Программа дисциплины История русской литературы. Ч. II. Русская литература XIX века - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Литература и русская история XIX века 1 68.5kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление: 050300. 1 227.91kb.
Программа дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (ч. 1 274.44kb.
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) 2 525.41kb.
Сочинение по лирике А. С. Пушкина. 11. Роман А. С. Пушкина «Евгений... 1 92.58kb.
Программа курса история отечественной литературы 7 1105.66kb.
Интерпретация русской литературы XIX века в творчестве в. Набокова 1 339.86kb.
Программа дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (ч. 1 272.85kb.
Диссертация: «Тема детства в английской оде XVII-XIX вв.». Научные... 1 58.03kb.
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 10-ом классе 1 173.94kb.
Вопросы к зачету для студентов филфака в/о по курсу «История русской... 7 1354.65kb.
Пояснительная записка литература базовая учебная дисциплина, формирующая... 1 414.84kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа дисциплины История русской литературы. Ч. II. Русская литература XIX века - страница №1/1



Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет филологии



Программа дисциплины

История русской литературы.

Ч. II. Русская литература XIX века.



для направления 032700.62 «Филология» подготовки бакалавра


Автор программы:


Лямина Е.Э., канд. филол. н., проф., catherine.lyamina@gmail.com

Немзер А.С., канд. филол. н., ординарный профессор nemzeras@gmail.com

Осповат А.Л., профессор alex.ospovat@gmail.com

Пенская Е.Н., д. филол. н., профессор e.penskaya@gmail.com

Одобрена на заседании кафедры [Введите название кафедры] «___»____________ 20 г

Зав. кафедрой [Введите И.О. Фамилия]


Рекомендована секцией УМС [Введите название секции УМС] «___»____________ 20 г

Председатель [Введите И.О. Фамилия]


Утверждена УС факультета [Введите название факультета] «___»_____________20 г.

Ученый секретарь [Введите И.О. Фамилия] ________________________ [подпись]

Москва, 2013
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1 Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700.62 «Филология», изучающих дисциплину «История русской литературы. Ч. II. Русская литература XIX века». Программа разработана в соответствии с:

стандартом НИУ-ВШЭ по направлению подготовки 032700.62 «Филология»

рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 032700.62 «Филология», утвержденным в 2012 г.



2 Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «История русской литературы. Ч. II. Русская литература XIX века»:

- формирование у студентов навыков ориентации в историко-литературном процессе, анализа литературных явлений на социокультурном, историческом, историко-политическом фоне;

- знакомство студентов с ключевыми тенденциями, событиями, фигурами и текстами русской литературы XIX века, с методологическими подходами к ее изучению, с ее эволюцией;

- развитие у студентов навыков анализа текстов прошлого при помощи разнообразного филологического инструментария, применяемого гибко и корректно;

- подготовка к профессиональной деятельности, в том числе закрепление навыков самостоятельной исследовательской работы.



3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:



Знать:

- персональный состав русской литературы XIX в. и важнейшие сочинения, составившие по мере развития словесности национальный канон;

- базовые черты «русского XIX века», исторические и социокультурные, и их динамику в различные периоды столетия;

- судьбу важнейших произведений XIX в. (и их авторов) в критике и литературной полемике;

- наиболее существенные литературные школы, общества и кружки.

Уметь:

- проецировать тексты периода на русский и западноевропейский литературный и исторический фон и претекст;

- сопоставлять тексты в рамках жанра (нескольких жанров) и видеть их модификации:

- различать биографические контексты, значимые для понимания того или иного текста (серии текстов).



Иметь навыки (приобрести опыт):

- полифокусного анализа текстов XIX в.;

- отслеживания динамики развития литературы.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:


Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной

СК-Б1

Демонстрирует знание основных фактов и тенденций развития русской литературы XIХ в., интерпретирует их с учетом исследовательской традиции

Интерактивные лекции

Дискуссии на семинарских занятиях



Способен решать проблемы в профессиональной деятельности на основе анализа и синтеза

СК-Б4

Различает в литературном (паралитературном) тексте русской литературы XIХ в. «темные места», оценивает объем и содержание исследовательской литературы по проблеме, обозначает возможные поля научного поиска, формулирует свою гипотезу

Интерактивные лекции

Самостоятельная работа (подготовка к семинарам, изучение библиографии)



Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода)

СК-Б6

Распознает в текстах русского XIX в. основные тенденции литературного развития, оценивает степень и специфику их проявленности, привлекает научную литературу, ориентируется в лакунарности/полноте представленной в ней информации

Дискуссии на семинарах

Самостоятельная работа (подготовка к семинарам, подготовка рефератов, эссе).



Способен редактировать и комментировать научную и художественную литературу

ИК-Б.1.1

ред., 2-3/Б.7.2



Владеет базовыми приемами историко-литературного, социокультурного и реального комментирования текстов русского XIX в.

Самостоятельные работы (эссе, контрольные, рефераты)

Дискуссии на семинарах



4 Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к базовой части профессионального цикла дисциплин базового учебного плана.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

- Правила чтения: техники понимания и интерпретации литературных текстов. Ключевые тексты русской литературы XIX и XX веков;

- История. Часть II. История России в компаративной перспективе;

- Теория литературы;

- Русская словесность допетровского времени.

- История русской литературы. Ч. I. Русская литература XVIII века.

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

Знание:


- основных исторических событий русской истории и их базовых трактовок (историографии) в объеме соответствующих прослушанных курсов;

- компаративной перспективы в освещении русской истории и словесности;

- динамики развития русской словесности допетровского периода и XVIII в., системы жанров и ее трансформаций;

- важнейших подходов к интерпретации литературных текстов.

Способность к структурированию информации, встраивания новых данных в уже намеченную историко-литературную перспективу.
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

- История русской литературы (Ч. III. Русская литература XX века);

- Ряда курсов в рамках основной концентрации «Русская литература и культура»;

- Научно-исследовательский семинар;

- Курсовая работа.

5 Тематический план учебной дисциплины







Название раздела/темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семи-

нары


1

Литература 1790-х – первой половины 1820-х гг.

22

6

6

10

2

Творчество А.С. Пушкина

26

6

8

12

3

Поэзия 1820-1830-х гг.

20

4

6

10

4

Творчество Н. В. Гоголя и литература конца 1840-х гг.

16

4

4

8

5

Проза и драматургия 1850-70-х гг.

24

6

8

10

6

Творчество Ф. М. Достоевского

20

4

4

12

7

Поэзия второй половины XIX в.

18

4

4

10

8

Творчество Л.Н. Толстого

20

4

6

10

9

Творчество А.П. Чехова

20

4

6

10







180

40

48

92




  1. Формы контроля знаний студентов





Тип контроля

Форма контроля

3 год

Параметры **




1

2

3

4






















Эссе

*




*




Письменная домашняя работа




Реферат



















Коллоквиум




*







Устный, по заблаговременно предоставленным вопросам




Итоговый

Экзамен

4 модуль

Устный, 45 минут



    1. Критерии оценки знаний, навыков


Экзамен: Студент должен показать знание «фактуры текста», историко-литературного фона, умение применять к тексту приобретенные в ходе курса сведения и перспективы.


  1. Содержание дисциплины



Раздел 1. Литература 1790-х - первой половины 1820-х гг. (3 лекции, 3 семинара)

Поздняя поэзия Г. Р. Державина (трансформация одической поэтики). Стилистическая реформа Н. М. Карамзина. Споры о языке («архаисты» и «карамзинисты»). Проза Карамзина: внутрижанровая дифференциация и эволюция. Значение поэтики Карамзина для становления «элегической школы». Лирика В. А. Жуковского: элегии, песни и романсы, послания (жанровая диффузия). Баллады Жуковского: типология сюжетов, баллады и лирика, баллады и поздний эпос Жуковского; баллады и романтическая проза. Поэзия К. Н. Батюшкова: элегии, антологическая лирика. Батюшков и Жуковский. Особая позиция И. А. Крылова в литературной ситуации 1810-1820-х гг. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»: общественно-политический и литературный контекст.


Количество часов аудиторной работы – 12 (6 часов лекций + 6 часов семинаров).
Источники и научная литература к разделу:
Источники:

Г. Р. Державин. На счастие; На коварство Французского возмущения и в честь князя Пожарского; На панихиду Людовика XVI; К первому Соседу; Водопад; Прогулка в Сарском Селе; Мой истукан; На взятие Варшавы; Памятник; Похвала сельской жизни; На возвращение графа Зубова из Персии; На переход Альпийских гор; Снигирь; Фонарь; Ко второму соседу; Гром; Евгению, Жизнь Званская; Лебедь; Приношение Красавицам; Развалины; Арфа; Цыганская пляска; Философы пьяный и трезвый; Кружка; Похвала комару; Привратнику; <Последние стихи> // Державин Г. Р. Сочинения. СПб., 2002 (Новая библиотека поэта; Большая серия).

Н. М. Карамзин. Поэзия: Граф Гваринос; Осень; Раиса; Песнь мира; Послание к Дмитриеву; Послание к Александру Алексеевичу Плещееву; Илья Муромец; Послание к женщинам; На смерть князя Г. Хованского; К бедному поэту; Опытная Соломонова мудрость; Протей, или Несогласия стихотворца; Меланхолия // Карамзин Н. М. Полн. собр. стихотворений. Л., 1966 (Библиотека поэта, Большая серия, 2-е изд.; вступит. ст. Ю. М. Лотмана); Проза: Бедная Лиза; Наталья, боярская дочь; Остров Борнгольм; Сиерра-Морена; Мелодор к Филалету, Филалет к Мелодору; Моя исповедь; Марфа-посадница, или Покорение Новагорода; Отчего в России мало авторских талантов?; Что нужно автору?; О книжной торговле и любви ко чтению в России (любое авторитетное издание).

И. А. Крылов. Басни (любое авторитетное издание).

А. С. Грибоедов. Горе от ума // Грибоедов А. С. Полн. собр. соч.: В 3 т. СПб., 1995. Т. 1 (или любое другое авторитетное издание).

В. А. Жуковский. Сельское кладбище (1802); Вечер; К Филалету; Путешественник, Желание; Певец (1811); Певец во стане русских воинов; Теон и Эсхин; Славянка; Весеннее чувство; Невыразимое; Тленность; Лалла Рук; Я Музу юную, бывало..; Ночной смотр; Баллады: Людмила; Кассандра; Светлана; Баллада, в которой описывается, как одна старушка ехала на черном коне вдвоем и кто сидел впереди; Алина и Альсим; Ахилл; Эолова арфа; Рыбак; Рыцарь Тогенбург; Лесной царь; Граф Гапсбургский; Замок Смальгольм, или Иванов вечер; Торжество победителей; Кубок; Жалоба Цереры; Алонзо; Ленора; Повести в стихах, сказки: Шильонский узник; Сказка о царе Берендее...; Две были и еще одна // Жуковский В. А. Полн. собр. соч. и писем: В 20 т. М., 1999 -- … Т. 1-4 (или любое другое авторитетное издание).

К. Н. Батюшков. Опыты в стихах и прозе (ч. II, Стихи); Видение на брегах Леты; <Из греческой антологии>; «Ты пробуждаешься, о Байя, из гробницы...»; «Ты знаешь, что изрек...» // Батюшков К. Н. Соч.: В 2 т. М., 1989. Т. 1.
Научная литература:

Ю. М. Лотман. Сотворение Карамзина (любое издание).

Н. И. Мордовченко. Русская критика первой четверти XIX века. М., Л., 1959 (Введение, гл. I-III).

Ю. М. Лотман, Б. А. Успенский. Споры о языке в начале XIX века как факт русской культуры // Лотман Ю. М. История и типология русской культуры. СПб., 2002.

В. Э. Вацуро. Лирика пушкинской поры: «Элегическая школа». СПб., 1994.

Ю. Н. Тынянов. Архаисты и Пушкин; Сюжет «Горя от ума» // Тынянов Ю. Н. Пушкин и его современники. М., 1969.

Раздел 2. Творчество А. С. Пушкина (3 лекции, 4 семинара).

Единство и эволюция поэтической системы. «Классицизм» (ориентация на образцы) Пушкина. «Конспективность» пушкинских сочинений. Роль «больших форм». Взаимодействие лирики и поэм. Многовекторность литературной стратегии Пушкина на всех этапах творческой эволюции. Синкретический характер поэм и драматургии. Особое место романа в стихах «Евгений Онегин» (длительность работы над текстом как смыслообразующий фактор; принцип противоречий; автор и герои; литература и реальность). Поэзия и проза. Проза Пушкина и проза 1820-30-х гг. (нравоописательный роман; исторический роман; светская повесть). Стилевые, жанровые, сюжетные особенности пушкинской прозы; ее эволюция. Стилизация и пародия в прозе Пушкина. История и современность в прозе Пушкина.


Количество часов аудиторной работы – 14 (6 часов лекций + 8 часов семинаров).
Источники и научная литература к разделу:
Источники:

А. С. Пушкин. Стихотворения; Сказки; Поэмы: Руслан и Людмила; Кавказский пленник; Братья разбойники; Бахчисарайский фонтан; Цыганы; Граф Нулин; Полтава; Тазит; Домик в Коломне, Езерский; Анджело; Медный всадник; Евгений Онегин; Драматургия: Борис Годунов; Скупой рыцарь; Моцарт и Сальери; Каменный гость; Пир во время чумы; Сцены из рыцарских времен; Проза: Арап Петра Великого; Повести <…> Белкина; Пиковая дама; Дубровский; Египетские ночи; Капитанская дочка; Путешествие в Арзрум…; История Пугачева // Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: В 10 т. Л., 1977-1979.

А. А. Бестужев (Марлинский). Испытание; Вечер на Кавказских водах; Страшное гаданье; Фрегат «Надежда»; Аммалат-бек // Бестужев-Марлинский А.А. Соч.: В 2 т. М., 1981. Т. 1-2 (или другие авторитетные издания).

Ф. В. Булгарин. Иван Иванович Выжигин // Булгарин Ф. Соч. М., 1990 или Булгарин Ф. Иван Выжигин. М., 2002.

М. Н. Загоскин. Юрий Милославский, или Русские в 1612 году // Загоскин М. Н. Соч.: В 2 т. М., 1987. Т. 1 / Вступит. ст. и комментарии А. М. Пескова.
Научная литература:

Ю. Н. Тынянов. Пушкин // Тынянов Ю. Н. Пушкин и его современники. М., 1969.

Ю. М. Лотман. К структуре диалогического текста в поэмах Пушкина (Проблема авторских примечаний к тексту); Идейная структура поэмы Пушкина «Анджело»; Посвящение «Полтавы» (Адресат, текст, функция); Опыт реконструкции пушкинского сюжета об Иисусе; Роман в стихах Пушкина «Евгений Онегин»: Спецкурс. Вводные лекции в изучение текста // Лотман Ю. М. Пушкин. СПб., 1995 (есть переиздания).

В. Э. Вацуро. «Пророк»; Поэтический манифест Пушкина; «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» // Вацуро В. Э. Записки комментатора. СПб., 1994.

В. Э. Вацуро. «К вельможе»; «Сказка о золотом петушке» (Опыт анализа сюжетной семантики) // Вацуро В. Э. Пушкинская пора. СПб., 2000.

Л. С. Флейшман. Поэзия как проза: нарратор в пушкинской «Полтаве» // Флейшман Л. От Пушкина к Пастернаку: Избранные работы по поэтике и истории русской литературы. М., 2006.

Л.В. Пумпянский. «Медный всадник» и поэтическая традиция XVIII века // Пумпянский Л.В. Классическая традиция: Собр. трудов по истории русской литературы. М., 2000.

Е. А. Тоддес. К изучению «Медного всадника» // Пушкинский сборник. Рига, 1968.

О. А. Проскурин. Поэзия Пушкина, или Подвижный палимпсест. М., 1999.

В. Шмид. Проза Пушкина в поэтическом прочтении. Изд.2-е (СПб., 2013). Ч. II-III.

Литературу о Пушкине можно найти по адресу: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=10358

Раздел 3. Поэзия 1820-1830-х гг. (2 лекции, 3 семинара).

«Поэтический (пушкинский) период» русской литературы и его кризис на рубеже 1820-30-х гг. Поэзия Е. А. Баратынского: трансформация элегии, антологической лирики, романтической поэмы. Баратынский и Пушкин. «Проза» в поэзии Баратынского. Поэзия Ф. И. Тютчева. Архаистические корни и переосмысление поэтики «элегической школы». Судьба традиционных жанров в поэзии Тютчева («фрагментаризация»); «стихотворения на случай». Поэзия М. Ю. Лермонтова: устойчивость основных мотивов и приемов; освоение пушкинской поэтики и борьба с Пушкиным. Английский опыт в поэзии Лермонтова. Лермонтовская трансформация романтической поэмы, элегии, баллады, стихов на случай. Специфика лермонтовского историзма. Стихи и проза Лермонтова. Поэтические принципы построения романа «Герой нашего времени» (композиция и мозаика жанров; проблема «автор, повествователь, герой»; символика).


Количество часов аудиторной работы – 10 (4 часа лекций + 6 часов семинаров).
Источники и научная литература к разделу:
Источники:
Е. А. Баратынский. Стихотворения: Финляндия; «Напрасно мы, Дельвиг, мечтаем найти…»; Разуверение; Падение листьев; «Притворной нежности не требуй от меня…»; Богдановичу; «Не бойся едких осуждений…»; Последняя смерть; «Судьбой наложенные цепи…»; Смерть; «Мой дар убог, и голос мой не громок…»; «Чудный град порой сольется…»; «Не ослеплен я музою моею…»; «Порою ласковую фею…»; «Бывало, отрок, звонким кликом…»; «К чему невольнику мечтания свободы…»; «Наслаждайтесь: все проходит…»; «Болящий дух врачует песнопенье…»; «Своенравное прозванье…»; «Весна, весна! Как воздух чист!..»; На смерть Гете; Запустение; Князю Петру Андреевичу Вяземскому; Последний поэт; Недоносок; Бокал; Осень; «Сначала мысль воплощена…»; «Толпе тревожный день приветен, но страшна…»; «Благословен святое возвестивший!..»; «Были бури, непогоды…»; «Еще, как патриарх, не древен я; моей…»; «На что вы дни! Юдольный мир явленья…»; «Все мысль да мысль! Художник бедный слова!..»; Рифма; «Предрассудок! он обломок…»; «Что за звуки? Мимоходом…»; Ахилл; Скульптор; «Здравствуй, отрок сладкогласный!..»; «Когда твой голос, о поэт…»; На посев леса; «Небо Италии, небо Торквата…»; Пироскаф; Дядьке-итальянцу; Поэмы: Эда; Бал // Баратынский Е. А. Полн. собр. стихотворений. Л., 1989 (Библиотека поэта, Большая серия; 3-е изд.)

Ф. И. Тютчев. 14 декабря 1825; «Еще шумел веселый день…»; «Здесь, где так вяло свод небесный…»; Безумие; «Песок сыпучий по колени…»; Mal’aria; Цицерон; «Как над горячею золой…»; Silentium!; «Я лютеран люблю богослуженье…»; «Я помню время золотое…»; Сон на море; «Как сладко дремлет сад темно-зеленый…»; «В душном воздухе молчанье…»; «Вечер мглистый и ненастный…»; «Тени сизые смесились…»; «Душа моя – Элизиум теней…»; «О чем ты воешь, ветр ночной…»; «Не то, что мните вы, природа…»; «Люблю глаза твои, мой друг…»; 1 декабря 1837; «Давно, давно ль, о Юг блаженный…»; «Глядел я, стоя над Невой…»; «Еще томлюсь тоской желаний..», «Итак, опять увиделся я с вами…»; Наполеон; «Тихой ночью, поздним летом…»; Два голоса; «Есть в осени первоначальной…»; «Она сидела на полу…»; «О, этот Юг, о эта Ницца!..»; «Весь день она лежала в забытьи…»; Накануне годовщины 4 августа 1864; «Природа – сфинкс. И тем она верней…»; «К.Б.»; «Брат, столько лет, сопутствовавший мне…» //

Тютчев Ф.И. Полн. собр. стихотворений. Л., 1987 (или любое другое авторитетное издание.)

М. Ю. Лермонтов. Стихотворения: Русская мелодия («В уме своем я создал мир иной…»), Мой демон; Еврейская мелодия («Я видал иногда, как ночная звезда…»); 1831-го, июня 11 дня; Чаша жизни; Небо и звезды; Ангел; «Я не люблю тебя – страстей…»; «Нет, я не Байрон, я другой…»; «Я жить хочу! Хочу печали…»; Парус; Русалка; Умирающий гладиатор; Еврейская мелодия («Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!..»); В альбом; Смерть поэта – далее все; Поэмы: Исповедь; Боярин Орша; Тамбовская казначейша; Песня про царя Ивана Васильевича…; Беглец; Демон; Мцыри; Сказка для детей // Лермонтов М. Ю. Полн. собр. стихотворений: В 2 т. Л., 1989. Т.1-2. (Библиотека поэта, Большая серия; 3-е изд.); Проза: Герой нашего времени; Ашик-Кериб; <Штосс> (любое авторитетное издание).
Научная литература:

А. М. Песков. Взгляд на жизнь и сочинения Боратынского // Летопись жизни и творчества Е. А. Боратынского. М., 1998.

Л.В. Пумпянский. Поэзия Ф.И. Тютчева // Пумпянский Л.В. Классическая традиция: Собр. трудов по истории русской литературы. М., 2000.

Б. М. Эйхенбаум. Лермонтов: Опыт историко-литературной оценки // Эйхенбаум Ю. О литературе: Работы разных лет. М., 1987.

В. Э. Вацуро. Лермонтов и Марлинский; М. Ю. Лермонтов <и фольклор>; Последняя повесть Лермонтова; Чужое «я» в лермонтовском творчестве; Художественная проблематика Лермонтова // Вацуро В. О Лермонтове. М., 2008.

Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. М., 1976. Другое издание: Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. М., 1995.

Раздел 4. Творчество Н. В. Гоголя и литература конца 1840-х гг. (2 лекции, 2 семинара).

Гоголевские сборники повестей как смысловые единства. Фольклорные и литературные традиции. Эклектизм и контраст в стиле Гоголя. Проблема гоголевской фантастики. Эпическое (поэтическое) прошлое и абсурдно-прозаическое настоящее; апокалиптические мотивы. Эстетизм и социально-религиозная функция искусства. Петербург и Россия; формирование «петербургского мифа» и «мифа о России». Символический и социально-политический планы комедии «Ревизор». «Мертвые души»: жанр, композиция, литературные традиции, проблема героя, проблема автора, прагматика текста. Переосмысление эстетики Гоголя «натуральной школой». Значение Гоголя и Лермонтова для русской литературы второй половины XIX века.


Количество часов аудиторной работы – 8 (4 часа лекций + 4 часа семинаров).
Источники и научная литература к разделу:
Источники:

Н. В. Гоголь. Вечера на хуторе близ Диканьки (8 рассказов); Миргород (4 повести); Невский проспект; Записки сумасшедшего; Портрет (две редакции); Нос; Коляска; Ревизор; Женитьба; Игроки; Мертвые души; сохранившиеся главы второго тома «Мертвых душ» // Гоголь Н. В. Полн. собр. соч. и писем: В 23 т. М., 2001 - . Вышли тт. 1 («Вечера на хуторе…), 3 («Арабески» - «Невский проспект», первая ред. «Портрета», «Записки сумасшедшего»), 4 («Ревизор»), 7 («Мертвые души»; комментарий – кн. 2); остальное – по любым другим авторитетным изданиям.

А. И. Герцен. Кто виноват? (любое авторитетное издание)

А. В. Дружинин. Полинька Сакс // Дружинин А. В. Повести. Дневник. М., 1986.
Научная литература:

Гиппиус В. Гоголь. Зеньковский В. Н. В. Гоголь. СПб., 1994.

Ю. В. Манн. Поэтика Гоголя // Манн Ю. В. Творчество Гоголя: Смысл и форма. СПб., 2007 (см. также ранние издания книги «Поэтика Гоголя»).

М. Вайскопф. Сюжет Гоголя: Морфология. Идеология. Контекст. М., 2002.

Раздел 5. Проза и драматургия 1850-70-х гг. (3 лекции, 4 семинара).

Единство и эволюция художественного мира И. С. Тургенева. «Поэтическая» составляющая прозы Тургенева. «Натуральность» и «поэзия» (социальная конкретика и вечные темы) в «Записках охотника». Формирование проблемного романа и проблемного героя. Повесть и роман в художественном мире Тургенева. Поздняя новеллистика и «Стихотворения в прозе». Тургенев как центральная фигура литературы второй половины XIX в. Романная трилогия И. А. Гончарова: опыт «натуральной школы» и его преодоление; противостояние поэтических систем Гончарова и Тургенева. Эволюция драматургии А. Н. Островского. Бытописание; актуальные социально-политические мотивы и устойчивость русской жизни; переосмысление традиционных драматургических жанров и литературных сюжетов; тематическое и жанровое разнообразие пьес Островского; театр и театральность как мотивы и структурообразующие принципы поэтики Островского. Трилогия А. В. Сухово-Кобылина. Реакция литератров-разночинцев на проблемную литературу «тургеневского» типа. Дискредитация «дворянского героя» и поиски «новых типов». Проблема «человек и среда». Эстетика очерка и преодоление традиционных форм повести и романа. Экспериментальная поэтика и социальная прагматика романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?». «Документальный» генезис прозы Н. С. Лескова (физиологический очерк, памфлет, фиксация «анекдота», «случая», «легенды»). Многообразие социокультурных типов и сюжетов в прозе Лескова. Поиски идеала и иронический скептицизм. Проблема рассказчика и сказа. Неудачи в «больших формах» и отказ от них; циклизация «малых форм». Сходные тенденции в прозе М.Е. Салтыкова-Щедрина.


Количество часов аудиторной работы – 14 (6 часов лекций + 8 часа семинаров).
Источники и научная литература к разделу:
Источники:

И. С. Тургенев. Записки охотника; Ася; Дворянское гнездо; Довольно; Стихотворения в прозе (все обязательно). Собака; Стук…стук…стук; Рассказ о. Алексея; Песнь торжествующей любви; После смерти (Клара Милич) (2 произведения по выбору) // Тургенев И.С. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. М., 1978-1988.

И. А. Гончаров. Обыкновенная история; Обрыв // Гончаров И. А. Собр. соч.: В 8 т. М., 1978-1980.

Н. Г. Помяловский. Мещанское счастье; Молотов (любое издание).

Н. Г. Чернышеский. Что делать? Л., 1975.

В. А. Слепцов. Трудное время (любое издание).

А. Н. Островский. Бедность не порок; Доходное место; На всякого мудреца довольно простоты; Горячее сердце; Лес (все обязательно). Последняя жертва; Правда хорошо, а счастье лучше; Бесприданница; Таланты и поклонники; Без вины виноватые (2 пьесы по выбору) // Островский А. Н. Собр. соч.: В 12 т. М., 1973-1980.

А. В. Сухово-Кобылин. Картины прошедшего. Л., 1989.

Н. С. Лесков. Леди Макбет Мценского уезда; Запечатленный ангел. Очарованный странник; Сказ о тульском косом левше…»; На краю света // Лесков Н. С. Собр. соч.: В 11 т. М., 1956-58; Лесков Н. С. Собр. соч.: В 12 т. М., 1989.
Научная литература:

Л. Гинзбург. О психологической прозе. Л., 1977.

Л. М. Лотман. И. А. Гончаров; // История русской литературы: В 4 т. Л., 1982. Т. 3.

А. Чудаков. Тургенев: повествование – предметный мир – герой – сюжет // Чудаков А. Слово – вещь – мир. От Пушкина до Толстого. М., 1992

Л. В. Пумпянский. Статьи о Тургеневе // Пумпянский Л. В. Классическая традиция: собрание трудов по истории русской литературы. М., 2000.

В. Н. Топоров. Странный Тургенев (Четыре главы). М., 1998.

Ю. В. Манн. Тургенев и другие. М., 2008 (раздел I. Тургенев).

А. И. Журавлева. Островский – комедиограф. М., 1981.

И. Паперно. Николай Чернышевский: Человек эпохи реализма. М., 1996.

Т. И. Печерская. Разночинцы шестидесятых годов XIX века. Феномен самосознания в аспекте филологической герменевтики. Новосибирск, 1999.

В. Сажин. Книги горькой правды. Н. Г. Помяловский «Очерки бурсы». Ф. М. Решетников «Подлиповцы». В. А. Слепцов «Трудное время». М., 1989.

Раздел 6. Творчество Ф. М. Достоевского (2 лекции, 2 семинара).

Оппозиция «Пушкин – Гоголь» в романе «Бедные люди» и ее значение для творчества Достоевского. Революционно-тюремный опыт и его преломление в прозе Достоевского 1860-70-х гг. Фантастический реализм. Литературные традиции и их полемическое переосмысление. «Чужое слово» и «чужое сознание» в прозе Достоевского. Проблема свободы личности. Проблема мирового зла и оправдания мира. Ограниченность «идеологической» и «психологической» трактовок личности; невозможность «последнего слова» о герое. «Записки из подполья» как зерно «идеологических романов». Сюжетосложение и жанровые особенности романов Достоевского. Злободневность тематики и мифопоэтическая структура повествования. Утопизм и его критика. Открытость финалов Достоевского.


Количество часов аудиторной работы – 8 (4 часа лекций + 4 часа семинаров).
Источники и научная литература к разделу:
Источники:

Ф. М. Достоевский. Бедные люди; Записки из подполья; Идиот; Бесы // Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л., 1972 – 1990.
Научная литература:

М. М. Бахтин. Проблемы поэтики Достоевского (любое издание)

П. М. Бицилли. Почему Достоевский не написал «Жития великого грешника» // Бицилли П. М. Трагедия русской культуры. М., 2000.

В. В. Виноградов. Школа сентиментального натурализма (Роман Достоевского «Бедные люди» на фоне литературной эволюции 40-х годов) // Виноградов В. В. Избр. труды. Поэтика русской литературы. М., 1976.

А. С. Долинин. Достоевский и другие: Статьи и исследования о русской классической литературе. Л., 1989 (раздел «Достоевский»).

К. В. Мочульский. Достоевский: Жизнь и творчество // Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995.

Скафтымов А. П. Тематическая композиция романа «Идиот» // Скафтымов А. П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972.

В. Н. Топоров. О структуре романа Достоевского в связи с архаическими схемами мифологического мышления («Преступление и наказание») // Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. М., 1995.

А. Чудаков. «Внешнее» Достоевского // Чудаков А. Слово – вещь – мир. От Пушкина до Толстого. М., 1992
Раздел 7. Поэзия второй половины XIX века (2 лекции, 2 семинара).

Оппозиция «поэзия – проза» в истории русской литературы. Кризис «пушкинского канона» и «возрождение» поэзии в начале 1850-х гг. Пушкинская «гармония» и лермонтовская эмоциональная рефлективность как ориентиры поэзии второй половины XIX в. «Прозаизация» лирики и «пародийное» переосмыление традиционных жанров в поэзии Н. А. Некрасова. Конфликт самодостаточной и «утилитарной» поэзии у Некрасова. Урбанизм Некрасова; «фольклорное» слово в поэзии Некрасова. Лирика и эпос в поэзии Некрасова; дифференциация и эволюция некрасовской поэмы. Проблемы присутствия «позднего романтизма», «бидермайера», «парнаса» в русской поэзии. Варианты «маргинализации» поэзии в «прозаическую» эпоху. Тютчев как мнимый наследник «пушкинской эпохи». Лирическая доминанта поэзии А. А. Фета. «Классические» и «романтические» ориентиры поэзии Фета; ее жанровая размытость. Пейзаж, психологический конфликт, метафизические и метапоэтические темы у Фета. Расширение словаря и метрического репертуара у Фета. Фет и Некрасов. Традиционализм и «современность» в лирике Я. П. Полонского. Декларативный эстетизм и прозаизация стиха у А. Н. Майкова; описательность и «тематизм» поэзии Майкова. Эстетика и поэтика А. К. Толстого; взаимодействие лирики и баллады; установка на сохранение и практическое переосмысление принципов «классической» свободной поэзии. Пародия, стилизация, игра у А. К.Толстого. Значение поэзии второй половины XIX в. для становления русского модернизма.


Количество часов аудиторной работы – 8 (4 часа лекций + 4 часа семинаров).
Источники и научная литература к разделу:
Источники:

Н. А. Некрасов. Стихотворения: В дороге; «Стишки! стишки! давно ль и я был гений?»; «Когда из мрака заблужденья…»; Перед дождем; «Я за то глубоко презираю себя…»; Тройка; Родина; «Еду ли ночью по улице темной…»; «Вчерашний день, часу в шестом…»; «Я не люблю иронии твоей…»; На улице; «Мы с тобой бестолковые люди…»; «Блажен незлобивый поэт…»; Застенчивость; Деревня; Несжатая полоса; «Давно – отвергнутый тобою…»; Извозчик; Влас; «Праздник жизни – молодости годы…»; Последние элегии; Забытая деревня; «Замолкни, Муза мести и печали…»; Поэт и гражданин; «Внимая ужасам войны…»; «Я посетил твое кладбище…»; Школьник; Убогая и нарядная; «Стихи мои! Свидетели живые…»; «В столицах шум, гремят витии…»; Размышление у парадного подъезда; «Ночь. Успели мы всем насладиться…»; Песня Еремушке; «Что ты, сердце мое, расходилося?..»; Деревенские новости; На смерть Шевченко; Похороны; Крестьянские дети; «Что ни год – уменьшаются силы…»; Рыцарь на час; «Литература с трескучими фразами…»; Зеленый шум; «Надрывается сердце от муки…»; Орина, мать солдатская; Железная дорога; О погоде; Балет; «У людей-то в дому – чистота, лепота…»; «Зачем меня на части рвете…»; Эй, Иван!; «Не рыдай так безумно над ним…»; «Душно! без счастья и воли…»; Утро; «Смолкли честные, доблестно павшие…»; Элегия («Пускай нам говорит изменчивая мода…»); Пророк; Как празднуют трусу; «Скоро стану добычею тленья…»; Музе; Приговор; Баюшки-баю; «Скоро – приметы мои хороши…»; «О Муза! я у двери гроба». Поэмы: Тишина. Мороз, красный нос // Некрасов Н. А. Полн. собр. соч.: В 15 т. Л. (СПб.), 1981-2000.

А. А. Фет. «Я пришел к тебе с приветом…»; «Облаком волнистым…»; «Шепот, робкое дыханье…»; «Ласточки пропали…»; Степь вечером; «Прозвучало над ясной рекою…»; «На стоге сена ночью южной…»; «Уноси мое сердце в звенящую даль…»; «В дымке-невидимке…»; «Ты отстрадала, я еще страдаю…»; Alter ego; «Не тем, Господь, могуч, непостижим…»; «Далекий друг, пойми мои рыданья…»; «Дул ветер. Плакала трава…»; «Только в мире и есть, что тенистый…»; «Учись у них – у дуба, у березы…»; «Когда читала ты мучительные строки…»; «Одним толчком согнать ладью живую…»; «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…»; «На кресле отваляясь, гляжу на потолок…»; «Кляните нас: нам дорога свобода…» // Фет А. А. Стихотворения и поэмы. Л., 1986.

Я. П. Полонский. Дорога; «Пришли и стали тени ночи…»; Зимний путь; Вызов; Последний разговор; Затворница; Ночь; На пути из-за Кавказа; Финский берег; Песня цыганки; Колокольчик; В глуши; «- Подойди ко мне, старушка…»; Сумасшедший; «Признаться сказать, я забыл господа…»; Двойник; «Заплетя свои темные косы венцом…»; В альбом К. Ш.…; «Рассказать ли тебе, как однажды…»; Плохой мертвец; Литературный враг; Миазм // Полонский Я. П. Соч.: В 2 т. М., 1986. Т.1; Полонский Я. П. Стихотворения. Л., 1954.

А. К. Толстой. «Колокольчики мои…»; «По гребле неровной и тряской…»; «Средь шумного бала, случайно…»; «Не ветер, вея с высоты…»; «Меня, во мраке и в пыли…»; «Вот уж снег последний в поле тает…»; «О не пытайся дух унять тревожный…»; «В стране лучей, незримой нашим взорам…»; «Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель!»; «Двух станов не боец, но только гость случайный…»; «Горними тихо летела душа небесами…»; «Хорошо, братцы, тому на свете жить…»; Против течения; Василий Шибанов; «У приказных ворот собирался народ…»; Чужое горе; Змей Тугарин; Поток-богатырь; Илья Муромец; «Порой веселой мая…»; Сватовство; Алеша Попович; Садко; Слепой; «Исполнен вечным идеалом…»; История Государства Российского от Гостомысла до Тимашева; «Сидит под балдахином…»; Послание к М. Н. Лонгинову о дарвинисме; Сон Попова // Толстой А. К. Полн. собр. стихотворений и поэм. СПб., 2004.
Научная литература:

Ю. Н. Тынянов. Стиховые формы Некрасова // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.

Б. М. Эйхенбаум. Некрасов // Эйхенбаум Б. О поэзии. Л., 1969.

А. Чудаков. Слово и предмет в стихе Некрасова // Чудаков А. Слово – вещь – мир. От Пушкина до Толстого. М., 1992

Б. Я. Бухштаб. А. А. Фет: Очерк жизни и творчества. Л., 1974 (или - Л., 1990)

Л. М. Лотман. А. А. Фет // История русской литературы: В 4 т. Л., 1982. Т. 3.

М. Л. Гаспаров. Фет безглагольный: Композиция пространства, чувства и слова // Гаспаров М. Л. Избр. труды: В 3 т. М., 1997. Т. 2.
Раздел 8. Творчество Л. Н. Толстого (2 лекции, 3 семинара).

Единство и эволюция художественного мира Л. Н. Толстого. «Внелитературное» положение Толстого-дебютанта и «истоки толстовского направления». Семейно-интимный мир автобиографической трилогии; ослабленность внешнего сюжета; «текучесть» и неповторимость человеческой личности. Оппозиция «естественное – искусственное» и ее изводы. Остранение. «Случайность» деталей и «генерализация» индивидуального. «Интимизация» свершающейся истории в «Севастопольских рассказах»; проблема «человек и война». Эстетизм и «морализм» Толстого в конце 1850-х гг.; поэтизация «старины» и «естественной жизни». Путь от «современности» к эпическому повествованию. Жанр, сюжетосложение, композиция книги «Война и мира». Историзм и антиисторизм Толстого. Проблема личности в истории и «человеческие истории»; значение «многогеройности» «Войны и мира». Опыт «опрощения» повествования в «Азбуке». «Пушкинианство» Толстого в начале 1870-х гг. «Анна Каренина» как современный роман; сюжетосложение и композиция, полемическое переосмысление «французской» и «английской» романических традиций. «Анна Каренина» и позднее творчество Толстого. Место «Исповеди» в эволюции Толстого. Критика культуры (государства, общественных институтов, церкви, семьи и брака, «барского» искусства) в публицистических, философских и художественных сочинениях 1880-1900-х гг. Темы «ухода» и «воскресения»; их варьирование. Центробежная поэтика позднего Толстого; ее связь с критикой «культуры» и концепцией «текучести» личности. Невозможность отказа от «художественности»; толстовское понимание назначения искусства. Повесть «Хаджи-Мурат» как синтез писательских и философских поисков Толстого.


Количество часов аудиторной работы – 10 (4 часа лекций + 6 часов семинаров).
Источники и научная литература к разделу:
Источники:

Л. Н. Толстой. Детство; Отрочество; Севастополь в мае; Из записок князя Д. Нехлюдова. Люцерн; Три смерти; Кавказский пленник; Анна Каренина; Исповедь; Чем люди живы; Смерть Ивана Ильича; Крейцерова соната; Отец Сергий; Живой труп; Фальшивый купон; Хаджи-Мурат // Толстой Л. Н. Собр. соч.: В 20 т. М., 1960-65; Толстой Л. Н. Собр. соч.: В 22 т. М., 1978-1984.
Научная литература:

С. Г. Бочаров. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир». М., 1963 (1971, 1978, 1987 и др.).

В. В. Виноградов. О языке Толстого (50 – 60-е годы) // Виноградов В. В. Избр. труды. Язык и стиль русских писателей: От Гоголя до Ахматовой. М., 2003.

М. Б. Плюханова. Творчество Толстого: Лекция в духе Ю. М. Лотмана // Лев Толстой: Pro et contra. СПб., 2000.

Б. М. Эйхенбаум. Лев Толстой; Молодой Толстой; Из книги «Лев Толстой. Семидесятые годы» (Ч. I. гл. 4, Ч. 3); Пушкин и Толстой (обязательно; остальное – весьма желательно) // Эйхенбаум Б. М. Работы о Льве Толстом. СПб., 2009.

А. Чудаков. Антиномии Льва Толстого // Чудаков А. Слово – вещь – мир. От Пушкина до Толстого. М., 1992
Раздел 9. Творчество А. П. Чехова (1 лекция, 1 семинар).

Молодой Чехов и журнальная юмористика; широта тематического диапазона и «предметного мира» ранней прозы Чехова. Серьезное в комическом; мотивы глухоты и взаимонепонимания, их дальнейшая судьба. Дети, простолюдины, иностранцы, животные в прозе Чехова. Влияние Л. Н. Толстого и спор с ним. Значение поездки на Сахалин и работы над книгой «Остров Сахалин». Мотивы и персонажи русской классики в творчестве Чехова; их ироническое переосмысление. Принципиальная неопределенность авторской позиции, скептическая оценка персонажей. Неопределенность финалов. Символика и подтекст. Близость драматургии и прозы. Жанровая неопределенность пьес: комизм трагедии и трагизм комедии; значимость «второстепенных» персонажей; ансамблевое построение пьес и неизбежность режиссерских интерпретаций. Чехов и литература ХХ в.


Количество часов аудиторной работы – 4 (2 часа лекций + 2 часа семинаров).
Источники и научная литература к разделу:
Источники:

А. П. Чехов. Проза: Письмо ученому соседу; Что чаще всего встречается в романах, повестях и т. п.?; Забыл!!; Жизнь в вопросах и восклицаниях; Сельские эскулапы; Смерть чиновника; Злой мальчик; Дочь Альбиона; Толстый и тонкий; Жалобная книга; Хирургия; Хамелеон; Свадьба с генералом; Налим; Лошадиная фамилия; Злоумышленник; Унтер Пришибеев; Кухарка женится; Пересолил; Детвора; Тоска; Глупый француз; Ведьма; Святой ночью; Пассажир 1-го класса; Ванька (1886); Враги; Добрый немец; Мальчики; Каштанка; Спать хочется; Степь; Припадок; Сапожник и нечистая сила; Скучная история; Гусев; Дуэль; Жена; Попрыгунья; Палата № 6; Рассказ неизвестного человека; Черный монах; Бабье царство; Скрипка Ротшильда; Студент; Учитель словесности; Рассказ старшего садовника; Три года; Убийство; Анна на шее; Дом с мезонином; Моя жизнь; Мужики, В родном углу; На подводе; Ионыч; Человек в футляре; Крыжовник; О любви; Душечка; Новая дача; Дама с собачкой; В овраге; На святках; Архиерей; Невеста; <Н. М. Пржевальский>. Пьесы: Чайка; Три сестры. Чехов А. П. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. Соч.: В 18 т. М., 1983-1988.
Научная литература:

А. С. Долинин. Достоевский и другие: Статьи и исследования о русской классической литературе. Л., 1989 (раздел «Чехов»).

А. П. Чудаков. Поэтика Чехова. М., 1971.

А. П. Чудаков. Мир Чехова: Возникновение и утверждение. М., 1986.


8 Образовательные технологии

Интерактивные лекции строятся в виде беседы со студентами, а также дискуссий по отдельным вопросам. Семинарские занятия обязательно включают групповые дискуссии, дискуссии с преподавателем, доклады, презентации.



9 Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

    1. Тематика заданий текущего контроля



Примерные задания для письменной домашней работы (1 модуль):
Что «пушкинского» и что «непушкинского» в стихотворении Е.А. Баратынского «Осень»?

Почему «Пиковая дама» имела успех у читателей, а «Повести Белкина» - нет?

Приведите пример подачи Пушкиным исторического материала под углом исторических аллюзий в «Капитанской дочке».


    1. Примерные вопросы/задания для оценки качества освоения дисциплины


Итоговый контроль (экзамен) в 4 модуле:
1. Эволюция жанра повести у Н. М. Карамзина

2. Баллады В. А. Жуковского: типология сюжетов и единство жанра

3. Жанровый состав поэзии К. Н. Батюшкова

4. Поэма А. С. Пушкина «Полтава»: переосмысление традиций, жанровое и стилевое своеобразие

5. Метапоэтические стихотворения Е.А. Баратынского (сборник «Сумерки»)

6. Стихотворения «на случай» Ф. И. Тютчева

7. Состав и композиция книги Н. В. Гоголя «Миргород»

8. Автор в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

9. Пейзаж в поэзии М. Ю. Лермонтова

10. «Записки охотника» И. С. Тургенева: состав, жанры, герои

11. Германия и Россия в повести И. С. Тургенева «Ася»

12. Литература и искусство в романе И. А. Гончарова «Обрыв»

13. «Новый человек» в прозе 1860-х гг.

14. Смерть в прозе Л. Н. Толстого 1850-60-х гг.

15. Восьмая часть романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина»: композиционная функция

16. Мотив ухода в прозе и драматургии Л. Н. Толстого 1880-1900-х гг.

17. Кавказский мир в повести Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат»

18. Евангельские, фольклорные и литературные мотивы в романе Ф. М. Достоевского «Бесы»

19. Россия и Европа в романе Ф. М. Достоевского «Идиот»

20. Композиция поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, красный нос»

21. Петербург в поэзии Н. А. Некрасова

22. Красота в поэзии А. А. Фета

23. Музыка в поэзии А. А. Фета

24. Юмор в поэзии А. К. Толстого

25. Сюжет повести Н. С. Лескова «Запечатленный ангел»: восприятие событий героями и авторская позиция

26. Проблематика и поэтика рассказа Н. С. Лескова «На краю света»

27. Мотив «железной дороги» в русской литературе второй половины XIX века

28. Театр и театральность в комедии А. Н. Островского «Лес»

29. Русская классическая литература в повести А. П. Чехова «Дуэль»

30. Жанровые особенности пьесы А. П. Чехова «Три сестры»



10 Порядок формирования оценок по дисциплине
Оценка по дисциплине «История русской литературы. Ч. II. Русская литература XIX века» формируется в соответствии с «Положением об организации контроля знаний», утвержденным УС НИУ ВШЭ 29.06.2012 г. (протокол №38).

Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях: активность студентов в дискуссиях, знания конкретных исторических фактов и политических теорий. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость.

Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная

Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: полнота освещения темы, которую студент готовит для выступления на семинаре. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа


Накопленная оценка за текущий контроль на первом этапе освоения «История русской литературы» учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Онакопленная 1 = 0,5 Отекущий + 0,3 Оауд + 0,2 Осам.работа

где Отекущий = ·Оэссе
Опромежуточная 1 = q1·Опромежут. контроль (зачет) + q2·Онакопленная 1 этапа
На зачете студент может получить дополнительный вопрос, ответ на который оценивается в 1 балл.

Способ округления промежуточной оценки: в пользу студента.



11 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

    1. Базовый учебник


Нет.
    1. Основная литература


Указана выше, при каждом из разделов.
Справочные издания (обязательные к просмотру):

1. История русского драматического театра. М., 1977. Т. 1-

2. Русские писатели: 1800-1917. Биографический словарь. Т.1-5. М., 1988-2007 (издание продолжается).

12 Материально-техническое обеспечение дисциплины

Ноутбук с выходом в интернет, проектор.








Надеяться надо до последней минуты. Но в последнюю минуту можно и перестать. Дон-Аминадо
ещё >>