Программа дисциплины «Макроэкономика» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины Динамическая макроэкономика для направления... 1 187kb.
Программа дисциплины Экономический рост для направления/ специальности... 1 65.63kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 081100. 4 1077.29kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080200. 2 544.79kb.
Программа дисциплины Макроэкономика для направления 080300. 6 386.05kb.
Программа дисциплины Экономика перекрывающихся поколений для направления/... 1 63.67kb.
Программа дисциплины кроэкономика (продвинутый уровень Макроэкономика-3) 5 277.43kb.
Государственное и местное управление 1 288.45kb.
Программа дисциплины Институты в теории общего экономического равновесия... 1 57.2kb.
Программа дисциплины Макроэкономика для направления бакалавра Область... 1 173.85kb.
Рабочая программа по дисциплине Макроэкономика Направление подготовки 1 295.74kb.
Андрей Фёдоров, Никос Крисокоидес College of William and Mary, Williamsburg... 1 70.92kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа дисциплины «Макроэкономика» - страница №1/1



Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет мировой экономики и мировой политики

Программа дисциплины «Макроэкономика»


для направления 080100.62 «Экономика» подготовки бакалавра

Автор программы:

Кузнецова О.С., преподаватель, okuznetsova@hse.ru

Одобрена на заседании кафедры макроэкономического анализа «___»____________ 20 г

Зав. кафедрой Л.Л.Любимов


Рекомендована секцией УМС Экономической теории «___»____________ 20 г

Председатель О.И.Ананьин


Утверждена УС факультета экономики «___»_____________20 г.

Ученый секретарь Т.В.Коссова

Москва, 2011

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100.62 «Экономика», обучающихся по специализации «Мировая экономика», изучающих дисциплину «Макроэкономика».

Программа разработана в соответствии с:


  • образовательным стандартом НИУ ВШЭ по направлению подготовки 080100.62 «Экономика»;

  • Образовательной программой направления подготовки 080100.62 «Экономика»;

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 080100.62 «Экономика», специализации «Мировая экономика», утвержденным в 2011г.

2Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Макроэкономика» являются подготовка в области основ экономических знаний, позволяющих выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности, обладать универсальными и предметно-специализированными компетенциями, способствующими его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда, повышение общей культуры и расширение кругозора студентов.

3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать закономерности функционирования современной экономики на макроуровне; основные понятия, категории и инструменты экономической теории; основные особенности ведущих школ и направлений экономической науки; основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на макроуровне

  • Уметь анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на макроуровне; использовать источники экономической информации; анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях; выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей; осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных экономических задач; прогнозировать на основе стандартных теоретических моделей развитие экономических процессов и явлений на макроуровне; представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада

  • Иметь навыки (приобрести опыт) экономического исследования методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью теоретических моделей

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Системная

СК- Б1

Способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной

Прослушивание лекционного материала и участие в семинарских занятиях

Системная

СК-Б6

Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода)

Подготовка и защита исследовательского проекта

Системная

СК-Б7

Способен вести исследовательскую деятельность, включая анализ проблем, постановку целей и задач, выделение объекта и предмета исследования, выбор способа и методов исследования, а также оценку его качества

Подготовка и защита исследовательского проекта

Социально-личностная

СЛК –Б3

Способен к осознанному целеполаганию, профессиональному и личностному развитию

Активное участие в дискуссиях по материалам лекций на семинарах

Социально-личностная

СЛК –Б6

Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе.

Активное участие в дискуссиях по материалам лекций на семинарах

Социально-личностная

СЛК –Б8

Способен гибко адаптироваться к различным профессиональным ситуациям, проявлять творческий подход, инициативу и настойчивость в достижении целей профессиональной деятельности и личных

Активное участие в дискуссиях по материалам лекций на семинарах

Инструментальная

ИК –Б2.1_2.2

Способен вести письменную и устную коммуникацию на иностранном языке на уровне, достаточном для решения профессиональных и научных задач

Использование в курсе англоязычной литературы в качестве обязательной

Инструментальная

ИК-Б2.5.2_3.1_3.2_4.2

Способен грамотно и аргументировано публично представлять результаты своей деятельности (научной, профессиональной и др.), используя современные средства ИКТ.

Подготовка, презентация и защита исследовательского проекта

Инструментальная

ИК-Б5.2(Э)

экономика



Способен описывать проблемы и ситуации экономической деятельности, используя язык и аппарат математических наук

Использование формата открытых аналитических вопросов при проведении текущего и итогового контроля знаний

4Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу социально-экономических дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих профессиональную подготовку.

Для специализации «Мировая экономика» настоящая дисциплина является базовой.



Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • «Теория вероятностей и математическая статистика»

  • «Методы оптимальных решений»

  • «Международные экономические отношения и конъюнктура мировых товарных рынков»

  • «Микроэкономика»

  • «Проблемы формирования глобальной системы экономического регулирования»

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • уметь работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников,

  • выявлять научную сущность проблем,

  • уметь проводить исследовательскую деятельность, включая анализ проблем, постановку целей и задач, выделение объекта и предмета исследования, выбор способа и методов исследования, а также оценку его качества,

  • уметь критически оценивать и переосмыслять релевантную научную литературу.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • «Теория денег и финансовых рынков»

  • «Международные валютно-кредитные отношения»

  • «Конъюнктура и прогнозирование мировой экономики и товарных рынков»


5Тематический план учебной дисциплины







Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Совокупный спрос и совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах

32

6

6

-

20

2

Кривая Филлипса

8

2

2

-

4

3

Основные проблемы фискальной и монетарной политики

32

6

6

-

20

4

Моделирование валютного курса

136

6

6

-

24

5

Особенности проведения макроэкономической политики в открытой экономике. Режимы валютных курсов

38

6

6

-

26

6

Валютные кризисы

20

2

2

-

16

7

Теория экономического роста

42

12

12

-

18

8

Теории инвестиций

8

2

2

-

4




ИТОГО

216

42

42

-

132

6Формы контроля знаний студентов


Тип контроля
Текущий

(неделя)


Форма контроля

2 год

Параметры

1

2

3




Контрольная работа №1

(8)










Письменная работа 90 минут

Домашнее задание




(4)







Презентация и защита проекта

Контрольная работа №2




(8)







Письменная работа 90 минут





































Итоговый

Экзамен













Письменный экзамен 120 мин.



6.1Критерии оценки знаний, навыков


При подготовке домашнего задания по дисциплине студент должен продемонстрировать навыки самостоятельной работы и проработать материал лекций и семинарских занятий с целью его теоретического и практического освоения. Также для успешного написания экзамена студент должен систематизировать и детально проанализировать обязательную литературу по всем проблемам, рассмотренным на лекционных и семинарских занятиях.

Выполнение описанных выше требований позволит студенту в полной мере сформировать компетенции, указанные в разделе 3 программы дисциплины.

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

7Содержание дисциплины


  1. Раздел 1 Макроэкономическая политика в закрытой экономике

  1. Совокупный спрос и совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Модель с жесткой номинальной заработной платой. Предпосылки модели. Рынок труда в модели. Вывод кривой совокупного предложения. Шоки совокупного предложения. Анализ макроэкономической политики в рамках модели. Модель неверных представлений работников. Предпосылки модели. Рынок труда в модели. Вывод кривой совокупного предложения. Роль ожиданий. Шоки совокупного предложения. Анализ макроэкономической политики в рамках модели. Модель неполной информации Лукаса. Предпосылки модели. Вывод кривой совокупного предложения. Анализ макроэкономической политики в рамках модели. Модель совокупного спроса и совокупного предложения в краткосрочном периоде: неокейнсианская модель. Логика модели. Модель с гибкими ценами. Предпосылки модели. Рынок труда в модели. Вывод кривой совокупного предложения. Шоки совокупного предложения. Анализ макроэкономической политики в рамках модели. Переход от краткосрочного равновесия к долгосрочному в рамках моделей с жесткой номинальной заработной платой, неверных представлений работников и неполной информации. Компромиссный выбор между выпуском и инфляцией. Динамический анализ макроэкономической политики. Критика Лукаса.
Литература:

O. Бланшар (2010) Макроэкономика. 3-е изд., ИД ГУ-ВШЭ, гл. 7

D. Romer (2001) Advanced Macroeconomics. 2nd ed. McGraw-Hill., ch. 5

М. Бурда, Ч. Виплош (1998) Макроэкономика. Европейский текст. СПб, Судостроение, гл.10, 13.





  1. Кривая Филлипса.

Исходная кривая Филлипса. Загадка кривой Филлипса. Модифицированная кривая Филлипса. Роль ожиданий. Сравнение адаптивных и рациональных ожиданий. Анализ шоков совокупного предложения и макроэкономической политики. Связь совокупного предложения и кривой Филлипса. Политика дезинфляции. Сравнение градуализма и резкого изменения инфляции. Коэффициент потерь.
Литература:

O. Бланшар (2010) Макроэкономика. 3-е изд., ИД ГУ-ВШЭ, гл. 8,9

D. Romer (2001) Advanced Macroeconomics. 2nd ed. McGraw-Hill., ch. 5

М. Бурда, Ч. Виплош (1998) Макроэкономика. Европейский текст. СПб, Судостроение, гл.12.




  1. Основные проблемы фискальной и монетарной политики

Общие цели фискальной и монетарной политики. Реальные эффекты инфляции. Функция общественных потерь (функция общественного благосостояния). Комплементарность инструментов центрального банка и правительства. Совместное бюджетное ограничение центрального банка и правительства. Устойчивость фискальной политики. Стратегическое взаимодействие центрального банка и правительства. Источники инфляции. Сеньораж. Неприятная монетаристская арифметика. Динамическая несогласованность политики. Модель Кидлэнда-Прескотта. Решение проблемы динамической несогласованности. Политика правил. Предпосылки, решение, выводы и логика модели репутации. Решение проблемы динамической несогласованности с помощью делегирования проведения политики. Роль независимости центрального банка. Особенности интерпретации статистики по бюджетному дефициту. Структурный дефицит бюджета. Условные обязательства правительства. Управление государственным долгом. Сглаживания налогообложения. Стратегическое накопление долга. Модель отложенной стабилизации: предпосылки, логика, выводы. Модель долгового кризиса: предпосылки, логика, выводы. Роль развитых финансовых рынков в проведении политики. Роль стратегического взаимодействия центрального банка и правительства. Особенности проведения макроэкономической политики в EMU. Пакт о стабильности и росте. Неразвитость финансовой системы. Финансовая репрессия и рационирование кредита. Стабилизация высокой инфляции в развивающихся странах.

Литература:

O. Бланшар (2010) Макроэкономика. 3-е изд., ИД ГУ-ВШЭ, гл. 23-26

D. Romer (2001) Advanced Macroeconomics. 2nd ed. McGraw-Hill., ch. 10-11

М. Бурда, Ч. Виплош (1998) Макроэкономика. Европейский текст. СПб, Судостроение, гл. 9, 15-17.




  1. Раздел 2. Макроэкономическая политика в открытой экономике
  1. Моделирование валютного курса.


Традиционный подход к моделированию валютного курса. Паритет покупательной способности. Метод потоков. Условие Маршалла-Лернера. Эффект Балласы-Самуэльсона. Покрытый и непокрытый процентный паритет. Взаимозаменяемые и невзаимозаменяемые активы. Монетарный подход к моделированию валютного курса. Модель с гибкими ценами: предпосылки, решение, выводы. Модель Дорнбуша с жесткими ценами. Портфельная теория валютного курса.
Литература:

O. Бланшар (2010) Макроэкономика. 3-е изд., ИД ГУ-ВШЭ, гл. 18-19

П.Р. Кругман, М. Обстфельд (1997) Международная экономика. Теория и политика М.: Экономический факультет МГУ, ЮНИТИ, гл. 14-17

М. Бурда, Ч. Виплош (1998) Макроэкономика. Европейский текст. СПб, Судостроение, гл. 7, 18-19



  1. Особенности проведения макроэкономической политики в открытой экономике. Режимы валютных курсов


Невозможная тройка. Несостоятельный квартет. Политика номинальных якорей. Таргетирование процентной ставки. Таргетирование денежной массы. Таргетирование инфляции. Таргетирование валютного курса. Режимы валютного курса. Фиксированный валютный курс, плавающая привязка, жесткая привязка валютного курса, валютный союз, долларизация. Особенности проведения валютной политики в развивающихся экономиках. Особенности проведения валютной политике в Европейском Монетарном Союзе.
Литература:

O. Бланшар (2010) Макроэкономика. 3-е изд., ИД ГУ-ВШЭ, гл. 20-21

П.Р. Кругман, М. Обстфельд (1997) Международная экономика. Теория и политика М.: Экономический факультет МГУ, ЮНИТИ, гл. 18-21

М. Бурда, Ч. Виплош (1998) Макроэкономика. Европейский текст. СПб, Судостроение, гл. 19-20.



  1. Валютные кризисы.


Теории валютных кризисов. Кризисы первого, второго и третьего поколений. Оптимальная политика в условиях валютного кризиса. Сравнительный анализ кризисов.

Литература:

П.Р. Кругман, М. Обстфельд (1997) Международная экономика. Теория и политика М.: Экономический факультет МГУ, ЮНИТИ, гл. 19-20

М. Бурда, Ч. Виплош (1998) Макроэкономика. Европейский текст. СПб, Судостроение, гл. 21.





  1. Раздел 3. Дорлгосрочные аспекты макроэкономической политики
  1. Теория экономического роста


Фундаментальные вопросы теории роста. Модель Солоу. Базовые предпосылки. Производственная функция. Условия Инады. Вывод основного уравнения динамики. Экономический смысл основного уравнения динамики в модели Солоу. Траектория сбалансированного роста. Темпы роста различных показателей на траектории сбалансированного роста. Воздействие изменения нормы сбережений на капитал, выпуск и потребление на траектории сбалансированного роста; золотое правило. Динамика, вызванная изменением параметров модели. Фундаментальные вопросы и модель Солоу. Государство и природные ресурсы в модели Солоу. Введение в теорию эндогенного роста.
Литература:

D. Romer (2001) Advanced Macroeconomics. 2nd ed. McGraw-Hill., ch. 1, 3.

O. Бланшар (2010) Макроэкономика. 3-е изд., ИД ГУ-ВШЭ, гл. 10-13.

М. Бурда, Ч. Виплош (1998) Макроэкономика. Европейский текст. СПб, Судостроение, гл. 5.



  1. Теории инвестиций


Базовые теории инвестиций. Теория Йоргенсона: издержки использования капитала. Модель жесткого акселератора. Модель гибкого акселератора. Рыночная стоимость фирмы. Теория (среднего) q-Тобина. Несовершенства финансового рынка.
Литература:

D. Romer (2001) Advanced Macroeconomics. 2nd ed. McGraw-Hill., ch. 8.

O. Бланшар (2010) Макроэкономика. 3-е изд., ИД ГУ-ВШЭ, гл. 16.

М. Бурда, Ч. Виплош (1998) Макроэкономика. Европейский текст. СПб, Судостроение, гл. 4.




8Образовательные технологии


Самостоятельная работа студентов в рамках курса включает чтение и анализ научных статей, сбор и анализ информации, подготовку домашнего задания и его защиту в виде презентации и участия в дискуссии по изложенной теме.

9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1Тематика заданий текущего контроля


Примерные вопросы для контрольной работы:

  1. Компромиссный выбор между выпуском и инфляцией.

  2. Динамический анализ макроэкономической политики.

  3. Критика Лукаса.

  4. Связь совокупного предложения и кривой Филлипса.

  5. Политика дезинфляции. Сравнение градуализма и резкого изменения инфляции.

  6. Издержки и выгоды безработицы.

  7. Роль процентной ставки и темпа роста экономики в динамике отношения долга к ВВП.

  8. Компромиссный выбор между инфляцией и безработицей как причина склонности к инфляции.

  9. Сравнение политики при связывающем обязательстве и его отсутствии.

  10. Роль независимости центрального банка.

  11. Причины и последствия сглаживания налогообложения.

  12. Стратегическое накопление долга как причина накопление долга.

  13. Особенности проведения макроэкономической политики в EMU.

Тема домашнего задания для каждого студента утверждается преподавателем в индивидуальном порядке.


9.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу для самопроверки студентов.

  1. Модель совокупного спроса и совокупного предложения в краткосрочном периоде: модель с жесткой номинальной заработной платой. Вывод кривых совокупного предложения и совокупного спроса. Анализ макроэкономической политики в рамках модели.

  2. Модель совокупного спроса и совокупного предложения в долгосрочном периоде: модель с гибкими ценами. Вывод кривых совокупного предложения и совокупного спроса. Анализ макроэкономической политики в рамках модели. Переход от краткосрочного равновесия к долгосрочному в рамках модели с жесткой номинальной заработной платой.

  3. Кривая Филлипса. Анализ шоков совокупного предложения и макроэкономической политики при рациональных и адаптивных ожиданиях. Сравнение градуализма и резкого изменения инфляции. Коэффициент потерь. Связь между кривой Филлипса и совокупным предложением.

  4. Склонность монетарной политики к инфляции. Компромиссный выбор между инфляцией и безработицей как причина склонности к инфляции: динамическая несогласованность политики. Решение проблемы динамической несогласованности: политика правил, использование репутации, делегирование проведения политики.

  5. Традиционный подход к определению валютного курса. Влияние валютного курса на сальдо текущих операций, условие Маршалла-Лернера. J-кривая. Модель IS-LM-BP. Невозможная тройка и несостоятельный квартет. Нарушение паритета покупательной способности: эффект Харрода-Балассы-Самуэльсона.

  6. Монетарная модель валютного курса. Предпосылки модели. Поиск равновесия. Анализ шоков и макроэкономической политики.

  7. Портфельная теория валютного курса. Анализ макроэкономической политики в рамках модели. Выводы модели.

  8. Режимы макроэкономической политики в открытой экономике. Таргетирование денежной массы, ставки процента и инфляции: особенности, преимущества и недостатки. Режимы валютных курсов, преимущества и недостатки. Особенности проведения макроэкономической политики в монетарном союзе.


10Порядок формирования оценок по дисциплине


Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях с помощью проведения самостоятельных работ. Оценки за самостоятельные работы на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная.
Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Онакопленная= 5/6* Отекущий + 1/6* Оауд

где Отекущий рассчитывается как взвешенная сумма всех форм текущего контроля, предусмотренных в РУП

Отекущий = 0,4*Ок/р№1 + 0,4*Ок/р№2 + 0,2*Одз;

Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический.


Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом:

Орезульт = 0,6* Онакопл + 0,4*·Оэкз

Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме экзамена: арифметический.

На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль.
ВНИМАНИЕ: оценка за итоговый контроль блокирующая, при неудовлетворительной итоговой оценке она равна результирующей.

11Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

11.1Базовые учебники


Бланшар О. Макроэкономика. М.: ИД ГУ-ВШЭ, 3-е изд., 2010

Romer, David (2001) Advanced Macroeconomics. 2nd ed. McGraw-Hill.



11.2Основная литература


Бурда М., Виплош Ч. Макроэкономика. Европейский текст. СПб, Судостроение, 1998.

Кругман П.Р., Обстфельд М. Международная экономика. Теория и политика М.: Экономический факультет МГУ, ЮНИТИ, 1997.



12Материально-техническое обеспечение дисциплины


Лекции проводятся с использованием проектора для презентации.







Жизненный путь многих из нас усеян волосами, вырванными из головы. Лешек Кумор
ещё >>