Программа дисциплины «История и теория медиа» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины «Теория и история медиа» 1 188.84kb.
Программа дисциплины «Теория и история русской литературы» 4 713.25kb.
Программа дисциплины История и теория медиа  для направления 030600. 5 492.02kb.
Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 08. 1 210.22kb.
Программа дисциплины «Теория государства и права» 1 139.64kb.
Программа дисциплины Медиакультура для направления 031400. 62 «Культурология» 1 185.26kb.
Программа дисциплины «История политических и правовых учений» 1 114.66kb.
Рабочая программа дисциплины инструментализация истории в медиа 1 140.69kb.
Программа дисциплины «История и теория литературы» 3 498.81kb.
Программа дисциплины «История и теория массовых коммуникаций» 1 128.73kb.
Рабочая программа дисциплины история философии 3 550.37kb.
Вопросы киномонтажа 7 1799.79kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа дисциплины «История и теория медиа» - страница №1/2



Правительство Российской Федерации
Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет - Высшая школа экономики»
Факультет медиакоммуникаций

Департамент «Медиапроизводство и креативные индустрии»
Программа дисциплины
«История и теория медиа»

 

для направления 030600.68 «Журналистика» подготовки магистра


Авторы программы: к.ф.н., Ph.D., профессор И.В. Кирия, к.ф.н., доц. А.Г.Качкаева


Рекомендовано секцией УМС

журналистика
Председатель__________________

Шомова С.А.
«____»______________2011 г.





Одобрено на заседании департамента

медиапроизводства
Зав. департаментом____________________

И.В. Кирия
«____»______________2011 г.

Утверждено УС факультета

медиакоммуникаций
Ученый секретарь______________
«____»______________2011 г.








Москва, 2011

Пояснительная записка

Учебный курс «История и теория медиа» интегрирует в обобщенном и адаптированном друг к другу виде содержание курсов федерального стандарта с ориентацией на историю медиа (Современные зарубежные СМИ, История зарубежной журналистики) с одной стороны, и курсы по теории массовых коммуникаций ( Современные теории массовой коммуникации). В таком обобщенном виде курс в большей степени дает представление о социальной природе феноменов в области медиа и позволяет избавиться от «чистого историцизма» в рассмотрении медиакоммуникационных феноменов, представить студентам общую логику развития медиа и ее связь с развитием общества в целом, что соответствует исследовательским задачам магистратуры.



Цель курса: сформировать у магистрантов понимание истории развития и основных теоретических направлений исследований коммуникации и информации и тем самым дать представление о многоаспектности и плюридисциплинарности современных коммуникаций, включая медиа, технологии информации и коммуникации, индустрии культуры. Дать представление о том, как, и из чего сложился мир современных медиа (экономические и социальные предпосылки, технические открытия, потребность человека в информации и творчестве), как поступательно рождался особый язык аудиовизуальной коммуникации и в чем его специфические особенности.

Задачи курса:

  • Представить общие концептуальные рамки для интерпретации медиаизменений в обществе;

  • Продемонстрировать взаимосвязь между понятиями «коммуникация», «аудиовизуальная коммуникация», «масс-медиа», «средства массовой информации», «электронные медиа»;

  • Сформировать представления об основных этапах развития аудиовизуальной коммуникации (печать, фотография, радио, кино, телевидение, Интернет), о принципиальных технологических открытиях и людях, повлиявших на движение к прогрессу

  • Познакомить студентов с социальной историей технологий коммуникации, их видов;

  • Сформировать представления слушателей о развитии жанров и идей, распространяемых посредством медиа;

  • Дать общее представление о «карте медиа-теорий»;

  • Охарактеризовать основные теоретических концепции и истории развития теоретических парадигм;

  • Дать учащимся цельное представление о системе научного знания в области коммуникации, включая основные научные центры формирования этих знаний.

Разработчики курса исходят из того, что науки о коммуникациях лежат на стыке нескольких традиционных для науки методологических подходов: социологии, философии, антропологии, лингвистики, политологии, политической экономии. Таким образом, магистранты получают базовые методологические знания о системе наук и месте среди этих наук о коммуникации и информации. Курс построен на достаточно большом объеме литературы, в т. ч. на иностранном языке, поэтому в нем предполагаются семинарские и практические занятия.

Основные компетенции в рамках курса:

  • Понимание медиа и коммуникаций как широкого исследовательского объекта, умение интерпретировать различные коммуникативные феномены и оценивать роль журналистики в палитре коммуникаций;

  • Способность анализировать средства коммуникации и их формы

  • Способность учитывать всю широту коммуникационной среды при принятии менеджериальных решений

  • Умение критически оценивать те или иные «отраслевые» показатели

  • Умения в области разработки научной методологии и исследовательского проекта

Эта дисциплина формирует теоретический фундамент знаний об исследованиях массовой коммуникации, что необходимо на уровне магистратуры, так как этот вид обучения предполагает максимальную реализацию аналитических компетенций студентов. Дисциплина носит теоретический характер, предполагающий определенный уровень подготовки студентов. Программа составлена в предположении, что на уровне бакалавриата слушатели курса изучили такие дисциплины, как «Философия», «Социология» и «Социология массовых коммуникаций», «история печати» и т.д.

В качестве основы курса взяты разработки авторов программы, интегрирован зарубежный опыт преподавания теории коммуникаций во французских университетах (за основу брался Французский институт прессы и Университет Сен-Дени) и собственный опыт разработчиков программы, выработанной в ходе преподавания этой и схожих с ней дисциплин в Высшей школе журналистики и ОДПЖ ГУ-ВШЭ, Таллиннском Университете (г. Таллинн, Эстония), МГУ им. М.В. Ломоносова.

Курс рассчитан на 88 часов аудиторной нагрузки. Формой контроля является письменный экзамен (в форме теста с открытыми ответами и рассуждениями) и последующий устный ответ, построенный в форме комментариев на вопросы письменного экзамена. Промежуточными формами контроля является 1 контрольная работа и 2 домашних задания.
1. Форма организации учебного процесса:
- проведение лекционных занятий;

- проведение семинарских занятий;

- самостоятельная работа слушателей по освоению теоретического материала.
2. Тематический план учебной дисциплины

Дисциплина объемом 180 часов, 4 кредита





Наименование темы

Всего часов

Аудиторные часы


Самостоятельная работа

Лекции

Сем. и практич. Занятия




Раздел I. История медиа

82

30

10

42

1

Базовые категории курса: медиа, массовые коммуникации, коммуникация как процесс.

4

2

0

2

2

Медиаизменения и их связь с экономическим и политическим развитием обществ.

10

4

2

4

23

Основные формы коммуникации и их развитие.

8

4

0

4

4

История контроля массовых коммуникаций.

16

6

2

8

5

История медианосителей и технологий медиа.

22

6

4

12

6

История аудиовизуального искусства.

22

8

2

12




Раздел II. Теория медиа

98

34

14

50

27

Основные подходы: лингвистика, социология, политическая экономия, философия коммуникации. Классификация теорий.

4

2

0

2

48

Эмпирико-функционалистская школа изучения массовых коммуникаций

12

4

2

6

56

Критическая теория и философия. Теории индустриализации культуры.

12

4

2

6

67

Структурализм и семиотика, лингвистическая теория массовой коммуникации: основные концепции.

12

4

2

6

78

Психологические подходы к изучению массовых коммуникаций

6

2

0

4

79

Микросоциологические подходы к изучению коммуникации

4

2

0

2

910

Теории информационного общества

12

4

2

6

1 11

Социология диффузии инноваций и использования СМИ и техники

12

4

2

6

112

Школа Пало Альто, этнометодология и интеракционизм. Организационная коммуникация.

8

2

2

4

113

Политическая экономия коммуникаций.

16

6

2

8

1

ИТОГО

180

64

24

92



3. Базовый учебник

Почепцов Г.Г. Теория коммуникации / М.: Смартбук, 2008.

Бакулев Г.П. Массовая коммуникация. Западные теории и концепции. – М.: Аспект-пресс, 2005. – 176 с.

История печати / под ред. Я.Н. Засурского и Е.Л. Вартановой, 1 т., М.: Аспект-пресс, 2001.



4. Формы рубежного контроля и структура итоговой оценки
Промежуточной формой контроля является письменная контрольная работа в форме теста, а также 2 домашних работы, представляющие собой синтез теоретических представлений студентов о каком-либо медиа-феномене.

Формой контроля является экзамен в письменной форме с последующим устным собеседованием по результатам письменной работы. Слушатели должны хорошо ориентироваться в направлениях теорий информации и коммуникации, истории медиа и медианосителей, различать различные методологические подходы к изучению медиа и быть знакомыми с основополагающими текстами в этой области. Наконец, слушатели должны уметь аргументировать свою позицию, используя полученные знания, обобщать и систематизировать информацию. Итоговая оценка проставляется по формуле:


Оз*0,5+Ок*0,2+Ос*0,2+Оп

Где: Оз = оценка за экзамен по 10 бальной шкале

Ок = оценка за рубежные виды контроля по 10 бальной шкале (средняя за все)

Ос = оценка работы в ходе семинарских занятий, которая проставляется по 10 бальной шкале в зависимости от количества занятий, в которых студент проявил себя.

Оп = оценка за посещаемость, которая выставляется путем перевода показателя посещаемости в % в 10-бальную шкалу.
Итоговая оценка проставляется по 10 бальной шкале, где:
8-10 = «отлично»

6-7 = «хорошо»

4-5 = «удовлетворительно»

1-3 = «неудовлетворительно»


5. Содержание программы
Тема 1: Медиаизменения и их связь с экономическим и политическим развитием обществ.
Медиакоммуникации как распространение символических форм. Медианосители и усложнение государственных типов устройства. Усложнение общества как процесс контроля над насилием. Типы социальных порядков. Порядки закрытого доступа, характеристики их медиасреды. Порядки открытого доступа: характеристики медиасреды. Четыре формы власти и из взаимосвязи. Взаимосвязь политической и экономической форм власти. Взаимосвязь и взаимозаменяемость принудительной формы власти и символической формы власти. Медиа и эволюция экономики. Макроуровень коммуникаций в экономическом развитии (поддержка торговли, географии). Микроуровень (проблема информационной асимметрии в экономике, проблема доверия и «принуждения»). Развитие медиа как платной информации. Развитие медиа в контексте политики. Медиа в открытых политических режимах. Эволюция медиа от плюрализма мнений к «универсальности новостей». Церковь и символическая монополия, ее эволюция. Эволюция систем принуждения и коммуникативных форм их осуществления.
Основная литература:

  1. Норт Д., Уоллис Д., Вайнгаст Б. Насилие и социальные порядки. Концептуальные рамки для интерпретации письменной истории человечества / Издательство Института Гайдара, 2011

  2. История печати / под ред. Я.Н. Засурского и Е.Л. Вартановой, 1 т., М.: Аспект-пресс, 2001.

  3. История печати / под ред. Я.Н. Засурского и Е.Л. Вартановой, 2 т., М.: Аспект-пресс, 2002.

  4. История печати / под ред. Я.Н. Засурского, О.А. Бакулина, 3 т., М.: Аспект-пресс, 2008.

  5. Thompson, John (1995), The media and modernity: a social theory of the media, Stanford: Stanford University Press.

Дополнительная литература:

  1. Тили Ч. Принуждение, капитал и европейские государства. 990– 1992 гг. / М.: Издательский дом «Территория будущего», 2009.

  2. Coyne, Christopher & Leeson, Peter (2004), “Read All About It!!! Understanding the Role of Media in Economic Development”, Kyklos, vol. 57, pp. 21-44.

  3. Право на свободу слова. Роль СМИ в экономическом развитии, пер. с англ., М.: Всемирный банк, Изд-во «Весь мир», 2005.


Тема 2: Основные формы коммуникации и их развитие.
Четыре основных формы коммуникации: жест, изображение, речь и письменность. Промежуточная и переходная форма музыки как формы коммуникации. Особенности коммуникации у животных и отличие этой коммуникации от коммуникации у людей. Биологические и социальные семиотики, их отличие. Устная речь как автоматическая форма коммуникации. Изображение и эволюция изображения. Письменность как коммуникативная форма существования государств. От пиктографических к идеографическим и алфабетическим письменностям. Носители письма и их транспортабельность, ее роль. Основные коммуникативные жанры дискурса: экспрессивный, аргументативный и информативный.
Основная литература:

  1. История печати / под ред. Я.Н. Засурского и Е.Л. Вартановой, 1 т., М.: Аспект-пресс, 2001.

  2. История печати / под ред. Я.Н. Засурского и Е.Л. Вартановой, 2 т., М.: Аспект-пресс, 2002.

  3. История печати / под ред. Я.Н. Засурского, О.А. Бакулина, 3 т., М.: Аспект-пресс, 2008.

  4. Thompson, John (1995), The media and modernity: a social theory of the media, Stanford: Stanford University Press.

  5. Корнилова Е. А. Риторика – Искусство убеждать, М.: Изд-во МГУ, 2002

  6. Маклюэн М. Галактика Гуттенберга: становление человека печатающего, М.: Академический проект, 2005.

  7. Черных А.И. Мир современных медиа, М.: Территория будущего, 2007.

Дополнительная литература:

  1. Маклюэн М. Понимание медиа, Жуковский: Канон-пресс Ц, 2003.

  2. McQuail D. McQuail's Mass Communication Theory, London: Sage Publications, 2000


Тема 3: История контроля массовых коммуникаций.
Организация книжного промысла в странах Европы в допечатную эпоху. Церковный контроль коммуникации. Университетские корпорации и ограничение книжного промысла. Церковный контроль в централизованных и раздробленных странах. Основные политические вызовы книгопечатания. Рескрипты и привилегии как система регулирования печатного промысла. Первые периодические издания в системе привилегий. Эпоха Просвещения и «ломка» модели элитной книги. Роль буржуазных революций в Англии и Франции в развитии свободы слова. Свобода слова как право и его ограничения. Концепции свободы слова. Манипулятивные модели регулирования прессы в 19 в.: Наполеон и Бисмарк. Установление законодательных режимов свободы слова. 20 век и разделение «пропаганды» и «журналистики». Особенности советского и пост-советского периода контроля в России. Основные ограничители деятельности медиа: давление государства, корпораций, групп влияния.
Основная литература:

  1. История печати / под ред. Я.Н. Засурского и Е.Л. Вартановой, 1 т., М.: Аспект-пресс, 2001.

  2. История печати / под ред. Я.Н. Засурского и Е.Л. Вартановой, 2 т., М.: Аспект-пресс, 2002.

  3. История печати / под ред. Я.Н. Засурского, О.А. Бакулина, 3 т., М.: Аспект-пресс, 2008.

  4. Thompson, John (1995), The media and modernity: a social theory of the media, Stanford: Stanford University Press.

  5. Маклюэн М. Галактика Гуттенберга: становление человека печатающего, М.: Академический проект, 2005.

  6. Андрунас Е.Ч. Информационная элита: корпорации и рынок новостей. М., Изд-во МГУ, 1991.

  7. Беглов С. И. Империя меняет адрес, М.: МП-Паблиш, 1998

  8. Введение в мировую журналистику, Антология в 2 т., составитель Г. В. Пруцков, М.: Омега-Л, 2003

  9. Владимиров Л. И. Всемирная история книги, М.: Книга, 1988.

  10. Вороненкова Г. Ф. Путь длиной пять столетий, М.: Языки русской культуры, 1999.

  11. Иванян Э. А. От Дж. Вашингтона до Дж. Буша: Белый дом и пресса, М.: Политиздат, 1991

  12. История зарубежной журналистики: 1800-1945, хрестоматия, составитель Г. В. Прутцков, М., 2007

  13. Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики (февраль 1917 - 90-е гг.), Учеб. пособие для вузов под ред. Засурского Я.Н., М.: Изд-во МГУ, 1999.

  14. Орлов Ю.Я. Крах немецко-фашистской пропаганды в период войны против СССР, под ред. Засурского Я.Н., М.: Изд-во МГУ, 1985.

  15. Попов Ю.В. Публицисты Великой Французской революции, М.: Изд-во МГУ, 1989.

  16. Eizenstein E. The printing revolution in Early Modern Europe, Cambridge: Cambridge University Press, 1983.

  17. Любимов Б. И. Общественное вещание: британская модель, М.: ВК, 2006.

  18. Жирков Г.В. История цензуры в России XIX—XX вв. Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001.

Дополнительная литература:

  1. Маклюэн М. Понимание медиа, Жуковский: Канон-пресс Ц, 2003.

  2. McQuail D. McQuail's Mass Communication Theory, London: Sage Publications, 2000


Тема 4: История медианосителей и технологий медиа.
Основные формы существования книги: свиток и кодекс. Библиотеки и публичная практика потребления книги как носителя. Роль книгопечатной революции в трансформации социальной системы Европейских государств.

Изобретение оптического телеграфа Клода Чаппа: административно-политический аспект. Первая система кодирования сообщения в оптическом телеграфе. Военно-политическое использование оптического телеграфа. Первые попытки гражданского использования системы. Борьба между оптическим и электрическим телеграфом. Изобретение электрического телеграфа: первые виды применения и конкурирующие системы. Коммерциализация электрического телеграфа.

Система государственных монополий на средства связи. Особенности скелета транспортных инфраструктур и систем связи. Конкуренция между телефоном и телеграфом. Техническое устройство телефона. Особенности первых использований телефона. Телефон как система деловой связи. Применение телефона в сельской местности: американская и европейская модели. Телефон как система персональной связи и мутация городов в конце XIX в. Телефонное отставание и его причины.

Первые опыты по переносу изображений. Опыты Ньепса и изобретение фотографии как химического процесса для переноса гравюр. Дагер и изобретение дагеротипии (классической фотографии). Оппозиция системы «копирования» изображения и системы «уникального» изображения. Изобретение фотобумаги. От профессиональной к любительской съемке.

Акустическая дагеротипия. Опыты Надара. Томас Эдисон и изобретение фонографа. Фонограф как прибор, не вписавшийся в потребность музыкальной индустрии. Особенности записи музыки на восковый валик. Появление патефона. Патефон и фонограф: преимущества и недостатки.

Радио и телевидение как медианосители и средства транспорта. Основные технические и инфраструктурные особенности вещания: эфирное, кабельное, спутниковое. Цифровое телевизионное вещание. Интернет и электронные коммуникации.


Основная литература:

  1. История печати / под ред. Я.Н. Засурского и Е.Л. Вартановой, 1 т., М.: Аспект-пресс, 2001.

  2. История печати / под ред. Я.Н. Засурского и Е.Л. Вартановой, 2 т., М.: Аспект-пресс, 2002.

  3. История печати / под ред. Я.Н. Засурского, О.А. Бакулина, 3 т., М.: Аспект-пресс, 2008.

  4. Thompson, John (1995), The media and modernity: a social theory of the media, Stanford: Stanford University Press.

  5. Маклюэн М. Галактика Гуттенберга: становление человека печатающего, М.: Академический проект, 2005.

  6. Владимиров Л. И. Всемирная история книги, М.: Книга, 1988.

  7. Eizenstein E. The printing revolution in Early Modern Europe, Cambridge: Cambridge University Press, 1983.

  8. Поллак П. Из истории фотографии. – М.: Планета, 1983.

  9. Розин В.М. Визуальная культура и восприятие: Как человек видит и понимает мир. – М.: Едиториал УРСС, 2004.

Дополнительная литература:

  1. Маклюэн М. Понимание медиа, Жуковский: Канон-пресс Ц, 2003.

  2. McQuail D. McQuail's Mass Communication Theory, London: Sage Publications, 2000

  3. Хилько Н.Ф. Экранная культура: медиасистемы и технологии. Омск: Сиб.филиал Российского ин-та культурологии, 2003. – 104 с.

  4. Члиянц Г. Из истории телеграфа. РАДИОхобби, № 3/01, с. 2.

  5. Flichy P. Une histoire de la communication moderne, Paris : La Découverte, 1991



следующая страница >>



Миф нашей молодости разбивается о зеркало. Антоний Регульский
ещё >>