Программа дисциплины «Классическое наследие и репертуар балетного театра» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Гоголевское притяжение 1 62.37kb.
Программа дисциплины «История драматического театра» 5 779.61kb.
Творческое наследие н. М. Дудинской и к. М. Сергеева в контексте... 1 256.95kb.
Сказки поэтессы из глубокского района взяты в репертуар театра «лялька»... 1 33.45kb.
Форма 9-нк (репертуар) Код театра по копук 1 66.16kb.
Лауреат Нобелевской премии в области литературы и искусства за 1997 год 1 85.94kb.
Репертуар на март Касса театра: (812) 232-92-01 1 26.38kb.
Рабочая программа по музыке для учащихся 6 класса педагога Агеевой... 1 140.71kb.
Репертуар театра оперы и балета г Алматы на февраль 2009 года 1 52.46kb.
Репертуар Краснодарского академического театра драмы им. Горького... 1 46.13kb.
Влияние русского балета на развитие балетного театра республики корея 1 288.9kb.
Урок «Слово о цветах» 1 136.68kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа дисциплины «Классическое наследие и репертуар балетного театра» - страница №1/1

Примерная программа дисциплины «Классическое наследие и репертуар балетного театра» Федерального компонента цикла специальных дисциплин составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по направлению подготовки 530700 «Искусство балета», по специальности 050700 «Педагогика балета» квалификация «Педагог-балетмейстер».


I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1. Цель курса
Целью данного курса является практическое ознакомление и овладение классическим репертуарным наследием балетного искусства.
2. Задачи курса
Основной задачей является изучение последовательности движений, принципов исполнения основных произведений классического наследия с последующим углубленным ознакомлением с особенностями и спецификой их исполнения через овладение навыками показа.
3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника
Данный курс является одним из основных в профессиональной подготовке выпускников, ибо формирует практическую базу знаний и умений в области хореографического наследия и стимулирует к дальнейшему развитию художественных принципов, полученных от предшествующих поколений.

4. Требования к уровню освоения содержания курса
В результате изучения курса выпускник должен

знать:


  • хореографический текст основных произведений классического балетного наследия;

  • основные формы и стили мастеров прошлого;

  • методы становления и развития хореографической образности;

  • особенности драматургии и композиции сюжетных и бессюжетных постановок;

  • принципы интерпретации хореографического текста;

  • принципы редактуры и реконструкции спектаклей классического наследия;

  • особенности и принципы драматургического построения основных произведений классического балетного наследия,

уметь:


  • демонстрировать хореографический текст основных произведений классического балетного наследия;

  • профессионально интерпретировать хореографический текст в работе с исполнителем.



II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1. Разделы курса
Раздел 1. Основные произведения классического репертуара.

Раздел 2. Основные произведения современных хореографов.
2. Темы и краткое содержание курса
Раздел 1. Основные произведения классического репертуара
Тема 1. Наследие романтизма

Основные хореографы и произведения. Драматургия, принципы композиции и построения мизансцен. Методы становления хореографической образности. Особенности хореографического стиля и методов мастеров романтического балета. Ф. Тальони, А. Бурнонвиль, Ж. Перро. Проблема редактуры и реконструкции спектаклей эпохи романтизма. «Сильфида» Ф. Тальони, А. Бурнонвиля (на сцене Оперы Копенгагена, Мариинского театра в ред. М. фон-Розен, Большого театра), П. Лакотта. Кордебалет, малые ансамбли, вариации, ведущие женские и мужские партии – композиция, стиль, особенности исполнения, хореографический текст – основные комбинации и последовательность движений.



Балет «Сильфида» (муз. Левенскьольда, хор. А. Бурнонвиля в ред. Э.-М. фон Розен).

Кордебалет:

1) «Рил». Народно-характерный танец из I акта. Композиция, стиль, особенности исполнения, хореографический текст – основные комбинации и последовательность движений.

2) Сцена сильфид из II акта.

Малый ансамбль:

1) «Pas de quatre» сильфид из II акта.



Соло:

1) «Pas de deux» Сильфиды и Джеймса из II акта.



Балет «Жизель» (муз. А. Адана, хор. Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа).

Кордебалет:

1) Вальс крестьянок из I акта.

2) Крестьянский танец из I акта.

3) Сцена Виллис из II акта.



Малый ансамбль:

1) Танец подруг из I акта.

2) Двойка виллис из II акта.

Соло:

1) «Pas de deux» Альберта и Жизели из II акта.


Балет «Фестиваль цветов в Чинзано» (муз. Э. Хельстеда, хор. А. Бурнонвиля)

Кордебалет:

  1. Танцы кордебалета.

2) «Pas de six» девушек.
Тема 2. Эпоха М.Петипа

Предшественники. А. Сен-Леон. Основные произведения М. Петипа. Драматургия, принципы композиции и построения мизансцен. Методы становления хореографической образности. Особенности хореографического стиля и методов. Проблема редактуры и реконструкции спектаклей М. Петипа «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и др. Проблема интерпретации хореографического текста в работе репетитора с конкретным исполнителем. Формы, стиль, пластический язык, методы становления и развития хореографической образности. Кордебалет, малые ансамбли, вариации, ведущие женские и мужские партии – композиция, стиль, особенности исполнения, хореографический текст – основные комбинации и последовательность движений.


Балет «Маркитанка» (муз. Ц. Пуни, хор. А. Сен-Леона, в ред. П. Лакотта).

«Pas de six». Специфика композиции, особенности стиля, хореографический текст – основные комбинации и последовательность движений.


Балет «Корсар» (муз. А. Адана, хор. М. Петипа в ред. П. Гусева).

1) «Pas de trois» одалисок.

2) «Pas de deux» Медоры, Корсара и раба.
Балет «Баядерка» (муз. Л. Минкуса, хор. М. Петипа).

Проблема редактуры хореографического текста. Редакция и вставки В. Чабукиани. Реконструкция балета в Мариинском театре С. Вихаревым по записи Н. Г. Сергеева (2003 год). Изучение хореографического текста и различий в редакциях.



Кордебалет:

1) «Джампэ» из I акта.

2) «Танец с попугаями» из II акта.

3) Сцена «Тени» из III акта.



Малый ансамбль:

1) «Четверка баядерок» из «Grand pas d’action» из II акта.

2) «Четверка баядерок» (маленьких) из II акта.

3) «Pas de trois» «Тени» из III акта.



Соло:

1) Вариация Золотого божка (хор. Н. Зубковского) из II акта.

2) Вариация Гамзатти (хор. М. И. Петипа) из II акта

3) Вариация Гамзатти (авторский текст и редакция Н. Кургапкиной) из II акта.

4) Монолог Никии из II акта.

5) Вариация Солора (хор. В. Чабукиани) из II акта.


Балет «Лебединое озеро» (муз. П. Чайковского, хор. М. Петипа, Л. Иванова, К. Сергеева).

Проблема редактуры хореографического текста. Редакция и вставки А. Вагановой, К. Сергеева и др. Изучение хореографического текста и различий в редакциях.



Кордебалет:

1) Выход, вальс и кода лебедей. 2-я картина I акта.



Малый ансамбль:

  1. «Pas de trois» друзей принца из I акта.

  2. Маленькие лебеди. 2-я картина II акта.

  3. Большие лебеди. 2-я картина I акта.

  4. Двойка лебедей. 2-я картина I акта.

Соло:

1) Вариация Одетты. 2 картина I акта.

2) Вариация Одиллии (редакции М. Петипа, Н. Дудинской) из II акта.

3) Вариация принца из II акта.


Балет «Спящая красавица» (муз. П. Чайковского, хор. М. Петипа).

Проблема редактуры хореографического текста. Редакция и вставки К. Сергеева, Ф. Лопухова. Реконструкция балета в Мариинском театре С. Вихаревым по записи Н. Г. Сергеева (2003 год). Изучение хореографического текста в различных редакциях.



Кордебалет:

1) Свита феи Сирени (хор. К. Сергеева). Пролог.

2) Сцена нереид из II акта.

Малый ансамбль:

1) Сцена танцев фей, вариации фей (редакции М. Петипа и К. Сергеева). Пролог.

2) Большое адажио из II акта.

3) «Драгоценные камни» из III акта.



Соло:

1) «Pas de deux» принцессы Флорины и Голубой птицы из III акта.

2) «Pas de deux» Авроры и Дезире (хор. М. Петипа) из III акта.

3) Вариация принца Дезире в сцене «Охота» (хор. К. Сергеева) из II акта.

4) Вариация принца Дезире из «Pas de deux» (хор. К. Сергеева) из III акта.

5) Вариация феи Сирени (хор. Ф. Лопухова). Пролог.

6) Вариация феи Сирени (хор. М. Петипа). Пролог.

7) Вариация феи Сирени (хор. Ф. Лопухова) из III акта.

8) Вариация принцессы Авроры в сцене нереид (хор. Ф. Лопухова) из II акта.

9) Выход Авроры из I акта.


Балет «Раймонда» (муз. А. Глазунова, хор. М. Петипа).

Проблема редактуры хореографического текста. Редакция и вставки К. Сергеева, Ф. Лопухова. Редакция Мариинского театра. Изучение хореографического текста в различных редакциях.



Кордебалет:

  1. Пейзанский вальс (хор. К. Сергеева) из I акта.

Малый ансамбль:

  1. «Pas d’action» из II акта.

  2. «Панадерос» (хор. К. Сергеева) из II акта.

  3. «Сарацинский танец» из II акта.

  4. Мазурка (хор. К. Сергеева) из III акта.

  5. Венгерский танец из III акта.

Соло:

  1. Венгерское «Grand pas» из III акта.

  2. «Пиццикато» Раймонды (хор. Ф. Лопухова) из I акта.

  3. Вариация Раймонды (хор. М. Петипа, редакционные правки Н. Дудинской) из III акта.

  4. Вариация солистки (вставная) из III акта.

  5. Вариации солисток в картине «Сон» из I акта.


Балет «Дон-Кихот» (муз. Л. Минкуса, хор. М. Петипа, А. Горского).

Проблема сохранения спектакля и авторства М. Петипа. Реконструкция А. Горского. Изучение хореографического текста.



Кордебалет:

  1. «Сегидилья» из I акта.

  2. Цыганский танец из II акта.

Соло:

  1. Танец цветочниц из I акта.

  2. Танец уличной танцовщицы из I акта.


Балет «Пахита» (муз. Л. Минкуса, хор. М. Петипа).

Проблема сохранения спектакля и авторства М. Петипа. Реконструкция Н. Дудинской, К. Сергеева. Перенос вариаций из других спектаклей М. Петипа. Изучение хореографического текста.



Малый ансамбль:

1) «Pas de trois».



Соло:

1) Вариации балерин (по выбору).


Балет «Фея кукол» (муз. Й. Байера, Р. Дриго, хор. братьев Н. и С. Легат).

«Pas de trois». Изучение хореографического текста.


Тема 3. Произведения А. Горского, М. Фокина

Особенности хореографической образности. Формы, стиль, пластический язык хореографов. Проблема аутентичности хореографических текстов. Изучение хореографических текстов.



А. Горский:

1) Вариация Амура из балета «Дон Кихот» (II акт).

2) Вариация Китри из картины «Сон Дон Кихота» (II акт).

3) Вариация Повелительницы Дриад из балета «Дон Кихот» (II акт).

4) «Pas de deux» из балета «Тщетная предосторожность».

М. Фокин:


  1. «Шопениана».

  2. Хореографическая картина «Сон» из оперы «Руслан и Людмила».

  3. Сюита характерных танцев из оперы «Руслан и Людмила».

  4. Хореографическая картина «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь».


Тема 4. Работы К. Голейзовского, Ф. Лопухова

Специфика хореографической образности. Формы, стиль, пластический язык хореографов. Проблема аутентичности хореографических текстов. Наследие Лопухова в области исторического танца (сюита из балета «Спящая красавица»). Изучение хореографических текстов.



К. Голейзовский:

  1. «Утешение».

  2. Хореографическая миниатюра «Нарцисс».

  3. Дуэт из балета «Лейли и Меджнун».

  4. Миниатюра Е. Максимовой.

Ф. Лопухов:

  1. Дуэт из балета «Ледяная дева».

  2. Вариация Ледяной девы.

  3. Фанданго из балета «Дон Кихот».

  4. Вариация Авроры в картине «Нереиды» из балета «Спящая красавица» (II акт).


Тема 5. Произведения мастеров хореодрамы. Р. Захаров, Л. Лавровский.

Балет «Бахчисарайский фонтан» (муз. Б. Асафьева, хор. Р. Захарова).

Кордебалет:

  1. Краковяк из I акта.

  2. Танец с блюдами из II акта.

  3. Татарская пляска из III акта.

Соло:

1) Вариация паненок из I акта.

2) Вариация второй жены из II акта.

3) Вариация с колокольчиком из II акта.


Балет «Ромео и Джульетта» (муз. С. Прокофьева, хор. Л. Лавровского).

Кордебалет:

  1. Танец слуг из I акта.

  2. Танец сверстников из I акта.

  3. Народный танец (элементы) из II акта.


Тема 6. Творчество Ю. Н. Григоровича
Балет «Легенда о любви» (муз. А. Меликова)

Кордебалет:

  1. Хореографическая сцена «Видение Махменэ-Бану» из III акта.

Малый ансамбль:

  1. Танец «Золото» из I акта.

  2. Турецкий танец из II акта.

  3. Танец подруг Ширин из I акта.


Балет «Каменный цветок» (муз. С. Прокофьева).

Малый ансамбль:

  1. Цыганский танец.

  2. По выбору преподавателя.


Балет «Иван Грозный» (муз. С. Прокофьева).

По выбору преподавателя.


Балет «Спартак» (муз. А. Хачатуряна)

По выбору преподавателя.


Тема 7. Творчество хореографов середины и конца ХХ века

«Pas de deux» Дианы и Актеона из балета «Эсмеральда» (с танцами кордебалета) (муз. Р. Дриго, хор. А. Вагановой)

Балет «Щелкунчик» (муз. П. Чайковского, хор. В. Вайнонена).

Кордебалет:

  1. Сцена снежинок из II акта.

Соло:

1) Танец двух снежинок из II акта.

2) «Pas de deux» из III акта.

Балет «Пламя Парижа» (муз. Б. Асафьева, хор. В. Вайнонена).

Кордебалет:

1) Танец басков.



Соло:

1) «Pas de deux».



Балет «Лауренсия» (муз. К. Крейна, хор. В. Чабукиани).

Кордебалет:

1) Четверка девушек.

Характерные танцы по выбору преподавателя.

Балет «Гаяне» (муз. А. Хачатуряна, хор. Н. Анисимовой).

1) Лезгинка.

2) Танец Айши.

3) Танец курдов.


Балет «Ленинградская симфония» (муз. Д. Шостаковича, хор. И. Бельского).

Кордебалет:

  1. «Нашествие фашистов».

  2. Танец девушек.

Балет «Берег надежды» (муз. А. Петрова, хор. И. Бельского).

  1. «Чайки».

  2. «Потерявшая любимого».

Балет «Горянка» (муз. М. Кажлаева, хор. О. Виноградова).

Кордебалет:

  1. «Барабаны».

  2. Лезгинка.

Балет «Золушка» (муз. С. Прокофьева, хор. К. Сергеева).

Кордебалет:

  1. Танец звездочек из II акта.

Соло:

  1. Вариации Времен года из I акта.

  2. Вариация Принца из II акта.

  3. Вариация Золушки из II акта.


Раздел 2. Основные произведения современных хореографов
Тема 8. Индивидуальность стиля и методов современных хореографов. Драматургия и композиция бессюжетных постановок. Формы, стиль, пластический язык, методы становления и развития хореографической образности.

Б. Бриттен. Трио (хор. А. Полубенцева).

Ю. Ханон. Средний дуэт (хор. А. Ратманского).
Тема 9. Выдающиеся произведения зарубежного балетного театра ХХ века

Дж. Баланчин:

  1. «Шотландская симфония»

  2. «Тема с вариациями»

  3. «Хрустальный дворец»

  4. «Драгоценности»

  5. «Pas de deux» на муз. П. Чайковского

и другие спектакли по выбору преподавателя.

Р. Пети:

Адажио Эсмеральды и Квазимодо из балета «Собор Парижской богоматери» муз. М. Жарр.



Дж Ноймайеп

«Павлова и Чекетти» муз. П. Чайковского



У. Форсайт:

репертуар по выбору преподавателя.


3. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
Самостоятельная работа представляет собой просмотр программных произведений в живом исполнении на сцене академического театра.

4. Примерная тематика рефератов, курсовых работ

Рефераты и курсовые работы не предусмотрены.



5. Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу



Демонстрационный показ отрывков из балетов:


  1. «Сильфида»

  2. «Жизель»

  3. «Фестиваль цветов в Чинзано»

  4. «Pas de six» из балета «Маркитанка»

  5. «Корсар»

  6. «Баядерка»

  7. «Лебединое озеро»

  8. «Спящая красавица»

  9. «Раймонда»

  10. «Дон-Кихот»

  11. «Pas de trous» из балета «Фея кукол»

  12. «Бахчисарайский фонтан»

  13. «Ромео и Джульетта»

  14. «Легенда о любви»

  15. «Каменный цветок»

  16. «Иван Грозный»

  17. «Спартак»

  18. «Pas de deux» Дианы и Актеона из балета «Эсмеральда»

  19. «Щелкунчик»

  20. «Пламя Парижа»

  21. «Лауренсия»

  22. «Гаяне»

  23. «Ленинградская симфония»

  24. «Берег надежды»

  25. «Горянка»

  26. «Золушка»

  27. Б. Бриттен. Трио (хор. А. Полубенцева).

  28. Ю. Ханон. Средний дуэт (хор. А. Ратманского).

  29. Дж. Баланчина

  30. У. Форсайта



III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ


  1. Распределение часов курса по темам и видам работ для специальности

530700 «Искусство балета» (бакалавр)




Наименование тем и разделов

Всего

(часов)


Аудиторные занятия в часах

в том числе



Самостоя-тельная работа

лекции

семинар




Раздел 1. Основные произведения классического репертуара.

260

-

160

100

1

Наследие романтизма

30

-

18

12

2

Эпоха М. Петипа

35

-

19

16

3

Произведения А. Горского, М. Фокина

30

-

18

12

4

Работы К. Голейзовского, Ф. Лопухова

35

-

25

10

5

Произведения мастеров хореодрамы. Р. Захаров, Л. Лавровский

35

-

25

10

6

Творчество Ю. Н. Григоровича

30

-

15

15

7

Творчество хореографов ХХ века

65

-

40

25




Раздел 2. Основные произведения современных хореографов

140

-

88

52

8

Индивидуальность стиля и методов современных хореографов. Драматургия и композиция бессюжетных постановок. Формы, стиль, пластический язык, методы становления и развития хореографической образности.

22

-

10

12

9

Выдающиеся произведения зарубежного балетного театра ХХ века

118

-

78

40




ИТОГО

400

-

248

152




  1. Распределение часов курса по темам и видам работ для специальности

050700 «Педагогика балета»




Наименование тем и разделов

Всего

(часов)


Аудиторные занятия в часах

в том числе



Самостоя-тельная работа

лекции

семинар




Раздел 1. Основные произведения классического репертуара

300

34

190

76

1

Наследие романтизма

28

5

15

8

2

Эпоха М. Петипа

110

10

60

40

3

Произведения А. Горского, М. Фокина

27

5

15

7

4

Работы К. Голейзовского, Ф. Лопухова

25

3

19

3

5

Произведения мастеров хореодрамы. Р. Захаров, Л. Лавровский.

27

3

19

5

6

Творчество Ю. Н. Григоровича

37

5

25

7

7

Творчество хореографов ХХ века

46

3

37

6




Раздел 2. Основные произведения современных хореографов

160

14

98

48

8

Индивидуальность стиля и методов современных хореографов. Драматургия и композиция бессюжетных постановок. Формы, стиль, пластический язык, методы становления и развития хореографической образности.

32

4

18

10

9

Выдающиеся произведения зарубежного балетного театра ХХ века

128

10

80

38




ИТОГО

460

48

288

124


IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Для специальности 050700 «Педагогика балета», квалификация «педагог-балетмейстер» – экзамен.

Для направления подготовки 530700 «Искусство балета», степень (квалификация) «бакалавр искусства балета» – зачет.



V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
1. Рекомендуемая литература
Не предусмотрена.
2. Перечень обучающих, контролирующих кино- и телефильмов


  1. «Сокровища русского балета. Лебединое озеро». – Киностудия «Ленфильм», 1968 г.; «Студия 48 часов», 1996 г.

  2. «Сокровища русского балета. Мастера русского балета». – Киностудия «Ленфильм», 1953 г.; «Студия 48 часов», 1996 г.

  3. Фильм-балет «Египетские ночи». – «Лентелефильм», 1988 г.; «ЛОТ» 2002 г.

  4. Фильм-балет «Каменный цветок». – ВПТО «Видеофильм», 1990 г.

  5. Фильм-балет «Лебединое озеро». – ВПТО «Видеофильм», 1989 г.

  6. Фильм-балет «Раймонда». – ВПТО «Видеофильм», 1989 г.

  7. Фильм-балет «Ромео и Джульетта». – Киностудия «Мосфильм», 1954 г.

а также фильмы и видеозаписи, имеющиеся в продаже.

ФГОУ ВПО «Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой»

191023, СПб., ул. Зодчего Росси, д. 2

E-mall: academy@vaganova.ru









Гений: человек, способный решать проблемы, о которых вы и не знали, способом, который вам непонятен. Ф. Кернан
ещё >>