Программа дисциплины «Мастер-класс по креативному письму» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
­ Картины известных петербуржцев представлены в галерее «Мастер класс». 1 53.14kb.
Программа дисциплины «Мастер-класс по компьютерной лингвистике» 1 69.17kb.
«Мастер-классы, деловые игры» Мастер – класс по оборудованию d-link. 1 37.75kb.
Методические рекомендации по проведению мастер-класса мастер класс 1 92.08kb.
Мастер-класс «Энкаустика – восковая живопись» 1 8.33kb.
Учебная программа музыка 6 класс 1час в неделю 3 391.39kb.
Мастер – класс журналиста – расследователя Мустафы Найема! Известный... 1 15.86kb.
Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся 1... 1 213.58kb.
Программа учебной дисциплины биология для профессий: 270802. 1 211.71kb.
Рабочая программа дисциплины "Специальный класс" 3 286.39kb.
Е. В. Котельникова. 5 класс. Мастер-класс «Первая встреча с картиной П. 1 123.56kb.
В. Путин в 1989 году 1 17.77kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа дисциплины «Мастер-класс по креативному письму» - страница №1/1

Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации
Государственный университет - Высшая школа экономики
Факультет философский

Кафедра наук о культуре
Программа дисциплины
«Мастер-класс по креативному письму»
для направления 031400.62
«Культурология» -- подготовка бакалавра

Автор -- И.В. Кукулин,

кандидат филологических наук

(ikukulin@yandex.ru)



Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры


_____________________________ наук о культуре отделения куль-

турологии философского

факультета ГУ—ВШЭ

Председатель Зав. кафедрой

_____________________________ В.А. Куренной

«_____» __________________ 2011 г. «___» ____________ 2011 г.

Утверждена УС факультета


_________________________________
Пояснительная записка
Данный курс является синтетическим: он объединяет собственно мастер-класс по креативному письму и лекционный курс, чьей задачей является сообщение знаний о критике как важнейшем культурном медиа современного общества. Это необходимо для того, чтобы дать слушателям курса не только собственно навыки неакадемического письма, но и объяснить социальные функции этого типа письма, и место критики в системе актуальной культуры. Мастер-класс по креативному письму предлагается студентам второго курса бакалавриата, он является продолжением курса по академическому письму, который студенты бакалавриата отделения культурологи НИУ—ВШЭ слушают на первом курсе.

Под «креативным письмом» в этой программе понимается прежде всего 1) письмо неакадемическое, то есть написание рецензий, обзоров и статей для популярных и неспециальных изданий, сотрудничество академических ученых и/или экспертов в области культурной политики или экономики культуры с Интернет-медиа, радио, телевидением, государственными структурами, НПО и т.п.; и 2) сфера пересечения учебного, академического и неакадемического письма, то есть общие и особенные характеристики этих трех типов письма, которые требуется знать для их адекватного различения.



Целью данного курса является подготовка «контекстно информированного» читателя, и, в идеале, потенциального автора критических текстов, способного применять полученные навыки при работе в медиа различного типа, а также использовать полученные навыки при иных формах обращения к неспециализированной аудитории: составление экспертных записок и заключений, чтение публичных лекций, участие в публичных дискуссиях на культурно-значимые темы и т.п. Проблемы освещения культурного процесса на телевидении, в связи с множеством институциональных и технологических особенностей тележурналистики, потребовали бы другого курса как минимум такого же объема и поэтому обсуждаются в этом курсе только в ознакомительном порядке. В план семинарских занятий по курсу включены элементарные знания о навыках рецензирования произведений различных видов искусств: визуального искусства, кино, телесериалов и т.п.

Задачи курса: 1) сообщить аудитории общие представления о типах критического письма, которые могут не зависеть от конкретного объекта описания; и 2) дать студентам навыки, которые могут быть использованы в обсуждении культурологических проблем в неспециализированной аудитории.





Название темы

Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы

Самостоятель-ная работа







Лекции

Сем. и практ. занятия





1

Место неспециализированного письма в ряду других видов письма.















2

Культурологическое письмо как интерпретативная работа. Общие для академического и неакадемического письма принципы сбора и обработки информации. Самосознание автора неакадемического письма













3

Роль и значение критики и публичной экспертизы в культуре модернизирующегося общества.

Критика и публичная экспертиза как типы медиа и их история в качестве медиа















4

Стратегии, жанры и типы критического высказывания













5

Критические высказывания об основных видах современного искусства













6

Российское критическое и экспертное письмо в инокультурном (западноевропейском и североамериканском) контексте













7

Критика в системе других дискурсов журналистики и интеллектуального письма («высказываний о современности»). Новые тенденции и возможное будущее культурной журналистики.














Форма отчетности:
Каждый студент должен для допуска к зачету сдать минимум пять эссе – точнее, текстов тех типов и жанров, которые будут разбираться на семинарах, и посвященных тем книгам, фильмам или событиям, которые будут обсуждаться на семинарах. Объем каждой работы – 8--12 тыс. знаков с пробелами. Если уровень письма и мышления в этих текстах, а также работа на семинарах будут удовлетворительными, зачет ставится автоматически. Если уровень текстов не удовлетворяет экзаменатора, студент должен пройти дополнительный, устный, зачет по материалам и литературе лекционного курса. Итоговая оценка по результатам мастер-класса учитывает работу студента на семинарских занятиях. Форма основного зачета – устная.

Формы рубежного контроля и структура итоговой оценки

Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:



  • Работа на практических занятиях (обсуждения, устное реферирование литературы по курсу) – 30 % итоговой оценки

  • 5 (минимум 4) письменных домашних работ, рецензий на произведения искусства различных типов – 30--50 % итоговой оценки (в зависимости от числа и качества работ).

  • Устный или письменный зачет (120 мин.) – 20% (в случае сдачи 5 работ) – 40% (в случае сдачи 3 работ) итоговой оценки.

(В различные годы зачеты принимались устно или письменно в зависимости от количества студентов.)
Базовый учебник или ридеры:
Адекватные базовые учебники на русском языке по данной дисциплине отсутствуют. В качестве ридеров используются издания из серии «Библиотека русской критики» (вышла в 2003—2005 гг.) и книга «Война из-за “Войны и мира”: Роман Л.Н. Толстого “Война и мир” в русской критике и литературоведении» (СПб., 2002).
В качестве дополнительного учебного пособия в курсе может быть использована книга: История русской литературной критики: советская и постсоветская эпохи / Под ред. Е. Добренко, Г. Тиханова. — М.: Новое литературное обозрение, 2011.
План занятий:
Тема 1. Место неспециализированного письма в ряду других видов письма.
Лекция 1. Чем различаются учебная работа, научная статья и критическое эссе. Что у них общего? Учебная работа как «самопреодолевающий» жанр. Чем Вам могут впоследствии пригодиться Ваши собственные учебные работы? В работе необходимо сформулировать, на какой вопрос Вы отвечаете. Отказ от готовых ответов. Значение и соблазны иронической интонации.
Семинар 1. Почему нужно писать текст о других текстах, музыке, кино? Почему произведение не может говорить само за себя? Не обедняет ли анализ наше понимание? В каких случаях мы «вчитываем» в произведение новые смыслы, а в каких – помогаем себе и другим его понять?
Тема 2. Культурологическое письмо как интерпретативная работа. Общие для академического и неакадемического письма принципы сбора и обработки информации. Самосознание автора неакадемического письма
Лекция 2. Как собирать информацию для работы: в Интернете «вообще», в базах данных, в архивах и в библиотеках. Эко: возможность и необходимость контекстуализации и историзации самых острых и новых тем (мой пример – реплика Мартина Паульсена: Интернет как письменные источники или как специфический источник).

Вычленение ключевых слов. Работа с энциклопедиями. Изучение истории вопроса; библиографические указатели по темам. Необходимость ознакомиться с его нынешним состоянием. Вычленение «центров цитирования» и отбор ключевых авторов (известные Вам мультидисциплинарии; те, на кого «все» ссылаются). Как работать с этой информацией. Первичные и вторичные источники и теоретические тексты. Возвращение к уточнению темы на основе новой информации. Зачем и когда нужна архивная информация (в идеале хорошо бы проверять, не опубликован ли документ). Работа в архиве – описи, аннотированные указатели. Разные значения слова «библиография». Где и когда нужна библиография? Нужна ли она в критическом тексте, а если да, то в каких случаях? (Не нужна в статье, нужна в ЖЗЛ и т.п.) Использование гиперссылок в Интернет-публикациях.


Семинар 2. Что в интеллектуальном тексте нужно придумать «из головы», а что брать из книг. Как и зачем нужно цитировать. Что такое плагиат и почему это плохо? Границы плагиата. Зачем нужны сноски. Первостепенная и второстепенная информация. «Многосюжетность» мысли: когда это полезно, а когда нет?
Лекция 3. Личное, политическое и интеллектуальное «измерения» темы и их соотношение в тексте; исторические примеры. Создавая работу, мы изменяем себя и размышляем о своем месте (не обязательно роли!) в обществе и в истории. Интеллектуал (эксперт, журналист etc.) как публичная фигура. Особая роль литературы и литературной критики в российском и советском обществе и ее изменение в постсоветский период. Соотношение личного, политического и интеллектуального в критическом тексте, написанном в диверсифицированном интеллектуальном пространстве.
Семинар 3. Границы самоутверждения интерпретатора. Что можно, а чего нельзя вычитать в тексте? По каким критериям мы определяем интерпретацию как натяжку или подтасовку? Что делает интерпретацию убедительной или неубедительной? Насколько допустимо проявлять в работе свои религиозные и политические взгляды? Как писать эссе? Общие черты статьи и эссе.
Тема 3. Роль и значение критики и публичной экспертизы в культуре модернизирующегося общества. Критика и публичная экспертиза как типы медиа и их история в качестве медиа
Лекция 4. Зачем нужна критика (газетная, журнальная и интернетовская), какова задача критика. Диалектическое сочетание индивидуального вкуса (по Канту) и общественной вовлеченности критика. Три типа критики (по Б. Менцель). Задачи критика (по Фраю и др.). Взаимоотношение культурной критики с социальным и политическим анализом. Возможность и взаимодополнительность разных прочтений одной книги (фильма, спектакля и т.п.). Значение опыта работы предшественников (непосредственных и отдаленных) для критика. Что должен знать критик? Необходимость общих познаний в филологии, киноведении, искусствоведении и т.п. Адресация критики: писателю, неспециализированным читателям, литературному сообществу, «критическому цеху». Чем отличается и в каких случаях нужны статьи/рецензии о книгах (фильмах и т.п.), которые читатель, скорее всего не читал, и об известных многим. Разные позиции критика: ориентация на неосведомленного и осведомленного читателя, позиция «культуролога» и «социолога». Критик как просветитель. Критика как медиа, структурирующее (гражданское) общество. Литературная и художественная критика (Вазари) как источник жанрово-стилистических образцов для других типов критики.

Типы литературы: авангардная, «сложная», «формульная» (по Дж. Кавелти). Понятие литературного поля. «Разметка поля» как культурная задача.


Семинар 4. Как писать рецензию на книгу художественной литературы? Отличие рецензии на книгу от записи в блоге (адресация, структура, степень аналитичности). Что должно присутствовать в рецензии? Как должны соотноситься в рецензии оценки романа/книги стихов/книги рассказов и общие суждения об авторе? Чем отличается рецензия на стихи от рецензии на прозу? Как писать рецензию на книгу, которая нам не понравилась? Нужно ли знать иностранный язык при рецензировании иностранной книги? Что делать, если Вы не знаете языка или не можете ознакомиться с полным текстом оригинала? Сходство и различия проблем, возникающих в академическом и критическом письме при невозможности доступа к иноязычному оригиналу.
Лекция 5. План и структура рецензии. Сбор сведений о книге, об авторе и т.п. Какие еще сведения могут понадобиться? (Исторические, географические, политические и пр.) PR-поддержка новых книг: что нужно учитывать при чтении пресс-релизов, а что – пропускать? Как быстро составить себе общее представление о книге (автор, издательство, тема и аннотация как маркировки) и что делать с книгой дальше? Составление графика работы в условиях спешки. Нужно ли ходить на пресс-конференции авторов и издателей? Какие вопросы имеет смысл задавать на пресс-конференциях и в интервью по случаю выхода новой книги? Важность названия статьи. Примеры удачных названий.
Семинар 5. Рецензия на книги non-fiction: зачем они нужны в неспециальных изданиях? Какими должны быть пределы профессиональной компетенции критика в специальных вопросах? Чем должны различаться научная и популярная/неспециализированная рецензии? На какие книги non-fiction нужны рецензии «простому читателю»? Основные типы и жанры non-fiction. Лекционный фрагмент: мемуары и биографии как трудный для рецензирования жанр. Роль серии «ЖЗЛ». Книга журналиста или политика.
Лекция 6. Необходимость общих книговедческих сведений. Понятие культуры книгоиздания. Специальная терминология (фронтиспис, авантитул и т.д.). Работа редактора, научного редактора, корректора, дизайнера, издательства в целом. Значение примечаний, указателей, предисловий. Двуязычные издания стихов. Репринты (А. Сумароков издательства ОГИ, прижизненные публикации Пушкина – современное комментированное издание под редакцией Д. Бетеа). Чью работу мы оцениваем, говоря о книге? Семиотика книжного дизайна, серии и т.п. Предложить студентам принести 5—6 новых книг и показать, как собирать о них данные путем беглого просмотра.
Семинар 6. Как изменяется значение книги как материального объекта и единицы общения в эпоху Интернета? Какие функции, как ожидается, разделят электронные и бумажные книги? Что лучше читать в ридере, а что – на бумаге? Что мы видим, когда работаем с pdf-файлом не в ридере, а в «нормальном» компьютере? Какие режимы чтения соотносятся с чтением критики?
Тема 4. Стратегии, жанры и типы критического высказывания – лекции 7--9

Тема 5. Критические высказывания об основных видах современного искусства – семинары 4—9, 12—13
Лекция 7. Какие типы литературных произведений могут стать объектами критики? Обсуждение массовой литературы (фильмов класса B, формульной поп-музыки etc.) в критических статьях: подход «социологизаторский» и «переключающий» («переквалификация» произведения масс-культуры в ранг «высокой культуры»).

Главные форматы современной критики: толстожурнальный, глянцевый, интернетный, газетный. Условия работы критика и пишущего о культуре журналиста. Работа в еженедельнике, в ежедневной газете, в ежемесячном неспециализированном журнале, на радио, на телевидении. Соотношение личной и редакционной точки зрения. Технология работы с издательствами. Пограничные типы письма (критика-эссеистика, критика-исследование) и их авторы (А. Генис, Е. Сабуров и др.).


Семинар 7. Как писать рецензию на кинофильм? Чем отличается рецензия на кинофильм от рецензии на книгу? Отличие рецензии на кинофильм от записи в блоге. Из чего состоит фильм? Чью работу мы оцениваем, говоря о кинофильме, чьим высказыванием он является? (Ср. номинации на кинофестивалях.) О каких фильмах может писать критик? (новые—старые, анимационные—игровые, детские—взрослые, массовые--артхаусные.) При каких условиях кинокритик пишет о кино? (Премьера, премия, рекордные сборы, показ старого фильма по телевизору, юбилей фильма или режиссера, издание на DVD в коллекционной серии.) Зачем и кому нужно читать о фильме, который мы смотрели, и о фильме, который мы не смотрели? Нужно ли писать о массовых фильмах, рассчитанных на кассовый успех без посредничества критиков?
Лекция 8. Различие в рецензировании отечественных и иностранных произведений (книг, фильмов, спектаклей и т.п.). Необходимость дозированных объяснений социальных задач и контекста иностранных произведений. Критик как связующее звено между культурами, «почтовая лошадь просвещения». Важность внимания к культурам малых, «нецентральных» народов и стран: экзотическое может стать инновативным для всего мира, как иранское или балканское кино 1990-х, или русский роман XIX века. Краткое изложение новейшей истории рецензирования иностранной литературы: взлет в «Серебряном веке», идеологизация в 1920-х годах, падение в 1930-х, новый взлет в 1960-х, падение в 1970-х, «переформатирование» в 1990-х: возрождение, но при преимущественном внимании к мэйнстримной и философской литературе.
Семинар 8. Как писать рецензию на выставку? Чью работу мы оцениваем в этой рецензии? Соотношение анализа замыслов куратора и художников в рецензии на выставку. По каким критериям мы можем оценивать современное искусство? (Эти критерии нужно всякий раз создавать заново или «подправлять».) Как писать об этих критериях? Может ли современное искусство сказать нам что-либо о том, что такое современность? Как об этом говорить в рецензии.
Лекция 9. Критик как профессия: от XIX века к XXI. Становление профессии критика в России. Критик как публичная фигура. Европейская традиция публичных интеллектуалов, восходящая к Вольтеру, и ее продолжение в наши дни. Примеры ярких публичных фигур из истории русской критики (В. Белинский, Д. Писарев, К. Чуковский, А. Белинков, М. Чудакова), и как они сочетали независимость с требованиями редакционной политики.

Критик как моралист. Критик как законодатель вкусов: Сент-Бёв. Критик как «скрытая величина». Примеры (Н. Страхов, А. Гольдштейн). Могут ли сменяться роли «публичного» и «непубличного» критика на протяжении одной жизни? Яркая авторская позиция критика и излишества самовыражения в ущерб содержательности.



Понятие поля литературы и символического капитала. Защита автономии и защита социального влияния искусства. Типы влияния современного критика: скандал/провокация или анализ. Примеры критиков-скандалистов прошлых эпох: В. Зайцев, В. Буренин. Почему Д. Писарев и ранний В. Шкловский не были только скандалистами.
Семинар 9. Как писать статью о культурном событии. Какие типы культурных событий могут стать предметом анализа в статье? (Пресс-конференция, кинофестиваль, книжная ярмарка, вручение литературных, кинематографических, телевизионных и т.п. премий). На что нужно обращать внимание при работе с информацией PR-акторов? Как собирать информацию самому/самой? Что в событии является главным? Лекционный фрагмент: освещение события в режиме новостей и в режиме аналитики. Разница при описании в газете, еженедельнике, на радио и по телевидению.
Тема 6. Российское критическое и экспертное письмо в инокультурном (западноевропейском и североамериканском) контексте
Лекция 10. Как функционирует литературная критика в других странах. Институции и тип постановки вопроса. Чем нам интересен этот опыт. Различие англо-американской традиции (сближение литературной критики и научной филологии, criticism) и «континентальной», русско-немецко-французской (резкое разведение академического и журналистско-критического письма). Сближение этих традиций в ХХ веке благодаря русским формалистам, англо-американской «новой критике» (Т.С. Элиот и др.), французским структуралистам 1950—60-х годов и общим последствиям молодежной революции 1968 года (усиление взаимодействия гуманитарных наук и общественно-политических движений).
Тема 7. Критика в системе других дискурсов журналистики и интеллектуального письма («высказываний о современности»). Новые тенденции и возможное будущее культурной журналистики.
Семинар 10. Как контекстуализировать произведения, о которых мы пишем? Как интерпретировать их политические и социальные смыслы? В каких случаях это важно, а в каких – не очень? С какими другими произведениями их можно соотнести? Обсудить на примере 2 книг, 2 фильмов и 1--2 телесериалов. Лекционный фрагмент: разные типы контекстуализации -- в ряду других произведений этого же автора, этого же жанра, этой же темы (разные трактовки одной и той же темы), других статей об этом же объекте критики. Что дает контекстуализация критику и читателю? Лекционный фрагмент: необходимость историзации. Радикальное переосмысление классического или забытого старого произведения как жанр критической статьи.
Лекция 11. Главные жанры критики и культурной публицистики. Их структурные принципы. Лучшие образцы этих жанров. Соотношение семантики слов «формат» и «жанр». Рецензия, обзор, фельетон, предисловие и послесловие, анонс, некролог, полемическая реплика, «проблемная статья». Исторический смысл «малых жанров» критики. Тоска русской критики по годовым обзорам Белинского, исторический смысл этих обзоров и рискованность этого жанра сегодня. «Имманентное» и «контекстуализирующее» чтение. Возможность соединения научной и критической работы. Критика и журналистика как метод сбора данных для научной работы.
Семинар 11. Публичное (по предварительному заданию) обсуждение нескольких рецензий из текущей российской периодики («толстые журналы», «Esquire», «Афиша», «Новое литературное обозрение», «Неприкосновенный запас»), «New York Review of Books» и «London Review of Books». Жанр, стиль, задачи, адресация.
Лекция 12 (с элементами семинара). Объект и этика критики. Каким может быть у критика отношение к объекту его анализа. О необходимости фактографической оснащенности, о недопустимости личных нападок. Этика критической полемики. Сходство и различия полемики в медиа и в блогах. Сходство и различия научной и критической полемики. Разобщенность, фрагментированность научных и литературных полей в современной России.

Семинарский фрагмент: О чем имеет смысл спорить? Имеет ли смысл спорить об оценке произведения – «хорошее--плохое»?

Литературная политика критического высказывания: статья, открывающая дискуссию; статья, закрывающая дискуссию (на примере С. Львовского); статья, меняющая русло обсуждения (на примере М.Ф. Де-Пуле и С. Кузнецова).
Семинар 12. Как писать некролог. Зачем нужен некролог? Определение места умершего в истории культуры и общества, «последнее завершающее слово» о деятеле культуры. «Когда человек умирает, / Изменяются его портреты…» (А. Ахматова). Лекционный фрагмент: Закрепление мифа на десятки лет: некролог П. Вяземского Г. Державину. Образцы некрологов: некролог Д.А. Пригова Е. Харитонову, некролог Лизы Новиковой В. Астафьеву (http://www.kommersant.ru/doc/296733), некролог В. Панюшкина Дмитрию Васильеву (http://www.kommersant.ru/doc/397235). Семинарский фрагмент: Что должно быть в некрологе?

Лекция 13. Как читать критические статьи. Как вычленять позицию автора. Направления в критике: политико-идеологические (консервативно-пассеистское, консервативно-радикальное, националистическое, либеральное, леворадикальное, религиозное), эстетические (традиционалистское, «центристское», «авангардно-технологическое», «авангардно-антропологическое»), методологические (психоаналитическое, философское, имперессионистическое) – краткий обзор. Примеры современных отечественных критиков: А. Немзер, М. Липовецкий, Н. Иванова, Л. Данилкин, Д. Быков.


Семинар 13. Как писать рецензию на несколько книг одновременно? Как можно вычленить проблему, связывающую эти книги? Как анализировать тенденции, способствующие последовательному выходу книг на близкие темы?

Какие культурные явления могут быть «симптомами» современных тенденций, помимо книг?

Как строится «статья о симптомах»? Анализ симптомов как один из методов подготовки научной и критической работы.

Лекция 14. Об «интеллектуальном» интервьюере (=собеседнике); жанр «книги интервью» в русском контексте (ранний А. Караулов, Я. Могутин, Т. Бек, В. Полухина, переписка Л. Улицкой с М. Ходорковским). Интервью как метод демифологизации публичной фигуры и как выяснение обоснования суждений (= «антитвиттер», т.е. необходимость объяснить, что человек имел в виду). Что и у кого можно выяснить в интервью? Как готовиться к интервью. Интеллектуальные беседы на радио и телевидении. Онлайн-конференции (lenta.ru).

Как писать анонс. Роль анонсов в разных изданиях: «Коммерсантъ-Weekend», «Афиша». Разные задачи анонса в зависимости от задачи конкретных медиа. Как коротко изложить большой массив информации, не убивая у потенциального реципиента желания прочитать/посмотреть/посетить/скачать.
Лекция 15. Критика в системе других дискурсов журналистики и интеллектуального письма («высказываний о современности»). «Мерцающие» границы критики и публицистики. Медиакритика (в особенности телекритика). Общие сведения об анализе медийного текста. Политическая и социальная аналитика как «фон» для критики: литература как анализ политических «симптомов» общества. Социальная и юридическая журналистика как «параллель»: «моментальное» описание той реальности, которую преобразует и рефлексирует литература. (Юридическая журналистика как школа Л. Андреева.) Общественно значимые темы, связанные с литературой: учебники, цензура и др. (обсуждение в режиме семинара).
Семинар 15. Как писать эссе о той или иной научной или философской проблеме? Чем такое эссе отличается от эссе на литературную тему? Что должно быть в эссе? Как собирать для него материал? Насколько допустима в эссе личная точка зрения?
Лекция 16. Новые тенденции и возможное будущее культурной журналистики. Новые точки зрения: феминистская, постколониальная, сексуальных меньшинств. Достоинства и риски совмещения культурной журналистики с блогами (на примерах работы Натальи Самовер на сайте «Архнадзор» и «культурных» блогеров «Эхо Москвы»). Видеоблоги как новый формат культурной журналистики (на примере авторских программ А. Архангельского на сайте РИА «Новости»). Культурная журналистика в эпоху Web 2.0 и Youtube. Культурная журналистика и защита прав человека. Культурная журналистика и современные проблемы цензуры.
Семинар 16.

Как писать для энциклопедии.

Как готовиться к публичной лекции.

Запись публичной лекции как новый медийный жанр.



Обсуждение составленных студентами вопросов к интервью (каждому – 2 людям, писателю и не-писателю). Что Вы хотели выяснить в интервью? Обсуждение написанных студентами анонсов. Археорецензия как жанр.

Литература по курсу

Обязательная литература:
Абрахам П. Искусства и науки как свидетельства социальной истории / Пер. с фр. Н. Авдониной // Анналы экономической и социальной истории: избранное. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2007. С. 465—494.

Агеев А. Вместо предисловия // Агеев А. Газета, глянец, интернет. М.: Новое литературное обозрение, 2001. С. 11—13.

Анненский И. Бальмонт-лирик // Анненский И. Книги отражений. М., 1979. С. …

Барт Р. Критика и истина // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика / Пер. с фр., вступ. ст. и коммент. Г.К. Косикова. М.: Прогресс, 1989. С. 319--374.

Барт Р. Писательство и деторождение. Литература в духе Мину Друэ / Пер. с фр. С. Зенкина // Барт Р. Мифологии. М.: Академический проект, 2008. С. 118—121, 223—230.

Белинков А. Поэт и толстяк (Из книги «Юрий Олеша. Сдача и гибель русского интеллигента») // Критика 50-х—60-х годов ХХ века / Сост. Е. Скарлыгиной. М., 2004 (Библиотека русской критики). С. 383—435.

Гольдштейн А. Расставание с Нарциссом. М.: Новое литературное обозрение, 1997. С. 63—89, 418—445.

Голынко-Вольфсон Д. Индустрия сновидений: Игру со сновидениями Барикко предпочитает игре с литературными претекстами // Ex Libris НГ. 2002. 8 августа (http://exlibris.ng.ru/lit/2002-08-08/2_industry.html).

Дубин Б., Рейтблат А. Литературные ориентиры современных журнальных рецензентов // Новое литературное обозрение. 2003. № 59 (http://magazines.russ.ru/nlo/2003/59/dub.html).

Де-Пуле М.Ф. Война из-за «Войны и мира» // Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» в русской критике и литературоведении / Сост. И. Сухих. СПб.: Азбука-классика, 2002. С. 317—323.

Майзель Е. Донцова/Васильева: Популярное Женское Обезболивающее // Критическая масса. 2003. № 4. С. 13—17 (http://daseiner.livejournal.com/216578.html).

Менцель Б. Перемены в русской литературной критике. Взгляд через немецкий телескоп / Пер. с нем. С. Шамхаловой // Неприкосновенный запас. 2003. № 4 (30). С. 145—153.

Михайлин В. Переведи меня через made in: несколько замечаний о художественном переводе и о поисках канонов // Новое литературное обозрение. 2002. № 53 (http://magazines.russ.ru/nlo/2002/53/mihail.html).

Немзер А. Сказка о потерянной критике // Немзер А. Замечательное десятилетие. М.: Захаров, 2003. С. 109—126.

Нестеров А. Радуга критического притяжения: О чем пишут англоязычные критики: Осень—зима 2005 года // Иностранная литература. 2006. № 3. С. 234—244.

Райх-Раницкий М. Моя жизнь / Пер. с нем. В. Брун-Цехового. М.: Новое литературное обозрение, 2002. С. 392—421, 458—463.

Страхов Н.Н. Война и мир. Сочинение графа Л.Н. Толстого. Томы I, II, III и IV. Статья первая // Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» в русской критике и литературоведении / Сост. И. Сухих. СПб.: Азбука-классика, 2002. С. 177—206.

Терц А. Что такое социалистический реализм // Критика 50-х—60-х годов ХХ века / Сост. Е. Скарлыгиной. М., 2004 (Библиотека русской критики). С. 65—115.

Ткачев П.Н. Кладези мудрости российских философов (Рец. на кн.: Лесевич В. Письма о научной философии. СПб., 1878) // Ткачёв П. Н. Кладези мудрости российских философов / Вступ. статья, составление, подготовка текста и примечания Б. М. Шахматова. М.: Правда, 1990 (Из истории отечественной философской мысли. Приложение к журналу «Вопросы философии»). С. 281—358.

Тынянов Ю. Литературное сегодня // Тынянов Ю. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 150—1661.

Эйхенбаум Б. Нужна критика // Критика 1917—1932 годов / Сост. Е. Добренко. М., 2003 (Библиотека русской критики). С. 388—390.
Дополнительная литература:

Волошин М.А. Анри де Ренье // Волошин М.А. Лики творчества / Сост. В.А. Мануйлов, В.П. Купченко, А.В. Лавров. М.: Наука, 1988 («Литературные памятники»). С. 54--70 (http://lib.ru/RUSSLIT/WOLOSHIN/voloshin_renje.txt).

Каспэ И. И снится нам не рокот космодрома...: к феноменологии рецензирования «иностранной литературы» // Новое литературное обозрение. 2002. № 53. С. 298--303 (в Интернете не выложено).

Ковалева И. «Строфы с комплексным повествовательным эффектом» // Иностранная литература. 2006. № 5. С. 267—271.

Кузнецов С. Кровь империи и печень врага (Старое и новое. Выпуск 9) // Русский журнал. 2003. 8 мая (http://old.russ.ru/krug/20030508_sk.html).

Лемберский П. Исповедь нью-йоркского киномана // Иностранная литература. 2006. № 4. С. 293—300.

Лисюткина Л. Хит-парад «Любимые книги немцев» -- сенсация 2004 года // Новое литературное обозрение. 2005. № 71 (http://magazines.russ.ru/nlo/2005/71/li33.html).

Львовский С. «Видит горы и леса»: История про одно стихотворение Виталия Пуханова // Новое литературное обозрение. 2009. № 96 (http://magazines.russ.ru/nlo/2009/96/lv26.html).

Уайнбергер Э. Джеймс Лафлин / Пер. с англ. А. Драгомощенко // Уайнбергер Э. Бумажные тигры. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2005. С. 263—268.

Усманова А. Евровидение как шоу-case // Сайт «Наше мнение» (Белоруссия). 2007. 16 мая (http://www.nmnby.org/pub/0705/16m.html).

Шевцов Ю. Фронтовое турне (Рец. на кн.: Зыгарь М. Война и миф. М.; СПб.: ИД «Коммерсантъ»; ИД «Питер», 2007) // Коммерсант-Деньги. 2007. 29 октября (http://www.piter.com/publish/pressa/bar/2444).


Статьи для разбора:

Рецензия на прозу: Каспэ И. Синтаксис, синтагма, нож (Рец. на кн.: Геласимов Андрей. Рахиль. Роман с клеймами. М.: Яуза; Эксмо, 2004) // Новое литературное обозрение. 2005. № 73 (http://magazines.russ.ru/nlo/2005/73/ka33.html).

Рецензия на книгу стихотворений: Львовский С. Возьмите нас к звездам, отведите нас в кино (Рец. на кн.: Тимофеев Сергей. Почти фотографии. На русском и латышском языках. Переводы на латышский Андриса Акментиньша. Riga: Орбита — ATENA, 2003) // Новое литературное обозрение. 2003. № 62 (http://magazines.russ.ru/nlo/2003/62/serlvov.html)

Дашевский Г. Ум как добродетель (О книге Ж. Бенда «Предательство интеллектуалов») // Коммерсант—Weekend. 2009. 7 августа (http://kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1212993&ThemesID=960)

Васильев Е. «Дзифт» в прокате // Сайт «Культура. Открытый доступ» (http://www.openspace.ru/cinema/events/details/10444/).

Плахов А. Штази слезам не верит // Сеанс. № 33/34 (http://seance.ru/n/33-34/seance-guide33-34/shtazi-slezam-ne-verit/).

Волошин М.А. Из «Московских хроник»: Выставки: Акварельная. «Бубновый валет» // Волошин М.А. Лики творчества. М., 1988.

Привалов А.И. О либретто и постановке (Фестиваль «Майская поэтическая опера», Москва, май 2003 г.) // Новое литературное обозрение. 2003. № 62 (http://magazines.russ.ru/nlo/2003/62/prival.html).

Полемика о социокультурном значении прозы Линор Горалик, состоявшаяся в «Русском журнале» в 2003 году: 1) Кузнецов С. Девятые врата (Старое и новое. Выпуск 5) // Русский журнал. 2003. 3 апреля (http://old.russ.ru/krug/20030403_kuz.html); 2) Дарк О. Веселое бесчувствие // Русский журнал. 2003. 3 апреля (http://old.russ.ru/krug/20030410_dark.html); 3) Кузьмин Д. Экзистенциальный ужас или мелкие бриллианты? // Русский журнал. 2003. 14 апреля (http://old.russ.ru/krug/20030414_kuz.html).



Пригов Д.А. Памяти Евгения Владимировича Харитонова (1981) // Харитонов Е. Слезы на цветах: Соч.: В 2-х кн. / Сост., подг. текстов и комм. Я. Могутина. М.: Журнал «Глагол», 1993. С. 85--87.

Обзор новых поэтических книг из авторской рубрики Николая Гумилева (цикл «Письма о русской поэзии»): http://gumilev.ru/clauses/35/.

Анонсы в ближайших по времени выпуска к семинару номерах журналов «Коммерсант-Weekend» и «Афиша».

Беседы с В. Кривулиным, О. Седаковой и А. Парщиковым в кн.: Полухина В. Бродский глазами современников. СПб.: Журнал «Звезда», 1997. С. 168—185, 218—231, 232—243.



Гусейнов Г. Язык и травма освобождения // Новое литературное обозрение. 2008. № 94.

Ульянов Н. Внуки Лескова (1952) // Критика русского зарубежья: В 2 ч. Ч. 2. / Сост., преамбулы и примеч. О.А. Коростелева и Н.Г. Мельникова. М.: Олимп; АСТ, 2002. С. 279—298.

Айзенберг М. Возможность высказывания // Айзенберг М. Взгляд на свободного художника. М.: ТОО «Гэндальф», 1997. С. 7—31 (http://vavilon.ru/texts/aizenberg/aizenberg6-1.html).
Тематика заданий для текущего контроля соответствует программе семинаров: по итогам каждого семинара студентам предлагается написать эссе.

Примерный список вопросов к зачету:


  1. Чем различаются учебная работа, научная статья и критическое эссе. Что у них общего?

  2. Почему нужно писать текст о других текстах, музыке, кино? Почему произведение не может говорить само за себя? Не обедняет ли анализ наше понимание?

  3. Как собирать информацию для работы над медийной статьей на культурные темы и как работать с этой информацией. Первичные и вторичные источники и теоретические тексты. Где и когда нужна библиография?

  4. Что в интеллектуальном тексте нужно придумать «из головы», а что брать из книг. Как и зачем нужно цитировать. Зачем нужны сноски.

  5. Личное, политическое и интеллектуальное «измерения» темы медийной и научной статьи и их соотношение в тексте.

  6. Интеллектуал (эксперт, журналист etc.) как публичная фигура.

  7. Особая роль литературы и литературной критики в российском и советском обществе и ее изменение в постсоветский период.

  8. По каким критериям мы определяем экспертную интерпретацию как натяжку или подтасовку? Что делает интерпретацию убедительной или неубедительной? Насколько допустимо проявлять в работе свои религиозные и политические взгляды?

  9. Зачем нужна критика (газетная, журнальная и интернетовская), какова задача критика. Три типа критики (по Б. Менцель). Задачи критика.

  10. Взаимоотношение культурной критики с социальным и политическим анализом.

  11. Что должен знать критик?

  12. Адресация критики: на кого может быть рассчитана критическая статья?

  13. Чем отличается и в каких случаях нужны статьи/рецензии о книгах (фильмах и т.п.), которые читатель, скорее всего не читал, и о тех, которые читали или видели многие?

  14. Критика как медиа.

  15. Типы литературы: авангардная, «сложная», «формульная» (по Кавелти). Понятие литературного поля. «Разметка поля» как культурная задача.

  16. Как писать рецензию на книгу художественной литературы? Отличие рецензии на книгу от записи в блоге (адресация, структура, степень аналитичности). Что должно присутствовать в рецензии? Как должны соотноситься в рецензии оценки романа/книги стихов/книги рассказов и общие суждения об авторе? Чем отличается рецензия на стихи от рецензии на прозу?

  17. Как писать рецензию на книгу, которая нам не понравилась?

  18. План и структура рецензии. Сбор сведений о книге, об авторе и т.п. Какие сведения могут понадобиться?

  19. Как быстро составить себе общее представление о книге (автор, издательство, тема и аннотация как маркировки) и что делать с книгой дальше? Составление графика работы в условиях спешки.

  20. Нужно ли ходить на пресс-конференции авторов и издателей? Какие вопросы имеет смысл задавать на пресс-конференциях и в интервью по случаю выхода новой книги?

  21. Рецензия на книги non-fiction: зачем они нужны в неспециальных изданиях? Какими должны быть пределы профессиональной компетенции критика в специальных вопросах? Чем должны различаться научная и популярная/неспециализированная рецензии? На какие книги non-fiction нужны рецензии «простому читателю»?

  22. Основные типы и жанры non-fiction.

  23. Необходимость общих книговедческих сведений. Понятие культуры книгоиздания. Разделение профессионального труда в работе над книгой.

  24. Как изменяется значение книги как материального объекта и единицы общения в эпоху Интернета? Какие функции, как Вы ожидаете, разделят электронные и бумажные книги?

  25. Главные форматы современной критики: толстожурнальный, глянцевый, интернетный, газетный, критика в электронных медиа.

  26. Пограничные типы письма (критика-эссеистика, критика-исследование) и их авторы.

  27. Как писать рецензию на кинофильм? Чем отличается рецензия на кинофильм от рецензии на книгу? Чью работу мы оцениваем, говоря о кинофильме, чьим высказыванием он является?

  28. Различие в рецензировании отечественных и иностранных произведений (книг, фильмов, спектаклей и т.п.).

  29. Как писать рецензию на выставку современного искусства? Чью работу мы оцениваем в этой рецензии? По каким критериям мы можем оценивать современное искусство? Как писать об этих критериях?

  30. Критик как профессия: от XIX века к XXI. Становление профессии критика в России. Критик как публичная фигура.

  31. Понятие поля литературы и символического капитала. Защита автономии и защита социального влияния искусства. Типы влияния современного критика.

  32. Как писать статью о культурном событии. Какие типы культурных событий могут стать предметом анализа в статье? На что нужно обращать внимание при работе с информацией PR-акторов? Как собирать информацию самому/самой?

  33. Главные жанры критики и культурной публицистики. Их структурные принципы.

  34. Литературная политика критической полемики: статья, открывающая дискуссию; статья, закрывающая дискуссию; статья, меняющая русло обсуждения.

  35. Как писать некролог? Зачем нужен некролог?

  36. Как вычленять позицию автора критической статьи. Направления в критике: политико-идеологические, эстетические, методологические – краткий обзор.

  37. Как писать рецензию на несколько книг одновременно? Как можно вычленить проблему, связывающую эти книги? Как анализировать тенденции, способствующие последовательному выходу книг на близкие темы?

  38. Об «интеллектуальном» интервьюере (=собеседнике). Что и у кого можно выяснить в интервью? Как готовиться к интервью.

  39. Как писать анонс. Роль анонсов в разных изданиях: «Коммерсантъ-Weekend», «Афиша». Разные задачи анонса в зависимости от задачи конкретных медиа. Как коротко изложить большой массив информации, не убивая у потенциального реципиента желания прочитать/посмотреть/посетить/скачать.

  40. Новые тенденции и возможное будущее культурной журналистики.

Автор программы: _____________________________/ Кукулин И.В. /




1 Эта статья изучается также в курсе теории и истории литературы (ТИЛ), прочтения статьи в этом курсе и в курсе ТИЛ являются взаимодополнительными.





Бедствием немого кино были ненужные надписи, бедствием нынешнего — ненужные диалоги. Рене Клер
ещё >>