Программа дисциплины «история и философия науки» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
1. Цель освоения дисциплины «История и философия науки» Курс «История... 4 638.61kb.
Программа кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия... 1 210.37kb.
Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия... 1 124.86kb.
Программа кандидатского экзамена «История и философия науки» 1 159.6kb.
Программа кандидатского экзамена «История и философия науки» 1 159.44kb.
Программа кандидатского экзамена по дисциплине «история и философия... 3 434.53kb.
Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия... 1 300.19kb.
Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия... 4 763.81kb.
Программа кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки. 1 96.87kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Этос науки» по направлению... 1 246.29kb.
Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия... 1 105.46kb.
Примерная программа история и философия науки Рекомендуется для направления... 1 263.22kb.
1. Общие представления об античной философии 1 141.45kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа дисциплины «история и философия науки» - страница №1/4



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТАГАНРОГСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

Факультет психологии и социальных коммуникаций

Кафедра философии и социологии



«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по научной работе



_____________/Купчинов Н.Ф./

«____»___________2011 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ»
Для аспирантов направлений подготовки:

08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством по отраслям и сферам деятельности в т.ч.: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика природопользования; экономика предпринимательства; маркетинг; менеджмент)

08.00.10 – Финансы, денежное обращение и кредит

08.00.13 – Математические и инструментальные методы экономики

12.00.01 – Теория и история права и государства. История учений о праве и государстве

19.00.07 – Педагогическая психология

19.00.13 – Психология развития, акмеология

23.00.02 – Политические институты, процессы и технологии

Квалификация (ученая степень)

Кандидат наук

Общая трудоемкость 2Е (72 часа, из них 54 часов – аудиторные общие занятия, самостоятельная работа – 18 часов).



Авторы программы:

А.Д.Майданский, д.филос.н., доцент;

Т.В.Мордовцева д.культурологии, к.филос.н., профессор;

А.Ю.Мордовцев д.ю.н., профессор;

Т.В.Петренко к.филос.н., доцент;

И.А.Егорова, к.социол.н., доцент.



Контактный электронный адрес: t.mordovceva@tmei.ru
Рекомендована кафедрой философии и социологии

Дата_22.09.2011 г., протокол № __2___, ____________________

(подпись заведующего кафедрой)
Утверждена Советом факультета психологии и социальных коммуникаций

Дата_20.10.2011 г., протокол № __2____, _________________________

(подпись ученого секретаря)

Таганрог – 2011



1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Программа предназначена для аспирантов (соискателей) следующих спе­циальностей:

08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством по отраслям и сферам деятельности в т.ч.: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; маркетинг; менеджмент).

08.00.10 – Финансы, денежное обращение и кредит.

08.00.13 – Математические и инструментальные методы экономики.

12.00.01 - Теория и история права и государства. История учений о праве и государстве.

19.00.07 – Педагогическая психология.

19.00.13 – Психология развития, акмеология.

Программа по «Истории и философии науки» представляет собой общую для всех указанных в перечне специальностей базовую часть кандидатского экзамена по указанной дисциплине, обязательной для каждого соискателя ученой степени кандидата наук единый минимум требований к уровню знаний в философии и истории избранной научной области. Программа включает в себя: I часть «Общие проблемы философии науки», II часть «Философские проблемы социально-гуманитарных наук» и III часть «История экономических учений» для специальностей - 08.00.05, 08.00.10, 08.00.13 или «История учений о праве и государстве» для специальностей – 12.00.01, 23.00.02 или «История психологии» для специальностей 19.00.07, 19.00.13. Программа разработана в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура), утвержденными приказом № 1365 Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.03.2011 г. и составлена на основе типовой Программы кандидатских экзаменов «История и философия науки», одобренной президиумом Высшей аттестационной комиссии Минобразования России и утвержденной приказом Минобразования России от 17.02.2004 № 697.

Программа ориенти­рована на анализ основных мировоззренческих и методологических проблем, возникающих в науке на современном этапе ее развития, и по­лучение представления о тенденциях исторического развития науки по выбранной отрасли знания.

Индивидуальная и коллективная научная деятельность непосред­ственно или опосредованно связана с усвоением ее норм и методов, форм, структуры и функций научного знания, с осмыслением движущих сил, предпосылок, оснований и закономерностей роста и функционирования научного знания и познавательной деятельности. Изучению всех этих во­просов посвящен курс «История и философия науки», ориентированный на аспирантов.

 Цель изучения дисциплины: Ознакомление аспирантов с содержа­нием основных методов современной науки, принципами формирования научных гипотез и критериями выбора теорий, формирование понимания сущности научного познания и соотношения науки с другими областями культуры, создание философского образа современной науки, подготовка к восприятию материала различных наук для использования в конкретной области исследования.



Задачи курса:

- изучение основных разделов философии науки;

- освещение истории науки, общих закономерностей возникновения
и развития науки;

- приобретение навыков самостоятельного философского анализа содержания научных проблем, познавательной и социокультурной сущно­сти достижений и затруднений в развитии науки;

- обеспечение базы для усвоения современных научных знаний;

- знакомство с основными современными концепциями экономической, юридической, психологической науки.


2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП АСПИРАНТА
Дисциплина «История и философия науки» (ОД.А.01) относится к циклу обязательных дисциплин.

3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения дисциплины «История и философия науки» аспирант должен:

- знать содержание дисциплины «История и философия науки»;

- иметь достаточно полное представление о возможностях применения полученных знаний для философского анализа проблем фундаментальных и прикладных областей науки;

- владеть принципами анализа различных философских концепций науки;

- понимать природу, основания и предпосылки роста и развития со­временной науки, роль науки в развитии цивилизации, ценность научной рациональности и ее исторических типов;

- уметь использовать в познавательной деятельности научные методы и приемы.
4. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Вид учебной работы


Всего часов / зачетных единиц

Семестры

осенний

весенний

Аудиторные занятия (всего)

72







В том числе:










Лекции

54

28

26

Самостоятельная работа (всего)

18

-

18

Подготовка и написание реферата:







18

Итоговая аттестация (кандидатский экзамен)







+

Общая трудоемкость:

часы


зачетные единицы

72

2










5. Содержание курса


    5.1. СОДЕРЖАНИЕ I части

    «Общие проблемы философии науки»



Введение

    Первая часть курса «История и философия науки» представляет собой введение в общую проблематику философии науки. Наука рассматривается в широком социокультурном контексте и в ее историческом развитии. Особое внимание уделяется проблемам кризи­са современной техногенной цивилизации и глобальным тенденциям смены научной картины мира, типов научной рациональности, систе­мам ценностей, на которые ориентируются ученые. Содержание I части общенаучной дисциплины ориенти­ровано на анализ основных мировоззренческих и методологических проблем, возникающих в науке на современном этапе ее развития, и по­лучение представления о тенденциях исторического развития науки

Тема 1. Предмет и основные концепции современной философии науки.

    Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры. Современная фи­лософия науки как изучение общих закономерностей научного позна­ния в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном контексте.

    Эволюция подходов к анализу науки.

    Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Позити­вистская традиция а философии науки. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т Куна, П Фейерабенда, М. Полани.

    Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности.



Тема 2. Наука в культуре современной цивилизации

    Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры. Современная фи­лософия науки как изучение общих закономерностей научного позна­ния в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном контексте.

    Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного разви­тия и их базисные ценности. Ценность научной рациональности.

    Особенности научного познания. Наука и философия. Наука и ис­кусство. Наука и обыденное познание. Роль науки в современном обра­зовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила).


Тема 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

    Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии по­рождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных ис­торически сложившихся форм производства и обыденного опыта.

    Культура античного полиса и становление первых форм теоретичес­кой науки. Античная логика и математика. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университе­тах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого: человек — творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами — алхимия, астрология, магия. Западная и восточная средневековая наука.

    Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формиро­вание идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Р. Бэкон, У. Оккам. Предпосылки возникновения эксперимен­тального метода и его соединения с математическим описанием приро­ды: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре. Социокультурные предпосылки возникно­вения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы.

    Формирование науки как профессиональной деятельности. Возник­новение дисциплинарно организованной науки. Технологические при­менения науки. Формирование технических наук.

    Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования


Тема 4. Структура научного знания

    Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни, крите­рии их различения. Особенности эмпирического и теоретического язы­ка науки.

    Структура эмпирического знания. Эксперимент и наблюдение. Слу­чайные и систематические наблюдения. Применение естественных объ­ектов в функции приборов в систематическом наблюдении. Данные на­блюдения как тип эмпирического знания. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Процедуры формирования факта. Проблема тео­ретической нагруженности факта.

    Структура теоретического знания. Первичные теоретические моде­ли и законы Развитая теория. Теоретические модели как элемент внут­ренней организации теории. Ограниченность гипотетико-дедуктивной концепции теоретических знаний. Роль конструктивных методов в де­дуктивном развертывании теории. Развертывание теории как процесс решения задач. Парадигмальные образцы решения задач в составе тео­рии. Проблемы генезиса образцов. Математизация теоретического зна­ния. Виды интерпретации математического аппарата теории

    Основания науки. Структура оснований. Идеалы и нормы исследова­ния и их социокультурная размерность. Система идеалов и норм как схема метода деятельности.

    Научная картина мира. Исторические формы научной картины ми­ра Функции научной картины мира (картина мира как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа).

    Операциональные основания научной картины мира. Отношение онтологических постулатов науки к мировоззренческим доминантам культуры.

    Философские основания науки Роль философских идей и принци­пов в обосновании научного знания Философские идеи как эвристика научного поиска. Философское обоснование как условие включения на­учных знаний в культуру Логика и методология науки. Методы научно­го познания и их классификация


Тема 5. Динамика науки как процесс порождения нового знания

    Историческая изменчивость механизмов порождения научного зна­ния. Взаимодействие оснований науки и опыта как начальный этап ста­новления новой дисциплины. Проблема классификации. Обратное воз­действие эмпирических фактов на основания науки.

    Формирование первичных теоретических моделей и законов Роль аналогий в теоретическом поиске. Процедуры обоснования теоретичес­ких знаний. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования Меха­низмы развития научных понятий

    Становление развитой научной теории Классический и неклассиче­ский варианты формирования теории. Генезис образцов решения задач

    Проблемные ситуации в науке Перерастание частных задач в про­блемы Развитие оснований науки под влиянием новых теорий.

    Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.


Тема 6. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности

    Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Науч­ные революции как перестройка оснований науки Проблемы типоло­гии научных революций Внутридисциплинарные механизмы научных революций Междисциплинарные взаимодействия и «парадигмальные прививки» как фактор революционных преобразований в науке. Со­циокультурные предпосылки глобальных научных революций Пере- стройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренческих универсалий культуры Прогностическая роль философского знания Философия как генерация категориальных структур, необходимых для освоения новых типов системных объектов

    Научные революции как точки бифуркации в развитии знания Не­линейность роста знаний Селективная роль культурных традиций в вы­боре стратегий научного развития Проблема потенциально возможных историй науки

    Глобальные революции и типы научной рациональности. Историче­ская смена типов научной рациональности, классическая, неклассичес­кая, постнеклассическая наука


Тема 7. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса

    Главные характеристики современной, постнеклассической науки. Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных исследований Осво­ение саморазвивающихся «синергетических» систем и новые страте­гии научного поиска Роль нелинейной динамики и синергетики в раз­витии современных представлений об исторически развивающихся системах Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и си­стемного подходов. Глобальный эволюционизм и современная науч­ная картина мира. Сближение идеалов естественно-научного и соци­ально-гуманитарного познания Осмысление связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий иссле­довательской деятельности Расширение этоса науки Новые этичес­кие проблемы науки в конце XX столетия Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов Кризис идеа­ла ценностно-нейтрального исследования и проблема идеологизиро­ванной науки Экологическая этика и ее философские основания Философия русского космизма и учение В И Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере Проблемы экологической этики в современ­ной западной философии (Б Калликот О Леопольд, Р Аттфильд).

    Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих устано­вок техногенной цивилизации Сциентизм и антисциентизм Наука и паранаука Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре. Научная рациональность и проблема диалога культур. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.



Тема 8. Наука как социальный институт

    Различные подходы к определению социального института науки. Историческое развитие институциональных форм научной деятельнос­ти. Научные сообщества и их исторические типы (республика ученых XVII в.; научные сообщества эпохи дисциплинарно организованной на­уки; формирование междисциплинарных сообществ науки XX столе­тия). Научные школы. Подготовка научных кадров. Историческое раз­витие способов трансляции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера). Компьютеризация науки и ее социальные последствия. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема секретнос­ти и закрытости научных исследований. Проблема государственного ре­гулирования науки.

    литература

Основная литература

  1. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

  2. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. М., 1978.

  3. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М , 1990.

  4. Каире А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М., 1985.

  5. Кун Т. Структура научных революций. М., 2001.

  6. Малкей М. Наука и социология знания. М., 1983.

  7. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М., 1998.

  8. Огурцов А. П. Дисциплинарная структура науки. М., 1988.

  9. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

  10. Степин В. С. Философия науки. Общие проблемы. М., 2004.

  11. Традиции и революции в развитии науки. М., 1991.

  12. Философия и методология науки / Под ред. В.И. Купцова. М., 1996.

Дополнительная литература

  1. Гайденко П. П. Эволюция понятия науки (XVII—XVIII вв.) М., 1987

  2. Зотов А.Ф Современная западная философия. М , 2001.

  3. Кезин А.В. Наука в зеркале философии М., 1990.

  4. Келле ВЖ Наука как компонент социальной системы. М., 1988.



    5.2. СОДЕРЖАНИЕ II части

    «философские проблемы социально-гуманитарных наук»



    Введение

    Вторая часть кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» предназначена для аспирантов и соискателей ученых степеней всех научных специальностей, относя­щихся к социально-гуманитарному блоку наук. Она ориентиро­вана на анализ основных мировоззренческих и методологических про­блем, возникающих в науке на современном этапе ее развития, и получение представления о тенденциях исторического развития данной отрасли науки.



Тема 1. Общетеоретические подходы

    Философия как интегральная форма научных знаний, в том числе и зна­ний об обществе, культуре, истории и человеке (Платон, Аристотель, Кант, Гегель, Гоббс, Локк и др.). Донаучные, ненаучные и вненаучные знания об обществе, культуре, истории и человеке. Формирование научных дисцип­лин социально-гуманитарного цикла: эмпирические сведения и историко-логические реконструкции. Социокультурная обусловленность дисципли­нарной структуры научного знания: социология, экономика, политология, наука о культуре как отражение в познании относительной самостоятель­ности отдельных сфер общества.

    Зависимость СГН от социального контек­ста: классическая, неклассическая и постнеклассическая наука. СГН как феномен, зародившийся на Западе, его общечеловеческое значение. Рос­сийский контекст применения социального знания и смены его парадигм.



Тема 2. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания

    Сходства и отличия наук о природе и наук об обществе: современные трактовки проблемы. Особенности общества и человека, его коммуника­ций и духовной жизни как объектов познания: многообразие, неповторя­емость, уникальность, случайность, изменчивость. Конвергенция естест­венно-научного и социально-гуманитарного знания в неклассической науке, эволюция и механизмы взаимодействия. Гуманизация и гуманитаризация современного естествознания. Возможность применения матема­тики и компьютерного моделирования в СГН. Научная картина мира в социально-гуманитарных науках.

Тема 3. Субъект социально-гуманитарного познания

    Индивидуальный субъект, его форма существования. Включенность сознания субъекта, его системы ценностей и интересов в объект иссле­дования СГН. Личностное неявное знание субъекта. Индивидуальное и коллективное бессознательное в гуманитарном познании.

    Коллектив­ный субъект, его формы существования. Научное сообщество как субъ­ект познания Коммуникативная рациональность. Роль традиций, цен­ностей, образцов интерпретации и «предрассудков» (Гадамер) в межсубъектном понимании и смыслополагании.



Тема 4. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании

    И. Кант: диалектика теоретического и практического (нравственно­го) разума. Методологические функции «предпосылочного знания» и регулятивных принципов в науке. Явные и неявные ценностные предпо­сылки как следствия коммуникативности СГН. Оценочные суждения в науке и необходимость «ценностной нейтральности» в социальном ис­следовании. Принципы «логики социальных наук» К. Поппера. Роль на­учной картины мира, стиля научного познания, философских категорий и принципов, представлений здравого смысла в исследовательском про­цессе социально-гуманитарных наук. Вненаучные критерии: принципы красоты и простоты в социально-гуманитарном познании.


следующая страница >>



Если это покупают, значит, это искусство. Фрэнк Ллойд Райт
ещё >>