of entrepreneurship as a field of research. Academy of Management Review. 2000. № 25, p. 217-236.

  18. Stewart, W. H., & Roth, P. L. Data quality affects meta-analytic conclusions: A response to Miner and Raju (2004) concerning entrepreneurial risk propensity. Journal of Applied Psychology. 2004. Vol. 89, p. 14-21.

  19. Van Raaiy, W.F., Van Veldhoven C.M., Warnerid K.-E. (eds) Handbook of Economic Psychology. Dordrecht, Netherlands: Kluwer Academic Publishers, 1988.

  20. Warneryd K.-E. The Psychology of Innovative Entrepreneurship / Handbook of economic psychology. Dodrecht.1988 P.405-447.

  21. Webb, J. W., Tihanyi, L., Ireland, R. D., & Sirmon, D. G. The informal economy: Entrepreneurship between formal and informal institutional boundaries. 2007. Working paper.

  22. Welsh J.A. & White J.F. The entrepreneur`s master planning guaide. Englewood Cliffs, NJ:Prentice-Hall Inc.,1983.

  23. Welter F. Exploring the role of trust in entrepreneurial activity. University of Siegen, Germany. 2006.

  24. Zhao, H., Seibert, S. E., & Hills, G. E. The mediating role of self-efficacy in the development of entrepreneurial intentions. Journal of Applied Psychology. 2005. Vol. 90, p. 1265-1272.



1.5Справочники, словари, энциклопедии


www.3interscience.wiley.com/cgi-bin/jhome/469 (сайт журнала Journal of Organizational Behavior)

http://www.goodworkproject.org/ (проект GoodWork)

1.6Дистанционная поддержка дисциплины


Электронная поддержка дисциплины осуществляется в LMS eFront: учащиеся проходят мини-тесты по лекциям, скачивают материалы для семинаров. В системе также размещаются оценки по результатам промежуточного и итогового контроля.

1.7Материально-техническое обеспечение дисциплины


Используется видеокамера Canon, компьютер и стандартный проектор, бланки тестов для психологического тестирования, карточки заданий для игр.

Составитель Поршнев А.В.








За каждым мужчиной, достигшим успеха, стоит гордящаяся им жена и удивленная теща. Брукс Хейз
ещё >>