Программа дисциплины Качественные методы политических исследований для направления 030200. 62 «Политология» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины «Теория и методология политических исследований» 11 302.53kb.
Программа дисциплины «Теория и методология политических исследований» 11 300.13kb.
Программа дисциплины История политических учений  для направления... 1 349.52kb.
Программа дисциплины типология политических протестов для направления... 1 175.95kb.
Программа дисциплины «Политическая история России и зарубежных стран. 5 500.35kb.
Кафедра всеобщей и отечественной истории Программа дисциплины политическая... 1 145.74kb.
Программа дисциплины «Границы и конфликты для направления 030200. 1 193.97kb.
Программа дисциплины Политология (обзор) для направления 030200. 1 208.13kb.
Программа дисциплины "Теории социально-политических трансформаций" 1 222.08kb.
Программа дисциплины "Новые медиа и политические коммуникации" ... 1 313.38kb.
Программа дисциплины «История политических учений» 5 720.75kb.
Т. Ю. Арининой Мы с вами проводили год,который для каждого был отмечен... 1 169.76kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа дисциплины Качественные методы политических исследований для направления - страница №1/1




Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Социально-гуманитарный факультет

Программа дисциплины
Качественные методы политических исследований

для направления 030200.62 «Политология»

подготовки бакалавра
Автор программы:

Шишигин Андрей Владиславович, кандидат социологических наук, доцент, shish02@yandex.ru


Одобрена на заседании кафедры гуманитарных дисциплин «___»____________ 2013 г
Зав. кафедрой А.А. Борисов _______________________

Утверждена Учебно-методическим Советом НИУ ВШЭ - Пермь «___»_____________201 г.


Председатель Г.Е. Володина ________________________

Пермь, 2014


Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
  1. Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для направления 030200.62 «Политология», изучающих дисциплину Качественные методы политических исследований.

Программа разработана в соответствии с:


  • Образовательным стандартом НИУ ВШЭ для направления 030200.62 «Политология», утвержденным 24.06.2011, протокол № 26

  • Учебным планом университета по направлению подготовки 030200.62 «Политология», утвержденным в 2013 г.
  1. Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Качественные методы политических исследований» являются:

2.1 В области обучения: приобретение умений, связанных с информационно-аналитической, организационно-управленческой, и научно-исследовательской деятельностью в качестве исполнителей или руководителей младшего уровня (поиском, анализом и интерпретацией социальной информации).

2.2 В области воспитания личности: приобретение навыков и компетенций, способствующих формированию необходимых экономисту социальных и личностных качеств: гражданственности, толерантности, общей культуры, ответственности, целеустремленности, организованности, трудолюбия, коммуникативности, умению работать в команде, лидерских качеств.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:

- основные подходы к определению, изучению и пониманию содержания, роли и значения методологии в политическом исследовании современного общества;

- основные методы, применяемые в различных сегментах политической науки для проведения теоретических и прикладных политических исследований;

Уметь:

- участвовать в исследовательском процессе, использовать методы современной политической науки и применять их в политологических исследованиях;

- работать с оригинальными научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями;

- осуществлять отбор источников достоверной информации, верифицировать полученную информацию и обрабатывать ее, комплексно оценивать проблемные ситуации или процессы;

- изучать и анализировать основные политические процессы и коммуникацию с применением качественных методов;

Владеть навыками:

-научных исследований политических процессов и отношений,

- владеть методологией анализа современных политических доктрин;

- использования качественных методов, соответствующих целям и задачам проводимого исследования.


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль

насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической

организации общества


ОК-5

Студент демонстрирует понимание роли личности в истории, место человека в социуме и политической системе;

Представляет закономерности исторического процесса, роль и место социальных противоречий в развитии общества



Лекции, работа на семинарах

Стремление к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;

способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, определять пути и

выбирать средства их развития или устранения


ОК-8

Студент видит пробелы в собственных знаниях и предпринимает попытки к их ликвидации; овладевает новыми приемами и методами исследований социально-политической жизни

Участие в дискуссиях, работа на семинарах

Понимать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой

мотивацией к выполнению профессиональной деятельности



ОК-9

Студент представляет важность изучения политической жизни общества;

Использует задания как источник для профессионального роста и самосовершенствования




Работа на семинарах, написание эссе

Способность к социальному взаимодействию, к сотрудничеству, кооперации с коллегами

и разрешению конфликтов, к социальной мобильности, обладание чувством социальной

ответственности; готовность принять нравственные обязанности по отношению к

окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе



ОК-10

Студент понимает необходимость строго придерживаться норм профессиональной этики;

Студент демонстрирует готовность к сотрудничеству и кооперации с коллегами, стремится помочь им в трудных ситуациях




Работа на семинарах, участие в дискуссиях, проведение фокус-групп

Понимание основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук,

способность использовать их при решении социальных и профессиональных задач, способность

анализировать значимые социальные и экономические проблемы и процессы


ОК-11

Студент представляет возможности качественных методов для решения исследовательских задач;

Владеет навыками использования качественных методов исследования при исследовании социально-политических проблем



Лекции, семинары, проведение интервью; анализ научных текстов

Способность применять методы математического анализа и моделирования для решения

задач профессиональной деятельности



ОК-12

Студент распознает суть количественных и качественных методов исследований, их потенциальные возможности и ограничения

Лекции, семинарские занятия

Понимание сущности и значения информации в развитии современного общества,

соблюдение основных требований информационной безопасности; знание основных

методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации; владение

навыками работы с компьютером как средством управления информацией; умение работать

с традиционными носителями информации, распределенными базами знаний; способность

работать с информацией в глобальных компьютерных сетях



ОК-14

Студент владеет навыками работы с книгой, текстом;

использует современные интернет-технологии для поиска необходимой информации, ориентируется в информационном пространстве



Работа на семинарах, вторичный анализ данных, анализ документов

Способность к участию в научных исследованиях политических процессов и отношений,

владение методами анализа и интерпретации представлений о политических явлениях на

различных уровнях организации мира


ПК-1

Студент владеет навыками анализа политических текстов и дискурса, способен интерпретировать данные, полученные с использованием других качественных методов

Лекции, семинарские занятия, проведение контент-анализа и дискурс-анализ политических текстов

Понимание методов современной политической науки и возможность их применения в

политологических исследованиях



ПК-2

Студент представляет возможности и ограничения использования качественных методов в процессе изучения политической жизни общества;

Лекции, семинарские занятия, групповые дискуссии

Владение методологией анализа современных политологических доктрин и подходов,

способность к участию в исследовательской работе в области теории политики



ПК-3

Студент имеет представление о теоретических основах качественных исследований и о связях между политологическими парадигмами и стратегиями эмпирических исследований

Лекции, работа на семинарах, поиск информации и подходящих политологических теорий и их анализ в рамках написания эссе по дисциплине.

Знание основных этапов и характеристик политической истории России и зарубежных

стран, особенностей исторических традиций в политическом развитии, владение навыками

политического анализа исторических процессов


ПК-4

Студент понимает историческую обусловленность современного политического развития российского общества, имеет представление о возможностях качественных методов при изучении политической культуры и политической социализации

Семинарские занятия, лекции

Вторичный анализ данных опубликованных исследований



Знание основных учений и концепций зарубежной и отечественной политической мысли,

способен анализировать оригинальные научные тексты и содержащиеся в них смысловые

конструкции


ПК-5

Студент распознает основные парадигмы политологии, владеет навыками контент-анализа, анализа документов, политических текстов и дискурса

Лекции, семинарские занятия, групповые дискусиии, практические занятия по анализу текстовой информации

Применение основных теоретико-методологических подходов в политической

компаративистике; способность методологически корректно сравнивать политические

системы, институты и процессы


ПК-6

Студент оценивает адекватность использования зарубежных методик исследования применительно к изучению отечественной политической реальности

Лекции, семинары, Поиск информации и подходящих политологических теорий и их анализ в рамках написания эссе по дисциплине

Знание психологических закономерностей поведения участников политического

процесса, их рациональных убеждений и бессознательных мотивов, массовых политических

настроений; понимание психологической сущности политического лидерства


ПК-7

Студент распознает и учитываетпсихологические реакцииинтервьюируемых; понимает важность психологической подготовки интервьюера и модератора

Лекции, семинары, проведение интервью и фокус-групп, ивент-анализ

Понимание основных закономерностей и тенденций мирового и российского

политического процесса, процессов глобализации и их влияния на различные сферы жизни



ПК-8

Студент понимает социальную обусловленность поведения участников политического процесса, оценивает возможность влияния на их поведение СМИ и других институциональных структур

Лекции, семинары, использование биографического метода

Способен освоить основные теоретико-методологические подходы в сфере политического

анализа и прогнозирования; владеет методами сбора и обработки политической

информации; методологией и методиками политического анализа и прогнозирования


ПК-9

Студент распознает различные методы сбора социально-политической информации.

Распознает разные типы источников.

Интерпретирует имеющуюся информацию с учетом выбранной теории (методологии).


Лекции; работа на семинарах

Вторичный анализ данных опубликованных исследований;

Поиск информации и подходящих социологических теорий и их анализ в рамках написания эссе по дисциплине.


Понимание основных задач и средств политического менеджмента, знание методов

принятия и реализации политических решений, способность применять политические

технологии и использовать навыки политического консалтинга


ПК-10

Студент понимает важность работы с заказчиком исследования на подготовительном этапе; распознает научные и практические цели исследования


Лекции, дискуссии, практические работы в форме игр, изучение прикладных исследований

Способность к участию в организации управленческих процессов в органах государственной

власти, органах местного самоуправления, в аппарате политических партий, общественно-

политических объединений и неправительственных организаций


ПК-11

Студент представляет возможности использования качественных методов в политическом маркетинге и изучении управленческих структур

Лекции, семинары, дискуссии, практические работы в форме игр,

Способность к участию в проведении кампаний в сфере политики и примению знаний о

политических технологиях



ПК-12

Студент демонстрирует понимание возможностей использования качественных методов в ходе избирательных кампаний, их сочетания с количественными методами исследований

Лекции, семинарские занятия, изучение прикладных исследований

Владение методами и методиками социологического, политологического и политико-

психологического анализа для подготовки справочных и аналитических материалов



ПК-13

Студент владеет навыками написания аналитического отчета исследования, приемами презентации результатов исследования заказчику

Лекции, семинарские занятия, анализ научных текстов

Способность рационально организовывать и планировать свою деятельность, применять

полученные знания для формирования собственной профессиональной стратегии



ПК-14

Студент представляет правильную последовательность определенных этапов проведения эмпирического исследования и демонстрирует это в своей практической деятельности

Лекции, семинарские занятия, проведение интервью, фокус-групп

Способность участвовать в работе по диагностированию и прогнозированию

политических процессов и проблемных ситуаций



ПК-15

Студент владеет качественными методами исследования, позволяющими осуществлять сбор первичной информации в целях прогнозирования проблемных ситуаций

Лекции, семинары, изучение прикладных исследований, проведение интервью

Способность использовать методы политического позиционирования бизнес-структур,

СМИ и других участников политического процесса, обеспечивать взаимодействие между

органами государственной власти, бизнес-структурами и неправительственными

организациями



ПК-16

Студент владеет навыками анализа текстовой и визуальной информации, позволяющими использовать их в целях позиционирования тех или иных участников политического процесса

Лекции, семинары, контент-анализ, анализ дискурса, конверсационный анализ

4. Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин «Профессиональный цикл» и блоку дисциплин, относящихся к базовой части (согласно Образовательному стандарту НИУ – ВШЭ по направлению подготовки 030200.62 «Политология», уровень подготовки бакалавр).
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

школьные дисциплины: «Обществознание», «История».



Смежные дисциплины Профессионального цикла, преподаваемые в университете: «Политический анализ», «Методология и методы политической науки».
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • знать специфику социальных наук, основные парадигмы политологии и социологии;

  • знать основы гносеологии и научной методологии;

  • уметь определять основные понятия, указывать на специфические черты явления;

  • уметь находить связь между теоретическими понятиями и конкретными социальными явлениями (в том числе собственной жизни);

  • быть способным организовать самостоятельную работу, в том числе с элементами исследования;

  • быть способным формулировать и представлять свое мнение в устной и письменной форме, вести дискуссию, работать в группе.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:


  • Методология и методы политической науки;

  • Политические коммуникации;

  • Политическая реклама;

5. Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1.

Методологические и теоретические основы качественных исследований



















Методология и методы эмпирических исследований в политологии

16

4

2




10




Теоретические основы стратегии качественного исследования

18

4

4




10




История возникновения и применения качественных методов

14

2

2




10




Функции и сферы применения качественных методов. Тактики качественных исследований.

16

4

2







10




Постановочный этап исследования и

Общая подготовка исследователя



18

4

4

2











10

2.

Приемы и методы качественных исследований



















Метод наблюдения

16

2

2




12




Индивидуальные интервью

22

4

4




14




Групповые интервью

18

4

2




12




Работа с личными документами и вещами

18

4

4




10




Контент-анализ

14

2

2




10




Качественные методы работы с документом и событием

18

4

4




10




Обработка, анализ и интерпретация данных

16

4

2




10




Презентация результатов исследования

12




2




10







216

42

36

0

138



6. Контроль знаний студентов

6.1. Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры **

1

2

3

4

Текущий

Эссе










6

Письменная работа

(5 тыс. слов)



Домашнее задание







7




Полуформализованное интервью (запись и расшифровка)

Итоговый

Экзамен











*

Письменная работа, 80 минут



6.2. Критерии оценки знаний, навыков



Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

При написании эссе студенты могут согласовывать с преподавателем необходимость включения в список того или иного научного текста. Эссе могут быть отправлены преподавателю на предварительную проверку с последующим получением рекомендаций, но не менее, чем за неделю до окончательного срока сдачи работы. При этом на студента налагается обязанность выполнить полученные рекомендации.


6.3. Порядок формирования оценок по дисциплине


Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Баллы ставятся за выступления на семинарах, за специально подготовленные аналитические задания группового и индивидуального характера, за участие в дискуссиях. Оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем и называется - Оаудиторная.
Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Онакопленная= 2/3* Отекущий + 1/3* Оаудиторная


где О текущий рассчитывается как взвешенная сумма всех форм текущего контроля, предусмотренных в РУП:

Отекущий = n1·Оэссе + n2· Одз ,

при этом n1 = 0,5, n2 = 0,5.

Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический.

Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом:

Орезультирующая = 0,6* Онакопленная + 0,4*·Оэкз

Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме зачета: арифметический.

На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль.

7. Содержание дисциплины


Раздел 1. Методологические и теоретические основы качественных исследований
Тема 1.Методология и методы эмпирических исследований в политологии

Политология как синтетическая наука. Проблема предмета и метода политологии. Парадигмы в политологии: системный подход, бихевиоризм, конфликтологическаяпарадигма и т.д. Взаимосвязь и взаимозависимость теоретической и эмпирической политологии. Виды эмпирических исследований: разведывательное, описательное, каузальное (аналитическое). Стратегии эмпирических исследований: количественная, качественная, интегративная. Методы сбора первичных данных в различных исследовательских стратегиях. Сравнительные характеристики количественных и качественных методов исследования. Показания к использованию качественных или количественных методов. Отличия в построении количественного и качественного исследования.


Тема 2.Теоретические основы стратегии качественного исследования

Обоснование качественной стратегии в теоретических положениях интерпретативных парадигм. Неокантианцы (Дильтей, Риккерт). Парадигма «понимающей социологии» М. Вебера.Сосредоточение на индивиде, его действиях, мотивах, субъективных смыслах и значениях придаваемых им своей деятельности. Интерпретативное, непосредственно наблюдаемое и объяснительное понимание. Интеракции как формы непосредственного взаимодействия социальных деятелей.Г. Зиммель.

Символический интеракционизм (Дж. Мид, Г. Блумер) и драматургический подход (Э. Гоффман). Коммуникативное взаимодействие и его понимание через раскрытие значимых символов, скрытых в вербальном и невербальном (движения тела, мимика, жесты, внешний вид) языке. Человек, как рефлексирующий индивид, ведущий внутренний диалог между "я-сам" (I) и "я-меня"(Me). Социальная роль и её исполнение путём самопрезентации. Формы подачи себя. Представление "на сцене" и "за кулисами". Рамки или перспективы анализа.

Феноменологическая социология (А. Шюц) и социальный конструктивизм (П. Бергер, Т. Лукман). Жизненный мир индивида. Мотивы действия индивида: мотивы "потому что" и мотивы "для-того-чтобы", типизация и конструирование "других". Построение социального мира, формирование феноменов, сфер реальности (областей конечных значений). Повседневность как высшая реальность "здесь-и-сейчас". Наука как одна из областей конечных значений, субъективная интерпретация и объективное знание.

Этнометодология (Г. Гарфинкель). Фоновые ожидания и их изучение с помощью анализа разговоров (конверсационный анализ) и провокации (гарфинкелинг), переход науки на язык повседневности.

Влияние герменевтики на теорию и практику качественных исследований.


Тема 3.История возникновения и применения качественных методов

Антропологический подход Б. Малиновского. Русские этнографические программы В.Н. Тенишева. Английские социальные исследования Ч. Бута, С. Уэбба и Б. Уэбб. Полевые исследования социологов Чикагской школы. Социально-психологический подход Франкфуртской школы. Исследования эффективности военной пропаганды Г. Герцог, П. Кендалл, П. Лазерсфелда, Р. Мертона и М. Фиске. Маркетинговые исследования 1950-х — 70-х годов. Эксперименты-провакации Г. Гарфинкеля.


Тема 4.Функции и сферы применения качественных методов. Тактики качественных исследований.

Исследовательские функции качественных методов: компенсирование слабости социальной теории, обеспечение динамизма исследовательского процесса, заполнение брешей между количественными параметрами, преодоление смыслового распада и логических спекуляций, формирование целостного образа изучаемого объекта и т.д.

Сферы применения: элитология, политическое лидерство, политическая социализация, гендерные исследования, политические изменения, политическая культура, изучение социальной мобильности, политический маркетинг и т.д.

Изучение случая (case-study), этнографическое исследование, устная история (oralhistory), история жизни (биографический метод), история семьи, восхождение к теории или обоснованная теория (groundedtheory).



Тема 5.Постановочный этап исследования иобщая подготовка исследователя

Отличие академических (фундаментальных) от заказных (прикладных) эмпирических исследований. Смысл постановочного этапа. Определение проблемы. Преобразование практической или научной проблемы в проблему исследования.

Роль постановщика в прикладных исследованиях. Квалификация постановщика. Работа постановщика. Интервью с заказчиком. Углубленные действия при постановке целей и формулировании задач.

Определение границ исследования. Результат постановочного этапа. Определение проекта исследования. Составление программы и рабочего плана исследования.

Требования к профессиональным и индивидуальным качествам исследователей. Профессиональные качества: владение методикой и техникой исследования, общесоциологическая подготовка, знание предметной области исследования. Индивидуальные качества: возраст, общее интеллектуальное развитие, коммуникабельность, деловые качества, мотивация, сензитивность, место жительства (населённый пункт, регион, страна).
Литература по разделу:

Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: Учебник для студентов гуманитарных вузов и аспирантов. – 2-е изд. – М.: РУДН, 2008.

Белановский С.А. Глубокое интервью: Учебное пособие. – М.: Никколо-Медиа, 2001. С. 5-76.

Белл Э., Браймен А. Методы социальных исследований. Группы, организации и бизнес / Пер. с англ. – Х.: Изд-во Гуманитарный Центр, 2012. С. 32-70, 394–443, 635-650.

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания.  М.: Медиум, 1995.

Вебер М. Основные социологические понятия // Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 602-636.

Зиммель Г. Социальная дифференциация. Гл. 1. // Зиммель Г. Избранное. Т. 2. Созерцание жизни. – М.: Юрист, 1996. С. 301-321.

Квале С. Исследовательское интервью. – М.: Смысл, 2003. Гл. 3-4.

Кун Т. Структура научных революций: Пер. с англ. /Т. Кун; Сост. В.Ю. Кузнецов. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2002.

Методические подходы политологического исследования и метатеоретические основы политической теории. Комментированное введение / Сост. Н.Конеген, К.Шуберт. М.: РОССПЭН, 2004.

Миллс Ч. Социологическое воображение /Пер. с англ. О.А. Оберемко. Под ред. Г.С. Батыгина. – М.: Стратегия, 1998.

Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования: учебник. /пер. с польс. Н.В. Морозова – М.: Логос, 2010.

Шюц А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феномелогической социологии. – М.: Институт фонда «Общественное мнение», 2003.

Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности : учеб.пособие. – М.: Омега-Л , 2009.




Раздел 2. Приемы и методы качественных исследований
Тема 6.Метод наблюдения

Показания к использованию наблюдения. Обыденные и научные представления о наблюдении. Ценность наблюдения. Роль наблюдателя и степень его участия. Явное и скрытое наблюдение. Продолжительность наблюдения. Фокусировка наблюдения. Язык описания. Физические условия. Социальные условия. Формальные взаимодействия. Неформальные взаимодействия и незапланированные действия. Вербальные коммуникации. Невербальные коммуникации. Фиксация недостающих звеньев.

Ведение дневника. Совмещение наблюдения с другими исследовательскими методами. Технология исследовательской работы в поле. Этапы полевой работы. Поведение исследователя в поле. Основной этап сбора данных. Завершение работы в поле. Наблюдатель и объект наблюдения. Этические проблемы наблюдения.
Тема 7.Индивидуальные интервью

Показания к использованию индивидуальных интервью. Типы интервью в качественной стратегии эмпирических исследований. Свободное (неструктурированное) интервью: неформальное интервью-беседа (диалоговое интервью), нарративное интервью. Полуструктурированные интервью: биографическое интервью, лейтмотивное интервью, фокусированное интервью. Стандартизированное "открытое" интервью.

Вопросник интервью. Время, место и способ записи. Установление контакта с респондентом. Помощники и ингибиторы общения. Сбор сведений о респонденте. Договорённость об интервью. Начало интервью. Последовательность вопросов. Формулировки и типы вопросов. Тактики ведения интервью. Переходы в темах. Контроль над темой интервью. Поддержание мотивации. Искажения в интервью. Ошибки интервьюеров. Завершение интервью.

Принципы фокусировки интервью. Фокусировка на эмоциональных реакциях. Фокусировка на когнитивных структурах. Структура обыденного сознания. Обыденное сознание как источник достоверного знания. Зона компетентности и зона некомпетентности. Ведение интервью в пределах зоны компетентности. Проблема несогласованности высказываний респондентов. Свойства представлений в зоне некомпетентности.


Тема 8.Групповые интервью

Показания к использованию групповых интервью. Типы групповых интервью, их отличия от методов групповой работы в социологии и социальной психологии. Диадические интервью (peer-группы). Номинальные группы. Групповые фокусированные интервью (фокус-группы).

Использование метода фокус-групп. общие принципы формирования группы. Число участников. Гомогенность состава участников. Ограничения на участие в фокус-группах. Число групп. Число географических мест проведения групп.

Организация проведения фокус-групп. Устройство помещения. Обеспечение явки. Питье и закуска. Организационная структура фокус-группового исследования.

Критерии отбора респондентов и фильтрующий опрос. Выбор отборочных критериев. Техника набора участников.

План (топик-гайд) обсуждения. Функции плана обсуждения. Прямая и обратная последовательность тем. Степень включённости модератора. Стимулы и тесты. Количество концепций, которое может быть обсуждено в группе.

Роль модератора. Функции модератора. Предметная подготовка. Личностные качества модератора. Деструктивные персональные стили. Качества хорошего модератора. Демографические характеристики модератора.

Работа фокус-группы. Подготовительный этап. Начальный этап. Роли участников. Управление групповым процессом. Методы зондирования. Стимулирование обсуждения. Сравнение однотипных предметов. Контроль над предвзятостью модератора. Завершение группового интервью. Участие представителей заказчика.


Тема 9.Работа с личными документами и вещами

Показания к использованию метода качественного анализа документов. Типы личных документов.

Автобиографии: опубликованные и неопубликованные (написанные по личным мотивам и по заказу исследователя). Принципы организации конкурсов на написание автобиографий. Мотивы написания автобиографий.

Дневники. Сходство и отличия дневников и автобиографий. Использование дневников для сбора релевантной информации: изучение образа жизни, изучение бюджета времени и бюджета семьи.

Письма как источник информации. Некоторые типы писем: церемониальные письма, информационные письма, сентиментальные письма, литературные письма, деловые письма.

Визуальные документы: фотографии, фильмы и видеофильмы.

Вещи как источники информации.
Тема 10.Контент-анализ

Контент-анализ (анализ содержания) как количественно-качественный метод.Контент-анализ как метод изучения агитации и пропаганды. Направленный/ненаправленный контент-анализ. Количественный/качественный контент-анализ; этапы применения методики контент-анализа. Достоинства и недостатки количественного контент-анализа. Единицы счета и единицы анализа. Кодирование. Использование метода контент-анализа для работы с первичными данными.


Тема 11.Качественные методы работы с документом и событием

Мир как текст. Дискурс-анализ политических текстов. Исследование репертуаров интерпретаций. Идентификация инструментов риторики. Конверсационный анализ. Влияние этнометодологии на теорию и практику конверсационного анализа. Ивент-анализ (event, анализ события): субъект-индикатор; сюжет; объект; дата события; техника и основные этапы ивент-анализа.


Тема 12. Обработка, анализ и интерпретация данных

Квалификация аналитика и виды первичных данных. Первоначальная обработка данных. Общие принципы аналитического описания. Транскрипт и выбор единицы анализа текста. Понятие плотного описания. Первичное кодирование. Открытое, осевое и выборочное кодирование. Проверка надёжности данных. Триангуляция.

Методы анализа. Категории и субкатегории. Метод аналитической индукции. Восхождение к теории. Способы теоретизирования в качественном исследовании.
Тема 13. Презентация результатов исследования

Виды представления итогов эмпирического исследования. Устный отчёт. Письменный отчёт. Краткий отчёт (аналитическая записка). Полный отчёт. Видео отчёт. Электронный отчёт. Структура отчёта при фундаментальных и прикладных исследованиях.


Литература по разделу:

Аверьянов Л.Я. Контент-анализ.Учебное пособие. – М.: Кнорус,2009. – 456 с.

Алтунян А.Г. Анализ политических текстов: Учебное пособие. – М.: Логос, 2012.

Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: Учебник для студентов гуманитарных вузов и аспирантов. – 2-е изд. – М.: РУДН, 2008.

Белановский С.А. Глубокое интервью: Учебное пособие. – М.: Никколо-Медиа, 2001.

Белановский С.А. Метод фокус-групп.—М.: Издательство Магистр, 1996.-272 с.

Белл Э., Браймен А. Методы социальных исследований. Группы, организации и бизнес / Пер. с англ. – Х.: Изд-во Гуманитарный Центр, 2012.С. 394-630.

Биографический метод. История. Методология. Практика. М., 1994.

Боришполец К. П. Методы политических исследований. М., 2005.

Квале С. Исследовательское интервью. – М.: Смысл, 2003.

Кун Т. Структура научных революций: Пер. с англ. /Т. Кун; Сост. В.Ю. Кузнецов. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2002.

Липпман У. Общественное мнение /Пер. с англ. Т.В. Барчуновой; Редакторы перевода К.А. Левинсон, К.В. Петренко. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004.

Рождественская Е.Ю. Биографический метод в социологии. М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2012.

Мангейм Дж., Рич Р. Политология. Методы исследования. М.: Весь мир, 1997.

Мертон Р., Фиске М., Кендалл П. Фокусированное интервью.-М.: Институт молодежи, 1991.

Мертон Р. Исследования в области радио- и кинопропаганды // Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006.

Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект. 75 простых правил. М.: ГУ-ВШЭ, Инфра-М, 2001.

Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Методы прикладных социальных исследований. Учебное пособие. Изд.2-е, дополненное. М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, при участии ООО «Норт Медиа», 2008. – 215 с.

Садмен С., Брэдбери Н. Как правильно задавать вопросы: введение в проектирование массовых обследований / Пер. с англ. А.А. Виницкой; Научный редактор перевода Д.М. Рогозин. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2002.

Садмен С., Брэдбери Н., Шварц Н. Как люди отвечают вопросы: применение когнитивного анализа в массовых обследованиях / Пер. с англ. Д.М. Рогозина, М.В. Рассохиной; Под ред. Г.С. Батыгина. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2003.

Семенова В.В. Качественные методы: Введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998.

Теория и методы в современной политической науке: Первая попытка теоретического синтеза / под ред. С.У.Ларсена; Пер. с англ. Е.А.Жуковой. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009.

Федотова Л.Н. Анализ содержания  социологический метод изучения средств массовой коммуникации.  М.: Научный мир, 2001.  214с.

Фокус-группы: Методы, методология, модерирование: Учеб.пособие для студентов вузов / О.Т.Мельникова. – М.: Аспект Песс, 2007. – 320 с.

Шалак В.И. Современный контент-анализ. Приложения в области: политологии, психологии, социологии, культурологи, экономики, рекламы /Россйскаяакад.наук; Ин-т философии. – М.: Омега-Л, 2004. – 272 с.

Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования: учебник. /пер. с польс. Н.В. Морозова – М.: Логос, 2010.

Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности : учеб.пособие. – М.: Омега-Л , 2009.
Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии:

8. Образовательные технологии


Интерпретация текстов, проведение экспресс-исследований и презентация их результатов, групповое обсуждение хода исследований, анализ в группе кейсов, данных исследований, групповые дискуссии по теоретическим и исследовательским вопросам.

Методические рекомендации преподавателю


Курс «Качественные методы политических исследований» студентам направления «Политология» читается на третьем году обучения, начиная со 2-го модуля. При организации работы следует учитывать, что к этому времени студентами уже пройдены курсы социологии, политологии и философии. Поэтому рекомендуется выстраивать курс, опираясь на имеющиеся у них знания (в области гносеологии и теории познания, в области теоретической социологии и политологии, методов социологии и политологии).

Кроме того, рекомендуется выстраивать курс как проблематизирующий представления студента о социальном исследовании (теоретическом и эмпирическом), об устройстве социального мира.

Развитие необходимых будущему профессионалу компетенций предлагается совершать через последовательное вовлечение студента в аналитические процедуры. Для этой цели релевантно использование тщательно подобранных фрагментов классических социологических текстов как отправного пункта, предоставляющего студенту инструменты (теоретические схемы и понятия) для анализа социальной реальности. Организация семинарских занятий должна обязательно включать групповую аналитическую работу по рассмотрению проблемных социальных ситуаций, разбор кейсов, позволяющие студентам демонстрировать и совершенствовать социологические исследовательские навыки (в том числе и социологическое воображение).

Методические указания студентам


При подготовке к лекциям студенту рекомендуется ознакомиться с содержанием соответствующего раздела (главы) основного учебника.

Семинарские занятия являются, с одной стороны, основной формой работы преподавателя со студентами, а с другой - формой контроля самостоятельной работы студентов.



9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1. Тематика заданий текущего контроля

Тематика эссе:

Выбор темы из 25-ти предложенных (Политическая культура, Политическая социализация, Политическое лидерство, Политические элиты, МСУ, Госаппарат, Армия, Политические партии, Лоббизм, Политическое участие, СМИ, НКО, Выборы, Агитация и пропаганда, Депутат, Законодательное Собрание, Национализм, Суд, Политкорректность, Социальный протест, Оппозиция, Национализм, Политические технологии, Избиратели, Бизнес-элита) и направления ее раскрытия («История использования качественных методов при изучении…», «Возможности использования качественных методов при изучении…», «Этические и организационные проблемы использования качественных методов при изучении…», «Надежность информации, полученной с помощью качественных методов, при изучении…»)

Предлагается матрица для выбора, и последующее обсуждение с преподавателем окончательной формулировки.



Примеры тем:

«1. «Политическая культура» + «Возможность использования качественных методов» = «Возможности использования качественных методов при изучении политической культуры;

«14. «Агитация и пропаганда» + «История использования качественных методов» = «История использования качественных методов при изучении агитации и пропаганды»



«21. «Оппозиция» + «Этические проблемы использования качественных методов» = «Этические проблемы использования качественных методов при изучении деятельности оппозиции».
Полуформализованное интервью предусматривает фиксацию длительных и развернутых ответов (с помощью диктофона). Тематика интервью согласовывается с преподавателем. Студент обязан предоставить запись интервью и его расшифровку.

    1. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины





  1. Позитивистская и интерпретативистская парадигмы в социальных науках.

  2. Исследовательские функции качественных методов.

  3. Сферы применения качественных методов

  4. История применения качественных методов в социальных науках.

  5. Теоретические основы стратегии качественного исследования («понимающая социология» М. Вебера, феноменология Щюца, конструктивизм П. Бергера и Т. Лукмана, этнометодология Г. Гарфинкеля, герменевтика)

  6. Особенности постановочного этапа исследования

  7. Наблюдение как научный метод исследования.Виды наблюдения.

  8. Этические проблемы включенного наблюдения.

  9. Интервью. Общая характеристика интервьюирования как метода исследования. Типы интервью.

  10. Профессиональные качества интервьюера.

  11. Методика и техника глубокого интервью.

  12. Метод фокус-групп: принципы организации и проведения, этапы.

  13. Роль модератора в фокус-групповых исследования. Профессиональные и личностные качества хорошего модератора.

  14. Анализ личных документов (письма, автобиографии, дневники). Биографический метод.

  15. Анализ визуальныхдокументов(фотографии, карикатуры и видеоматериалы)

  16. Дискурс-анализ. Анализ политических текстов.

  17. Контент-анализ как количественно-качественный метод. Общая характеристика метода, особенности организации и проведения контент-анализа.

  18. Конверсационный анализ (анализ разговорной речи). Характеристика метода и возможности его применения в политологических исследованиях.

  19. Ивент-анализ (event, анализ события): техника и основные этапы ивент-анализа.

  20. Виды представления итогов эмпирического исследования.

10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

10.1. Базовый учебник


Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 768 с. http://znanium.com/bookread.php?book=394159

10.2. Основная литература


Тезаурус социологии. Книга 2. Методология и методы социологических исследований. Тематический словарь-справочник. М.: Юнити-Дана, 2013. - 416 с.
http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118972

10.3. Дополнительная литература


Аверьянов Л.Я. Контент-анализ.Учебное пособие. – М.: Кнорус, 2009. – 456 с.

Алтунян А.Г. Анализ политических текстов: Учебное пособие. – М.: Логос, 2012.

Белановский С.А. Глубокое интервью: Учебное пособие. – М.: Никколо-Медиа, 2001.Белановский С.А. Метод фокус-групп.—М.: Издательство Магистр, 1996. - 272 с.

Белл Э., Браймен А. Методы социальных исследований. Группы, организации и бизнес / Пер. с англ. – Х.: Изд-во Гуманитарный Центр, 2012. С. 394-630.

Боришполец К. П. Методы политических исследований. М., 2005.

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания.  М.: Медиум, 1995.

Биографический метод. История. Методология. Практика. М., 1994.

Вебер М. Основные социологические понятия // Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 602-636.

Квале С. Исследовательское интервью. – М.: Смысл, 2003.

Липпман У. Общественное мнение /Пер. с англ. Т.В. Барчуновой; Редакторы перевода К.А. Левинсон, К.В. Петренко. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004.

Мертон Р., Фиске М., Кендалл П. Фокусированное интервью.-М.: Институт молодежи, 1991.

Мертон Р. Исследования в области радио- и кинопропаганды // Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006.

Методические подходы политологического исследования и метатеоретические основы политической теории. Комментированное введение / Сост. Н.Конеген, К.Шуберт. М.: РОССПЭН, 2004.

Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект. 75 простых правил. М.: ГУ-ВШЭ, Инфра-М, 2001.

Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Методы прикладных социальных исследований. Учебное пособие. Изд.2-е, дополненное. М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, при участии ООО «Норт Медиа», 2008. – 215 с.

Олейник А.Н. Тюремная субкультура. – М.: Инфра-М, 2001.

Политический дискурс: методы анализа тематической структуры и метафорики / Баранов А.Н., Михайлов О.В., Сатаров Г.А., Шипова Е.А. – М.: Фонд ИНДЕМ, 2004. – 94 с.

Рождественская Е.Ю. Биографический метод в социологии. М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2012.

Мангейм Дж., Рич Р. Политология. Методы исследования. М.: Весь мир, 1997.

Садмен С., Брэдбери Н. Как правильно задавать вопросы: введение в проектирование массовых обследований / Пер. с англ. А.А. Виницкой; Научный редактор перевода Д.М. Рогозин. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2002.

Садмен С., Брэдбери Н., Шварц Н. Как люди отвечают вопросы: применение когнитивного анализа в массовых обследованиях / Пер. с англ. Д.М. Рогозина, М.В. Рассохиной; Под ред. Г.С. Батыгина. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2003.

Страусс А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники /Пер. с англ. и послесловие Т.С.Васильевой. – М.:Эдиториал УРСС, 2001. – 256 с.

Теория и методы в современной политической науке: Первая попытка теоретического синтеза / под ред. С.У.Ларсена; Пер. с англ. Е.А.Жуковой. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009.

Тичер С., Мейер М., Водак Р., Ветер Е. Методы анализа текста и дискурса / Пер. с англ. – Х.: Издательство Гуманитарный Центр, 2009. – 356 с.

Федотова Л.Н. Анализ содержания  социологический метод изучения средств массовой коммуникации.  М.: Научный мир, 2001.  214с.

Фокус-группы: Методы, методология, модерирование: Учеб.пособие для студентов вузов / О.Т.Мельникова. – М.: Аспект Песс, 2007. – 320 с.

Шалак В.И. Современный контент-анализ. Приложения в области: политологии, психологии, социологии, культурологи, экономики, рекламы /Россйскаяакад.наук; Ин-т философии. – М.: Омега-Л, 2004. – 272 с.

Шюц А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феномелогической социологии. – М.: Институт фонда «Общественное мнение», 2003.


10.4. Справочники, словари, энциклопедии


Большой толковый социологический словарь (Collinsdictionaryofsociology) / сост. Дэвид Джери; Джулия Джери / Пер. с англ. В 2-х т. – М.: Вече, АСТ, 2001.

Современная западная социология: Словарь. М.: Политздат, 1990.


10.5. Программные средства


Для успешного освоения дисциплины, студент использует следующие программные средства:

MS OfficeWord (или любую другую взаимозаменяемую программу для создания и чтения текстов);



IE (или любой другой интернет-браузер).

10.6. Дистанционная поддержка дисциплины


Дистанционная поддержка дисциплины осуществляется при помощи LearningManagementSystem(LMS).


11. Материально-техническое обеспечение дисциплины


Проектор и ноутбук для чтения лекций и демонстрации проектов на семинарах.






Даже в раю у тебя будут соседи. «Пшекруй»
ещё >>