Программа дисциплины «История и теория массовых коммуникаций» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Социология массовых коммуникаций 1 16.29kb.
«социология массовых коммуникаций» 1 26.26kb.
Программа вступительного испытания 1 52.12kb.
Программа вступительного испытания 1 45.71kb.
А. В. Сорокин административно-правовое регулирование массовых коммуникаций 11 4056.8kb.
Программа дисциплины социология массовых коммуникаций для специальности... 1 131.61kb.
Панельная дискуссия «Методология исследований журналистики и массовых... 1 276.66kb.
Научно-теоретический и практический журнал для ученых и специалистов 1 44.72kb.
Программа дисциплины «Теория и история медиа» 1 188.84kb.
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/... 1 163.49kb.
Программа дисциплины «Теория и история русской литературы» 4 713.25kb.
Православие на Руси как оплот государственной власти 4 5 401.02kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа дисциплины «История и теория массовых коммуникаций» - страница №1/1

Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет Медиакоммуникаций



Программа дисциплины «История и теория массовых коммуникаций»

для направления 030600.68 подготовки магистра

для магистерской программы «Менеджмент в СМИ»

Авторы программы:

Блинова М.В., к.ф.н., mblinova@hse.ru

Одобрена на заседании Департамента «Медиапроизводство и креативные индустрии» «___»____________ 2012 г.

Зав. Департаментом И.В. Кирия
Рекомендована секцией УМС «Журналистика»

«___»____________ 2012 г

Председатель С.А. Шомова
Утверждена УС факультета Медиакоммуникаций «___»_____________2012 г.

Ученый секретарь А.А. Новикова ________________________

Москва, 2013

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

Пояснительная записка
Учебный курс «История и теория массовых коммуникаций» знакомит студентов с мировыми тенденциями развития массовой коммуникации. В рамках курса прослеживаются процессы развития информационно-коммуникационных процессов с древних времен до наших дней.

Курс читается на 2 курсе бакалавриата.



Основные цели курса


  1. Познакомить студентов с основными этапами развития информационных процессов в древних цивилизациях.

  2. Изучить основные тенденции в истории развития зарубежной журналистики.

  3. Проанализировать, какую роль играют средства массовой информации в общественно-политической жизни стран.

  4. Сформировать представление о лучших образцах зарубежной журналистики, проследив процессы развития печати, телевидения и радио в странах Европы, Северной Америки и Азии, выявить их сходства и определить различия.

  5. Проанализировать зарубежные концепции журналистики.

  6. Обозначить главные информационные империи мира в разные периоды развития и становления медиапространства.

Курс «История зарубежной журналистики» включает проведение семинарских занятий. Самостоятельная работа студента, помимо освоения теоретического материала, предполагает подготовку докладов к семинарским занятиям.




Форма организации учебного процесса

1.Тематический план учебной дисциплины




Название темы

Всего часов

Аудиторные занятия

Самостоятельная

работа

Лекции

Семинары и практические занятия




1

Преджурналистика.

Развитие информационных процессов в древних цивилизациях и Средневековье.









6




2

Формирование моделей печати в странах Западной Европы и Соединенных Штатах.

Появление первых периодических изданий.










8




3

Появление и развитие политической журналистики.







4




4

Пресса и государство.

Концепция свободы печати.









8




5

Развитие техники и технологий в XIX веке.

Появление информационных агентств и их роль в развитии коммуникаций.









8




6

Экономические аспекты развития журналистики в XIX-XX вв.







6




7

Зарождение и развитие радио и телевидения в XX столетии.







8




8

Становление и развитие массовых коммуникаций в странах Азии (Япония, Китай, Южная Корея).







8











































Всего:

56

0

56






2. Базовые учебники
Основная литература указана к каждой конкретной теме.

3. Формы контроля
Итоговая оценка, выставляемая за данный компонент курса, рассчитывается по формуле:

Ои = Оэкз*0,5 + Ос*0,2 + Т*0,1 + П*0,1

Где Ои – итоговая оценка по 10-бальной шкале,



Оэкз – оценка за устный экзамен по 10-бальной шкале,

Ос – оценка за работу на семинарах по 10-бальной шкале

Т - оценка за итоговый тест по 10-бальной шкале

П – посещаемость занятий, подсчитываемая путем перевода на % посещенных занятий в 10-балльную шкалу.

4. Содержание программы.

Тема 1

Преджурналистика. Развитие информационных процессов в древних цивилизациях и Средневековье.
Основные понятия курса в их историческом становлении. Журналистика. Публицистика. Пропаганда.

Появление письменности. Азбука.

Элементы журналистики в древнем Риме. Прообразы газеты в древнем Риме. Ораторское искусство как устная форма публицистики.

Появление «рынков новостей» и первых рукописных новостных изданий в торговых городах Европы.

Книгоиздательское дело в раннем Средневековье.

Развитие информационных процессов в позднем Средневековье.

Изобретение книгопечатания в Европе. Возникновение первых периодических изданий.

Основная литература


  1. Бюхер К. Происхождение газеты //История печати. Антология. - Т.2.- М., 2001.

  2. Владимиров Л.И. Всеобщая история книги: Древний мир. Средневековье. Возрождение. XVII век. М., 1988.

  3. Саламон Л. Всеобщая история прессы // История печати. Антология. - Т.1.- М., 2001.


Дополнительная литература

  1. Корнилова Е.Н. Риторика – искусство убеждать, своеобразие публицистики античной эпохи. М., 1998.

  2. Немировский Е.Л. Мир книги (с древних времен до начала ХХ века). М., 1986.

  3. Ученова В.В. У истоков публицистики. М. , 1989.


Тема 2

Формирование моделей печати в странах Западной Европы и Соединенных Штатах. Появление первых периодических изданий.
Англия. Появление книгопечатания. Появление новостных листков и распространение «Курантов» и «Меркуриев».

Франция. Рукописные новостные листки «Нувель». Появление и распространение книгопечатания. «Ля газетт». Журнальная периодика.

Германия. Появление первых изданий «Авизо». Типология печати в 16-17 вв.

США. Попытки издания газет в 17 веке. Первые американские газеты. Журнальная периодика 18 в.


Основная литература


  1. Вороненкова Г.Ф. Путь длинною в пять столетий: от рукописного листка до информационного общества. М., 1999.

  2. История печати. Антология. Т. 1, 2. М., 2001.

  3. Привалова Е.А. История американской журналистики XVII-XVIII веков. М.: факультет журналистики МГУ, 2009.

  4. Трубицина И.В. Зарождение и развитие английских периодических изданий в XVII веке. М., 1999.


Дополнительная литература

  1. Иванян Э.А. От Джорджа Вашингтона до Джорджа Буша: Белый дом и пресса. М., 1991.

  2. Попов Ю.В. Теофраст Ренодо – основатель французской журналистики// Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 1978, № 4.

Тема 3

Появление и развитие политической журналистики

Публицистика движения Реформации и Крестьянской войны в Германии. М. Лютер и Т.Мюнцер - проповедники-публицисты.

Формирование политической журналистики в период Английской буржуазной революции (1640-1660).

Становление политической журналистики в период Великой французской революции 1789-1794 гг.


Основная литература


  1. Вороненкова Г.Ф. Путь длинною в пять столетий: от рукописного листка до информационного общества. М., 1999.

  2. Попов Ю.В. Публицисты Великой французской революции. М., 1989.

  3. Трубицина И.В. Зарождение и развитие английских периодических изданий в XVII веке. М., 1999.


Тема 4

Пресса и государство. Концепция свободы печати
Зарождение и развитие лозунга свободы печати. Памфлет Джона Мильтона «Ареопагитика».

Появление и развитие цензуры в Западной Европе. Декларация прав человека и гражданина. Французская концепция свободы печати.

Печать Парижской коммуны. Закон о печати 1881 года и его влияние на дальнейшее развитие журналистики. «Золотой век» французской прессы.

Билль о правах. Американская концепция свободы печати. Роль Бенджамина Франклина в становлении независимой американской печати.

Германия. «Дебаты о свободе печати» К. Маркса. «Новая рейнская газета». Сотрудничество с Ф. Энгельсом. Бисмарк: газета как инструмент политики. Новый закон о прессе.


Основная литература


  1. Иванян Э.А. От Джорджа Вашингтона до Джорджа Буша: Белый дом и пресса. М., 1991.

  2. История печати. Антология. Т. 1, 2. М., 2001.

  3. Львов-Рогачевский В. Печать и цензура// История печати. – Т.2. – М., 2001.

  4. Мильтон Д. О свободе печати. Речь к английскому парламенту (Ареопагитика)// История печати. – Т.1. – М., 2001

  5. Новомбергский Н. Освобождение печати во Франции, Германии, Англии и России// История печати. – Т.2. – М., 2001

  6. Привалова Е.А. История американской журналистики XVII-XVIII веков. М.: факультет журналистики МГУ, 2009.

  7. Трубицина И.В. Зарождение и развитие английских периодических изданий в XVII веке. М., 1999.


Дополнительная литература



  1. История литературы США. Под ред. Я.Н. Засурского. Т.1. М., 1997.


Тема 5

Развитие техники и технологий в XIX веке. Появление информационных агентств и их роль в развитии коммуникиции.
Механизация печатного процесса. Новый печатный станок Ф. Кенига.

Изобретение фотографии.

Появление парохода.

Изобретение электромагнитного телеграфа. Роль телеграфной связи в развитии журналистики. Первые информационные агентства: «Вольф», «Гавас», «Рейтер».

Конец XIX - начало ХХ века: изобретение радио и появление кинематографа.
Основная литература

Дополнительная литература

Тема 6

Экономические аспекты развития журналистики в XIX-XX вв.
«Новый» журнализм. Появление массовой печати. «Желтая пресса» в США. Издательская деятельность Д. Пулитцера и У. Херста. Качественная пресса США.

«Желтая» пресса Англии. Издательская деятельность Д. Ньюнеса и братьев Хармсвортов.

Экономическая революция во французской прессе. Журналистская деятельность Жирардена.

Начало процесса концентрации и монополизации печати. Ведущие концерны печати конца XIX века.

Немецкая журналистика после крушения гитлеровского режима. Газетная империя Акселя Шпрингера. Деятельность концерна Бертельсманн. Региональный характер германской прессы.

Периодическая печать Франции XX в. Медиаимперия Робера Эрсана. Газеты «Фигаро» и «Монд». Периодические издания, связанные с политическими партиями – газеты «Либерасьон», «Юманите».

Реклама как контент и источник финансового благосостояния американской и европейской прессы.


Основная литература


  1. Андрунас Е.Ч. Информационная элита: корпорации и рынок новостей. М., 1991.

  2. Аникеев В.Е. История французской прессы (1830-1945). М., 1999.

  3. Беглов С.И. Четвертая власть: британская модель. М., 2002.

  4. Вороненкова Г.Ф. Путь длинною в пять столетий: от рукописного листка до информационного общества. М., 1999.


Дополнительная литература


  1. Живейнов Н.И. Капиталистическая пресса США. М,, 1956


Тема 7.
Зарождение и развитие радио и телевидения в XX столетии.

США. Развитие цветного телевидения в США. Общенациональные телесети и их филиалы – независимые телестанции. Программирование на американском эфирном телевидении. Роль рекламы.

Кабельное и спутниковое телевидение в США. Общественное телевидение в США. Роль ТВ в политической жизни страны.



Великобритания. Британская вещательная корпорация Би-би-си.

Становление телевидения. Особенности каналов Би-би-си.

Появление в Англии коммерческого телевидения. Корпорация ITV. Спутниковое телевидение B-Sky-B.

Германия. Учреждение общественных каналов АРД и ЦДФ. Появление коммерческого телевидения.

Франция. Государственный статус первых французских телеканалов. Переход к общественному телевидению. Создание Высшего совета по аудиовизуальным СМИ. Место общественного телевидения и радио в структуре вещания Франции. Коммерческое французское телевидение.
Основная литература


  1. Голядкин Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения М., 2004.

  2. Кузнецов Г.В. и др. Телевизионная журналистика. Глава 4. Телевидение за рубежом. М., 1998

  3. Любимов Г.И. 70 лет британского вещания. М., 1999.


Тема 8.

Становление и развитие массовых коммуникаций в странах Азии (Япония, Китай, Ю. Корея)

Рост потребности в информации и возможностей для ее сбора, обработки и распространения: экономические и технологические факторы. Появление первых газет в этих странах: ранние бизнес-модели. Ежедневная и журнальная пресса. Первый опыт формирования газетных компаний – 19 в. – газетно-издательских концернов.

Ежедневная печать: взаимоотношения центральных (общенациональных) и местных изданий. Место и роль англоязычной прессы на национальном рынке. Рынок новостей: повышение роли деловой и финансовой информации, новые форматы изданий, тиражная политика, место и роль на рекламном рынке.

Особенности журнального бизнеса в Японии. Жанр комиксов (манга) как образец успешного коммерческого медиапредприятия в Японии, Южной Корее и Китае.

Возникновение радиовещания и телевидения в этих странах. Особенности финансирования национального вещания. Коммерциализация телерадиовещания. Влияние процессов глобализации на СМИ стран Восточной Азии. Влияние телерадиовещания на структуру, модернизацию, бизнес-модели предприятий газетной и журнальной отраслей.

Расширение структуры национальных медиаконцернов. Специфика концентрации в каждой из исследуемых стран.

Новые формы доступа и программирования с использованием кабельных и спутниковых технологий, сегментация аудитории, адаптация общенациональных каналов, модели финансирования новых медиаотраслей. Изменения в жанровой структуре теле- и радиовещания. Первый опыт цифрового телевещания.

Роль мобильных коммуникаций в Китае, Японии, Ю.Корее.



Финансовые институты как кредиторы, инвесторы и собственники СМИ. Роль государства, журналистских клубов и других ассоциаций и организаций в распространении информации.


Основная литература


  1. Блинова М. В. СМИ в Японии: медиабизнес, традиции, культура. М.: МедиМир, 2008.

  2. Круглов Е.В. Пресса Южной Кореи. М., 2005.

  3. Сергеев Г. И. От дибао до «Жэньминь жибао»: путь в 1200 лет (История

средств массовой коммуникации Китая). М., 1989.

  1. Энциклопедия мировой индустрии СМИ. М., Аспект-пресс, 2006.



Дополнительная литература



  1. Блинова М. В. Япония и японцы: учебное пособие по страноведению. М.: ООО «Принта», 2008.

  2. Блинова М.В. Россия и Япония: Обзор рынков деловых СМИ//Экономика и менеджмент СМИ. Ежегодник, 2007. М.:МедиаМир, 2007.

  3. Сеферова М.В. Современная печать Японии. Учебно-методическое пособие. М.: Фак-т журн. МГУ, 2000.

  4. Сеферова М.В. Японская журналистика в ХХ столетии. Учебно-методическое пособие. М.: Фак-т журн. МГУ, 2001.


Экзаменационные вопросы.


  1. Способы передачи информации в древнем мире и раннем средневековье.

  2. Книгопечатание.

  3. Элементы журналистики в Древнем мире и Средневековье.

  4. Первые рукописные и печатные новостные издания в Европе.

  5. Формирование политической журналистики в период Английской буржуазной революции.

  6. Жанр памфлета как образец публицистики второй половины 17 в.

  7. Публицистика движения Реформации и крестьянской войны в Германии.

  8. «Новая рейнская газета». Журналистская и публицистическая деятельность Маркса и Энгельса.

  9. Публицисты Великой французской революции.

  10. Концентрация печати в США.

  11. Концентрация печати в Англии.

  12. Концентрация печати во Франции.

  13. Появление первых газет в Америке.

  14. Изобретение телеграфа. Роль телеграфной связи в развитии коммуникации.

  15. Издательская деятельность Джозефа Пулитцера и Уильяма Херста., появление «желтой прессы» в США.

  16. Создание газеты «Нью Йорк Таймс» и ее роль в развитии качественной прессы в Америке.

  17. Развитие журнальной прессы в США.

  18. Рождение радио и тележурналистики в США.

  19. Деятельность Федеральной комиссии связи США.

  20. Общенациональные сети США и их филиалы.

  21. Кабельное телевидение в США.

  22. Общественное телевидение в США.

  23. Роль рекламы на американском телевидении.

  24. Механизация печатного процесса. Новый печатный станок Ф. Кенига.

  25. Качественная печать в Англии. Становление газеты «Таймс».

  26. Массовая печать в Англии.

  27. Создание медиаимперии Руперта Мердока.

  28. Британская вещательная корпорация BBC и ее роль в общественно-политической жизни страны.

  29. Немецкая журналистика после крушения гитлеровского режима.

  30. Издательская деятельность Акселя Шпрингера.

  31. Деятельность концерна Бертельсманн.

  32. Общественные каналы германского телевидения.

  33. Создание массовой печати во Франции.

  34. Современная модель французского телевещания.

  35. Первые информационные агентства в Европе: роль, функции, особенности.

  36. Бисмарк и пресса.

  37. Крупнейшие информационные агентства мира.

  38. Сходство и различие между общественными каналами США и европейских стран.

  39. Развитие печати в Японии. Типология изданий.

  40. Особенности развития японского телевидения.

  41. Двойственная система телерадиовещания в Японии.

  42. Развитие китайской печати после создания КНР.

  43. Государственное телевидение в Китае.

  44. Печать в Ю.Корее.

  45. Телерадиовещание в Ю.Корее.

Автор программы – кандидат филологических наук,



доцент департамента «Медиапроизводство и креативные

индустрии» М.В. Блинова




Там, где есть мусульмане, есть нефть; обратное утверждение неверно. Чарлз Иссави
ещё >>