Программа дисциплины Политология (обзор) для направления 030200. 68 "Политология" подготовки магистра - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины История политических учений  для направления... 1 349.52kb.
Программа дисциплины «Политическая история России и зарубежных стран. 5 500.35kb.
Программа дисциплины типология политических протестов для направления... 1 175.95kb.
Программа дисциплины политическая география в современном мире для... 1 193.05kb.
Программа дисциплины Для направления 030200. 62 «Политология» (программа... 2 520.9kb.
Кафедра всеобщей и отечественной истории Программа дисциплины политическая... 1 145.74kb.
Программа дисциплины Политическая география  для направления 030200. 4 463.85kb.
Программа дисциплины «Границы и конфликты для направления 030200. 1 193.97kb.
Программа научно-исследовательской практики для направления 030200. 1 148.68kb.
Программа дисциплины История мировой культуры  для направления... 1 274.51kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Для направления 030200. 8 919.35kb.
Страны Латинской Америки в середине и второй половине 20-х годов 1 168.02kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа дисциплины Политология (обзор) для направления 030200. 68 "Политология" - страница №1/1




Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины Политология (обзор) для направления 030200.68 "Политология" подготовки магистра




Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет Прикладной политологии

Программа дисциплины Современная политическая наука


для магистерской программы "Прикладная политология" (направление 030200.68 "Политология")

Автор программы:

Мусихин Г.И., д.полит.н, профессор gmusikhin@hse.ru


Одобрена на заседании кафедры теории политики и политического анализа «___»____________ 201_ г

Зав. кафедрой Мусихин Г. И.


Рекомендована секцией УМС [Введите название секции УМС] «___»____________ 201_ г

Председатель Миронюк М.Г.


Утверждена УС факультета [Введите название факультета] «___»_____________201_ г.

Ученый секретарь Пильгун М.А. ________________________ [подпись]

Москва, 2012

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов, обучающихся по магистерской программе "Прикладная политология" (направление 030200.68 "Политология") изучающих дисциплину "Современная политическая наука".

Программа разработана в соответствии с:


  • ФГАУ ВПО НИУ ВШЭ (направление подготовки 030200.68 «Политология»);

  • Образовательной программой "Прикладная политология" 030200.68 "Политология".

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки специальности 030200.68 "Политология", специализации "Прикладная политология", утвержденным в 2012г.

1Цели освоения дисциплины


Цель освоения дисциплины «Современная политическая наука»: формирование целостного представления об новейших теоретических тенденциях в современной политической науке, что позволяет студентам ориентироваться в основных теоретических исследовательских моделях для выбора собственной исследовательской стратегии.

2Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

• Знать основные теоретические направления, задающий «коридор понимания» современной политики

• Уметь ориентироваться в ключевых теоретических моделях современной политической науки, применяя их в собственных исследованиях.

• Иметь навыки теоретического мышления и концептуального анализа, позволяющие самостоятельно осваивать материал политико-теоретического характера.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Общекультурные компетенции

ОК-1,

ОК-2,


ОК-3,

ОК-4,


ОК-5

- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, способность логически верно и аргументировано строить различные виды речи;

- свободно владеть литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной и научной речи; уметь создавать и редактировать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний;

- владеть иностранным языком на уровне, достаточном для профессионального общения; для поиска и анализа иностранных источников информации;

- способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;

- способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества;


Профессиональные компетенции

ПК-1

ПК-2


ПК-3

ПК-4


ПК-5


- способность к участию в научных исследованиях политических процессов и отношений, владение методами анализа и интерпретации представлений о политических явлениях на различных уровнях организации мира;

- понимание методов современной политической науки и возможность их применения в политологических исследованиях;

- владение методологией анализа современных политологических доктрин и подходов, способность к участию в исследовательской работе в области теории политики;

- знание основных этапов и характеристик политической истории России и зарубежных стран, особенностей исторических традиций в политическом развитии, владение навыками политического анализа исторических процессов;

- знание основных учений и концепций зарубежной и отечественной политической мысли, способен анализировать оригинальные научные тексты и содержащиеся в них смысловые конструкции;

3Место дисциплины в структуре образовательной программы

Для специализации "Прикладная политология" настоящая дисциплина является базовой.


Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • Политология

  • История политических учений

  • Сравнительная политология

  • Сравнительная политика

  • Политический анализ

  • Политическая теория

  • Теория политики

  • Современная политическая философия

  • Политические идеологии

  • Институциональная экономика



Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:


  • Знания в области истории политических учений

  • Знания о ключевых категориях политической науки

  • Знания об основных политических идеологиях

  • Английский язык (в объеме 3-го курса бакалавриата факультета прикладной политологии)

  • Логика и теория аргументации (в объеме университетской базовой компоненты Б.1.Б.)

  • Знать и уметь искать, анализировать, проверять информацию

  • Обладать навыками работы с научными и специальными текстами

  • Уметь рефлексировать над изученным материалом

  • Знать и уметь применять основные политические теории

  • Знать и уметь применять основные методы политических исследований, методологические подходы

  • Иметь представление об основах планирования и проведения исследований (на уровне бакалавра)

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:



  • Научно-исследовательский семинар

  • Теория и методология политических исследований

  • Принятие политических решений

  • Актуальные проблемы современной российской политики


4Тематический план учебной дисциплины


№ п/п

Наименование темы

Количество часов

Всего

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

1

Что такое политическая теория и политическая наука?

20


2

4


12

2

Современная теория справедливости

20


4



12

3

Теория власти после Фуко

22


4




12

4

Критическая теория после Хабермаса

24


4

4

12

5

Пост-структурализм и либеральная политическая теория

20


4

2


12

6

Нормативный плюрализм как новый образ политического

20


4

2


12

7

Мультикультурализм: победы и поражения

18


4


2

10

8

Политическая теория и экономика: взаимоотношение демократии капитализма

18

4

8

10

Итого




162

30

22

92

5Формы контроля знаний студентов





Тип контроля

Форма контроля

1 год

Кафедра

Параметры **







1

2

3

4

теории политики и политического анализа



Текущий

Эссе




*










Исследование по заданной теме, 15 тыс. знаков с пробелами

Итоговый

Экзамен





*










Письменный тест, 120 мин.


5.1Критерии оценки знаний, навыков

Текущий контроль осуществляется в процессе обсуждения дискуссионных моментов излагаемого материала в ходе семинарских занятий и написания эссе в начале 2-го модуля.


  1. Активность на семинарах

Семинары проводятся в форме проблемной дискуссии по заранее поставленному вопросу. Литература и вспомогательные материалы для дискуссии высылаются преподавателем за неделю до семинара на групповую почту. В программе указываются только основные и обязательные тексты. Не позднее, чем за неделю до проведения семинара, преподавателем может быть внесено изменение в конкретный список текстов или предложена к прочтению дополнительная литература.

По результатам каждого семинара активность студентов оценивается преподавателем в соответствии с качеством ответов, данных студентом по шкале от 0,1 до 0,6 балла за ответ. Бессодержательные выступления, субъективные мнения, а также выступления, не подкрепленные знанием темы конкретного семинара, не оцениваются.

По итогам всех семинаров баллы за содержательные ответы суммируются. Итоговая оценка за семинары может быть более 10.

Посещение семинаров оценивается из расчета 3,5 балла за все посещенные семинары.

Возможность повысить оценку за работу на семинарах вне рамок семинарских занятий не предусмотрена.


  1. Написание эссе

В ходе курса необходимо представить эссе по одной из согласованных тем в объеме до 15 тыс. знаков с пробелами. Дата сдачи эссе устанавливается преподавателем. За каждый день просрочки в сдаче эссе снимается 0,2 балла. Оценка, полученная за эссе, не исправляется.

Структура оценки за эссе



Постановка проблематики исследования

Достоинства основного содержания работы

Обоснованность выводов работы







актуальность

проблема исследования

объект

Предмет

цель

задачи

четкость внутренней структуры работы

Ясность

последовательность

широта привлекаемых источников

самостоятельность и оригинальность мысли

Итог

0,50

1,50

0,50

0,50

0,50

0,50

1,00

0,50

0,50

1,00

2,00

1,00

10

Экзамен проводится в форме письменного теста. Величина оценки прямо пропорциональна числу правильных ответов.

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале. Предварительные оценки могут округляться до сотых, итоговая оценка округляется до целой.

5.2Порядок формирования оценок по дисциплине



Структура итоговой оценки

Wобщ

= Wэссе*(0,3) +Wсем* (0,3)+ Wэкз *(0,4), где


Wэссе

Оценка за эссе

Wсем

Оценка за семинары

Wэкз

Оценка за экзамен

Экзамен проводится в форме письменного теста.

Пересдача неудовлетворительной оценки допускается только для итогового экзаменационного теста. Все остальные компоненты итоговой оценки пересдаче не подлежат.

Способ округления накопленной итоговой оценки арифметический (>0,5 = 1)

В диплом ставится оценка за итоговый контроль, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине.



6Содержание дисциплины


Что такое политическая теория и политическая наука?

Политическая теория как междисциплинарная сфера политической науки. Современная политическая теория   гуманитарное знание.

Политическая теория между трех академических дисциплин: политической науки, истории и философии. Взаимосвязь с миром реальной политики. Институциональный дизайн современной политической теории: на грани политической науки, философии, права, истории, социологии и экономики. Современные направления теоретических исследований.

Основная литература

The Oxford Handbook of Political Theory. Oxford, 2006, рр. 3-41.



Дополнительная литература

Арендт Х. О революции. М.: Европа, 2011.

Арендт Х. Vita active или О деятельной жизни. СПб.: Алетейя ,2000.

Берлин И. Философия свободы. М.: Новое литературное обозрение, 2001.

Делез Ж., ГваттариФ. Тысяча плато. Капитализм и шизофрения. М.: Астрель, 2010.

Дворкин. Р. О правах всерьез. М.: Российская политическая энциклопедия, 2004.

Джохадзе И. Неопрагматизм Ричарда Рорти. М.: Едиториал УРСС, 2001.

Кимлика У. Современная политическая философия. М.: Высшая школа экономики, 2010.

Маркузе Г. Одномерный человек. М.: АСТ, 2003.

Нозик Р. Анархия, государство и утопия. М.: ИРИСЭН, 2008.

Оукшот М. Рационализм в политике. М.: Идея-Пресс, 2002.

Роулз Д. Теория справедливости. М.: ЛКИ, 2010.

Сен А. Развитие как свобода. М.: Новое издательство, 2004.

Скиннер К. Свобода до либерализма. СПб.: Издательство европейского университета, 2006.

Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М.: Ад Маргинем, 1999.

Хабермас Ю. Вовлечение другого. М.: Наука, 2008.

Хабермас Ю. Проблема легитимации позднего капитализма. М.: Праксис, 2010.

Шмитт К. Политическая теология. М.: КАНОН-пресс-Ц, 2000.

Anderson, E. 1999. What is the point of equality? Ethics, 109: 287–337.

Arendt, H. The Human Condition (1958-01-01)

Arneson, R. 1989. Equality and equal opportunity for welfare. Philosophical Studies, 56: 77–93.

Ashcraft, R. 1989. Political theory and the problem of ideology. Journal of Politics, 42: 687–705.

Cohen 1989. On the currency of egalitarian justice. Ethics, 99: 906–44.

Dryzek 1992. How far is it from Virginia and Rochester to Frankfurt? Public choice as critical theory. British Journal of Political Science, 22: 397–417.

Hanchard, M. 2003. Acts of misrecognition: transnational black politics, anti-imperialism and the ethnocentrisms of Pierre Bourdieu and Loïc Wacquant. Theory, Culture and Society, 20: 5–29.

Isaac, J. C. 1995. The strange silence of political theory. Political Theory, 23: 636–52.

Monoson, S. S. and Loriaux, M. 1998. The illusion of power and the disruption of moral norms: Thucydides' critique of Periclean policy. American Political Science Review, 92: 285–97.

Okin 1998. Feminism and multiculturalism: some tensions. Ethics, 108: 661–84.

——— 2002. “Mistresses of their own destiny:” group rights, gender, and realistic rights of exit. Ethics, 112: 205–30.

Pitkin, H. 1966. Obligation and consent II. American Political Science Review, 60: 39–52.

Price, R. and Reus-Smit, C. 1998. Dangerous liaisons? Critical international theory and constructivism. European Journal of International Relations, 4: 259–94.

Rawls 1997. The idea of public reason revisited. University of Chicago Law Review, 94: 765–807.

Tully 2002. The unfreedom of the moderns in relation to the ideals of constitutional democracy. Modern Law Review, 65(2): 204–28.

Walzer, M. 1967. The obligation to disobey. Ethics, 77: 163–75.

Wolin 1969. Political theory as a vocation. American Political Science Review, 63: 1062–82.
Современная теория справедливости

Теория справедливости как рефлексия общественного договора. Теория основных социальных благ и либертарианство против теории справедливости. Право или благо: в чем приоритет? Проблема заслуг и ответственности.

Глобальная справедливость и глобальное общество.

Основная литература

The Oxford Handbook of Political Theory. Oxford, 2006, рр. 45-64.



Дополнительная литература

Anderson, E. 1999. What is the point of equality? Ethics, 109: 287–337.

Arneson, R. 1989. Equality and equal opportunity for welfare. Philosophical Studies, 56: 77–93.

——— 1999. Against Rawlsian equality of opportunity. Philosophical Studies, 93: 77–112.

——— 2000. Perfectionism and politics. Ethics, 111: 37–63.

Beitz, C. 1979. Political Theory and International Relations. Princeton, NJ: Princeton University Press.

Frankfurt, H. 1987. Equality as a moral ideal. Ethics, 98: 21–43.

Harsanyi 1975. Can the maximin principle serve as a basis for morality? A critique of John Rawls's theory. American Political Science Review, 69: 594–606.

Miller, R. 1998. Cosmopolitan respect and patriotic concern. Philosophy and Public Affairs, 27: 202–24.

Nussbaum, M. 1992. Human functioning and social justice: in defense of Aristotelian essentialism. Political Theory, 20: 202–46.

Roemer2002. Egalitarianism against the veil of ignorance. Journal of Philosophy, 99: 167–84.

Scheffler2003. What is egalitarianism? Philosophy and Public Affairs, 31: 5–39.


Теория власти после Фуко

Разрыв между властным намерением и произведенной в результате властного взаимодействия действительностью. Процесс реконцептуализации власти во второй половине 20 века. Диффузия модернистского понимания власти, связанного с правом, институтами, богатством, насилием.

Субъективация господства в ходе производства социальных норм и практик. Модель суверенитета, модель товара и репрессивную модель как разные проявления власти. «Режим истины» или рациональности как наложение друг на друга власти и знания. Governmentality.

Основная литература

The Oxford Handbook of Political Theory. Oxford, 2006, рр. 65-84.



Дополнительная литература

Делез Ж. Фуко. М.: Издательство гуманитарной литературы, 1998.

Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М.: Ад Маргинем, 1999.

Franke, K. 1997. What's wrong with sexual harassment? Stanford Law Review, 49: 691–772.

Gibson-Graham, J. K., Resnick, S., and Wolff, R. (eds.) 2000. Class and Its Others. Minneapolis: University of Minnesota Press.

Mitchell, T. 1991. The limits of the state: beyond statist approaches and their critics. American Political Science Review, 85(1): 77–96.

Moss, J. 2004. Foucault and left conservatism. Foucault Studies, 1: 32–52.

Owen 1999. Cultural diversity and the conversation of justice. Political Theory, 27(5): 579–96.


Критическая теория после Хабермаса

Хабермас: создание делиберативной модели политической легитимности. Дискуссия как путь к согласию и признанию. Свободная аргументация как единственное оправдание принудительной власти.

Делиберативная демократия как вызов социальному неравенству либеральной демократии. Претензия на преодоление «ложной» парной категории должное-действительное.

Теория коммуникативного действия как критика критической теории. Нормативная (а не эмпирическая) ценность свободной речевой коммуникации как эмпирического факта. Делиберативная демократия как прогрессивный оппонент капиталистической глобализации?



Основная литература

The Oxford Handbook of Political Theory. Oxford, 2006, рр. 85-105.



Дополнительная литература

Bohman 1999a. International regimes and democratic governance: political equality and influence in global institutions. International Affairs, 75: 72–91.

Bohman 1999b. Citizenship and the norms of publicity: wide public reason in cosmopolitan societies. Political Theory, 27: 176–202.

——— 2001. Cosmopolitan republicanism: citizenship, freedom and global political authority. The Monist, 84: 3–21.

Cohen, J. L. 1999. Changing paradigms of citizenship and the exclusiveness of the demos. International Sociology, 14: 245–68.

Forst, R. 2001. The rule of reasons: three models of deliberative democracy. Ratio Juris, 14: 345–78.

Hauptmann, E. 2001. Can less be more? Leftist deliberative democrats' critique of participatory democracy. Polity, 33: 397–421.

Lupel, A. 2004. Regionalism and globalization: post-nation or extended nation? Polity, 36: 153–74.


Пост-структурализм и либеральная политическая теория

Пост-структурализм: критика и деконструкция проекта Модерна. Либеральная политическая теория: реконструкция этот проекта. Пост-структуралистская реабилитация понятия утопии как радикальной критики. Отрицание любых всеобъемлющих критериев прогресса как попытка создания новой стратегии сопротивления капитализму.

Ответ либеральной политической теории: концепция либерального прагматизма Рорти. Ирония по отношению к вокабуляру либеральной демократии как «окончательной лексике» политического.

Нетелеологичность прогресса – точка соприкосновения пост-структурализма и либерального прагматизма: история как открытый сценарий развития.

Пост-структурализм: теоретизирование через реконцептуализацию. Прагматический либерализм: теоретизирование через утилитарное переописание.

Основная литература

The Oxford Handbook of Political Theory. Oxford, 2006, рр. 125-141.



Дополнительная литература

Foucault, M. 1986. Kant on Enlightenment and revolution, trans. C. Gordon. Economy and Society, 15: 88–96.

Patton, P. 2000. Deleuze and the Political. New York: Routledge.

——— 2005b. Deleuze and democracy. Contemporary Political Theory, 4 (4): 400–13.


Нормативный плюрализм как новый образ политического

Возникновение нормативного плюрализма как теоретической авантюры. Констатация несоизмеримости политических ценностей как основа для инновационных политических проектов.

Легитимация догосударственных проявлений политического. «Радикальный эмпиризм» как методологическая основа нормативного плюрализма. Критика государственного суверенитета как метафизического. Берлин: плюрализм как преодоление парной категории универсализм-релятивизм. Ренессанс нормативного плюрализма в рамках современного феминизма: критика государственности как однозначно мужской сущности.

Плюрализм как способ понимания: от несоизмеримости ценностей к их сравнимости: гражданский диалог. Плюралистическая демократия как постоянное становление. Плюрализм против либерализма?



Основная литература

The Oxford Handbook of Political Theory. Oxford, 2006, рр. 142-160.



Дополнительная литература

Deveaux, M. 1999. Agonism and pluralism. Philosophy and Social Criticism, 25 (4): 1–22.

Elliot, W. Y. 1924. The pragmatic politics of Mr. H. J. Laski. American Political Science Review, 18: 251–75.

Laski, H. 1917. Studies in the Problem of Sovereignty. New Haven, Conn.: Yale University Press.

Raz 2001. Value, Respect, and Attachment. Cambridge: Cambridge University Press.

White, S. K. 2002. Pluralism, platitudes, and paradoxes: fifty years of western political thought. Political Theory, 30 (4): 472–81.



Мультикультурализм: победы и поражения

Личностная автономия против права на групповую солидарность? Уважение культурной инаковости: инструмент или ценность? Защита культурной самобытности – консервация архаики или сохранение культурного многообразия?

Неидентичность культуры и идентичности. Культурные практики – часть этнокультурной идентичности.

Угроза искусственного группового культурного обособления. Есть ли границы у культуры? Проблема фрагментарности современных культур. Дороговизна мультикультурализма.



Основная литература

The Oxford Handbook of Political Theory. Oxford, 2006, рр. 546-563.



Дополнительная литература

Burtt, S. 1994. Religious parents, secular schools. Review of Politics, 56: 51–70.

Charney, E. 2003. Identity and liberal nationalism. American Political Science Review, 97: 295–310.

Deveaux 2003. A deliberative approach to conflicts of culture. Political Theory, 31: 780–807.

Eisenberg, A. 2003. Diversity and equality: three approaches to cultural and sexual difference. Journal of Political Philosophy, 11: 41–64.

Gutmann, A. 1995. Civic education and social diversity. Ethics, 105: 557–79.

Herr, R. 2004. A Third World feminist defense of multiculturalism. Social Theory and Practice, 30: 73–103.

Levey, G. B. 1997. Equality, autonomy and cultural rights. Political Theory, 25: 215–48.

Maccormick 1996. Liberalism, nationalism, and the post-sovereign state. Political Studies, 44: 553–67.

Margalit and Halbertal, M. 1994. Liberalism and the right to culture. Social Research, 61: 491–510.

Margalit and Raz, J. 1990. National self-determination. Journal of Philosophy, 87: 439–61.

Okin, S. M. 1998. Feminism and multiculturalism: some tensions. Ethics, 108: 661–84.

——— 2002. “Mistresses of their own destiny:” group rights, gender and realistic rights of exit.” Ethics, 112: 205–30.

Patten, A. 2003. Liberal neutrality and language policy. Philosophy and Public Affairs, 31: 356–86.

Perez, N. 2002. Should multiculturalists oppress the oppressed? Critical Review of International Social and Political Philosophy, 5: 51–79.

Spinner-Halev, J. 2000. Surviving Diversity: Religion and Democratic Citizenship. Baltimore: Johns Hopkins University Press.

——— 2001. Feminism, multiculturalism, oppression and the state. Ethics, 112: 84–113.

Swaine, L. 2003. A liberalism of conscience. Journal of Political Philosophy, 11: 369–91.

Tamir, Y. 1993. Liberal Nationalism. Princeton, NJ: Princeton University Press.

Tomasi, J. 1995. Kymlicka, liberalism and cultural minorities. Ethics, 105: 580–603.


Политическая теория и экономика: взаимоотношение демократии капитализма

Экономические вопросы как основа любой демократической политики. Недостаточное внимание политической теории к политэкономии.

Капитализм как угроза демократии или ее органическая составляющая? Неизбежность привилегированного положения крупного капитала в условиях либеральной демократии. Ограничение политического влияние капитала или его интеграция в демократический процесс?

Способы дифференциации и расширения разнообразия интересов собственников как упрочение демократии. Принципиальная роль среднего класса.



Основная литература

The Oxford Handbook of Political Theory. Oxford, 2006, рр. 546-563, рр. 792-809.



Дополнительная литература

Даль Р. Демократия и ее критики. М.: РОССПЭН, 2003.

Даль Р. Полиархия. Участие и оппозиция. М.: Высшая школа экономики, 2010.

Barber B. 2008. The Near-Death of Democracy. World Policy Journal Volume: 25 Issue: 4, p. 145-151.

Elkin 1996. Madison and after: the American model of political constitution. Political Studies, 44: 592–604.

Elkin S. 1985. THE PUBLIC LIFE OF ECONOMIC INCENTIVES. Policy Studies Journal Volume: 13 Issue: 4, p. 797-813.

Lindblom C. 1982. The Market As Prison. Journal Of Politics Volume: 44 Issue: 2, p. 324-336.



7Образовательные технологии


Занятия проводятся в смешанной форме. Проведение лекций подразумевает наличие интерактивной составляющей, в ходе которой студенты тренируют навык аналитического мышления, применения изучаемых конструктов к реальным ситуациям

8Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

8.1Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


1. Каким образом современная политическая теория связана с политической наукой?

2. Каким образом современная политическая теория связана с истоией?

3. Каким образом современная политическая теория связана с философией?

4. особенности взаимодействия политической теории с миром реальной политики.

5. Почему либеральная политическая теория подвергается массовой критике?

6. Основные критики либеральной политической теории.

7. Современная политическая теория и глобализация.

8. Основные принципы справедливости Д.Роулза.

9. Основные направления критики теории Д.Роулза.

10. Возможна ли глобальная справедливость?

11. Почему этимологический смысл понятия власть ограничен?

12. Какие процессы подорвали модернистское понимание власти?

13. В чем новаторство М.Фуко в теории власти?

14. Три ключевых модели власти М.Фуко.

15. В чем смысл понятия Governmentality?

16. Особенности теоретизирования власти после М.Фуко.

17. В чем принципиальные отличия делиберативной теории демократии от других?

18. В чем достоинства делиберативной теории демократии в условиях глобализации?

19. В чем недостатки делиберативной теории демократии в условиях глобализации?

20. Теория Хабермаса и политическая реальность ЕС.

21. Теория коммуникативного действия и проблема легитимности.

22. Теория коммуникативного действия и проблема народного суверенитета.

23. Основные направления спора пост-структурализма с либеральной политической теорией.

24. Взаимоотношения пост-структурализма и марксизма в контексте краха коммунизма.

25. В чем состоит суть иронии как метода либерального прагматизма Р.Рорти?

26. Ирония в рамках пост-структурализма.

27. Нетелеологичность прогресса как точка соприкосновения пост-структурализма и современной либеральной политической теории.

28. Почему либерально-демократическая теория обвиняет пост-структурализм в антидемократичности?

29. В чем преимущества описания по сравнению с концептуализацией по мнению Р.Рорти?

30. Почему в начале XX века нормативный плюрализм можно было трактовать как теоретическую провокацию?

31. В чем состоял «радикальный эмпиризм» нормативного плюрализма?

32. Почему эмпирическую плюралистическую политологию середины XX века некорректно считать наследницей нормативного плюрализма?

33. Каковы основные признаки возродившегося нормативного плюрализма конца XX века?

34. Либерализм против плюрализма?

35. В чем суть категорий уважения и признания в рамках мультикультурализма?

36. В чем состоят различия либерального и не-либерального мультикультурализма?

37. Каковы пределы группового равенства в контексте мультикультурализма?

38. Механизмы политики мультикультурализма и их недостатки.

39. В чем недостаток плюралистической схемы Р.Даля в отношении крупного капитала?

40. Почему привилегированное положение крупного капитала в условиях либеральной демократии неизбежно?

41. Каковы условия благотворного влияния собственников на демократию с точки зрения классического республиканизма?

42. Какие способы усиления разнообразия интересов собственников предлагает современная теория?

43. В чем принципиальное значение среднего касса в условиях капиталистической демократии?

8.2Темы эссе


Темы эссе формулируются магистрантами самостоятельно по согласованию с преподавателем, ведущим курс.

9Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

9.1Базовый учебник


В связи с тем, что магистратура как вторая ступень высшего образования предполагает использование активных форм обучения и отказ от пассивного освоения студентом однородного учебного материала, базовый учебник по дисциплине не предусмотрен.

9.2Основная литература


Указана для каждой темы.

9.3Дополнительная литература


Указана для каждой темы.

9.4Справочники, словари, энциклопедии

9.5Программные средства


Для успешного освоения дисциплины, студент использует следующие программные средства:

  • Текстовый редактор MS Word (рекомендуются версии 2003-2010) или любой другой из свободно распространяемого ПО (напр., Libre Office, OpenOffice.Org)

9.6Дистанционная поддержка дисциплины:


Для связи с преподавателем используется система LMS Efront: http://lms.hse.ru

Информационные ресурсы и инструменты:



  • Сайт Библиотеки НИУ ВШЭ: http://www.library.hse.ru/

  • http://www.academics.google.com

  • http://www.books.google.com






Мужчины за выпивкой беседуют либо о пользе порядка, либо о прелестях бардака. Рышард Подлевский
ещё >>