Программа дисциплины Креативность в бизнесе для направления 080200. 68 «Менеджмент» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины Тайм-менеджмент факультатив  для направления... 1 191.04kb.
Программа дисциплины Тайм-менеджмент  для направления 080200. 1 191.25kb.
Программа дисциплины Брендинг и бренд-менеджмент для направления... 1 235.81kb.
Программа дисциплины «Адаптационный курс математики» 1 162.94kb.
Программа дисциплины «Психология» для направления 080200. 62 «Менеджмент» 3 468.29kb.
Программа дисциплины Управление финансами фирмы для направления 080200. 1 248.49kb.
Программа дисциплины В2В маркетинг для направления 080200. 68 Менеджмент... 4 492.45kb.
Программа дисциплины Методы оптимизации для направления 080200. 1 191.93kb.
Программа дисциплины Разработка и принятие управленческих решений... 1 188.49kb.
Программа дисциплины Конфликты в системе управления для направления... 1 281.26kb.
Программа дисциплины Анализ отраслевых рынков  для направления... 1 274.21kb.
Программа дисциплины Развитие личностных компетенций для направления... 8 957.83kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа дисциплины Креативность в бизнесе для направления 080200. 68 «Менеджмент» - страница №1/1

Правительство Российской Федерации
Государственное образовательное автономное учреждение

высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет

Высшая школа экономики – Нижний Новгород»

Факультет менеджмента



Программа дисциплины

Креативность в бизнесе

для направления 080200.68 « Менеджмент»

подготовка бакалавра

Автор программы:

Карпунина М.А., marina@karpunina.ru
Одобрена на заседании кафедры венчурного менеджмента

«___»____________ 2013г.

Зав. кафедрой Э.А. Фияксель
Рекомендована секцией УМС «Менеджмент» «___»____________ 2013г.

Председатель Ю.В. Кузнецова


Утверждена УМС филиала «___»_____________2013г.

Председатель В.М. Бухаров ________________________

Нижний Новгород, 2013

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1. Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.68 – «Менеджмент», подготовка бакалавра.

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:


  • Образовательным стандартом НИУ ВШЭ по направлению 080200.68 «Менеджмент» (уровень подготовки бакалавра)

  • Образовательной программой направления 080200.68 «Менеджмент», подготовка бакалавра

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 080200.68 «Менеджмент», утвержденным в 2013 г.



Следует отметить, прикладную направленность курса. Практическая составляющая курса представлена тренинговыми упражнениями, ролевыми играми, направленными на личностное развитие студентов-менеджеров, а также развитие их творческого потенциала.


2. Цели освоения дисциплины


Целью дисциплины является развитие у студентов профессионально-важных личностных качеств, формирование навыков, способствующих раскрытию творческого потенциала и проявлению активности в бизнес-среде.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате изучения дисциплины студенты должны:

    Знать

  • алгоритм решения творческой задачи;

  • техники постановки задач и целепологания;

  • этапы развития инновационного проекта;

  • инструменты генерации творческих идей в группе.

    Уметь

  • организовывать деятельность членов команды, обладающих различными стилями поведения, для реализации поставленной задачи;

  • применять основные технологии коллективной генерации идей;

  • проводить деловые переговоры;

  • разрабатывать и проводить бизнес-презентацию.

    Иметь навыки (приобрести опыт):

  • подготовки и проведения презентации, переговоров;

  • решения творческих задач самостоятельно и в группе;

  • постановки целей и задач в группе;

  • работы в команде, формируемой для решения поставленной учебной творческой задачи.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:




Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)


Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

способность развивать свой личностный и творческий потенциал, самостоятельно осваивать новые виды деятельности

ОК-1

Обосновывает свою точку зрения; оценивает другие мнения по обсуждаемой теме; использует представленные инструменты.


Темы для самостоятельного изучения, задания для самостоятельного выполнения, командная аудиторная работа, разбор кейсов, обсуждения.

способность самостоятельно осваивать и использовать новые компетенции

ОК-3

Самостоятельно осуществляет поиск информации; самостоятельно формирует решение поставленной на обсуждение проблемы; самостоятельно изучает материал по предлагаемым темам

Домашняя работа, разбор кейсов, обсуждение примеров, статей фильмов.

способность проявлять инициативу и брать на себя ответственность за принятие решений, в том числе в нестандартных ситуациях

ОК- 4

Предлагает темы для обсуждения, самостоятельно формулирует задания для других членов группы. Предлагает решения в ходе деловой игры.

Деловые игры, мозговые штурмы.

  • cпособен осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение 
совещаний, деловая переписка, электронные коммуникации и т.д.

ОК - 9

Проявляет инициативу при взаимодействии в группе, успешно справляется с ситуацией публичной презентации, способен составить деловое письмо.

Деловые и ролевые игры, публичные выступления

осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности



ПК -2

При принятии решений в группе проявляет интерес, прислушивается к мнениям других людей. Проявляет инициативу в групповых заданиях, с интересом участвует в деятельности

Лекции, групповые задания

способен использовать знания о работе с коллективами людей и отдельными работниками в управленческой деятельности

ПК -5

При решении поставленной задачи способен обращать внимание на мнения и состояния других членов группы. Использует различных тактики для построения успешного взаимодействия

Ролевые игры, групповые задания

владеет различными способами разрешения конфликтных ситуаций


ПК - 12

В конфликтной ситуации проявляет адаптивность, использует различные техники и методы

Дискуссии, групповые задания


4. Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу гуманитарных дисциплин, является дисциплиной по выбору и дисциплиной, обеспечивающей подготовку бакалавра.

    Данный курс имеет междисциплинарные связи с такими дисциплинами как:

  • «Предпринимательский образ мышления»,

  • «Организационное поведение»,

  • «Командообразование»,

  • «Организационная конфликтология»

  • «Развитие навыков предпринимателя»

  • «Инновационный менеджмент».


5. Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Тема 1. Понятие мышления. Виды мышления.

4

2

2

-

-

2

Тема 2. Понятие креативности и творческого мышления.

8

2

2

-

4

3

Тема 3. Этапы творческого процесса.

8

2

2

-

4

4

Тема 4. Методы генерации творческих решений.

10

2

2

-

6

5

Тема 5 . Инновации в организации.

8

2

2

-

4

6

Тема 6. Сопротивление нововведениям.

8

2

2

-

4

7

Тема 7. Подготовка и проведение презентации бизнес-идеи и бизнес-проекта.

11

2

2

-

7




Всего:

57

14

14

-

29


6. Формы контроля знаний студентов

Контроль знаний студентов включает формы текущего и итогового контроля.



Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры **

1

2

3

4

Текущий

(неделя)


Домашнее задание

3










Подготовка бизнес-модели

Эссе




3







Концепция подрывной инновации

Итоговый

Зачет






*







Устный


6.1 Текущий контроль

Текущий контроль осуществляется в процессе изучения курса и включает в себя оценку работы студентов на практических занятиях (дискуссии, деловые и ролевые игры, заполнение и анализ тестовых методик, подготовка и проведение групповых упражнений и игр). Каждая форма текущего контроля оценивается 10-балльной оценкой, которая выставляется в рабочую ведомость преподавателя.



Оценка за аудиторную работу (Оаудиторная) ставится по совокупности набранных баллов в течение всего периода обучения и не превышает 10 баллов, здесь главными критериями являются: активность, инициативность, умение формулировать собственную позицию и защищать ее, теоретическое знание материала. По результатам текущего контроля организуются индивидуальные консультации в рамках второй половины рабочего дня преподавателя.

Оценка за эссе учитывает умение аргументировано излагать свои мысли по заявленной тематике, опираться в рассуждениях на мнения, опубликованные в теоретических источниках, краткость изложения материала (в соответствии с требованиями), адекватность материала заявленной в названии тематике, пунктуальность при соблюдении временных рамок, отведенных для подготовки и сдачи работы.

Оценка за домашнее задание. Студентам предлагается разработать и провести презентацию по темам дисциплины и выступить на практическом занятии. Презентация должна отвечать следующим критериям: актуальная креативная тематика, подготовленность и проработанность самого выступления и визуального сопровождения, успешное выступление с разработанной темой в аудитории. Оценку качества подготовленного материала и представленной презентации выставляет не только преподаватель, но и студенты – участники группы. Среднее арифметическое считается баллом за выполнение домашнего задания.
6.2 Итоговый контроль

Оценка за зачет. Зачет проводится в устной форме и предполагает ответы студентов на вопросы по изученному курсу.
Для получения результирующей оценки (О итог) итогового контроля используются следующие весовые множители:

текущая оценка:

0,3 – за аудиторную работу (Оаудиторная),

0,4 – за подготовку эссе (Оэссе),

0,3 - за подготовку и проведение домашнего задания (Одз),



итоговая оценка:
0,4 – за ответ на зачете (Озачет),

0,6 - за текущий контроль (Отекущий).


Текущая оценка магистранта будет состоять:

Отекущий = 0,4· Оэссе + 0,3·Одз + 0,3·Оаудиторная

Итоговая оценка будет представлена в виде следующего результата:



Оитоговый = 0,4·Озачет + 0,6·Отекущий

7. Содержание дисциплины


Тема 1. Понятие мышления. Виды мышления.

Место «мышления» в структуре личности. Мышление как один из психических процессов. Особенности развития мышления в онтогенезе. Продуктивное и репродуктивное мышление.


Литература к Теме 1.

Основная литература:

1. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 2012, 448 с. Электронный ресурс библиотеки НИУ ВШЭ.

2. Кови, Стивен Р. 7 навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития личности/ Стивен Р. Кови; перевод О. Кириченко. – М.: Альпина Паблишер, 2010. – 374 с. Электронный ресурс библиотеки НИУ ВШЭ.

3. Карлова О.А. Креативная лаборатория: диалог творческих практик / М.: Академический проект, 2009. - 480 с. Электронный ресурс библиотеки НИУ ВШЭ.


Дополнительная литература:


  1. Мильнер Б.З. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / Под ред. Б.З. Мильнера. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 624 с.




  1. Ховард К. Коротков Э.М. Опыт менеджера: Учебное пособие / К. Ховард, Э.М. Коротков. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 224 с.

  2. Мильнер Б.З. Орлова Т.М. Организация создания инноваций: горизонтальные связи и управление: Монография / Б.З. Мильнер. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 288 с.

Тема 2. Понятие креативности и творческого мышления.

Качества личности, необходимые для ее творческой самоорганизации.

Формирование жизненной стратегии творческой личности. Элементы самоорганизации.

Психология технического творчества.
Литература к Теме 2.
Основная литература:
1. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 2012, 448 с. Электронный ресурс библиотеки НИУ ВШЭ.

2. Кови, Стивен Р. 7 навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития личности/ Стивен Р. Кови; перевод О. Кириченко. – М.: Альпина Паблишер, 2010. – 374 с. Электронный ресурс библиотеки НИУ ВШЭ.

3. Reinartz, Werner; Saffert, Peter. Creativity in Advertising: When It Works and When It Doesn't. // Harvard Business Review. Jun2013, Vol. 91 Issue 6, p106-112.

4. IS THINK OUTSIDE THE BOX 21ST CENTURY CODE FOR IMAGINATION, INNOVATION, CREATIVITY, CRITICAL THINKING, INTUITION? By: Notar, Charles E., Padgett, Sharon, College Student Journal, 01463934, Jun2010 Part A, Vol. 44, Issue 2


Дополнительная литература:


  1. Ховард К. Коротков Э.М. Опыт менеджера: Учебное пособие / К. Ховард, Э.М. Коротков. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 224 с.

  2. Мильнер Б.З. Орлова Т.М. Организация создания инноваций: горизонтальные связи и управление: Монография / Б.З. Мильнер. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 288 с.

3. Карлова О.А. Креативная лаборатория: диалог творческих практик / М.: Академический проект, 2009. - 480 с. Электронный ресурс библиотеки НИУ ВШЭ.

4. Тимофеева, Ю. Ф. Основы творческой деятельности: Учебное пособие. Изд. 3-е. Часть I. Эвристика, ТРИЗ / Ю. Ф. Тимофеева. - М.: Прометей, 2013. - 338 с


Тема 3. Этапы творческого процесса.

Особенности возникновения и протекания творческого процесса. Условия, препятствующие креативности. Факторы, благоприятствующие развитию креативности.



Литература к Теме 3.

Основная литература:

  1. Любарт Т., Муширу К., Торджман С., Зенасни Ф. Психология креативности / Пер. с фр. – М.: «Когито-Центр», 2009. – 215 с. Электронный ресурс библиотеки НИУ ВШЭ.

  2. Is Noise Always Bad? Exploring the Effects of Ambient Noise on Creative Cognition. MEHTA, RAVI; ZHU, RUI (JULIET); CHEEMA, AMAR. Journal of Consumer Research. Dec2012, Vol. 39 Issue 4, p784-799. 16p. Электронный ресурс библиотеки НИУ ВШЭ.

  3. Иванова С. Личная эффктивность на 100% : Сбросить баласт, найти себя, достичь цели / Светлана Иванова, Дмитрий Болдогоев. М.: Альпина Паблишер, 2012. – 208 с. Электронный ресурс библиотеки НИУ ВШЭ.

  4. Кови, Стивен Р. 7 навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития личности/ Стивен Р. Кови; перевод О. Кириченко. – М.: Альпина Паблишер, 2010. – 374 с. Электронный ресурс библиотеки НИУ ВШЭ.

  5. Саттон Р. Охота за идеями: Как оторваться от конкурентов, нарушая все правила. Пер. с англ., М.: Альпина Паблишер, 2013. – 335 с. Электронный ресурс библиотеки НИУ ВШЭ.


Дополнительная литература:

  1. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. Серия «Мастера психологии», С-Пб.: Питер, 2009. – 448 с.

  1. Батоврина Е. Креативность: дань моде или необходимость? 10 способов сломать рамки шаблонного мышления // Управление персоналом. - 2004. - № 20.

  2. Бескова И.А. Как возможно творческое мышление? - М., 1993. - 198 с.

  3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. Учеб. пособие. - М.: Академия, 2002. - 320 с.

  4. Кизевич Г.В. Принципы выживания, или Теория творчества на каждый день. - М.: Дело, 2000.

  5. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. - М.: Изд-во МПСИ, 2003.

  6. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. - М.: Флинта, 1997. - 287 с.


Тема 4. Методы генерации творческих решений.

Методы и приемы ТРИЗ. Мозговой штурм. Метод фокальных объектов. Диаграмма Исикавы. Метод номинальной группы. Синектика. Метод фанторгамм. Метод шести шляп.


Литература к Теме 4.

Основная литература:

  1. Psychological experiment on the evaluation system of creativity. Takahashi, Hiroki; Ishikawa, Atsuo; Higuchi, Masaaki; Kato, Shinsuke; Kuroki, Tomohiro; Nozaki, Naoko. HVAC&R Research. Feb/Apr2012, Vol. 18 Issue 1/2, p225-232. 8p.

  2. Горев П.М. Утемов В.В. Научное творчество. Практическое руководство по развитию креативного мышления. Методы и приемы ТРИЗ. М.: Либроком, 2014, 112 с.

  3. Дэн Роэм. Визуальное мышление. Решение проблем и продажа идей при помощи картинок на салфетке. М.: Эксмо, серия «Бизнес – это психология», 2009. – 296 с.

  4. Рыженкова И.К. Профессиональные навыки менеджера: повышение личной и командной эффективности. – 2-е изд. – М.: Эксмо, 2012. – 272с.

5. Тимофеева, Ю. Ф. Основы творческой деятельности: Учебное пособие. Изд. 3-е. Часть I. Эвристика, ТРИЗ / Ю. Ф. Тимофеева. - М.: Прометей, 2013. - 338 с
Дополнительная литература:


  1. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. Серия «Мастера психологии», С-Пб.: Питер, 2009. – 448 с.

  2. Бескова И.А. Как возможно творческое мышление? - М., 1993. - 198 с.

  3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. Учеб. пособие. - М.: Академия, 2002. - 320 с.

  4. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. - М.: Изд-во МПСИ, 2003.

  5. Карлова О.А. Креативная лаборатория: диалог творческих практик / М.: Академический проект, 2009. - 480 с. Электронный ресурс библиотеки НИУ ВШЭ.


Тема 5 . Инновации в организации.

Понятие новшества и инновации. Подразделения организации, осуществляющие разработку и внедрение инноваций. Инновационный процесс. НИОКР. R&D. Модель открытых инноваций. Создание условий в организации, способствующих инновационной активности сотрудников. Жизненный цикл организации и инновационный потенциал.


Литература к Теме 5.
Основная литература:

  1. Мильнер Б.З. Орлова Т.М. Организация создания инноваций: горизонтальные связи и управление: Монография / Б.З. Мильнер. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 288

  2. Ховард К. Коротков Э.М. Опыт менеджера: Учебное пособие / К. Ховард, Э.М. Коротков. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 224 с.

  3. Аверченков В.И. Ваинмаер Е.Е. Инновационный менеджмент: учебное пособие для вузов. М: ФЛИНТА, 2011, 293 с.


Дополнительная литература:

  1. Бовин, А. А. Управление инновациями в организациях: учебное пособие / А. А. Бовин, Л. Е. Чередникова, В. А. Якимович. - 3-е изд. ; стереотип. - М. : Омега-Л, 2009. - 415 с. - (Высшая школа менеджмента).

  2. Инновационный менеджмент : учебник / под ред. С. Д. Ильенковой. - 3-е изд. ; перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 335 с.

  3. Инновационный менеджмент: учеб. пособие / Г.А. Мотин, В.Г. Рождественский; Нижегород. гос. техн. ун-т.  Н.Новгород, 2008,  134 с.

  4. Антонец В.А., Нечаева Н.В., Хомкин К.А., Шведов В.В. Инновационный бизнес: формирование моделей коммерциализации перспективных разработок: учеб. пособие / под ред. К.А. Хомкина. – М.: Издательство «Дело» АНХ, 2009. – 320 с. – (Сер. «Образовательные инновации»).


Тема 6. Сопротивление нововведениям.
Понятие изменений. Виды изменений. Цикл изменений. Эмоциональная реакция участников на изменения. Cтадии проживания процесса изменений. Типичные ошибки при проведении изменений в организации. Парадоксальная и ортодоксальная теория изменений.
Литература к Теме 6.

Основная литература:


  1. Басенко В.П. Организационное поведение: современные аспекты трудовых отношений: Учебное пособие / В.П. Басенко, Б.М. Жуков, А.А. Романов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012 382 с. (с. 65 - 96) Электронный ресурс библиотеки НИУ ВШЭ.

  2. Мильнер Б.З. Орлова Т.М. Организация создания инноваций: горизонтальные связи и управление: Монография / Б.З. Мильнер. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. – 288с.

  3. Аверченков В.И. Ваинмаер Е.Е. Инновационный менеджмент: учебное пособие для вузов. М: ФЛИНТА, 2011, 293 с.

  4. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. – 5-е изд., испр. и доп.. – М.: Аспект Пресс, 2009. – 363 с. Электронный ресурс библиотеки НИУ ВШЭ.


Дополнительная литература:

  1. Управление изменениями. Серия Классика Harvard Business Review. М.: Альпина Бизнес Букс. - 2009. - 227 с.

  2. Геллерт, Манфред. Все о командообразовании: руководство для тренеров: пер. с нем. / Манфред Геллерт, Клаус Новак. – Москва: Вершина, 2006. – С. 62-87.

  3. Д.Майерс. Социальная психология. Интенсивный курс. 4-е международное издание.- М., Прайм-Еврознак, 2007 г., 510 стр.

  4. Бовин, А. А. Управление инновациями в организациях: учебное пособие / А. А. Бовин, Л. Е. Чередникова, В. А. Якимович. - 3-е изд. ; стереотип. - М. : Омега-Л, 2009. - 415 с. - (Высшая школа менеджмента).

  5. Вон Эйкен Дж. Кризис – остаться в живых! Настольная книга для руководителей, предпринимателей и владельцев бизнеса. М.: Альпина Паблишерз, 2010. – 352 с. Электронный ресурс библиотеки НИУ ВШЭ.

  6. Инновационный менеджмент : учебник / под ред. С. Д. Ильенковой. - 3-е изд. ; перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 335 с.

  7. Инновационный менеджмент: учеб. пособие / Г.А. Мотин, В.Г. Рождественский; Нижегород. гос. техн. ун-т.  Н.Новгород, 2008,  134 с.

  8. Антонец В.А., Нечаева Н.В., Хомкин К.А., Шведов В.В. Инновационный бизнес: формирование моделей коммерциализации перспективных разработок: учеб. пособие / под ред. К.А. Хомкина. – М.: Издательство «Дело» АНХ, 2009. – 320 с. – (Сер. «Образовательные инновации»).



Тема 7. Подготовка и проведение презентации бизнес-идеи и бизнес-проекта.

Коммуникативная компетентность. Установление контакта. Психологические ошибки восприятия партнера. NETWORKING – ключевая профессиональная компетенция. Типы Нетворкинга. Elevator Pitch. Инструмент «Информационное интервью» для достижения сотрудничества. Мероприятия как важнейший источник контактов. Основные принципы презентации: понимание потребностей аудитории, определение временных рамок, условий выступления. Основные этапы подготовки презентации работы. Критерии эффективной презентации. Виды и примеры структур презентации.


Литература к Теме 7.

Основная литература:

  1. Jeremy Dixon. Effective Strategies for Communication? Student Views of a Communication Skills Course Eleven Years On / The Britsh Journal of Social Work / September 2013; 43: 1190 - 1205. Электронный ресурс библиотеки НИУ ВШЭ.

  2. Фройнд Дж. Переговоры на каждый день: Как добиться своего в любой ситуации / Пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2013 – 276 с. Электронный ресурс библиотеки НИУ ВШЭ.

  3. Вон Эйкен Дж. Кризис – остаться в живых! Настольная книга для руководителей, предпринимателей и владельцев бизнеса. М.: Альпина Паблишерз, 2010. – 352 с. Электронный ресурс библиотеки НИУ ВШЭ.

  4. Кузнецов И.Н. Бизнес-риторика. – 4-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дащков и К°» - 2012 – 408 с. Электронный ресурс библиотеки НИУ ВШЭ.

  5. Лазарев Д. Корпоративная презентация: Как продать идею за 10 слайдов. М.: Альпина Паблишер, 2012 – 304 с. Электронный ресурс библиотеки НИУ ВШЭ.


Дополнительная литература:


  1. Бредемайер К. Искусство словесной атаки: Практическое руководство / Пер. с нем. М., Альпина Бизнес Букс, 2007. - 184 с.

  2. Коццолино Мауро. Невербальная коммуникация. Теории, функции, язык и знак. М.: Гуманитарный центр, 2009. - 248 с.

  3. Уинтерсон Ричардс Дж. Вы – успешный предприниматель. Как убедить в этом окружающих / Дж Ричардс Уинтерсон; пер. с англ. – М.: Эксмо, 2008. – 112 с.

  4. Чалдини Р. Психология влияния. Как научиться убеждать и добиваться успеха. - М.: ЭКСМО, 2010. - 416 с.

  5. С.В. Лазарев. Преодоление препятствий на пути эффективной коммуникации // Управление развитием персонала, №3, 2008 г., с. 242-249.

  6. Фокс Кабейн О. Харизма: Как влиять, убеждать и вдохновлять. Пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2013 – 307с. Электронный ресурс библиотеки НИУ ВШЭ.

  7. Непряхин Н. Как выступать публично: 50 вопросов и ответов. М.: Альпина Паблишер, 2012. – 245 с. Электронный ресурс библиотеки НИУ ВШЭ.

  8. Д. Лазарев, Презентация. Лучше один раз увидеть!, 2009 , Альпина Паблишерз , 144 с.

  9. Джерри Вайсман, Блестящая презентация. Как завоевать аудиторию. С-Пб. Питер.: 2011. - 288 с.


8. Образовательные технологии



8.1 Методические рекомендации преподавателю
Курс имеет прикладную направленность. Среди основных задач, стоящих перед преподавателем – не только передача знаний, но и формирование ряда компетенций, необходимых менеджеру.

Лекционный материал сочетается с практическими заданиями. Значительное время посвящено освоению практических заданий: участию в деловых и ролевых играх, обсуждению обучающих фильмов, подготовке презентаций и выступлению, а также другим видам практических работ.

Преподавателю курса необходимо иметь опыт проведения групповых и индивидуальных тренинговых заданий, а также иметь навыки управления групповыми процессами и организации процедуры обратной связи.
8.2 Методические указания студентам
Для успешного освоения курса студентам необходимо быть готовыми к активному взаимодействию с другими слушателями курса и преподавателями. Чтобы получить высокие результирующие баллы по осваиваемому курсу необходимо участвовать в предлагаемых аудиторных заданиях, готовить домашние задания и умело презентовать их, проявляя творческие способности и демонстрируя нестандартное видение ситуации, проводить с группой слушателей задания и обсуждать их.

9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1 Тематика заданий текущего контроля


Примерные эссе:

  1. Психологическая самоподготовка к презентации (публичному выступлению). Что помогает мне.

  2. Менеджер инновационного проекта: какие требования к личности предполагает эта профессия.

  3. Выход за рамки стандартного. Инструменты креативного поиска идей.

  4. Методики развития личной креативности.

  5. Понятие креативности. Где заканчивается «обыденность» и начинается «креативность»?

  6. Особенности протекания творческого процесса (или как рождается идея).

  7. Креативные решения в бизнесе: когда это возможно?

  8. Анализ творческих решений в маркетинге.

  9. Барьеры, препятствующие творческому мышлению.

  10. Творчество в профессии и жизни.

  11. Соотношение понятий креативность-новшество-инновация.

  12. Особенности управления творческим коллективом.

  13. R&D центры в компаниях: функции и специфика работы.

  14. Как измерить креативность?

  15. Креативные решения в различных сферах бизнеса (на примере конкретных компаний).


Пример аудиторных проверочных работ:
Вариант 1.

Дайте развернутые ответы на вопросы.




  1. Понятие мышления. Виды мышления.

  2. Творческое мышление. Продуктивное и репродуктивное мышление.

  3. Фазы развития креативности в онтогенезе.

  4. Причины, препятствующие творческому процессу.

  5. Цикл изменений.

  6. Предложите варианты решения задачи:

В пятницу вечером один человек прошел несколько километров по Москве от Кремля до зоопарка и никого не увидел. Москва была полна людей, но его никто не видел. День был солнечный и ясный. У человека было хорошее зрение, и он видел, куда идет. При этом он все время шел пешком. Как это могло случиться?
Вариант 2.

Дайте развернутые ответы на вопросы.




  1. Этапы развития мышления.

  2. Соотношение понятий "творчество" и "креативность".

  3. Фазы творческого процесса.

  4. "Творчество" в организационном контексте. Этапы развития организации и творческий процесс.

  5. Феномен сопротивления изменениям.

  6. Предложите варианты решения задачи:

Граница между Германией и Швейцарией в годы Второй мировой войны в одном месте проходила по реке. Через реку был возведен мост, на котором со стороны Германии стоял охранник с автоматом. Часовой должен был не выпускать никого с немецкой территории и отправлять обратно тех, кто идет со стороны Швейцарии. Через каждые три минуты часовой выходил из своей будки для осмотра полностью просматриваемого моста, который можно было пройти минут за пять-шесть. Но один человек, которому надо было попасть в Швейцарию, все-таки сумел пройти через границу. Как ему это удалось?

Пример тематики дом. работы

Студенты подготавливают в течение недели и выступают в аудитории с презентацией на тему «Почему прошедшую неделю можно назвать творческой?».


9.2 Вопросы для итогового контроля (зачета)

Вопросы к зачету:

  1. Определение креативности.

  2. Виды мышления.

  3. Этапы творческого процесса.

  4. Интеллектуальная инициатива и творческое мышление.

  5. Фазы решения творческой задачи.

  6. Три компонента креативности: компетентность, умение творчески мыслить, мотивация.

  7. Факторы, препятствующие творческому процессу.

  8. Факторы, способствующие творческому процессу в организации.

  9. Особенности применения в организации методов решения творческих задач.

  10. Организация как живая система.

  11. Изменения и нововведения в организации, феномен сопротивления изменениям.

  12. Цикл изменений.

  13. Типичные ошибки при реализации изменений и пути их преодоления.

  14. Мотивация сотрудников к генерации и продвижению инноваций.

  15. Новшество и инновация. Соотношение понятий.

  16. Открытые инновации.

  17. R&D центры. Назначение и особенности функционирования.

  18. Мозговой штурм: принципы и этапы реализации.

  19. Морфологический анализ.

  20. Диаграмма Исикавы.

  21. Метод фокальных объектов.

  22. Эмпатическое проектирование.

  23. Синектика.

  24. Метод шести шляп.

  25. Техники ТРИЗ.

  26. Основные этапы и инструменты подготовки презентации.

  27. Правила оформления презентации.

  28. Приемы «самонастройки» при подготовке презентации.

  29. Работа с аудиторией при проведении презентации.



10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература:


  1. Is Noise Always Bad? Exploring the Effects of Ambient Noise on Creative Cognition. MEHTA, RAVI; ZHU, RUI (JULIET); CHEEMA, AMAR. Journal of Consumer Research. Dec2012, Vol. 39 Issue 4, p784-799. 16p. Электронный ресурс библиотеки НИУ ВШЭ.

  1. IS THINK OUTSIDE THE BOX 21ST CENTURY CODE FOR IMAGINATION, INNOVATION, CREATIVITY, CRITICAL THINKING, INTUITION? By: Notar, Charles E., Padgett, Sharon, College Student Journal, 01463934, Jun2010 Part A, Vol. 44, Issue 2

  1. Jeremy Dixon. Effective Strategies for Communication? Student Views of a Communication Skills Course Eleven Years On / The Britsh Journal of Social Work / September 2013; 43: 1190 - 1205. Электронный ресурс библиотеки НИУ ВШЭ.

  2. Psychological experiment on the evaluation system of creativity. Takahashi, Hiroki; Ishikawa, Atsuo; Higuchi, Masaaki; Kato, Shinsuke; Kuroki, Tomohiro; Nozaki, Naoko. HVAC&R Research. Feb/Apr2012, Vol. 18 Issue 1/2, p225-232. 8p.

  1. Reinartz, Werner; Saffert, Peter. Creativity in Advertising: When It Works and When It Doesn't. // Harvard Business Review. Jun2013, Vol. 91 Issue 6, p106-112.

  1. Аверченков В.И. Ваинмаер Е.Е. Инновационный менеджмент: учебное пособие для вузов. М: ФЛИНТА, 2011, 293 с.

  2. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. – 5-е изд., испр. и доп.. – М.: Аспект Пресс, 2009. – 363 с. Электронный ресурс библиотеки НИУ ВШЭ.

  3. Басенко В.П. Организационное поведение: современные аспекты трудовых отношений: Учебное пособие / В.П. Басенко, Б.М. Жуков, А.А. Романов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012 382 с. (с. 65 - 96) Электронный ресурс библиотеки НИУ ВШЭ.

  4. Вон Эйкен Дж. Кризис – остаться в живых! Настольная книга для руководителей, предпринимателей и владельцев бизнеса. М.: Альпина Паблишерз, 2010. – 352 с. Электронный ресурс библиотеки НИУ ВШЭ.

  5. Горев П.М. Утемов В.В. Научное творчество. Практическое руководство по развитию креативного мышления. Методы и приемы ТРИЗ. М.: Либроком, 2014, 112 с.

  6. Дэн Роэм. Визуальное мышление. Решение проблем и продажа идей при помощи картинок на салфетке. М.: Эксмо, серия «Бизнес – это психология», 2009. – 296 с.

  7. Иванова С. Личная эффктивность на 100% : Сбросить баласт, найти себя, достичь цели / Светлана Иванова, Дмитрий Болдогоев. М.: Альпина Паблишер, 2012. – 208 с. Электронный ресурс библиотеки НИУ ВШЭ.

  8. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 2012, 448 с. Электронный ресурс библиотеки НИУ ВШЭ.

  9. Карлова О.А. Креативная лаборатория: диалог творческих практик / М.: Академический проект, 2009. - 480 с. Электронный ресурс библиотеки НИУ ВШЭ.

  10. Кови, Стивен Р. 7 навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития личности/ Стивен Р. Кови; перевод О. Кириченко. – М.: Альпина Паблишер, 2010. – 374 с. Электронный ресурс библиотеки НИУ ВШЭ.

  11. Кузнецов И.Н. Бизнес-риторика. – 4-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дащков и К°» - 2012 – 408 с. Электронный ресурс библиотеки НИУ ВШЭ.

  12. Лазарев Д. Корпоративная презентация: Как продать идею за 10 слайдов. М.: Альпина Паблишер, 2012 – 304 с. Электронный ресурс библиотеки НИУ ВШЭ.

  13. Любарт Т., Муширу К., Торджман С., Зенасни Ф. Психология креативности / Пер. с фр. – М.: «Когито-Центр», 2009. – 215 с. Электронный ресурс библиотеки НИУ ВШЭ.

  14. Мильнер Б.З. Орлова Т.М. Организация создания инноваций: горизонтальные связи и управление: Монография / Б.З. Мильнер. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 288

  15. Рыженкова И.К. Профессиональные навыки менеджера: повышение личной и командной эффективности. – 2-е изд. – М.: Эксмо, 2012. – 272с.

  16. Саттон Р. Охота за идеями: Как оторваться от конкурентов, нарушая все правила. Пер. с англ., М.: Альпина Паблишер, 2013. – 335 с. Электронный ресурс библиотеки НИУ ВШЭ.

  1. Тимофеева, Ю. Ф. Основы творческой деятельности: Учебное пособие. Изд. 3-е. Часть I. Эвристика, ТРИЗ / Ю. Ф. Тимофеева. - М.: Прометей, 2013. - 338 с

  1. Фройнд Дж. Переговоры на каждый день: Как добиться своего в любой ситуации / Пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2013 – 276 с. Электронный ресурс библиотеки НИУ ВШЭ.

  2. Ховард К. Коротков Э.М. Опыт менеджера: Учебное пособие / К. Ховард, Э.М. Коротков. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 224 с.


Дополнительная литература


  1. Антонец В.А., Нечаева Н.В., Хомкин К.А., Шведов В.В. Инновационный бизнес: формирование моделей коммерциализации перспективных разработок: учеб. пособие / под ред. К.А. Хомкина. – М.: Издательство «Дело» АНХ, 2009. – 320 с. – (Сер. «Образовательные инновации»).

  2. Батоврина Е. Креативность: дань моде или необходимость? 10 способов сломать рамки шаблонного мышления // Управление персоналом. - 2004. - № 20.

  3. Бескова И.А. Как возможно творческое мышление? - М., 1993. - 198 с.

  4. Бовин, А. А. Управление инновациями в организациях: учебное пособие / А. А. Бовин, Л. Е. Чередникова, В. А. Якимович. - 3-е изд. ; стереотип. - М. : Омега-Л, 2009. - 415 с. - (Высшая школа менеджмента).

  5. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. Учеб. пособие. - М.: Академия, 2002. - 320 с.

  6. Бредемайер К. Искусство словесной атаки: Практическое руководство / Пер. с нем. М., Альпина Бизнес Букс, 2007. - 184 с.

  7. Вон Эйкен Дж. Кризис – остаться в живых! Настольная книга для руководителей, предпринимателей и владельцев бизнеса. М.: Альпина Паблишерз, 2010. – 352 с. Электронный ресурс библиотеки НИУ ВШЭ.

  8. Геллерт, Манфред. Все о командообразовании: руководство для тренеров: пер. с нем. / Манфред Геллерт, Клаус Новак. – Москва: Вершина, 2006. – С. 62-87.

  9. Д. Лазарев, Презентация. Лучше один раз увидеть!, 2009 , Альпина Паблишерз , 144 с.

  10. Д.Майерс. Социальная психология. Интенсивный курс. 4-е международное издание.- М., Прайм-Еврознак, 2007 г., 510 стр.

  11. Джерри Вайсман, Блестящая презентация. Как завоевать аудиторию. С-Пб. Питер.: 2011. - 288 с.

  12. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. Серия «Мастера психологии», С-Пб.: Питер, 2009. – 448 с.

  13. Инновационный менеджмент : учебник / под ред. С. Д. Ильенковой. - 3-е изд. ; перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 335 с.

  14. Карлова О.А. Креативная лаборатория: диалог творческих практик / М.: Академический проект, 2009. - 480 с. Электронный ресурс библиотеки НИУ ВШЭ.

  15. Кизевич Г.В. Принципы выживания, или Теория творчества на каждый день. - М.: Дело, 2000.

  16. Коццолино Мауро. Невербальная коммуникация. Теории, функции, язык и знак. М.: Гуманитарный центр, 2009. - 248 с.

  17. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. - М.: Изд-во МПСИ, 2003.

  18. Непряхин Н. Как выступать публично: 50 вопросов и ответов. М.: Альпина Паблишер, 2012. – 245 с. Электронный ресурс библиотеки НИУ ВШЭ.

  19. С.В. Лазарев. Преодоление препятствий на пути эффективной коммуникации // Управление развитием персонала, №3, 2008 г., с. 242-249.

  20. Тимофеева, Ю. Ф. Основы творческой деятельности: Учебное пособие. Изд. 3-е. Часть I. Эвристика, ТРИЗ / Ю. Ф. Тимофеева. - М.: Прометей, 2013. - 338 с

  21. Уинтерсон Ричардс Дж. Вы – успешный предприниматель. Как убедить в этом окружающих / Дж Ричардс Уинтерсон; пер. с англ. – М.: Эксмо, 2008. – 112 с.

  22. Управление изменениями. Серия Классика Harvard Business Review. М.: Альпина Бизнес Букс. - 2009. - 227 с.

  23. Фокс Кабейн О. Харизма: Как влиять, убеждать и вдохновлять. Пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2013 – 307с. Электронный ресурс библиотеки НИУ ВШЭ.

  24. Чалдини Р. Психология влияния. Как научиться убеждать и добиваться успеха. - М.: ЭКСМО, 2010. - 416 с.

  25. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. - М.: Флинта, 1997. - 287 с.



11. Материально-техническое обеспечение дисциплины


Помещение для проведения деловых и ролевых игр (тренинговая комната).

Аппаратура для лекций и семинаров: проектор, экран, ноутбук, колонки.



Для проведения практических занятий: бумага (формата А1 и А4), фломастеры, пастельные мелки, ручки.
Автор программы: Карпунина М.А.








Священник — представитель своей части неба на земле. Геннадий Малкин
ещё >>