Программа дисциплины История мировой культуры  для направления 030200. 62 Политология подготовки бакалавра - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины История политических учений  для направления... 1 349.52kb.
Программа дисциплины Политическая география  для направления 030200. 4 463.85kb.
Кафедра всеобщей и отечественной истории Программа дисциплины политическая... 1 145.74kb.
Программа дисциплины Для направления 030200. 62 «Политология» (программа... 2 520.9kb.
Программа дисциплины «Политическая история России и зарубежных стран. 5 500.35kb.
Программа дисциплины «Границы и конфликты для направления 030200. 1 193.97kb.
Программа дисциплины институциональная экономика для направления... 1 329.41kb.
Программа дисциплины «Энергетическая безопасность» 1 267.91kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Для направления 030200. 8 919.35kb.
Программа дисциплины «История политических учений» 5 720.75kb.
Программа дисциплины «История политических учений» 4 674.92kb.
История древняя история 1 33.97kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа дисциплины История мировой культуры  для направления 030200. 62 Политология - страница №1/1



Правительство Российской Федерации
федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет менеджмента



Программа дисциплины
История мировой культуры



для направления 030200.62 Политология



подготовки бакалавра

Автор программы: П. А. Моисеев, к.филос.н., petre@mail.ru

(И.О. Фамилия, учёная степень, звание, электронный адрес)

Одобрена на заседании кафедры гуманитарных дисциплин «___»________________ 2012 г


Зав. кафедрой ________________________ А.А. Борисов

Утверждена Учебно-методическим Советом НИУ ВШЭ - Пермь «___»_____________2012 г.


Председатель ________________________ Г.Е. Володина
Пермь, 2012
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.


1.Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200.62 Политология подготовки бакалавра изучающих дисциплину «История мировой культуры»

Программа разработана в соответствии с:


  • Образовательным стандартом 030200.62 Политология, протокол от 02.07.2010 г. № 15;

  • Образовательной программой по направлению 030200.62 Политология, подготовки бакалавра

  • Рабочим учебным планом университета по направлению 030200.62 Политология подготовки бакалавра, утвержденным в 2011 г.

2.Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «История мировой культуры» являются:

Учебная цель – фундаментальная подготовка в области истории мировой культуры;

Воспитательная цель – приобретение навыков и компетенций, способствующих формированию и развитию творческих способностей.

3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать культурные традиции, мировые историко-культурные процессы;

  • Уметь понимать и анализировать историко-культурные проблемы;

  • Иметь навыки понимания и интерпретирования историко-культурной информации.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию

информации, постановке цели и выбору путей её достижения



ОНК-1

Дает определение основным культурным феноменам и теоретическим понятиям

Изучение основных культурных феноменов; освоение основных культурологических понятий

знание культурных традиций, готовность толерантно воспринимать социальные и

культурные различия



СЛК-2

Воспроизводит историю основных культурных традиций

Изучение основных культурных традиций

4.Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу дисциплин и вариативной части дисциплин
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • «Иностранный язык»;

  • «Экономика»

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • «Теория государства и права

  • «Социология»

5.Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Культура первобытного общества

22

6

2




14

2

Культура Междуречья, Древнего Египта и Мезоамерики

24

6

4




14

3

Культура Древней Сирии, Финикии, Древней Палестины, Древней Индии и Древнего Китая

22

6

2




14

4

Античная культура

24

6

4




14

5

Средневековые культуры

22

6

2




14

6

Западная культура Нового времени

24

6

4




14

7

Русская культура

24

6

4




14




ИТОГО:

162

42

22




98

6.Контроль знаний студентов


6.1. Формы контроля знаний студентов

Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры

1

2

3

4

Текущий

(неделя)


Реферат







3




Объем: 10–15 страниц (12 кегль)

Домашнее задание







3




Конспект научной работы

Итоговый

Зачет







*









    1. Критерии оценки знаний, навыков

При написании реферата и выполнении домашнего задания студент должен продемонстрировать владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации.

На зачете также должно быть продемонстрировано знание всех культурных традиций, изученных в течение курса.

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.



7.Содержание дисциплины


Раздел 1. Культура первобытного общества

Тема 1. Основные этапы истории культуры первобытного общества

Проблема возникновения человека. Взгляды ученых. Периодизация истории первобытного общества.

Количество часов аудиторной работы: 4

Общий объем самостоятельной работы: 7 часов. Содержание самостоятельной работы: написание реферата.



Тема 2. Возникновение искусства и первых верований. Духовный мир первобытного человека: мантика и магия.

Количество часов аудиторной работы: 4

Общий объем самостоятельной работы: 7 часов. Содержание самостоятельной работы: написание реферата.

Литература по разделу:

Абрамова З.А. Изображение человека в палеолитическом искусстве Евразии. М.; Л., 1966.

Алексеев В. П., Першиц А.И. История первобытного общества. М., 1990.

Анисимов А. Ф. Духовная жизнь первобытного общества. М.; Л., 1966.

Артемов О. Ю. Личность и социальные нормы в раннепервобытной общине (по австралийским этнографическим данным). М., 1987.

Бибиков С. Н. Древнейший музыкальный комплекс из костей мамонта. Очерк материальной и духовной культуры палеолитического человека. Киев, 1981.

Боис Ф. Ум первобытного человека. М.; Л., 1926.

Борисковский П. И. Древнейшее прошлое человечества. М., 1990.

Брель А. Запад — родина великого наскального искусства // Первобытное искусство. Новосибирск, 1971.

Бродянский Д.Л.Человек. Культура. Общество: От рождения — до порога цивилизаций. Владивосток, 1995.

Введение в культурологию (под ред. В. Сапрыкина). М., 1995.

Введение в культурологию (под ред. Е. В. Попова). М., 1996.

Вопросы теории и истории культуры. Иваново, 1995.

Всемирная история. Т. 1. М., 1956; Т. 3. М., 1957.

Всеобщая история искусств: В 6 т. М., 1956.

Гнедич П. П. Всемирная история искусств. М., 1996.

Гущин А. С. Происхождение искусства. Л.; М., 1937.

Формы и методы проведения занятий по разделу; применяемые учебные технологии:

Формы занятий – лекции и семинары. На семинарах используются три основных типа работы: 1) опрос студентов на предмет знания основных понятий и особенностей динамики культуры; 2) работа по методу малых групп.


Раздел 2. Культура Междуречья, Древнего Египта и Мезоамерики

Тема 3. Культура Междуречья.

Общие сведения. Культура Ум Дабагии. Убейдская цивилизация. Культура Шумер. Письменность, наука, образование. Искусство: архитектура, скульптура, музыка. Шумеро-аккадская цивилизация.

Количество часов аудиторной работы: 4

Общий объем самостоятельной работы: 5 часов. Содержание самостоятельной работы: конспектирование научных исследований.



Тема 4. Культура Древнего Египта

Историко-географическая справка. Периодизация истории Древнего Египта. Религия и мировоззрение египтян. Заупокойный культ и представления о душе и мироздании. Искусство: архитектура и знание тайн «золотого сечения», скульптура, музыка.

Количество часов аудиторной работы: 2

Общий объем самостоятельной работы: 5 часов. Содержание самостоятельной работы: конспектирование научных исследований.



Тема 5. Культура Мезоамерики.

Историко-географическая справка. Цивилизация ольмеков: искусство и религия; мифология и тайна каменных голов. Культура майя: религия, иероглифическая письменность, книги майя, наука и мифология, мировоззрение и представления о мироздании, система духовно-политического управления; религиозно-церемониальный характер игры в мяч, загадка гибели цивилизации майя.

Количество часов аудиторной работы: 2

Общий объем самостоятельной работы: 4 часа. Содержание самостоятельной работы: конспектирование научных исследований.

Литература по разделу:

Афанасьева В. К. и др. Искусство Древнего Востока. М., 1976.

Афанасьева В. К. Гильгамеш и Энкиду. М., 1990.

Бадж У. Легенды о египетских богах. Бахлер, 1997.

Бадик А. М. История Древнего мира. Минск, 1998.

Белявский В. А. Вавилон легендарный и Вавилон исторический. М., 1971.

Богословский Е. С. Повседневная жизнь в Древнем Египте // Древний мир глазами современников и историков. М., 1994.

Брайтон П. Путешествие в сакральный Египет. М., 1997.

Галич. М. История доколумбовых цивилизаций. М., 1990.

Гуляев В. И. Древние цивилизации Мезоамерики. М., 1975.

Гуляев В. И. Забытые города майя. М., 1984.

Дандамаев М. А. Вавилонские писцы. М., 1983.

Замаровский В. Их величества пирамиды. М., 1986.

История древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладель­ческой цивилизации: В 2 ч. М., 1988.

История Древнего мира: В 3-х кн. / Под ред. И. М. Дья­конова и др. М.,1989.

Картер Г. Гробница Тутанхамона. М., 1959.

Кинжалов Р. В. Орел, кецаль и крест: Очерки по культуре Мезоамерики. СПб., 1991.

Кинх Х. А. Древнеегипетский храм. М., 1979.

Клочков И. С. Духовная культура Вавилона: Человек, судьба, время, М., 1983.

Коростовцев М. А. Религия Древнего Египта. М., 1976.

Котрелл Л. Во времена фараонов. М., 1982.

Крамер С. История начинается в Шумере. М., 1965; 1990.

Культура Древнего Египта. М., 1976.

Культура Мексики. М., 1980.

Ланда Н. Е., Лапис И. А. Скульптура столиц и провинций Древнего Египта. Л., 1977.

Формы и методы проведения занятий по разделу; применяемые учебные технологии:

Формы занятий – лекции и семинары. На семинарах используются три основных типа работы: 1) опрос студентов на предмет знания основных понятий и особенностей динамики культуры; 2) работа по методу малых групп.
Раздел 3. Культура Древней Сирии, Финикии, Древней Палестины, Древней Индии и Древнего Китая

Тема 6. Культура Сирии и Финикии.

Сиро-Финикия: историко-географическая справка. Военные завоевания сирийцев. Племенные отношения и образ жизни населения Сирии. Финикия — страна пурпурной краски.

Количество часов аудиторной работы: 2. Общий объем самостоятельной работы: 3 часа. Содержание работы: подготовка к семинарам, чтение обязательной литературы по курсу.

Тема 7. Древнееврейская культура.

История еврейского народа, государств Израиль и Иудея от истоков до эпохи диаспоры. Формирование древнееврейской культуры: израильская литература, религия и ее основные культы.

Количество часов аудиторной работы: 2. Общий объем самостоятельной работы: 4 часа. Содержание работы: подготовка к семинарам, чтение обязательной литературы по курсу.

Тема 8. Культура Древней Индии.

Периодизация истории Древней Индии. Индская цивилизация, ее культура. Виды и источник мировоззрения индийцев. Основы брахманизма и индуизма. Буддизм и его влияние на формирование духовной культуры индийского народа.

Количество часов аудиторной работы: 2. Общий объем самостоятельной работы: 3 часа. Содержание работы: подготовка к семинарам, чтение обязательной литературы по курсу.

Тема 9. Культура Древнего Китая.

Общие сведения. Проблема периодизации Древнего Китая. Первое государство Иньской эпохи. Мировоззрение древних китайцев. «Книга перемен». Эпохи Чжоу и Чжанью. Роль даосизма и конфуцианства в формировании духовно-нравственных традиций Китая.

Количество часов аудиторной работы: 2. Общий объем самостоятельной работы: 4 часа. Содержание работы: подготовка к семинарам, чтение обязательной литературы по курсу.

Литература по разделу:

Абаев Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. Новосибирск, 1989.

Алексеев В. М. В старом Китае. М., 1958.

Алексеев В. М. Китайская культура. М., 1978.

Алексеев В. М. Китайская литература. Избранные труды, М., 1978.

Алексеев В. М. Китайская поэма о поэте. Стансы Сы-кун Ту (873-908). Пг., 1916.

Алексеев В. М. Китайская народная картина. М., 1968.

Альбедиль М. Ф. Протоиндийская цивилизация. Очерки культуры. М., 1994.

Архитектура стран Юго-Восточной Азии: Очерки. М., 1959.

Ашвагоша. Жизнь Будды. М., 1913.

Ащенков Е.А. Архитектура Китая: Очерки/ Под. ред. Ю. С. Яралова. М., 1960.

Бабкина М. И., Патабенко С. Н. Народный театр Индии. М., 1964.

Белозерова Г. Г. Традиционная китайская мебель. М., 1980.

Боги, брахманы, люди: 400 лет индуизма. М., 1969.

Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация: Философия, наука и религия. М., 1980.

Бонгард-Левин Г. М. К проблеме историчности III собора в Паталипутре // Индия в древности. М., 1964.

Бонгард-Левин Г. М. Упадок хараппской цивилизации и вопрос об арийском нашествии // Народы Азии и Африки. М., 1963.

Бонгард-Левин Г. М. Хараппская цивилизация и «арийская проблема» // Советская этнография. 1962, № 1.

Бонгард-Левин Г. М., Гуров Н. В. Генезис дравидской культуры // Вестник АН СССР. М., 1985. №10.

Бонгард-Левин Г. М., Ильин Г. Ф. Индия в древности. М., 1985.

Бонгард-Левин Г. М. Мудрецы и философы древней Индии. М., 1975.

Формы и методы проведения занятий по разделу; применяемые учебные технологии:

Формы занятий – лекции и семинары. На семинарах используются три основных типа работы: 1) опрос студентов на предмет знания основных понятий и особенностей динамики культуры; 2) работа по методу малых групп.


Раздел 4. Античная культура

Тема 10. Эгейская культура

Открытие Г. Шлиманом и А. Эвансом ранней античной культуры. Светский характер искусства Крита. Кносский дворец. Живопись, ее характерные черты: многоцветность, воздушность, динамичность, радостность.

Количество часов аудиторной работы: 3. Общий объем самостоятельной работы: 4 часа. Содержание работы: подготовка к семинарам, чтение обязательной литературы по курсу.

Тема 1. Древнегреческая культура классического периода.

Политическая культура древних греков. Демократизм Солона и Перикла. Свобода как основа политического сознания древних греков. Переплетение мифологии, религии, мировоззрения в духовной культуре древних греков.

Количество часов аудиторной работы: 4. Общий объем самостоятельной работы: 5 часов. Содержание работы: подготовка к семинарам, чтение обязательной литературы по курсу.

Тема 12. Этрусская и древнеримская культура.

Этруски: религия, архитектура и скульптура. Римская религия, ее особенности. Мировоззрение римлян, своеобразие римской философии. Искусство. Политические и правовые системы Рима, уникальность республиканского управления в Риме.

Количество часов аудиторной работы: 3. Общий объем самостоятельной работы: 5 часов. Содержание работы: подготовка к семинарам, чтение обязательной литературы по курсу.

Литература по разделу

Авдеев А. Д. Происхождение театра. М.; Л., 1959.

Аникст А. А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. М., 1967.

Античная культура и современная наука. М., 1985.

Античная литература / Под ред. А. А. Тахо-Годи. 4-е изд. М., 1986.

Античная музыкальная эстетика. М., 1960

Античная наука и современная эстетика. М., 1985.

Античная скульптура из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина. М., 1987.

Античная цивилизация. М., 1973.

Античность и Византия. М., 1975.

Античность. Средние века. Новое время: Проблемы искусств. М., 1977.

Античный роман. М., 1969.

Антология мировой философии: В 4т. М., 1969-1972.

Ахутин А.В. Понятие «природа» в античности и в Новое время. М., 1989.

Белов Г. Д. Алтарь Зевса в Пергаме. Л., 1968.

Блаватский В. Д. Архитектура античного мира. М., 1939.

Блаватский В. Д. Греческая скульптура. М.; Л., 1939.

Блаватский В. Д. История античной расписной керамики. М., 1953.

Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1992.

Брунов Н. И. Памятники Афинского Акрополя. Парфенон и Эрехтейон. М., 1973.

Брунов Н. И. Пропорции античной и средневековой архитектуры. М., 1935.

Бунин А. В., Саваренская Г. Ф. История градостроительного искусства. М., 1986.

Буриан Я., Моухова Б. Загадочные этруски. М., 1970.

Быт и история в античности. М., 1988.

Вельфлин Г. Классическое искусство. СПб., 1912.

Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988.

Виппер Б. Р. Искусство Древней Греции. М., 1972.

Виппер Р. Ю. Древний Восток и Эгейская культура. М., 1913.

Вощинина А. И. Античное искусство. М., 1962.

Всемирная история. Т. 1. М., 1956; Т. 3. М., 1957.

Всеобщая история архитектуры. Т. 1. М., 1958; Т. 4. М., 1966.

Всеобщая история искусств: В 6 т. М., 1956.

Формы и методы проведения занятий по разделу; применяемые учебные технологии:

Формы занятий – лекции и семинары. На семинарах используются три основных типа работы: 1) опрос студентов на предмет знания основных понятий и особенностей динамики культуры; 2) работа по методу малых групп.
Раздел 5. Средневековые культуры

Тема 13. Культура Византии.

Этапы становления. Общие сведения о Византийской культуре. Православие — основа мировоззрения. Взаимосвязь императорской власти и православной веры. Своеобразие византийского христианства.

Количество часов аудиторной работы: 2. Общий объем самостоятельной работы: 3 часа. Содержание работы: подготовка к семинарам, чтение обязательной литературы по курсу.

Тема 14. Культура Западной Европы.

Средневековье и христианство. Патристика и мировоззрение первохристиан. Августин Аврелий и его роль в западноевропейской средневековой культуре. Религиозно-церковная культура средневековья. Крестьянская культура.

Количество часов аудиторной работы: 2. Общий объем самостоятельной работы: 3 часа. Содержание работы: подготовка к семинарам, чтение обязательной литературы по курсу.

Тема 15. Мусульманская культура.

Возникновение ислама. Мухаммед — пророк новой религии. Последователи Мухаммеда: Абу Бакр, Омар, Осман, Али. Сущность исламской религии, шариат и пять столпов ислама: шахада, салят, саум, закат и хадж.

Количество часов аудиторной работы: 2. Общий объем самостоятельной работы: 2 часа. Содержание работы: подготовка к семинарам, чтение обязательной литературы по курсу.

Тема 16. Тибетская культура.

Историко-географическая справка о стране. Быт, нравы и своеобразие мировоззрения тибетцев. Религия Бон и возникновение тибетского буддизма. Ламаизм и теократическая структура управления.

Количество часов аудиторной работы: 2. Общий объем самостоятельной работы: 2 часа. Содержание работы: подготовка к семинарам, чтение обязательной литературы по курсу.

Тема 17. Японская культура.

Периодизация истории Древней Японии. Влияние китайской культуры на японскую. Религии: синтоизм, дзэн-буддизм, конфуцианство. Философия и мировоззрение. Искусство: литература (проза и поэзия), храмовая архитектура, скульптура, живопись, театр, чайный ритуал и искусство цветов.

Количество часов аудиторной работы: 1. Общий объем самостоятельной работы: 2 часа. Содержание работы: подготовка к семинарам, чтение обязательной литературы по курсу.

Тема 18. Африканская культура

Исторические сведения. Древние царства Лунт, Куш и Аксум. Культуры Нок, Сао и Ифе. История и культура Ганы. Империя Мали. Богатства Сонгай. Культура Бенина. Государство Мономотапа (Мозамбик и Зимбабве, Замбия).

Количество часов аудиторной работы: 1. Общий объем самостоятельной работы: 2 часа. Содержание работы: подготовка к семинарам, чтение обязательной литературы по курсу.

Литература по разделу:

Абеляр П. История моих бедствий. М., 1959.

Августин Аврелий. О Граде Божьем. М., 1993.

Августин. Творения. Киев, 1911-1912.

Аверинцев С. С. Византия и Русь: два типа духовности // Новый мир. 1988. № 7, 9.

Аверинцев С. С. От берегов Босфора до берегов Евфрата. М., 1994.

Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977.

Анарина Н. Г. Японский театр Но. М., 1984.

Арутюнов С. А., Светлов Г. Е. Старые и новые боги Японии. М., 1966.

Банк А. В. Византийское искусство в собраниях Советского Союза. Л.; М., 1966.

Банк А. В. Искусство Византии в собрании Государственного Эрмитажа. Л., 1960.

Банк А. В. Культура и искусство Византии IV-XV веков. М., 1957.

Формы и методы проведения занятий по разделу; применяемые учебные технологии:

Формы занятий – лекции и семинары. На семинарах используются три основных типа работы: 1) опрос студентов на предмет знания основных понятий и особенностей динамики культуры; 2) работа по методу малых групп.
Раздел 6. Западная культура Нового времени

Тема 19. Культура эпохи Возрождения

Периодизация эпохи Возрождения. Антропоцентризм — главная идея Ренессанса. Петрарка и Боккаччо — основатели нового мировоззрения. Макиавелли и его произведение «Государь».

Количество часов аудиторной работы: 2. Общий объем самостоятельной работы: 3 часа. Содержание работы: подготовка к семинарам, чтение обязательной литературы по курсу.

Тема 20. Культура XVII века.

Политико-социальная обстановка. Влияние филосо­фии на формиро­вание мировоз­зрения. Развитие естествознания. Гоббс о сильном государстве. Литература. Театр. Живопись.

Количество часов аудиторной работы: 2. Общий объем самостоятельной работы: 3 часа. Содержание работы: подготовка к семинарам, чтение обязательной литературы по курсу.

Тема 21. Культура XVIII века

Характерные черты эпохи Просвещения. Философия. Литература, искусство. Романтизм и сентиментализм в искусстве. Живопись, архитектура, театр, музыка, искусство садов и парков.

Количество часов аудиторной работы: 2. Общий объем самостоятельной работы: 3 часа. Содержание работы: подготовка к семинарам, чтение обязательной литературы по курсу.

Тема 22. Культура XIX века.

Политическая обстановка в Европе. Технический прогресс. Открытия в науке. Экономические и социальные теории. Философия. Теософия. Романтизм в литературе и искусстве.

Количество часов аудиторной работы: 2. Общий объем самостоятельной работы: 3 часа. Содержание работы: подготовка к семинарам, чтение обязательной литературы по курсу.

Тема 23. Культура XX – начала XXI века.

Научно-технический прогресс и гуманитарная культура. Диалог культур. Экзистенциализм. Модернизм: литература, театр, кинематограф, музыка. Постмодернизм.

Количество часов аудиторной работы: 2. Общий объем самостоятельной работы: 2 часа. Содержание работы: подготовка к семинарам, чтение обязательной литературы по курсу.

Литература по разделу:

Аббаньано Н. Мудрость жизни. СПб., 1996.

Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.

Автономова Н. С. Язык и эпистемология в концепции Жака Деррида // Критический анализ методов исследования в современной буржуазной философии. М., 1986.

Акиндинова Т. А., Бердюгина Л. А. Новые грани старых иллюзий: Проблемы мировоззрения и культуры в буржуазной эстетической мысли XIX-XX веков. Л., 1984.

Аксенова М. Искусство. М., 1998.

Актуальные проблемы культуры XX века / Под ред. В. И. Добрынина. М., 1993.

Аллеш Г. фон. Ренессанс в Италии. М., 1916.

Алпатов М. Немеркнущее наследие. М., 1991.

Алпатов М. В. Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто. М.; Л., 1939.

Алпатов М, В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. М., 1976.

Альберти Леон Батиста. Десять книг о зодчестве: В 2 т. М., 1935-1937.

Амелина Е. Понятие цивилизации вчера и сегодня // Общественные науки и современность. 1992. №2.

Андреев Л. Г. Импрессионизм. М., 1980.

Андреев Л. Г. Сюрреализм. М., 1972.

Аникст А. А. Творчество Шекспира. М., 1963.

Аникст А. А. Теория драмы на Западе в первой половине XIX века. М., 1980.

Аникст А. А. Теория драмы на Западе во второй половине XIX века. М., 1988.

Формы и методы проведения занятий по разделу; применяемые учебные технологии:

Формы занятий – лекции и семинары. На семинарах используются три основных типа работы: 1) опрос студентов на предмет знания основных понятий и особенностей динамики культуры; 2) работа по методу малых групп.
Раздел 7. Русская культура

Тема 24. Происхождение и общая характеристика славянского мира.

Происхождение древних славян. Два этапа развития. Религия. Искусство: прикладное искусство, зодчество, музыка.

Количество аудиторных часов: 1. Общий объем самостоятельной работы: 2 часа. Содержание работы: подготовка к семинарам, чтение обязательной литературы по курсу.

Тема 25. Культура Киевской Руси

Дописьменный период развития культуры. Славянская письменность, русский язык. «Смеховая культура». Литература Древней Руси. Правовой кодекс. Зодчество Киевской Руси.

Количество аудиторных часов: 2. Общий объем самостоятельной работы: 2 часа. Содержание работы: подготовка к семинарам, чтение обязательной литературы по курсу.

Тема 26 Культура Московской Руси до Смуты.

Московское царство. Особенность опричнины и самозванства. Характерные черты культуры России в XVI в. XVII в. — поворот к Западу. Реформа Никона. Становление русского национального характера.

Количество аудиторных часов: 2. Общий объем самостоятельной работы: 2 часа. Содержание работы: подготовка к семинарам, чтение обязательной литературы по курсу.

Тема 27. Культура XVII века.

Царь Михаил Федорович. Алексей Михайлович. Федор Алексеевич.

Количество аудиторных часов: 2. Общий объем самостоятельной работы: 2 часа. Содержание работы: подготовка к семинарам, чтение обязательной литературы по курсу.

Тема 28. Культура XVIII века.

Личность Петра и его преобразования. Элементы культуры нового времени: в науке, архитектуре, живописи. XVII в. в культуре России. Иконопись, храмовая архитектура, зарождение театра.

Количество аудиторных часов: 1. Общий объем самостоятельной работы: 2 часа. Содержание работы: подготовка к семинарам, чтение обязательной литературы по курсу.

Тема 29. Культура XIX века.

Историко-социальная картина XIX века в России. Система образования. Философия. Литература. Живопись. Музыка. Театр. Балет.

Количество аудиторных часов: 1. Общий объем самостоятельной работы: 2 часа. Содержание работы: подготовка к семинарам, чтение обязательной литературы по курсу.

Тема 30. Культура XX – начала XXI века.

Период развития русской культуры до 1917 г. Характерные черты советской культуры. Искусство в советский период. Влияние запада на развитие русской культуры. Культура Русского зарубежья.

Количество аудиторных часов: 1. Общий объем самостоятельной работы: 2 часа. Содержание работы: подготовка к семинарам, чтение обязательной литературы по курсу.

Литература по разделу:

Авангард и его русские источники. Баден-Баден, 1993.

Аввакум Петров. Послания и челобитные. СПб., 1995.

Айвазян С. История России. Армянский след. М., 1997.

Аникст А. А. Теория драмы в России от Пушкина до Чехова. М., 1972.

Асафьев Б. В. Избранные работы о советской музыке //Асафьев Б.В. Избр. труды. Т. 5. М., 1957.

Асафьев Б. В. Русская живопись: Мысли и думы. М.; Л., 1966.

Афрос А. Два века русского искусства. М., 1969.

Барокко в славянских культурах. М., 1985.

Белецкая Н. Н. Языческая символика славянских языческих ритуалов. М., 1978.

Белкин А. А. Русские скоморохи. М., 1975.

Формы и методы проведения занятий по разделу; применяемые учебные технологии:

Формы занятий – лекции и семинары. На семинарах используются три основных типа работы: 1) опрос студентов на предмет знания основных понятий и особенностей динамики культуры; 2) работа по методу малых групп.



8.Образовательные технологии


На семинарах используются три основных типа работы: 1) опрос студентов на предмет знания основных понятий истории культуры; 2) дискуссия на культурологические темы; 3) работа по методу малых групп.


9.Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

    1. Тематика заданий текущего контроля


Примерные темы для домашнего задания :

Конспектирование одной из работ, указанных в пункте «Литература по разделу»


Тематика рефератов:

  1. Культура первобытного общества периода становления

  2. Культура первобытного общества периода зрелости.

  3. Культура первобытного общества периода упадка.

  4. Первобытное общество и цивилизация.

  5. Первобытное мышление

  6. Истоки фольклора

  7. Первобытная религия

  8. Брак в первобытной культуре

  9. Формирование индивида в первобытном обществе

  10. Искусство палеолита

  11. Искусство мезолита

  12. Искусство неолита

  13. Шумерское искусство

  14. Вавилонское искусство

  15. Искусство Ново-Вавилонского царства

  16. Древнеегипетское искусство

  17. Искусство ацтеков

  18. Искусство инков.

  19. Искусство майя.

  20. Искусство древнего Ирана
    1. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Первобытная культура

Культура Месопотамии

Культура Древнего Египта

Культура доколумбовой Америки

Сиро-финикийская культура

Древнееврейская культура

Древнеиндийская культура

Древнекитайская культура

Крито-микенская культура

Древнегреческая культура

Этрусская и римская культура

Византийская культура

Западноевропейская средневековая культура

Арабо-мусульманская средневековая культура

Тибетская культура

Японская культура

Африканская культура

Западная культура эпохи Возрождения

Западная культура XVII века

Западная культура XVIII века

Западная культура XIX века

Западная культура XX – начала XXI века

Культура древних славян.

Культура Киевской Руси

Культура Московской Руси

Русская культура XVII века

Русская культура XVIII века

Русская культура XIX века

Русская культура XX – начала XXI века

10.Порядок формирования оценок по дисциплине:


В НИУ ВШЭ – Пермь принята следующая система весов:

20% результирующей оценки – оценка за работу на семинарских занятиях;

40% результирующей оценки – взвешенная сумма оценок за контрольные мероприятия;

40% результирующей оценки – оценка за итоговый (или промежуточный контроль).

Таким образом, 60% результирующей оценки – это накопительная оценка и 40% – это оценка за итоговый (или промежуточный контроль).

Результирующая оценка рассчитывается с помощью взвешенной суммы накопительной оценки и оценки за экзамен (или зачет).

Накопительная оценка рассчитывается с помощью взвешенной суммы оценок за отдельные формы текущего контроля. К формам текущего контроля относятся: работа на семинарских занятиях, контрольные мероприятия (контрольные работы, эссе, коллоквиумы и пр.), которые определены учебным планом.

Вес по контрольным мероприятиям: реферат – 40%, домашняя работа – 60%.



11.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

    1. Базовый учебник


Культурология. История мировой культуры: электронный учебник / под ред. А.Н. Марковой. М.: Юнити, 2011.
    1. Основная литература


Абрамова З.А. Изображение человека в палеолитическом искусстве Евразии. М.; Л., 1966.

Алексеев В. П., Першиц А.И. История первобытного общества. М., 1990.

Анисимов А. Ф. Духовная жизнь первобытного общества. М.; Л., 1966.

Артемов О. Ю. Личность и социальные нормы в раннепервобытной общине (по австралийским этнографическим данным). М., 1987.

Афанасьева В. К. и др. Искусство Древнего Востока. М., 1976.

Афанасьева В. К. Гильгамеш и Энкиду. М., 1990.

Бадж У. Легенды о египетских богах. Бахлер, 1997.

Бадик А. М. История Древнего мира. Минск, 1998.

Абаев Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. Новосибирск, 1989.

Алексеев В. М. В старом Китае. М., 1958.

Алексеев В. М. Китайская культура. М., 1978.

Алексеев В. М. Китайская литература. Избранные труды, М., 1978.

Авдеев А. Д. Происхождение театра. М.; Л., 1959.

Аникст А. А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. М., 1967.

Античная культура и современная наука. М., 1985.

Античная литература / Под ред. А. А. Тахо-Годи. 4-е изд. М., 1986.

Абеляр П. История моих бедствий. М., 1959.

Августин Аврелий. О Граде Божьем. М., 1993.

Августин. Творения. Киев, 1911-1912.

Аверинцев С. С. Византия и Русь: два типа духовности // Новый мир. 1988. № 7, 9.

Аббаньано Н. Мудрость жизни. СПб., 1996.

Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.

Автономова Н. С. Язык и эпистемология в концепции Жака Деррида // Критический анализ методов исследования в современной буржуазной философии. М., 1986.

Авангард и его русские источники. Баден-Баден, 1993.

Аввакум Петров. Послания и челобитные. СПб., 1995.

Айвазян С. История России. Армянский след. М., 1997.



    1. Дополнительная литература


Бибиков С. Н. Древнейший музыкальный комплекс из костей мамонта. Очерк материальной и духовной культуры палеолитического человека. Киев, 1981.

Боис Ф. Ум первобытного человека. М.; Л., 1926.

Борисковский П. И. Древнейшее прошлое человечества. М., 1990.

Брель А. Запад — родина великого наскального искусства // Первобытное искусство. Новосибирск, 1971.

Бродянский Д.Л.Человек. Культура. Общество: От рождения — до порога цивилизаций. Владивосток, 1995.

Введение в культурологию (под ред. В. Сапрыкина). М., 1995.

Введение в культурологию (под ред. Е. В. Попова). М., 1996.

Вопросы теории и истории культуры. Иваново, 1995.

Всемирная история. Т. 1. М., 1956; Т. 3. М., 1957.

Всеобщая история искусств: В 6 т. М., 1956.

Гнедич П. П. Всемирная история искусств. М., 1996.

Гущин А. С. Происхождение искусства. Л.; М., 1937.

Белявский В. А. Вавилон легендарный и Вавилон исторический. М., 1971.

Березин Ю. Е. Инки: исторический опыт империи. СПб., 1991.

Богословский Е. С. Повседневная жизнь в Древнем Египте // Древний мир глазами современников и историков. М., 1994.

Брайтон П. Путешествие в сакральный Египет. М., 1997.

Галич. М. История доколумбовых цивилизаций. М., 1990.

Гуляев В. И. Древние цивилизации Мезоамерики. М., 1975.

Гуляев В. И. Забытые города майя. М., 1984.

Дандамаев М. А. Вавилонские писцы. М., 1983.

Замаровский В. Их величества пирамиды. М., 1986.

История древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладель­ческой цивилизации: В 2 ч. М., 1988.

История Древнего мира: В 3-х кн. / Под ред. И. М. Дья­конова и др. М.,1989.

Картер Г. Гробница Тутанхамона. М., 1959.

Кинжалов Р. В. Орел, кецаль и крест: Очерки по культуре Мезоамерики. СПб., 1991.

Кинх Х. А. Древнеегипетский храм. М., 1979.

Клочков И. С. Духовная культура Вавилона: Человек, судьба, время, М., 1983.

Коростовцев М. А. Религия Древнего Египта. М., 1976.

Котрелл Л. Во времена фараонов. М., 1982.

Крамер С. История начинается в Шумере. М., 1965; 1990.

Культура Древнего Египта. М., 1976.

Алексеев В. М. Китайская поэма о поэте. Стансы Сы-кун Ту (873-908). Пг., 1916.

Алексеев В. М. Китайская народная картина. М., 1968.

Альбедиль М. Ф. Протоиндийская цивилизация. Очерки культуры. М., 1994.

Архитектура стран Юго-Восточной Азии: Очерки. М., 1959.

Ашвагоша. Жизнь Будды. М., 1913.

Ащенков Е.А. Архитектура Китая: Очерки/ Под. ред. Ю. С. Яралова. М., 1960.

Бабкина М. И., Патабенко С. Н. Народный театр Индии. М., 1964.

Белозерова Г. Г. Традиционная китайская мебель. М., 1980.

Боги, брахманы, люди: 400 лет индуизма. М., 1969.

Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация: Философия, наука и религия. М., 1980.

Бонгард-Левин Г. М. К проблеме историчности III собора в Паталипутре // Индия в древности. М., 1964.

Бонгард-Левин Г. М. Упадок хараппской цивилизации и вопрос об арийском нашествии // Народы Азии и Африки. М., 1963.

Бонгард-Левин Г. М. Хараппская цивилизация и «арийская проблема» // Советская этнография. 1962, № 1.

Бонгард-Левин Г. М., Гуров Н. В. Генезис дравидской культуры // Вестник АН СССР. М., 1985. №10.

Бонгард-Левин Г. М., Ильин Г. Ф. Индия в древности. М., 1985.

Бонгард-Левин Г. М. Мудрецы и философы древней Индии. М., 1975.

    1. Программные средства


Для успешного освоения дисциплины, студент использует следующие программные средства:

Microsoft Office, Adobe Acrobat


    1. Дистанционная поддержка дисциплины


Используется система LMS.

12.Материально-техническое обеспечение дисциплины


Использование проектора на занятиях.






Объясните мне целиком что-нибудь, и я объясню вам все.
ещё >>