Программа дисциплины Медиакультура для направления 031400. 62 «Культурология» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины история культур востока (рабочая программа) 1 252.33kb.
Программа дисциплины «Теория и история медиа» 1 188.84kb.
Программа дисциплины «Теория и история русской литературы» 4 713.25kb.
Программа дисциплины «История западной культуры: культура Современности» 10 611.28kb.
Программа дисциплины Всеобщая история для направления 033000. 7 523.97kb.
Программа дисциплины История религий  для направления 033000. 1 280.73kb.
Программа дисциплины Культурология и религиоведение  для направления... 1 269.76kb.
Программа дисциплины Культурология и религиоведение для направления... 1 256.51kb.
Рабочая учебная программа дисциплины Философия культуры Направление... 1 285.14kb.
Программа факультатива История западного эзотеризма для направления... 4 419.94kb.
Программа дисциплины «Философия» для направления подготовки бакалавра... 4 387.23kb.
Разработка урока немецкого языка в 11 классе по теме: «Filmkunst»... 1 61.25kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа дисциплины Медиакультура для направления 031400. 62 «Культурология» - страница №1/1



Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации

Государственный университет —

Высшая школа экономики
Факультет философии
Программа дисциплины
Медиакультура

для направления 031400.62 «Культурология»


подготовки бакалавра

Автор Хитров А. В.


Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры

_____________________________ ________________________________

Председатель Зав. кафедрой

_____________________________ ________________________________

«_____» __________________ 200 г. «____»_____________________ 200 г

Утверждена УС факультета

_________________________________

Ученый секретарь

_________________________________

« ____» ___________________200 г.


Москва

Тематический план учебной дисциплины




Название темы

Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы

Самостоятельная работа







Лекции

Сем. и практ. занятия





Предмет и метод теории медиа. Книжная культура и медиа. «Читательская революция» и «публичная сфера» в XVII–XVIII веках.

2

2







Бихевиористские теории медиа.

6

2

2

2



Медиа и современность: Маршалл Маклюэн и Вальтер Беньямин.

6

2

2

2



Семиотика медиа.

6

2

2

2



Эволюция cultural studies и проблемы медиа.

6

2

2

2



Интеракционизм и медиа.

6

2

2

2



Феминизм и медиа.

6

2

2

2



Франкфуртская школа и критика культурной индустрии.

6

2

2

2



Постколониальные теории медиа.

6

2

2

2



Постмодернизм в теориях медиа.

6

2

2

2



Теории информационного общества.

6

2

2

2



Консьюмеризм, повседневность и медиа.

6

2

2

2



Теоретический анализ фотографии.

6

2

2

2



Кинематограф как объект медианализа.

6

2

2

2




Подготовка к экзамену

9





9




Написание эссе

9





9




Написание реферата

9





9




Итого:

108

29

26

53



Формы контроля


  • Активная работа на семинаре – 1 балл. (Всего 13 баллов)

  • Посещение более половины лекций – 1 балл.

  • Эссе – 5 баллов.

  • Реферат – 5 баллов.

  • Итоговый результат делится на 3. «Автоматом» можно получить только 4, 6 или 8. При желании улучшить оценку – устный ответ на экзамене.

  • В случае неудовлетворительного ответа на экзамене может получить баллов меньше заработанных с помощью рейтинга.

  • Плагиат в письменной работе – 0 баллов за работу и минус 5 баллов из рейтинга. (См. положение о плагиате http://www.hse.ru/org/hse/antiplagiat_info/plagiat.)

  • Крайний срок сдачи реферата и эссе – 1 июня 2009 г. За каждый день задержки работы из рейтинга вычитается один балл.

  • Пропуск трех занятий подряд без медицинской справки – минус 0,5 балла. За каждый последующий пропуск также вычитается по 0,5 балла.


Содержание программы

Лекции

Тема 1. Предмет и метод теории медиа. Книжная культура и медиа. «Читательская революция» и «публичная сфера» в XVII–XVIII веках.


Симпрактический и теоретический тип культуры. Эволюция технических средств передачи информации. Иннис. Вальтер Онг. Юрген Хабермас.

Тема 2. Бихевиористские теории медиа.


Лассвелл, Вертхам, Кэнтрил. Культивационная теория. Теории повестки дня. Феноменолистический подход.

Тема 3. Медиа и современность: Маршалл Маклюэн и Вальтер Беньямин.


Философия техники. Медиа — это сообщение. Техническое воспроизводство артефактов культуры.

Тема 4. Семиотика медиа.


Лингвистика Ф. де Соссюра. Ролан Барт. Стюарт Холл: кодирование и декодирование. Морли. Теория субкультур Хебдиджа. Теория дискурса М. Фуко.

Тема 5. Эволюция cultural studies и проблемы медиа.


Рейзман и Хоггарт. Раймонд Уильямс: технология и культурная форма.

Тема 6. Интеракционизм и медиа.


И. Гоффман. Д. Мейровиц. Хортон и Хоул. Томпсон. Э. Гидденс.

Тема 7. Феминизм и медиа.


Молви. Модлески. Рэдвей. Батлер.

Тема 8. Франкфуртская школа и критика культурной индустрии.


Диалектика Просвещения.

Тема 9. Постколониальные теории медиа.


Ориентализм Саида.

Тема 10. Постмодернизм в теориях медиа.


Ги Дебор. Бодрийяр. Ф. Джеймисон. Лиотар.

Тема 11. Теории информационного общества.




Тема 12. Консьюмеризм, повседневность и медиа.


Д. Фиск. Де Серто и повседневность. Бурдье.

Тема 13. Теоретический анализ фотографии.




Тема 14. Кинематограф как объект медианализа.



Семинарские занятия

Тема 1. Теории медиа эффекта.


  • Липпман У. Общественное мнение. Главы 1, 6-10, 21-24.

  • Лассвелл Г. Структура и функции коммуникации в обществе.

  • Лазарсфельд П., Мертон Р. Массовая коммуникация, массовые вкусы и организованное социальное действие. В кн.: Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М., 2002.



Тема 2. Ф. де Соссюр и Р. Барт.


  • Де Соссюр Ф. Курс общей лингвистики.

  1. Введение: главы III-V.

  2. Часть 1 (полностью).

  3. Часть 2: глава IV (полностью), глава VI (только параграф 3).

  • Барт Р. Мифологии.



Тема 3. Функция медиа в обществе: отражение или конструирование?


  • Черных А., Мир современных медиа. М., 2007.

  • Дьякова, Е. Г., Трахтенберг А. Д., Массовая коммуникация и проблема конструирования реальности: Анализ основных теоретических подходов, Екатеринбург, 1999.

  • Бергер, Лукман. Социальнео конструирование реальности, М., 1995.



Тема 4. Теоретики медиа: В. Беньямин, М. Маклюэн, Р. Уильямс.


  • Беньямин В., Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М., 1996.

  • Маклюэн М., Понимание медиа: внешние расширения человека. М., 2003.

  • Williams, Raymond, Keywords, Fontana Communications Series, New York, Oxford University Press, 1984.



Тема 5. Фотографический образ.


  • Барт Р., Camera lucida. Комментарий к фотографии. М., 1997.

  • Бергер А., Видеть — значит верить. Введение в зрительную коммуникацию. М., 2005.



Тема 6. Семиотика кинематографа: визуальные метафоры.


  • Базен А., Что такое кино. М.: Искусство, 1972.

  • Делёз Ж., Кино-1: Образ-движение. Кино-2: Образ-время., М., 2004.

  • Лотман Ю. М., Семиотика кино и проблемы киноэстетики, Таллин, 1973.

  • Лотман Ю. М., Цивьян, Ю. Г., Диалог с экраном, Таллинн, 1994.

  • Фантастическое кино. Эпизод первый, М., 2006.

  • Эйзенштейн С. М., Метод, М., 2002.

  • Теория метафоры, М., 1990.

  • Метафора в языке и тексте, М., 1988.

  • Газер И., С. М. Эйзенштейн и В. В. Маяковский: (К вопросу о языках поэзии и кино), Тарту, 1972.

  • Семинар: визуальные метафоры в «Человеке с киноаппаратом» Дзиги Вертова и «Октябре» С. М. Эйзенштейна.



Тема 7. Визуальная жестокость.


Кейс: фильмы «Видеодром», «Дипломная работа», «Забавные игры», «Убийца/Убийцы», «Прирожденные убийцы».

  • Hills M., Whose «postmodern» horror? Alejandro Amenábar's Tesis (Thesis, 1996), Kinoeye. New perspectives on European film, vol. 3, issue 5 (2003), http://www.kinoeye.org/03/05/hills05.php

  • Jackson N., The cultural construction of snuff. Alejandro Amenábar's Tesis (Thesis, 1996), Kinoeye. New perspectives on European film, vol. 3, issue 5 (2003), http://www.kinoeye.org/03/05/jackson05.php

  • La Caze M., The violence of the spectacle. Alejandro Amenábar's Tesis (Thesis, 1996), Kinoeye. New perspectives on European film, vol. 3, issue 5 (2003), http://www.kinoeye.org/03/05/lacaze05.php

  • Визуальное (как) насилие, Вильнюс, 2007.



Тема 8. Феминизм, гендер и медиа.




Тема 9. Техника и тело. От философии техники к киборгу.


  • Гибсон Д., Экологический подход к зрительному восприятию, М., 1998.

  • Бродецкий, А.Я. Азбука молчания, или Топонимика, М., 1998.

  • Философия техники в ФРГ, М., 1989.

  • Haraway, Donna Jeanne, When Species Meet, Minneapolis, University of Minnesota Press, 2008.

  • Mitchell, William J., Me++ : the cyborg self and the networked city, Massachusetts Institute of Technology, 2003.



Тема 10. Знание и медиа: интеллектуал и эксперт на ТВ. Форматы научно-популярных программ.


  • Зверева В., История на ТВ: конструирование прошлого // Отечественные записки, № 5 (19) (2004).



Тема 11. Ложь, вымысел и реальность на ТВ. Кейс: фильм «Смерть президента».


  • Williams, Raymond, Television: Technology and Cultural form, Technosphere Series, London, Collins, 1974.



Тема 12. Жанры телевизионного дискурса.


Анализ новостной риторики. Телесериалы. Ток-шоу. Реалити-шоу.

Тема 13. Гипертекст как культурная форма.


Технологический аспект: В. Буш, Д. Энгельбарт, Т. Нельсон, Т. Бернерс-Ли. Культурологический аспект: Р. Барт, Ж. Деррида. Примеры гипертекстуальной литературы: Л. Стерн, С. Малларме, Дж. Джойс, М. Павич, Хулио Кортасар. Литература потока сознания, ассоцианизм в литературе и гипертекст.

  • Landow, George P., Hypertext: The Convergence of Contemporary Critical Theory and Technology, Johns Hopkins University Press, 1992.



Тема 14. Социальный Интернет и структуры повседневности.


Web 2.0 пользователь и контент. Эволюция культурных форм: исповедь, дневник, блог.

Открытое произведение, смерть автора и Wiki. Эволюция концепта энциклопедии.



  • boyd, d. m., & Ellison, N. B. (2007). Social network sites: Definition, history, and scholarship. Journal of Computer-Mediated Communication, 13(1), article 11. http://jcmc.indiana.edu/vol13/issue1/boyd.ellison.html


Литература

Базовый учебник


  • Кириллова Н. Медикультура: от модерна к постмодерну, М., 2008. (http://www.mediagram.ru/netcat_files/108/110/h_36ed771c85fce6799800140332e00866)

  • Черных А. Мир современных медиа. М., 2007.



Основная

Общая тематика


  • «Информация к развлечению». Материалы «круглого стола» «XXI век: новый информационный порядок» // Искусство кино. №11, 2003

  • Alexander L., Cousens A. Teaching TV Soaps (BFI Teaching Film and Media Studies). L., 2004.

  • Baudrilliard J. Simulations. N.Y., 1983

  • Cawelty J.G. Adventure, Mystery and Romance. Chicago, 1976

  • Dictionary of Cultural and Critical Theory/ Ed. M.Payne. Oxf., 1996.

  • Ellis J. Seeing Things. Edinburgh, 1999.

  • Fiske J. British Cultural Studies and Television // What is Cultural Studies? A Reader. L., 1996

  • Fiske J. Television Culture. L.,1987

  • Fiske J., Hartley J. Reading Television. L., 1978

  • Giddens A. Modernity and Self-identity. Oxford, 1991

  • Glynn K. Tabloid culture: Trash Taste, Popular Power, and the Transformation of American Television. Durham, 2000.

  • Habermas J. The structural transformation of the public sphere: an inquiry into a category of bourgeois society, Cambridge, Mass.: MIT Press, 1989.

  • Hall S. Encoding / Decoding in Television Discourse // Culture, Media, Language / Ed. S. Hall. L., Melbourne. 1980.

  • Hill A. Reality TV; Factual Entertainment and Television Audiences. Routledge, 2005

  • Holmes S. Understanding Reality Television, Routledge, 2004

  • New Media: A Critical Introduction / Eds. Lister M., Dovey J. et al. L., 2003

  • Pecora V. The Culture of Surveillance // Qualitative Sociology 25: 3. 2002

  • Postman N. How to Watch TV News. Penguin Books, 1992

  • Postman N. The Disappearance of Childhood, Vintage, 1994

  • Storey J. Cultural Studies and the Study of Popular Culture. Theories and Methods. Edinburgh, 1996

  • Tapscott D. Growing up Digital. The Rise of the Net Generation. 1998

  • Theorising Multiculturalism. Ed. C. Willett. Oxf., 1998

  • Williams R. Keywords, Fontana Communications Series, New York, Oxford University Press, 1984.

  • Андерсон Б. Воображаемые сообщества: Размышления об истоках и распространении национализма. М., Канон-Пресс-Ц, Кучково поле, 2001.

  • Антология исследований культуры. Т.1. Спб., 1997

  • Барт Р. Мифологии. М., 1996.

  • Барт Р. Эффект реальности // Ролан Барт. Избранные работы. Семиотка. Поэтика. М., 1994.

  • Бауман З. Индивидуализированное общество. М., 2002

  • Белл Д. Постиндустриальное общество. М., 2003

  • Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М., 1996.

  • Бергер А. Видеть - значит верить. Введение в зрительную коммуникацию. М., 2005

  • Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности, М., 1995.

  • Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства или конец социального. Екатеринбург, 2000

  • Бодрийяр Ж. Общество потребления, М., 2006.

  • Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М., 2000

  • Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2000

  • Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995.

  • Бочарова О.Формула женского счастья. Заметки о женском любовном романе // Новое литературное обозрение. №22. 1996.

  • Бурдье П. О телевидении и журналистике. М., 2002

  • Васильева Л.А. Делаем новости! М., 2002

  • Ваттимо Дж. Прозрачное общество. М., 2003

  • Вирилио П. Информационная бомба. Стратегия обмана, М., 2002.

  • Гарфинкель С. Все под контролем: Кто и как следит за тобой. Екатеринбург, 2004

  • Гриндстафф Л. «Реальное телевидение» и политика социального контроля // Массовая культура: современные западные исследования. М., 2005

  • Гудков Л., Дубин Б., Страда В. Литература и общество: введение в социологию литературы. М., 1998

  • Гудков Л.Д. Негативная идентичность. Статьи 1997-2002 годов. М., 2004.

  • Гусейнов Г. Заметки к антропологии русского Интернета: особенности языка и литературы сетевых людей // Новое литературное обозрение № 43, 2000

  • Де Грааф Д., Ванн Д., Нэйлор Т.Х. Потреблятство: болезнь, угрожающая миру. М., 2003.

  • Дебор Ги. Общество спектакля. М., 2000.

  • Дери М. Скорость убегания. Москва; Екатеринбург. 2008.

  • Дубин Б.В. Интеллектуальные группы и символические формы. Очерки социологии современной культуры. М., 2004

  • Дьякова, Е. Г., Трахтенберг А. Д. Массовая коммуникация и проблема конструирования реальности: Анализ основных теоретических подходов, Екатеринбург, 1999.

  • Ерофеев В. «И что делать с этими людьми?» // Искусство кино. 2005. № 10

  • Желтухина М.Р. Тропологическая суггестивность масс-медиального дискурса. М., 2003

  • Женщина и визуальные знаки. М., 2000

  • Жижек С. Добро пожаловать в пустыню Реального. М., 2002.

  • Зверева В.В. “Infotainment” на российском телевидении // Наука о телевидении. Вып. 1. М., 2004.

  • Зверева В.В. Истории, рассказанные для всех (российские ток-шоу) // Искусство кино. №10. 2005.

  • Зверева В.В. Репрезентация и реальность // Отечественные записки. №4. М., 2003

  • Зверева В.В. Телевизионные сериалы: Made in Russia // Критическая масса. №3. 2003

  • Зверева Г.И. «Работа для мужчин»?: чеченская война в массовом кино России // Неприкосновенный запас, №6/26, 2002

  • Зимен С., Бротт А. Бархатная революция в рекламе. М., 2003

  • Иванов Д.В. Виртуализация общества. Л., 2000

  • Исследования телевизионной аудитории: теория и практика: Материалы семинара для социологов телекомпаний / Под общ.ред. А.В. Шарикова. М., 1997.

  • Йенсен Р. Общество мечты. Как грядущий сдвиг от информации к воображению преобразит ваш бизнес. СПб., 2002

  • Кавелти Дж. Г. Изучение литературных формул // Новое литературное обозрение. №22. 1996. С.33–65.

  • Кастельс М. Галактика Интернет. Екатеринбург, 2004

  • Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М., 2000

  • Кириллова Н. Б. Медиакультура: теория, история, практика. Учебное пособие, М., 2008.

  • Кириллова Н. Медиасреда российской модернизации, М., 2005. (http://www.mediagram.ru/netcat_files/108/110/h_36ed771c85fce6799800140332e00866)

  • Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М., 2005

  • Кляйн Н. No Logo. Люди против брэндов. М., 2003.

  • Козловски П. Культура постмодерна. М., 1997

  • Конец СМИ? Отечественные записки. №4. М., 2003

  • Коркюф Ф. Новые социологии. М., СПб., 2002

  • Крылова А.В. Рекламная аудиокоммуникация в современной культуре. Ростов-на-Дону, 2004

  • Кузнецов С. Ощупывая слона: Заметки по истории русского Интернета. М., 2004

  • Культурология XX век. Энциклопедия. Т.1-2. Спб., 1998

  • Куренной В. Медиа: средства в поисках целей // Конец СМИ? Отечественные записки. №4. М., 2003

  • Лассуэл. Пропагандистские техники в мировой войне.

  • Левинсон А. Заметки по социологии и антропологии рекламы // Новое литературное обозрение. №22. 1996

  • Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М., 1998.

  • Липпман У. Общественное мнение. М., Институт фонда «Общественное мнение», 2004.

  • Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин, 1973

  • Луман Н. Медиа коммуникация. М., 2005.

  • Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М., 2003.

  • Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб., 2003

  • Массовая культура: современные западные исследования (сб.ст.) / Ред В. Зверева. М., 2005.

  • Массовая культура: Учебное пособие / К.З. Акопян, А.В. Захаров, С.Я. Кагарлицкая и др. М., 2004.

  • Медиа. Введение: Учебник, Ред. А. Бриггз, П. Кобли. М., 2005.

  • Мерло-Понти М. Око и дух. М., 1992

  • Назаров М. М. Массовая коммуникация и общество. М., 2004 или Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М., 2000

  • Наука телевидения. Научный альманах. Вып. 1-2. М., 2004, 2005.

  • Новые аудиовизуальные технологии. Ред. Разлогов К. Э. М., 2005.

  • Общество и книга: от Гутенберга до Интернета. М., 2000.

  • Объять обыкновенное: повседневность как текст по-американски и по-русски. М., 2004

  • Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Эстетика. Философия культуры. М., 1991.

  • Основы теории коммуникации: Учебник / Под ред. М.А. Василика. М., 2005

  • Постман Н. «А теперь,… о другом» // Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. М., 2004

  • Прокофьев А. «Клиповое сознание» как форма восприятия и результат воздействия современного телевидения // Наука телевидения. Научный альманах. Вып. 1. М., 2004

  • Развлекательное искусство в социокультурном пространстве 1990-х годов / Отв. ред. Е.В. Дуков, П. Вике. СПб., 2004

  • Рашкофф Д. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание. М., 2003

  • Родс Э. Пропаганда. Плакаты; карикатуры и кинофильмы Второй мировой войны. М., Эксмо, 2008.

  • Сальникова Е.В. Эстетика рекламы. Культурные корни и лейтмотивы. М., 2001

  • Самутина Н. Музыкальный видеоклип: поэзия сегодня // Неприкосновенный запас №6/20. М., 2002

  • Саффхил Л. Подростки-зрители мыльных опер// Массовая культура: современные западные исследования. М., 2005

  • Серио П. Как читают тексты во Франции // Квадратура смысла. Французская школа анализа дискурса. М., 1999

  • Ситников В.П. Техника и технология СМИ: печать, телевидение, радиовещание. М., 2004.

  • Тапскотт Д. Электронно-цифровое общество. Киев, М., 1999

  • Уэбстер Ф. Теории информационного общества, М., 2004.

  • Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб.-М., 2003

  • Хомский Н. Прибыль на людях. Неолиберализм и мировой порядок. М., 2002

  • Хоркхаймер М., Адорно Т. В. Диалектика просвещения. Философские фрагменты. М.-Спб., 1997.

  • Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: История, теория, практика: Учебное пособие. М., 2004.

  • Цвик В.Л., Назарова Я.В. Телевизионные новости России. М., 2002

  • Черных А. Мир современных медиа. М., 2007.

  • Шариков А.В. Исследование аудитории электронных СМИ в России // Измерения аудитории: телевидение, радио, Интернет. М., 2001

  • Эко У. Отсутствующая структура. М., 1998

  • Эко У. Роль читателя. М., 2005.

  • Экономика современной культуры и творчества: Сборник статей, 2006.

  • Электронная культура и экранное творчество. Ред. К. Э. Разлогов. М., 2006. (http://www.riku.ru/bibl1/audio_viz/ogl.htm)

  • Эриксен Т.Х. Тирания момента. Время в эпоху информации. М., 2003

Телесность


  • Бродецкий А. Я. Азбука молчания, или Топонимика, М., 1998.

  • Философия техники в ФРГ, М., 1989.

Визуальность


  • Бергер А. Видеть — значит верить. Введение в зрительную коммуникацию. М., 2005.

  • Визуальное (как) насилие, Вильнюс, 2007.

  • Гибсон Д. Экологический подход к зрительному восприятию, М., 1998.

Книга


  • Epstein J. The future of the book, Technology Review, January 2005. (http://www.technologyreview.com/read_article.aspx?id=14064&ch=infotech&a=f)

  • Nunberg G. (ed.) The Future of the Book, University of California Press, 1996.

  • Маклюэн, М. Галактика Гутенберга: становление человека печатающего, М., 2005.

Фотография


  • Барт Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии. М., 1997.

Кинематограф


  • Hills M. Whose «postmodern» horror? Alejandro Amenábar's Tesis (Thesis, 1996), Kinoeye. New perspectives on European film, vol. 3, issue 5 (2003). (http://www.kinoeye.org/03/05/hills05.php)

  • Jackson N. The cultural construction of snuff. Alejandro Amenábar's Tesis (Thesis, 1996), Kinoeye. New perspectives on European film, vol. 3, issue 5 (2003). (http://www.kinoeye.org/03/05/jackson05.php)

  • La Caze M. The violence of the spectacle. Alejandro Amenábar's Tesis (Thesis, 1996), Kinoeye. New perspectives on European film, vol. 3, issue 5 (2003). (http://www.kinoeye.org/03/05/lacaze05.php)

  • Базен А. Что такое кино, М., Искусство, 1972.

  • Газер И. С. М. Эйзенштейн и В. В. Маяковский: (К вопросу о языках поэзии и кино) // Quinquagenario. Сб. статей молодых филологов к 50-летию проф. Ю. М. Лотмана. Отв. ред. А. Мальц. Тарту, 1972. 252 с. (Тартуский гос. ун-т).

  • Лотман Ю. М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики, Таллин, 1973.

  • Лотман Ю. М., Цивьян, Ю. Г. Диалог с экраном, Таллинн, 1994.

  • Строение фильма: некоторые проблемы анализа произведений экрана: сб. ст. М., Радуга, 1985.

  • Фантастическое кино. Эпизод первый, М., 2006.

  • Фрейлих С. И. Теория кино. От Эйзенштейна до Тарковского. Академический проект, М., 2002.

  • Эйзенштейн С. М. Метод, М., 2002.

Телевидение


  • Williams R. Television: Technology and Cultural form, Technosphere Series, London, Collins, 1974.

  • Бурдье П. О телевидении и журналистике. М., 2002.

  • Зверева В. История на ТВ: конструирование прошлого // Отечественные записки, № 5 (19) (2004).

  • Зверева В.В. Истории, рассказанные для всех (российские ток-шоу) // Искусство кино. №10. 2005.

  • Зверева В.В. Репрезентация и реальность // Отечественные записки. №4. М., 2003.

  • Зверева В.В. Телевизионные сериалы: Made in Russia // Критическая масса. №3. 2003.

  • Любимов Б. И. Общественное вещание: британская модель. М., 2006.

  • Наука телевидения. Научный альманах. Вып. 1-2. М., 2004, 2005.

  • Телевидение. Режиссура реальности. 2007 г.

Интернет


  • boyd, d. m., & Ellison, N. B. (2007). Social network sites: Definition, history, and scholarship. Journal of Computer-Mediated Communication, 13(1), article 11. (http://jcmc.indiana.edu/vol13/issue1/boyd.ellison.html)

  • Bush, Vannevar As We May Think, The Atlantic Monthly; July 1945; As We May Think; Volume 176, No. 1; pp. 101–108. (http://www.theatlantic.com/doc/194507/bush)

  • Gillmor D. We the Media. Grassroots Journalism by the People, for the People. O'Reilly Media, Inc. 2006 (http://oreilly.com/catalog/9780596007331/book/index.csp).

  • Haraway, Donna Jeanne, When Species Meet, Minneapolis, University of Minnesota Press, 2008.

  • Landow, George P. Hypertext 2.0: The Convergence of Contemporary Critical Theory and Technology, Baltimore, Johns Hopkins, 1997, 368 p.

  • Landow, George P. Hypertext 3.0: Critical Theory and New Media in a Global Era, 2006, Johns Hopkins University Press.

  • Mitchell, William J. Me++: the cyborg self and the networked city, Massachusetts Institute of Technology, 2003.

  • Андерсон, К. Длинный хвост: новая модель ведения бизнеса, М., СПб., 2008.

  • Вербицкий М. Антикопирайт (http://imperium.lenin.ru/LENIN/32/C/)

  • Гарфинкель С. Все под контролем: Кто и как следит за тобой. Екатеринбург, 2004.

  • Горный Е. Онтология виртуальной личности // Бытие и язык: Сб. статей по материалам международной конференции. Новосибирск: Новосибирский институт экономики, психологии и права (Новосибирский классический институт); Новосибирское книжное издательство, Новосибирск, 2004, С. 78–88. (http://www.zhurnal.ru/staff/gorny/texts/ovr.html)

  • Делёз Ж. Кино-1: Образ-движение. Кино-2: Образ-время., М., 2004.

  • Долгин А. Б. Экономика символического обмена, М., 2007. (http://www.artpragmatica.ru/book/?uid=1362)

  • Информационное общество, М, 2004.

  • Кастельс М. Галактика Интернет: размышления об Интернете, бизнесе и о-ве, Екатеринбург, 2004.

  • Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ-ВШЭ, 2000.

  • Тапскотт Д. Электронно-цифровое общество. Киев, М., 1999.


Дополнительные материалы

Общая тематика


  • Веселые человечки. Культурные герои советского детства. М., Новое литературное обозрение, 2008.

  • Грейдина Н. Л. Основы коммуникативной презентации. М., 2005.

  • Дэвис Э. Техногнозис: миф, магия и мистицизм в информационную эпоху, Екатеринбург, 2006.

  • Егоров В. В. На пути к информационному обществу. М., 2002.

  • Лебон Г. Психология народов и масс. М., Терра-Кн. клуб, 2008.

  • Липпман У. Общественное мнение. М., Ин-т Фонда «Обществ. мнение», 2004.

  • Рейнгольд, Г. Умная толпа. Новая социальная революция, М., 2006.

  • Розенталь И. С.. «И вот общественное мненье!» Клубы в истории российской общественности. Конец XVIII – начало XX вв. М.? Новый хронограф, 2008.

  • Эриксен Т.Х. Тирания момента. Время в эпоху информации. М., 2003.

  • Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования, под ред. М. Н. Володиной, М., 2008.


Кинематограф (кейсы)


  • Видеодром (Реж. Дэвид Кроненберг)

  • Диссертация (Реж. Алехандро Аменабар)

  • Забавные игры (Реж. Михаэль Ханеке), 1997, 2008.

  • Они живут (Реж. Джон Карпентер)

  • Шоу Трумана (Реж. Питер Уир)

  • Хвост виляет собакой

  • Они живут

  • Убийца убийцы

  • Прирожденные убийцы


Интернет

Литература


  • Кастельс М., Киселева Э. Россия и сетевое общество // "МИР РОССИИ", №1, 2000 (http://www.socio.ru/wr/00-1/Castells.htm)

  • Кузнецов С. Ощупывая слона: Заметки по истории русского Интернета. М., 2004.

  • Лессиг Л. Свободная Культура, М., 2007. (http://www.artpragmatica.ru/publish/?uid=1676)

  • О'Рейли Т. Что такое Веб 2.0? // Компьютера, 18.10.2005, C. 58–63. (http://www.computerra.ru/think/234100/)

  • Попов, А. В. Блоги. Новая сфера влияния, М., 2008.

  • Флин Н. Корпоративные блоги. Правила поведения, М., 2008.



Периодика


  • http://www.danah.org/papers/

  • http://danah.org/SNSResearch.html

  • “Journal of Computer-Mediated Communication”

  • “First Monday”

  • webplanet.ru

  • habrahabr.ru/blogs/social_networks

  • blogbook.ru

  • socvestnik.ru

  • vesonet.ru

  • mashable.com

  • masternewmedia.org/social_networking.htm

  • techcrunch.com



Эксперты


  • Говард Рейнгольд / Howard Rheingold (http://www.rheingold.com/)

  • http://www.danah.org/

  • Алексей Андреев («Вебпланета.ру»)

  • Павел Браславский

  • Мануэл Кастельс / Manuel Castells

  • Клэй Ширки / Clay Shirky



Сервисы


  • http://last.fm

  • http://del.icio.us

  • http://vkontakte.ru

  • http://odnoklassniki.ru/

  • http://facebook.com/

  • http://www.livejournal.com/

  • http://www.myspace.com/

  • http://twitter.com/

  • http://otvety.google.ru/



Материалы конференций


  • КИБ-2008: http://www.c-ib.ru/talks/audio (аудиофайлы), http://www.c-ib.ru/talks/minippt (презентации)

  • РИТ-2008: http://www.rit2008.ru/2008.html (тезисы и презентации), http://rittv.rutube.ru/ (видео)

  • Интернет-сообщества 2008: http://i-community2008.ru/program/ (программа), http://rutube.ru/search.html?search=i-Community+2008&x=11&y=11 (видео)

  • РИФ-2008: http://2008.rif.ru/ (программа), http://rocit.rutube.ru/ (видео)

  • Social Experience 2008: http://www.socialexp.ru/program/ (программа)

  • Управление аудиторией и реклама в Интернете 2008: http://www.etarget.ru/index.php?r_page=program08 (программа и презентации), http://etarget.rutube.ru/ (видео)

  • Интервью с главой российского офиса Google Владимиром Долговым: http://blog.mann-ivanov-ferber.ru/2008/06/16/podkast-intervyu-s-vladimirom-dolgovyim/ (часть 1), http://blog.mann-ivanov-ferber.ru/2008/06/24/podkast-intervyu-s-vladimirom-dolgovyim-chast-2/ (часть 2).



Примерные Вопросы к экзамену


  1. Предмет и метод теории медиа. Книжная культура и медиа. «Читательская революция» и «публичная сфера» в XVII–XVIII веках.

  2. Бихевиористские теории медиа.

  3. Медиа и современность: Маршалл Маклюэн и Вальтер Беньямин.

  4. Семиотика рекламных и фотографических сообщений Р. Барта.

  5. Теория телевидения Р. Уильямса.

  6. Теории интеракционизма и медиа.

  7. Теории феминизма и медиа.

  8. Франкфуртская школа и критика культурной индустрии.

  9. Постколониальные теории медиа.

  10. Постмодернизм в теориях медиа.

  11. Теории информационного общества.

  12. Теория медиа Д. Фиска.

  13. Теория практик повседневной жизни Де Серто.

  14. Кинематограф как объект медиаанализа.


Примерные Темы для эссе


  1. Анализ структуры медийного сообщения.

  2. Анализ рецепции медиа (на примере определенного продукта).

  3. Анализ телевизионного потока (на примере определенного канала).

  4. Существуют ли телевизионные жанры?

  5. Особенности реалити-шоу.

  6. Подделка и правда на ТВ.

  7. Анализ новостного ТВ-дискурса.


Примерные Темы для рефератов


  1. Д. Фиск и теория телевидения

  2. Хартли и анализ телевидения

  3. Р. Уильямс: ТВ как культурная форма

  4. Бурдье и теория ТВ

  5. В. Буш и теория гипертекста

  6. Теория повседневности де Серто.

  7. Манович и теория новых медиа

Автор программы: _____________________________/ Ф.И.О./



Подпись обязательна.




Старание избегать предрассудков — предрассудок. Фрэнсис Бэкон
ещё >>